Экранная культура продукт информационного общества кратко

Обновлено: 02.07.2024

Как правило, каждому этапу исторического развития соответствуют новые принципы знаковой фиксации реальности. Архаическое общество было бесписьменным, единственной формой коммуникации в нем была устная коммуникация. Устная коммуникация была тесно связана с традиционным типом передачи информации. Здесь информация была аккумулирована в человеческом опыте и представала в неотчужденном в знаковую форму вербальном варианте и, естественно, ориентировалась на воспроизводство. Новая информация оказывалась здесь невозможной как способная уничтожить, затереть, хаотизировать предшествующий информационный комплекс.

Коммуникация в дописьменном обществе выполняла целый ряд социальных функций, обеспечивая общность смыслового и ценностного поля, осуществляя социальную и культурную идентификацию, укрепляя общественные связи и культурные приоритеты. Здесь обширные мифопоэтические комплексы, хранящиеся в коллективной памяти, выступали как наиболее эффективное средство сохранения информации и борьбы с ее рассеиванием. В условиях минимальной изменяемости социально-экономических отношений подобная инертность информационной среды полностью отвечала задачам сохранения общественной системы. Естественно, эта система стремилась к самовоспроизводству, стабильности, неизменности, так как информация , заключенная в ней, являлась гарантом выживания первичного коллектива. Традиция здесь, безусловно, преобладала над новаторством, хотя и не исключала его полностью, а неактуальная или деструктивная информация после тщательного ее отбора предавалась "суду истории" и переосмысливалась. В качестве критериев адекватности действий выступала их многократная повторяемость. При этом ведущими принципами организации информации становятся повторы, неявное цитирование , варьирование, создающие эффект замедления, торможения, остановки времени, необходимой для активизации восприятия и выделения основного содержания и идеи. Как известно, этот информационный парадокс исследовал в свое время Ю. Лотман, доказавший, что в канонических культурах простое воспроизведение текста приводит к активизации сознания и формированию нового информационного поля. И в этом смысле архаический человек не знал действия, которое не было бы произведено и пережито ранее кем-то другим, а его жизнь выступала как непрерывное повторение действий, открытых другими.

Сакральная информация служила в архаическом обществе своеобразным сводом примеров нравственного поведения, удерживая социум от мутаций не только поведенческих, но и ценностных, мировоззренческих. Основной задачей текста в подобных условиях являлась не столько генерация новых смыслов, сколько налаживание механизмов культурной памяти.

Появление письменности, как правило, соответствует появлению цивилизации как социального устройства, обладающего сложной социальной иерархией, обширными дифференцированными знаниями, развитыми законами и пришедшего на смену дикости и варварству. Можно утверждать, что потребности цивилизации практически неизбежно вызывают появление письменности. Как отмечает Ю. Лотман, представить развитую цивилизацию в качестве бесписьменной, не обладающей знаковой системой для фиксации жизненно важной и достаточно объемной и дифференцированной информации, с позиции современного исторического знания невероятно сложно. Но это не исключает и существования цивилизаций с иными способами фиксации знаний, бесписьменных.

Письменная цивилизация, пришедшая с изобретением в Греции около VII в. до н.э. алфавита, стала основываться на принципиально иных, нежели дописьменная архаическая эпоха основаниях. Эти различия касаются и словаря (абстрактные - конкретные понятия, однокоренные - многокоренные слова) и синтаксиса (простые - сложные предложения). Отделение самой информации от производящего ее субъекта привело к формированию абстрактного мышления, появлению философии и науки. Рациональность стала определяющим понятием для античной и в еще большей степени европейской цивилизации Нового времени, демонстрирующей отказ от традиционализма.

Письменный метод организации информации обусловил аксиологическое доминирование в культуре именно тех текстов, которые воплощали в себе принципы рациональности, детерминизма и линейности и основывались на оригинальности, новационности и сложности. Научный текст стал выступать безусловно приоритетным по отношению к религиозному и относительно приоритетным по отношению к художественному. В это время была окончательно осознана ценность личности и утвердилось значение авторства, где автор начинает доминировать над читателем, не позволяя ему вторгаться в текст, исправлять, добавлять, искажать его, допуская при этом лишь его пассивное восприятие. Это перераспределение функций автора и потребителя, который воспринимает информацию исключительно умозрительно, никак не проявляя собственной активности, ярко иллюстрирует широко известный пример об удивлении св. Августина от чтения монахов, которые читали не вслух, а лишь шевеля губами. Значение бесписьменной культуры в это время существенно снизилось, народное стало восприниматься как простонародное, а специализированное знание доминировать над знанием традиционным, бытовым, повседневным.

Современную культуру часто называют "экранной культурой", сменившей устную и письменную культуру. Новый этап развития цивилизации, становящейся "цивилизацией видения", "цивилизацией экрана", связан с новейшими открытиями в области коммуникационных технологий, которые самым непосредственным образом отражаются и на характере воспроизводства культуры, методах ее трансляции. Провозвестником этого "революционного опыта" в практике тиражирования становится эстетическое и теоретическое равенство первого и n-ного отпечатка, ставшее возможным в эпоху НТР и проявившее себя в таких видах искусства, как фотография, кинематограф, фонозапись, где тираж начинает обозначать если не высокое художественное качество, то признание и популярность. В 1894 г. был показан первый кинофильм, в 20-х гг. появляются первые системы радиовещания, в 30-х гг. - телевидения, необычайно распространившиеся после Второй мировой войны. Однако базисом новой цивилизации, обусловившим стремительное изменение ее облика, стало изобретение микропроцессора, когда в 1971 г. корпорацией "Интел" была произведена первая партия нового поколения интегральных схем. С этого момента микропроцессоров выпущено уже 15 млрд. Если первый процессор "4004" имел 2300 транзисторов и 0,06 млн инс. в сек, то Pentium Pro - 5,5 млн транзисторов и 300 млн инс. в сек., а Pentium Pro mx - 8 млн транзисторов и 500 млн инс. в сек. В 2011 г. "Интел" планирует выпуск процессора "1286" с 1 млрд транзисторов и 100 000 млн инс. в сек., однако научно-технический процесс развивается столь стремительно, что может внести коррективы даже в столь перспективные замыслы. Экран сменил книгу в том сысле, что наиболее эффективным способом передачи информации стали те, что связаны с компьютерными технологиями. Сначала телевидение, а затем персональный компьютер стали теми универсальными средствами передачи универсальной же информации (начиная от самых сложных вычислений и заканчивая экранными формами развлечений), которые заменили книжные тексты с их письменной формой фиксации.

Переход от текста к экрану имел прямым следствием изменение особенностей мышления. Книжная культура связана со словом, суть которого - в его способности превращать явления в идеальные образы, создавать мир эйдосов, порождающих моделей, мир логоса, которое у греков означало одновременно и слово и ум. Слова обозначают не конкретные явления, а их обобщенные образы, и, когда мы читаем или слышим слово " дерево ", мы мысленно представляем дерево , которое является зрительным образом, причем неизбежно различным у каждого человека. Представляя себе предмет, мы его мысленно конструируем, он нам не задан изначально, а создается в умозрительной реальности. Подобная способность рождать конкретные образы под влиянием определенной совокупности знаков, которой и является слово , а также настроенность на линейное последовательное прочтение подобных знаковых систем, формирует определенное мышление - абстрактное, связное и логичное.

Если за визуальным восприятием текста книги стоят абстрактные понятия, невидимые глазу значения и смыслы, то зрительные и звуковые образы экранной культуры самодостаточны и не требуют дополнительной дешифровки, их смысл - в них самих. Современный человек, потребляющий информацию в экранном формате, постепенно утрачивает способность "видеть умом", т. е. мыслить и рефлексировать по поводу увиденного, он утрачивает способность последовательно, логично, самостоятельно мыслить, а процесс восприятия информации при этом превращается в оперирование дискретными клишированными понятиями, дробными картинками, символами, с трудом обеспечивающими цельность разрозненным мозаичным образам, позволяющий произвести подмену воображения зрением. Человек, теряющий способность воспринимать письменный текст, вне зависимости от его желания утрачивает способность к независимому критическому восприятию, он начинает нуждаться в конкретных визуальных образах, картинках, а информацию, предлагаемую ему в формате экрана, он воспринимает как единственную истину, не нуждающуюся в осмыслении и подтверждении. Такой человек становится легко управляемым, несамостоятельным, манипулируемым извне, подчиняющися тому мнению, которое он воспринимает в формате экрана.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Что такое экранная культура?

Экранная культура является порождением индустриального общества и органически связана с появлением и функционированием первых экранных средств передачи информации. Возникнув в индустриальном обществе, эта культура в полной мере проявляет себя в процессе становления информационного общества, оснащаясь новыми техническими средствами и становясь ключевым культурно- образующим феноменом современности.

Первое, что бросается в глаза, когда приступают к исследованию экранной культуры, это её теснейшая связь с научно-техническим прогрессом, создавшим мощные технические экранные артефакты. Экранная культура является результатом взаимодействия человека с этими экранными средствами отображения информации – кино-, телевизионной и компьютерной техникой. Она представляет собой такую форму культуры, материальным носителем текстов которой является экран.

Экран (франц. Ekran – ширма) - это устройство с поверхностью, поглощающей, преобразующей или отражающей излучение различных видов энергии. Экран применяется как для защиты от излучения, так и для использования энергии излучения, а так же для получения изображения. Именно последняя функция экрана – использование его для получения изображения – и является техническим базисом экранной культуры. Таким образом, сам экран имеет чисто техническое значение, он является одной из частей многих технических систем, позволяет отображать зрительные образы, воспринимаемые человеком. Экран с помощью света воздействует на зрительные анализаторы человека. Зритель принимает световые образы за реально существующие объекты. По мере совершенствования технических артефактов экран от белого полотна кино эволюционировал к электронной телевизионной трубке и далее – к дисплею компьютера. В процессе этой эволюции экран повышал свою способность передавать изображения. Это все более и более стирало различие между миром реальных вещей и миром знаков. В наше время это привело к особому типу реальности – виртуальной реальности, миру, созданному экранными артефактами .

Таким образом, формируется новая культура, которая объединяет интеллектуальные возможности человека с техническими возможностями информатики . Под ней мы подразумеваем тип культуры, основным материальным носителем которой является не письменность, а «экранность. Эта культура основана на системе экранных (плоскостных) изображений, которые имитируют действия и устную речь персонажей. Она является продуктом человеческой деятельности и системой воззрений, ценностей и знаний, которые распространяются в обществе посредством экранных технических средств, частью новой культуры, получающей свое бурное развитие в условиях информатизации общества.

Как было уже сказано, экранная культура основана на системе экранных изображений и экранной речи. Они объединяют действие, устную речь, анимационное моделирование, письменные тексты и многие другие элементы. Вполне естественно, что содержание экранной культуры включает в себя самые разнообразные формы, связанные с кино, телевидением и компьютерами. Нет смысла давать развернутую характеристику содержания этих форм, каждой из них посвящены многие научные и популярные работы. Наша задача – представить экранную культуру как систему взаимосвязанных элементов, показать, что эта взаимосвязь составляет структуру экранной культуры. Поэтому нас интересует, в первую очередь, не содержание элементов экранной культуры, а её системообразующие признаки, проявленные в каждом из этих элементов.

Для решения этой задачи при рассмотрении экранной культуры, как системы, вполне правомочно применение требований системного анализа, которые являются, как нам представляется, конкретизацией принципов диалектического метода познания. Так, такое требование системного анализа как рассмотрение объектов познания как систем взаимосвязанных элементов является конкретизацией принципа взаимосвязи диалектического метода познания. Требование системного анализа рассматривать структуру системы как итог ее генезиса является конкретизацией принципа диалектики о сочетании в процессе познания исторического и логического подходов. Требование системного анализа о различии объекта и предмета познания конкретизирует принцип диалектического метода познания о всесторонности рассмотрения.

Поскольку система экранной культуры находится еще лишь в процессе своего становления, ее системные свойства пока проявляются только как тенденции, которые, однако, по мере информатизации общества, выступают все явственнее и поддаются исследованию.

Параллельно формируется еще один системообразующий фактор экранной культуры – подача информации в цифровом виде, что ныне характерно для компьютерной культуры, менее – для телевизионной и еще в меньшей степени для кинокультуры. Однако передача изображения и звука в цифровой форме имеет все большее распространение.

Старейшей формой экранной культуры и одним из первых проявлений массовой культуры является киноискусство – художественные и документальные кинофильмы, рекламные ролики, образовательные, научные и мультипликационные кинофильмы. В кинематографе синтезировались эстетические свойства литературы, живописи, театра и музыки, он отражает реальный мир в движении. Именно создание кино породило экранную культуру, новый способ передачи информации, новый выразительный язык – язык экрана. Уже немой экран, демонстрация кинофильмов на котором сопровождалась титрами и музыкой таперов, включал в свою знаковую систему языка различные типы находящихся в движении двухмерных изображений и статичных объектов скульптуры. Намного более многоязычным стал звуковой экран, который предстал как соединение словесного, музыкального и шумового языков. Появление цветного и стерео кинофильмов еще больше обогатило экранный язык.

Классификацию систем телевидения производят чаще всего по следующим основным признакам: по качественному признаку - черно-белые, цветные, стереомонохромные и стереоцветные), по форме представления сигналов (аналоговые и дискретные -цифровые), по частотному спектру канала связи (широкополосные - с полосой пропускания, равной полосе вещательного канала или больше его и узкополосные - с полосой меньше полосы вещательного канала). Некоторые из указанных систем могут, в свою очередь подразделяться по частным признакам, например, по способу развертки изображений или по очередности передачи той или иной информации.

Телевизионное вещание - одно из массовых средств информации. Говоря об эстетической природе всего ТВ в целом, мы представляем его в виде сложной системы, различные зоны которой по-разному осваивают и отражают реальность. Наиболее крупными из этих зон можно считать художественное и нехудожественное ТВ. Под системой художественного ТВ понимаются все виды телепрограмм, созданные с использованием средств экранного искусства. Кроме художественного телевидения, ТВ включает и обширную зону нехудожественного телевидения (информационно- публицистические, образовательные, учебные, спортивные передачи). Сосуществуя в контексте ТВ с нехудожественными программами, телеискусство влияет на их экранное решение, оформление. Происходит в той или иной степени эстетизация всех видов телепрограмм.

Телевидение объединяет в себе функции, которые раньше выполняли газеты, журналы, книги, радио, кино и другие источники информации. Оно - полифункциональное по своим задачам, является важнейшим культурным фактором, объединяющем функции экономической, политической, социальной, этической информации. Более того, телевидение имеет эстетическую составляющую, выступая как новый вид искусства. Телевидение, - не только средство массовой информации, но и новый вид искусства, способный передавать на расстояние эстетически переработанные впечатления бытия. По своей массовости телевидение сегодня обогнало кино, хотя оно тесно с ним.

Синтез кино и телевидения (видеокассеты, видеодиск) создают новую ситуацию – ситуацию видеокультуры. Если кино создало массового зрителя, телевидение расширило аудиторию экрана до домашнего пользования. Видеокультура сделала потребление экранных текстов с учетом индивидуальных запросов зрителей. Техника видео позволяет делать видеозаписи, что еще в большей степени способствует удовлетворению запросов определенных групп потребителей.

Современный компьютер отличается от других средств передачи информации тем, что он способен представить данные различными способами – в виде звука, изображения, текста, таблиц и т.д. При этом связь между объектами этого гипертекста - объединения различных типов – может быть мгновенно изменена в зависимости от потребностей пользователя. Телевидение воздействует на пассивного зрителя, поскольку управление телевидением носит централизованный характер. Компьютер осуществляет интерактивное взаимодействие с пользователем, который выступает как активный субъект. Вполне естественно, что в этом случае компьютер может в большей мере, чем какие-то другие средства массовой информации удовлетворить индивидуальные запросы зрителя. В частности, компьютер может выполнить все функции по демонстрации выбранного пользователем по Интернету кинофильма. В этом случае экран компьютера превращается в киноэкран. Правда, в силу ряда обстоятельств – сложности нахождения программы кинофильмов по Интернету, сравнительно высокой стоимости просмотра фильмов и др. – эта функция компьютеров дело хотя и не далекого, но будущего.

Компьютерная технология все шире применяется при создании мультипликационных фильмов. В этом случае компьютеры увеличивают или уменьшают изображения, рисуют все промежуточные кадры движущихся объектов, умножают созданные изображения. Для создания 15-минутного мультфильма, состоящего из 30 тысяч рисунков, должна трудиться в течение месяца группа из 20 мультипликаторов, художников, редакторов и контролеров. Компьютер позволяет резко упростить и ускорить процесс создания мультфильма. По команде оператора он может нарисовать и раскрасить до 80 % изображений, входящих в мультфильм. Введенное в компьютер изображение можно увеличивать или уменьшать, размножать. Процесс, называемый раскадировкой, позволяет мультипликатору рисовать только ключевые кадры движения. Компьютеру достаточно этой информации, чтобы нарисовать все промежуточные кадры. Производительность труда художника возрастает более чем в 10 раз, поэтому 15-минутный фильм можно закончить через неделю.

Под влиянием компьютерной технологии в кинематографии пробивают себе дорогу и другие существенные нововведения. Так, в марте 1999 года на конференции в Лас-Вегасе (США) была продемонстрирована методика цифровой обработки потоков света и продемонстрированы цифровые кинопроекторы, идущие на смену кинопленочным. Цифровое кино – неизбежное ближайшее будущее. В этих разработках широко применяются компьютеры, функционирующие на цифровой основе.

Все большее применение находит особый вид компьютерной технологии, получившей название мультимедия, который объединяет в себе как традиционную статистическую визуальную информацию (текст, графику), так и представление культурных артефактов в динамическом виде (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.). Пользователь одновременно становится и читателем, и слушателем, и зрителем, что усиливает эмоциональное воздействие на человека. Мультимедийные средства активно включаются в индустрию развлечений, в практику работы информационных учреждений, музеев, библиотек. Мультимедийные программы используются в процессе обучения. Подобная программа по обучению иностранному языку дает возможность сопровождения написанных на дисплее слов правильным произношением. При этом компьютер, выступая в роли учителя, может воспроизводить текст и его сопровождение голосом столько раз, сколько нужно для запоминания.

Таким образом, экранная культура представляет собой развивающуюся систему таких взаимосвязанных элементов, как кино-, теле- и компьютерная культуры, системообразующим признаком котороых является представление информации в аудиовизуальном и динамичном виде.

Важным требованием системного анализа, как уже было отмечено, является рассмотрение структуры системы, как итога её предшествующего развития. То, что в развитой системе находится одно возле другого, в процессе развития этой системы - одно вслед за другим. Это требование системного анализа предполагает сочетание генетического и структурного подходов. При этом под генетическим подходом в широком смысле этого термина мы имеем ввиду исследование зарождения и последующего развития системы, приводящее ее к определенному состоянию.

Что касается структурного подхода, то под ним понимается анализ связей между элементами системы, определяющими форму ее функционирования как единого целого. Развитая система, в том числе и система экранной культуры, (хотя она еще находится в процессе становления) как бы синтезирует предшествующие этапы своего развития.

В зависимости от материальных носителей культуры можно выделить устную, письменную и экранную формы культуры .

Устная культура берет свое начало с появлением речи и доминирует вплоть до распространения письма. Эта культура основана на передаче культурных ценностей при помощи звука, речи, музыки и т.д. Ее можно назвать аудиокультурой.

Письменная культура характерна для перехода общества к цивилизационному пути развития. Она основана на передаче знака (буквы) и изображения. Ее можно назвать видеокультурой.

Экранная культура возникает с появлением экранных средств передачи культурных ценностей при помощи звука и изображения. Ее становление, как системы, происходит в условиях информатизации общества. Как бы включая в себя, синтезируя качества устной и письменной культур, экранная культура является аудиовизуальной культурой.

Телевидение появляется не на пустом месте. Его предком, как и предком компьютерной культуры, является культура кино. Именно кино, начиная с конца XIX века, самым непосредственным образом подготавливает человечество к цифровой среде, к цифровой форме передачи информации, поскольку оно основано на дискретиции времени – двадцать четыре дискрета в секунду. Кино приучило нас манипулировать с пространством и временем, трансформировать реальность в движущиеся изображения. Кино подготовило нас к удобствам мира плоских (двухмерных) подвижных моделей. Цифровая среда имитирует несуществующие в реальности миры, вводит человека по существу в то, что ныне мы называем виртуальной реальностью. Оно сделало наглядными многие цифровые и компьютерные понятия, такие как дискретизация и многие другие, которыми ныне люди оперируют в области телевидения и компьютеров. Таким образом, сыграв свою роль, кино подготовило появление и восприятие мира телевидения и компьютеров.

Зарождение компьютерной культуры связано не только, как уже было сказано, с кино, но и с телевидением. Дело в том, что ныне развитие и функционирование телевидения все органичнее связывается с миром компьютеров. Все более реальным становится сращивание телевизора и компьютера. В одном случае демонстрация кинофильмов осуществляется на базе телевизора, соединенного приставкой-декодером с компьютерной сетью. В другом – на базе компьютера, экран которого используется как телевизор. И в том, и в другом случае осуществляется компьютеризация телевидения. Все идет к тому времени, когда компьютер заменит кинокамеру и телевизор.

Анализ системы экранной культуры, как итога ее генезиса, позволяет выявить логику становления этой системы.

Ограничена тех никой демонст- рации и разом- кнута во времени

В пределах мировой Сети

Экранная культура является порождением индустриального общества и органически связана с появлением и функционированием первых экранных средств передачи информации. Возникнув в индустриальном обществе, эта культура в полной мере проявляет себя в процессе становления информационного общества, оснащаясь новыми техническими средствами и становясь ключевым культурно- образующим феноменом современности.

Содержание

Введение 3
I.Формирование экранной культуры 4
II.Тенденции современного развития экранной культуры 18
III.Психология телевизионной аудитории 22
Заключение 26
Cписок использованной литературы: 27

Работа содержит 1 файл

Экранная культура.docx

I.Формирование экранной культуры 4

II.Тенденции современного развития экранной культуры 18

III.Психология телевизионной аудитории 22

Cписок использованной литературы: 27

Экранная культура является порождением индустриального общества и органически связана с появлением и функционированием первых экранных средств передачи информации. Возникнув в индустриальном обществе, эта культура в полной мере проявляет себя в процессе становления информационного общества, оснащаясь новыми техническими средствами и становясь ключевым культурно- образующим феноменом современности.

Экранная культура является порождением индустриального общества и органически связана с появлением и функционированием первых экранных средств передачи информации. Возникнув в индустриальном обществе, эта культура в полной мере проявляет себя в процессе становления информационного общества, оснащаясь новыми техническими средствами и становясь ключевым культурно- образующим феноменом современности.

Первое, что бросается в глаза, когда приступают к исследованию экранной культуры, это её теснейшая связь с научно-техническим прогрессом, создавшим мощные технические экранные артефакты. Экранная культура является результатом взаимодействия человека с этими экранными средствами отображения информации – кино-, телевизионной и компьютерной техникой. Она представляет собой такую форму культуры, материальным носителем текстов которой является экран.

Экран (франц. Ekran – ширма) - это устройство с поверхностью, поглощающей, преобразующей или отражающей излучение различных видов энергии. Экран применяется как для защиты от излучения, так и для использования энергии излучения, а так же для получения изображения. Именно последняя функция экрана – использование его для получения изображения – и является техническим базисом экранной культуры. Таким образом, сам экран имеет чисто техническое значение, он является одной из частей многих технических систем, позволяет отображать зрительные образы, воспринимаемые человеком. Экран с помощью света воздействует на зрительные анализаторы человека. Зритель принимает световые образы за реально существующие объекты. По мере совершенствования технических артефактов экран от белого полотна кино эволюционировал к электронной телевизионной трубке и далее – к дисплею компьютера. В процессе этой эволюции экран повышал свою способность передавать изображения. Это все более и более стирало различие между миром реальных вещей и миром знаков. В наше время это привело к особому типу реальности – виртуальной реальности, миру, созданному экранными артефактами.

Таким образом, формируется новая культура, которая объединяет интеллектуальные возможности человека с техническими возможностями информатики. Под ней мы подразумеваем тип культуры, основным материальным носителем которой является не письменность, а «экранность. Эта культура основана на системе экранных (плоскостных) изображений, которые имитируют действия и устную речь персонажей. Она является продуктом человеческой деятельности и системой воззрений, ценностей и знаний, которые распространяются в обществе посредством экранных технических средств, частью новой культуры, получающей свое бурное развитие в условиях информатизации общества.

Как было уже сказано, экранная культура основана на системе экранных изображений и экранной речи. Они объединяют действие, устную речь, анимационное моделирование, письменные тексты и многие другие элементы. Вполне естественно, что содержание экранной культуры включает в себя самые разнообразные формы, связанные с кино, телевидением и компьютерами. Нет смысла давать развернутую характеристику содержания этих форм, каждой из них посвящены многие научные и популярные работы. Наша задача – представить экранную культуру как систему взаимосвязанных элементов, показать, что эта взаимосвязь составляет структуру экранной культуры. Поэтому нас интересует, в первую очередь, не содержание элементов экранной культуры, а её системообразующие признаки, проявленные в каждом из этих элементов.

Параллельно формируется еще один системообразующий фактор экранной культуры – подача информации в цифровом виде, что ныне характерно для компьютерной культуры, менее – для телевизионной и еще в меньшей степени для кинокультуры. Однако передача изображения и звука в цифровой форме имеет все большее распространение.

Старейшей формой экранной культуры и одним из первых проявлений массовой культуры является киноискусство – художественные и документальные кинофильмы, рекламные ролики, образовательные, научные и мультипликационные кинофильмы. В кинематографе синтезировались эстетические свойства литературы, живописи, театра и музыки, он отражает реальный мир в движении. Именно создание кино породило экранную культуру, новый способ передачи информации, новый выразительный язык – язык экрана. Уже немой экран, демонстрация кинофильмов на котором сопровождалась титрами и музыкой таперов, включал в свою знаковую систему языка различные типы находящихся в движении двухмерных изображений и статичных объектов скульптуры. Намного более многоязычным стал звуковой экран, который предстал как соединение словесного, музыкального и шумового языков. Появление цветного и стерео кинофильмов еще больше обогатило экранный язык.

Классификацию систем телевидения производят чаще всего по следующим основным признакам: по качественному признаку - черно-белые, цветные, стереомонохромные и стереоцветные), по форме представления сигналов (аналоговые и дискретные -цифровые), по частотному спектру канала связи (широкополосные - с полосой пропускания, равной полосе вещательного канала или больше его и узкополосные - с полосой меньше полосы вещательного канала). Некоторые из указанных систем могут, в свою очередь подразделяться по частным признакам, например, по способу развертки изображений или по очередности передачи той или иной информации.

Телевизионное вещание - одно из массовых средств информации. Говоря об эстетической природе всего ТВ в целом, мы представляем его в виде сложной системы, различные зоны которой по-разному осваивают и отражают реальность. Наиболее крупными из этих зон можно считать художественное и нехудожественное ТВ. Под системой художественного ТВ понимаются все виды телепрограмм, созданные с использованием средств экранного искусства. Кроме художественного телевидения, ТВ включает и обширную зону нехудожественного телевидения (информационно- публицистические, образовательные, учебные, спортивные передачи). Сосуществуя в контексте ТВ с нехудожественными программами, телеискусство влияет на их экранное решение, оформление. Происходит в той или иной степени эстетизация всех видов телепрограмм.

Телевидение объединяет в себе функции, которые раньше выполняли газеты, журналы, книги, радио, кино и другие источники информации. Оно - полифункциональное по своим задачам, является важнейшим культурным фактором, объединяющем функции экономической, политической, социальной, этической информации. Более того, телевидение имеет эстетическую составляющую, выступая как новый вид искусства. Телевидение, - не только средство массовой информации, но и новый вид искусства, способный передавать на расстояние эстетически переработанные впечатления бытия. По своей массовости телевидение сегодня обогнало кино, хотя оно тесно с ним.

Шигапова Ильсеяр Ильдусовна
Казанский государственный университет культуры и искусств
кандидат педагогических наук, доцент кафедры телевидения заместитель декана института кинематографии и телевидения


Аннотация
В статье делается попытка проанализировать понятия экранной культуры и экранной речи, проследить эволюцию явлений в историческом срезе. Раскрывается проблема, связанная с развитием экранной культуры и экранной речи. Новая экранная культура и экранная речь обладают не только суггестивными, но и манипулятивными свойствами.

Shigapova Ilseyar Ildusovna
Kazan State University of Culture and Arts
Ph.D., assistant Professor of the television The dean’s deputy of the Institute of Film and Television


Abstract
The article attempts to analyze the concept of screen culture and screen speech, to trace the evolution of phenomena in its historical slice. The problem, connected with the development of screen culture and of speech screen, is being revealed. New screen culture and screen speech have not only suggestive, but also manipulative properties.

В последние годы экранное искусство получило активное развитие и популярность, в первую очередь, своей общедоступностью и занимает ведущую роль, уступая частично интернету и социальным сетям. Литература и театр, потеряли свои доминантные позиции, уступив мощной кино- и теле индустрии, поскольку они требуют от своего потребителя вдумчивости, концентрации внимания и подготовленности. В этой связи целесообразно говорить о таком явлении, как экранная культура в сопряжении с экранной речью в контексте их суггестивных и манипулятивных возможностей.

Следует отметить, переход от письменной культуры к электронной или экранной культуре начался вместе с появлением её первых проявлений. Киноискусство постепенно и во все больших размерах проникало в культуру в виде учебных и научно-популярных кинофильмов. Телеискусство усилило эту тенденцию, когда появились передачи, специально заменяющие учебники по английскому языку, истории и другим предметам [1, с.151].

в большом словаре иноязычных слов: Экран, а, м [ф. ecran]. 1. Плоскость, поверхность, защищающая от жары, от света, от какого-нибудь излучения. Э. камина. Защитный э. Экранизировать (спец.) – служить экраном, предохранять (преимущ. от разного рода излучений). 2. Устройство для использования, отражения, преобразования энергии, для представления изобразительной, текстовой и т.п. информации [4, с.816];

Как видим, толковые словари не отрицают французского происхождения слова, однако истолковывают его, в первую очередь, как поверхность, защиту или заслон. В переносном смысле экран в русском понимании – это защита от чего-либо вредного и опасного для человека, предположим, на современном этапе – от дурного влияния. Следует заметить, в советское время экран полностью соответствовал своему первоначальному оригинальному значению. Он был своеобразной защитой зрителя от дурного влияния страшных событий, героев, которых было не меньше в то время, чем сейчас. Однако не все происходящее в мире и стране могло транслироваться на экраны, если это не соответствовало экранной культуре того времени. Экранное воплощение получали произведения и сценарии, прошедшие цензуру в специальных Государственных учреждениях. Тщательно проверялись каждое слово, ситуация, стиль речи и поступки героев, речь исполнителей, музыкальное сопровождение и тексты к песням, так как все должно было соответствовать облику идеального советского человека, и только после этого сценарий к фильму утверждался для съемок.

На телевидение также была возложена пропаганда советского образа жизни и на телеэкраны выходили образцово-показательные фильмы и телепередачи. Моральный и внешний облик дикторов и телеведущих подвергались цензуре. Экранная речь в кадре и за кадром полностью соответствовала нормам литературного языка, техника речи отличалась дикционной, интонационно-мелодической и орфоэпической культурой. В СССР существовала Государственная идеология о воспитательной, идейно-пропагандистской миссии экрана. Именно так можно охарактеризовать экранную культуру и экранную речь советского периода, потому что так они были смоделированы на государственном уровне.

Таким образом, экранная культура и экранная речь советского периода – это эталон, образец, состоящий из духовного, нравственного, художественного аспектов.

Сегодня экранная культура позволяет говорить о новом типе культуры – это виртуальная среда, виртуальный мир. Именно развитие кино и телеискусства позволило ввести новые понятия как экранная культура и экранная речь позже. Современная экранная культура практически стерла грань между реальностью и иллюзией, игрой, поскольку зритель не видит и не чувствует разницы. Словно первый показ киносеанса, когда на зрителей помчался паровоз, и они в ужасе сделали попытку сбежать из зала. Сегодня аудиовизуальный поток, льющийся с кино и телеэкранов, воздействуют на зрителя практически аналогичным образом. Новые компьютерные, анимационные возможности кино и телеэкрана наделяет его не только суггестивными, но манипулятивными возможностями.

Так экранная культура и экранная речь эволюционировали вместе с общественно-политическим строем страны в конце ХХ века, когда экранные искусства превратились в коммерческую индустрию.

Происходит ситуация суггестии – особый вид психического воздействия на человека посредством информации, вызывающий у него некритичное восприятие того, что внушается (А.Н. Веселовский). Внушать можно также и голосом, именно поэтому тембр голоса и интонации дикторов и корреспондентов информационных служб, ведущих различных ток-шоу отличается от голосо-речевых характеристик остальных ведущих. Голосу первых свойственна категоричность, холодность, жесткость, резкость.

Произведения литературы и искусства также обладают суггестивными свойствами, но не используют манипулятивные методы воздействия на личность. Произведение искусства оставляет право выбора за человеком. Более того, художник, как пророк своего отечества, зачастую в своих произведениях предвосхищает события, подсказывая (словно предсказывая) через культурный код то, что может произойти, объясняет те или иные явления, дает им оценку. Это критическая реакция творца на происходящее в мире, которая отсутствует у масс в результате зомбирования новой экранной культурой и экранной речью.

Итак, современная экранная культура и экранная речь – это сложные системы потока аудиовизуальных произведений и информации, с которыми необходимо общаться грамотно, осмысленно и дозированно. В таком случае аудиовизуальные произведения и информация становятся не негативным, а быстро и легко доступным, мобильным средством нового вида коммуникации, образования, воспитания, просвещения, самореализации и саморазвития.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Читайте также: