Экономические проблемы в карелии кратко

Обновлено: 05.07.2024

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

от 19 апреля 2018 года N 621-VI ЗС


О Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года

Рассмотрев представленную Главой Республики Карелия Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года, Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
Республики Карелия Э.В. Шандалович

19 апреля 2018 года


Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на периоддо 2022 года "КАРЕЛИЯ -ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ"

1.1. Республика Карелия: краткая экономико-географическая справка

1.2. Особенности, тенденции и проблемы социально-экономического развития Республики Карелия в 2013-2016 гг.

2. Потенциал, ограничения и возможности социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года

3. Этапы и сценарии социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года

4. Цели и ключевые задачи социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года

5. Стратегические направления социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года

5.1. Повышение качества и доступности инфраструктуры

5.1.1. Развитие автодорожной сети и придорожной инфраструктуры

5.1.2. Развитие железнодорожного транспорта

5.1.3. Развитие воздушного транспорта

5.1.4. Развитие водного транспорта

5.1.5. Газификация Карелии

5.1.6. Развитие электроэнергетики и сетевого хозяйства

5.1.7. Развитие жилищно-коммунальной и инженерной инфраструктуры и сетей

5.1.8. Повышение доступности услуг связи и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

5.2. Развитие экономики и предпринимательства

5.2.1. Содействие модернизации и повышению эффективности традиционных отраслей промышленности (лесопромышленного и горнопромышленного комплексов)

5.2.2. Содействие созданию и развитию новых отраслей и производств (машиностроение, судостроение, биотехнологии, фармацевтика)

5.2.3. Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов

5.2.4. Развитие туризма и индустрии гостеприимства

5.2.5. Поддержка малого бизнеса и предпринимательской инициативы

5.3. Устойчивое пространственное развитие

5.3.1. Международное и межрегиональное сотрудничество

5.3.2. Сбалансированное развитие муниципальных образований

5.3.3. Новые технологии городского развития и повышение комфортности городской среды

5.3.4. Развитие моногородов

5.3.5. Развитие и поддержка сельских территорий и исторических малых населенных пунктов

5.3.6. Повышение экологической устойчивости и безопасности

5.4. Социальное развитие

5.4.1. Повышение доступности и качества социальных услуг (в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта)

5.4.2. Повышение привлекательности регионального рынка труда и вовлечение молодежи в развитие региона

5.4.3. Развитие культурного и духовного потенциала

5.4.4. Патриотическое воспитание

5.4.5. Этнокультурное развитие народов и обеспечение межнационального согласия

6. Инструменты и механизмы реализации концепции

6.1. Система стратегического планирования, государственные и муниципальные программы

6.2. Система сопровождения и поддержкиинвестиционных проектов

6.3. Инструменты кластерной политики

6.4. Повышение эффективности государственного и муниципального управления. Развитие инструментов общественного управления

6.5. Повышение качества управления региональными и муниципальными финансами

6.5.1. Совершенствование инструментов налоговой политики

6.5.2. Бюджетный процесс и межбюджетные отношения

6.5.3. Совершенствование закупочной деятельности

7. Целевые показатели и ожидаемые результаты реализации концепции

Приложение 1. Ключевые планируемые инвестиционные и социальные проекты

Приложение 2. Статистическое приложение

Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года (далее - Концепция) разработана во исполнение требований пункта 4 статьи 51 Конституции Республики Карелия и представляет собой общественно-политический документ, отражающий систему согласованных шагов и действий в рамках приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года.

Концепция разработана с учетом основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537), Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р), Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, указов Президента Российской Федерации NN 596-606 от 7 мая 2012 года, государственных программ Российской Федерации, федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия до 2020 года" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 года N 570).

Цель настоящей Концепции - предложить набор стратегических направлений, мер и шагов, направленных на перелом негативных тенденций в экономике и социальной сфере Республики Карелия и ее выход на устойчивую траекторию социально-экономического развития, в основу которой закладывается модель опережающего роста экономики и укрепления экономической базы Республики Карелия для роста качества жизни и благосостояния ее жителей.

Данная модель подразумевает постановку задач, разработку и реализацию комплекса мероприятий направленных на:

1) Развитие инфраструктуры и экономического потенциала, включая повышение доступности и качества инфраструктуры, повышение эффективности и качественное изменение структуры экономики республики с увеличением доли секторов и производств с высокой добавленной стоимостью, стимулирование предпринимательской инициативы жителей в сочетании со снижением административных барьеров для малого бизнеса.

2) Пространственное развитие, включая поддержку и развитие моногородов, сельских территорий, повышение комфортности городской среды и обеспечение экологической безопасности.

3) Развитие социальной сферы, включая улучшение демографической ситуации и решение проблем в сфере миграционной политики, повышение качества жизни жителей республики, доступности и качества услуг в сфере здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, социального обслуживания и культуры, реализацию эффективной молодежной политики и развитие регионального рынка труда.

4) Разработку и внедрение инструментов повышения эффективности государственного и муниципального управления и реализации Концепции, включая: инструменты стратегического планирования и бюджетирования, ориентированных на результат, комплексную систему мер поддержки инвестиционных проектов, инструменты кластерной политики, инструменты цифровизации системы государственного управления, предоставления госуслуг и электронного документооборота, инструменты проектного управления, инструменты повышения качества управления региональными и муниципальными финансами и др.

Сама модель укрепления экономической базы Республики Карелия, предусматривающая повышение качества жизни и благосостояния ее жителей, закладываемая в Концепцию, и перечисленные выше задачи и инструменты управления в полной мере соответствуют основным направлениям и задачам социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на пятилетнюю перспективу, обозначенным Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года.

1. Текущий уровень социально-экономическогоразвития Республики Карелия

1.1. Республика Карелия: краткая экономико-географическая справка

Особенности экономико-географического положения. Республика Карелия расположена на северо-западе Российской Федерации и входит в состав Северо-Западного федерального округа. Карелия граничит на юге - с Ленинградской и Вологодской областями, на востоке - с Архангельской областью, на севере - с Мурманской областью, а на западе граница республики совпадает с государственной границей Российской Федерации и Финляндской республики (входит в состав Европейского союза).

Главными особенностями экономико-географического положения Республики Карелия являются: общая протяженная граница с Финляндией (Европейским союзом) с достаточно развитой пограничной инфраструктурой; относительная близость к субъектам Российской Федерации с высоким потенциалом потребительского рынка - Санкт-Петербургской агломерации, Ленинградской области, а также центральным субъектам Российской Федерации; наличие выхода через Белое и Балтийское моря в бассейн Северного Ледовитого и Атлантического океанов, к Северному морскому пути; транзитное положение между крупными промышленными центрами, расположенными на территории Мурманской, Вологодской и Ленинградской областей, которое усиливается наличием магистральных объектов железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта.

Климат Карелии является переходным от морского к умеренно-континентальному, относительно мягким с обилием осадков и, преимущественно, циклональным типом погоды. Основная часть республики находится в атлантико-арктической зоне умеренного пояса.

Рельеф и гидрография. Республика Карелия расположена на северо-западе Восточно-Европейской (Русской) равнины, в восточной части Балтийского щита - части древней докембрийской платформы. Карелия представляет собой холмистую равнину с множеством озерных котловин, плоских и возвышенных скал, одиночных глыб и валунов, скоплений песка, глины, гальки, валунов в форме холмов и гряд, в том числе ледникового происхождения.

Вдоль северо-западной границы Карелии протянулся хребет Манселькя, на западе расположилась Западно-Карельская возвышенность, на юге - Олонецкая возвышенность, на юго-востоке - Андомская возвышенность. В прилегающих к Белому морю районах расположена заболоченная Прибеломорская низменность.

Через Республику Карелию проходит водораздел между бассейнами Северного Ледовитого и Атлантического океанов - большая часть территории относится к водосбору Белого моря Северного Ледовитого океана, меньшая - к водосбору Балтийского моря Атлантического океана (около 60% и 40% территории соответственно). Речная сеть Карелии представлена около 27,6 тыс. рек общей протяженностью около 83 тыс. км (густота речной сети 0,46 км/кв.км). На территории Карелии расположено свыше 73 тыс. озер и искусственных водоемов общей площадью более 36 тыс. кв.км (озерность - 19,96%), в том числе свыше 28 тыс. озер площадью более 0,01 кв.км. Около 17 тыс. кв.км приходится на расположенные в пределах республики части акваторий Ладожского и Онежского озер. Болота и заболоченные земли занимают 19,63% территории Республики Карелии, или 35,4 тыс. кв.км.

Водные объекты обладают значительным потенциалом для спортивного туризма, развития водного транспорта, рыбоводства и аквакультуры.

Природные ресурсы. Минеральные ресурсы Карелии представлены более 50 видами полезных ископаемых. Более чем 400 месторождений и рудопроявлений числятся на государственном балансе и кадастре месторождений полезных ископаемых республики. Территория Карелии перспективна с точки зрения добычи почти всех видов полезных ископаемых. В Карелии учтены запасы цветных и редких металлов, пригодных для промышленного использования. Нерудное сырье представлено месторождениями мусковита, пегматита, кварцита, кианита, строительного и поделочного камня, шунгита, а также песков и глин. Республика также обладает значительными запасами торфа, который можно считать резервным энергоносителем, способным покрыть заметную часть энергетических потребностей.

Перспективными полезными ископаемыми, которые будут востребованы в ближайшее время, являются: железные, хромитовые, железо - ванадий - титановые, уран - ванадиевые, медно-никелевые и молибденовые руды, благородные металлы, металлы платиновой группы, графит, алмазы, а также пегматитовое, полешпатовое сырье для фарфоровой, стекольной и фаянсовой промышленности, сырье для камнелитейной промышленности, камень на щебень и облицовочный камень.

Площадь лесов в Республике Карелия - 14,9 млн. га, из которых 0,367 млн. га - леса, находящиеся на особо охраняемых природных территориях. Характерна высокая лесистость территории - порядка 53%, что определяет естественные преимущества региона по развитию лесопромышленного комплекса.

Проблемы национальной экономики присущи и экономике Карелии, являющейся ее неотъемлемой частью. Насколько глубоки структурные диспропорции и проблемы карельской экономики и как их решать в условиях кризиса? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к статистике.

Структурные проблемы карельской экономики

На протяжении последних десяти лет наблюдается рост доли сырьевых секторов в структуре промышленного производства в Карелии при снижении доли обрабатывающих производств. Только за последние 5 лет доля сырьевых отраслей выросла на 24%, а обрабатывающих сократилась на 16%.

Структурные проблемы экономики Карелии_Савельев

К тому же мы уже исчерпали потенциал роста добывающих отраслей. Их дальнейший рост упирается в потолок доступных производственных мощностей.

Структурные проблемы экономики Карелии_Савельев

А потому рост сырьевого сектора может быть обеспечен лишь за счет существенного роста инвестиций в основной капитал, привлечение которых в Карелию сегодня осложняется недостаточным уровнем развития инфраструктуры, недостатком квалифицированных кадров и рядом других факторов.

В то же время в обрабатывающих секторах средний уровень использования производственных мощностей – менее 50%. Именно здесь есть серьезный потенциал роста, которым мы должны суметь воспользоваться.

Если проанализировать структуру валового регионального продукта (ВРП) Республики Карелия, то сразу бросаются в глаза две негативные тенденции. Во-первых, происходит сокращение доли производящих секторов (их доля снизилась с 38,3% в 2008 году до 33% в 2013 году) и рост непроизводящих (прежде всего торговли и социальной сферы). Во-вторых, на эту негативную тенденцию накладывается вторая тенденция, связанная с более быстрыми темпами снижения доли обрабатывающих секторов (по сравнению с сырьевыми). Так, их доля в структуре ВРП снизилась с 15,9% в 2008 году до 13,5% в 2013 году.

А вот еще одна интересная деталь, характеризующая масштаб структурных диспропорций: за последние 6 лет денежные доходы населения Карелии выросли на 50%, в то время как индекс промышленного производства за этот же период упал на 15%.

Структурные проблемы экономики Карелии_Савельев

Эти цифры демонстрируют не только нарастание структурных диспропорций в экономике республики, но и снижение производительности труда при росте расходов на социальную сферу.

Очевидно, что в этих условиях не стоит ожидать повышения устойчивости республиканского бюджета и снижения государственного долга республики. При наличии таких диспропорций в экономике повысить устойчивость бюджета за короткие сроки можно только за счет резкого сокращения расходов на социальную сферу. Однако это грозит ростом социальной напряженности. Все другие варианты требуют времени и активных действий правительства и самого бизнеса, связанных с созданием новых предприятий и ростом объемов производства в обрабатывающем секторе.

К примеру, чтобы вывести индекс промышленного производства в республике на устойчивый рост, потребуется ежегодный рост инвестиций в основной капитал на уровне 112–115% в течение 4–5 лет. Обеспечение же стабильного роста ВРП на уровне 103–104% потребует ежегодного роста инвестиций на уровне 118–120%. Выполнимо ли это? В нынешних условиях вряд ли. При реализации ряда системообразующих инфраструктурных проектов (в том числе заложенных в проект федеральной целевой программы Республики Карелия) шансы существенно повышаются.

Пока же проведенный анализ показывает, что экономика Карелии постепенно превращается в непроизводящую экономику с увеличивающейся зависимостью от государственного сектора, госинвестиций и федеральных трансфертов. Причем последние направлены преимущественно не на стимулирование реального сектора экономики, а на обеспечение бюджетной сферы и социальные выплаты. А потому их рост не приводит к положительным изменениям в экономике.

Расстановка приоритетов

Сегодня гораздо важнее не размышлять о том, кто и как допустил появление таких масштабных диспропорций, а выстраивать новую структурную политику в социально-экономической сфере. Сейчас нужно объективно взглянуть на существующие проблемы, риски и вызовы, перед которыми стоит страна и ее регионы, оценить имеющиеся возможности, насколько полно они сегодня используются, и, правильно расставив приоритеты и сфокусировав ресурсы на решении ключевых проблем, начать реализовывать их.

В условиях структурного кризиса недостаточно мер, направленных лишь на стабилизацию и повышение устойчивости экономики и социальной сферы. Такие планы сегодня приняты, в том числе в Карелии. Но это лишь первый шаг, за которым должны последовать другие. В дополнение к ним целесообразно разработать комплекс мер, направленных на изменение структуры экономики, набор конкретных проектов в тех секторах, развитие которых мы хотим стимулировать.

Мы сегодня делаем только первый шаг, принимая и реализуя меры по стабилизации ситуации. Хотя федеральный и региональные (в том числе карельский) антикризисные планы несколько захватывают второй шаг (модернизацию), все же системных и взаимоувязанных модернизационных действий в этих планах нет.

Важнейшим шагом по выходу из кризиса является структурная и технологическая модернизация. Она также включает три шага – создание в регионе базовых условий для развития производства, разработку и поддержку проектов в области импортозамещения, а также разработку и поддержку проектов в области несырьевого экспорта. На чем можно сосредоточить внимание в Карелии на каждом из этих шагов?

Чтобы создать базовые условия для стимулирования развития экономики Карелии, следует сосредоточиться на реализации активной инвестиционной политики, подготовке и предложении инвестплощадок, создании зоны территориального развития и промышленных парков, реализации проектов развития моногородов и инфраструктурных проектов в сфере газификации, развития энергетической и транспортной инфраструктуры.

Значительным потенциалом в области импортозамещения в Карелии обладают такие отрасли, как сельское и рыбное хозяйство, тракторное машиностроение, судостроение, целлюлозно-бумажная промышленность, внутренний туризм, производство стройматериалов.

Значительным потенциалом в области развития несырьевого экспорта в Карелии обладают тяжелое и энергетическое машиностроение, биотехнологии и международный туризм.

Сосредоточение усилий и господдержки на перечисленных секторах экономики позволит не только обеспечить условия для их роста, создания новых рабочих мест, увеличения налогового потенциала, но и для постепенного изменения экономической специализации Карелии с отраслей сырьевого сектора на обрабатывающие и сервисные отрасли, создающие несоизмеримо больший объем добавленной стоимости и другой порядок новых рабочих мест.

Не пора ли задуматься о промышленной политике?

Как могут быть выстроены приоритеты деятельности республиканских органов власти и бизнес-структур в рамках промышленной политики?

В качестве задач первого плана для органов власти и местного самоуправления (в соответствии с их компетенцией и полномочиями) целесообразно рассматривать задачи, связанные с созданием благоприятных институциональных и инфраструктурных условий в республике, которые позволили бы обеспечить привлечение инвестиций и стимулировать развитие предприятий.

В свою очередь бизнес самостоятельно сделает выбор, в каких секторах ему работать (на основе соотнесения своих затрат, возможностей, рисков и ожиданий). Однако его можно подтолкнуть сделать свой выбор в пользу конкретных секторов за счет признания их приоритетными и выработки пакета преференций. В этом могут заключаться задачи второго плана для органов власти.

В соответствии с этими двумя группами задач конкуры промышленной политики будут включать в себя два стратегических направления: 1) создание общих благоприятных условий для развития промышленности в республике; 2) поддержку приоритетных проектов в сфере промышленности.

Как показывает мировая и российская практика, ключевыми факторами в привлечении инвестиций в промышленность являются наличие земли (инвестплощадок); возможность быстрого подвода инфраструктуры и коммуникаций; эффективность работы по привлечению (подготовке) квалифицированных кадров; предоставление господдержки (субсидий и гарантий).

Следовательно, при разработке конкретных мер (в рамках выделенных выше двух стратегических направлений) следует сфокусироваться именно на этих факторах. В практическом плане это выльется в подготовку инвестиционных площадок и создание промпарков, реализацию инфраструктурных проектов, создание (совместно с работодателями и учебными заведениями) системы подготовки инженерных кадров, а также в определение приоритетных проектов в сфере промышленности и выработку конкретных мер их поддержки.

Кроме того, в условиях кризиса и низкой доступности кредитных ресурсов для реализации инвестпроектов следовало бы подумать о расширении возможностей использования государственно-частного партнерства. Данный инструмент мог бы быть эффективно использован в двух случаях. Во-первых, для вовлечения в оборот browndfield-площадок (т.е. территорий бывших предприятий и неиспользуемых площадок действующих предприятий). Во-вторых, для привлечения финансирования проектов без использования дорогостоящих банковских кредитов (например, через выпуск облигаций компанией, реализующей приоритетный инвестиционный проект, под залог выделенной ей земли и инфраструктуры и гарантию республиканских органов власти).

Новые возможности – новые проекты

В число возможных приоритетных проектов в сфере промышленности, реализуемых совместно с владельцами крупных предприятий, могли бы войти:

— во-вторых, проекты по созданию промышленных парков при градообразующих целлюлозно-бумажных комбинатах (прежде всего в Сегеже и Кондопоге) с целью размещения сателлитных малых и средних производств на основе углубленной деревопереработки, а также отходов и побочных продуктов ЦБК. Эти производства могли бы производить широкий ассортимент импортозамещающей продукции, включая лакокрасочные материалы и эмульгаторы, синтетические моющие средства, флотореагенты и охлаждающие жидкости, фурфурол, кормовые дрожжи и корма для форелеводства, многослойные целлюлозные композиты и пористые наполнители и др.

В число возможных приоритетных проектов в сфере промышленности, интегрирующих мелких и средних производителей, которые могут быть реализованы при поддержке отраслевых ассоциаций и объединений предпринимателей, могли бы войти:

— во-вторых, проект по развитию кластера рыбоводства и рыбопереработки, связанный с развитием вспомогательных и обслуживающих производств (выращиванием посадочного материала, производством кормов, оборудования, переработки отходов рыбного хозяйства, а также гидробионтов с производством ценного белкового гидролизата).

Это лишь некоторые примеры проектов, реализация которых позволила бы инициировать структурные изменения в экономике Карелии. Кроме того, эти проекты не взяты с потолка, а основаны на максимальном использовании имеющиеся конкурентных преимуществ республики перед другими регионами.

Прямые трансляции совещаний Артура Парфенчикова, посвященные социально-экономическому развитию карельских районов, проводятся еженедельно.

Жители республики могут спросить руководителя региона о наболевшем – под постом в соцсети, где сообщается об онлайн-встрече. Правда, посмотреть саму трансляцию целиком под силу не каждому: их длительность подчас доходит до семи с половиной часов, из них несколько часов уходит на перерыв, а часть – на общие рассуждения.

Теперь губернатор обсуждает развитие каждого района республики на отдельном совещании

Фото: Максим Берштейн

Борьба с безработицей

Однако в ряде случаев система дает сбой. Вот и в Сегежском районе местные жители четыре года пытались рассказать о том, что отходы от переработки форели наносят урон окружающей среде – местному болоту, но были услышаны лишь после того, как болото обагрилось кровавыми стоками и превратилось в иллюстрацию к Красной планете.


Компанию, допустившую нарушения, Россельхознадзор оштрафовал впоследствии на 20 тысяч рублей.

Туризм как альтернатива производству

Порадоваться большому количеству предприятий не могут и жители Пряжинского района. Район постепенно вымирает, найти работу на селе может не каждый. Рассчитывать на то, что когда-нибудь оживут лесные поселки, которые раньше были оплотом процветания благодаря леспромхозу, не приходится.


Фото: Ксения Сорокина

В ожидании автобуса

По словам главы районной администрации Оксаны Гаврош, чтобы в Пряжинском районе мог ездить муниципальный транспорт, необходимо закладывать на компенсацию убытков более 1 млн рублей. А в Калевале хватает 155 тысяч. Но летом вопрос внедрения муниципального транспорта все-таки попробуют решить.


Фото: Ксения Сорокина

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образован.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образован.

Положение республики Карелия на карте Российской федерации по данным www.Yand.

ВВЕДЕНИЕ Актуальность данного исследования: Республика Карелия - западный рег.

ВВЕДЕНИЕ Актуальность данного исследования: Республика Карелия - западный регион России, развивающийся за счет эффективной интеграции в мировое хозяйство, рационального природопользования и историко-культурных возможностей Объектом данной исследовательской работы является регион: Республика Карелия. Предметом данной исследовательской работы является экономико-географическая характеристика и социально-экономическое развитие Республики Карелия. Целью данной работы является углубленно изучить проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Карелия, проанализировать пути наилучшего решения данных проблем.

1. Основы политико-административного устройства республики Карелия. 8 июня 19.

1.Основы политико-административного устройства республики Карелия. 8 июня 1920 года Советское Правительство приняло декрет об образовании Карельской автономной области, которую назвали Карельской Трудовой Коммуной. В 1923 году она была преобразована в Карельскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, а в 1940 г. – в Карело-Финскую ССР. В течение 1956-1991 гг. – Карельская АССР, с 13 ноября 1991 г. – Республика Карелия. 1.1.Форма правления Республика Карелия, согласно действующей с 2001 года конституции, есть республика (государство) в составе Российской Федерации с республиканской формой правления. 1.2.Политическое устройство Основной закон республики — Конституция Республики Карелия. Согласно конституции, законодательная власть принадлежит Законодательному Собранию — парламенту республики, а исполнительная власть — Главе республики, правительству и иным органам исполнительной власти. Все эти властные структуры находятся в столице — Петрозаводске. Судебная власть осуществляется федеральными судами, Конституционным Судом, мировыми судьями Республики Карелия.

2.Экономико-географическое положение республики Карелия. Природные условия и.

2.Экономико-географическое положение республики Карелия. Природные условия и ресурсы. Площадь Карелии - 180,5 тыс. кв. км (1,06% территории РФ) с учетом акваторий моря и озер, превосходя в 2 раза такие европейские государства, как Австрия, Чехия или Венгрия.. На западе Карелия граничит с Финляндией, на юге - с Ленинградской и Вологодской областями, на севере - с Мурманской, на востоке - с Архангельской областью. На северо-востоке республика омывается водами Белого моря, на юге — Ладожского и Онежского озер. Западная граница Карелии совпадает с государственной границей РФ и Финляндии и имеет протяженность в 723 км. Природные ресурсы. Почти вся территория лежит в пределах восточной части Балтийского кристаллического щита, и поверхность ее представляет собой холмистую равнину с ярко выраженными следами древнего оледенения, где чередуются возвышенности и низменности, гранитные скалы и котловины. Реки здесь короткие и порожистые, обладающие большими запасами гидроэнергии; наиболее крупные — Кереть, Кемь, Выг, Водла, Шуя, Суна, многие из которых представляют цепь озер, соединенных протоками Климат Карелии переходный от морского к континентальному и отличается продолжительной, но сравнительно мягкой зимой и коротким прохладным летом со средней температурой января —6 "С, июля +15 °С, годовым количеством осадков около 500 мм и высокой относительной влажностью (свыше 70% летом и до 85% зимой).

3.Население и трудовые ресурсы Республики Карелия. Численность населения респ.


Крупные города республики Карелия по данным www.wikipedia.ru

4. Хозяйственный комплекс республики Карелия.

4. Хозяйственный комплекс республики Карелия.

Протяженность транспортной сети республики Карелия по данным www.wikipedia.ru

5. Основные проблемы и перспективы развития региона. Основные проблемы развит.

5. Основные проблемы и перспективы развития региона. Основные проблемы развития Республики Карелия определяются, в основном, существующими тенденциями в социально-экономической сфере Карелии, в том числе: сохранением сложной социально-экономической ситуации в регионе; * возрастанием конкуренции со стороны соседних областей и других регионов России с более развитой промышленностью и большими запасами природных ресурсов (Мурманская обл., Архангельская обл. и др.); необходимостью снижения себестоимости продукции, улучшения управления предприятиями, повышения уровня автоматизации управленческих и технологических процессов и, как следствие, повышением потребности в разработчиках новой техники и технологии, инновационных специалистах, высококвалифицированных менеджерах, специалистах по информационным технологиям и др.; * необходимостью рационального и эффективного природопользования; ростом безработицы, в особенности среди молодежи, обострением ситуации на рынке труда для выпускников вузов; * продолжающимся падением производства.

5.1.Пути решения проблем и тенденции дальнейшего развития. В республике отмеч.

5.1.Пути решения проблем и тенденции дальнейшего развития. В республике отмечается ряд внешних и внутренних положительных факторов и необходимых предпосылок, которые могут стать основой ее развития. К ним относятся: 1.природно-географические: * эффективное использование природных ресурсов (лесные, минерально-сырьевые, водные, бальнеологические, биологические ресурсы Белого моря, рек и озер, сельскохозяйственные земли и др.); * развитие внутренней транспортной и коммуникационной внешнеэкономической инфраструктуры * повышение уровня использования информационных технологий; * развитие туристско-рекреационная привлекательность территории, благоприятной экологической обстановки; организационно-политические * усиление межрегиональной интеграции в Северо-Западном федеральном округе и интеграционных процессов на Севере Европы; * развитие системы местного самоуправления; * развитие конструктивного диалога власти с гражданскими институтами и бизнесом в части объединения усилий в направлении экономического и социального развития. 2.экономические: * реконструкция и модернизация производства, проводимая предприятиями; * содействие развитию точек и территорий роста, создание туристско-рекреационной зоны, поддержка высокоэффективных проектов в отраслях экономики; * завершение передачи участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов; * формирование условий для развития муниципального сектора экономики; 3.социальные: * оптимизация сети социальных учреждений и появление новых видов учреждений (республиканских и муниципальных); * постепенное увеличение слоя населения, готового к предпринимательской деятельности, адаптированного к условиям формирующейся рыночной экономики; * развитие социального партнерства


Дополнительные средства карельскому бюджету могут понадобиться в любой момент. 7 декабря 2017 года Конституционный суд России постановил, что северные надбавки и другие выплаты за работу в особых климатических условиях не могут входить в минимальный размер заработной платы и должны начисляться сверх МРОТ.

По словам народной избранницы, несмотря на сокращение бюджетного финансирования, в резервном фонде российского правительства на развитие Карелии зарезервировано 2 миллиарда 800 миллионов рублей – соответствующее гарантийное письмо есть в распоряжении Госкомиссии. Однако деньги республика получит только под конкретные проекты с готовой документацией – пообъектно. Стоит отметить, что Артур Парфенчиков проблему признал и провел корректировку программы, исключив заведомо невыполнимые и сомнительные пункты. Однако новых проектов с готовой документацией у карельского правительства пока немного.

Жилищно-коммунальные страдания

Для Карелии программа была продлена до 2018 года. По мнению экспертов, если региональные власти не справятся с расселением и на этот раз – в новую программу, которую уже готовит российское правительство, республика рискует не попасть.

Как отметил Анатолий Цыганков, на сегодняшний день основные достижения Артура Парфенчикова и его команды заключаются в завершении проектов прошлых лет. Строительство Гоголевского моста, возрождение Онежского судостроительного завода – все это в большей мере заслуга прежнего главы. Поэтому оценивать работу губернаторской команды, по словам политолога, пока еще сложно.

По мнению депутата ЗС Анны Лопаткиной, несмотря на небольшой срок, новому правительству все же удалось принять несколько грамотных решений, которые должны оказать положительное влияние на ситуацию в дорожной отрасли, а также на выполнение государственных программ.

Читайте также: