Экспедиция брусилова в арктику кратко

Обновлено: 02.07.2024

Их, русских патриотов, было трое, тех, кто со своими командами сто лет назад, в 1912 году, с разных сторон и с разными целями ринулись покорять просторы Северного Ледовитого океана. Все внесли неоценимый вклад в копилку полярных исследований. Седов, Русанов, Брусилов. Когда произносят последнюю фамилию в памяти всплывает критическая для России ситуация на австро-венгерском фронте и знаменитый Брусиловский прорыв, чуть было не переломивший ситуацию 1 мировой войны…И мало кто вспомнит, что за 3 года до этого племянник знаменитого командующего предпринял собственный героический прорыв — попытку пройти Великим Северным путем вдоль всего полярного побережья России. О нем менее всего сведений. Ни год смерти его неизвестен, ни могилы не найдено, ни следов…

«Штурману (Вал. Ив. Альбанову) Ив. Дм. Климову

Опоздание с отплытием самым пагубным образом сказалось на всех трех русских экспедициях, особенно учитывая крайне неблагоприятную за последние десятилетия ледовую обстановку 1912—13 гг. Человек предполагает, Бог — располагает — пословица оказавшаяся тут более чем уместной. Предположение Брусилова за несколько месяцев достичь Владивостока не оправдалось. Вместо этого, вмороженное во льды судно почти 2 года дрейфовало, дойдя до 83 градусов с. ш.

Несмотря на трагический конец экспедиции, ее материалы, спасенные Альбановым, оказались очень ценными и внесли существенный вклад в изучение Арктики. В частности, было установлено наличие направленного на север течения в Карском море, вычислена его средняя скорость, определена граница материкового шельфа, еще раз доказано отсутствие к северу от архипелага Земли Франца Иосифа островов Петермана и Оскара. Для дальнейших обобщений пригодились также регулярные метеорологические и океанографические наблюдения, выполненные Альбановым.

Экспедиция Брусилова - Stone Forest

Экспедиция на Арктику была организована непосредственно лейтенантом Георгием Брусиловым в 1912 году и длилась два года. Планировалось пройти по Северному морскому пути с запада на восток. Израсходованные на организацию экспедиции средства должны были окупиться посредством промысла пушного зверя, которым планировала заниматься команда судна на всем пути следования.

Георгий Львович Брусилов - Stone Forest

Начало пути

Зима посреди дрейфующих льдов далась морякам крайне тяжело. Многие из них успели подхватить серьезные болезни, буквально выбившие их из колеи. Летом 1913 года была предпринята серия попыток выбраться из ледяного плена, однако ни одна из них не дала положительных результатов. Экипаж был вынужден остаться на вторую зимовку. Тяжелая обстановка на судне, вызванная безутешным положением, обострилась из-за накаленных отношений Брусилова и его помощника, Валериана Альбанова.

За время дрейфа экипаж Брусилова проводил различные наблюдения за погодными условиями, замерял морские глубины. Также был подробно изучен характер течений и ледовый режим, свойственный северной части Карского моря, что было сложно для понимания науки того времени.

Экспедиция Брусилова 1912 года - Stone Forest

История затерянной экспедиции

Судьба же оставшихся на борту шхуны капитана Брусилова и экипажа из девяти человек, в том числе и судового доктора – молодой женщины, Е.Жданко, до сих пор неизвестна. Также осталось тайной, по какой причине исчезли все личные письма, написанные членами экипажа своим семьям.

Экспедиция Георгия Брусилова - Stone Forest

А в 2010 году были найдены следы пропавшей экспедиции и даже останки некоторых членов команды.

Экспедиция Брусилова 2010 год - Stone Forest

Вклад экспедиции Брусилова

Несмотря на плачевную судьбу экипажа, экспедиция внесла свой вклад в исследования Арктики, проложив путь для будущих изысканий, проводимых русскими учеными и мореплавателями. Было еще раз доказано, что скорость дрейфа ледяных глыб примерно в пятьдесят раз меньше скорости воздушных потоков, спровоцировавших движение ледяной массы. Также было обнаружено, что в северном полушарии направление дрейфа в среднем отклоняется на тридцать градусов правее от направления ветра. В честь Брусилова были названы горы в Антарктиде и ледниковый купол, расположенный на острове Земля Георга.

Экспедиция на

В экспозиции Музея Арктики и Антарктики хранится дневник участника экспедиции Георгия Львовича Брусилова – матроса Александра Эдуардовича Конрада. Брусиловская экспедиция относится к трагичным страницам в летописи Арктики. Через два года после начала экспедиции на родину вернулись только двое участников – штурман Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад. Во время похода они вели дневники, благодаря которым стало возможно восстановить события тех дней.

Штурман Валериан Альбанов
Матрос Александр Конрад

События, происходившие во время экспедиции, заносились Конрадом в тетрадь. Объём дневника составляет 154 страницы. В отличие от образного и развёрнутого повествования В. И. Альбанова, дневник матроса написан весьма скупо. Конрад фиксирует координаты, охоту на морского зверя, рацион питания и немного описывает быт во время похода, почти ничего не говоря об отношениях между людьми. Ценность этого документа заключается в том, что он вёлся с момента начала экспедиции и до её окончания. Большая же часть материалов Альбанова погибла вместе с двумя участниками похода на каяке. Уцелели только записи с 27 мая по 23 августа 1914 года, поэтому львиную долю событий ему пришлось восстанавливать по памяти.

Дневник матроса Конрада, раскрытый на первой странице

Л.Г. Брусилов

Анна Николаевна Брусилова



Окончательный состав команды, отправившейся в Арктику, насчитывал 24 человека. Руководитель экспедиции – Георгий Львович Брусилов, Валериан Иванович Альбанов – штурман, Ерминия Александровна Жданко, выполняющая функцию врача, и 21 человек команды.

2 (15) сентября в 8.30 утра достигли с. Хабарово, что в Югорском шаре. Конрад отмечает, что становище состояло из 2-3 маленьких избушек, нескольких юрт и церкви с домом священника. Отсюда Брусилов отправляет последнее письмо маме:

1 ноября, согласно записям матроса, наступила полярная ночь. С наступлением зимы стали отмечаться случаи заболеваний, предположительно, цингой.

10 августа начинается подготовка к новой зимовке. Судно подверглось значительному переустройству, изменения были столь масштабными, что им посвящена отдельная запись:

9 января 1914 года команда узнала, что штурман строит себе каяк для перехода по льдам на берега Земли Франца-Иосифа. Вместе со штурманом изъявили желание пойти ещё несколько человек.

Поначалу Брусилов пытался отговорить команду от похода, но позже он найдёт такое решение правильным. Уход почти половины команды давал возможность Брусилову растянуть оставшийся запас продуктов ещё на год. При подготовке экспедиции Брусилов предусматривал возможность только одной зимовки.

Первоначальный план Альбанова включал в себя поход по льдам до Земли Франца-Иосифа. На мысе Флора штурман предполагал добраться до построек английского исследователя Джексона, где хранился провиант. Дальше путь должен был пролегать к населённым берегам Шпицбергена или Новой Земли.

10 апреля группа из 14 человек покинула судно.Таким образом, команда разделилась на две части. На судне вместе с Брусиловым остались Ерминия Жданко, гарпунеры Шленский и Денисов, матросы Мельбард и Параприц, машинист Фрейберг, боцман Потапов, повар Калмыков.

Отряд Альбанова взял с собой 7 каяков и 7 нарт. В каяки была сложена провизия, палатка, малицы, кухня (переносная печка), 2 компаса, хронометр, бинокли. Провизии взяли 590 кг, рассчитывая на два месяца пути. Только 18% составляли продукты способные восстановить силы и дать энергию, большая часть провианта состояла из сухарей. Предполагалось, что во время похода будет вестись охота на морского зверя и белого медведя.

Самодельные нарты оказались крайне несовершенными для перехода по дрейфующим льдам. Под тяжестью провианта узкие полозья саней ломались. Груз перевозили в два захода, а иногда приходилось проделывать один и тот же путь трижды.

Первой сушей, которой предполагал достигнуть Альбанов, должен был стать самый северный остров ЗФИ – о. Рудольфа. По его подсчётам, для этого перехода требовалось около месяца. Поход к островам осложнялся тем, что у путешественников не было карты архипелага. Альбанов использовал зарисовку, сделанную ещё Нансеном.

С появлением солнца ещё одной проблемой стала снежная слепота, об этом упоминается как в дневнике Альбанова, так и в дневнике Конрада. К началу мая, как сообщает Альбанов, у всех начинают болеть и слезиться глаза.

Путь был чрезвычайно мучительным. Приходилось лавировать между торосами, идти по ледяному болоту и глубокому снегу. При таком расходе энергии люди не имели возможности восстановить физические силы, так как на ужин приходилось довольствоваться фунтом сухарей и столовой ложкой замороженного масла. Если удавалось добыть тюленя или белого медведя, это считалось настоящим пиршеством.

С наступлением тепла всё труднее становилось передвигаться на нартах, поэтому чаще стали пользоваться каяками. Сложность в перемещении по воде представляли большие ледяные поля и шуга. Из-за сильного таяния льда решили увеличить переходы, идти более 10 вёрст в день.

Поход по леднику таит в себе не меньше опасности, чем лавирование на каяке среди ледяных полей. В ледниках часто встречаются трещины, глубина которых может достигать нескольких сотен метров и даже километров. Снежные заносы делают поверхность ледника идеально ровной, усыпляя бдительность путешественника. Попасть в такую трещину означает гибель.

Альбанов с Луняевым отправились в путь первыми, остальные шесть человек должны были идти следом. Дорогу нащупывали с помощью лыжных палок. Через три с половиной часа добрались до мыса, где расположился птичий базар.

Альбанов и Конрад на каяке

Последнюю береговую партию возглавил Максимов. Вместе с ним пошли Регальд, Губанов и Смиренников. На каяках – Альбанов с больными Луняеевым, Шпаковским и Нильсеном. Следующим пунктом встречи был назначен мыс Гранта (Земля Георга). На мысе Гранта группу ждали трое суток, но сухопутная партия так и не пришла.

Оставшиеся в живых отправились к о. Белл. На острове умер Нильсен.

Через 11 дней Альбанов внезапно увидел на горизонте судно, которое принадлежало экспедиции Г.Я. Седова. Экспедиция Седова отправилась к Северному полюсу, так же как экспедиция Брусилова она носила патриотический характер. Недалеко от о. Рудольфа (ЗФИ) Георгий Яковлевич Седов умер. Дальнейшее продолжение похода было бессмысленным, команда приняла решение вернуться обратно в Архангельск.

Так закончилась полярная одиссея штурмана Альбанова и матроса Ко нрада.

Карта дрейфа

Мыс Флора, наши дни, автор фото Николай Гернет

Автор: Ирина Южакова, специалист научно-просветительского отдела РГМАА.

Фотографии, кроме последней, из фондов РГМАА.

В экспозиции Музея Арктики и Антарктики представлены портреты участников экспедиции: Г.Л. Брусилова, портреты штурмана В.И. Альбанова и матроса А.Э. Конрада, фотография команды экспедиции Г.Л. Брусилова на судне, 1912 г.; фотография В.И. Альбанова и А. Э. Конрада на каяке, 1914 г., фотография "домика Джексона". Посетители так же могут увидеть личные вещи штурмана В.И. Альбанова (портсигар из бересты) и один из самых ценных экспонатов - дневник матроса А.Э. Конрада, открытый на первой странице.

В 1912 году в арктические широты одна за другой отправилось сразу три полярных экспедиции – геолога Русанова на Шпицберген, старшего лейтенанта Адмиралтейства Седова на Северный полюс и лейтенанта Брусилова в Тихий океан через Северный морской путь. Все три экспедиции закончились трагично. "Геркулес" Русанова пропал бесследно, "Св. Фока" Седова чудом вернулся спустя два года после отплытия без капитана, погибшего на Земле Франца-Иосифа (об этом я писал в этой статье). А из экипажа "Святой Анны" живыми вернулось всего два человека. Один из них – штурман Альбанов впоследствии опубликовал свой дневник, из которого мы и можем узнать как проходила полярная экспедиция Брусилова.

Сборы и отплытие

Экспедиция в Арктику была организована лейтенантом Георгием Брусиловым в частном порядке. То есть у государства денег он не просил, но при этом целью экспедиции ставил прославление императорского дома Романовых, трехсотлетие которого должно было наступить в 1913 году. Планом предполагалось, что экспедиция пройдет в Тихий океан по Северному морскому пути под российским флагом и после зимовки вернется обратно.

Деньги на организацию Брусилов собирал среди своих далеко не бедных родственников, организовав акционерное общество. Это означало, что затраты на экспедицию должны были отбиться, и по обещаниям Брусилова, многократно. Во время всего плавания предполагалось активно промышлять пушного зверя и привезти домой из плавания большой багаж ценного меха.

Средства на покупку корабля выделила Анна Николаевна Брусилова, жена богатого московского землевладельца, дяди Георгия Брусилова. Паровая шхуна "Бленкатра" была приобретена в Великобритании за 90 тыс. рублей и в честь основного инвестора экспедиции была переименована в "Святую Анну". В путь она отправилась 28 июля 1912 года из Санкт-Петербурга. Первоначально "Св. Анна" взяла курс на Александровск-на-Мурмане (ныне город Полярный Мурманской области), там на борт должна была сесть часть команды – судовой врач, второй штурман, помощник капитана и несколько матросов. Однако никто из них на судно не явился и за считанные дни до начала экспедиции команда оказалась недоукомплектованной.

Единственным штурманом остался Валерий Альбанов, имевший небольшой опыт лоцмейстерского плавания, а на роль судового врача попросилась Ерминия Жданко, племянница начальника главного гидрографического управления флота, которая находилась на судне в качестве полярного туриста. Она должна была сойти в Александровске, но уговорив Брусилова, отправилась с ними в составе экспедиции. В окончательном экипаже из 24 человек было всего 7 профессиональных моряков, включая капитана и штурмана. 10 сентября 1912 года шхуна вышла из Александровска-на-Муроме и взяла курс на восток.

Две зимы

Но уже в октябре, на середине из Карского моря, у берегов Ямала, "Св. Анна" оказалась зажата льдами и вместо продвижения на восток начался вынужденный дрейф на север – в сторону Земли Франца-Иосифа и Северного полюса. По иронии судьбы именно сюда рвался Георгий Седов на своем "Святом Фоке", а Брусилов дрейфовал в этом направлении сам того не желая и не в силах ничего предпринять.

К лету 1913 году "Святую Анну" вынесло к северу от Новой Земли. Использовать короткое полярное лето для того, чтобы вырваться из ледового плена не получилось – шхуна по-прежнему оставалась зажата арктическим льдом. Попытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей открытой воды тоже не увенчались успехом и команде пришлось готовиться ко второй зимовке.

В это время Брусилов очень сильно простудился. И пока его выхаживала Ерминия Жданко, руководство экспедицией взял на себя Валериан Альбанов. А потом капитан выздоровел и на корабле возникла угроза двоевластия.

Раскол

Кроме того, что Альбанов был отстранен от руководства, он еще был и не согласен с твердым намерением капитана продолжить экспедицию. Две зимовки, по мнению Альбанова, было уже слишком. На то, что к лету 1914 года шхуна может освободиться от полярных льдов, не было никаких шансов. А третью подряд зиму на не перенес бы ни корабль, ни экипаж. Брусилов же твердо стоял на своем, продолжение экспедиции было для него делом чести.

Конфликт нарастал, и в апреле 1914 года штурман Альбанов решает покинуть корабль и пробовать пешком добраться до Большой земли, чтобы попросить о помощи. С ним отправилось 12 человек команды.

Пешком по льдам

Главная трудность пешей экспедиции Альбанова заключалась в том, что для ее проведения на "Святой Анне" не было ни необходимого снаряжения, ни нужных карт. Байдарки и сани сделали из подручного материала, а в качестве карты Альбанов использовал книгу Нансена, которая оказалась в судовой библиотеке, с нарисованной картой Земли Франца-Иосифа в качестве иллюстрации. По ней он решил двигаться к мысу Флора, где, как он знал, оставались постройки экспедиции Джексона, и где были запасы продовольствия.

Путь до архипелага занял два с половиной месяца и когда группа добралась до берегов и увидела открытую воду, выяснилось, что байдарок на всех не хватит. Группа разделилась – одна партия пошла на лыжах по берегу, а вторая, в которой был сам Альбанов, на байдарках по воде вдоль береговой линии. Местом встречи был назначен мыс Грант. Но в назначенное время пешая группа к мысу не вышла, а из двух байдарок, одну унесло в море вместе с двумя матросами и она так и не смогла вернуться обратно. Получилось так, что до базы Джексона смогли добраться только два человека – штурман Альбанов и матрос Конрад.

В июле 1914 года двоих выживших со шхуны "Святой Анны" подобрал "Святой Фока" – корабль экспедиции Седова. Сам Седов погиб в отчаянной попытке добраться до Северного полюса. А его корабль, изрядно потрепанный, пытался вернуться назад уже без своего командира.

Корабль–призрак

Судьба же "Святой Анны" до сих пор неизвестна. Без сомнения она продолжила свой дрейф, только что потом стало с экипажем и кораблем, и по сей день окутано мраком. В 1914 году ее искали, была снаряжена специальная поисковая экспедиция, но никаких следов шхуны не нашли. Историки предполагают, что команда погибла от голода или цинги, а само судно вынесло дрейфующими льдами в район Шпицбергена, но куда оно делось потом – неизвестно.

В 1930 годы поиски "Святой Анны" возобновили. Толчком к ним послужил рассказ полярного летчика по фамилии Аккуратов. Он рассказал, что на самом северном острове Земли Франца-Иосифа – острове Рудольфа, он видел в разрывах тумана очертания вмерзшего в лед судна. Но последующие полеты к этому месту результатов не дали. Да и обнаружить что-либо с самолета в тех местах достаточно сложно – в воздухе плотно и прочно стоит арктический туман.

Что дала науке трагично закончившаяся полярная экспедиция Георгия Брусилова? С научной точки зрения немного. Спасенный Альбановым судовой журнал и результаты исследований, проведенных во время вынужденного дрейфа, рассказали ученым о северо-западной части Карского моря, где до этого не ходило ни одно судно. А догадки штурмана во время его пешего перехода по дрейфующим льдам открыли постоянное Восточно-Шпицбергенское течение, которое по совести, нужно было назвать именем Альбанова.

Уже в XXI веке были предприняты 2 попытки поиска экспедиции Брусилова. В ходе одной из них на Земле Франца-Иосифа были обнаружены вещи и останки предположительно принадлежащие пропавшей береговой группе из отряда штурмана Альбанова. Следы самой шхуны обнаружены не были. Северо-западная оконечность архипелага, в район которой предположительно дрейфовал корабль Брусилова, и по сей день является самым труднодоступным и малоизученным участком Арктики. Так что возможно разгадка трагичной гибели экспедиции Георгия Брусилова еще впереди.

— Шхуна производит весьма благоприятное впечатление в смысле основательности всех деталей корпуса. Материал первоклассный. Обшивка тройная, дубовая. Подводная часть обтянута листовой медью.

Бывалые моряки в первую очередь отметили крепкий ее стоячий такелаж, способный нести большие паруса, бочку на грот–мачте, из которой зверобои в полярных водах высматривают добычу, прочный ледовый корпус, гарпунные пушки на носу. Китобойное судно… Наверное, в Арктику пойдет… И они не ошибались.

Очередное название шхуна получила в честь Анны Николаевны Брусиловой (урожденной Паризо де Ла–Валетта) — жены родного дяди Георгия Львовича — Бориса Алексеевича Брусилова, который выделил личные средства на снаряжение судна. Брусилов рассчитывал пройти Северным Ледовитым океаном из Атлантики в Тихий океан, занимаясь на этом переходе звериным промыслом.

Будущая экспедиция наделала шуму на всю Россию. Ее считали богатой, дворянской.

Вначале он решил покинуть его самостоятельно, но неожиданно был поддержан некоторыми матросами, которые также решили покинуть шхуну. Брусилов на то сильно не возражал, так как особой надежды на освобождение ото льдов летом 1914 года у него не было, запас продовольствия таял на глазах и голод в следующую зиму был просто неизбежен.

Поход 11 человек из группы Альбанова к Земле Франца–Иосифа был полон необычайных трудностей и лишений. Более подробно о нем рассказано в главе 3. И все же, несмотря на все трудности, 22 июля 1914 года, правда только Альбанов и Конрад, добрались до мыса Флора, где нашли дом и продовольствие.

Считается, что уход Альбанова и части людей произошел с полного согласия командира, по обоюдному желанию. Более того, при последнем напутствии Брусилов передал Альбанову жестяную банку, где находился пакет на имя начальника Гидрографического управления и объемный пакет с письмами от моряков, остающихся на шхуне. Но о причине покидания судна Альбанов сообщает весьма скупо, и тем самым сразу же вызывает различные вопросы. Тем более, что пакет с личными письмами исчез!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Прорыв Брусилова

Прорыв Брусилова В дни русской Пасхи примерно сто русских солдат перешли с лучшими из намерений на ничейную полосу и были взяты в плен, что заставило генерала Брусилова издать приказ: "Все контакты с противником разрешены лишь посредством винтовки и штыка".Этот и

7. Верденские и соммские бои. Наступление Брусилова. Присоединение Румынии к Антанте. Разгром Румынии

7. Верденские и соммские бои. Наступление Брусилова. Присоединение Румынии к Антанте. Разгром Румынии Так обстояло дело в Германии. Германские власти (и военные, и гражданские) не могли не учесть, что Циммервальд и Кинталь больше всего имели успех именно в Германии; что

Прорыв Брусилова

Мост Лейтенанта Шмидта

Мост Лейтенанта Шмидта Первый постоянный мост через Неву, соединяющий Васильевский и Адмиралтейский острова, от Академии художеств к площади Труда. Ширина Невы в этом месте достигает 280 м. Длина моста 331 м, ширина — 24 м[11]. По линии этого моста проходит водораздел между

ЗАПИСКА ЛЕЙТЕНАНТА Л. А. ДЗОТОВА

ЗАПИСКА ЛЕЙТЕНАНТА Л. А. ДЗОТОВА 15 августа 1942 г.Моему народу.В своей службе советскому народу дерусь до последней капли крови за честь, за свободу, за независимость советской земли. Я верен своей воинской присяге, которую принял перед лицом великого моего народа. Считаю

№ 66. Из воспоминаний верховного главнокомандующего, генерала от кавалерии А.А. Брусилова о событиях мая – июня 1917 года

№ 66. Из воспоминаний верховного главнокомандующего, генерала от кавалерии А.А. Брусилова о событиях мая – июня 1917 года В мае месяце я был назначен верховным главнокомандующим, простился со всеми сослуживцами и уехал в Могилев. Необходимо сказать, что в то время я уже

№ 72. Телеграмма генерала Брусилова верховному главнокомандующему от 16 мая 1917 года

№ 72. Телеграмма генерала Брусилова верховному главнокомандующему от 16 мая 1917 года Штарум, Военмин. Ставка Главковерх. Копия. Петроград Совету Рабочих и Солдатских Депутатов. Секретно: Только Главковерх. Сообщаю в копии утвержденную мною резолюцию фронтового съезда от

№ 73. Телеграмма генерала Брусилова верх. главнокомандующему от 16 мая 1917 года

№ 73. Телеграмма генерала Брусилова верх. главнокомандующему от 16 мая 1917 года Дополнение к номеру 262068. Для подъема наступательного настроения армии и морального впечатления весьма желательно скорейшее появление на фронте первых революционных баталионов, что возможно

№ 76. Телеграмма генерала Брусилова военному министру и верховному главнокомандующему от 20 мая 1917 года

№ 76. Телеграмма генерала Брусилова военному министру и верховному главнокомандующему от 20 мая 1917 года Секретно 3738. Мероприятия для создания ударных групп на фронте армий уже проводятся мной в широких размерах в полном контакте с фронтовым съездом делегатов армий,

№ 78. Телеграмма генерала Брусилова военному министру от 24 мая 1917 года

№ 78. Телеграмма генерала Брусилова военному министру от 24 мая 1917 года К номеру 262068 от 16 мая. Я приступил к формированию революционных баталионов из волонтеров центра России согласно утвержденного мною плана. Копия плана формирования вместе с сим высылается вам.

№ 102. Телеграмма Брусилова верховному главнокомандующему от 22 мая 1917 года

№ 102. Телеграмма Брусилова верховному главнокомандующему от 22 мая 1917 года 3760. Военмин посетил районы 7-й и 11-й армий. О влиянии его приезда на настроение войск командарм 7 доносит:«Приезд военмина произвел благоприятное влияние. В общем отношения между офицерами и

№ 158. Из воспоминаний начальника 1-й Кубанской казачьей дивизии генерал-лейтенанта П.Н. Краснова об убийстве комиссара Юго-Западного фронта Ф.Ф. Линде, начальника 3-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта Гиршфельдта и двух офицеров 24–25 августа 1917 года

№ 158. Из воспоминаний начальника 1-й Кубанской казачьей дивизии генерал-лейтенанта П.Н. Краснова об убийстве комиссара Юго-Западного фронта Ф.Ф. Линде, начальника 3-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта Гиршфельдта и двух офицеров 24–25 августа 1917 года В ту же ночь, 24

Плавание лейтенанта Чирикова

Плавание лейтенанта Чирикова 22-летний лейтенант Але ксей Чириков был с одобрения Петра I назначен в Первую Камчатскую экспедицию помощником Беринга. Несмотря на молодость, он считался хорошим моряком. Во Второй Камчатской экспедиции Чириков был уже правой рукой

Читайте также: