Социализация это в педагогике кратко

Обновлено: 30.06.2024

Социализация это в педагогике процесс социального включения индивидуума на разных возрастных этапах с учетом особенностей окружения, среды функционирования, возрастных особенностей и воспитания.

С позиции педагогической мысли социализация включает в себя такие компоненты:

  • формирование и становление мировоззрения и сознания с помощью обучения социальным идеалам и ценностям, а также языку;
  • обучение культуре, свойственной тому обществу и социальной группе, к которым индивидуум себя относит;
  • овладение социальными навыками и ролями самореализации, общения;
  • аккумулирование социального опыта.

Значение социализации

Социализация в педагогике может иметь три значения, и рассмотрена в качестве процесса, явления и итога формирования личности.

Рассматриваемая как процесс, социализация характеризуется социальным формированием и развития человеческой личности, что обусловлено характером человеческих отношений и социокультурной среды, приспособлением к той или иной среде и самореализацией, что определяется особенностями конкретного человека. Такая социализация формирует людей как элементов общества, внутри которого он находится.

Рассматриваемую как явление социализацию педагоги понимают как доказательство того, что всё нужное для естественного становления социальной сущности индивидуума общество существует.

Социализация в качестве итога - это педагогическая, социальная характеристика индивидуума, если рассматривать его как часть общества, учитывая его возраст.

Формирование человеческой личности подразумевает увеличение социальных интересов с последующим углублением, которые выступает в качестве реальной мотивации к деятельности, определяющих основную задачу деятельности идеалов, отражающих человеческие потребности стремлений, а также ценностей. Они выражают самые важные социальные явления, отвечающие общественным требованиям, а также социальные роли, выполняемые индивидуумом в рамках реализации той или иной функции социального типа. То есть накапливает усвоенные умения, знания и навыки с дальнейшим воспроизводством и передачей.

Социальный опыт это в педагогике то, что помогает человеку измениться в социальном плане, способствует формированию и развитию его личности, обучению социальным нормам, а также передаче уже имеющего место быть опыта следующему поколению.

Как отмечалось выше, под социализацией подразумевается процесс взаимодействия социума и человека. Агентами социализации называют тех людей, социальные группы и институты, которые вступают во взаимодействие с индивидуумом в процессе социализации.

Агенты социализации

В педагогике агенты социализации подразделяют на разновидности первичного и вторичного типа.

Агенты социализации первичного типа называют всё то, что вступает с человеком в непосредственное взаимодействие, оказывая влияние на его социализацию. Здесь могут подразумеваться родители, друзья, школа и так далее. То есть все те, с кем человеку приходится взаимодействовать на ранних жизненных этапах.

Под агентами вторичной социализации подразумеваются разные учреждения, церковь, армия, государство, СМИ и прочие опосредованно влияющие на социализацию агенты. Их действие припадает на более поздний этап становления индивидуума, а именно на зрелость и старость.

Разновидности социализации

Выделяют следующие разновидности социализации в педагогике:

  • полоролевая социализация, заключающаяся в освоении индивидуумом социальных ролей, обуславливающих его принадлежность к какому-либо полу и их проявление на том или ином возрастном этапе. В детском возрасте - это самоидентификация себя мальчиком или девочкой, в зрелом возрасте отцом или матерью и так далее;
  • семейно-бытовая социализация, которая сводится к усвоению ролей, которые выполняются в семье по имеющим место быть социальным положениям;
  • профессиональная, трудовая социализация, рассматриваемая в качестве выполнения социальных ролей, не выходя за рамки проф. деятельности;
  • субкультурно-групповая социализация, подразумевающая выполнение ролей в социуме с учетом культуры окружения, обучения, среды жизнедеятельности и так далее.

Предрасположенности

Обычно в педагогике выделяют индивидуальные предрасположенности индивидуума к достижению совершенства и социальному развитию, обладающие врожденной, либо приобретенной основой.

При социализации данные предрасположенности могут усиливаться, ослабевать, реализовываться и угнетаться. В зависимости от социальной значимости, предрасположенности делят на такие виды:

  • позитивные предрасположенности, являющиеся основой социальных способностей для осмысленного и целенаправленного развития индивидуума при социализации в тот момент, когда он обладает возможностью достижения наилучшего результата самореализации и саморазвития. Особенно важен учет положительных предрасположенностей в процессе работы с детьми, у которых особые потребности.
  • негативные предрасположенности, являющиеся особенностями личности человека, ограничивающими его в возможностях развития, либо воздействующие негативным образом на его развитие.

Изучив социализацию людей, педагоги выделили два направления, определяющие нюансы социального обучения, воспитания и развития индивидуума:

  • Социогенетическое направление, рассматривающее индивидуума в качестве динамичного материала, поддающегося воздействию воспитателя и способного принимать необходимую форму. У такого подхода есть изъяны, так как влияние воспитателя ограничено возможностями и навыками ребенка к тем или иным изменениям.
  • Биогенетическое направление, где фигурирует идея обусловленности развития индивидуума наследственностью. При этом направление не обладает достаточными доказательствами, поскольку наследственностью определяется только возможное, но при этом не достаточное для социализации личности.

Как итог необходимо учитывать возможности, особенности, предрасположенности к изменениям личности в процессе социализации, так как тут отражается взаимосвязь социогенетического и биогенетического направлений относительно понимания того, что такое социализация в педагогике.

Социализация в педагогике – это процесс вхождения человека в социум на различных возрастных этапах с учетом особенностей возраста и воспитания, окружения, среды функционирования.

Определение социализации в педагогике разных авторов:

Социализация в рамках педагогической теории включает в себя такие элементы:

  • формирование сознания и мировоззрения при помощи овладения языком, привития социальных ценностей и идеалов;
  • передача культуры и культурного наследия, присущих группе социума, к которой относит себя человек;
  • присвоение социальной роли, приобретение навыка коммуникаций, самореализации;
  • аккумулирование социального опыта.

Социализация как процесс, явление и результат

Педагогическая теория рассматривает социализацию в трех аспектах: как процесс, как явление и как итог формирования личности.

Социализация как процесс ставит целью формирование и развитие личности, определяемые взаимодействием человека и социокультурной среды, способами приспособления к условиям этой среды, а также самореализацией, которая имеет зависимость от особенностей индивидуума. Таким образом, социализация как процесс обусловливает формирование личности как элемента общества, в котором она существует.

Социализация как явление служит обозначением факта наличия общества, представляющего из себя среду развития социальной сущности человека.

Социализация как результат есть общая социально-педагогическая характеристика человека в разные возрастные периоды как члена общества.

Процесс формирование личности заключен в возрастании и углублении социальных интересов, побуждающих к деятельности; в приобретении идеалов и ценностей, служащих основой функционирования; в осознании стремлений, которые являются отражением потребностей индивидуума; в появлении ценностных ориентиров, в том числе, выражающих значимые социальные явления; в выполнении человеком социальных ролей, возникающих при реализации той или иной социальной функции; наконец, в приобретении опыта социального поведения – накопления умений и навыков, их воспроизводство и дальнейшая передача.

Социальный опыт призван помочь человеку в его социальном изменении, становлении его как личности, получении знаний социальных норм и передаче имеющегося опыта следующему поколению.

Ранее мы уже говорили о том, что социализация есть процесс взаимодействия индивидуума и социума.

Люди, социальные группы, социальные институты, взаимодействующие с человеком в ходе социализации, называются агентами социализации.

Агенты социализации

Педагогическая теория подразделяет агентов социализации на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.

Агенты первичной социализации: это все социальные структуры, которые непосредственно взаимодействуют с личностью, оказывая на него прямое влияние – родители, родственники, друзья, детский сад, школа и пр. Здесь в основном речь идет о ранних этапах жизни человека.

Агенты вторичной социализации: социальные структуры, оказывающие влияние на человека опосредованно – армия, религиозные общины, СМИ, государство. Агенты вторичной социализации воздействуют на личность в более поздние этапы развития: зрелость и старость.

Виды социализации в педагогике

Педагогическая теория выделяет следующие виды социализации;

  1. полоролевая социализация подразумевает освоение человеком социальных ролей, исходя из его половой принадлежности. Проявление этого вида, конечно, различны в разные возрастные периоды: в детстве человек самоидентифицирует себя как мальчика или девочку; в юности – как жениха или невесту; в зрелом – муж или жена, мать или отец и т.д.
  2. семейно-бытовая социализация предполагает овладение социальными ролями в рамках семьи согласно существующему социальному положению;
  3. профессионально-трудовая социализация заключается в освоении социальных ролей в рамках профессиональной деятельности;
  4. субкультурно-групповая социализация включает в себя выполнение социальных ролей согласно культуре окружения человека, пространства, в котором он живет, обучается, развивается и трудится.

Предрасположенности в процессе социализации

Педагогика также рассматривает индивидуальные предрасположенности личности к социальному развитию, которые могут быть врожденными или приобретенными.

Социализация позволяет реализовать и усилить или, напротив, ослабить эти предрасположенности. Согласно социальной важности, индивидуальные предрасположенности подразделяют на:

  • позитивные – способствуют целенаправленному и осознанному развитию человека в самые благоприятные моменты. Особенно важно учитывать позитивные предрасположенности в работе с детьми с особенными потребностями;
  • негативные – отличительные черты личности человека, которые ограничивают возможности его развития, негативно влияют на возможность реализации.

Педагогическая теория выделяет два направления, определяющих особенности социального развития человека:

  1. биогенетическое направление: гласит о том, что развитие обусловлено наследственностью. Однако, существенных оснований это направление не имеет: было бы правильнее сказать, что наследственность задает возможный путь развития человека, недостаточный и необязательный для выполнения;
  2. социогенетическое: предполагает, что человек – пластичный материал, способный под влиянием воспитания принять нужную форму. Данное направление также не отличается совершенством: влияние воспитателя ограничено способностями и возможностями ребенка к изменениям.

Резюмируя, скажем о том, что социализация – многогранный процесс, который должен учитывать разнообразные факторы: особенности и возможности человека, его предрасположенности. Биогенетическое и социогенетическое направления должны дополнять друг друга, и в этом единстве кроется понимание социализации в педагогике.

Социализация в педагогике рассматривается как процесс социального включения человека на различных возрастных этапах с учетом особенностей возраста, окружения, среды функционирования, особенностей возраста и воспитания.

Социализация, с точки зрения педагогической мысли, состоит из следующих элементов:

  • формирование и становление сознания и мировоззрения посредством обучения языку, социальным ценностям и идеалам
  • обучение культуре, которая присуща той социальной группе, тому обществу, к которым относит себя человек
  • овладение социальными ролями и навыками общения, самореализации
  • аккумулирование социального опыта

Социализация как процесс, явление и результат

В рамках педагогики социализация понимается в трех значениях: как процесс, явление и как итог формирования личности.

Рассматривая социализацию как процесс, ей придают значение социального формирования и развития личности человека, обусловленное характером отношений человека и социокультурной среды, приспособления к условиям этой среды и самореализации, зависящих от особенностей человека.

Социализация как процесс формирует человека как элемент общества, в котором он существует.

Рассматривая социализацию как явление, педагоги понимают ее как свидетельство существования общества, необходимого для естественного развития социальной сущности человека.

Социализация как результат означает социально-педагогическую характеристику человека в качестве элемента общества в соответствии с возрастным периодом.

Формирование личности человека предполагает увеличение и углубление социальных интересов, являющихся реальным мотивом к деятельности, идеалов, определяющих основную цель деятельности, стремлений, отражающих потребности человека, ценностей, которые выражают наиболее существенные и влиятельные социальные явления, отвечающие требованиям общества, социальные роли, которые выполняет человек в рамках выполнений какой-либо социальной функции, приобретает опыт социального поведения, т.е накапливает усвоенные знания, умения, навыки с последующим воспроизводством и передачей.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальный опыт оказывает помощь в социальном изменении человека, формировании и развитии личности человека, обучении социальным нормам, а также передаче уже накопленного опыта последующему поколению.

Как было отмечено ранее, социализация является процессом взаимодействия человека и социума. Люди,социальные группы, социальные институты, которые взаимодействуют с человеком в ходе социализации называются агентами социализации.

Агенты социализации

В педагогике принято выделять агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.

Под агентами первичной социализации принято понимать все то, что непосредственно взаимодействует с человеком, влияя на его социализацию. Это родители, родственники, школа, друзья и т.д., т.е все те, с кем приходится сталкиваться человеку на ранних этапах своей жизни, в детстве.

Агенты вторичной социализации – те, кто влияет на процесс социализации человека опосредованно. Это различные учреждения, армия, церковь, СМИ, государство и т.д. Агенты вторичной социализации действуют в более поздний этап развитии человека, их влияние попадает на период зрелости и старости.

Виды социализации в педагогике

В педагогике принято выделять следующие виды социализации:

  • полоролевая, заключается, исходя из названия, в освоении социальных ролей человеком, обусловленных его принадлежность к тому или иному полу и их проявление в тот или иной возрастной этап. В детстве это самоидентификация себя как мальчика или девочку, в юности невеста или жених, в зрелом возрасте муж или жена, в старости отец или мать и т.д.);
  • семейно-бытовая социализация заключается в усвоений социальных ролей, выполняемых в семье в соответствии с существующим социальным положением;
  • профессионально-трудовая социализация рассматривается как выполнение социальных ролей в рамках профессиональной деятельности;
  • субкультурно-групповая заключается в выполнении социальных ролей в зависимости от культуры его окружения, среды жизнедеятельности, обучения и т.д.

Предрасположенности в процессе социализации

В педагогике принято выделять индивидуальные предрасположенности человека к социальному развитию и достижению совершенства, имеющих врожденную или приобретенную основу.

В процессе социализации эти предрасположенности могут быть реализованы или угнетены, усилиться или ослабеть. В зависимости от социальной важности, предрасположенности делят на позитивные и негативные:

  • позитивные предрасположенности – основа социальных способностей для целенаправленного и осмысленного развития человека в процессе социализации в момент, когда он имеет возможность достичь наилучшего результата саморазвития и самореализации. Наибольшее значение имеет учет позитивных предрасположенностей в работе с детьми, имеющими особенные потребности.
  • негативные предрасположенности – особенности человека и его личности, ограничивающие его в возможностях развития или негативно влияющие на его развитие.

Анализируя социализацию человека, педагогами было выделено два направления, которые определяют особенности социального развития, обучения и воспитания человека:

  • Биогенетическое направление поддерживает идею обусловленности развития человека наследственностью. Между тем, данное направление не имеет достаточных оснований, наследственность определяет только возможное, но еще не достаточное для социального развития личности.
  • Социогенетическое направление рассматривает человека как динамичный материал, поддающийся влиянию воспитателя и способный принять необходимую форму. Данный подход также не идеален, поскольку влияние воспитателя ограничивается способностями и возможностями ребенка к каким-либо изменениям.

Таким образом, при социализации человека следует учитывать его особенности и возможности, предрасположенности к изменениям, в этом отражается единство биогенетического и социогенетического направлений к пониманию социализации в педагогике.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации.

Факторы социализации.

Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Виды и этапы социализации.

Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.

Остальные виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Основными институтами социализации являются:

    ;
  • сверстники; ; ; ;
  • средства массовой информации.

В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.

Процесс С. условно можно представить как совокупность четырёх составляющих: стихийной С. человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты к-рой определяются социально-экон. и социокультурными условиями; относительно направляемой С., когда гос-во предпринимает определённые экон., законодат., органи-зац. меры для решения своих задач, к-рые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных и/или социально-проф. групп населения (определяя обязат. минимум образования, возраст.н. сроки службы в армии, возраст выхода на пенсию и т. д.); относительно социально контролируемой С. - планомерного создания обществом и гос-вом организац., материальных и духовных условий для развития (воспитания). человека; самоизменение человека (более или менее сознательного), имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор, в соответствии с индивид, ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям его жизни.

В глубокой древности человек включался в жизнь социума стихийным, естественным образом, органично усваивая то, что требовало от него социальная практика (это характерно и для совр. примитивных обществ), т. е. С. и воспитание были синкретичны (слитны, нерас-членённы).

В раннеклассовых обществах выделился особый период в жизни человека (детство). и спец. деятельность отд. представителей социума по подготовке подрастающего человека к жизни, т.е. в С. появился относительно автономный процесс воспитания.

На определ. этапах социально-экон. развития того или иного социума (по мере нарастания сложности его структуры и жизнедеятельности). воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и общественное; в процессе воспитания выделяются сначала обучение как систематич. передача знаний и умений, а затем образование как система обучения и просвещения; воспитание распространяется от элитных страт к низшим и охватывает всё большее количество возрастных групп (от детей до взрослых); воспитание становится особой функцией общества и гос-ва, превращается в социальный институт.

От стихийной и направляемой С. воспитание принципиально отличается тем, что в его основе лежит социальное действие, к-рое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнёров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с к-рыми человек вступает во взаимодействие.

С. - процесс непрерывный, т. к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание - процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определённых организациях, т.е. ограничено местом и временем.

Вопрос о том, каким образом человек становится членом общества, г. древнейших времён был в центре внимания мыслителей и философов, изучался в рамках традиц. проблем человекознания (воспитание, формирование и развитие личности, преемственность поколений и т. п.). В 20 в. С. постепенно превращается в самостоят. область исследования в разл. науках (до 60-х гг. 20 в. развитие человека изучалось лишь в детстве, отрочестве, юности и только в 60—90-е гг. оно стало включать взрослость и старость).

Социология рассматривает процессы С. в макросистеме общества - их соотношение с его социальной структурой, системой обществ, отношений, политич. устройством, обществ, и гос. ин-ты С.

Социальная психология выявляет социализирующие функции непосредств. окружения человека: особенности разл. общностей и их субкультур; межличностные отношения сверстников одного и разного полов, представителей разных поколений и этнич. групп;внутригруппо-вые и межгрупповые взаимодействия.

Психология развития даёт большой материал для изучения С., исследуя когнитивные процессы, восприятие, эмоц. реакции, коммуникативные качества, защитные механизмы, нсихосексуальное развитие и т. д. на раз л. этапах жизненного цикла человека.

Этнография занимается монографич. и сравнит, изучением процессов взросления и С. в разл. обществах и культурах, выявляя этнич. вариации развития индивидуальных качеств человека, их зависимость от социокультурных факторов, истории общества, эволюции институтов, стиля и средств С.

Педагогику занимает С. человека на всех возрастных этапах в двух аспектах. Во-первых, она исследует сущность относительно социально-контролируемой её части - воспитания, его тенденции и перспективы, определяет его принципы, содержание, формы и методы. Во-вторых, спец. раздел педагогики - социология воспитания - изучает общество как социализирующую среду, выявляет его воспитат. возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на человека и нивелирования, коррекции, компенсации негативных. Кроме того, для педагогики необходимы данные др. наук о С., что позволяет ей искать пути интеграции воспитат. сил общества, актуализировать возможности субъектов воспитания, использовать и модифицировать психол. и социально-психол. механизмы функционирования человека в обществе.

Содержание процесса С. определяется заинтересованностью об-ва в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (поло-ролевая С.), стали субъектами экон. жизни (проф. С.), создали семью (семейная С.), были законопослушными гражданами (политич. С.). и т. д. Согласно Парсонсу, содержание процесса С. -

Субъектом С. человек становится объективно, ибо на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи (естеств.-культурные, социально-культурные, социально-психол.; см. Возрастной подход в воспитании), для решения к-рых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свою субъективность.

Решение задач всех трёх групп необходимо для развития личности. Задачи, не решённые на к.-л. возрастном этапе, могут стать в дальнейшем причиной задержки развития личности, либо её неполноценности, а также проявиться через значит. период времени в поступках человека, к-рые другими воспринимаются как немотивированные.

Цели, к-рые ставит перед собой человек, могут быть, в зависимости от степени их осознанности, более или менее адекватны условиям, возможностям, личностным ресурсам. Человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения тех или иных целей. Обнаружив расхождение между своими запросами и возможностями их удовлетворения, он может изменить цели, искать наилучшие пути их достижения, т.е. активно проявлять свою субъектность в процессе С.

Человек не только объект.н. субъект С., но, в той или иной мере, её жертва. Успешная С. предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время - способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, к-рые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации. Человек, полностью идентифицирующий себя с обществом (конформист), может рассматриваться как жертва С. Человек, не адаптированный к обществу - девиант того или иного вида - тоже жертва С. Из этого следует, что процесс и результат С. содержат в себе внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой идентификации человека с обществом и степенью его обособления в обществе. Величина, острота и проявленность этого конфликта, сбалансированность идентификации и обособления в каждом конкретном случае связаны как с типом общества, так и со стилями воспитания, характерными для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев, семей и воспитат. орг-ций. Кроме того, С. конкретного человека в любом обществе протекает в условиях, связанных с многочисл. опасностями, оказывающих негативное влияние на его развитие, что объективно приводит к появлению целых групп людей, к-рые становятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий С. (эти проблемы изучает социально-пед. виктимология).

С. человека происходит во взаимодействии с разл. людьми, группами, средами. Амер. педагог У. Бронфенбреннер (U. Bronfenbrenner). считает, что С. ребёнка осуществляется в результате его взаимодействия в экол. среде, к-рую он понимал как систему концентрич. структур микро-, мезо-, экзо- и макросистем. Микросистема - это структура деятель-ностей, ролей и межличностных отношений в конкретном окружении личности; мезосистема - взаимоотношения двух, или более сред, в к-рых личность участвует (напр., семья, школа, группа сверстников, соседи и т. п.), экзосистема - одна или неск. сред, где личность не является активным участником, но испытывает их определ. влияние (напр., место работы родителей); макросистема - объединяет содержание микро-, мезо- и экзосистем, к-рые существуют на уровне культуры как целого. И. С. Кон, говоря о С. в ранней юности, называет ведущими институтами С. родит, семью, школу, общество сверстников и средства массовой коммуникации. Всю совокупность условий, в к-рых протекает С. человека на протяжении его жизни, можно объединить в четыре группы факторов: мегафакторы - космос, планета, мир; макрофакторы - страна, этнос, общество, гос-во; мезофакторы - условия С. больших групп, выделяемых по месту или типу поселения (регион, село, город), по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и т. п.), по принадлежности к той или иной субкультуре; микрофакторы (семья, сверстники, микросоциум, воспитательные, а также разл. обществ., гос, частные и религ. орг-ции). Микрофакторы влияют на человека через т.н. агентов С, т с лиц из ближайшего социального окружения (родители, родственники, соседи, учителя, друзья, затем супруги, коллеги по работе, наконец, собств. дети, члены их семей и т.д. ).

С осуществляется с помощью средств, специфических для того или иного общества, социального слоя, возраста способы ухода за младенцем, методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитат. производств, гос, обществ, религ. и др. орг-циях, последоват приобщение человека к разл отношениям в общении, игре, познании, предметно-практич. и духовно-практич. деятельности и т.п.

Бронфенбреннер механизмом С. считал прогрессивную аккомодацию (приспособляемость). между активным растущим человеч существом и изменяющимися условиями, в к-рых оно живет В С Мухина рассматривает в качестве механизмов С идентификацию и обособление личности, а А В Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности С точки зрения педагогики можно выделить неск. универсальных механизмов С, к-рые необходимо учиты вать и частично использовать в процессе воспитания человека на разл возрастных этапах.

Традиц. механизм представляет собой неосознанное и некритич восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей и т.д. , к-рые не всегда соответствуют общественно одобряемым. Институциональный механизм С функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и гос-ва (воспитательными, а также реализующими социализирующие функции параллельно с осн. деятельностью), к-рое способствует накоплению человеком знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта его имитации.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, к-рая влияет на человека в той мере, в какой группы сверстников, коллеги по профессии и др, являющиеся ее носителями, референтны для него. Межличностный механизм С реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т.д. ). Действие всех механизмов С в большей или меньшей мере опосредуется рефлексией - те внутр. диалогом, в к-ром человек рассматривает.н. принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье, значимым лицам Т с человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в к-рой он живет, своего места в ней и самого себя.

С человека происходит с помощью всех механизмов, однако в разл половозрастных, социокультурных и проф. группах соотношение влияния механизмов С различно В условиях села, а также в малообразованных гор семьях большую роль часто играет традиц. механизм, в крупных городах - институциональный и стилизов механизмы В сфере досуга ведущим является стилизов механизм, а стандарт.н. стиль жизни в большей мере формируются с помощью традиционного. Для людей интровертивного типа (обращенных внутрь себя, отличающихся повышенной тревожностью, самокритичностью). большое значение имеет рефлексивный механизм.

Выделены характеристики личности, обеспечивающие успешную С способность к изменению своих ценностных ориентации, умение находить баланс между своими ценностями и требовани ями роли при избират отношении к социальным ролям, ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеч ценностей

Т о, С человека осуществляется в процессе его взаимодействия с много-числ факторами, группами, орг-циями, агентами с помощью разл механизмов, к-рые не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу Все это обусловливает определенную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности Задача педагогики - учитывая тенденции С на каждом этапе развития общества, использовать ее позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания

Лит Гиддингс Ф, Основания социологии, M, 1898, Дюркгейм Э, Метод социологии, К - Харьков, 1899, M и д M, Культура и мир детства, M 1980, Этнография детства, под ред. И В кон. а, в 1—4, M, 1983-, К о и И С, В поисках себя, M, 1984, его же, Психология ранней юности, M 1989 МухинаВ С Проблемы генезиса личности, M, 1985 Психология развивающейся личности под ред. А В Петровского, M, 1987, Андреева Г М, Социальная психология, M, 1994, МудрикА В, Введение в социальную педагогику, Пенза, 1994, M с a d J H Mind, seif and society, Chi, 1934, ParsonsI. BalesR F, Family socialization and mteraction process L, 1956, Inkeles A Society, social structure and childhood socialization Socialization and society Ed by I A Clausen, Boston, 1968, B r o n-fenbrenner U, The Ecologe, 1979, WentworrthW M, Context and under-standmg an mquiky mto socialization theory, № Y-Oxf 1980 А В Мудрик.

Читайте также: