Экономика это кратко 2 класс окружающий мир

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: фотографии, на которых представлены разные области экономики.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ проверочной работы

(Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе, разбор заданий, вызвавших затруднения.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте на с. 103 учебника название нового раздела. (Жизнь города и села.)

— Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

— Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить? (Ответы детей.)

— Что кажется трудным и пока непонятным?

— Как мы справимся с трудностями? (С помощью учебника, дополнительной литературы, Интернета, взрослых.)

— Надо ли бояться трудностей?

— Прочитайте первую задачу. Какое слово непонятно? (Экономика.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Об экономике.)

— Прочитайте тему урока на с. 104. (Что такое экономика.)

— Предположите, какие учебные задачи мы поставим перед собой. (Ответы детей.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Выполнение задания в рабочей тетради

— Разгадайте кроссворд. Слово, получившееся в выделенном столбце, поможет вам понять, что такое экономика.

Ответы: хлеб, овощи, зеркало, мяч, чайник, носки, фрукты, автомобиль, компьютер.

— Какое слово получилось в выделенном столбце? (Хозяйство.)

— Что же такое экономика? (Это хозяйство.)

2. Беседа, работа по учебнику

— Прочитайте текст на с. 104.

— Как на вопрос о том, что такое экономика, ответил папа Сережи и Нади? (Экономика — это хозяйственная деятельность людей.)

— Из чего состоит экономика? Как об этом говорит папа?

— Какие отрасли экономики представлены на фотографиях нас. 104—105? (Промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля.)

— Расскажите об одной из этих отраслей по плану на с. 105. (Например: сельское хозяйство, производит хлеб, мясо, молоко, овощи. Это продукты питания, без которых люди не могут обойтись. Здесь трудятся хлеборобы, агрономы, животноводы, комбайнеры, садоводы, пчеловоды и т. д.)

(Желательно выслушать рассказ по каждой отрасли. Учитель дополняет ответы учащихся, показывает фотографии.)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

V. Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас,

А над нами весело шелестит листва,

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте вопросы 1 и 2 на с. 105 учебника. Обсудите их в парах.

— Как вы ответили на первый вопрос? (Сельское хозяйство, транспорт, торговля.)

— Кто может объяснить на конкретных примерах, как связаны между собой отрасли экономики? (Например: без транспорта не доставить материалы для строительства новых домов.)

(Самостоятельное выполнение задания 3.)

— Вспомните, как и где трудятся люди в нашем городе (селе). Какие отрасли экономики работают в нашем крае?

(Учитель дополняет рассказы учащихся о предприятиях своего города (села).)

— Придумайте свои интересные вопросы к данному рассказу.

(Проверка в парах.)

— Дополните рассказ, если вы знаете что-нибудь еще из истории денег.

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 107, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какое новое слово вы сегодня узнали?

— Что оно означает?

— Выполнили мы задачи этого урока?

Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: №3,4 (с. 38).

Дополнительный материал


1. У песочных ям,

С железной рукой. (Экскаватор.)

2. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

3. Я — вместе брюки и пиджак.

А называют меня как? (Костюм.)

4. Их валяли да валяли,

Чтобы мы их надевали. (Валенки.)

5. Нам его дала корова,

Надо пить, чтоб быть здоровым. (Молоко.)

Проклеваны бочища. (Дом.)

7. Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед.)

8. В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет синий след. (Ручка.)

9. Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай.)

Как появились деньги?

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины. Кузнецы — наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы — зерно, растительное масло, вино. Скотоводы — быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители — своих пленников.

Но обмениваться очень сложно. Ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт. За одного барана, например, можно было получить два топора, или одни штаны, или четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Перепробовали многое: и скот, и продукты, и меха, и куски ткани. Но какие же это были неудобные деньги! Овец и быков нужно где-то держать и кормить. Продукты при хранении портятся. Меха портит моль. Ткань протирается.

Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой и даже малое их количество равнялось по ценности и быку, и дому, и кораблю, и участку земли.

Одними из первых денег, которые хоть отчасти отвечали требованиям, были раковины каури — моллюсков, добываемых в южных морях. Их просверливали и нанизывали на веревочку, как бусы. Но стоили они не очень дорого — за одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин. Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди — подешевле, из серебра — подороже, а из золота — самые дорогие.

У металлических денег все же оказался важный недостаток — они тяжелые и занимают много места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойники или грабители сразу его найдут. И поэтому люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.

Так впервые появились на свете бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспекта урока

Используемый учебно-методический комплект: Школа России

Учебный предмет (дисциплина): окружающий мир

Тема урока: Что такое экономика

Цель урока: научиться различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь

Планируемые достижения:

Знания: экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики; экономика родного края; деньги.

Метапредметные :

1. Регулятивные: целеполагание; планирование; понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; оценивать правильность выполнения заданий; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

2. Познавательные: находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания; понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать рисунок; использовать схему для выполнения задания; строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; структурирование знаний в форме кроссворда.

3. Коммуникативные: слушать одноклассника, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник; формулировать ответы на вопросы; включатся в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; понимать и принимать задачу совместной работы; отвечать на итоговые вопросы.

Личностные: познавательные мотивы учебной деятельности; понимание того, как знания, приобретенные на уроке, могут быть полезны в жизни.

Межпредметные связи: литературное чтение (работа с учебником), физическая культура (физминутка).

- для учителя: учебник Окружающий мир, 2 класс, Ч.1, Плешаков А.А.; мультимедийная презентация, карточки со словами ( ЭКОНОМИКА – ХОЗЯЙСТВО, сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля); доска; 8 магнитов;

- для ученика: учебник Окружающий мир, 2 класс, Ч.1, Плешаков А.А.; карточки №1,№2; картинки отраслей экономики; список отраслей экономики (6 шт.); маркер, доска, 6 магнитов

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I . Организационный момент.

Личностные: познавательные мотивы учебной деятельности

- Сегодня мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что наше общение принесёт вам новые знания, а значит, и новые радости.

*приветствуют учителя

II . Актуализация знаний.

Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы.

Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения заданий.

- Мы с вами живём в селе, а кто из вас хоть раз был в городе поднимите руки ?

- Вы заметили, что жизнь города отличается от жизни села.

- У вас на партах лежит лист, подпишите его. Приступайте к выполнению. На задание отводится 5 минут.

-Время закончилось. Поменялись с соседом работами, взяли простой карандаш в руки. Сверьте ответы, которые дал ваш одноклассник с ответами на экране (Приложение 2: слайд 1). Напротив правильного ответа ставим +, напротив не правильного -.

-Поменялись карточками обратно и убрали в сторону. В конце урока сдадите.

Планируемые образовательные результаты.

Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций; формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности.

Организационный момент

Презентация слайд 2 /data/files/t1573473464.pptx (Что такое экономика)

II. Актуализация знаний.

– Чтобы узнать тему нашего урока, давайте разгадаем загадки.

1. У песочных ям,

С железной рукой. (Экскаватор)

2. Я - вместе, брюки и пиджак.

А называют меня как? (Костюм)

3. Летом – в огороде,

А зимою – в бочке,

Крепкие, соленые. (Огурцы )

4. Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы)

5. Кто на носу верхом сидит,

На мир вокруг себя глядит?

Накинув за уши крючки.

Кто эти всадники? . (Очки)

6. Нам его дала корова,
Надо пить, чтоб быть здоровым. (Молоко)

7. Одежду всем дала, а сама всегда гола. (Иголка)

8. Стоит Матрешка на одной ножке, закутана, запутана (Капуста)

9. Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Из начальных букв слов-отгадок получается слово…. ЭКОНОМИКА

– Итак, тема нашего сегодняшнего урока… (На доске – ЭКОНОМИКА)

– Продолжите фразы:
– Я думаю, что узнаю…
– Мне хотелось бы узнать о…

Мы определили цели нашего урока, теперь двигаемся вверх – к знаниям!

III. Знакомство с экономикой.

С того, что нас окружает, с домашних дел и забот и начинается наша экономическая жизнь. Искусству ведения хозяйства обучает наука экономика. Люди уже давно поняли, что хозяйство следует вести по определенным правилам.

Ведь так бывает, что у одного человека одно дело спорится, а у другого - другое. Вот и решили люди поделиться, кому что делать, то есть разделить свой труд по профессиям.

2.Работа со схемой. Отрасли экономики.

Как без солнца не может прожить человек, так и без умелого ведения хозяйства.

И если все хозяйство любой страны представить как солнце, то у этого солнца есть лучи, они называются отраслями. Какие же есть отрасли экономики?

В сельском хозяйстве - выращивают хлеб, овощи, разводят сады, коз, коров, гусей, кур.

В строительстве - строят дома, фабрики, заводы, дороги, школы, больницы.

В промышленности - шьют одежду, делают машины, игрушки, инструменты.

На транспорте - перевозят людей и грузы на поездах, кораблях, самолётах, машинах.

Торговля - всё, что мы покупаем в магазинах, на рынке.

Образование - обучают людей

Сфера услуг - к этой сфере относятся парикмахерские, мастерские, различные салоны.

Здравоохранение - лечат людей (поликлиники, больницы, санатории).

3. Работа с учебником на стр. 105. Связь частей экономики .

- Какие отрасли экономики представлены на фотографиях?

- Согласны ли вы с тем, что отрасли экономики связаны? Если да, то обсудите в парах как можно показать связь отраслей экономики. (2 минуты обсуждения)

Так связаны ли между собой части экономики?

Подумайте, какие части экономики работали для того, чтобы утром можно было выпить стакан сока или молока?

Какие части экономики работали для того, чтобы ты утром мог съесть бутерброд с маслом? (Надеть рубашку?)

Объясните, как связаны между собой строительство и транспорт; промышленность и торговля?

- Объясните связь строительства и транспорта? (Без транспорта не доставить материалы для строительства новых домов.)

Вывод: все части экономики связаны друг с другом.

IV. Включение в систему знаний, повторение

- Зачем нужны деньги?

- Как вы думаете? Раньше не было денег? Как люди обходились без них ?

- Возможно ли сегодня обходиться без денег ? Почему ?

- Итак, наша с вами экономика начинается с того, что каж­дый день мы сталкиваемся с разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания. Каждая вещь в вашем доме — всё имеет цену. Цена позволяет сравнивать вещи, вложенный в них труд. Она подсказывает вам выбор: это дорого, а это в самый раз, можно покупать. Деньги, что у нас в кармане - кровь экономики.

У каждого государства – свои деньги.

V. Итог урока.

- Давайте подведем итоги нашего урока: что такое экономика? (хозяйство)

- Какие отрасли экономики мы с вами узнали?

- Связаны ли между собой отрасли?

- В начале урока мы отгадывали загадки. Распредели данные слова-отгадки в 2 столбика: продукцию промышленно­сти и продукцию сельского хозяйства:

На картинке изображены следующие предметы: хлеб, овощи, зеркало, мяч, чайник, носок, фрукты, автомобиль, компьютер.

По вертикали выходит слово хозяйство.

Разгадай кроссворд и ты узнаешь, что такое экономика.

С помощью учебника допиши определение.

Экономика – это хозяйственная деятельность людей.

2. Знаешь ли ты отрасли экономики? Самостоятельно или с помощью учебника подпиши рисунки.

На рисунках изображены 5 отраслей экономики: промышленность (фабрики, заводы), сельское хозяйство (поля и скот), строительство (стройка дома), транспорт (машина) и торговля (магазин, продавец и покупатель).

отрасли экономики как подписать рисунки

3. Кроме перечисленных в учебнике, есть и другие отрасли экономики. Например, лесное хозяйство, связь, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, банковский сектор, бытовое обслуживание населения. Подумайте и объясните (устно), чем занимается каждая из этих отраслей.

Чем занимается лесное хозяйство?

Оно изучает леса, охраняет их от пожаров, вредителей и болезней, контролирует использование лесных ресурсов.

Чем занимается связь?

Обеспечивает работу телефона, телевизора, радио и интернета.

Чем занимается общественное питание?

Производство и продажа кулинарной продукции. Это рестораны, кафе, столовые, кулинарии.

Чем занимается жилищно-коммунальное хозяйство?

Они следят за жилыми зданиями и обеспечивают комфортабельное проживание в них жильцов. Это, например, энергоснабжение, водоснабжение, обслуживание лифтов, капитальный ремонт и прочее.

Чем занимается банковский сектор?

Финансовое обслуживание населения, выдача кредитов, открытие денежных вкладов.

Чем занимается бытовое обслуживание населения?

Это оказание различных бытовых услуг населению: ремонт, химчистка, ателье.

5. Дома узнай у взрослых, в каких отраслях экономики они работают. Запиши.

Вот перечень основных отраслей экономики, так тебе будет легче определить в каких именно отраслях работают твои домочадцы.

  1. промышленность
  2. сельское хозяйство
  3. лесное хозяйство
  4. строительство
  5. транспорт
  6. связь
  7. торговля и общественное питание
  8. информационно-вычислительное обслуживание
  9. операции с недвижимым имуществом
  10. жилищно-коммунальное хозяйство
  11. здравоохранение, физическая культура
  12. народное образование
  13. культура и искусство
  14. наука
  15. финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

Запиши по образцу

Моя мама работает (название ее профессии) в отрасли (название отрасли).

Моя мама работает медсестрой в отрасли здравоохранение.

Моя мама работает поваром в отрасли общественное питание.

1) название (официальное, разговорные варианты)

2) страны, в которых является официальной денежной единицей, в каких еще странах используется

3) история появления данных денег

4) внешний вид, номинал (история, современность)

5) условное обозначение (история, современность)

6) интересные факты

Читайте также: