Эксперимент стэнли милгрэма кратко

Обновлено: 07.07.2024

Эксперимент Милгрэма представляет собой опыт в социальной психологии, проведенный Стэнли Милгрэмом в 1963 г. Этот психолог учился в Йельском университете. Данный эксперимент получил широкую огласку и популярность, как в научных, так и социальных кругах.

Некоторые ученые называли этот опыт одним из самых жестоких в истории психологии. Перед участниками эксперимента ставилась задача пробудить в себе садистические наклонности, сознательно причиняя боль и мучения по отношению к другим людям.

Сегодня вы узнаете детали эксперимента Милгрэма.

Кто такой Стэнли Милгрэм

Стэнли Милгрэм родился в Нью-Йорке 15 августа 1933 г. Начальное образование он получил в школе имени Джеймса Монро, учась в одном классе с еще одним известным в будущем психологом Филиппом Зимбардо.

По окончании данного учебного заведения Милгрэм поступает в Королевский колледж в Нью-Йорке на факультет политологии. Однако вскоре ему становится ясно, что эта научная сфера не вызывает у него особого интереса. И все же ему удается окончить учебу.

Стэнли Милгрэм

Стэнли Милгрэм

Тем не менее, это не остановило Милгрэма, и он за одно лето смог пройти 6 курсов по социальной психологии в 3 разных высших учебных заведениях. В результате этого, в 1954 г. он поступил в Гарвард.

В студенческие годы у Стэнли завязались хорошие отношения с лектором по имени Соломон Аш, ставшим популярным психологом, благодаря изучению феномена конформности. Милгрэм даже выступал в качестве ассистента, в ходе его исследований и экспериментов.

Когда Милгрэм закончил учиться, то принял решение возвратиться обратно в США. Там Стэнли начал трудиться в Принстоне, вместе с Соломоном Ашем. Важно отметить то, что между этими учеными не было каких-либо дружеских отношений. Они испытывали интерес друг к другу исключительно в научной сфере. Через год Милгрэм захотел продолжить работу в области психологии, но уже отдельно от Аша.

Суть эксперимента Милгрэма

Это было связано с недавним нацистским режимом, который показал миру все ужасы такого управления государством. Но когда он поставил первые эксперименты в штате Коннектикут, оказалось, что ехать никуда не стоит, и можно спокойно продолжать работу у себя на родине, так как люди везде одинаковые.

Кратко об эксперименте Милгрэма

Результаты эксперимента Милгрэма наглядно показали, что люди не в состоянии противостоять своему авторитетному руководству в том случае, когда оно приказывает им мучать других, даже ни в чем невиновных людей. Оказалось, что человек готов беспрекословно подчиняться высшему начальству, выполняя любые его приказы, даже если они идут вразрез с его жизненными принципами.

Ste`nli-Milgre`m-so-studentami-1961-god

Стэнли Милгрэм со студентами, 1961 год

Кроме США, данный эксперимент поводился также в Германии, Италии, Нидерландах, Испании, Иордании и Австрии. Конечные итоги опыта доказали, что независимо от национальности, участники эксперимента намеренно доставляли боль другим людям, если этого от них требовало начальство.

Описание эксперимента Милгрэма

Главный вопрос или задача эксперимента Милгрэма звучали следующим образом: как далеко может зайти человек, причиняя боль другому, пока подчинение руководителю не станет противоречивым для него?

Подопытным, смысл этого эксперимента объяснялся в совершенно другом свете: им говорилось о том, что целью опыта является исследование влияния телесной боли на функции человеческой памяти. В данном исследовании принимали участие наставник (экспериментатор), испытуемый (ученик) и подставной актер (в роли второго ученика).

E`ksperiment-Milgre`ma-6

Согласно правилам, от ученика требовалось выучить длинный список разных парных слов, а учителю надлежало проверять, насколько хорошо и точно ученик запомнил эти словосочетания.

Если ученик допускал ошибку, учитель должен был ударять его током. При каждой новой оплошности, учитель снова пропускал электрический заряд, который с каждым разом увеличивался.

Как проводился эксперимент Стэнли Милгрэма

Перед тем, как начинать эксперимент Милгрэма, Стэнли устраивал показанную жеребьевку относительно того, кто из двух кандидатов будет учеником, а кто учителем. При этом учителем, конечно же, все время становился испытуемый.

E`ksperiment-Milgre`ma-3

Подставного ученика подключают к электродам

Далее учитель проходил в соседнее помещение и начинал диктовать слова ученику. Когда тот ошибался, учитель тут же нажимал на кнопку, ударяя несчастного током. По правилам, каждый последующий электрический разряд увеличился на 15 Вольт, а максимальное напряжение достигало целых 450 Вольт.

Как говорилось вначале, ученик был подставным актером, который лишь изображал, будто его по-настоящему бьет электричеством. Система тестирования специально была настроена так, что ученик 1 раз отвечал верно, а после этого 3 раза подряд случались ошибки.

E`ksperiment-Milgre`ma-2

Поэтому, когда учитель дочитывал до конца все пары словосочетаний, написанных на первом листе, электрические удары достигали напряжения в 105 Вольт. Однако, когда испытуемый хотел продолжить читать слова, перейдя к следующему листу, экспериментатор заставлял его начать все заново, снизив электрический удар до 15 Вольт.

Это делалось для того, чтобы подопытный понимал, что опыт не завершится до тех пор, пока все пары слов не будут правильно произнесены учеником.

Подчинение авторитету в эксперименте Милгрэма

Таким образом, чем дальше заходил эксперимент Милгрэма, тем сильнее остановился электрический заряд, вследствие чего ученик кричал мученическим голосом, а учитель испытывал сомнения в своих действиях.

Кульминация эксперимента Милгрэма

Во время опыта, экспериментатор уверял подопытного в том, что всю ответственность за жизнь ученика и за конечный ход эксперимента он берет на себя. Что ему следует не останавливаться и продолжать дальше, хотя учителю при этом никто не угрожал и не обещал никакой награды.

С каждым очередным разрядом, актер все ужаснее кричал и умолял своего учителя остановиться. И когда испытуемый начинал сомневаться в правильности своих поступков, экспериментатор вновь заверял его в том, что все идет по плану, и что ему не стоит останавливаться.

Удивительно, но, в конечном счете, каждый эксперимент Милгрэма был доведен до конца. Конечные результаты этого опыта ошеломили абсолютно всех.

Ошеломляющие результаты

Лишь после трехкратного удара напряжением в 450 Вольт, экспериментатор объявлял о том, что опыт окончен. Основная часть учителей давала своим ученикам такие электрические разряды, которые бы в реальной жизни привели к летальному исходу.

E`ksperiment-Milgre`ma-4

В 1963 году Стэнли Милгрэм, профессор Йельского университета, шокировал весь мир результатами своего исследования.

Когда общественность узнала о результатах эксперимента Милгрэма, она была просто обескуражена ими. Интересен факт, что сами испытуемые также были шокированы собственными же действиями.

Полная информация об эксперименте

Эксперимент Милгрэма – интересное исследование человеческой природы, готовности следовать за лидером, нарушая при этом общепризнанные принципы и правила. Как далеко вы смогли бы зайти в подчинении авторитету? Получилось бы у вас выполнять все его указания даже тогда, когда они наносят вред другим людям? Стэнли Милгрэм и его исследования ответят на эти вопросы.

Стэнли Милгрэм – кто он

Стэнли Милгрэм

Стэнли Милгрэм – уроженец Нью-Йорка. Появился на свет в августе 1933 года. Учился в школе имени Джеймса Монро. Его одноклассником был ставший позднее довольно успешным психологом Филипп Зимбардо.

Для получения дальнейшего образования Стэнли выбрал Королевский колледж в Нью-Йорке. Он поступил на факультет политологии. Через время осознал, что не хочет развиваться в этой сфере. Но доучился.

Во время обучения в колледже Милгрэм заинтересовался социальной психологией. Первая попытка поступить в Гарвард на эту специальность закончилась провалом. Парню не хватило знаний. Он не отчаялся, а направил все силы на учебу. Так, за лето Стэнли прошел 6 курсов в 3 ВУЗах. Благодаря этому в 1954 году его мечта осуществилась – его приняли в Гарвард.

Еще в студенчестве Стэнли Милгрэм познакомился с Соломоном Ашем, изучавшим конформность. Стэнли даже был помощником в исследованиях и экспериментах именитого психолога.

Общая информация об эксперименте Милгрэма

Цель эксперимента Милгрэма – понять, почему во Второй мировой войне жители Германии были так жестоки к узникам концлагерей. После того, как исследования были проведены в Америке, Стэнли хотел поехать с ними в Германию. Ему казалось, что немцы склонны подчиняться приказам авторитетных для них людей, несмотря ни на что. Но результаты опыта настолько ошеломили его, что он решил остаться в Нью-Хейвене, штат Коннектикут. По словам самого Милгрэма он обнаружил в своих согражданах столько повиновения и подчинения, что поездки за границу утратили всякий смысл.

книга Стенли Милгрем - Подчинение авторитету

Об исследованиях и результатах рассказывали и другие авторы. Но в своих суждениях они допускали ошибку. В зверствах против невинных людей участвовали не только оккупанты — граждане Германии. Часто подпись в документах о пытках или убийствах ставили их же сограждане, такие же жители оккупированных территорий. И очень часто немцы не имели к этому прямого отношения.

Получается, что в любой стране есть люди, готовые сделать больно и врагам, и своим соотечественникам. Речь не о том, что они слепо слушают приказы. Просто в их подсознании нет ограничений для проявления патологических наклонностей.

Интересно, что тему такого нелепого подчинения поднимали еще до экспериментов Стэнли Милгрэма. Софокл в одном из своих трудов задавал вопрос о целесообразности повиновения в случаях, когда дела идут в разрез с совестью. Философ Томас Гоббс считал, что в происходящем виноваты не те, кто совершает преступные действия, а те, кто отдает приказы.

Описание эксперимента Милгрэма

Йельский университет

Исследование проводилось в Йельском университете. Участников было чуть больше 1 000. Испытуемым нужно было выполнять ряд указаний, которые противоречили их совести. Главный вопрос всего эксперимента: насколько далеко человек может зайти, подчиняясь авторитетному для него лицу?

Участники исследования были жителями Нью-Хейвена. В этой местности проживало около 300 000 человек. Выбор Милгрэма был неслучайным. Студенты университета не подходили по двум причинам:

  1. Они были одного возраста, знакомы с психологией.
  2. Есть риск, что молодые люди разболтают подробности эксперимента другим.

Для получения наиболее правдивых результатов нужны были люди разных возрастных категорий, социальных слоев, взглядов.

Для того, чтобы заинтересовать потенциальных испытуемых, Милгрэм напечатал объявление в газете. Он пригласил принять участие в изучении возможностей человеческой памяти и обучаемости. Всего откликов было около 300. Личное приглашение получили 12%. Среди этих людей были клерки, учителя, продавцы, инженеры и простые рабочие. У них было разное образование. Кто-то имел научную степень, а кто-то так и не закончил обучение.
20% участников было 20-30 лет, 40% — 30-40 и еще 40% — 40-50 лет.

Как проводился эксперимент Милгрэма

запоминание информации

Участникам эксперимента рассказали о его цели – доказать или опровергнуть гипотезу о том, человек лучше запоминает информацию, испытывая боль. Экспериментатор предлагал разделиться на две группы:

Если испытуемые не решали, кто и к какой группе примкнет, предлагалось провести жеребьевку. Ее результаты, конечно же, подтасовывались.

  1. Продолжайте.
  2. Исследование требует, чтобы вы продолжали.
  3. Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжали.
  4. У вас нет другого выбора, вы должны продолжить.

Интересно, что эти фразы ведущий говорил по порядку. Если после 4 испытуемый продолжал сомневаться, опыт останавливали.

Подчинение авторитету в эксперименте Милгрэма

Подчинение авторитету в эксперименте Милгрэма

Шокирующие результаты

Результаты эксперимента Милгрэма удивили всех, кто в нем участвовал, даже самого экспериментатора. Если сделать краткий отчет, то почти в каждом втором случае исследование было доведено до конца.

Для наглядности возьмем одну серию опытов. Из 40 человек 26 повышали напряжение до максимального показателя в 450В. При этом они не внимали крикам ученика, его мольбам о помощи.

Впечатляет, не правда ли?

Критика и обсуждения

выбор человека

Еще до начала эксперимента Стэнли Милгрэм предложил студентам психологического факультета Йельского университета высказать мнение относительно того, сколько человек дойдут до конца исследования. Они решили, что таких людей будет меньше 2%.

39 психиатрам был задан такой же вопрос. По их словам, напряжение до предела сможет повысить лишь 1 человек из 1000. 20% участников испытания дойдут до разряда 225В.

И студенты, и психиатры ошибались. Никто не думал, что результаты будут такими ошеломляющими. Пытаясь их объяснить, специалисты выдвинули ряд гипотез случившегося:

Интересно, что ни одно предположение не было подтверждено. И вот почему:

Интересные факты

что заставляет человека вести себя именно так

В 2002 году были опубликованы общие результаты всех экспериментов Милгрэма. Оказалось, что до наивысших показателей напряжения доходит 61-66% испытуемых. При этом место и время роли не играло.

В связи с этими данными возникает вопрос: что заставляет человека вести себя именно так? Откуда в людях такая жестокость? По мнению Милгрэма, виной всему прочно укоренившееся в подсознании желание находиться в подчинении у авторитетной личности. Испытуемые не находили в себе сил противоречить экспериментатору, дававшему жестокие указания.

Какой вывод после эксперимента сделал сам Милгрэм? У взрослых сознательных людей есть ярко выраженная готовность слепо следовать за авторитетом. И неизвестно, как далеко они могут зайти.

Заключение

Эксперимент Милгрэма пролил свет на множество вопросов, связанных с поведением обычного человека. В частности, он объяснил, почему во время войны люди так беспристрастно, жестоко и порой бездумно подписывали указ об убийстве своих же соотечественников. Оказывается, все мы склонны в той или иной мере подчиняться тем, кто является для нас авторитетом. Вопрос лишь в том, сможем ли мы пойти вразрез с нашими принципами и ценностями в этом подчинении, сможем ли остаться людьми.

Есть один очень известный эксперимент в социальной психологии, который называется экспериментом Стэнли Милгрэма. Эксперимент Милгрэма впервые был описан в 1963 году и является одним из классических и популярных экспериментов.

Эксперимент Милгрэма – подчинение и повинуемость

Милгрэм хотел узнать, насколько человек будет слушаться начальника, который будет приказывать ему доставить зло какой-то совершенно левой персоне? То есть, данное будет входить в его рабочие обязанности.

В данном эксперименте было показано, что люди неспособны полноценно противостоять человеку, который имеет авторитет над ними даже в том случае, если они должны были сделать что-то плохое и это не соответствует их моральным установкам.

Согласно результатам данного эксперимента оказалось, что независимо от того, насколько человеку будет неприятно выполнять приказ, подчинение человеку, имеющему авторитет над нами, стало настолько обыденным делом, что человек продолжает это делать.

Предыстория

Началось все с того, что Стэнли Милгрэму стало интересно, как это получилось, что немецкие военные могли так издеваться над теми, кто сидел в концлагерях. Ведь очень страшно наблюдать за тем, что происходит в них.

Эксперимент Милгрэма планировалось проводить в Германии. По мнению ученого, именно в этой стране люди склонны до такой степени слушаться имеющего авторитет человека. При этом смысл в поездке в Германию пропал после того, как был проведен первый эксперимент.

Тем не менее данный эксперимент в дальнейшем также был проведен в огромном количестве стран: не только Германии, но и, например, в Голландии. И результаты везде повторялись.

Описание эксперимента Милгрэма

Естественно, истинных мотивов данного эксперимента не было показано. Участникам эксперимента сказали, что ученые хотят проверить то, как боль влияет на память. Опыт проходил следующим образом.

В нем брали для участие двух людей. Первый должен был доставлять боль, а второй являлся хорошим актером, который показывал, что ему действительно неприятно и умолял о пощаде.

Правила были такие: ученику говорилось заучивать слова, а экспериментатор должен был его бить током за каждую ошибку. Интересно то, что с каждой ошибкой разряд только увеличивался.

Для имитации чистоты эксперимента предлагалось кинуть жребий, но это реализовывалось таким образом, что актер всегда оказывался учеником.

Ученика привязывали к креслу с электродами, а учитель должен был бить его данным разрядом каждый раз, когда тот ошибался. При этом ученик играл, он не был по-настоящему страждущим.

На пульте, который как бы должен был подавать ток, было большое количество переключателей с шагом в 15 вольт. При этом возле каждого переключателя была надпись, насколько сильный удар. Данный прибор был сделан максимально качественным. Даже производитель на нем был указан, а также вольтметр.

Далее схема была такой: учитель должен был зачитать ученику ряд слов, которые были связаны между собой ассоциациями. Ученику следовало запомнить эти слова.

Далее схема была такой: учитель должен был зачитать ученику ряд слов, которые были связаны между собой ассоциациями. Ученику следовало запомнить эти слова.

После этого учителю нужно было зачитать первое слово и потом предложить четыре варианта ответа.

Ученику требовалось назвать правильный ответ с помощью специальных кнопок. Сам же ответ отображался на специальном табло, которое показывалось испытуемому.

Если ученик ошибался, то экспериментатору следовало говорить, какой разряд он получит и после того, как был он совершен, говорился правильный ответ. Когда значение доходило до 450 вольт, данный эксперимент не заканчивался.

Человеку все равно говорили продолжать. Заканчивался он лишь тогда, когда был удар совершен три раза. При этом важно понимать то, что ответы полностью были стандартизированы. На каждый верный ответ нужно было ученику говорить три неправильных.

При этом учителю показывалось, что эксперимент не закончится в том случае, если вдруг испытуемый дойдет до конца листа. Говорилось ему продолжать до тех пор, пока не выучит человек все пары.

Затем требования менялись и усиливались. Следующий раз уже говорили, что так требует эксперимент Милгрэма. Дальше просто говорили, что так делать необходимо. Ну и в самом конце утверждалось, что другого выбора у человека то и нет.

Эксперимент Милгрэма прерывался в том случае, если после четвертой фразы человек отказался. Также были предусмотрены две дополнительные фразы. Бывало такое, что испытуемый спрашивал, а что будет если он продолжит, то ему отвечали, что несмотря на то, что такие удары достаточно сильные, серьезных повреждений в данном случае все равно не будет.

Также участникам эксперимента давались деньги. При этом им говорилось, что независимо от того, как он закончится, оплата будет оставаться. Так что в принципе, они не были заинтересованы в определенном действии. Позднее подобные опыты были проведены со студентами уже без денег. Но результаты остались прежними.

Основной вариант эксперимента Милгрэма

В первом варианте эксперимента, который описал Милгрэм, ученик находился в соседнем помещении с учителем. Так что испытуемый не мог слышать возгласов ученика. Но это происходит еще и потому, что те помещения были со звукоизоляцией.

На уровне в 300 вольт разрешалось ученику стучать в стену, а если уже 315 вольт, то звуки в стену все равно продолжались. Но на этот раз табло уже не показывало ничего.

В случае с испытуемым, он должен был отсутствие ответа в течение 5-10 секунд интерпретировать как неверный, и давать все более новые удары током.

После 315 вольт от ученика не должно было показываться ни ударов, ни звуков.

Эксперимент Милгрэма – Документальный фильм

Милгрэм создал документальный фильм о том, как протекал эксперимент. В данном фильме был показан доработанный вариант. Здесь ученик говорил, что у него раньше были проблемы с сердцем для утяжеления эксперимента.

Когда уровень разряда достигал 150 вольт, ученик вскрикивал. Тем не менее испытуемый продолжал совершение электрических разрядов за то, что другой человек давал неправильные ответы.

Эксперимент Милгрэма видео

Эксперимент Милгрэма выводы

Таким образом, какой вывод можно сделать из всего этого? Эксперимент Милгрэма – вещь хорошая. Выводы из него делаются правильные. При этом нельзя сказать, что все люди, которые в нем участвовали, были садистами.

Наоборот, многие из них отказывались участвовать под влиянием авторитета. Если же им разрешалось самостоятельно выбирать разряд, который им можно делать, то редко кто доходил дальше 150 вольт. Так что людей с садистскими наклонностями там не было.

Например, можно привести случай, когда один мужчина: солидный бизнесмен, начинал орать и вести себя неадекватно от стресса, который он получил, но при этом все равно продолжал участвовать в эксперименте и не отказывался от него.

Таким образом, можно сделать вывод: независимо от того, какие требования выдвигает авторитет, им обычно люди повинуются.

Особенно это характерно для тех случаев, когда ответственности никакой не нужно будет нести за это, а также когда ситуация располагает к этому. А ведь действительно, ситуация располагала.

Вот такой ужасный эксперимент Милгрэма проводился в 20 веке, неприятно.

image

В 1963-м году профессор Йельского университета Стэнли Милгрэм решил провести эксперимент. Он хотел узнать, как в годы Второй Мировой войны немецкие граждане, фактически против своей воли, исключительно по приказу свыше, могли уничтожать миллионы людей в концлагерях. Милгрэм предполагал, что жители Германии изначально склонны к повиновению, поэтому даже несмотря на моральные страдания всегда будут подчиняться.

Перед поездкой в Германию Милгрэм решил провести один пробный эксперимент в США. Его результаты показали, что в Германию можно уже не ехать…

Описание эксперимента

Испытуемому говорили, что цель эксперимента – изучить как боль влияет на память человека. Заявлялось, что один из участников (ученик) должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой (учитель) — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом.

В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актёром якобы по жребию. Разумеется, испытуемому всегда доставалась роль учителя. Затем как ученик, так и учитель получали демонстрационный удар напряжением 45 В. После этого ученика привязывали к креслу с электродами. Учитель уходил в другую комнату, начинал давать ученику простые задачи на запоминание и при каждой ошибке ученика нажимал на кнопку, якобы наказывающую ученика ударом тока. Естественно актёр, игравший ученика, только делал вид, что получает удары. Начав с 45 В, учитель с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В.

image

При этом на 150 В ученик начинал просить прекратить эксперимент. Экспериментатор же говорил испытуемому, что эксперимент необходимо продолжить. По мере увеличения напряжения актёр разыгрывал всё более сильный дискомфорт; затем сильную боль; потом он начинал говорить, что у него больное сердце и что ему становится плохо; и, наконец, тупо орал, чтобы эксперимент прекратили. Если испытуемый проявлял колебания, экспериментатор заверял его, что берёт на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность ученика и что эксперимент должен быть продолжен. При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся учителям и не обещал никакой награды за участие в этом эксперименте.

Прогнозы

За несколько дней до начала своего эксперимента Милгрэм попросил нескольких студентов и аспирантов университета дать прогноз сколько же процентов испытуемых дойдет до конца. Они сошлись во мнении, что, таким образом поступят от одного до двух процентов всех испытуемых.

Также были опрошены 39 различных психиатров и профессоров. Они сказали, что не более 20% испытуемых продолжат эксперимент до половины напряжения (225 В) и лишь один из тысячи повысит напряжение до предела.

Результаты

Полученные результаты поразили всех, больше всего самого Милгрэма. Всего в серии было проведено 40 экспериментов. Результаты выглядели так: из сорока человек всего один испытуемый остановился на напряжении до 300 В, пятеро остановились на 300 В, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 26 из 40 дошли до 450 В.

Предположения

Для объяснения проявленной испытуемыми жестокости было высказано несколько предположений, для каждых из которых провели дополнительные эксперименты:

Испытуемые подчинялись авторитету Йельского университета (который, к слову, сейчас занимает 6-е место в рейтинге университетов мира).

Все испытуемые были мужчинами, поэтому имели биологическую склонность к агрессивным действиям.

В другом эксперименте испытывали только женщин. Вели они себя точно также.

Испытуемые просто имели склонность к садизму и наслаждались возможностью причинить страдание.

Послесловие


Впоследствии эксперимент Милгрэма был повторен в Германии, Испании, Италии, Голландии, Австрии и Иордании. Результаты были аналогичными. А как ты думаешь, %username%, какие бы результаты были в России, а?

Читайте также: