Спор романтизма с классицизмом в русской критике кратко

Обновлено: 03.07.2024

В общественной жизни первых десятилетий 19 века ощутимо приближение чего-то нового, осознание литераторами переходного характера своего времени. В воздухе витало предчувствие великих реформ, патриотический настрой общества после победы в Отечественной войне 1812 года находился на своем пике.

Это время вошло в историю литературы как эпоха предромантизма.

Несмотря на общие сходства, предромантизм уходил от сентименталистических установок. Его представители считали необходимым показать:

самобытность отечественной культуры,

сформировать национальный литературный язык.

Эстетическую позицию молодых литераторов-романтиков выражали альманахи

В общественной жизни первых десятилетий 19 века ощутимо приближение чего-то нового, осознание литераторами переходного характера своего времени. В воздухе витало предчувствие великих реформ, патриотический настрой общества после победы в Отечественной войне 1812 года находился на своем пике.

Это время вошло в историю литературы как эпоха предромантизма.

Несмотря на общие сходства, предромантизм уходил от сентименталистических установок. Его представители считали необходимым показать:

самобытность отечественной культуры,

сформировать национальный литературный язык.

Эстетическую позицию молодых литераторов-романтиков выражали альманахи

Кризис классицизма стал закономерным следствием той исторической ситуации, которая сложилась в Европе в первых десятилетиях XIX века. В начале века в Европе полыхали войны, вызывая прилив высоких патриотических чувств. Победа над наполеоновской Францией не принесла успокоения: подъем национально-освободительных движений, чередующиеся периоды революций и реставраций способствовали повсеместному брожению умов.

Пафос романтического индивидуализма отразился и в архитектуре, но очень опосредствованно, в соответствии с особенностями ее художественно-образного строя. Проблема соотношения общего и индивидуального, переведенная на язык архитектурных форм, обернулась соотношением канонической нормы и своеобразия. В противовес нормативности классицизма романтизм выдвинул принцип свободного выбора художественных приемов.

Важнейшей особенностью общественного сознания первых десятилетий XIX века стал историзм: многовековой путь развития общества и культуры начал рассматриваться как единый процесс, в котором каждое звено имело свое определенное историческое значение. Отдавая должное античной эпохе, создавшей памятники, исключительные по своему художественному совершенству, историки и искусствоведы нового поколения стремились исследовать и осознать значение последующих эпох в общем процессе развития мировой культуры. Соединяя мировоззренческие принципы историзма с романтическим увлечением стариной и экзотикой, эстетика тех лет призывала современников стать духовными наследниками всех богатств человеческой культуры, созданных и Западом, и Востоком.

Результатом развития этого нового творческого метода было формирование в архитектуре 1820-1830-х годов ряда стилевых направлений. Одним из них стала стилизаторская неоготика, оказавшаяся едва ли не самым последовательным воплощением художественных идеалов романтизма в архитектуре того периода.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Грести против течения [40]

Грести против течения [40] Книга известного художника и педагога Бориса Неменского одновременно исповедь и проповедь. Исповедь – рассказ автора о работе над несколькими своими картинами, начиная от рождения замысла, через переборы многих вариантов до окончательного

Великий инквизитор против великого магистра

Великий инквизитор против великого магистра Анализируя историю ордена Святого Иоанна Иерусалимского, можно заметить, что его существование сопровождалось конфликтами, чаще происходившими по вине благородных рыцарей. Бытовые склоки, порой доходившие до вооруженных

Игрушки против роскоши

Игрушки против роскоши На протяжении веков Нюрнберг пользовался репутацией мировой столицы игрушек. Западнее Рыночной площади, на Карлштрассе, находится соответствующий музей, где представлены сотни экспонатов, рассказывающих об истории и эволюции вещей, в разные

“Рок против террора” и рок против “Наутилуса”

“Рок против террора” и рок против “Наутилуса” 6 апреля 1991 года в московском Дворце спорта “Крылья Советов” состоялся однодневный рок-фестиваль, названный его соорганизаторами из “Комсомольской правды” и телекомпании “ВИД” “Рок против террора”. Помимо уникальной

Биомеханика против пластики

Биомеханика против пластики В 1908 году, после концерта Дункан, растроганный Мейерхольд писал жене:Можно было плакать от умиления. Отсутствие выучки. Восторг радости у плясуньи, как на зеленом лугу. Веселый рой. Описать эту картину можно только в дифирамбе. Поэты будут

Господин Противочугуннов против… Гоголя

Аукционные дома против дилеров

Аукционные дома против дилеров Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. Уильям Шекспир. Как вам это понравится. II-VII, Перевод Т. Щепкиной — Куперник Между дилерами и аукционными домами идет

В общественной жизни первых десятилетий 19 века ощутимо приближение чего-то нового, осознание литераторами переходного характера своего времени. В воздухе витало предчувствие великих реформ, патриотический настрой общества после победы в Отечественной войне 1812 года находился на своем пике.

Это время вошло в историю литературы как эпоха предромантизма.

Несмотря на общие сходства, предромантизм уходил от сентименталистических установок. Его представители считали необходимым показать:

  • самобытность отечественной культуры,
  • осознать историю,
  • сформировать национальный литературный язык.

Эстетическую позицию молодых литераторов-романтиков выражали альманахи

Сомов как один из первых критиков-романтиков

О.М.Сомов

Критик П.А.Вяземский

П.А.Вяземский

Причем критик утверждал, ставя точку в давнем споре, что нет нужды противопоставлять древних и современных авторов, поскольку истинная литература всегда народна.

Кюхельбекер и гражданский романтизм

В.К.Кюхельбекер

С середины 1820-х годов в стане русских критиков зарождается направление гражданского романтизма. В журнальной критике преобладают патриотические настроения, а лирические произведения начинают восприниматься как ненужные и ложные. Ярким представителем новой критики в России был Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797—1846).

Истинную народность, по мнению Кюхельбекера, необходимо искать в национальных истоках:

Бестужев и концепция гения

А.А.Бестужев

Эти же требования высказывал Александр Александрович Бестужев (1797—1837) в обзорных статьях

Несмотря на обилие перечисляемых им литературных имен, критик приходит к парадоксальному выводу: он заявлял

Оспаривая мнение тех критиков, которые считали,

Указывая на гонимых обществом гениев литературы, таких как Шекспир, Мольер, Вольтер, критик создал романтическую концепцию о противопоставлении поэта и толпы.

К.Ф.Рылеев

Вместо развития полемики о романтизме и классицизме Рылеев предлагал делить поэзию на истинную и мнимую.

Тем не менее, определения разных видов поэзии и критерии ее деления в статье даны недостаточно отчетливо.

Читайте также: