Экономические реформы в польше кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лешека Бальцеровича называют отцом польских экономических реформ. Не будучи первым лицом государства, не являясь гениальным лидером-одиночкой, да и к тому же открыто сопротивлявшийся на первых порах своему превращению в политика, он умудрился олицетворить собой эпоху перехода страны от социалистической к капиталистической модели и, надо сказать, сделал это весьма успешно.

В 1981 году в Польше после массовых антиправительственных выступлений было введено военное положение. Бальцерович реагирует на это весьма категорично: срочно прерывает командировку в США, возвращается в Польшу и пишет заявление о выходе из ПОРП. Правда, при этом он остается работать в Институте марксизма-ленинизма и не идет на дальнейшую конфронтацию с партией.

В июне 1989 года формируется новое правительство, которое возглавил оппозиционер Тадеуш Мазовецкий. Чуть позже парламент вводит в стране должность президента — им становится генерал Войцех Ярузельский.

Бальцерович в это время собирается в очередную зарубежную командировку. И вдруг ему звонят из правительства и сообщают, что с ним хочет встретиться Мазовецкий. Председатель правительства предлагает Бальцеровичу стать министром финансов и заняться реформой экономики.

В декабре 1989 года польский сейм принял консолидированный пакет безотлагательных законодательных мер, инициированных Бальцеровичем:

1. Закон о финансовой экономии в государственных компаниях.

До принятия этого закона все предприятия независимо от их финансовых показателей оставались на балансе бюджета и дотировались. Механизмы банкротства неэффективных компаний отсутствовали. Закон устанавливал все эти процедуры, что позволило Польше высвободить значительные бюджетные ресурсы. И если в 1989 году на субсидии предприятиям выделялось порядка 27% государственного бюджета, то уже в следующем году эта цифра сократилась до 17%.

2. Закон о банковской деятельности.

Согласно этому закону у Национального центрального банка отбиралось право эмиссии денег, в том числе и с целью сокращения дефицита бюджета. Главной целью этого закона было обуздание инфляции — из-за неограниченной эмиссии денег уровень инфляции в стране в 1989 году достиг 600%. Этот закон тоже подтвердил свою эффективность: в 1990 году уровень инфляции упал до 50% и с небольшими коррекциями снижался и в последующие годы.

3. Закон о кредитах.

Этот законодательный акт отменял льготное кредитование государственных компаний, а процентная ставка по любым кредитам не могла быть ниже текущего уровня инфляции. В результате внутренний долг польских корпораций снизился с 27% от ВВП в 1989 году до 21% в 1990-м.

4. Закон о налогообложении чрезмерного повышения заработной платы.

Одной из причин гиперинфляции был неконтролируемый рост заработной платы. Теперь правительство ежемесячно устанавливало верхний порог заработной платы, на чрезмерное превышение которого вводился драконовский налог — до 500%.
В 1990 году мало кому из польских предприятий удалось избежать уплаты этого налога — соответствующие отчисления составили порядка 5% дохода бюджета. Но уже в 1991 году этот показатель снизился до 1%.

5. Закон о новых правилах налогообложения.

6. Закон о хозяйственной деятельности иностранных инвесторов.

Польша полностью открылась для иностранных компаний. Закон не устанавливал никаких ограничений на вывоз выручки зарубежных компаний за пределы страны. И если в 1989 году Польша официально была закрыта для инвестиций, то в 1990 году объем прямых иностранных инвестиций составил $89 млн., а в 1991 году — $100 млн.

7. Закон об иностранных валютах.

Польский злотый стал полностью конвертируемым внутри страны. Монополия государства на международную торговлю была отменена. В результате валютные резервы Польши в 1990-м увеличились вдвое по сравнению с предыдущим годом — с $4 млрд. до $8 млрд.

8. Закон о таможенном праве.

Для всех компаний — как государственных, так и частных — устанавливалась единая ставка таможенных пошлин. В 1989 году польский бюджет не получил никаких доходов от таможенных поступлений, а в 1990 году этот показатель составил около 1%.

9. Закон о занятости.

По новому закону создавался фонд труда, который должен был выплачивать соответствующие пособия по безработице. Принятие этого акта стало логичным шагом Бальцеровича, так как из-за свертывания государственной поддержки предприятий стали неминуемыми массовые сокращения персонала. В 1989 году уровень безработицы в Польше не превышал 1%, а в 1990 году подскочил до 6,5%. Минимальный размер пособия по безработице составлял 40% от прежнего уровня зарплаты, а максимальный — 70%. Пособие выплачивалось в течение 12 месяцев после увольнения (мужчинам со стажем от 30 лет
и женщинам со стажем от 25 лет — в течение 18 месяцев). В 1990 году закон о занятости был дополнен законом о социальной поддержке. Гражданам, которые так и не смогли найти работу в период выплаты пособия по безработице, назначалось социальное пособие в размере прожиточного минимума. В 1990 году эти выплаты получили порядка 1,6 млн. поляков.

Это, кстати, обеспечило Баль­церовичу мощную поддержку Запада. Для того чтобы начать реформы, Польше нужно было разобраться с долгами — у страны был астрономический внешний долг. Видя, что в стране установлены и соблюдаются четкие правила игры, Парижский клуб сразу списал Польше 50% долга. Частично был списан и долг Польши США. Кроме того, Запад оказал Польше финансовую помощь в размере $1 млрд. А в рамках программы по подготовке к вступлению в ЕС страна за 10 лет получила еще $3,4 млрд.

Важную роль в политике Бальце­ровича сыграла нацеленность на борьбу с коррупцией. В интервью различным СМИ он не раз признавал, что полностью искоренить коррупцию очень сложно, поэтому нужно ликвидировать те элементы экономики, которые способствуют развитию этого явления. Коррупция, согласно философии Бальцеровича, возникает, когда чиновник может попросить денег за то, чтобы закрыть глаза на тот или иной административный барьер. Соответственно, если этот барьер убрать, пространство для коррупции попросту исчезнет. Кое-что Бальцеровичу удалось реализовать на практике: Закон о новых правилах налогообложения и Закон о кредитах, принятые в декабре 1989 года, вполне можно отнести к антикоррупционным.

После некоторого спада в 1991 году Польша начинает поступательно наращивать мощь своей экономики. Растет производство, к 1995 году объемы экономики выходят на дореформенный уровень. В дальнейшем страна развивалась более или менее в соответствии с классическими западными законами рынка, полностью избавившись от социалистических элементов.

В 1992 году Бальцерович уходит в отставку и некоторое время не занимается политикой. Но в 1997 году премьер-министром страны становится Ежи Бузек, и Бальцеровича вновь приглашают на пост министра финансов. Правительство реализовало очередной пакет реформ — на сей раз в области здравоохранения, пенсионного обеспечения и местного самоуправления. Также была проведена административная реформа. Но, по оценкам экспертов, на сей раз все эти реформы были крайне неудачными. По стране снова прокатилась волна демонстраций протеста, а на Бальцеровича опять посыпались все шишки. Не стали молчать и рядовые граждане страны. В 1998 году к крыльцу здания правительства в Варшаве польские крестьяне привели козу по кличке Бэлла и предложили Бальцеровичу, чтобы тот лучше доил ее, а не собственный народ.

На Западе в адрес Бальцеровича звучат самые лестные эпитеты. Пода­вляющее большинство западных экономистов признают, что Польша обладает одной из наиболее конкурентоспособных экономик среди всех стран бывшего социалистического лагеря.
В самой Польше далеко не все считают реформы Бальцеровича успешными и достойными подражания, но тем не менее большинство экономистов сходятся во мнении, что реформы были нужны — точно так же, как нужны они и сейчас, когда правительство возглавляет Дональд Туск, а в Европе довольно сложная экономическая обстановка.

Комментарии экспертов

Олаф Найтцш

глава представительства RCI Banque SA в Москве (в 1996-1998 годах — президент Ford Bank Poland SA)

Борислав Чизак

компания Egon Zehnder International (Варшава)

Лешек Бальцерович — символ польских реформ 1990-х, автор программы, позволившей создать фундамент для модернизации и развития Польши. Самыми большими и ощутимыми достижениями Бальцеровича стали стабилизация национальной валюты, снижение инфляции и установление контроля над государственным долгом. Мы помним, что в конце 1980-х Польша была в глубоком кризисе — инфляция в 600%, бесконтрольно растущий государственный долг, массовая безработица. Некоторые меры по либерализации экономики страны были приняты предшествующим правительством, которое возглавлял Мечислав Раковский. Лешек Бальцерович, получивший поддержку профессора Гарвардского университета Джеффри Сакса, сумел использовать международный опыт, накопленный к тому моменту экономистами в ходе реформ, осуществленных в странах Латинской Америки. Он предложил комплексную экономическую программу, на которой базировалось развитие Польши в последующие 20 лет. Благодаря этой программе польский злотый стабилизировался и в течение нескольких лет стал полностью конвертируемой валютой, снизилась инфляция, государственный долг и бюджет страны стало возможно регулировать. Лешек Бальцерович также возглавил приватизацию. Он создал Варшавскую фондовую биржу, обеспечил приватизацию телекоммуникационных компаний, банков и других секторов экономики.

Если мы посмотрим на другие компании из Восточной и Центральной Европы — Zentiva, Pliva, Gorenje, — то увидим, что в 1990-е и 2000-е годы, когда они бурно развивались, польские компании упустили момент для скачка вперед. Другая часть большой программы трансформации 1990-х — это приватизация, сопровождавшаяся большими изменениями в менталитете людей. Многие эксперты сегодня говорят, что приватизация банковского сектора была неверным решением, так как слишком много банков было продано международным корпорациям — таким как Citi, Creditanstallt, Unicredit, — и сегодня только два польских финансовых института принадлежат местным инвесторам и государству — PKO BP Bank и PZU-Insurance. Структура владения банковским сектором в некоторой мере проявляет себя в сегодняшних кризисных условиях, когда международные банковские группы ограничивают доступность кредитов для местных экономик. Они не могут обеспечить высокой ликвидности в процессе передачи капиталов в штаб-квартиры ввиду регуляционных ограничений, но, стремясь стабилизировать их глобальный баланс, ограничивают предоставление кредитов — и этого достаточно, чтобы обеспечить проблемы для локальной экономики. С другой стороны, структурные изменения в банковской сфере, осуществленные в 1990-е годы, позволили игрокам рынка работать в прозрачной и безопасной среде, и это сыграло благоприятную роль во время кризисов 2002-го и 2008 годов. Это тоже одно из достижений команды Лешека Бальцеровича.

1. Политические и экономические реформы в начале 90-х гг.

2. Экономика Польши в 1995 г. – начале XXI в.

3. Политическое развитие Польши в 1995 г. – начале XXI в.

4. Внешняя политика Польши в 1990-е гг. – начале XXI в.

Демократическая революция 1989 г. в Польшебыла первой революцией такого типа в Центральной и Восточной Европе. Главными направлениями политической трансформации стали: переход от авторитарной власти к демократической, от монополии одной партии к многопартийности, от номенклатуры к плюралистической политической элите, от монополии административной власти к территориальному самоуправлению.

В 1990 г. прошли досрочные президентские выборы, во втором туре которых победу одержал Л. Валенса. В ноябре 1991 г. были проведены свободные выборы в парламент, продемонстрировавшие значительный раскол в польском обществе. Сейм состоял из множества политических партий. Это существенно затрудняло формирование правительств, а также выработку и осуществление программ. Отсутствие единства нашло отражение в частой смене правительственных кабинетов в период 1991—1993 гг. (Я. К. Белецкого, Я. Ольшевского, В. Павляка, Х. Сухоцкой). В 1995 г. в стране прошли президентские выборы, на которых победу одержал лидер социал-демократов А. Квасьневский.

В 1997 г. в Польше была принята новая конституция. (1997), проведены административная реформа и реформа самоуправления.

В начале 1990-х гг. произошла переориентация внешней политики Польши с Востока на Запад. Польское руководство заявило о своем стремлении интегрироваться в западноевропейские структуры и в первую очередь — Европейский Союз и НАТО. В 1999 г. Польша была принята в Североатлантический альянс, а ее воинские контингенты принимали участие в военных действиях в Афганистане и Иране. 1 мая 2004 г. Польша стала полноправным членом Европейского союза. В 2002 году Польша и Словакия сделали незначительную корректировку границы в регионе Тешинской Силезии.

Лекция 6.

ПЛАН:

1. Политические и экономические реформы в начале 90-х гг.




2. Экономика Польши в 1995 г. – начале XXI в.

3. Политическое развитие Польши в 1995 г. – начале XXI в.

4. Внешняя политика Польши в 1990-е гг. – начале XXI в.

Демократическая революция 1989 г. в Польшебыла первой революцией такого типа в Центральной и Восточной Европе. Главными направлениями политической трансформации стали: переход от авторитарной власти к демократической, от монополии одной партии к многопартийности, от номенклатуры к плюралистической политической элите, от монополии административной власти к территориальному самоуправлению.

В 1990 г. прошли досрочные президентские выборы, во втором туре которых победу одержал Л. Валенса. В ноябре 1991 г. были проведены свободные выборы в парламент, продемонстрировавшие значительный раскол в польском обществе. Сейм состоял из множества политических партий. Это существенно затрудняло формирование правительств, а также выработку и осуществление программ. Отсутствие единства нашло отражение в частой смене правительственных кабинетов в период 1991—1993 гг. (Я. К. Белецкого, Я. Ольшевского, В. Павляка, Х. Сухоцкой). В 1995 г. в стране прошли президентские выборы, на которых победу одержал лидер социал-демократов А. Квасьневский.

В 1997 г. в Польше была принята новая конституция. (1997), проведены административная реформа и реформа самоуправления.

В начале 1990-х гг. произошла переориентация внешней политики Польши с Востока на Запад. Польское руководство заявило о своем стремлении интегрироваться в западноевропейские структуры и в первую очередь — Европейский Союз и НАТО. В 1999 г. Польша была принята в Североатлантический альянс, а ее воинские контингенты принимали участие в военных действиях в Афганистане и Иране. 1 мая 2004 г. Польша стала полноправным членом Европейского союза. В 2002 году Польша и Словакия сделали незначительную корректировку границы в регионе Тешинской Силезии.

Читайте также: