Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого бердяев кратко

Обновлено: 30.06.2024

Морально-нравственное измерение личности. Интерпретация автором идей Н. Бердяева по проблеме человечности. "Ужасен не зверь, а человек, ставший зверем". Образ звериный в человеке совсем не означает сходства со зверем — прекрасным Божьим творением.

Рубрика Философия
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 10.04.2011
Размер файла 11,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Николай Бердяев очень точно и емко сформулировал одну из наиболее актуальных проблем, существовавшую едва ли не с появлением человека. Проблема эта самым непосредственным образом связана с морально-нравственным измерением личности.

Сам по себе человек очень мало человечен. Поступки, мысли, идеи человека порой бывают до того низки и ужасны, что невольно сравниваешь человека со зверем. Но образ звериный в человеке совсем не означает сходства со зверем -- прекрасным Божьим творением. Как писал Николай Бердяев в своем монументальном труде "Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого": "Ужасен не зверь, а человек, ставший зверем".

Действительно, само представление о зверочеловечности ужасно. Человек, ставящий себя превыше других созданий, вдруг опускается до таких преступлений, идей, ничтожных потребностей, что удивляешься: "А человек ли это?!"

Что касается истинной человечности, то Н. Бердяев установил взаимосвязь между образом человеческим и образом Божьим: "Реализуя в себе образ Божий, человек реализует в себе образ человеческий, и, реализуя в себе образ человеческий, он реализует в себе образ Божий". В этом и состоит тайна богочеловечности, величайшая тайна жизни! Человечность и есть богочеловечность.

Как уже было сказано, ужасен не зверь, а человек, ставший зверем. Зверь безмерно лучше звероподобного человека. В звере никогда не бывает такого страшного искажения своего образа, какое бывает в человеке. И это является основной положительной особенностью зверя. Ангелоподобного зверя. В отличие от звероподобного человека.

Действительно, "зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек".

бердяев человек зверь моральный нравственный

Данная работа обладает рядом несомненных достоинств: узнавание проблемы, работа в контексте названной проблематики, причем, что наиболее ценно, со ссылкой на работу Н. Бердяева. Автор интерпретирует идеи Бердяева, не изменяя их сути, но предлагая авторское осмысление и выражая тем самым собственную точку зрения.

Работе присущи яркий индивидуальный стиль, эмоциональность изложения, что особенно выделяет ее как жанр эссе. Ярко выражена собственная позиция автора.

К недостаткам работы можно отнести нечеткую постановку проблемы, так как проблема предполагает наличие противоречия, в нашем случае -- наличие противоположных сторон в изучаемом явлении. Вступление, как и вывод, возможно усилить. Аргументацию тезисов возможно также представить не только исходя из работы Н. Бердяева, но и с опорой на бытовые факты и др.

В то же время основные требования к эссе выполнены. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Подобные документы

Целостный человек - богочеловек в концепции свободы личности Н.А. Бердяева. Истолкование природы творческого акта. Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия. Осмысление предназначения человека - нравственное ядро философии Бердяева.

реферат [28,4 K], добавлен 11.05.2015

Концепция "всеединства", В. Соловьева. Его интерес к проблемам природопользования. Тема человека, свободы личности и творчества, космогоническая картина мира в философии Н. Бердяева. Понятие, принципы диалектики. Проявление ее законов в развитии общества.

реферат [33,2 K], добавлен 11.01.2015

Исследование жизненного пути и творчества Н.А. Бердяева, его места в мировой философии. Экзистенциальная философия как познание человеческого существования и познание мира через человеческое существование. Поиск нового смысла бытия в творчества философа.

реферат [36,0 K], добавлен 06.04.2014

Идеи средневековых мистиков и русского религиозного романтизма в произведениях Н.А. Бердяева. Отношение философа к Февральской революции 1917 года. Создание религиозно-философской академии в Берлине. Сущность основных идей философии Н. Бердяева.

реферат [32,8 K], добавлен 22.03.2009

Становление философских взглядов Н.А. Бердяева. Идея Богочеловека в концепции свободы личности. Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия. Свобода как философская категория сущности человека.

курсовая работа [32,2 K], добавлен 31.05.2008

Русский религиозно-философский ренессансом и одна из его ярких фигур - Николай Александрович Бердяев. Преобладающее влияние Ф.М. Достоевского на формирование зрелых убеждений Бердяева. Рассуждения Бердяева о соборности. Бердяев - противник революции.

реферат [35,8 K], добавлен 26.01.2011

Поиск истоков духовности, гуманизма и свободомыслия в философии Бердяева. Рассмотрение соотношения взглядов отечественных мыслителей (Л. Толстого, Ф. Достоевского, Вл. Соловьева) и западных (К. Маркса, Г. Ибсена, Ф. Ницше) в мировоззрении Бердяева.

книга Диалектика божественного и человеческого 29.12.15

Николай Бердяев – один из виднейших представителей русской религиозной философии ХХ столетия, но прежде всего – первый в нашей стране представитель школы религиозного экзистенциализма, неизменно противопоставляющий свободу духа прокрустову ложу объективной необходимости…

Произведение Диалектика божественного и человеческого полностью

Читать онлайн Диалектика божественного и человеческого

Н. Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого
Предисловие 29.12.15
Глава I. Неблагочестивое размышление. Кризис христианства. Критика откровения 29.12.15
Глава II. Диалектика божественного и человеческого в германской мысли. Значение ницше. Диалектика троичности 29.12.15
Глава III. Развитие и новизна 29.12.15
Глава IV. Страх 29.12.15
Глава V. Страдание 29.12.15
Глава VI. Зло 29.12.15
Глава VII. Война 29.12.15
Глава VIII. Человечность 29.12.15
Глава IX. Духовность 29.12.15
Глава Х. Красота 29.12.15
Глава XI. Бессмертие 29.12.15
Глава XII. Мессианизм и история 29.12.15
Глава XIII. Религия духа. Благочестивое размышление 29.12.15
Глава XIV. Конец вещей и новый эон 29.12.15

Купить онлайн


Изъяснение Божественной Литургии, обрядов и священных одежд



Человеческий интеллектуальный капитал. Теория, методология и практика оценки



Человеческий интеллектуальный капитал: теория, методология и практика оценки. (Бакалавриат). Монография.



Управление человеческими ресурсами: современный подход. Учебник и практикум для академического бакалавриата



Управление человеческими ресурсами 2-е изд. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата


Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

1830. Маия. 16 число

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

1984 и эссе разных лет

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

1Q84 Книга 2. Июль-сентябрь.

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

21 урок для XXI века

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

Начинающий писатель, чей первый роман вызвал восторженные отзывы критиков, но мало радовал продажами, получил шестизначный аванс на новый роман, при условии, что он постарается больше угодить читателям, чем профессионалам. Практически вместе с этим радостным событием, он узнает, что страдает тяжелым наследственным заболеванием, которое может привести к смертельному исходу в течение года. Как сговорившись, его лучшая подруга решила родить от него ребенка, воспользовавшись услугами экстракорпоральных технологий.
В Нью-Йорке, с его частыми ураганами и социальными волнениями, он должен просчитать свою возможную смерть и перспективы отцовства в городе, который вот-вот зальет водой.
(с) MrsGonzo для LibreBook

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

Научные достижения и новые технологии открыли для будущего всего человечества самые невероятные перспективы. Земля перестала быть для него единственным домом. Новые места обитания охватили всю солнечную систему: планеты, спутники и даже астероиды между ними. Каждое – чудо инженерной техники, некоторые – Настоящее произведение искусства.

Но в этом, 2312 году, роковая последовательность событий заставит человечество отстаивать свое прошлое, настоящее и будущее. Первое из этих событий происходит на Меркурии, в городе Терминатор, инженерном чуде беспрецедентного масштаба. Неожиданная смерть той, которая обладала способностью предвидеть. Для Суон Эр Хун ее смерть изменит всю жизнь.

Всю свою жизнь Суон создавала миры. Теперь она встанет во главе заговора, чтобы их уничтожить.
(с) MrsGonzo для LibreBook

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

Fahrenheit 451

Всемирно известный роман Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” - литературный шедевр двадцатого века, мрачный роман о мрачном будущем, ужасающе пророческий в своих предостережениях.
Гай Монтэг - пожарный. Но его работа никак не связанна с тушением пожаров. Напротив, он их воспламеняет. Вместе со своим подразделением он сжигает книги, этот источник всех распрей и несчастий, а заодно с книгами сжигает и дома тех, кто осмеливается хранить их у себя, вопреки тотальному запрету правительства. [сами дома из несгораемого материала] Но единственный разговор со странной девушкой Клариссой что-то кардинально меняет в сознании и душе пожарника.
Мощная поэтическая проза Брэдбери в сочетании с невероятной проницательностью позволили создать роман, который и спустя шесть десятилетий после первой публикации все так же удивляет и шокирует читателя.
© MrsGonzo для LibreBook

451 градус по Фаренгейту

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

Настоящее издание в своем роде обобщение режиссерской практики Андрея Кончаловского, описание мастером его художественного метода. Естественно, с примерами работы над конкретными фильмами, драматическими и оперными спектаклями, а помимо того – и с размышлениями о месте и роли киноискусства (как и искусства вообще) в контексте времени.

Сборник включает материалы устных выступлений и публикаций режиссера, примерно с середины 1970-х годов вплоть до текущего времени. Сюда относятся лекции Кончаловского для слушателей Высших сценарных и режиссерских курсов, мастер-классы, иные публичные выступления. В сборник входят также материалы интервью, отдельные статьи, фрагменты эссе, главы из мемуарных книг режиссера.

Таким образом, читатель получит возможность проследить, какие взгляды мастера на творчество и жизнь изменились, а какие остались практически неизменными как основа его мировоззрения.
Издание привлечет внимание тех, кто не равнодушен к проблемам киноискусства, интересуется мировым и отечественным кинематографом, в частности творчеством Кончаловского, его взглядами на сложный процесс становления отечественной и мировой художественной культуры.

Посвящаю памяти дорогого друга – Лидии Бердяевой

Я не верю в феноменологический метод, который может быть плодотворен в психологии, может помочь познанию метафизическому и мета-историческому; я верю лишь в метод экзистенциально-антропоцентрический и духовно-религиозный, если, впрочем, это можно назвать методом. Гуссерль хочет исследовать феноменологическим методом эссенции. Гейдеггер хочет исследовать феноменологическим методом экзистации. Но экзистации при этом исчезают, и происходит объективация, которая закрывает тайну жизни человека, мира и Бога. Экспрессионизм в философии есть единственный верный путь. Единственная возможная метафизика есть метафизика профетическая, употребляя выражение Ясперса, и метафизика большого стиля всегда была такой. Экзистенциальная философия есть выражение (экспрессионизм) моей личной судьбы, но судьба моя должна выражать и судьбу мира и человека. Это не переход от индивидуального к общему, а интуитивное раскрытие универсального в индивидуальном. Философия, метафизика есть не отражение объективных реальностей, а изменение внутри человеческого существования, обнаружение смысла существования. Метафизика есть выражение существа. Мир предстоит иным, в зависимости от того, занят ли человек хозяйственным трудом, политической борьбой, интеллектуальным или художественным творчеством или религиозным созерцанием. И человек понимает что-нибудь лишь тогда, когда мысль проникается чувством и приходит в движение все существо человека. То, что называют бытием, определяется не мыслью, не познанием, не идеей, а целостным субъектом, т. е. и чувством, и волей, и всей направленностью. Этим создаются разные миры. Истина творится в субъекте, она не дается объективно извне. Мир представляется иным, в зависимости от того, молоды ли мы или стары, здоровы или больны, радостны или печальны, учены или невежественны, верующие или скептики и т. д. К экзистации нельзя прийти, можно лишь изойти от нее. Истина есть акт свободы, она создается. Киркегард говорит, что истина тождественна с субъективностью. Бог открывается для единственного. Бог присутствует только в субъективности. Объективная истина есть смерть существования. Есть большая правда в словах Киркегарда, хотя неполная и иногда искаженная. Ясперс говорит, что трансцендентное уловимо лишь через погружение в глубину имманентного. Это то же, что я говорю, но выражено иначе. Тот же Ясперс утверждает, что пограничное положение человека упирается в трансцендентность. Для него объективно все относительное, экзистенциальное же в абсолютном. В отличие от таких экзистенциальных философов, как Гейдеггер и многие другие, я уверен, что религиозный опыт, в существовании которого нельзя сомневаться, обогащает познание и просветляет философию. Но это предполагает иное отношение между философией и религией, чем как его обычно понимают. Настоящая философия враждебна абстрактному, она стремится к конкретному. К этому стремился и Гегель, хотя не вполне достигал этого. Диалектика этой книги будет не логической, а жизненной, экзистенциональной диалектикой. Для моей мысли характерна эсхатологическая направленность. Из этой книги будет ясно, что это будет значить. Книга эта была написана в исключительно тяжелый период моей жизни и внешне и внутренне. Это относится к экзистенциальности творящего субъекта. Нужна была большая духовная сосредоточенность, чтобы условия жизни не раздавили.

Париж – Кламар.

Неблагочестивое размышление. Кризис христианства. Критика откровения

Есть два кризиса: кризис мира внехристианского и антихристианского и кризис мира христианского, кризис внутри самого христианства. Второй кризис глубже первого. Все, что происходит в мире и что производит на нас впечатление чего-то внешнего и даже грубо материального, имеет свой источник во внутреннем, в духовном. В известном смысле можно сказать, что христианство кончается и возрождения можно ждать лишь от религии Св. Духа, которая возродит и самое христианство, будучи его исполнением. Слабость христианства в мире, охваченном движениями, исполненными динамическими силами и часто демониакальными, есть слабость исторического христианства и означает переход к христианству эсхатологическому, обращенному к свету грядущего. Христианство эсхатологическое и будет религией Духа, религией Троичности, исполняющей обетование, надежды и ожидания. Мы находимся как бы в антракте, и в этом мучительность нашей эпохи.

Мир проходит через богооставленность. Трудно понять тайну богооставленности мира и человека, не должно рационализировать эту тайну, и самый таинственный факт этот сталкивается с традиционным учением о Промысле Божием. Кризис христианского сознания глубок, он восходит к самой идее Бога и к пониманию откровения. Очень многому христиане должны будут быть научены у движений, которые представлялись антихристианскими, у самого атеизма. Ибо в этих движениях нужно почувствовать дыхание Духа. То, что восстает в человеческом страдании против Бога во имя человека, и есть восстание самого истинного Бога. Восстание против Бога может быть только во имя Бога же, во имя более высокой идеи Бога. Большая часть восстаний против Бога, особенно моральных, предполагают существование Бога. По-настоящему атеистов не существует, существуют лишь идолопоклонники. Атеизм, углубленный и страдающий, не легкомысленно-веселый или злобно-ненавистнический, есть утверждение Бога.

Богооставленность мира есть его тяжесть. Фр. Баадер говорит: тяжесть – значит, что Бог отсутствует. А мир ныне и очень тяжелый, и совершенно жидкий. Эта тяжесть мира и эта жидкость между собой связаны. Нет ничего печальнее судьбы христианства, религии избавления и воскресения. Искаженно переживалась самая идея Бога и Божьего Промысла, торжествовала рабская идея Бога, и вместо Бога поклонялись идолу; неверно понимались отношения между Богом и человеческой свободой; дурно реализовались отношения между христианством и царством Кесаря, между церковью и государством; торжествовало унизительное для Бога и для человека судебное понимание христианства и искупления, превращающее религиозную жизнь в судебный процесс.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Николай Бердяев Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого

Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого: краткое содержание, описание и аннотация

Николай Бердяев – один из виднейших представителей русской религиозной философии ХХ столетия, но прежде всего – первый в нашей стране представитель школы религиозного экзистенциализма, неизменно противопоставляющий свободу духа прокрустову ложу объективной необходимости…

Николай Бердяев: другие книги автора

Кто написал Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Николай Бердяев: Судьба России

Судьба России

Николай Бердяев: Дух и реальность

Дух и реальность

Николай Бердяев: Русская идея

Русская идея

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Николай Бердяев: Метафизика пола и любви. Самопознание (сборник)

Метафизика пола и любви. Самопознание (сборник)

Николай Бердяев: Душа России (сборник)

Душа России (сборник)

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Николай Бердяев: Дух и реальность

Дух и реальность

Николай Бердяев: Духовные основы русской революции

Духовные основы русской революции

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Николай Бердяев: Русский народ. Богоносец или хам?

Русский народ. Богоносец или хам?

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Возможна ли в условиях нашего мира победа человечности? Человечность должна утверждаться даже в страшных условиях войны. Но окончательная ее победа есть выход за пределы этого мира. Война во всех ее проявлениях есть порождение разрыва богочеловеческой связи, безбожной автономии самоутверждающихся мировых и человеческих сил. Победа над злом войны, как и вообще над злом, предполагает радикальное изменение человеческого сознания, преодоление объективации как ложного направления сознания. Враг есть существо наиболее превращенное в объект, т. е. экзистенциально наиболее разобщенное. Воевать только и можно с объектом, с субъектом нельзя воевать. Но мы живем в мире объективации, в мире разобщенном, и потому в нем господствует война. Мир человечности, духовности, красоты, бессмертия есть иной мир, чем мир страхов, страданья, зла и войны, на котором я останавливался.

Образ звериный в человеке совсем не означает сходства со зверем, прекрасным Божьим твореньем. Ужасен не зверь, а человек, ставший зверем. Зверь безмерно лучше звереподобного человека. Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек. В звере есть ангелоподобие. Он также несет в себе искаженный образ ангела, как человек несет искаженный образ Бога. Но в звере никогда не бывает такого страшного искажения своего образа, какое бывает в человеке. Человек ответствен за состояние зверя в этом мире, зверь же не ответствен. И это определяется тем, что человек есть микрокосм и имеет свободу, которой в такой степени не имеют другие части космоса. Если Бога нет, то человек есть усовершенствованное и вместе с тем ухудшенное животное. Богочеловечность есть двойная тайна – тайна рождения Бога в человеке и человека в Боге. Есть не только нужда человека в Боге, но и нужда Бога в человеке. Монизм, монофизитство отрицают двойную истину и отрицают самостоятельность человека. Есть два движения: движение от Бога к человеку и движение от человека к Богу. Человек нужен для божественной жизни, для ее полноты. И потому только есть божественная и человеческая драма. Отношения между Богом и человеком не судебные, а драматические.

Рождение человека в Боге есть процесс теогонический. Человек по своей вечной идее вкоренен в богочеловечестве и связан с Богочеловеком. И потому можно сказать, что существует предвечная человечность в Боге, существует предвечный Человек, которого каббала называла Адам Кадмон. Человечность существует в вечности и должна реализоваться во времени. Это тайна парадоксального отношения между вечностью и временем. Саму вечность нужно понимать динамически, а не статически, в ней абсолютный покой совпадает с абсолютным движением. Человечность не есть то, что называют гуманизмом или гуманитаризмом, она есть богочеловечность человека. Христологический догмат символически выражает истину о богочеловечности. Но он не распространил еще этой истины на всего человека, потому что он человек, т. е. потенциальный богочеловек. Этого нельзя понять рационально. При рациональном понимании всегда уклоняются то к монизму, то к дуализму. Рационально очень легко истолковать ту истину, что образ человека есть образ Божий, в духе монизма. Но тут есть тайна двуединства, богочеловечности, двойного движения. Из учителей церкви, может быть, один только св. Григорий Нисский защищал свободу и достоинство человека как образа Божьего.[72] Его антропология есть лучшее, что было в христианской мысли о человеке.

Читайте также: