Экспериментальные исследования эббингауза кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эббингауз жил в девятнадцатом веке. Он был одним из первых, кто стал изучать человеческую память и восприятие. Свои исследования он проводил с помощью практических экспериментов, которые он ставил на себе. Прошло уже довольно много времени после его смерти, но все его труды и открытия востребованы и сегодня. Ученые со всего мира используют в своей научной деятельности работы этого немецкого психолога. Методики, которые разработал Эббингауз, никто не смог превзойти.

Сначала психолог работал в лаборатории. Там он осуществил огромное количество своих экспериментов. Он исследовал проблемы, связанные с чувственным ощущением. Более подробно он рассматривал зрительное восприятие. Когда психолог накопил множество различных фактов, он решил выпустить статьи, связанные с данной проблемой. Вся его научная деятельность была направлена на проблемы памяти. Он исследовал процессы запоминания и забывания какой-либо информации. Также он создал специальную кривую, которая отражала нелинейный характер забывания.

Стоит отметить, что этот психолог является одним из создателей экспериментального вида психологии. Абсолютно все свои работы и результаты он объяснял с помощью тех данных, которые получил в процессе проводимых экспериментов. Первое время он ставил все опыты только на себе. Потом уже только перебрался в лабораторию. В то время такой вид психологии был почти не развит, поэтому ему пришлось самостоятельно придумывать способы для осуществления таких опытов.

Готовые работы на аналогичную тему

Когда Эббингауз закончил университет, он решил полностью погрузиться в исследование особенностей психологии людей. Позже он стал преподавателем в одном из университетов Берлина, а затем открыл свою лабораторию.

Эксперименты психолога

Все эксперименты этого психолога представляли собой заучивание и пересказывание такого материала, который не имел никакого смысла. У Эббингауза был один стимульный материал — бессмысленные слоги. Таким образом он смог разработать и понять особенности построения слогов. Абсолютно все слоги состояли из одной гласной и двух согласных. Причем гласная всегда была в середине. Когда слоги соединялись, Эббингауз следил за тем, чтобы не нарушалось главное правило. Это правило связано с тем, что при таком соединении слоги, стоящие рядом, не должны были создавать какие-то известные и используемые человеком слова или фразы. Ученый вводил новые слоги до тех пор, пока не исчерпался их запас. Но это не остановило немецкого психолога. Он просто перемешал слоги и получил новые.

В ходе эксперимента все слоги прочитывались вслух, чтобы облегчить их запоминание. Был определенный такт, под который нужно было читать. Весь ряд слогов становился выученным в том случае, если он без единой запинки воспроизводился полностью и без ошибок.

Конечно, у Эббингауза были предварительные тренировки перед осуществлением экспериментов. Примечательно, что все опыты проводились в течение двух лет. А повторялись они только в строго определенное время суток.

Эббингауз разработал способ сбережения при изучении человеческой памяти. Нужно было повторять ряды слогов до того момента, пока они не станут полностью выученными. Количество повторений ученый записывал. Через определенный промежуток времени все заученное нужно было повторить. Потом снова нужно было повторять все слоги, пока они не будут произнесены без единой ошибки. Количество повторений Эббингауз снова записывал. А затем, когда пройдет определенный промежуток времени, это все нужно было повторить.

Та разница, которая была между первым и вторым количеством нужных повторов, представляла собой показатель сбережения.

В экспериментах немецкого ученого механическая память зависела от следующих условий:

  • объем выученного материала
  • количество повторений
  • способ выстраивания слогов в определенный ряд
  • промежуток времени между заучиванием и воспроизведением

Сама схема экспериментов была очень проста. Психолог изменял какое-либо из условий запоминания, после чего видел, как это воздействует на количество повторений перед полным и безошибочным воспроизведением материала.

Результаты экспериментов

К главным результатам экспериментов Эббингауза можно отнести кривую забывания. Эту кривую психолог выстроил в процессе исследования запоминания и особенностей забывания бессмысленной информации. Через какое-то время те ряды слогов, которые были уже заучены, забываются. Причем, сначала забывание происходит очень быстро, а потом намного медленнее. При зазубривании материала формируется ассоциация между слогами или фактами. Причем это происходит не только в прямой, но и в обратной последовательности.

Если увеличивать объем информации, необходимой для запоминания, то увеличится и объем работы. Но это увеличение будет происходить в большей степени. Другими словами, если дать исследуемому больше слогов, то запоминать он будет их дольше. А работа с ним будет требовать еще больше времени.

После 60 повторений сбережение работы через сутки будет равняться примерно 1/3 от начальной стадии этой работы.



Герман Эббингауз


Густав Фехнер

Вариантов опыта существовало множество. При помощи них Эббингауз пытался выяснить различные свойства памяти: время забывания и скорость, количество повторений для лучшего запоминания, время и скорость заучивания, количество информации, сохранившейся подсознательно, и некоторые другие.


Кривая забывания или кривая Эббингауза. Линия, согласна которой заученная информация начинает резко забываться через 20 минут и достигает пика через час; позже темп снижается. В итоге от начального объема через месяц мы помним порядка 20% от первоначального объема информации.

Интеллект, иллюзии и стандартизация

Блестящий ученый, который однако никогда не стремился к научной славе, но сделал так, что его работы увековечили его имя в истории психиатрии и в науках о мозге и памяти. Он не задумывался о том, чтобы стать пионером в области экспериментального изучения памяти, но при этом получил крайне важные результаты. Данные о заучивании и забывании, упражняемости и сбережении памяти положили научную основу всем существующим методикам обучения и запоминания.

Помимо всего, Эббингауз считается первым создателем теста по оценке интеллекта, заключавшегося в том, что детей просили закончить различные предложения. Позже Альфред Бине одолжит методику и внесет её в шкалу интеллекта Бине-Саймона. Также Герман Эббингауз считается первым, кто открыл феномен оптической иллюзии, известной как иллюзия Эббингауза.


Иллюзия Эббингауза. Вам тоже кажется, что оранжевые круги разные? Два круга, равных по размеру (в центре), окружены кругами большего (слева) и меньшего (справа) размера, из-за чего они кажутся разными.

В завершение отметим, что вся работа ученого, которая не прекращалась вплоть до его смерти 26 февраля 1909 года, оказалась важной для современной науки не только самими полученными данными и разработанными методами. Считается, что Эббингауз стал первым учёным, который составил стандарт отчёта исследовательской работы. Его статья про память разделена на четыре части: введение, методы, результаты и обсуждения. А вам это ничего не напоминает?

Уже через час вы забудете до 60% любой полученной только что информации. А через неделю в памяти останется не более 10%. Как ни прискорбно, но это правда.

Человеческая память подчиняется определенным паттернам, которые в конце XIX века вывел ученый Эббингауз. А если знать механизмы, по которым работает память, то можно ее хакнуть и запоминать до 95% всей информации, которая проходит через вас.

Как это сделать? Рассмотрим в этой статье на примере изучения английского языка.




Как работает память?

Умение забывать — это одно из самых важных умений человека. Без него мозг был бы перегружен ненужными данными и работал бы с жуткими лагами. Прямо как компьютер, в котором никогда не удаляли Temp-файлы и не дефрагментировали жесткие диски.

Ученые рассчитали, что объемы памяти человеческого мозга составляют примерно несколько петабайт (1 петабайт — 1024 терабайт — 1 048 576 гигабайт).

Но даже такое огромное хранилище было бы забито через 30 лет непрерывного записывания видео в Full-HD и постоянного анализа огромных массивов данных. И мы еще не учитываем системные функции вроде контроля над дыханием и биением сердца, производства и учета гормонов, противодействия болезням и тысячам других мелких, но жизненно важных процессов, которые происходят в организме непрерывно.

Так что умение забывать информацию сродни выбрасывания информационного мусора из головы.

Мозг человека тоже можно разделить на оперативную и долговременную память — компьютерные аналогии здесь хорошо подходят. В 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз практическим путем определил, как именно информация из оперативной попадает в долговременную память.

Этот процесс можно выразить простым графиком.


Оперативная память человека довольно сильно ограничена. Ее довольно точным аналогом в психологии можно считать объем внимания.

Объем внимания показывает, какое количество предметов мозг может воспринимать одновременно или какое количество действий могут одновременно выполняться.

Объем внимания среднестатистического взрослого человека составляет 7±2 единицы. Если экстраполировать это на изучение языков, то любой человек без особых сложностей может изучать одновременно 5 новых слов. А при должном уровне подготовки и 10 новых слов.

Но при единоразовом контакте с информацией новые нейронные связи создаются крайне плохо, поэтому эффективность запоминания будет низкая. В конечном результате запомнится не более чем 10%.

Лучший способ запомнить большие массивы информации на короткий срок — зубрежка. Недаром многие студенты готовятся к экзаменам за одну ночь. Но зубрежка действует только на оперативную память, информация не попадает в долгосрочную и забывается уже через неделю.

Чтобы информация запоминалась надолго, нужно задействовать другие инструменты и особенности мозга.

Механизмы запоминания и что на них влияет

Эббингауз анализировал чистую память — процесс запоминания, на который не влияют функции мышления. Но в реальной жизни так не бывает.

Мышление и отношение к запоминаемой информации играет огромную роль. И разная информация будет запоминаться с разной скоростью. Можно даже провести небольшой эксперимент.

  • Чтобы полностью запомнить текст песни, которая нравится, нужно всего лишь прослушать ее пару раз. Проще пареной репы.
  • Чтобы выучить не слишком длинный стих, нужно прочитать его пару десятков раз и продекламировать его вслух. Работа ума чувствуется, но все довольно несложно.
  • Чтобы выучить два десятка не связанных между собой чисел или слогов, придется очень сильно напрячься. Вот прямо очень сильно. Но все равно эти бессмысленные наборы данных забудутся крайне быстро.

Это и есть влияние мышления. Чем интереснее информация, тем быстрее создаются нейронные связи в мозге, и тем лучше она запоминается. Тот самый Эббингауз определил, что осмысленное запоминания в 9 раз эффективнее зазубривания. То есть, если что-то вам интересно, вы выучите это в 9 раз быстрее и лучше, чем что-нибудь, что не вызывает никаких эмоций.

Изучение иностранных языков одновременно основывается на двух столпах:

  • Сделать изучение языка интересным и подключить механизмы мышления к запоминанию.
  • Сделать процесс запоминания максимально эффективным там, где нельзя подключить механизмы мышления.

Анализ Big Data студента позволяет увидеть и использовать неочевидные моменты обучения каждого конкретного студента. Система отслеживает и анализирует все действия студента, его ответы и динамику изучения, на основе чего формирует план занятий. К примеру, человек часто делает ошибки во фразовых глаголах. Система это видит, поэтому в дальнейшем дает ему больше упражнений на фразовые глаголы. И так до тех пор, пока владение ими не улучшится в достаточной мере.

Геймификация обучения при этом сохраняет уровень мотивации и поддерживает его на высоком уровне благодаря интересному контенту и учебным примерам. Студент изучает язык в игровой форме, выполняя квесты. Кроме того, соревновательный момент добавляет также система рейтинга пользователей и значки-награды за прохождение курсов и хорошей тренировки.

Механики обучения, которые учитывают кривую Эббингауза, используются, чтобы запоминать правила, неправильные глаголы, лексику, разные идиомы и огромное количество нюансов языка, которые очень сложно сделать интересными.

Как хакнуть свою память

Эббингауз не только вывел закономерности, по которым работает память. Он также определил способ, как можно запоминать до 95% информации.

Главное — правильно подобрать время повторений. Давайте разберем это на примере изучения английской лексики.


Как видим, визуальный график эффективности запоминания становится похожим на график степенной функции, которая стремится к 100%. То есть, время между итерациями повторений увеличивается в разы.

Если продолжить график, то шестое повторение можно сделать через месяц, а седьмое — через четыре месяца. Это на случай, если информацию нужно будет помнить всю жизнь.

Именно эта проблема делала изучение данных по Эббингаузу малоэффективным в иностранных языках ранее. Но сейчас учет повторений с легкостью ведет приложение на смартфоне. Вам нужно только потратить 15-20 минут в день на работу со словами, а организационные работы проведет процессор.

Мы провели аналитику свыше 1500 пользователей, которые установили приложение для изучения английской лексики ED Words в Google Play и App Store и использовали его более 3 месяцев. При соблюдении графика повторений пользователи изучали от 150 до 300 новых английских слов в месяц, тратя на занятия в среднем 16 минут в день.

А если комбинировать эту методику с проработкой лексики на практике и с помощью примеров, подобранных под интересы каждого конкретного студента, то эффективность обучения возрастает в разы.

Причем работает она не только с лексикой, но и любой другой информацией, которую нужно выучить. Правила, идиомы, неправильные глаголы, фразовые глаголы, сленг — все это можно изучать с помощью метода рациональных повторений Эббингауза. Берите на вооружение, пользуйтесь и изучайте английский с удовольствием.


Только для читателей Хабра первый урок с преподавателем по Skype бесплатно! А при покупке занятий получите до 3 уроков в подарок!

Получи целый месяц премиум-подписки на приложение ED Words в подарок.
Введи промокод ebbinghaus на этой странице или прямо в приложении ED Words. Промокод действителен до 14.04.2021.

Опыты Г.Эббингауза были направлены на раскрытие зависимости механической памяти от четырёх условий:

Ø от объёма заучиваемого материала, или числа слогов;

Ø от числа сделанных повторений;

Ø от промежутка времени между заучиванием ряда слогов и его воспроизведением;

Ø от способа построения слоговых рядов.

Схема опытов была проста. Г.Эббингауз изменял по определённому плану одно какое-либо условие запоминания, например длину ряда, и замечал, как отражается это изменение на числе повторений, необходимых для заучивания до безошибочного воспроизведения

Результаты опытов Г.Эббингауза следующие:

1.Закон накопления и распределения повторений, позднее назван законом Йоста, отвечает на вопрос: что более эффективно: заучивать весь материал сразу или распределить заучивание на несколько приемов?

Закон Йоста:При фиксированном количестве повторений, распределенные во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные. Педагоги пользуются законом Йоста при планировании учебных нагрузок.


Рисунок Эксперимент Йоста

Объяснение закона Йоста: обусловленные упражнением биофизические процессы продолжаются в течение некоторого времени после окончания заучивания. Это приводит к закреплению следов памяти после каждой серии повторений.


Рисунок Кривая забывания

4. Влияние установки на запоминание. Один из опытов был связан с учащимися, которым задали запомнить два рассказа. Им было сказано, что первый рассказ будет проверен на следующий день, а второй - еще нескоро. Но оба рассказа были проверены через месяц. Оказалось, что второй рассказ учащиеся запомнили лучше, чем первый. Таким образом, Г.Эббингауз показал: при запоминании нужно рассчитывать на то, что данная информация обязательно потребуется в дальнейшем.

Эффект Фон Ресторф(1933). Она изучала вопрос о влиянии сходства и различия материала в ряду на продуктивность запоминания. Предлагала испытуемым запоминать ряды, состоящие из разнообразного материала (слоги, фигуры, числа, цвета и пр.) После трех предъявлений проверялся уровень запоминания. Оказалось, что для однородных пар (слоги) показатель составлял 33%, а для разнородных (фигуры, числа, буквы, цвета) – 74 %. Независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.

Опыты Г.Эббингауза были направлены на раскрытие зависимости механической памяти от четырёх условий:

Ø от объёма заучиваемого материала, или числа слогов;

Ø от числа сделанных повторений;

Ø от промежутка времени между заучиванием ряда слогов и его воспроизведением;

Ø от способа построения слоговых рядов.

Схема опытов была проста. Г.Эббингауз изменял по определённому плану одно какое-либо условие запоминания, например длину ряда, и замечал, как отражается это изменение на числе повторений, необходимых для заучивания до безошибочного воспроизведения

Результаты опытов Г.Эббингауза следующие:

1.Закон накопления и распределения повторений, позднее назван законом Йоста, отвечает на вопрос: что более эффективно: заучивать весь материал сразу или распределить заучивание на несколько приемов?

Закон Йоста:При фиксированном количестве повторений, распределенные во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные. Педагоги пользуются законом Йоста при планировании учебных нагрузок.


Рисунок Эксперимент Йоста

Объяснение закона Йоста: обусловленные упражнением биофизические процессы продолжаются в течение некоторого времени после окончания заучивания. Это приводит к закреплению следов памяти после каждой серии повторений.


Рисунок Кривая забывания

4. Влияние установки на запоминание. Один из опытов был связан с учащимися, которым задали запомнить два рассказа. Им было сказано, что первый рассказ будет проверен на следующий день, а второй - еще нескоро. Но оба рассказа были проверены через месяц. Оказалось, что второй рассказ учащиеся запомнили лучше, чем первый. Таким образом, Г.Эббингауз показал: при запоминании нужно рассчитывать на то, что данная информация обязательно потребуется в дальнейшем.

Читайте также: