Экономика россии в период пандемии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Период с марта по июнь 2020 года войдет в историю России как самый неожиданный, глобальный, опасный кризис, из которого наша страна, по самым оптимистичным прогнозам, будет выходить год-полтора.
Кроме того, неясно, какие последствия в долгосрочной перспективе, как для экономики, так и населения страны, будет иметь частичная отмена карантинных мер при значительном приросте новых случаев, как быстро и безопасно выйдут из карантина наиболее пострадавшие регионы, и удастся ли подготовить людей и страну ко второй, третьей и последующим волнам пандемии.

Экономические потери в цифрах

По оценкам экспертов, восстановление может занять от 1 до 4 лет, быть L-образным или V-образным, в зависимости от эффективности антикризисных мер, принятых правительством, и цен на рынке нефти.

Какие сферы пострадали больше всего

Если верить статистике в других странах, наиболее пострадавших от пандемии, (в ЕС и США), а также прогнозам российских аналитиков, наиболее пострадавшими отраслями в период с марта по июнь, станут – гостиничный бизнес и туризм, ресторанный бизнес и общепит, культура, транспорт, торговля. В лучшем случае потери в этих отраслях составят от 5 до 25%.

Спустя год после первого заражения человека COVID-19 разброс в оценках вызванного пандемией спада остается высоким. Российские власти ждут возврата ВВП на докризисный уровень в 2021 году, но экспертные оценки более пессимистичны

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

До сих пор остается загадкой, как и когда новый тип коронавируса появился среди людей. Китайские власти сообщили об обнаружении кластера случаев 31 декабря — с этой даты ведется таймлайн пандемии на сайте ВОЗ. Организация уточняла, что симптомы заболевания у первых пациентов наступили в период с 8 декабря 2019 года по 2 января 2020 года.

Одна из самых ранних вероятных дат появления первого заболевшего — 17 ноября. Газета South China Morning Post со ссылкой на данные властей в марте сообщила, что 17 ноября в Китае заболел 55-летний мужчина из провинции Хубэй. Там же говорилось, что к 20 декабря уже было 60 подтвержденных кейсов. На эту публикацию обратила внимание газета The Guardian и другие мировые СМИ.

Еще одна дата, которая расходится с официальной версией, — 1 декабря. Медицинский журнал The Lancet опубликовал отчет врачей из больницы Цзиньинтань в Ухане, которая лечила некоторых из самых первых пациентов. В расчетах специалистов указана дата 1 декабря.

Одним из первых врачей данные о новой опасности передала представителям системы здравоохранения Китая доктор Чжан Цзисянь. Она 27 декабря на снимках легких нескольких пациентов с симптомами гриппа увидела особенности течения заболевания, присущие атипичной пневмонии.

Первые оценки масштаба коронакризиса


В апреле 2020 года, когда российская экономика переживала объявленный президентом режим нерабочих дней, а население — самоизоляцию, группа либеральных экономистов, включая Владислава Иноземцева, Владимира Гимпельсона, Сергея Гуриева и др., представила программный доклад с антикризисными предложениями для правительства, призвав в разы увеличить масштабы господдержки. В их консенсус-прогнозе, опубликованном в разгар карантина, предполагалось, что глобальная экономика упадет на 1,9%, а российская — на 5,7%. Бывший зампред ЦБ и один из авторов доклада Сергей Алексашенко прогнозировал, что установление контроля над пандемией COVID-19 возможно только в середине 2021 года, при этом успехи в одних странах и регионах будут чередоваться с провалами в других (.pdf).

Волна отложенного спроса после снятия большинства карантинных ограничений летом 2020 года поддержала российскую экономику в третьем квартале. По данным Росстата, спад ВВП замедлился до минус 3,6% в годовом выражении, но, по оценкам экономистов, в четвертый квартал Россия вошла с уже исчерпанным потенциалом восстановления, падающими доходами населения и второй волной СOVID-19.

Минэкономразвития, отвечающее за разработку официального прогноза правительства (необходим для формирования бюджета на три года), взяло значительную паузу на разработку документа. Сперва обозначив, что новый макропрогноз будет представлен 9 апреля, министерство официально опубликовало его сценарные условия, одобренные правительством, только в сентябре 2020-го (.pdf). Ведомство Максима Решетникова не заложило в прогноз вторую волну COVID-19 и введение повторных карантинных ограничений. В Минэкономразвития посчитали, что российская экономика прошла нижнюю точку падения (второй квартал 2020 года) лучше, чем ожидалось, и лучше, чем другие крупные страны. И выход на докризисный уровень произойдет уже в третьем квартале 2021 года.

Если темпы роста экономики окажутся меньше прогнозируемых правительством, бюджет в предстоящие три года может недосчитаться доходов (например, от НДС, налога на прибыль и дивидендов госкомпаний). Чтобы избежать роста дефицита, придется либо резать расходы, либо снова мобилизовывать доходы через дополнительные изъятия у бизнеса или населения. В сентябре ЦБ представил альтернативные сценарии развития, в котором заложил риск второй волны пандемии. Новый рост заболеваемости приведет к необходимости увеличивать расходы на фоне угрозы повторных карантинных ограничений. В рисковом сценарии экономика восстановится до докризисного уровня только к 2024 году.


За счет эффекта низкой базы в 2021 году трудно будет получить динамику российского ВВП ниже плюс 2,5–3%, но будут факторы, которые будут тянуть его вниз и тормозить в целом восстановление экономики, — это прежде всего спад частных инвестиций на фоне низкого спроса, сложная ситуация с показателями чистого экспорта и, наконец, отсутствие прорывов в увеличении роста реальных денежных доходов домохозяйств, полагает доктор экономических наук, член-корреспондент Российской академии наук Александр Широв. По его оценкам, возврат ВВП России на докризисный уровень возможен только в третьем-четвертом квартале 2022 года.

Массовая вакцинация прежде всего поддержит сектор услуг, но не будет иметь решающего влияния для всей экономики, полагает Широв. Опыт первого и второго кварталов 2020 года показал, что экономический ущерб должен сдерживаться: сейчас правительства всех стран стараются не закрывать производственный сектор, то есть те секторы экономики, на которые приходятся основные виды доходов, считает Широв. Закрытие торговых центров, ресторанов, общественных мест положительно повлияло на сдерживание распространения коронавируса, но карантинный эффект остановки деловой активности в реальном секторе и строительстве был несопоставим с экономическими потерями, считает он.

В ноябре были опубликованы результаты финальной стадии испытаний вакцины компаний Pfizer и BioNTech. В ходе тестов было выявлено 94 подтвержденных случая заражения COVID среди 43 538 участников исследования. Pfizer и BioNTech заявили, что разделение этих случаев между вакцинированными и теми, кто получал плацебо, указывало на эффективность вакцины выше 90% через семь дней после второй дозы. Окончательный процент эффективности вакцины может варьироваться по мере дальнейшего сбора данных о безопасности и дополнительных исследований.


Экономическое развитие Российской Федерации в период пандемии коронавируса: проблемы, риски, перспективы

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ филиал Банковский колледж

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В данной статье анализируются как уже существующие, так и потенциальные экономические последствия пандемии в России на основе экспертных оценок, опубликованных в средствах массовой информации, а так же рассматриваются основные меры, принимаемые правительством в текущей ситуации.

Ключевые слова: экономика России, поддержка экономики, экономические последствия, пандемия, перспективы.

В сложившихся на сегодняшний момент времени условиях, большинство ведущих российских экспертов - экономистов бьют тревогу, по их мнению, в результате стремительного распространения пандемии коронавируса по всему миру, и вследствие отрицательного воздействия данной пандемии на мировую экономику, российская экономика также столкнется с рядом существенных финансово - экономических проблем (рис.1.).

Рис.1. Падение экономики на фоне пандемии

Рис.2. Прогнозы глобальных ВВП и ВВП России в 2020 и 2021 г.г.

Если верить статистике в других странах, наиболее пострадавших от пандемии, а также прогнозам российских аналитиков, наиболее пострадавшими отраслями в период с марта по июнь, станут – гостиничный бизнес и туризм (рис.3.; рис.4.).

Рис.3. Изменение числа выездов за рубеж

Рис.4. Ситуация с авиаперевозками в 2020г.

Рис.5.Цена на нефть в 2020г.

В ближайшее время государству придется поддерживать поставщиков сетевых услуг (рис.6) и ЖКХ. Важно, чтобы в самоизоляции мы получали свет, воду, отопление, могли пользоваться телефоном и интернетом. При этом проблема задолженностей обостряется, так как падают доходы — явно понадобятся субсидии. Возможно, придется пересмотреть и некоторые инвестиционные программы.

Рис.6. Динамика трафиков видеосвязи

Разумеется, государству придется обратить более серьезное внимание на здравоохранение (рис.7.). В 2017–2019 годы примерно 20 % бюджета составляли расходы на администрирование и поддержку национальной экономики, около 30 % уходили на поддержку национальной обороны и полиции и чуть меньше 30 % — на социальные расходы, которые, видимо, в этом году станут больше. Наши расходы на здравоохранение — в районе 3–3,5 % по сравнению с 18,7 % в странах Организации экономического сотрудничества и развития.

Рис. 7. Расходы государства на здравоохранение.

Президент В.В. Путин в своем обращении к гражданам 25 марта 2020 года озвучил ряд мер, нацеленных на поддержку экономики в условиях ускорения процесса распространения коронавирусной инфекции на территории РФ. Данные меры сфокусированы на четырех направлениях:

2. Поддержка отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска (освобождение туроператоров от уплаты взносов и установление компенсации их убытков; мониторинг финансового положения застройщиков и подрядных рганизаций; предоставление отсрочки по налоговым платежам сроком на 3 месяца организациям и отраслям, наиболее пострадавшим от пандемии.

3. Поддержка малого и среднего предпринимательства (мораторий на проверки малого и среднего бизнеса; отсрочка уплаты арендных платежей в случае с использованием государственного или муниципального имущества; предоставление форм льготного кредитования).

4. Общесистемные меры (создание финансового резерва в размере до 300 миллиардов рублей; создание гарантийного фонда для реструктуризации кредитов компаний, пострадавших от ухудшения экономической ситуации).

Список использованных источников

Аналитики оценили ущерб экономике России от коронавируса - РБК

План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции - Минэкономразвитие РФ


Мировая экономика постепенно восстанавливается после первого года пандемии: по данным МВФ, мировой ВВП вырастет на рекордные за последние десятилетия 6% в 2021 г. после провала в 3.5% в 2020 г. Несмотря на появление новых штаммов вируса и новых волн заражений, страны в целом адаптировались к жизни в условиях пандемии и реагировании на новые возникающие вспышки.

В России также происходит постепенная адаптация к сложившейся ситуации, и вновь на первый план встают вопросы обеспечения ускоренного экономического роста. Текущие низкие долгосрочные потенциальные темпы роста России в 2% в год по сути обрекают нашу страну на падение относительного среднемирового уровня доходов, который будет расти на уровне 3-3.5% в год, и означает лишь стабилизацию уровня жизни в сравнении с развитыми странами на уровне 40-50% от США и развитых стран Европы.

Что принес текущий кризис России и как выходить из него? Какие источники можно было бы использовать для повышения потенциальных темпов роста? Необходимы ли новые инструменты политики или достаточно решения задач и проблем российской экономики, которые существовали еще до кризиса COVID-19?

В 2020 г. относительно небольшие на фоне других стран мира макроэкономические потери в России сопровождались серьезными человеческими потерями, которые стали очевидны из статистики смертности только к концу года. Спад ВВП составил 3% — это лучше, чем по миру в целом (-3.5%). При этом впервые с начала 1990х годов Россия пережила более мягкую рецессию, чем мировая экономика, при том, что с глобальным кризисом сочеталось и сильное падение нефтяных цен. С другой стороны, избыточная смертность была рекордной по приросту смертей с периода массового голода 1947 г. (рост числа смертей на 18.1% к 2019 г. или на 323.8 тыс. человек [1]), а среди стран G20 и ЕС Россия на втором месте после США [2][3]. И оценивая общие итоги года, нельзя забывать про эту трагическую статистику.

Негативная динамика ВВП примерно наполовину объясняется собственно пандемией [4], а другая половина спада связана со слабой диверсификацией российской экономики — её сырьевой направленностью. При этом в России не было такого жесткого и продолжительного локдауна, как в развитых странах — промышленность продолжала работать без существенных сбоев. Но и воздействию карантинных мер Россия подвержена гораздо в меньше степени из-за своих структурных особенностей: из-за меньшей доли малого бизнеса (20% против 50-60% в развитых странах) и более низкой доли сферы услуг, которая сильно страдает в текущий кризис.

Произошел рост безработицы (на 27% по итогам года до 4.4 млн. человек или до 5.9% от рабочей силы [5]), небольшое усиление неравенства (в пандемию пострадали работники более низкой квалификации) и снижение склонности к потреблению у более состоятельных граждан. В результате это привело к серьезному сокращению конечного потребления домашних хозяйств (на 8,6%), что сопоставимо со спадом 2015 г., и почти вдвое выше спада 2009 года [6].

Как и во всех странах, наблюдалась значительная неравномерность динамики по отраслям экономики в 2020 г.: платные услуги населению упали на 17.1% (в т.ч. гостиницы и общественное питание упали на 24%), добыча полезных ископаемых — на 6.9% (эффект сокращения добычи из-за сделки ОПЕК и общего спроса на энергоносители в мире), розничная торговля — на 4.1%, при этом обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство и оптовая торговля демонстрировали стабильность или рост до 1.5%.

Таким образом, спад экономики из-за коронавируса в России был гораздо меньше, чем в развитых странах, а половина этого спада связана с сырьевой зависимостью российской экономики. В этой связи представляется, что набор антикризисных мер должен состоять из двух блоков.

Перестройка модели экономического развития и диверсификация экономики.

Необходимо совмещение развития неэнергетических отраслей реального сектора (включая машиностроение), в которых есть определенный потенциал рационального импортозамещения и формирования конкурентоспособных производств, с развитием инновационной экономики знаний, основанной на высоких требованиях к уровню человеческого капитала. При этом перестройка модели развития не отменяет необходимости усиления конкурентных преимуществ в традиционном для России нефтегазовом и энергетическом секторе (включая атомную энергетику). Есть существенный потенциал формирования целых отраслевых кластеров вокруг нефтегазовой отрасли (по аналогии с опытом Норвегии), сельского хозяйства, лесной промышленности и других традиционных для России специализациях.

Необходимость долгосрочной стратегии экономического развития.

Успешный исторический опыт послевоенного восстановления Франции, экономического чуда в Японии, текущий опыт быстрого экономического роста Китая и Малайзии демонстрируют важность государства, как ключевого источника стратегических инициатив и эффективность инструментов стратегического планирования в развитии перспективных отраслей и поддержании роста. В России же сформировалась парадоксальная ситуация сочетания высокой доли госсобственности и низкой роли государства в планировании развития. Магистральная стратегия экономического развития пока так и не принята, а заявляемые приоритеты не доводятся до окончательной реализации, заменяются новыми приоритетами или откладываются из-за наступления кризиса (например, курс на импортозамещение, цифровизация, национальные проекты).

В этой связи необходима разработка долгосрочной стратегии экономического развития, подкрепленной и согласованной с отраслевыми планами развития, которая бы создавала долгосрочные ожидания общества и бизнеса в отношении перспектив и структурной перестройки российской экономики с учетом привлекательных направлений для инвестиций.

Повышение качества стратегического планирования.

Стратегическое планирование — сильный инструмент для обеспечения экономического развития, однако качество стратегического планирования в России пока еще на невысоком уровне. Стратегии и отраслевые планы зачастую не содержат описания инструментов достижения целей, обоснованного набора мероприятий, финансирования. Не всегда проводится мониторинг реализации планов, а появление новых стратегических документов часто заменяет и фактически останавливает реализацию прошлых планов. Нет согласования между отраслевыми стратегическими программами, а также нет согласования программ на федеральном и региональном уровнях.

Необходимо повышение качества стратегического планирования в части методологии разработки и согласованности программ, а также мониторинга стратегических документов. Необходима методология формирования отраслевых стратегий и встраивания новых документов в систему существующих стратегий. Магистральные приоритеты развития должны быть подкреплены соответствующими отраслевыми планами. Важно, чтобы была организована систематическая работа по мониторингу реализации планов, ревизии задач и приоритетов с учетом новых мировых трендов, обновления программ развития. Иначе говоря, необходима система институтов, поддерживающих экономический рост, по примеру системы институтов догоняющего развития, применявшихся как в странах экономического чуда, так и нынешних быстрорастущих Китае, Малайзии, Вьетнаме [7].

Качество институциональной среды.

В рамках настоящей сессии и других дискуссий Петербургского экономического форума неоднократно звучал тезис о том, что многие проблемы и ограничители роста российской экономики лежат во внеэкономической плоскости.

Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.

Читайте также: