Экспрессионизм в музыке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Музыкальный экспрессионизм был построен около 1906. В отличии от музыкального импрессионизма , который отражает восприятие внешних явлений движений вещей экспрессионистов искусства формулировать ментальные импульсы человека.

Оглавление

характеристика

Фазы экспрессионизма

В то время как работы Шенберга , Скрябина и Айвса начала 20-го века называются ранним экспрессионизмом, с 1907 года бесплатные атональные работы Шенберга, Веберна и Берга ( Венская школа ) наиболее ярко демонстрируют свойства, которые используются для описания музыкального экспрессионизма. В начале 1920-х годов, с введением двенадцатитоновой технологии и возросшим возвращением к классическим формам, этой центральной области экспрессионизма в музыке пришел конец.

Как и экспрессионизм в целом, музыкальный экспрессионизм развивался в основном в немецкоязычных странах. В то время как многие композиторы позже отказались от экспрессионистского стиля , Шенберг и его ученики остались в значительной степени верны этой области выражения. Группа вокруг Шенберга наиболее радикально реализовала эмансипацию диссонанса , который стал самым важным средством выражения экспрессионизма.

прием

Термин экспрессионизм не применялся к музыке до 1919 года, когда его конец уже был объявлен для литературы и изобразительного искусства; в журналах шла оживленная дискуссия, в то время как примерно в 1920 году музыка мало распространялась через печатные издания и выступления.

Стилистическое ограничение

Определение музыкального стиля призвано передать основные моменты экспрессионистского стиля. Можно продемонстрировать следующие основные моменты (критерии стиля):

  • Раздражение (возбуждение):
    Раздражение означает: быстрая смена мелодических направлений, наложение диссонирующих гармоний , беспокойство мотивов , чередование гомофонии и линейных частей ( полифония ), предпочтение резких интервалов , большой диапазон высоты тона ( амбитус ), раскрепощение ритм ( polyrhythmics ) и разрешение метр (музыка) ( полиметрический ).
  • Выражение:
    Выражение означает расширение пространства основного тона путем расширения образования аккордов (расширение пространства основного тона). Каждый голос имеет равные права, разный музыкальный материал разрабатывается одновременно и накладывается один на другой. Поскольку голоса равны, общий звук сосредоточен на линейности.
  • Сокращение:
    сокращение означает ограничение самого существенного. Каждая нота важна, это создает эффектную плотность в музыке. Часто встречающимся средством редукции является компрессия оркестрового аппарата . Ищутся новые оркестровые цвета и инструменты. Когда достигается максимально возможное уменьшение (плотность), звук разделяется, что выражается в полиритмии и распределении мотива на нескольких чередующихся инструментах.
  • Абстракция :
    абстракция означает рационализацию гармонического развития, которую можно представить следующим образом:
    1. Музыка не имеет отношения к тонизирующим средствам , т.е. ЧАС. произведение больше не подчиняется какой-либо тональности (импрессионизм и ранний экспрессионизм)
    2. В аккордах нет (легко понятной) функционально-гармонической связи
    3. Связи аккордов растворяются путем изменения ( поздний романтизм : аккорд Тристана ).
    4. В ведущих тонах не больше не растворяется в атональности , они затвердевают
    5. С помощью техники двенадцати тонов создается новый закон, который становится основой атонального метода композиции.

Традиционные формы в музыкальном экспрессионизме

Основные работы

Преформы / ранний экспрессионизм

Преформы экспрессионистской музыки: сильно контрастирующие произведения, упивающиеся диссонансами

  • Макс Регер : Симфоническая фантазия и фуга op.57 для органа (1901)
  • Регер: Фортепианный квинтет до минор op.64 (1902)
  • Шенберг: Пеллеас и Мелисанда, соч. 5 (1902–1903)
  • Скрябин: Соната для фортепиано № 4 фа-диез мажор op.30 (1903)
  • Густав Малер : 6-я симфония (1903–1904)
  • Рихард Штраус : Саломея op.54 , опера (1905)
  • Чарльз Айвз : вопрос без ответа для трубы, 4 флейт и струнных (1906)
  • Айвз: Central Park in the Dark для оркестра (1906, ред. 1936)
  • Штраус: Электра, соч. 58 , опера (1906–1908)

Высокий экспрессионизм

  • Скрябин: Поэма де l'Extase op.54 для оркестра (1905–1908)
  • Скрябин: Соната для фортепиано № 5 фа-диез мажор op.53 (1907)
  • Шенберг: Второй струнный квартет, соч. 10 (фа-диез минор) с партией сопрано (1907–1908)
  • Шенберг: Книга висячих садов, соч. 15 по Стефану Джорджу для голоса и фортепиано (1908–1909)
  • Веберн: Пять частей для струнного квартета op.5 (1909)
  • Веберн: Шесть пьес для большого оркестра op.6 (1909)
  • Шенберг: Три пьесы для фортепиано op.11 (1909)
  • Шенберг: Пять оркестровых пьес op.16 (1909, переработка 1922)
  • Шенберг: Ожидание op.17 , монодрама (1909, исполняется только в 1924 году)
  • Веберн: Четыре пьесы для скрипки и фортепиано op.7 (1910)
  • Шенберг: Счастливая рука op. 18 (1910–1913, исполняется только в 1924 году)
  • Шенберг: Шесть маленьких пьес для фортепиано, соч.19 (1911)
  • Шенберг: Herzgewächse op.20 для высокого сопрано, челесты, фисгармонии и арфы (1911, исполняется только в 1928 году)
  • Веберн: Пять пьес для оркестра op.10 (1911)
  • Шенберг: Пьеро Люнер op 21st для говорящего голоса и ансамбля (1912)
  • Берг: Пять оркестровых песен на стихи Питера Альтенберга op.4 (1912)
  • Берг: Четыре пьесы для кларнета и фортепиано op.5 (1913)
  • Шенберг: Четыре песни op.22 для голоса и оркестра (1913–1916, исполнялись только в 1932 году)
  • Берг: Три оркестровые пьесы op.6 (1914)
  • Шенберг: Лестница Иакова , фрагмент оратории (1917)
  • Веберн: песни для голоса и ансамблей опп. 14-18 (1917-1925)
  • Берг: Воццек op.7 , опера (1917–1922, первое исполнение 1925)

Поздний экспрессионизм

  • Скрябин: Соната для фортепиано № 10, соч. 70 (1912–1913)
  • Скрябин: Vers la flamme, поэма op.72 для фортепиано (1914)
  • Скрябин: Два танца op.73 для фортепиано (1914)
  • Барток: Прекрасный мандарин для оркестра (1918–1923, ред. 1924 и 1926–1931)
  • Шенберг: Пять пьес для фортепиано, соч. 23 (1920–1923)

литература

  • Арнольд Шенберг - Василий Кандинский, письма, фотографии и документы. Под редакцией Дж. Халь-Коха. Зальцбург 1980.
  • Хайнц Тиссен: Новое электричество. IV. Экспрессионизм. В: Мелос. 1, 1920, с. 102-106, после лекции в Кенигсберге 21 августа 1918 г., Гётебунд ( Textarchiv - Интернет-архив ).
  • Арнольд Шеринг: Экспрессионистское движение в музыке. В: М. Дери, М. Дессуар и др.: Введение в современное искусство. Лейпциг, 1919 г., 3-е издание, 1922 г., стр. 139–161 (перепечатано в: A. Schering: Vom Wesen der Musik. Избранные эссе, Штутгарт, 1974 г., стр. 319–345).
  • Артур Вольфганг Кон: Обзор Шеринга. В: Журнал музыковедения. Том 2, 1920, стр. 671-676.
  • Антон Веберн: Путь к новой музыке. два цикла лекций 1932–1933 гг. Под редакцией Вилли Райха. Универсальное издание, Вена, 1960.
  • Теодор В. Адорно : Девятнадцать статей о новой музыке: Музыкальный экспрессионизм. 1942 г. Впервые напечатано в: Gesammelte Schriften Volume 18, Frankfurt 1984, стр. 60–62.
  • Теодор В. Адорно: Философия новой музыки. JCB Mohr, Тюбинген, 1949; 2-е издание. Европейский издательский дом, Франкфурт, 1958; 3-е издание 1966 г., последнее издание.
  • Карл Х. Вернер , Вальтер Маннзен, Уилл Хофманн: Экспрессионизм. В: Музыка в прошлом и настоящем , 1-е издание, том 3, 1954 г., полковник 1655–1673.
  • Михаэль фон Трошке: Экспрессионизм , 15 выпуск 1987 г., 16 стр. В: Ганс Генрих Эггебрехт , Альбрехт Ритмюллер (Hrsg.): Краткий словарь музыкальной терминологии. Сыпучий сбор. Штайнер, Висбаден 1971-2006,
  • Рудольф Стефан : Экспрессионизм. В кн . : Музыка в прошлом и настоящем. 2-е издание, Sachteil Volume 3, 1995, Col. 243-251.
  • Питер Уильямс: Экспрессионизм. В: Словарь музыки и музыкантов New Grove . 2-е издание 2001 г., том 8, стр. 472-477.

Индивидуальные доказательства

  1. ↑ Теодор В. Адорно: Музыкальный экспрессионизм , стр. 60.
  2. ↑ Карл Генрих Вернер: История музыки: исследование и справочник , Vandenhoeck & Ruprecht 1972, стр. 512.
  3. ↑ Гюнтер Мец: О Поле Хиндемите и трудностях получения его музыки , Пфау 1998, стр. 8.
  4. ↑ Стивен Луттманн: Пол Хиндемит, Путеводитель по исследованиям , Routledge 2005, стр. 164f.
  5. ^ Рудольф Стефан: Экспрессионизм. В кн . : Музыка в прошлом и настоящем. 2, фактическая часть, том 3, столбец 244.
  6. ↑ Следующие абзацы после: Уилл Хофманн: Экспрессионизм. В кн . : Музыка в прошлом и настоящем. 1, том 3, полковник 1658–1671.
  7. ↑ Антон Веберн: Путь к новой музыке. Лекция 16 февраля 1932 г., стр. 57 ф.
    Эта страница последний раз была отредактирована 24 июня 2021 в 14:36.




В первой четверти двадцатого века в литературе, изобразительном искусстве, кинематографе и музыке появилось новое, противоположное классическим взглядам на творчество направление, провозгласившее главной целью искусства выражение субъективного духовного мира человека. Экспрессионизм в музыке - это одно из самых противоречивых и сложных течений.

экспрессионизм в музыке это

Как появился экспрессионизм

экспрессионизм в музыке композиторы

Что такое экспрессионизм

Считается, что экспрессионизм возник из-за болезненной и сложной реакции психики людей на ужасы современной цивилизации, такие как война (Первая мировая), революционные движения. Страх, разочарование, тревога, боль, изуродованная психика – все это не давало художникам воспринимать окружающий мир объективно. И тогда был выработан новый принцип, который полностью отвергал натурализм и эстетику, свойственные предыдущим поколениям творцов.

Эстетика экспрессионизма в литературе, живописи и музыке основывается на выражении субъективных чувств, демонстрации внутреннего мира человека. Становится важнее не изображение, а выражение эмоций (боли, крика, ужаса). В творчестве преобладает задача не воспроизведения действительности, а передачи переживаний, связанных с нею. Активно использую различные средства выражения – преувеличение, усложнение или упрощение, смещение.

классицизм романтизм рококо экспрессионизм в музыке

Экспрессионизм в музыке - это что?

Основные средства выразительности

  • Крайняя степень диссонансности в гармонии.
  • Отсутствия классического понимания размера и ритма в музыке.
  • Прерывистость, резкость, разорванной мелодической линии.
  • Резкие и нестандартные интервалы и аккорды.
  • Переменчивость темпа музыки резкая и неожиданная.
  • Отсутствие стандартно мажорно-минорного лада - атональность.
  • Замена вокальной партии инструментальной, и наоборот.
  • Замена пения речью, шепотом, криком.
  • Нерегулярность и необычная расстановка акцентов в ритме.

экспрессионизм в музыке 20 го века

Экспрессионизм в музыке 20-го века

Понятие музыкального экспрессионизма в двадцатом столетии связано со Второй венской школой (Нововенской) и именем австрийского композитора Арнольда Шенберга. В первом и втором десятилетии двадцатого века Шенберг и его ученики Альбан Берг и Антон Веберн закладывают основы направления и пишут ряд произведений в новом стиле. Также в 1910 годах создают свои произведения с тенденцией к импрессионизму такие композиторы:

  • Пауль Хиндемит.
  • Бела Барток.
  • Эрнст Кшенек.

Новая музыка вызвала бурю эмоций и волну критики среди общественности. Многие считали музыку композиторов-экспрессионистов пугающей и страшной, но все же находили в ней определенную глубину, своевольность и мистицизм.

эстетика экспрессионизма в литературе живописи и музыке

Экспрессионизм в музыке композиторы находили в ярком и остром субъективном переживании, эмоциях одного человека. Темы одиночества, подавленности, непонимания, страха, боли, тоски и отчаяния – вот то главное, что хотели выразить в своих произведениях музыканты. Речевые интонации, отсутствие мелодики, диссонансные ходы, резкие и неблагозвучные скачки, разрозненность ритма и темпа, нерегулярная акцентировка, чередование слабых и сильных долей, нестандартное использование инструментов (в нетрадиционном регистре, в нетрадиционном ансамбле) – все эти идеи были созданы для выражения чувств и раскрытия содержания души композитора.

Композиторы - экспрессионисты

Представители экспрессионизма в музыке – это:

эстетика экспрессионизма в литературе живописи и музыке

 экспрессионизм в музыке образы камерной музыки

экспрессионизм в музыке 20 го века

экспрессионизм в музыке это

экспрессионизм в музыке это

экспрессионизм в музыке композиторы

классицизм романтизм рококо экспрессионизм в музыке

Камерная музыка в стиле экспрессионизма

Так случалось, что школа Шенберга постепенно отходила от фундаментальных симфонических форм, и это может охарактеризовать экспрессионизм в музыке. Образы камерной музыки (для одного инструмента, дуэтов, квартетов или квинтетов и небольших оркестров) в этом стиле встречаются гораздо чаще. Шенберг считал, что его изобретение – атональность – плохо сочетается с произведениями монументальными и широкоформатными.

Нововенская школа – это иное толкование музыки. Хаос, духовность, новое ощущение правды жизни без прикрас и зацикленность стали основой художественного самовыражения. Уничтожение мелодики, изобретение иной тональности – бунт против традиционного взгляда на искусство – всегда вызывали у критиков негодование и противоречия. Однако это не помешало нововенским композиторам получить всемирное признание и огромное количество слушателей.

Экспрессионизм – одно из наиболее сложных и противоречивых направлений в художественной культуре первых десятилетий XX столетия. Наиболее ярко он проявил себя в культуре Германии и Австрии.

Художники-экспрессионисты создавали внутренне напря­женные, упрощенные формы, они использовали либо кричащие яркие краски, либо наоборот, мрачноватые грязные тона, беспокойные и небреж­ные движения кисти.

В экспрессионизме отразилось трагическое мироощущение европейской интеллигенции, связанное с событиями Первой мировой войны. Предчувствие надвигающейся мировой катастрофы, потеря чувства безопасности придавали ему сгущённо-мрачный, подчас истерический оттенок.

После Первой мировой войны в творчестве экспрессионистов обостряется внимание к социальным проблемам эпохи. Сюжетами произведений становятся сцены войны с ее ужасами, напуганные пере­житым одинокие люди, раненые, калеки, нищие, притоны больших городов. Однако не только отрицание, но и поиски новых гуманистических ценностей свойственны этому направлению. Унаследовав от романтиков страстный критический пафос, неприятие дегуманизированных общественных отношений, экспрессионисты вступили в борьбу за подлинно человеческое.

К экспрессионизму относят творчество Франца Верфеля, Георга Тракля, Эрнста Штадлера, Франца Кафки (в литературе), Вальтера Хазенклевера, Георга Кайзера, Оскара Кокошки (в драматургии), Ф.В. Мурнау (в кинодраматургии).

Экспрессионизм в музыке

Постепенно идейно-художественное содержание позднего романтизма переосмысливалось: некоторые образы заострялись, абсолютизировались (разлад с окружающим миром), другие приглушались или вовсе исчезали (романтическая мечта).

Творчество нововенцев демонстрирует характерный для экспрессионизма отказ от традиций. Пересмотру и переоценке подвергаются все элементы музыкального языка: лад и тональность, гармония, форма (как процесс и как целое), мелодика, ритм, тембр, динамика, фактура.

Типичный для музыкального экспрессионизма комплекс выразительных средств

Герой экспрессионистского искусства постоянно пребывает в критическом эмоциональном состоянии. В его восприятии доминирует трагически искаженный облик распадающегося мироздания. Природа его внутренней жизни во многом определяется стихией бессознательного.

Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением. Очень распространены мотивы боли и крика.

Неоклассицизм (от греч. - новый и классицизм) - направление в музыке 20-30-х гг. 20 в., для которого характерно обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, типичным для барокко (реже - раннего классицизма и позднего Возрождения). В той или иной степени Неоклассицизм отразился в музыке композиторов 20 в., но наиболее законченное выражение получил в творчестве И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита. Его представители обращались прежде всего к возрождению национальных музыкальных традиций: в Германии - к инструментальному наследию И. С. Баха: в Италии - к традициям инструментальных концертов А. Вивальди, старинной итальянской оперы и др.; во Франции - к старинным французским сонатам, опере Ж. Б. Люлли, аллегорическому придворному балету, традиции театрализованных представлений эпохи Великой французской революции (в последнем случае были найдены точки соприкосновения с ораториями Г. Ф. Генделя) и т. д. Свойственное Неоклассицизму свободное использование старинных стилей и жанров стало одной из существенных черт музыки 2-й пол. 20 в., в частности советской музыки 60-80-х гг.




Неоромантизм (от греч. - новый и романтизм) - понятие, обычно обозначающее поздний романтизм, главным образом творчество Ф. Листа и Р. Вагнера. К неоромантикам иногда условно причисляют И. Брамса, А. Брукнера, X. Вольфа, Г. Малера, Р. Штрауса. Термин "Неоромантизм" применяют также к творчеству композиторов, продолжавших некоторые традиции романтической музыки в нач. 20 века. Во 2-й пол. 20 в. многие композиторы сознательно обращаются к стилистике романтизма. Начало 70-80-х гг. связано с протестом против крайностей "второго авангарда", с требованием открытой выразительности и возвратом к "новой простоте".

Неофольклоризм(от греч.- новый и фольклор) - термин, иногда применяемый к европейской музыке 1-й трети 20 в., в которой обновление средств письма органически связано с опорой на фольклор. Наиболее яркие и последовательные представители неофольклоризма - Б. Барток и И.Ф. Стравинский. Для музыки неофольлклоризма характерны концентрация тех или иных особенностей фольклора, например, метрической нерегулярности, идущей от старинной русской песенности ("Байка" Стравинского), "сгущение" ладоинтонационных особенностей фольклора тех народов, музыкальное мышление которых отличается от традиционного общеевропейского ("15 венгерских танцев", "2 румынских танца", арабский фольклор в 3-й части фортепианной сюиты ор. 14 Бартока). Типичны активность, энергичность ритмики ("Allegro bаrbаrо" Бартока, 1911; "Весна священная" Стравинского, 1913). В музыкальных сочинениях этого направления, кроме воспроизведения внешней красочности народной жизни ("Провансальская сюита" Мийо), получают обобщённое воплощение национальный характер ("7 испанских песен" де Фальи), язык, мышление ("Свадебка" Стравинского, "Енуфа" Яначека) и этика ("Венгерский псалом" Кодая). Обогащение языка в связи с обращением к древним пластам фольклора - явление, типичное для русской музыки. В советсткой музыке 60-80-x гг. яркие образцы твореского преломления фольклорных источников создали Г. В. Свиридов, В. А. Гаврилин, композиторы союзных республик. Их сочинения не принято обозначать термином "Неофольклоризм", в музыкальной критике получило распространение название "новая фольклорная волна".

Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением. Очень распространены мотивы боли и крика.

Неоклассицизм (от греч. - новый и классицизм) - направление в музыке 20-30-х гг. 20 в., для которого характерно обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, типичным для барокко (реже - раннего классицизма и позднего Возрождения). В той или иной степени Неоклассицизм отразился в музыке композиторов 20 в., но наиболее законченное выражение получил в творчестве И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита. Его представители обращались прежде всего к возрождению национальных музыкальных традиций: в Германии - к инструментальному наследию И. С. Баха: в Италии - к традициям инструментальных концертов А. Вивальди, старинной итальянской оперы и др.; во Франции - к старинным французским сонатам, опере Ж. Б. Люлли, аллегорическому придворному балету, традиции театрализованных представлений эпохи Великой французской революции (в последнем случае были найдены точки соприкосновения с ораториями Г. Ф. Генделя) и т. д. Свойственное Неоклассицизму свободное использование старинных стилей и жанров стало одной из существенных черт музыки 2-й пол. 20 в., в частности советской музыки 60-80-х гг.

Неоромантизм (от греч. - новый и романтизм) - понятие, обычно обозначающее поздний романтизм, главным образом творчество Ф. Листа и Р. Вагнера. К неоромантикам иногда условно причисляют И. Брамса, А. Брукнера, X. Вольфа, Г. Малера, Р. Штрауса. Термин "Неоромантизм" применяют также к творчеству композиторов, продолжавших некоторые традиции романтической музыки в нач. 20 века. Во 2-й пол. 20 в. многие композиторы сознательно обращаются к стилистике романтизма. Начало 70-80-х гг. связано с протестом против крайностей "второго авангарда", с требованием открытой выразительности и возвратом к "новой простоте".

Неофольклоризм(от греч.- новый и фольклор) - термин, иногда применяемый к европейской музыке 1-й трети 20 в., в которой обновление средств письма органически связано с опорой на фольклор. Наиболее яркие и последовательные представители неофольклоризма - Б. Барток и И.Ф. Стравинский. Для музыки неофольлклоризма характерны концентрация тех или иных особенностей фольклора, например, метрической нерегулярности, идущей от старинной русской песенности ("Байка" Стравинского), "сгущение" ладоинтонационных особенностей фольклора тех народов, музыкальное мышление которых отличается от традиционного общеевропейского ("15 венгерских танцев", "2 румынских танца", арабский фольклор в 3-й части фортепианной сюиты ор. 14 Бартока). Типичны активность, энергичность ритмики ("Allegro bаrbаrо" Бартока, 1911; "Весна священная" Стравинского, 1913). В музыкальных сочинениях этого направления, кроме воспроизведения внешней красочности народной жизни ("Провансальская сюита" Мийо), получают обобщённое воплощение национальный характер ("7 испанских песен" де Фальи), язык, мышление ("Свадебка" Стравинского, "Енуфа" Яначека) и этика ("Венгерский псалом" Кодая). Обогащение языка в связи с обращением к древним пластам фольклора - явление, типичное для русской музыки. В советсткой музыке 60-80-x гг. яркие образцы твореского преломления фольклорных источников создали Г. В. Свиридов, В. А. Гаврилин, композиторы союзных республик. Их сочинения не принято обозначать термином "Неофольклоризм", в музыкальной критике получило распространение название "новая фольклорная волна".

(от лат. expressio - выражение, выявление) - направление в европ. иск-ве и лит-ре, возникшее в 1-х десятилетиях 20 в. в Австрии и Германии и распространившееся затем частично на др. страны. Становление Э. в живописи и лит-ре привело к возникновению организаций и группировок этого направления (объединения нем. художников: "Die Brьcke" ("Мост") в Дрездене, 1905; "Der Blaue Reiter" ("Синий всадник") в Мюнхене, 1911; нем. журн. "Der Sturm" в Берлине, 1910). Э. был выражением острейшего разлада художника с окружающей социальной действительностью, в нём проявлялся субъективный протест против царивших в предвоенной Австрии и Германии шовинизма, милитаристской пропаганды, бюрократизма, мещанского самодовольства. Типичный герой Э. - "маленький" человек, подавленный жестокими социальными условиями существования, страдающий и гибнущий во враждебном ему мире. Э. свойственно ощущение надвигающейся мировой катастрофы, что придавало ему сгущённо-мрачный, подчас истерич. оттенок. "Война оказалась для искусства великим переломом. Человек, терзаемый страшной мукой, закричал. Изуродованный стал произносить проповедь" (Брехт Б., Театр, Собр. соч., т. 5/1, М., 1965, с. 64). Антибуржуазный, антимилитаристский характер, гуманистич. направленность являлись сильной стороной Э. Не случайно с левым крылом нем. Э. было связано творчество таких передовых пролетарских художников, как Б. Брехт и Й. Бехер. Однако индивидуалистичность протеста, непонимание истинного смысла историч. событий, замкнутость в кругу мрачных и болезненных переживаний, деформация отображаемой в иск-ве действительности из-за обострённого субъективизма свидетельствовали об ограниченности экспрессионистского направления. В полемике против приземлённости натурализма Э. выдвинул на первый план психологич., духовное начало, передаваемое с предельной экспрессией (отсюда назв. направления). На мировоззренческую основу Э. в разной степени влияли субъективно-идеалистич. концепции А. Шопенгауэра, Э. Маха, Э. Гуссерля, З. Фрейда, а также интуитивизм А. Бергсона. Характерен интерес экспрессионистов к подсознательному, к бредовым, навязчивым образам, болезненной эротике, передаче перевозбуждённости психики, эмоций страха, смутной тревоги, отчаяния. Др. образную сферу составляют злой сарказм, гротеск.
Музыка в силу своей специфики оказалась в состоянии ярко и разнообразно воплотить этот сложный душевный мир, ввиду чего нек-рые теоретики Э. считали её моделью нового иск-ва. Однако в муз. иск-ве Э. развивался более стихийно, чем, напр., в лит-ре и живописи, и носил характер не столько определ. направления, сколько одного из течений в современном искусстве.
Большинством сов. музыковедов отвергнуты как прямолинейное отождествление Э. исключительно с новой венской школой (концепция ряда заруб. музыковедов), так и чрезмерно расширительное толкование, подводящее под Э. многие явления зап.-европ. музыки 20 в. Если наиболее типичными представителями Э. действительно являются "нововенцы" - А. Шёнберг и нек-рые его ученики (прежде всего, А. Берг, отчасти молодой X. Эйслер, условно - А. Веберн), то нельзя также игнорировать отчётливых экспрессионистских тенденций в музыке их крупных предшественников и современников, равно как и композиторов следующих поколений.
Муз. Э. преемственно связан с поздним романтизмом. Так, сгущённый психологизм "Тристана и Изольды" Вагнера отчасти предвосхищает Э. (в муз.-стилистич. плане это показал Э. Курт). В нач. 20 в. зловеще-мрачные, исступлённые образы появляются в произв. Г. Малера (поздние симфонии) и Р. Штрауса (оперы "Саломея" и "Электра"), совпадая по времени с развитием Э. в живописи и лит-ре, но в музыке этих композиторов по-прежнему сильны традиции романтизма. Ранний период творчества композиторов новой венской школы - А. Шёнберга и А. Берга - также принадлежит романтич. направлению. Композиторы- экспрессионисты постепенно переосмысливали идейно-художеств. содержание позднего романтизма: нек-рые образы заострялись, абсолютизировались (разлад с окружающим миром), другие приглушались или вовсе исчезали (напр., романтич. мечта). Довоенные оперы Шёнберга ("Ожидание", "Счастливая рука") и вок. цикл "Лунный Пьеро" - типичные экспрессионистские произведения. В творчестве Шёнберга "ощущения классической и романтической музыки - отсутствуют. Печаль становится обреченностью, депрессией, отчаяние превращается в истерию, лирика кажется разбитой стеклянной игрушкой, юмор становится гротеском. Основное настроение - "крайняя боль"" (Эйслep Г., см. в кн.: Избранные статьи музыковедов ГДР, М., 1960, с. 189-90).
Высшим достижением муз. Э. справедливо признаётся опера А. Берга "Воццек" (пост. 1925), в к-рой заострена социально-обличит. тематика и с большой силой раскрыта драма "маленького человека"; это произв. сближается с нем. "левым" Э. В ряде муз.-театр. произв. послевоенных лет ярко проявились отдельные экспрессионистские тенденции ("Убийца - надежда женщин" и "Святая Сусанна" Хиндемита, "Прыжок через тень" Кшенека, "Чудесный мандарин" Бартока); отчасти они коснулись и творчества сов. композиторов ("Огненный ангел" Прокофьева, опера "Нос" и нек-рые эпизоды в симф. произв. Д. Д. Шостаковича). После отхода от Э. в 30-е гг. экспрессионистские тенденции вновь проявились в музыке кон. 30-х - 40-х гг. (период наступления фашизма и катастроф 2-й мировой войны 1939-45), хотя последоват. экспрессионистом остался едва ли не один Шёнберг ("Уцелевший из Варшавы" и др. его поздние произв.). В военные и первые послевоенные годы образы разрушения, насилия, жестокости и страданий, отчаяния вызвали обращение к средствам выразительности, связанным с Э. ("Огненный замок" Мийо, 3-я симфония Онеггера, 6-я симфония Р. Воана Уильямса, Военный реквием Бриттена и др.).
В соответствии с идейно-образной направленностью Э. сложился определ. комплекс муз. средств выразительности: изломанность очертаний в мелодике, острая диссонантность гармоний, вязкость фактуры, резко контрастная динамика, использование жёстких, пронзительных звучаний. Характерны инстр. трактовка вок. партий, прерывистость, разорванность вок. линии, возбуждённая речитация. В "Лунном Пьеро" Шёнберг ввёл особый приём полупения-полуговора (Sprдchstimme, Sprдchgesang); используются также натуралистич. возгласы и крики.
В формообразовании на первых порах подчёркивались текучесть, отсутствие расчленённости, повторности и симметрии. В дальнейшем, однако, свобода эмоционального самовыражения всё чаще стала сочетаться с нормативными конструктивными приёмами, в первую очередь у представителей новой венской школы (додекафония, построение оперных актов по схеме инстр. форм европ. музыки 18 в. - в "Воццеке" и др. произв.). Музыка "нововенцев" претерпела эволюцию от усложнённого тонального письма, через свободную атональность - к организации звукового материала на основе серийной техники. Такая эволюция, однако, не исключает др. проявлений экспрессионистских тенденций в совр. музыке.

Литература : Экспрессионизм. Сб. статей, П.-М., 1923; Асафьев Б., Музыка "Воццека", в сб.: "Воццек" Альбана Берга, Л., 1927 (Новая музыка, сб. 4), также в его кн.: Критические статьи и рецензии, М.-Л., 1967; Зивельчинская Л. Я., Экспрессионизм, М.-Л., 1931; Соллертинский И. И., Арнольд Шенберг, Л., 1934, также в сб.: Памяти Соллертинского, Л.-М., 1974; Альшванг A., Экспрессионизм в музыке, "СМ", 1959, No 1; Pавлова Н. С., Экспрессионизм и некоторые вопросы становления социалистического реализма в немецкой демократической литературе, в сб.: Реализм и его соотношения с другими творческими методами, М., 1962; Келдыш Ю., "Воццек" и музыкальный экспрессионизм, "СМ", 1965, No 3; Экспрессионизм. Сб. статей, М., 1966; Конен В., О музыкальном экспрессионизме, в сб.: Экспрессионизм, М., 1966, также в её кн.: Этюды о зарубежной музыке, М., 1975; Лаул Р., О творческом методе А. Шенберга, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9, Л., 1969; Кремлев Ю., Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Л., 1970; Павлишин С., "Мiсячний П'еро" А. Шенберга, Кипв, 1972 (на укр. яз.); Смирнов В., Зарождение экспрессионизма в музыке, в сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка, (вып. 1), М., 1972; Друскин М., Австрийский экспрессионизм, в его кн.: О западноевропейской музыке XX века, М., 1973; Тараканов М., Музыкальный театр Альбана Берга, М., 1976; Лобанов A., "Воццек" А. Берга, Кипв, 1977 (на укр. яз.); Kurth E., Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners "Tristan", Bern-Lpz., 1920 (рус. пер. - Курт Э., Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера, М., 1975); Кrеnek E., Music here and now, N. Y., (1939); Leibowitz R., Schцnberg et son йcole, P., 1947; Lukасs G., "GrцЯe und Verfall" des Expressionismus, в его кн.: Schicksalswende, В., 1948; Adorno Th. W., Philosophie der neuen Musik, Tьbingen, 1949; Edschmid K., Lebendiger Expressionismus, W., (1961).

Г. В. Крауклис.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Полезное

Смотреть что такое "Экспрессионизм" в других словарях:

Экспрессионизм — (от лат. expressio выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе в середине 1900 20 х гг. Возникший как отклик на острейший социальный кризис первой четверти XX в. (включая Первую мировую войну 1914 18 и… … Художественная энциклопедия

Экспрессионизм — ЭКСПРЕССИОНИЗМ (франц. слово expression выражение, латинское expressio выразительность, осмысленность) стремление современного художника выразить судорожность нашей бурной эпохи, с ее преувеличенностью чувства, с ее эксцентричностью, с ее… … Словарь литературных терминов

ЭКСПРЕССИОНИЗМ — (от лат. expressio выражение) направление в австро немецком искусстве первых десятилетий ХХ в., одно из классических направлений европейского модернизма. Для Э. характерен принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности,… … Энциклопедия культурологии

ЭКСПРЕССИОНИЗМ — [фр. expressionnisme Словарь иностранных слов русского языка

Экспрессионизм — Экспрессионизм. М. Бекман. Ночь . 1918 19. Галерея Г. Франке. Мюнхен. ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от латинского expressio выражение), направление в литературе и искусстве 1 й четверти 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЭКСПРЕССИОНИЗМ — (от лат. expressio выражение) направление в литературе и искусстве 1 й четв. 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение главной целью искусства. Стремление к экспрессии , обостренному… … Большой Энциклопедический словарь

экспрессионизм — а, м. expressionnisme m. 1. Направление в буржуазном искусстве и литературе первой четв. 20 века, деятели которого считали своей основной задачей выражение внутреннего мира художника, его субъективных творческих переживаний. БАС 1. 2. устар. То… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

экспрессионизм — экспрессионизм. Произносится [экспрэссионизм] и [экспрессионизм] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ЭКСПРЕССИОНИЗМ — (от латинского expressio выражение), направление в литературе и искусстве 1 й четверти 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение главной целью искусства. Стремление к экспрессии ,… … Современная энциклопедия

ЭКСПРЕССИОНИЗМ — [рэ], экспрессионизма, мн. нет, муж. (см. экспрессия) (иск.). Направление в зап. европейском искусстве 20 века, противопоставляющее себя импрессионизму и рассматривающее внешний мир лишь как средство выражения субъективных состояний человека.… … Толковый словарь Ушакова

ЭКСПРЕССИОНИЗМ — ЭКСПРЕССИОНИЗМ, а, м. Направление в искусстве первой половины 20 в., провозглашающее основой художественного изображения подчёркнутую, иногда гротескную эмоциональную выразительность образа. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова

Читайте также: