Елецкие кружева история промысла кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Региональная научно-практическая конференция обучающихся

Секция: краеведение

Детцель Екатерина

Научный руководитель:

Дунаева Ольга Николаевна

учитель технологии

Место выполнения работы:

МАОУ СОШ №29 г.Липецка

Глава 1. Народный промысел елецкое кружево………………………..…4

Глава 2. Технология аппликации по мотивам елецкого кружева………..7

Список литературы и интернет-ресурсы………………………………….11

Покуда связь времен жива –
В Ельце плетутся кружева…
Она плела, когда жил Пушкин,
Наш город был тогда другим,
И, незаметно став старушкой,
Все завещала молодым.
И вот уж маленькая внучка,
Забросив старые игрушки,
Своей невинной детской ручкой
Берет старинные коклюшки.
Пусть голодно, и власть сменилась,
Война гражданская идет,
Но ремесло все ж не забылось,
И вот уж девушка плетет.
Взрывали, рушили, крушили,
И плакал город о церквях,
Но красоту не погубили –
Она осталась в кружевах.
Порой узор морозный тронет,
Иль паутинки тонкой сетка,
И эта красота напомнит
Ручного кружева салфетку…
Прошли года и лихолетья,
В Ельце сменилось столько лиц.
Но краше всех чудес на свете
Талант елецких кружевниц!
Покуда связь времен жива –
В Ельце плетутся кружева…

Актуальность исследования:

Кто-то из вас, может быть, слышал о елецких кружевах? Уже несколько веков существует промысел, переживающий сейчас подъем. Центром кружевного искусства является город Елец Липецкой области. Издавна искусство плетения кружев было излюбленным народным ремеслом. Старинное елецкое кружево отличалось необычайной тонкостью и тщательностью отделки. Елецкие мастерицы выработали свой особый стиль кружевоплетения, отличительной особенностью которого является мелкий стиль и тонкие, изящные мотивы. К сожалению, в 90-х годах технология елецкого кружевоплетения была почти забыта, мастериц, владеющих секретами ремесла практически не осталось. В своей работе я хотела бы выяснить, можно ли найти альтернативу применению елецкому кружеву в декоративно-прикладном искусстве, можно ли использовать традиционное кружево в новых нестандартных ситуациях оформления предметов быта.

Гипотеза: Если народный промысел елецкие кружева сочетает в себе неповторимость русских традиций и отличительных особенностей, изысканность и уникальность, то аппликация по мотивам елецкого кружева отражает креативный, новаторский подход к современным способам декорирования предметов быта и одежды.

Задачи исследования: обобщить разрозненные сведения по истории создания

промысла, о его настоящем и будущем;

выявить характерные особенности елецкого кружева;

выяснить, елецкие кружева – это ремесло или промысел;

выполнить аппликацию по мотивам елецкого кружева.

Объект исследования: народный промысел елецкое кружево.

Предмет исследования: аппликация по мотивам елецкого кружева.

Методы исследования: анализ литературы по декоративно-прикладному творчеству, обобщение фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация, моделирование.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Народный промысел елецкие кружева

История елецкого кружева

Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. 2 Однако…

Елецкое кружево зародилось в богатых купеческих семьях и помещичьих усадьбах. Там выплетались кружева исключительно для домашнего обихода и, главным образом, для украшения полотенец. Постепенно оно стало обслуживать не только потребности домашнего быта и народных обрядов, но и церковного богослужения. (рис.1 приложения).

К середине ХIХ века домашнее женское ремесло кружевоплетения превращается в Ельце в художественный промысел. Кружево плели и по заказам и для себя. Император Николай 1 своим указом от 1 июня 1846 года в торговых правах уравнял в торговых правах Елец с российскими губернскими и портовыми городами. К середине ХIХ века домашнее женское ремесло кружевоплетения превращается в Ельце в художественный промысел.

Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия. Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок.

С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью 4 .

Про́мысел — занятие с целью получения выгоды каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Промыслы по характеру своей деятельности можно подразделить на те, в которых производится что-либо и те, в которых добывается что-либо, созданное природой 5 .

Итак, промыслы — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение.

Если, по мере своего развития, промысел или ремесло повышает свой эстетический аспект, и его продукция, не теряя своей утилитарности, приобретает всё большую художественную ценность, то такое ремесло может называться прикладным искусством (плетение кружев, производство игрушек (лаковых и керамических), ковроткачество, золотошвейное ремесло).

Таким образом, кружевоплетение превратилось в кружевной промысел, он городского происхождения. Кружевной промысел Елецкого уезда является одним из наиболее крупных кустарных промыслов в России. Сначала появился в Ельце, а оттуда перешел в уезд. Первое исследование местного кружевного промысла было произведено С.А.Давыдовой по поручению комиссии по исследованию кустарной промышленности в России в 1880 году. 7

Расцвет истории елецкого кружева приходится на 1870–1880-е годы, его производство по своему объему занимало в России первое место. А центром кружевоплетения становится Елецкий Знаменский женский монастырь. Двести его насельниц создали своего рода школу для елецких кружевниц. Здесь выполнялись заказы для украшения церквей, одежды священнослужителей, делались штучные изделия из золотых и серебряных нитей для особ императорского двора. Известно, что всего за месяц монахини изготовили неповторимые по красоте платья Великим Княгиням Романовым – Ольге и Ксении.

В Ельце и соседних волостях (Ламской, Дрезгаловской, Суворовской, Воронецкой) насчитывалось около десяти тысяч кружевниц, изготовляющих не менее 2 миллионов аршин кружев, на сумму до 300 тысяч рублей. Накануне первой мировой войны мастериц стало больше сорока тысяч.

Первая мировая война (1914г) произвела большие перемены на российском кружевном рынке. Сократилось промышленное изготовление и, следовательно, возрос спрос на кустарные кружева. Но подорожание сырья, снижение закупочных цен на кружева, переход на плетение белого кружева, требовавшего большей аккуратности и умения, повлекло за собой сокращение производства. 8

Отличительные особенности елецкого кружева

Нитки и ткани окрашивались экологически чистыми, растительными составами собственного приготовления – из лепестков желтоцвета получали желтую краску, из полевого василька – голубую.

Своеобразие елецких кружевных изделий — в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора. Особенностью елецкого кружева является изысканность, легкость, воздушность.

Специфика крупных Елецких штучных изделий в построении композиции центрального поля из отдельных элементов — розеток или квадратных фигур, которые, ритмично повторяясь, отвечают орнаменту края и как бы рельефно выступают на плотной узорной решетке фона (рис.7 приложения). Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок, сочетая сцепную технику с парной. В этом — одна из выразительных особенностей Елецкого кружева.

Техника плетения кружева

Кружево вырабатывают различными способами: плетением, вязанием, вышиванием, ткачеством и др. Плетут кружева по особым рисункам – сколкам, которые наносят проколами на бумагу или картон. В проколы вставляют булавки, к ним прикрепляют кружево во время работы. Процесс плетения происходит так: мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры (рис. 8, 9 приложения). Число коклюшек зависит от ширины кружева и сложности рисунка 9 . Техника плетения елецких кружевных изделий – парный способ, реже – сцепные кружева. Часть кружев (применяемых в основном для отделки швейных изделий) вырабатывают на кружевных машинах по рисункам, созданным в характере елецких кружев ручного плетения (рис.10 приложения). Кружевницы Ельца свободно владеют парной и сцепной техникой. Они обладают высоким уровнем мастерства и искусства кружевоплетения, которое используют при выполнении разнообразных воротников, жабо, жилетов, скатертей, салфеток и многих других изделий.

Глава 2. Технология аппликации по мотивам елецкого кружева.

Творческое задание

Используя креативный подход, а также материалы - кружево, белую и цветную бумагу (картон), белый карандаш, ножницы - выполнить работу в технике кружевной аппликации, отражающей характерные черты елецкого кружева.

Кружевная аппликация

Аппликация — один из древних способов декоративного оформления предметов быта.[5] Своеобразие аппликации заключается в том, что элементы изображения вырезаются из одного материала и накладывают на фон из того же или другого материала. Материал может быть разнообразен: бумага, картон, фольга, ткань, фетр, кожа и т.д. Интересно выглядит работа из двух материалов, например, из ткани, наложенной на бумагу, соломы, соединенной с деревом, разноцветной бумаги, наклеенной на картон. От выбранного материала зависит инструмент, которым работать. Для бумаги, ткани, картона лучший инструмент — ножницы, для соломы можно использовать острый ножик, лезвие для бритья. Чтобы закрепить фоновое изображение, чаще всего используют клей из картофельной или пшеничной муки, столярный, БФ-2. Ткань с тканью соединяют с помощью нитей, а дерево к дереву или фольгу к дереву прикрепляют гвоздями.

Аппликация (как и всякая техника) имеет свои особенности, присущие только ей. Так, например, аппликацией невозможно передать тонкие переливы цвета, присущие акварели; нельзя использовать в аппликации длинные и тонкие штрихи, как это делается в гравюре. Аппликация требует упрощенных, обобщенных лаконичных форм и декоративной их трактовки.

Кружевная аппликация - это очень изящный и красивый вид рукоделия. Кружево это интересный элемент декорирования. Существует большое разнообразие видов кружева. Кружевная аппликация может быть сделана как из кружева ручной работы, так и кружева промышленного изготовления. Кружево ручной работы может быть выполнено в технике фриволите, ажурной глади или вывязано крючком или спицами. Кружевная аппликация заключает в себе огромные возможности для творчества. Стиль аппликации из кружева обычно растительный, цветочный. Легкое воздушное и изящное кружево можно сочетать с контрастными или однотонными тканями основы.

Используемые материалы

Термин "кружево" встречается в русских летописях уже в XIII в. при описаниях богато украшенной одежды князей. Но в то время понятие кружева было другим. Так называли различные декоративные элементы, окаймляющие ту или иную одежду. Существовали следующие виды кружева: металлическое кованое (золотое, серебряное), волочёное, плетеное, пряденое, низаное и шитое жемчугом. Западно-европейское кружево стало проникать в Россию во второй половине XVII в. В начале XVIII в. кружево служило отделкой одежды особ дворянско-помещичьей верхушки в связи с европеизацией русского костюма и быта, предписанной Петром I. В крестьянском быту русского населения до XVII-XVIII вв. кружева для оформления костюма не применялись.

В данной работе мой основной материал – кружево. Кружево – ажурная ткань, созданная вручную. Для ее производства используются различные приспособления и техники плетения. Можно выделить два основных вида кружева: сделанное с помощью коклюшек и крючком. Таким образом, под понятием кружево мы имеем в виду вид ткани, создаваемый при помощи коклюшек и крючков.

Виды кружева

В первую очередь кружево разделяется по способу исполнения: машинное или ручное. Техника кружевоплетения делится на несколько основных направлений:

Фриволите (frivolite) – плетётся при помощи специального челнока. Основа фриволите – двойные узлы и пико, образующие собой плавные линии, круги, дуги или кольца. Наиболее часто в этой технике используется замкнутый мотив. При необходимости построения более сложной композиции отдельно изготавливаются замкнутые мотивы и соединяются вместе при помощи пико.

На коклюшках (утонченных у основания деревянных палочках) – такие кружева плетутся из нескольких ниток одновременно. По способу изготовления они делятся на три вида. Численные кружева получаются переплетением нитей в строго определенном порядке, имеют геометрические узоры. Сколочные изготавливаются по рисунку, прикреплённому к валику, нитки крепятся при помощи булавок. Сцепное плетется отдельными частями, по заранее заготовленному эскизу. На коклюшках вяжутся брюггские, мехельнские, вятские, елецкие, рязанские и прочие кружева [7].

Хардангер (hardanger) – скандинавская техника строчечной вышивки, имитирующая кружево.

Макраме (makrame) – техника плетения из узелков. При помощи основных и рабочих нитей можно создавать различные варианты узоров. Характерной чертой макраме является бахрома, которую собирают в одну или более кисточек.

Филейная техника – для изготовления кружев используют челноки и специальные палочки. Этот вид представляет собой плетение сеток и последующее вышивание на них. Сам способ плетения заимствован у рыболовных сетей, но при этом используется более тонкий материал. Существует так же простое филе – это отдельное изготовление сеток, без вышивки (скатерти, салфетки, накидки, сумки и т.д.).

Вязание крючком – делится на два основных направления техники вязания: коротким и длинным крючком. Первым вариантом изготавливается кружево: обычное, ирландское, гипюр, на вилке и планочке. При помощи длинного крючка вяжутся тунисское, афганское и викторианское кружево.

Для своей аппликации я буду использовать отдельные элементы из готового (машинного) кружева (рис. 12 приложения).

Клеевое соединение

Обеспечивает высокую прочность склеивания

Техника безопасности

При работе с клеем пользоваться кисточкой, если это требуется.

Брать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

Излишки клея убирать мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Во время работы открывать окно и проветривать помещение.

Сегодня я хочу воспеть и восславить

«Сердце доброе, щедрость да разум,

В работе мне удалось выяснить, что кружевной промысел Елецкого уезда являлся одним из наиболее крупных кустарных промыслов в России. Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим. В исследовании отражена история народного промысла елецкие кружева, неповторимость русских традиций кружевоплетения, отличительных особенностей коклюшечного кружева, его изысканность и уникальность.

Практическая значимость представлена одним из креативных, новаторских подходов к декорированию предметов быта и одежды – аппликация по мотивам елецкого кружева (рис. приложения). Аппликация по мотивам елецкого кружева - это изящный и красивый вид декоративно-прикладного творчества. Кружево - интересный элемент декорирования и заключает в себе огромные возможности для творчества. Кружевная аппликация выполняется как из кружева ручной работы, так и кружева промышленного изготовления. Стиль аппликации из кружева растительный, цветочный.

На мой взгляд, новизна работы заключается в разработке оригинальной технологии современного способа декорирования предметов быта на основе традиций местных промыслов, характерных особенностей елецкого кружева.



Елецкое кружево – разновидность русского кружева, выполняющегося на коклюшках. Промысел известен в России с начала XVIII века. Основной центр производства - город Елец Липецкой области. Елецкое кружево отличается особой тонкостью и легкостью, чем превосходит знаменитое вологодское кружево.

История

В XVIII веке работы европейских мастеров впервые попали в Россию и в Ельце началось активное освоение нового промысла. Вскоре у местных мастериц появился собственный стиль. Впервые Елецкое кружево было представлен миру на Всемирной выставке в Вене в 1873 году и было высоко оценено зарубежной публикой. Впоследствии работы русских кружевниц выставлялись на более чем 120 международных выставках, на многих из них елецкое кружево удостаивалось золотых медалей.

Состояние

Впечатления

На фабрике в Ельце создается около 200 видов кружев: от самых простых до самых сложных. Изделия фабрики участвуют в многочисленных ярмарках и фестивалях по всей России, в рамках которых все желающие могут приобрести уникальные изделия из елецкого кружева.

Елецкие кружева

Елецкие кружева — это уникальные изделия, которые пользуются популярностью не только на территории России, но и по всему миру. Данный промысел характеризуется многовековой историей, уникальными особенностями плетения и многими другими отличиями, которые выделяют его на фоне аналогичных решений.



История и развитие

Плести кружевные изделия в городе Ельце начали не позже 1801 года — именно эту дату нашли на прошве старинного полотенца. По мнению многочисленных историков, первые узоры и композиции из рисунков были привезены из Германии, Франции и Бельгии. Со временем местные художники начали развивать самобытный стиль, что привело к развитию уникального кружева.



На формирование и скорое развитие художественного промысла в основном повлияли быстрое истощение почвы и некачественные урожаи.

Вследствие определенных проблем с сельским хозяйством, крестьяне начали искать дополнительные заработки.




На совершенствование кружевоплетения также оказало влияние относительная дешевизна инструментов и сырья, что позволило большей части населения открывать собственные мастерские. Исторические справки указывают на то, что многие предприниматели того времени отказывались от других методов заработка и развивали кружевную отрасль.

Помимо перечисленных факторов, промысел начал активно развиваться за счет строительства железнодорожного пути, что дало возможность продавать уникальные изделия по всей стране. В промышленных масштабах вывозилась такая продукция, как платья, ночные сорочки, воротники, скатерти, салфетки и разнообразные элементы декора.



Со временем елецкие кружева начали распространяться по всему миру. Впервые мир увидел эти изделия в 1873 году на Всемирной выставке в Вене. Уникальная кружевная продукция сразу очаровала окружающих — она получила высокие оценки от специалистов и зрителей.

До 1930 года елецкие кружевные изделия показывались на 120 различных выставках по всему миру, вызывая у публики искреннее восхищение. На московской выставке в 1994 году кружева получили золотую медаль и общественное признание. С тех пор изделия активно экспортируются в СНГ и многие другие мировые страны.

В старину рукоделие было неотъемлемой частью быта русских женщин и девушек.

Елецкое кружево делается при помощи коклюшек. | Фото: ddt48.ru.

Елецкое кружево делается при помощи коклюшек.

Кружевной кокошник. | Фото: colors.life.

Из-за относительной дешевизны ниток кружевоплетением могли заниматься представительницы низших сословий, а после отмены крепостного права 1861 года для бывших крепостных это и вовсе стало чуть ли не единственным видом заработка.
Кружевоплетением занимались в радиусе 30 километров от Ельца. Наиболее ценились изделия мастериц Знаменского монастыря. В своей работе женщины использовали шелковые, льняные, хлопчатобумажные нитки.Кружевной кокошник.

Кружевной аксессуар. | Фото: ozonmag azin.ru.

Кружевной аксессуар.

К концу XIX века Елец занял первое место в России по производству кружева. В 1890-х годах в этом промысле было занято более 30 тысяч жителей. За свое изящество, прозрачность и воздушность узоров елецкие кружева ценятся до сих пор.

"Ох, елецкое тонкое кружево,
Под коклюшки душою звеня…
Из комода я сколок возьму,
Все иголочки в нем переткну…
Счастья выплету белый узор -
И получится наш разговор! "

Впервые Елец упоминается в летописи от 1146 г. как укреплённый пункт для защиты от половцев на рубеже Рязанского княжества. Название от русского диалектного елец "дубовый или еловый лесок, заросль, роща".

Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее к нам из Европы искусство. Известно, что в елецкой округе, в радиусе до 25 вёрст, уже в начале прошлого столетия далеко не простое ремесло кружевоплетение освоили сотни человек. Поначалу рисунки для узоров ельчанам доставлялись из-за границы, но со временем здесь появились свои самобытные художники, свой, неповторимый стиль, который отличает елецкие кружева и поныне.Художники по кружеву, в разное время работавшие на предприятии Елецкие кружева — Рябых Эльвира Константиновна художник по вышивке, Дорошенко Светлана, Васенкова Анна Дмитриевна, Пальчикова Клавдия Дмитриевна. Скатерть, автор Светлана Дорошенко Скатерть, автор Светлана Дорошенко

Перчатки и шапчка-шлем , автор Дорошенко Светлана

коллекция одежды

Пелерина, перчатки, автор Светлана Дорошенко

выставка

Жакет, автор С . Дорошенко

Мэр города Липецка в дар Алексию 2 кружевное панно,на открытие храма Христа Спасителя.Панно выполнено по рисунку С Дорошенко.Сейчас панно находится в музее храма Христа Спасителя.

Это маленькая толика того, что создала художник Светлана Дорошенко. Ее кружевные модели узнаваемы. Наверняка эти фото многие встречали в интернете. А это работы Светланы Фадеевой: Жакет, автор Фадеева С.Е. Палантин , перчатки и шапочка, автор Светлана Фадеева. Туника Рыбки , автор Фадеева С. Е. Вечернее платье Царица ночи, автор кружевной части Светлана Евгеньевна Фадеева.

кружево ручной работы

Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. В1927году году на Всемирной выставке в Париже была получена золотая медаль, в 1938 году – в Нью-Йорке. Работы елецких кружевниц неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, получали медали, дипломы и награды. Диплом второй степени и большую Серебряную медаль завоевали елецкие кружева в 1957 году на всемирной выставке в Брюсселе. Они были отмечены призами на выставках в Лондоне и Нью-Йорке. А в 1994 году на выставке в Москве елецкие кружева были удостоены золотой медали.Коллекции изделий елецких кружевниц хранятся в Музее народного искусства, Государственном Русском музее, Государственном Музее этнографии СССР, и других музеях страны. Центральная скатерть — работа Светланы Дорошенко.

Воздушная ажурная паутинка: знаменитое елецкое кружево

Кружево по красоте сравнивают то с паутиной, сверкающей в лучах солнца, то с морозным узором на оконном стекле, то со сказочным разноцветьем лугов. Кружева способны преобразить любое изделие, сделать из повседневного праздничным любой наряд. В отличии от изделий мастериц других районов страны, елецкие кружева богаты более светлой сеткой, узорчатыми деталями, различной плотностью плетения, выбором новых мотивов в формах цветов и листьев. Елецкие кружева выделяются также своеобразным построением композиции рисунка: орнамент на крупных вещах состоит из небольших отдельных растительных узоров, розеток, квадратов и нарядных решеток. Весь рисунок кружева построен в строгом выразительном ритме: детали чередуются, но вместе составляют единую художественную, осмысленную, гармонически слитную картинку.

Полупальто , автор Дорошенко С. В.

художник

А совсем недавно я познакомилась с творчеством еще одной замечательной женщины — художника по елецкому кружеву Светланы Бондарчук.

Я поняла, чьи это работы, в которых просматриваются крылья птиц, работы,которые восхищают и завораживают.

кружево для одежды

В небольшой светлой комнате стояли манекены, на них кружево сказочной красоты. Красоты необычайной. Вы видели когда-нибудь целое платье из кружева? А пальто? А царственный шлем россиянки средних веков из золотой нити? Ваша фантазия может отдыхать. Подобную роскошь и красоту и вообразить себе невозможно, не готово наше воображение представить себе, к примеру, брючный костюм, целиком сплетенный из нитей голыми руками без единой строчечки." Из биографии Светланы Бондарчук. Светлана, девочка из провинции, после окончания школы приехала покорять Москву, окончив в Армавире художественную школу. Она из семьи военнослужащего. В художественном училище имени 1905 года ей сказали, что у нее декоративное ощущение живописи, рисунка и композиции, и посоветовали поступать в Московское художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Туда они с папой и отправились.

"Когда мне было 15 лет, мне очень понравилось слово кружево. Я просто им заболела – оно казалось очень воздушным. Я же еще не знала, что это часы кропотливой работы. Такая вот ошибка молодости, - смеется Светлана Бондарчук.

кружево ручной работы

Мастерству Светлана Бондарчук училась основательно: закончила Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина (отделение кружевоплетения), получив квалификацию художник-мастер, и Московский технологический институт, отделение декоративно прикладного исскуства .

Светлана Бондарчук с копией кружевного пальто Людмилы Зыкиной

Царственный шлем россиянки средних веков. Золотая нить.

выставка

Все эти сведения можно почерпнуть из интернета. Фотографии также находятся в свободном доступе. Сегодня хочу познакомить и вас с несколькими работами Светланы Анатольевны Бондарчук.

Воздушная ажурная паутинка: знаменитое елецкое кружево

Пальто. 1998 г. Шелк, гарус.

Воздушная ажурная паутинка: знаменитое елецкое кружево

Юбка. 2002 г. Шелк

Воздушная ажурная паутинка: знаменитое елецкое кружево

Воздушная ажурная паутинка: знаменитое елецкое кружево

Жилет. 1995 г. Шелк, мулине, искусственный жемчуг

Воздушная ажурная паутинка: знаменитое елецкое кружево

Воздушная ажурная паутинка: знаменитое елецкое кружево

Воздушная ажурная паутинка: знаменитое елецкое кружево

Воздушная ажурная паутинка: знаменитое елецкое кружево

Воздушная ажурная паутинка: знаменитое елецкое кружево

Воздушная ажурная паутинка: знаменитое елецкое кружево

Жакет . 2002 г. Шелк, метанит

Воздушная ажурная паутинка: знаменитое елецкое кружево

Воздушная ажурная паутинка: знаменитое елецкое кружево

Воздушная ажурная паутинка: знаменитое елецкое кружево

Воздушная ажурная паутинка: знаменитое елецкое кружево

На сегодняшний день елецкие кружева переживают свое второе рождение – они популярны не только в России, но и за границей. Правда, как говорят специалисты, кружева нужно уметь носить.
В настоящее время Светлана Бондарчук живет в г.Ливны Орловской области.Здесь у нее дом, семья, мастерская. Кружевная мастерская Светланы развивается, увеличиваются ее оборот, количество изделий, ассортимент. На ее кружево есть спрос.

Однажды ей сказали в разговоре о кружеве:" Но оно никогда не сможет войти в быт обычных граждан. Ни по утилитарности своей, ни по стоимости.

- Оно и не должно войти. Кружево — не повседневная вещь. Это праздник, который может случиться в вашей жизни, а может и не случиться.
- В Вашей случается?
- Я изредка позволяю себе такую роскошь, чего и вам желаю. "

В свою очередь , я тоже желаю вам позволить себе такую роскошь-иметь праздник в доме или в одежде.Тепла , любви вам и красоты , которую несет в себе кружево.

Ко всему этому можно добавить слова знаменитой Коко Шанель:

" Вещи ручной работы — это роскошь. Иметь их каждому совсем не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает их сам или платит мастеру за его труд"

Читайте также: