Экспозиция в капитанской дочке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Роман Пушкина "Капитанская дочка" является выдающимся произведением русской классической литературы XIX века.

В этой статье представлен анализ композиции романа "Капитанская дочка" Пушкина: особенности произведения.

Композиция романа "Капитанская дочка" Пушкина: особенности произведения

Ю. М. Лотман о композиции "Капитанской дочки":

"Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде — суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту.

Затем Гринев оказывается в беде, причина которой, на сей раз, кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь своего жениха."


Д. Благой о композиции "Капитанской дочки":

". во всей "Капитанской дочке" нет ни одного. ненужного штриха, ни одной лишней детали.

В романе довольно много персонажей, но среди них почти нет случайных, так сказать, "проходных" лиц (появился и исчез). Все они обычно связаны между собой в общий и тугой композиционный узел.

Первые две главы, почти равновеликие по объему. представляют собой экспозицию: ставят друг подле друга оба главных лица, история отношений которых и оставляет основную внутреннюю тему романа: молодого дворянина Гринева и вождя крестьянского восстания Пугачева. Это композиционное расположение подчеркнуто названиями глав: "Сержант гвардии", "Вожатый".

А в том сне, который видит Гринев, сразу же после встречи с неведомым вожатым. как бы предсказывается "странная" история их будущих взаимоотношений и тем самым образно выражена уже указанная основная внутренняя тема романа.

Следующие семь глав (III - IX) повествуют о приезде Гринева в Белогорскую крепость и о жизни его там. Первые три из этих семи глав (III - V) представляют собой как бы непосредственное продолжение самой первой главы романа - первой части экспозиции. Пугачева здесь нет, и все эти главы не выходят за рамки семейной истории Гринева, перипетий его романа. В них дается подробное описание семейства Мироновых, рассказывается о возникновении чувства Гринева к Маше Мироновой, столкновении его из-за нее со Швабриным, объяснении в любви между раненым Гриневым и Машей.

Глава "Пугачевщина" является как бы водоразделом, членящим семь "белогорских" глав на две почти равные половины, отделяющим первые три, чисто "семейные", главы от других трех глав, в которых романические отношения Гринева и Маши вовлекаются в вихрь исторических событий и политических потрясений.

Соответственно меняется и самый темп рассказа. В первых трех белогорских главах описывается то, что происходило в течение почти целого года (с начала зимы 1772 года до октября 1773 года); в трех последних - то, что произошло на протяжении всего около суток.

Так же стройно сочленены между собой в композиционном отношении. четыре непосредственно следующие за ними главы (10-ая галва - "Осада города", 11-ая глава - "Мятежная слобода", 12-ая глава - "Сирота" и 13-ая глава - "Арест"), которые имеют особенно важное значение для раскрытия основной внутренней темы романа - отношений между положительным героем-дворянином и вождем крестьянского восстания.

Контраст двух лагерей - правительства и Пугачева - подчеркивается и композиционно: расположением двух глав - оренбургской ("Осада города") и бердской ("Мятежная слобода") - непосредственно друг подле друга. Мало того, этот контраст проводится, но только в обратном порядке, и расположением двух следующих глав - "Сирота" и "Арест".

После главы "Арест" следует еще одна - и последняя, заканчивающая весь роман, - глава "Суд".

И, как это почти всегда у Пушкина, начало "Капитанской дочки" гармонически перекликается с концом.

В начале романа птенец вылетает из своего дворянского гнезда; в конце романа. он снова в него возвращается.

Между первой и последней главами Пушкин протягивает нити соответствий и даже прямых совпадений. В середине последней главы мы - снова в симбирском поместье Гриневых. Перед нами опять же старики Гриневы - властный и суровый отец, безропотная, любящая мать; та же обстановка; повторяются и те же характерные детали (чтение отцом Придворного Календаря, упоминание о влиятельном петербургском родственнике, князе Б.). Но подле стариков Гриневых новое лицо - полюбившаяся им невеста сына - Марья Ивановна Миронова, и нет самого сына, Петруши, осужденного за участие в "замыслах бунтовщиков" и приговоренного к ссылке.

В последней главе, как и в первой, батюшка - с Придворным Календарем в руках. Но в первой главе он внимательно читатего его. В последней главе он рассеянно переворачивает листы.

В первой главе - "матушка варила в гостиной медовое варенье"; в последней - в той же гостиной "матушка молча вязала шерстяную фуфайку. ". Совершенно очевидно, что каждая из этих деталей органически связана со свем остальным, полностью соответствует данной ситуации. Варить варенье матушка должна была именно в первой. главе; наоборот, так естественно, что в последнец главе она вяжет "шерстяную фуфайку". конечно, для сосланного теперь в Сибирь Петруши.

В первом случае матушка плачет горькими слезами при мысли о разлуке с сыном; во втором случае - радостными слезами, слезами надежды на то, что Марье Ивановне удастся ее замысел - добиться оправдания Петруши.

Симметрия. проводится. до самого конца.

Гринев смело явился к. Пугачеву. для спасения своей невесты и достиг этого. Маша едет к императрице. и. в свою очередь спасает своего спасителя.

И, как всегда у Пушкина, это отнюдь не только внешний композиционный прием. Посредством параллельного развертывания сюжета "Капитанской дочки" Пушкин получает возможность непосредственно сопоставить между собой двух главных антагонистов - вождя крестьянского восстания и дворянскую императрицу, на столкновении которых основана историческая канва романа.

Особенно наглядно сопоставление Пугачева и Екатерианы II в параллельном описании их "резиденций".

С другой стороны, лучшие черты характера Гринева также особенно рельефно проступают на отношениях его с Пугачевым, которого он покоряет своей отзывчивостью и добротой (все тот же эпизод с "заячьим тулупом").

Наконец, в параллельном эпизоде - встреча Маши с императрицей - по-настоящему раскрывается нам и характер капитанской дочки, простой русской девушки.

Замечательный образ вождя крестьянского восстания и пафос конечного торжества простых хороших людей - именно эти черты и сообщают историческому роману Пушкина присущую ему глубокую внутреннюю демократичность.

Наиболее полному и яркому выражению этих черт служат все художественные средства и приемы. среди которых одно из важнейших мест принадлежит продуманной и стройной, сложной и в то же время в высшей степени простой, композиции романа. "

Повесть содержит 14 глав.
Первые две главы заключают в себе
экспозицию:
знакомство с главными героями, через
взаимоотношения которых представлен основной
внутренний конфликт.
Названия "Сержант гвардии" и "Вожатый"
говорят об этом.
От этих глав в дальнейшем будут протянуты
основные смысловые нити – линия Гринева и
линия Пугачева, которые тесно связаны между
собой.
Соответственно, каждый из сюжетов имеет свою
экспозицию, завязку, кульминацию и развязку.

Главы "Крепость","Поединок" и "Любовь"
продолжают сюжетную линию Гринева.
В этих главах, как и в первой, весьма ощутимы
мотивы семейного романа.
В центре повествования здесь - семья Мироновых.

Завязка же и развитие действия
в истории Пугачева - главы "Приступ"Незваный гость",
"Разлука".
Вся повесть, таким образом, разделена на две
симметричные линии: собственно "гриневская"
сюжетная линия (главы "Сержант гвардии",
"Крепость",",Поединок" и"Любовь") и собственно
пугачевская" сюжетная линия (главы "Вожатый",
"Приступ","Незваный гость","Разлука").
Между ними – центральная глава "Пугачевщина",
резко меняющая атмосферу повествования.
В главах, следующих за центральной,
Пушкин глазами Гринева обрисовывает Пугачева,
представляя его характер объемно и многогранно.

Затем наступает развязка:
повеление императрицы оправдывает невиновного,
и Марья Ивановна возвращается назад,
в деревню, в поместье Гриневых,
куда затем возвращается и её жених.
Таким образом, повествование"замкнулось";
действие заканчивается там, где оно началось.
Композиция является кольцевой

Развязка же в собственно "пугачевском" сюжете-
это арест и казнь самозванца.
Казнь Пугачева одновременно является эпилогом
в истории Гринева.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Композиция романа капитанская дочка

Историческая повесть

Композиция романа капитанской дочки

  1. Экспозицией выступает биография Гринева, все моменты до его приезда Белогорскую крепость.
  2. В качестве завязки описывается знакомство с Марией Ивановной.
  3. Развитие действия продолжается с описания жизни в крепости и конфликт со Швабриным.
  4. Кульминация в виде дуэли и письмо отцу в пятой главе.

В результате развитие любовной линии завершается. Основной особенностью окончательно становится историческая часть. Аналогичного мнения придерживалась и Марина Цветаева. Она остро восприняла образ лидера мятежников, что побудило ее записать мнение о произведении.

Вторая версия

Это позволяет оправдать историческое название романа и то, какова роль Марии Мироновой. Тогда сюжетная схема становится близка первой версии:

Композиция капитанской дочки

  1. Сначала наблюдается второстепенная линия между Гриневым и Пугачевым.
  2. А также раньше происходит развязка исторической линии.
  3. Главным становится любовный сюжет, его кульминация и развязка происходят позже.

Важно учитывать, что поездка в мятежную слободу нужна была для спасения Маши Мироновой. Без этого третья встреча Гринева и Пугачева не состоялась бы. При каждой встрече последний миловал сына барского класса за подаренный когда-то тулуп. И все-таки, гораздо важнее для героя любовь к будущей жене и матери будущих детей.

Интересный момент в произведении

Композиция капитанской дочки

Кратко по сюжету, Гринев возвращается в имение. На плоту располагается виселица с 3 телами. Пугачевцы тем временем захватывают родителей Гринева и Машу. Их удерживают в амбаре, чтобы впоследствии сжечь. При этом местные крестьяне положительно относятся к хозяевам.

Именно Швабрин приводит злодеев в имение. После этого Гринев приходит с небольшим по численности отрядом, противники бегут, а родители высвобождены. По мнению Красухина, указанную главу не стоило печатать в романе, раз сам автор ее исключил из кольцевого плана.

Роль случая

Интересно, сколько случайностей происходит в произведении. Несмотря на то что никаких упреков к Пушкину не предъявляют, романисты не обязаны соблюдать правдоподобие. Роман должен стоять из других моментов, включая романтическую линию.

Особенности композиции романа капитанская дочка

Тем не менее в романе слишком много случаев. Например, случайно Зурин, коему Гринев отдал 100 рублей, управляет отрядом, арестовавшем героя. Маша спокойно переправляется с Савельичем к родителям Гринева. А он остается нести службу в правительственных войсках.

Случайно бродяга, получивший теплый тулупчик со стаканом вина, оказывается предводителем бунтовщиков. Когда Савельич падает к ногам лидера, тот отмечает, что старика сразу признал. После чего милует Гринева.

И случайно женщина, которую встречает Маша Миронова на прогулке в саду, оказывается императрицей. А Пугачев соглашается продолжить путь вместе с Гриневым, ведь никто не может обидеть сироту.

По мнению Пушкина, провидение считается благим промыслом. Добро должно быть под защитой, а зло наказано. И какие бы жестокости и неприятности ни происходили, мир устроен правильно. И есть высокий недоступный смысл в том, что читатель оказывается свидетелем происходящих событий в произведении.

Еще материалы по повести А.C. Пушкина "Капитанская дочка":

Читайте также: