Экология психики это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Психологическая экология является по сути одним из разделов экологии человека и занимается изучением влияния на психику человека экологических факторов химической, физической (повышенный фон радиации, например) или иной "непсихологической" природы (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1996а). К таковым относятся, например, загрязнение воздуха или питьевой воды, повышенный фон радиации и т.п. Поэтому данное направление тесно перекликается с экологической медициной, в частности, с экологической психиатрией (В.Н. Краснов, 1995; Б.Н. Пивень, 1995 и др.) и другими направлениями экологии человека.

В качестве примеров можно привести многочисленные исследования по влиянию повышенного уровня радиации в зоне Чернобыльской аварии (В.И. Екимова, 2001; В.А. Моляко, 1992; В.А. Скребец, 1998; Н.Н. Хащенко, 2002 и многие др.). С другой стороны ряд исследований влияния на экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие (Н.В. Говорин с соат., 2003; А.А.Суханов, 2005 и др.).

Не вдаваясь в изложение эмпирических данных, полученных в исследованиях этого направления, отметим следующие особенности психологической экологии, отличающие ее от других направлений эколого-психологических исследований.

Наличие действительного (а не мнимого) воздействия средового фактора, доза которого превышает допустимую для данного индивида норму, изменяет его соматическое (физиологическое) и, как следствие, психическое состояние. В то время как воображаемое индивидом воздействие относится к сфере других психологических дисциплин. Так, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин (1996) проводят это различие на примере изучения влияния радиационного фона на психику человека, что входит в предмет психологической экологии, и изучения радиационной фобии, что в предмет психологической экологии не входит. Кроме чисто медицинской симптоматики, изменения психического состояния под влиянием указанных средовых факторов могут проявляться в повышении агрессивности поведения, в общем понижении жизненного тонуса (психологической активности, внимания и т.п.), в появлении и развитии депрессии и т.д.

Помимо экологических норм допустимого (и в этом смысле непсихогенного) воздействия физических, химических и тому подобных факторов следует учитывать, во-первых, индивидуальный и возрастной диапазон чувствительности организма и психики человека к подобного рода воздействиям. Иначе говоря, одна и та же доза воздействия может быть критической для одного индивида и некритической для другого. И, во-вторых, следует иметь в виду, что воздействия подобного рода могут накапливаться, т.е. получение индивидом малых, неопасных доз, например, радиационного облучения, но постоянно и длительное время, может привести к тому же эффекту, что и одноразовое воздействие запредельными дозами того же облучения.

Не все виды химического и физического воздействия, представляющие угрозу для физического, психического и психологического здоровья человека, воспринимаются им непосредственно. Наиболее ярко это проявляется в случае с радиационным воздействием, которое воспринимается человеком незаметно, вследствие чего человек не может непосредственно оценить уровень принимаемого им воздействия и, соответственно, уровень его опасности.

Психогенное влияние физико-химических факторов окружающей среды может зависеть не только от величины их параметров, но и от отношения к ним данного человека. Так, К. Леви-Лебуайе и И. Дюрон утверждают, что: "осознание неуправляемости событий среды является источником беспомощности, приводит к развитию внешнего локуса контроля и уменьшению ощущения эффективности собственной деятельности. Недавно нами было показано, что шум в ближайшем окружении не является источником активной двигательной реакции (включая агрессию), когда перестает восприниматься как нечто, на что вообще возможно повлиять".

Итак, предметом исследования психологической экологии является изучение воздействия на психику человека (познавательные процессы, эмоциональные состояния, поведение, психологическое и психическое здоровье и т.п.) физических, химических, радиационных и других "непсихологических" факторов окружающей среды.

В методологическом плане исходным для определения предмета психологической экологии является система "человек – физико-химические свойства окружающей среды".

При этом существенно отметить, что физико-химические свойства окружающей среды имеют, естественно, физико-химический (или биологический) характер влияния, поскольку они воздействуют на человека на физико-химическом уровне его взаимодействия с окружающей средой. Тогда как изменения в психике в этом случае вызываются соответствующим изменением органических (физиологических) структур и систем организма человека, т.е. являются вторичными по отношению к указанным изменениям человеческого организма. Поэтому воздействие со стороны физико-химических свойств окружающей среды следует рассматривать как объектный тип воздействия на человека, так как "среда" индифферентна к тому эффекту, который она производит на человека. Но и реакция организма человека, принимающего это воздействие, также имеет объектный характер, поскольку происходит на физико-химическом уровне изменения состояния его физиологических органов.

Следовательно, в психологической экологии реализуется объект-объектный тип взаимодействия между человеком и окружающей средой как компонентами системы "человек – окружающая среда", когда человек выступает в роли объекта, принимающего воздействие со стороны объектных (физико-химических) свойств окружающей среды.


Анекдот. Если в голове растёт количество тараканов, и они большие и сытые, то это еще не значит что в ней хорошая экология. Зато наверняка много отходов и непереработанного мусора.

В непредвиденных и стрессовых ситуациях мы действуем тремя основными способами:

1) Первая группа самая большая. К ней относятся люди, которые в ситуациях неопределенности паникуют либо впадают в ступор то есть, практически не действуют.

2) Второй распространенный способ – действовать в рамках привычного поведения. Но в нештатной ситуации он редко помогает.

3) А вот третий метод самый эффективный, но и самый малораспространенный. Он заключается в действии неожиданными методами и быстром принятии точных решений. Его основа - спонтанный инсайт, интуиция.

Почему большинство людей в нестандартных ситуациях действуют нерезультативно, ведь это противоречит инстинкту самосохранения?

Сегодня хочу поговорить о психоэкологии и специальности психоэколога. Я сама из этой когорты.

Экология слово распространённое и известное каждому. А эколог сегодня одна из самых востребованных профессий.

В его сферу входит организация направленной деятельности людей по очищению и сохранению природы, окружающей среды, восстановлению биосферы земли. Такой подход является необходимым условием безопасного и комфортного существования человека во внешней среде. Этому способствует, прежде всего, взаимодействие человека с природой, а не противопоставление себя ей.

Психоэкология - ещё более важна, но о ней почему-то не принято широко говорить, да и найти информацию на эту тему пока непросто. Хотя ее и много, но она тонет в мегатоннах поверхностной и вирусной информации.

Человеку с каждым днем становится все труднее отделять зерна от плевел. Потеря ориентации в смыслах серьезная угроза жизни человека. Она ведет к потере осознанности и, в конечном итоге, потере интереса к жизни в целом. О чем и свидетельствует неуклонный рост статистики депрессий и самоубийств в мире.

Угроза не политическая, не военная, а потеря смыслов! Идеи не имеют границ и преград, они проникают через сознание человека. А массовым сознанием сейчас управляют через СМИ, интернет, кинофильмы, мультики, рекламу…

Речь о восстановлении и сохранении внутренних миров человека, обеспечении безопасности его информационной среды обитания. (

Это необходимо, чтобы понять и осознать, что является истинной потребностью и необходимостью для самого себя, а что навязанным фактором средств массовой информации, рекламой, откровенной манипуляцией сознанием.

Последнее присутствует сплошь и рядом. Даже внутри коллектива, когда один член в ущерб интересов других пытается реализовать какие-то свои амбиции и желания. Причём нас отучают понимать и прислушиваться к себе, осознавать это. Человек часто действует в ущерб своим глубинным интересам, неосознанно ведется на ложные посылы, вредит себе.

Например, среди молодых людей, заканчивающих школу, распространена идея рейтингов профессий. Многие ориентируются на них и идут получать профессию, которая распространена и популярна, но не способствует реализации их творческих потенциалов. В последствии работа, выбранная на ложных приоритетах, становится в тягость.

Психоэколог необходим для того, чтобы разобраться в себе, понять своё место в этом мире, узнать о своих потенциалах, сильных сторонах и опасностях. Зная свои предрасположенности и качества легко достигать успехов в конкретных областях деятельности, эффективно коммуницировать с людьми, знать, что ожидать от собеседника и как быстро восстановиться, чувствовать себя благополучным.

Раздел хронально-векторной диагностики (ХВД) психоэкологии позволяет делать детальный обзор по периодам жизни. Какие трудности будут подстерегать в тот или иной период жизни и как лучше всего их проходить; понимать в чем будет повышенная нагрузка на определенные грани жизни и чем компенсировать ее; получить конкретные рекомендации по здоровью и профилактическим приемам.

Психоэколог доступно и легко помогает людям разобраться, во внутренних потребностях, узнать свое стратегическое предназначение и тактические способы реализации своих потенциалов. Что от природы дано и в какой сфере деятельности реализовать себя лучше всего. Как восстанавливать свою психику и здоровье, подзаряжаться внутренне, защищать себя от негативного влияния и вампиризма.

У каждого человека есть свои цвета, звуки, музыка, которые лучше всего восстанавливают все его структуры на генном, психическом и эмоциональных уровнях.

Раскрывается информация о совместимости с другими людьми и конкретным человеком.

На последних достижениях науки психоэкология объясняет, что такое карма, что приходит из прошлого и как это можно использовать.

Отдельная тема - конкретные запросы на консультацию будущей ситуации . Рунический метод

Например, стоит ли и в какой период времени переезжать в другое место жительства, менять работу, благоприятна или обстановка и время для операции или деловой сделки. Если ситуация тяжелая, то можно находить варианты выхода из сложившихся трудностей. То есть, психоэколог помогает осознанно совершать выбор и проживать свою жизнь, а это в корне меняет ее качество.

Когда идёшь незнакомой дорогой и у тебя есть навигатор, он покажет, что есть яма в определённом месте, тогда её можно обойти и не свалиться. Или зная, что навигатор показывает впереди болото, можно найти обход и благополучно прийти к месту назначения. Это очень мощный инструмент.

Чтобы добраться из пункта А в пункт Б: можно пойти пешком, можно на велосипеде, можно на машине, можно на самолёте. Самый быстрый вариант - на самолёте, однако верный тот, что необходимо начать движение хоть как-то. Если человек имеет самолёт, но им не воспользуется, то в итоге все же дойдёт тот, кто вышел пешком.

Психоэколог - помощник для тех, кто вышел пешком, но хочет пересесть на самолёт.

Результаты действенны и эффективны, достоверность практически 100%, так как данные ваши. Можно протестировать метод, узнав ситуацию, которая вам знакома, так ли она была реализована в прошлом.

Психоэкология основана на методе математического анализа, прогнозирования будущего и связи с прошлым через точку настоящего. Это цифровой анализ, а также понимание геометрии пространства.

Думаю, многие уже знают, что проявленная материальная реальность тесно связана с непроявленными вариантами, через мир форм.

Вариантов реализации любого события - множество, но реализуется в итоге почему-то один.

Так вот, если вы будете осознавать, какие варианты возможны в осуществлении для вас в конкретный момент, то вы сможете выбирать из них и воплощать в действительность тот, который вам больше всего подходит. Это и есть осознанно проживать свою жизнь, когда можешь выбирать из нескольких сценариев самый подходящий для себя.

Метод реализуется только в индивидуальном подходе офлайн или через Skype.

1 Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения Российской академии медицинских наук


1. Ананьев В.А. Психология здоровья: учеб. пособие. Кн. 1: Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2. Бландинская О.М. Социально-психологические особенности мотивации сохранения и укрепления здоровья у старшеклассников: автореф. дис. . канд. психол. наук. – Ярославль, 2002.

3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 352 с.

4. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та, 1999. – 1023 с.

5. Дружилов С.А. Системный подход к изучению психологического феномена профессионализма человека // Вестник Томского гос. педагогич. ун-та. – 2005. – № 1. – С. 62–73.

6. Дружилов С.А. Нравственные аспекты успеха человека в обществе // Ценности и смыслы. – 2009. – № 1. – С. 90–102.

7. Левина И.Л. Психическое здоровье учащихся общеобразовательных учреждений разного вида // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. – 2002. – Т. 1. – № 6. – С. 180–182.

9. Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Сфера, 1998. – 526 с.

Здоровье человека не исчерпывается физическим здоровьем. Причиной ухудшения здоровья могут служить негативные факторы социальной среды, личностно значимые ситуации, стресс на которые реагирует психика человека.

Экология человека (как научная дисциплина), по В.П. Казначееву, являясь частью социальной экологии, изучает закономерности взаимодействия человека с окружающей средой, сохранение его здоровья и развития психических возможностей.

Б.Г. Ананьев (1969 г.) в системе человекознания выделял четыре основных понятия: биологический индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность. На каждую из этих сущностей человека оказывает специфическое воздействие физическая и социальная среда.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предложила здоровье человека рассматривать по трем компонентам: физическому (соматическому), психическому и социальному. Обратим внимание на два последних.

1. Психическое (ментальное) здоровье, согласно определению ВОЗ, рассматривается как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой потенциал, справляться с жизненными стрессами, продуктивно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Содержание этого понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражены общественные и групповые нормы, регламентирующие духовную жизнь человека.

В качестве основных критериев психического здоровья психологи обычно называют следующие:

1) соответствие субъективно отражаемых образов объектам действительности и характера реакция – внешним раздражителям, а также значению жизненных событий;

2) адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;

3) адаптивность в микросоциальных отношениях (с ближайшим окружением человека – в семье, с близкими, друзьями, коллегами);

4) способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижения и др. (см., например, Головин С.Ю. Словарь психолога практика).

Отметим, что перечисленные характеристики в большей степени свидетельствуют о степени совершенства и зрелости личности, нежели о психическом здоровье. Кроме того, перечни черт, характерные для модели позитивного здоровья, не позволяют ответить на практический вопрос о механизмах поддержания и восстановления психического здоровья при его нарушениях.

Уровень психического здоровья человека в каждый момент его жизни определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Ухудшение психического здоровье связано с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, социальным отчуждением, рисками психического и физического насилия и т.д.

2. Социальный компонент здоровья рассматривается как состояние благополучия, удовлетворенности социальными отношениями, адекватное восприятие социальной действительности, принятие и выполнение социальных норм общества [10]. Социальное здоровье определяется моральными требованиями и нравственными принципами, которые и являются основой социальной жизни человека [3]. Это значит, что человек, здоровый физически и психически, но пренебрегающий принципами нравственности и морали, является нравственно неполноценным, нездоровым [6]. Обратим внимание на необходимость различать рассматриваемое в данной статье социальное здоровье (Social Health) – как социальный компонент здоровья отдельного человека и общественное здоровье (Public health), под которым понимается здоровье популяции, общества в целом, являющееся предметом здравоохранения как науки.

Соотнесем критерии психического и социального здоровья (наиболее часто приводимые в литературе по психологии здоровья) с основными группами психических явлений – процессами, состояниями и свойствами.

Психические процессы: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения); адекватное восприятие самого себя; способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти; способность к логической обработке информации; критичность мышления; способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом; дисциплина ума.

Психические состояния: эмоциональная устойчивость (самообладание); зрелость чувств соответственно возрасту; совладание с негативными эмоциями; свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного (оптимального) самочувствия.

Свойства личности: оптимизм; сосредоточенность (отсутствие суетливости); уравновешенность; нравственность; адекватный уровень притязаний; чувство долга; уверенность в себе; умение освобождаться от затаенных обид; отсутствие склонности к лени; независимость; естественность; чувство юмора; доброжелательность; самоуважение; адекватная самооценка; самоконтроль; воля; энергичность, активность; целеустремленность.

Можно заметить смысловую близость психологических критериев психического и социального здоровья: по сути, и в том, и в другом случаях приводятся психологические характеристики полноценной, здоровой личности.

В психологической литературе были попытки введения понятия психологического здоровья (И.В. Дубровина, 1998 г.). Психологическое здоровье рассматривается как динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих внутреннюю гармонию личности, гармонию человека и общества, возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности. Приводятся критерии психологического здоровья:

1) способность к саморегуляции (внутренней и внешней);

3) владение рефлексией;

4) потребность в саморазвитии [9].

В нашем понимании, экология личности (как научное направление) должна быть ориентирована на изучение закономерностей и возможности сохранения здоровья личности в условиях социальной и информационной среды, создания условий для полного раскрытия потенциальных сил и возможностей личности, восстановления нарушенное равновесие в человеческой душе. При этом под информационной средой общества (Information environment) понимается мир информации вокруг человека (включая СМИ и Интернет), и мир его информационной деятельности. В информационную среду входит также совокупность социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.

Гигиена – это основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и укрепление здоровья населения. Соответственно, гигиену личности можно рассматривать как отрасль гигиенической науки, изучающую влияние факторов социальной среды на личность с целью оптимизации благоприятных и профилактики неблагоприятных воздействий. Гигиена личности ориентируется на два объекта изучения – факторы среды (социальной и информационной) и реакцию личности. При этом следует использовать знания, методологию и методы психологической науки и ее отраслей (общей, социальной, психологии личности, психологии труда).

В процессе трудовой деятельности человек проявляет еще одну свою социально-психологическая сущность: он предстает в качестве субъекта труда (в общем случае) или субъекта профессиональной деятельности (в частном случае). И здесь предстают психологические аспекты экологии труда и гигиены труда, связанные с изучением воздействий производственной (трудовой) среды и факторов (операциональных, когнитивных, социально-психологических) производственного процесса на личность, включая проблемы психологического обеспечения профессиональной деятельности.

В качестве критерия профессионального здоровья рассматривается работоспособность. Структуру профессиональной работоспособности, по мнению исследователей, составляют три группы факторов: физический (соматический) статус, психический (психиатрический) статус и социально-психологическая характеристика личности [10]. Таким образом, психический статус и личностные характеристики являются необходимыми составляющими профессионального здоровья.

Нам представляется актуальным рассмотрение социально-психологического аспекта проблемы профессионального здоровья, в частности, психического и социального здоровья как показателей здоровья личности.

Позитивный подход в полной мере подходит к оценке личностного здоровья. К критериям личностного здоровья относятся:

а) степень адаптированности личности в социуме;

б) удовлетворенность качеством жизни, субъективное благополучие и т.д.;

в) способность человека выполнять социальные функции (включение человека в разнообразные социальные структуры).

Г.В. Оллпорт (Allport G.W.), высказывал мнение, что здоровье личности напрямую связано с ее зрелостью. Он определял зрелую личность, как личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать людей и себя [8].

2) ограниченность подхода социокультурными нормами общества или социальной группы;

3) функциональное понимание здоровья не подразумевает полного отсутствия симптомов психического расстройства, а только констатирует, что такая симптоматика, если она имеется, не вызывает социальной или поведенческой дисфункции.

Здоровье личности целесообразно оценивать по двум интегральным критериям:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ

Ключевые слова: экологическая психология, экопсихология, психология окружающей среды, психология экологического сознания, окружающая среда.

Введение

Краткая характеристика основных направлений экологической психологии

На современном этапе своего развития экологическая психология (экопсихология) представлена следующими основными направлениями: психологическая экология, экологический подход в психологии, психология окружающей среды, психология глобальных изменений, психология экологического сознания [1, 7, 14], экологическая модель человеческого развития [33] и экопсихологический подход к развитию психики [16, 17, 18].

При этом необходимо отметить ряд особенностей, характеризующих психологическую экологию в отличие от других эколого-психологических исследований.

Во-первых, рассматриваются те изменения в психике индивида, которые вызываются действительным (а не мнимым) химико-физическим воздействием окружающей среды средового фактора. Воображаемое индивидом воздействие относится к сфере других психологических дисциплин. Так, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин [7] проводят это различие на примере, с одной стороны, изучения влияния радиационного фона на психику человека, что входит в предмет психологической экологии, и с другой – изучения радиационной фобии, что в предмет психологической экологии не входит.

Во-вторых, не все виды химического и физического воздействия воспринимаются человеком непосредственно как представляющие угрозу для его физического, психического и психологического здоровья. Наиболее ярко это проявляется в случае с радиационным воздействием, которое не воспринимаются человеком непосредственно и опасность/безопасность которого человек не может оценить непосредственно на чувственном уровне.

В-третьих, психогенное воздействие подобных физико-химических свойств окружающей среды на психику и поведение человека происходит в определенном диапазоне и имеет вторичный характер. Речь идет о том, что, воздействуя на энергетические и физиологические структуры человеческого организма, указанные свойства среды приводят к изменению физиологического состояния отдельных органов тела и организма в целом. Вследствие чего, т. е. как вторичный эффект, возникают изменения состояния как отдельных психических функций, так и состояния психики (сознания) индивида в целом.

В-четвертых, психологически окружающая среда (как совокупность химико-физических факторов и условий) в данном случае индифферентна (безразлична) к человеку, ее свойства не несут в себе изначально заложенной в них психологической нагрузки. Поэтому в методологическом плане существенно, что отношения между человеком и окружающей средой1 в рамках психологической экологии имеют характер объект-объектного воздействия окружающей среды на Человека [6, 16, 20].

Несколько иное развитие экологический подход в психологии развития представлен в работах Уро Бронфенбреннера [33], который ставит акцент на системном влиянии на развитие человека средовых условий разного масштаба: микросистема (семья), мезосистема (соседи, образовательное учреждение), экзосистема (СМИ, место работы родственников, расширенная семья), макросистема (жизненные ценности, законы, традиции).

Психология глобальных изменений исследует особенности практического мышления специалистов, занимающихся оценкой и прогнозом развития явлений и процессов планетарного масштаба. Основанием для этого служит фиксация несоответствия масштабов глобальных изменений, вызываемых человеческой деятельностью, и функционального диапазона (масштаба) психологических возможностей человека для непосредственного восприятия и осмысления изменений в окружающей среде [22].

изучение пространственного познания (environmental cognition),

изучение пространственного поведения (environmental behaviour),

изучение восприятия качества среды (environmental assessment),

изучение реакций человека на взаимодействие с окружающей средой и возникающего в связи с этим стресса (environmental stress).

В отличие от зарубежных представлений об инвайронментальной психологии итоги восьми российских конференций по экологической психологии позволяют выделить в отдельные направления психологии окружающей среды [16]:

психологию средовых влияний, предметом которой является изучение и практика влияния на психику человека окружающей среды разной модальности – как природной, включая пространственную, так и социальной: пространственной (городской, архитектурной), семейной, образовательной, информационной (от СМИ до интернета), этнокультурной и т.д.

экстремальную психологию, предметом изучения которой являются психологические особенности поведения и деятельности человека в экстремальных ситуациях (природные и техногенные катастрофы, боевые действия, террористческие акты и т. п.) и в необычных для человека средовых условиях (под водой, в воздухе, в космосе, под землей и т. п.);

психологию охраны окружающей среды, предметом которой являются психологические аспекты природоохранной деятельности человека и общества (разумное и сохранное отношение к природным ресурсам планеты и к социо-культурным достижениям человека, ответственное отношение к отходам человеческой деятельности, загрязняющим окружающую среду и т. п.).

уже указанный объект-субъектный, когда окружающая среда, активно воздействуя на те или иные сферы психики человека, выполняет по отношению к нему субъектные функции, в том время как сам человек, относительно пассивно принимая это воздействие, находится по сути в роли объекта средового воздействия;

субъект-объектный, когда человек целенаправленно воздействует и изменяет свойства окружающей среды с определенной целью: сохранные действия человека по защите природной среды, проектирование и создание пространственной или образовательной среды определенного типа, создание рекламного ролика для телевидения и т. д.;

Психология экологического сознания занимается изучением индивидуального и группового экологического сознания (и мировоззрения) архаического, антропоцентрического и экоцентрического типов. Основными задачами здесь являются изучение его социо- и онтогенеза, разработка психологических методов формирования, диагностики, коррекции и тренинга, в том числе и в экологическом образовании [7, 8, 31, 32]. К этому же направлению относятся исследования природоцентрического типа экологического сознания [16, 18].

В определенном смысле к отдельному направлению экологической психологии можно отнести психолого-педагогические аспекты экологического образования, способствующие формированию экологического сознания и экологической культуры, в том числе в целях устойчивого развития [3, 5, 9, 10, 25, 27 и мн.др.].

В отличие от других направлений экологической психологии, в основе экопсихо­логического подхода к развитию психики [16, 17, 18] лежат представления:

В рамках этого подхода экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий выступает в качестве как предмета эмпирического исследования, так и теоретического конструкта, позволяющего поставить вопрос об условиях, способствующих или же препятствующих проявлению творческой природы развития психики [18, 26, 30, 34, 35 и др.]. Так, в контексте психологии экологического сознания субъект-средовые взаимодействия между человечеством и планетой в перспективе должны переходить в субъект-порождающий (субъект-образующий) тип взаимоотношений между Человеком и Планетой, как необходимое условие для того, чтобы они образовали единого субъекта совместного процесса коэволюции [17, 18]. Психологической основой для формирования сознания такого типа является порождение непосредственного ощущения и состояния переживания единства с природными объектами, что характерно для природоцентрического типа экологического сознания, когда и человек и природный объект выступают как разные проявления единой по своей сущности Природы [17].

С точки зрения экопсихологического подхода к развитию психики человека порождение и присвоение символического значения включает в себя несколько уровней (этапов) психического отражения (там же):

а) непосредственно-чувственный, на котором происходит порождение пространственной структуры (компонентами анизотропного отношения между субъектом и пространством являются зрительная система наблюдателя и архитектурное пространство);

б) эмоционально-опосредованный, на котором порождается эмоциональное отношение к визуально порожденной пространственной структуре и архитектурным формам;

в) понятийно-опосредованный, на котором пространственная структура обретает рациональное, знаково-символическое значение;

г) личностно-опосредованный, на котором порождается личностное (субъективное) отношение к порожденным субъектом аффективно- и знаково-смысловым значениям данного архитектурного пространства;

д) духовно-опосредованный, на котором происходит порождение символического значения архитектурного пространства. При таком взаимодействии с архитектурной средой индивид-наблюдатель и архитектурное пространство функционально образуют совокупного субъекта порождения символического значения данного архитектурного пространства и, соответственно, его символического бытия. При этом архитектурное пространство обретает субъективную (принадлежащую сознанию данного индивида) форму символического бытия, а сам индивид субъективирует, превращает это символическое бытие в структуру своего сознания.

В результате такого символо-порождающего акта, после его завершения начинает происходить обратный процесс – процесс обратного символического опосредования предшествующих уровней порождения значения воспринимаемого архитектурного пространства символическим смыслом его бытия. Речь идет о последовательном опосредовании ранее порожденных личностно-, знаково- и аффективно-смысловых значений единым символическим значением, имеющим общечеловеческую, духовную природу.

Заключение

Это не случайно, потому что исходным основанием для вышеизложенной классификации основных направлений экопсихологии является представление о различных видах окружающей среды: физико-химической или, более широко, экологической (психологическая экология); природной как среды обитания и как географической среды (экологический подход, психология глобальных изменений и частично психология окружающей среды); социальной, в том числе жизненной, включая такие ее разновидности, как: пространственно-предметная, архитектурная, информационная, образовательная, этнокультурная, экстремальная и т. п. (психология окружающей среды); наконец, природной среды как мира природы (психология охраны природной среды и психология экологического сознания).

Подобная дифференциация видов среды обусловлена господством аналитического метода в научном мышлении, и, как следствие этого, тем, что изучение психологических аспектов взаимодействия человека с окружающей средой изначально проводилось и продолжает проводиться в рамках различных научных дисциплин. В первую очередь экологии, географии, культурологии, социологии, педагогики и, конечно же, экологической психологии, а также общей, социальной, педагогической психологии. Причем каждая из этих дисциплин по своему предмету и методам, естественно, имеет дело с разными характеристиками и видами окружающей среды, что служит источником формирования разных направлений при изучении психологических аспектов взаимодействия человека с окружающей средой.

Литература

2-я Российская конференция по экологической психологии: материалы. (Москва, 12–14 апр. 2000 г.) (под ред. В.И. Панова). — М.; Самара: Изд-во МГППИ, 2001.

Арт-терапия в России: медицина, образование, социальная сфера (под общ. ред. А. И. Копытина). – СПб.: Скифия-принт, 2017.

Гагарин А.В. При­ро­до­ори­ен­ти­ро­ван­ная дея­тель­ность уча­щих­ся как ве­ду­щее ус­ло­вие фор­ми­ро­ва­ния эко­ло­ги­че­ско­го соз­на­ния: Мо­но­гра­фия. — М: Изд-во РУДН, 2005.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М.: Прогресс, 1988.

Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность. Становление, проблемы, перспективы. Уч. Пособие. – М.: РИО МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008.

Голд Дж. Основы поведенческой географии. — М., 1990.

Дерябо С. Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.

Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Экологическая компетенция – новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование. – 2007. – № 3. – С. 3-8.

Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Мо­но­гра­фия. — М: Изд-во РУДН, 2008.

Капцов А.В., Панов В.И. Личностные качества субъекта как предикторы экопсихологических типов взаимодействия в деятельности и общении // Экспериментальная психология Experimental Psychology (Russia). —2019. — Том 12, № 4. — C. 72-80. DOI: 10.17759/exppsy.2019120406.

Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 3-9.

Медведев В. И., Алдашева А.А.. Экологическое сознание. Учебное пособие. – М.: Логос, 2001.

Нартова-Бочавер С.К. Психологическое пространство личности. Монография. — М.: Прометей, 2005.

Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. – М.: Наука, 2004.

Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. – М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор-История, 2014.

Панов В.И., Сараева Н.М., Суханов А.А. Влияние экологически неблагополучной среды на интеллектуальное развитие детей. — М.: Издательство ЛКИ, 2007.

Панов В.П., Федоров В.В. Символизм архитектурной среды как предмет экопсихологии развития // 2-я Российская конференция по экологической психологии: материалы. (Москва, 12–14 апр. 2000 г.) (под ред. В.И. Панова). — М., Самара: Изд-во МГППИ, 2001. – С. 39-41.

Психологические аспекты глобальных изменений в окружающей среде (под ред. К. Павлик, В. Носуленко). — М.: Начала-пресс, 1992.

Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология). — СПб.: СПбГИПСР, 2010.

Соловьева Е.В. Основы средовой психологии. — СПб.: СПбГАСУ, 2006.

Степанов С.А. Основные методологические и содержательные аспекты экологического образования для устойчивого развития в высшем учебном заведении: Монография. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2010. – 243 с.

Черноушек М. Психология жизненной среды. — М.: Мысль, 1989.

Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?). - М.: Наука, 1999.

Ясвин В. А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000.

Bronfenbrenner U. Ecological systems theory // Ann. of Child Develop. —1989. —Vol. 1 — P. 187–249.

Pawlik K., Stapf K. Oekologische psychologie: Entwicklung, perspektive und aufbaueines forschungsprogramms // Umwelt und Verhalten. — 1992. — Р. 9–24.

Stokols D. The paradox the environmental psychology // American Psychologist. — 1995. — Vol. 50, №10. — Р. 821–837.

Ссылка для цитирования

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Читайте также: