Экономика древней палестины кратко

Обновлено: 04.07.2024

Палестину завоевали египетские фараоны. В XV—XIV вв. до н. э. в эти земли пришли племена хабири — древние евреи.

Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковыми. В северной части страны имелись хорошие условия для земледелия. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, позволявшие заниматься лишь скотоводством. В древнейшие времена здесь были одомашнены овцы, козы, ослы, крупный рогатый скот. Земля также принадлежала роду, общине. Каждая община имела своего начальника и жреца. Община должна была выкупать своих членов, если они попадали в плен, сообща нести принудительные государственные повинности и работы. Земельные участки внутри общины распределялись по жребию. Многие века Палестина входила в состав Египта.

Уже в III тыс. до н. э. племена в северной части страны перешли к оседлому земледелию. Здесь выращивали ячмень, пшеницу, просо, лен, овес. Кроме зернового хозяйства было развито садоводство. Страна славилась выращиванием винограда, смоковницы, маслин. Хорошо росли гранаты и на юге финиковые пальмы.

Во многих странах также было известно палестинское вино. Изображение виноградной лозы и гроздьев винограда было эмблемой Иудеи и чеканилось на древнееврейских монетах. Хорошо продуманная система орошения несмотря на жаркий климат позволяла выращивать влаголюбивые культуры, такие, как лен.

Ремесла и торговля

Палестина не имела значительных полезных ископаемых и лесов. Сырьевая база для ремесел была ограниченной. В стране было много камня и глины. Поэтому большое развитие получило производство изделий из этих материалов. С древнейших времен отдельные города специализировались на производстве узкопрофильной продукции. Палестина стала родиной стеклодувного дела.

Расположенная на пересечении важных торговых путей между Египтом, северными и восточными странами, Палестина уже в III тыс. до н. э. активно включилась в мировую торговлю. Из страны вывозили кожи, пшеницу, лен, оливковое масло, фрукты, вино, воск, шерсть, керамические изделия, пурпур, мирру, лекарства. Ввозили металл, металлические сосуды, дерево, слоновую кость.

Ремесла и торговля стали основой образования многочисленных городов. Первые города на планете появились в Палестине примерно 10 тыс. лет назад. Накопление в стране богатства позволило вести большие строительные работы. В Иерусалиме были сооружены большие дворцовые помещения, построен и богато украшен знаменитый храм в честь бога Яхве, возведены крепости в Иерусалиме.

Земля Палестины дала миру величайшее историческое, литературное, публицистическое, религиозное произведение, книгу книг — Библию, где собраны древние мифы, религиозные трактаты, образцы светской и религиозной поэзии, социальные и политические речи. Библия — ценнейший источник и по истории экономики народов и государств Древнего Востока. В Библии излагается многовековая история еврейского народа и древних еврейских государств. История этих родственных государств, ведших борьбу друг с другом, показывает, каков может быть печальный конец для государств и народов, не сумевших найти общие интересы и не объединившихся в общей борьбе.

Особенности экономического развития Финикии.

ФИНИКИЯ, древнее государство, располагавшееся в северной и центральной части восточного побережья Средиземного моря – полосе между Средиземным морем и горами шириной до нескольких десятков километров, климат которой благоприятен для полевого земледелия и садоводства. Жители Финикии на протяжении 1 тысячелетия до н. э. в Средиземноморье славились как искусные мореплаватели, энергичные купцы и колонизаторы.

На территории Финикии уже в первой половине 3 тысячелетия до н. э. существовал город-государство Бубла (Библ) — наиболее ранний центр цивилизации в Восточном Средиземноморье. Библ, расположенный поблизости от кедровых лесов Ливана, был центром торговли лесом с Египтом. Помимо древесины, отсюда в Египет с 3 тысячелетия до н. э. вывозились также вино и оливковое масло.

В городах процветали ремесла: по всему Средиземноморью славилось финикийское стекло, только здесь владели секретом окраски тканей в пурпурный цвет.

Большая роль купцов в жизни городских общин замедляла развитие в Финикии монархического строя. Финикийские города никогда не были объединены в единое централизованное государство.

Развитие морской торговли привело в Финикии к расцвету искусства мореплавания.

Наиболее важным из культурных достижений финикийцев является создание совершенно нового вида письменности, который впоследствии лег в основу практически всех древних и современных алфавитных письменностей: в Финикии во второй половине 2 тысячелетия до н. э. был создан сокращенный тип слогового письма.

К востоку и северу от Финикии была расположена Сирия. Местныежители занимались преимущественно кочевым скотоводством и посреднической торговлей.Только в некоторых долинах природные условия способствовали развитию земледелия. Поуровнем развития хозяйства Сирия уступала финикийским городам.

Сирия, как и Финикия, на протяжении почти всей истории былараздробленная на ряд небольших государств, которые постоянно враждовали между собой. Этомуспособствовали географическая раздробленность страны и отсутствие крупных рек. Крометого, издревле Сирию окружали мощные государства, которые всегда стремились кзахват ее богатых торговых городов и природных богатств.

На территории Сирии найдено сравнительно мало письменных источников,но и они почти ничего не рассказывают об общественном порядке страны. По мнениюученых, население сирийских городов состояло из купцов, воинов, свободныхкрестьян-общинников, ремесленников и зависимых рабочих.

Одним из крупнейших городов в середине II тыс. до н.э.был Угарит, в котором проживало 30-40 тыс.жителей. В городе был свой правитель, власть которого была ограничена городским советом.Городской совет решала внутренние дела города, а также поддерживала отношения сдругими государствами. Население делилось на три сословия: свободные общинники,царедворцы, которым за службу правитель выделял земельные наделы, и мелкие царскиеслужащие. Были в городе также рабы.

В конце XIII - начале XII вв. до н.э. наВосточное Средиземноморье напали народы моря. Вследствие их нашествия Угарит и многие другие города был превращен в руины.

В конце II тыс. до н.э. в Сирию переселилисьарамеи. С их приходом усилилось влияниегорода Дамаск, которое находилось на древних караванных путях. Жителигорода покупали у соседей-степняков белую шерстяную ткань и перепродавали вгород Тир. Дамасские кузнецы славились своим превосходным оружием из стали.

Возникновение государства и развитие экономики Палестины. Географические природные условия и возможности для хозяйственной деятельности. Система орошения для выращивания влаголюбивых культур. Образование многочисленных городов для торговли и ремесла.

Рубрика История и исторические личности
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 04.04.2011
Размер файла 9,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

История экономического развития Палестины

орошение город торговля ремесло

Возникновение государства, развитие экономики

В южной части Восточного Средиземноморья расположена Палестина. Это название она получила от племени филистимлян (от др.-евр. - пелиштим). В III тыс. до н.э. Палестину завоевали египетские фараоны. В XV-XIV вв. до н.э. в эти земли пришли племена хабири - древние евреи.

Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковыми. В северной части страны, в долине реки Иордан имелись хорошие условия для земледелия. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, позволявшие заниматься лишь скотоводством. В древнейшие времена здесь были одомашнены овцы, козы, крупный рогатый скот.

Завоевавшие Палестину евреи долго находились в условиях родового строя. Социальная ячейка (мишпаха) была основана на кровном родстве. Земля, имущество, рабы принадлежали всему роду, во главе которого стоял старейшина. В обществе действовало право первородства и левирата. Первородство обеспечивало старшему сыну привилегированное положение в семье и право на двойную долю наследства имущества. Согласно обычая левирата вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Эти обычаи ограничивали распыление имущества рода и способствовали концентрации его у отдельных людей.

Земля также принадлежала роду, общине. Каждая община имела своего начальника и жреца (левита). Община должна была выкупать своих членов, если они попадали в плен, сообща нести принудительные государственные повинности и работы. Земельные участки внутри общины распределялись по жребию. Даже царь не мог забрать у общины землю, а мог только ее купить. Однажды царь Ахаз забрал у одного общинника его землю, но этот поступок царя был признан незаконным. Цари могли увеличивать свои земли и раздавать своим приближенным, чиновникам и военачальникам только за счет земель захваченных в ходе войн.

Многие века Палестина входила в состав Египта. XI-X вв. до н.э. ослабление Египта позволило Палестине освободиться от его ига. Здесь были образованы самостоятельные государства. Первым из них было Израильское царство, основанное царем Саулом, который был провозглашен израильскими племенами на царство в XI в. до н.э. Второе царство - Иудейское образовал в начале X в. до н.э. в южной части Палестины сын Саула Давид. Он же объединил оба царства в единое Израильско-Иудейское царство. Столицей этого царства стал город Иерусалим.

Уже в III тыс. до н.э. племена в северной части страны перешли к оседлому земледелию. Здесь выращивали ячмень, пшеницу, просо, лен, овес. Кроме зернового хозяйства было развито садоводство. Страна славилась выращиванием винограда, смоковницы, маслин. Хорошо росли гранаты и на юге финиковые пальмы.

Около 3500 г. до н.э. в Палестине началось культивирование маслины. Путем многолетних селекции из дикой маслины выведены богатые маслом сорта, культивируемые и поныне. Оливковое масло использовалось в качестве пищевого продукта и для производства лекарств и косметических средств.

Во многих странах также было известно палестинское вино. Изображение виноградной лозы и гроздьев винограда было эмблемой Иудеи и чеканилось на древнееврейских монетах.

Иудея славилась с древнейших времен культивированием льна и изготовлением льняных тканей. Об этом свидетельствуют найденные в пещере Нахал Хемера льняные изделия, возраст которых 8500 лет.

Хорошо продуманная система орошения несмотря на жаркий климат позволяла выращивать влаголюбивые культуры, такие, как лен. В пустыне Негев найдены остатки такой системы I в. до н.э. Дождевую воду собирали в хранилищах и направляли на поля. Вокруг города Овдет на площади в 80 км 2 было построено 17 тыс. дамб.

Ремесла и торговля

Палестина не имела сколько-нибудь значительных полезных ископаемых и лесов. Сырьевая база для ремесел была ограниченной. В стране было много камня и глины. Поэтому большое развитие получило производство изделий из этих материалов. Палестинские камнетесы и гончары были известны на Ближнем Востоке.

В северной части Синайского полуострова на шахтах Негев во II тыс. до н.э. добывали медную руду. В X в. до н.э. при царе Соломоне эти шахты достигали 6 м в диаметре и соединялись галереями. Это самая первая на планете шахтно-галерейная система разработки медных руд.

С древнейших времен отдельные города специализировались на производстве узкопрофильной продукции. Например, ткацкими центрами были Иерусалим и Тель-Бейт-Мирсим. Ткани производили из шерсти и льна. За пределами страны ценились палестинские узорчатые ткани и одежда.

Палестина стала родиной стеклодувного дела. Первые на планете изделия из дутого стекла, относящиеся к 50-м гг. до н.э., сделаны в Иерусалиме.

Уже в VII в. до н.э. в Палестине разработали технологию изготовления писчего материала из шкур верблюда, который значительно позднее получил название пергамент.

Расположенная на пересечении важных торговых путей между Египтом, северными и восточными странами, Палестина уже в III тыс. до н.э. активно включилась в мировую торговлю. Из страны вывозили кожи, пшеницу, лен, оливковое масло, фрукты, вино, воск, шерсть, керамические изделия, пурпур, мирру, лекарства. Ввозили металл, металлические сосуды, дерево, слоновую кость.

Наибольшее экономическое развитие Израильско-Иудейское царство достигло в X в. до н.э. при царе Соломоне. В это время были проведены административные реформы, страна разделена для удобства управления на 12 округов, во главе которых были поставлены особые чиновники, ведавшие также сбором налогов и выполнением государственных повинностей. Укрепив мирные связи с соседями, Соломон развивал внешнюю торговлю. Он организовал торговые пути в Аравию, откуда стали поступать золото, слоновая кость, драгоценные камни. За рубеж вывозились зерно, масло.

Ремесла и торговля стали основой образования многочисленных городов. Первые города на планете появились в Палестине примерно 10 тыс. лет назад. Старейший из них - Иерихон. К VII тыс. до н.э. это был крупный по тем временам город-крепость с населением 2000 человек. Город был обнесен каменной стеной шириной 9 м. В центре крепости стояла башня из камня с винтовой лестницей внутри. С III тыс. существует город Лахиш. Древнейшими городами были Мегидо, Бет-Шан, Иерусалим.

После смерти Соломона его преемник не смог устранить накопившиеся многолетние противоречия между богатым земледельческим севером и бедным скотоводческим югом. Северный Израиль не был доволен большими налогами, которые перераспределялись в пользу бедного юга - Иудеи. Восставший Израиль отделился. В Палестине стало два самостоятельных государства. Израиль и Иудея снова стали вести борьбу друг с другом, приводившую к их ослаблению. Войны требовали денег, а это вело к усилению налогового гнета, обнищанию населения и социальным движениям в обоих государствах. Все это нашло отражение в первой социальной литературе - книгах пророков. Пророки, связанные с массой населения, в своих проповедях обличали богачей и власть за их богатство, алчность и призывали вернуться к прежней патриархальной жизни.

Подобные документы

Сельское хозяйство – основа экономической системы Китая: традиционное земледелие, расширение посевной площади. Города как средоточия культуры, ремесла и торговли. Возникновение торгово-ремесленных посадов (чжэнь), "внешних городов". Развитие торговли.

реферат [21,2 K], добавлен 25.12.2008

История формирования феодальных городов как центров ремесла и торговли во Франции. Причины борьбы городов за освобождение из-под власти сеньоров. Противостояние между епископом и горожанами в г. Лане. Образование коммуны, ход и итоги восстания населения.

реферат [23,4 K], добавлен 27.06.2013

История происхождения и расселения восточных славян. Природные условия и их роль в жизни славян. Общественный строй, развитие торговли и появление первых городов. Обычаи, нравы и верования древних славян. Создание единого государства – Киевская Русь.

контрольная работа [33,2 K], добавлен 11.01.2011

Ирригационное земледелие как основа экономики Египта Птолемеев. Развитие ремесла и торговли. Описание аппарата чиновничества. Анализ социального устройства и классовой структуры государства. Влияние жречества на политический и общественный строй общества.

курсовая работа [257,8 K], добавлен 04.11.2015

Исследование социально-экономического положения Аравии в XVIII - начале XIX вв. Цели и задачи ваххабитского движения. Особенности развития Египта, Сирии, Ливана и Палестины. Борьба алжирцев против французских колонизаторов. Образование Республики Либерии.

курсовая работа [47,3 K], добавлен 04.02.2011

История Палестины и этноконфессиональная ситуация до начала еврейской колонизации. Усиление сионистской активности. Лидеры арабского сопротивления. Образование государства Израиль. Роль исламского фактора в борьбе палестинских арабов за независимость.

дипломная работа [153,5 K], добавлен 08.01.2011

Процесс возникновения и развития древнерусского города в VIII-XV вв. как социокультурного феномена. Жизнь и быт древнерусского города. Последствия татаро-монгольского нашествия для развития русских городов. Восстановление хозяйства, ремесла и торговли.

Земледельческие орудия долго сохраняли свой примитивный характер. В садах, в виноградниках, на крутых склонах, там, где трудно или нельзя было пользоваться плугом, применяли первобытную мотыгу, образец которой был обнаружен при раскопках в Тель-Джемме. Обычным орудием для вспахивания земли был примитивный плуг, в который впрягали пару волов, реже ослов или мулов. Железный сошник начали применять лишь со времени Саула (XI век до н. э.). Форма этого примитивного плуга, судя по применению воронки для сеяния, прикреплённой к плугу, была заимствована из Месопотамии. Недостаточное орошение, отсутствие удобрений, слишком тонкий слой почвы, годной для обработки, примитивность орудий были причинами частых неурожаев, которые обычно влекли за собой дороговизну, голодовки, необходимость привозить из соседних стран дорого стоившее зерно. Урожай выше чем сам-30 был редким явлением. Обычным урожаем был урожай сам-10 или сам-15.

Недостаток собственного местного сырья мешал развитию ремесленного производства. Основными видами сырья были камень и глина. Руда встречается очень редко, дерева было мало. Поэтому некоторые виды сырья приходилось привозить из соседних стран. Ремесленное производство в Палестине с давних нор развивалось под сильным иноземным влиянием. На это указывают многочисленные найденные изделия, сделанные под египетским, эгейским, сиро-хеттским или ассирийским влиянием. Даже в X веке израильско-иудейские цари принуждены были выписывать искусных мастеров из соседних стран. Однако ремесленное производство занимало видное место в общей системе хозяйственной жизни страны. Появилась значительная специализация. Отдельные виды производства были сосредоточены в отдельных районах (например, прядение в Тель-Бейт-Мирсим) или даже в отдельных кварталах больших городов, например в Иерусалиме. Большие специализированные мастерские (деревообделочная, кирпичная, гончарная) находились в руках государственной власти.

О развитии каменотесного дела можно судить по каменной кладке нижних частей стен, сохранившихся в различных развалинах древних городов. Важное значение имела металлургия. Древнейшим известным металлом была медь; начиная с XII века до н. э. стало широко распространяться железо, очевидно, заимствованное у филистимлян. Железный серп и железный плуг были найдены в Тель-Бейт-Мирсим в архаическом слое, который относится к филистимской эпохе. В филистимских гробницах в Тель-эль-Фаре были найдены железные браслеты, кольца и кинжал. Различные железные изделия были обнаружены в Джераре, Бет-Шемеше, Гезере и в других древних поселениях. При раскопках в Тель-Джемме были найдены остатки плавильных печей для выплавки железа.

Кочевые древнееврейские племена в течение продолжительного времени жили в условиях родового строя. Основная социальная ячейка — род (мишпаха) — существовала самостоятельно, переселялась и воевала как нераздельная единица и была основана на кровном родстве. Согласно древнему обычаю кровной мести весь род был обязан мстить за убитого родича, и лишь позднее эта кровная месть стала обязанностью одного ближайшего родственника. Земля и рабы находились в общем владении у всего рода в целом. Общие дела рода обсуждались на совете всех членов рода, среди которых царило полное равенство. Во главе рода стоял старейшина, который избирался всеми членами рода. Роды имели свои особые религиозные праздники и родовые кладбища. В библии рассказывается о том, что Авраам купил у хеттов пещеру Махпелу для устройства родового кладбища.

Особенно содействовало укреплению этой патриархальной семьи право первородства, обеспечивавшее старшему сыну привилегированное положение в семье. Старший сын имел право на преимущественную, двойную, часть наследства. Вполне естественно, что существование этого обычая должно было укреплять патриархальную семью, содействуя накоплению имущества в одних руках. Так в недрах крупной патриархальной семьи усиливалось имущественное расслоение и социальное неравенство. Концентрации имущества в одних руках способствовал и другой обычай, восходящий к глубокой древности и прочно существовавший в быту в течение целого ряда веков. Это так называемый обычай левирата, согласно которому вдова должна была выйти замуж за брата своего умершего мужа.

Рабство возникало в древней Палестине в силу тех же самых причин и в таких же формах, как и в других древневосточных странах. Развитие производительных сил в земледельческом хозяйстве, развитие ремёсел приводило к необходимости увеличивать количество рабочих рук путём эксплуатации прибавочного труда. В том случае, когда была нужна рабочая сила, прибегали к покупке раба. Домашнее рабство возникало в недрах патриархальной семьи. Несостоятельных должников обычно превращали в фактических рабов. Войны увеличивали количество рабов в стране, являясь основным источником рабства.

Часто рабство являлось следствием долговой кабалы. Имущественное расслоение вызывало разорение некоторой части свободных общинников, терявших свои земельные наделы, попадавших в кабалу к богачам и постепенно превращавшихся в рабов. Некоторые отрывки из библейских книг, относящихся к персидской эпохе, ярко характеризуют рост рабовладения в древней Палестине:

Значок ' служит для обозначения древнееврейской буквы א (алеф).

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 389-396.

ПАЛЕСТИНА ДРЕВНЯЯ, историческая область в Передней Азии, расположенная на восточном побережье Средиземного моря между Египтом и Сирией. Она охватывала земли, составлявшие в конце 20 в. территорию Израиля, оккупированных Израилем Западного берега реки Иордан (Самарию и Иудею) и сектора Газа, Южного Ливана и Северо-Западной Иордании к востоку от Иордана. Древняя Палестина представляла собой Святую Землю библейской традиции, родину иудаизма.

Древняя Палестина включала пять географических зон. Четыре из них протянулись параллельно друг другу с севера на юг. По побережью Средиземного моря проходит узкая прибрежная равнина. К востоку от нее расположена гористая область, охватывающая Галилею, Самарию и Иудею. Еще восточнее находятся долина реки Иордан и Мертвое море – участок древней тектонической впадины. Далее на восток располагается Заиорданское нагорье. От холмистых районов Иудеи на юг, к заливу Акаба, простирается пустыня Негев.

Древнейшее из имеющихся в нашем распоряжении свидетельств о языковой и этнической принадлежности населения Палестины относится ко II тысячелетию до н.э. Тогда, как и позже, область была населена многочисленными племенами, говоривших на языках преимущественно семитской группы. Переселившиеся сюда евреи называли эту область Ханааном, а ее обитателей ханаанеями. У египтян основным наименованием этой земли было Рецену (Ретену), прилагали они к ней и названия Пуенет (Пунт) и Тонетер (Божья земля). По-гречески страна называлась Келесирия (Южная Сирия). Современное название Палестина, происходящее от греческого звучания Филистия (южное побережье Средиземного моря), было введено после восстания Бар-Кохбы (132–135 н.э.) римлянами, когда они уничтожили или выселили большую часть еврейского населения страны, прежде численно преобладавшего в этом регионе.

Каменный век.

Каменный век был временем медленного развития, когда была заложена основа всей экономической и социальной жизни последующих эпох. В период палеолита (ранее 20 000 до н.э.) население этой области проживало на сезонных стоянках и в пещерных укрытиях, добывая пропитание охотой и собирательством. В период мезолита (примерно 20 000–8000 до н.э.) появились более обширные и постоянные поселения. Эпоха неолита (ок. 8500–4500 до н.э.) была ознаменована появлением первых полностью окультуренных растений и одомашненных животных. Одно из древнейших известных поселений городского типа с кирпичными жилыми домами и каменной городской стеной находилось в Иерихоне, оно датируется примерно 6850 до н.э. Около 6000 до н.э. в Палестине появилась керамика. К неолитической эпохе относятся и первые опыты использования металла (меди). Период халколита, или медно-каменного века (примерно 4500–3300 до н.э.), характеризуется дальнейшим развитием хозяйства. В это время начали выращивать зерновые культуры, возможно, с применением примитивных методов орошения. Продукты земледелия – такие, как маслины и виноград, – из горных районов доставляли в долину Нижнего Иордана. Развивалось производство изделий из камня, глины, меди, а также плетение и ткачество.

Ранний бронзовый век.

Раннебронзовый период (примерно 3300–2000 до н.э.) был ознаменован развитием, расцветом и упадком первой истинно городской цивилизации Палестины. Раннебронзовый I период (около 3300–3200 до н.э.) представлял собой непродолжительный переходный этап, известный преимущественно по материалам удаленных друг от друга поселений и нескольких обширных могильников. По сравнению с эпохой халколита это было время упадка. Тем не менее уже тогда существовала торговля с Египтом позднего додинастического периода.

К началу раннебронзового II периода (примерно 3200–2600 до н.э.) число поселений значительно увеличилось, причем большинство из них разрослось до размеров городов, а наиболее крупные из них были обнесены массивными стенами. Жители Палестины вели торговлю с Египтом и основали колонии на юге Синая, возможно, с целью добычи меди и других полезных ископаемых. Еще до окончания этого периода торговля с Египтом пришла в упадок.

Раннебронзовый III период (примерно 2600–2400 до н.э.) был временем возрождения, а быть может и дальнейшего развития городской культуры, главным образом в центральных и южных областях региона. Были возведены гигантские городские стены, храмы и дворцы. Контакты с Египтом были незначительны, зато существовали связи с Месопотамией, а найденные образцы великолепной керамики с блестящей поверхностью из Хирбет-Керака свидетельствуют о влиянии и со стороны северной Сирии и Анатолии. Ближе к концу этого периода некоторые города были разрушены, а большинство других пришло в упадок. Примерно к 2400 до н.э. все поселения, относящиеся к раннебронзовым II и III периодам, были заброшены.

Раннебронзовый IV период (примерно 2400–2000 до н.э.) характеризуется появлением сотен новых поселений и стоянок, многие из которых располагаются на окраинах региона – в таких районах, как долина Иордана, Заиорданье, Негев и Синай. Большинство крупных теллей (жилых холмов), возникших в предшествующие периоды урбанизации, были покинуты обитателями или заселялись только в определенный сезон; некоторые были превращены в могильники кочевых скотоводческих племен.

Среднебронзовый век.

Заключительный этап – среднебронзовый III период (ок. 1650–1500 до н.э.) – совпадает с эпохой наивысшего расцвета второй урбанистической эпохи в Палестине, во многих отношениях бывшей пиком развития региона в доримский период. Так, Сихем, обнесенный массивными укреплениями с двумя городскими воротами, представлял собой тщательно спланированное городское поселение с жилыми кварталами, административным центром дворцового типа, общественной площадью и двумя храмами. Цитадель Гезера, к примеру, имела на своей территории крепость примерно 17 м в поперечнике. Почти все поселения имели сложнейшие фортификационные системы.

Наиболее значительным и сыгравшим важную роль культурным достижением жителей Палестины среднебронзовой эпохи явилось создание протосинайской письменности – древнейшей из известных нам алфавитных систем письма. Выполненные этим простым и эффективным письмом надписи обнаружены как на Синае, так и в Палестине. В последующие столетия алфавитное письмо распространилось из этого региона по всему свету. К числу технологических новшеств среднебронзового века относится появление керамики, изготовленной на гончарном круге быстрого вращения, и первое в истории широкое распространение изделий из настоящей бронзы, что сделало возможным появление новых типов орудий и предметов вооружения. Олово, необходимое для получения такой бронзы, доставляли из Верхней Месопотамии на расстояние ок. 800 км.

Позднебронзовый век.

В 13 в. до н.э. палестинские города-государства постепенно пришли в упадок. Хотя предметы роскоши, найденные в дворцах и гробницах, свидетельствуют об относительном богатстве и изысканных вкусах знати, большинство населения влачило жалкое существование.

Позднебронзовый век в Палестине был ознаменован активностью в религиозной сфере. Во многих местах найдены храмы и предметы культового назначения, а в Угарите на побережье Сирии близ Латакии обнаружены таблички, содержащие мифологические тексты и повествующие о военных и любовных подвигах ханаанских богов и богинь. К их числу относятся Балл Эль (Балу) – верховное божество, его супруга Ашера – главная богиня-мать; молодая пара богов – Баал (Ваал), бог бури, и его возлюбленная Анат; божество смерти Мот; бог хлебных злаков Дагон.

Железный век.

Другой новой для Палестины этнической группой в это же время стали евреи. Впервые упомянутые в надписи на стеле, повествующей о победах фараона Мернептаха (ок. 1210 до н.э.), они первоначально расселились в небольших поселениях в центральных гористых областях. Здесь обнаружены остатки 250 еврейских поселений, относящихся к 12–11 вв. до н.э. Почти все они были основаны на прежде незаселенных возвышенных местах, а не на развалинах разрушенных ханаанейских городов, как утверждается в библейской Книге Иисуса Навина. Судя по всему, евреи были кочевниками, которые прежде занимались земледелием, а позднее покинули поселения позднебронзовой эпохи (подобно упомянутым хапиру) и освоили более отдаленные нагорья.

К концу периода железного века I филистимляне и евреи оказались соперниками в борьбе за владычество над Палестиной. Эта борьба привела к созданию единого израильского царства, которым правили последовательно Саул (примерно 1020–1000 до н.э.), Давид (примерно 1000–960 до н.э.) и Соломон (около 960–920 до н.э.). Наивысшего расцвета оно достигло при царе Соломоне, который в своей столице Иерусалиме возвел знаменитый Храм. После его смерти царство распалось на два государства, но филистимляне к этому времени были вытеснены на прибрежную равнину. О достижениях израильтян той поры свидетельствуют такие археологические материалы, как укрепления, технология изготовления керамики и обработки железа, резные изделия из слоновой кости и печати, а также сохранившиеся литературные памятники, самым значительным из которых является, конечно, еврейское Священное Писание. См. также БИБЛИЯ.

Период железный век II (ок. 900–538 до н.э.) был эпохой борьбы между двумя еврейскими царствами – Израилем на севере и Иудеей на юге. Израиль раздирали династические конфликты, кроме того, он испытывал постоянную угрозу со стороны северных соседей – арамеев и финикийцев. Культ национального бога Яхве был потеснен почитанием божеств неизраильского происхождения – таких, как Ваал и Ашера. Еврейские пророки, подобные Илии или Осии, обвиняли властителей Израиля в обращении к религиозному синкретизму, подрывавшему культурное единство нации. В конечном счете северное царство оказалось завоеванным Ассирией. С падением в 722/721 до н.э. его столицы Самарии многие жители Израиля были угнаны в рабство. Яркое описание этих событий содержится в Библии (4 Цар 17) и в ассирийских летописях. О них свидетельствуют также слои со следами разрушений, обнаруженные практически в каждом археологическом памятнике в северных областях.

Персидский период.

На протяжении двух столетий Палестина являлась частью Персидской державы, простиравшейся от Египта до Индии. Между различными провинциями империи установились тесные торговые связи. Политика Персии по отношению к подвластным народам была достаточно мягкой. В 538 до н.э. Кир издал эдикт, разрешавший некоторым из еврейских изгнанников вернуться в Палестину и восстановить иерусалимский Храм. В 5 в. до н.э., при Эзре (Ездре) и Неемии, палестинские евреи пережили религиозное и социальное возрождение, однако столкнулись с противодействием других народов Палестины, особенно самарян (потомков жителей северного еврейского царства, Израиля). Персидское владычество в Палестине завершилось, когда Александр Великий в 332 до н.э. захватил ее в период войны с персами.

Эллинистическая эпоха.

Селевкиды пытались искоренить еврейские обычаи и внедрить поклонение греческим богам, что привело ок. 167 до н.э. к восстанию евреев, которое возглавили Маккавеи, в результате было создано управляемое их преемниками Хасмонеями государство (142–63 до н.э.). Хасмонейские правители, сочетавшие функций царя и верховного жреца (первосвященника), постепенно завоевали большую часть Палестины и обратили большинство населения в иудаизм. В иудаизме в это время разгорелся религиозный конфликт между различными течениями, особенно между саддукеями, фарисеями и ессеями. Одной из важнейших археологических находок, относящихся к этому периоду, является поселение на вершине скалы в Кумране, на западном берегу Мертвого моря. Оно было основано ок. 150 до н.э. членами неортодоксальной еврейской секты – возможно, ессеями.

Римская и византийская эпохи.

Палестина попала под власть Рима в 63 до н.э. В течение некоторого времени на иерусалимском престоле находились в качестве подданных Рима иудейские цари из династии Иродиадов. При Ироде Великом (ок. 37–4 до н.э.) Иерусалим украсили многочисленные монументальные сооружения; в частности, был обновлен Храм. Это был Иерусалим Иисуса и апостола Павла. Однако после 6 н.э. резиденцией римских правителей стала Кесария на средиземноморском побережье. Многие иудеи возмущались римскими порядками, и сформировалось тайное антиримское движение зилотов. В 66 н.э. вспыхнуло великое восстание иудеев против Рима. Имеются наглядные археологические свидетельства разрушения Иерусалима римлянами в 70 н.э. Разрушения прослеживаются также в Кумране, где именно в это время в пещерах была спрятана библиотека членов секты, именуемая свитками Мертвого моря.

Второе восстание под предводительством Бар-Кохбы (132–135 н.э.) было жестоко подавлено римлянами, основавшими на развалинах Иерусалима римский город Элия Капитолина и изгнавшими из него всех иудеев.

Завершающий период римской эпохи был ознаменован сохранением пережившей потрясения иудейской общины и постепенным усилением христианских групп, отделившихся от иудаизма в конце 1 в. н.э. В это время регион приобрел славу выдающегося центра религиозной учености. Около 200 н.э. Иудой га-Наси и другими богословами была составлена Мишна – авторитетный свод правил и установлений иудаизма. В Кесарии в первой половине 3 в. н.э. жил Ориген – величайший представитель греческой христианской учености того времени. В Вифлееме в конце 4 – начале 5 в. жил Иероним – крупнейший латинский христианский автор своей эпохи.

После того, как Константин в 313 н.э. узаконил христианство, повсеместно стали возникать христианские храмы и монастыри. В Палестину стекались паломники со всего Средиземноморья. Известно более 450 храмов, относящихся к периоду с 4 до начала 7 вв. н.э. Особенно хорошо сохранились византийские памятники – такие, как Авдат, Курнуб, Ниссана, Шивта и Реховот. Известны также десятки синагог, многие из которых украшены великолепными мозаиками. Но испытанием для Позднеримской, или Византийской, империи стало возвышение на востоке Сасанидской (Новоперсидской) державы. Сасанидский правитель Хосров II в 614 н.э. захватил Иерусалим, и византийская власть над ним была восстановлена лишь после длительной войны. Борьба привела к ослаблению восточных провинций Византийской империи. Когда на юге у нее появился новый энергичный соперник – раннеисламское арабское государство, у нее уже не было сил противостоять ему. В 638 н.э. арабы-мусульмане завоевали Иерусалим, что означало конец древней истории Палестины. См. также ИЕРУСАЛИМ.


Тема “Древняя Палестина”, которую изучают в 5 классе, тесно связана с библейскими историями и легендами, так как палестинцы действительно считали себя богоизбранным народом. Семитские племена населяли ее территорию приблизительно в третьем тысячелетии до нашей эры. Тогда в этом государстве проживали двенадцать отдельных родов, у каждого из которых был свой глава – судья.


Место государства в Древнем мире

Природно-климатические условия Древней Палестины были очень благоприятными: она располагалась на восточном побережье Средиземного моря, что давало доступ к его ресурсам, долина реки Иордан обеспечивала жителей лесами, а Заиорданье славилось богатыми пастбищами, что позволяло развивать скотоводство. Условия для земледелия тоже были очень благоприятными. Так что местные жители, в основном, возделывали землю с помощью медных орудий труда и пасли скот.

Однако жизнь их недолго была мирной: соседи-филистимляне постоянно пытались захватить плодородную и богатую страну, так что в конце концов она оказалась перед угрозой потерять политическую независимость, в результате чего произошла смена государственного устройства.

Древняя Палестина на карте

Рис. 1. Древняя Палестина на карте.

Государственный строй Древней Палестины и ее выдающиеся цари

История этого государства тесно связана с именем первого царя, избранного советом судей, Саула. Этот юноша подчинил себе все израильские племена и начал полноценную войну с филистимлянами. Он выиграл множество битв, однако в итоге и его, и его сыновей все же убили. После него царем стал вифлеемский пастух Давид, который разгромил и покорил филистимлян, что обеспечило государству не только независимость, но и рабочую силу в виде рабов.

Во время его правления развивались торговые связи с Финикией, строились города.

которые читают вместе с этой





Давид сделал Иерусалим столицей древнего палестинского государства, поместив на горе Сион реликвию, ковчег завета.

Не менее известным правителем был и его сын, царь Соломон. Именно в период его правления Древняя Палестина стала самым мирным и благополучным государством, в основном, благодаря контролю торговых путей через Средиземное и Красное моря. Во времена Соломона израильтянам становятся доступны драгоценные камни, колесницы и предметы роскоши. Также он сделал официальной религией единобожие – поклонение Яхве. Этому божеству был посвящен центральный храм в богатейшем Иерусалиме.

Иерусалим - столица Древней Палестины

Рис. 2. Иерусалим – столица Древней Палестины.

Разделение государства было необычным – Соломон создал 12 провинций, чтобы каждая из них только месяц в году содержала царский двор и несла расходы на государство.

Налоги и повинности были стабильными, а армия содержалась в порядке. Ее основой были колесницы.

После смерти царя Соломона Палестина распалась на два государства.

Культура Древней Палестины

Жители этого государства использовали финикийскую письменность, а мифологию заимствовали у вавилонян. Никаких литературных источников до нашего времени не сохранилось, единственная книга, в которой нашли отражение исторические события того времени и мифы народов, населявших эту землю, – это написанная значительно позднее Библия.

Библия - культурное наследие Древней Палестины

Рис. 3. Библия – культурное наследие Древней Палестины.

Что мы узнали?

Из темы “Древняя Палестина” (5 класс) мы узнали, что место, где находится Древняя Палестина, было очень благоприятным для жизни, что позволило создать благополучное государство. Изначально им управляли 12 судей от каждого отдельного племени, но война с филистимлянами вынудила их объединиться под властью одного царя. Сначала цари выбирались, но последний из них наследовал трон от своего отца. Палестина была богатой страной, которая контролировала морские пути и имела тесные связи с Финикией. Столицей государства был богатый Иерусалим, а его жители пользовались финикийской письменностью.

Читайте также: