Экология и охрана окружающей среды кратко

Обновлено: 05.07.2024

Защита окружающей среды — это комплекс мер, направленных на сохранение богатства природных ресурсов, уменьшение негативного влияния человеческих факторов на экологию и предотвращение загрязнения воздуха, воды, почвы.

Поддержка экологии в России нуждается в дополнительном финансировании для обновления очистных сооружений заводов, фабрик, промышленных предприятий, для информирования об авариях, утечках, массовых выбросах вредных веществ. Если не предпринять мер по защите, рациональному использованию, восстановлению природных ресурсов, то бездумная трата природных богатств приведет к катастрофическим последствиям.

Виды и причины загрязнений

Массовая вырубка лесов, выброс выхлопных газов в атмосферу, непрерывная добыча полезных ископаемых, вооруженные конфликты, различные виды загрязнений имеют одну причину — человеческий фактор.

Загрязнение почвы

Результатом такого пагубного воздействия является:

  • эрозия земли, возникающая в результате исчезновения растений,
  • негативное воздействие промышленных отходов,
  • попадание в почву вредных химических элементов,
  • добыча нефти,
  • природного газа, угля, драгоценных металлов.

Виды и причины загрязнений

Таким образом происходит уничтожение плодородного слоя почвы, территорий, пригодных для сельскохозяйственных работ.

Загрязнение воды

Загрязнение пресной воды несет большую опасность для всех живых существ, в том числе для людей.

К массовой гибели животных, растений, микроорганизмов приводит:

  • незаконный слив промышленных отходов,
  • размещение бытового мусора вблизи рек и озер,
  • инсектициды,
  • пестициды,
  • интоксикация водных ресурсов,

Еще один фактор негативного воздействия на реки, озера и грунтовые воды — эвтрофикация, то есть бесконтрольное смывание химических удобрений с поверхности почвы.

Загрязнение воздуха

Разрушение озонового слоя грозит серьезными изменениями климатических условий на планете.

На первом месте по загрязнению находятся транспортные отходы:

  • вредные автомобильные выхлопы,
  • углекислый газ.

Повышенное содержание диоксида серы является причиной:

  • возникновения кислотных дождей,
  • глобального потепления,
  • засухи,
  • чрезмерных осадков.

Уничтожение лесных угодий усугубляет ситуацию, как и дым от фабрик, заводов, сжигание угля или деревьев.

Радиация

Патологии новорожденных, бесплодие, раковые опухоли, врожденные генетические заболевания — это лишь неполный список пагубного воздействия радиации на организм человека.

Сбои на атомных электростанциях, хранение или уничтожение ядерных отходов, аварии, взрывы — радиоактивное загрязнение окружающей среды несет опасность всему живому.

Горы пластика и мусора

Загрязнение окружающей среды не всегда вызвано антропогенными факторами. Природа страдает:

  • от извержения вулканов,
  • песчаных бурь,
  • лесных пожаров,
  • наводнений,
  • землетрясений,
  • разложения органических веществ.

Горы пластика и мусора

Защита человека от окружающей среды — это обязательный минимум. Ведь плохой воздух, снижение уровня пресной воды, уничтожение плодородных почв — причины частых заболеваний сердца, сосудов, легких, кожного покрова. Эти вредные факторы негативно влияют на здоровье.

Эстетическое нарушение целостности природы:

  • долговечные изделия из пластика, выброшенные в окружающую среду,
  • большое количество проводов, антенн, зданий, рекламных щитов,
  • мусорные кучи,
  • свалки бытовых отходов.

Это неблагоприятно воздействует на почву, водные ресурсы, живые организмы.

Экология и политика

В нашей стране проводятся мероприятия по защите природы от воздействия человека. Нормы и правила прописаны Конституцией РФ. Существует свод законов об использовании ресурсов из недр земли и кодексы (лесной, водный, земельный).

Охрана окружающей среды — это меры для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности, направленные на уменьшение негативного влияния человека на природу. На современном этапе — это самый эффективный вид деятельности в поддержку экологии.

  • создать благоприятные условия для жизни и здоровья человека,
  • рационально использовать природные ресурсы земли,
  • повлиять на сознание людей с целью повышения экологической культуры.

Защита природы отводится специальным службам:

  • они контролируют качество окружающей среды,
  • собирают информацию об источниках загрязнений,
  • ведут наблюдения за состоянием почвы, воды, атмосферы.

Причины нарушений устраняют с помощью комплексных мер.

Мероприятия в защиту экологии

Снизить уровень негативного воздействия человека и улучшить экологическую обстановку помогут методы защиты окружающей среды:

  1. Безотходные технологии. Сокращение количества вредных производственных выбросов за счет комплекса мер в технологических процессах обработки сырья и готовой продукции.
  2. Создание специальной техники и природоохранных предприятий для контроля и ограничения отходов.
  3. Химико-технологические методы. Система устройств с установленными между ними потоками связей, для переработки исходного сырья в продукты.

Мероприятия в защиту экологии

Методы классифицируются, как пассивные и активные. Направлены на защиту от загрязнений.

  • очистка водных ресурсов,
  • меры для снижения уровня шума, вибраций, ультразвука, инфразвука,
  • очистка воздуха от вредных газов,
  • правильное хранение токсичных и радиационных отходов,
  • разделение мусора при утилизации для вторичной переработки.

Активные методы устраняют источник негативного воздействия. Прежде чем свести к минимуму образование вредных отходов, необходимо оценить их уровень, концентрацию, объем.

Вмешательства со стороны государства и правительства недостаточно. Острая проблема негативного влияния на экологию — ответственность всего населения земли. Человек должен помнить о принципах переработки и повторного использования производственных отходов. Уметь применять простые способы сохранения и защиты окружающей среды — посадку деревьев, правильную утилизация отходов, отказ от автомобильного транспорта.

Охрана окружающей среды: понятие, принципы, мероприятия

Форма взаимодействия общества и природной среды, порожденная загрязнением последней, истощением природных ресурсов и угрозой разрушения экологических связей в природе, называется охраной природы.

Непосредственным объектом охраны становится человек, его жизнь, его здоровье, его генетическое будущее.

Решение данной проблемы имеет 4 направления:

1) гуманизация охраны окружающей среды – в центре внимания становится человек, его жизнь и здоровье и через эту призму решаются проблемы всей окружающей среды;

2) экологизация хозяйственной деятельности – это означает внедрение экологических требований во все виды и на всех этапах хозяйственной деятельности человека;

3) экономизация окружающей среды – данное направление исходит из важности материальной заинтересованности хозяйствующего субъекта в охране окружающей среды;

4) острая антивоенная направленность природозащитных мероприятий – снимается угроза разрушения окружающей природной среды в результате военных действий, снижается значительная доля загрязнений от предприятий военной промышленности, освобождающиеся средства можно использовать на благо природы и иные социальные нужды.

Охрана окружающей среды (ООС) – деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Требования в области ООС – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • ответственность органов государственной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • независимость контроля в области ООС;
  • презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
  • ответственность за нарушение экологического законодательства;
  • организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
  • международное сотрудничество в области ООС.

ООС как вид экологической деятельности государства предполагает систему мероприятий по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ, многообразия растений и животного мира во имя настоящего и будущего поколений. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Мероприятия по ООС – это совокупность методов и мер регулирования общественных отношений по поводу земли, недр, вод, других природных ресурсов как объектов собственности, пользования и охраны. Общие черты охраны природных ресурсов вытекают с учетом принципа всеобщей связи и взаимозависимости в природе, в рамках интегративного подхода к регулированию отношений, объектом которых выступает окружающая среда в целом.

Мероприятия по ООС включают строительство и эксплуатацию очистных сооружений и устройств, развитие малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований, рекультивацию земель, меры по борьбе с эрозией почвы, по охране и воспроизводству флоры и фауны, охране недр и рациональному использованию минеральных ресурсов.

Проектируемый и планируемый комплекс мероприятий природоохранного назначения должен обеспечивать: соблюдение нормальных требований к окружающей среде, отвечающих интересам охраны здоровья людей и ООС с учетом перспективных изменений, обусловленных развитием производства и демографическими сдвигами; получение максимального экономического эффекта от улучшения состояния окружающей среды, сбережения и более полного использования природных ресурсов.

Экономически природоохранные мероприятия обосновываются путем сопоставления их экономических результатов с необходимыми для их осуществления затратами с помощью показателей общей и сравнительной экономической эффективности этих мероприятий.

При планировании хозяйственной деятельности необходимо строго увязывать ее с экологическими требованиями. Любое принимаемое решение должно учитывать долговременные интересы общества в сохранении и улучшении природной среды и направляться на создание благоприятных условий труда, жизни и быта людей.

При разработке долгосрочных прогнозов и направления развития отраслей, схем размещения предприятий, народнохозяйственных планов и путей их реализации предусматривают приоритетное развитие комплексных промышленных и сельскохозяйственных производств на базе малоотходных и безотходных технологий.

Важнейшей правовой мерой рационального природопользования и ООС от вредных воздействий является экологический контроль (ЭК). Именно посредством ЭК в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе ЭК, либо с привлечением иных государственных органов.

Таким образом, экологический контроль – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области ООС, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных

ЭК как правовая мера выполняет ряд функций: предупредительную, информационную и карательную.

Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты ЭК, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений.

Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.

Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований, предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок.

В природоохранительной практике России выделяются следующие виды ЭК: государственный, производственный, муниципальный, общественный. Критериями такой классификации является субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

Задачей государственного экологического контроля (ГЭК) является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и ООС от загрязнения всеми государственными органами, которым такие требования адресованы. Перечень должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль, устанавливается Правительством РФ. Запрещается совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

Государственные инспектора в области ООС при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

  • посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными материалами, необходимыми для осуществления государственного экологического контроля;
  • проверять соблюдение государственных стандартов и иных нормативных документов в области ООС, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по ООС;
  • проверять соблюдение требований, норм и правил в области ООС среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и иных объектов;
  • проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
  • предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области ООС и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
  • приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области ООС;
  • привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области ООС.

Потенциально ГЭК более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры: административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и другие), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

Производственный экологический контроль (ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по ООС, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и местного самоуправления, контроль в порядке, установленном законодательством.

Основные цели осуществления ПЭК:

  • организация системы текущего мониторинга осуществляемой деятельности в соответствии с законодательством РФ, поставленными экологическими целями и задачами;
  • обеспечение выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по ООС, оценка соблюдения требований законодательства;
  • накопление данных для анализа динамики количественных и качественных показателей по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, объемов образующихся отходов производства и потребления и также принятых для сбора и транспортировки к конечному объекту размещения/использования/обезвреживания.

Порядок организации ПЭК регулируется положениями, утверждаемыми самими предприятиями, учреждениями и организациями. Контроль на предприятии осуществляют руководитель предприятия, экологические службы и руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений.

Должностные лица службы, ответственной за осуществление ПЭК, должны проверять выполнение планов и мероприятий по ООС, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдению нормативов качества окружающей природной среды, выполнению требований природоохранительного законодательства.

Отсутствие программы ПЭК у организации или же ненадлежащее его осуществление расценивается как несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Муниципальный экологический контроль (МЭК) осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами на территории муниципального образования.

Основные задачи МЭК: выявление на территории муниципального образования природопользователей, нарушающих требования природоохранного законодательства и принятие мер для привлечения их к ответственности; мониторинг состояния природной среды на территории муниципального образования; информирование населения через средства массовой информации о состоянии природной среды на территории муниципального образования; пропаганда природоохранного законодательства; осуществление плановых и внеплановых проверок по соблюдению природоохранного законодательства; контроль за наличием разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов; осуществление проверки обоснованности расчетов платежей за загрязнение окружающей природной среды, распределение платежей за пользование природными ресурсами между бюджетами различных уровней.

Общественный экологический контроль (ОЭК) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения экологического законодательства общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля подлежат обязательному рассмотрению.

Важной формой осуществления ОЭК за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды, право на которую предусмотрено рядом законов. Но основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы, в суде, С проведением ОЭК может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований.

В нач. 21 в. проблемы окружающей среды стали актуальными для всех стран мира в связи с увеличением населения планеты (с 1,6 млрд. чел. в нач. 20 в. до 6 млрд. чел. к нач. 21 в.), развитием промышленности и др. отраслей хозяйства. Как и в др. странах, в России, в регионах с особенно интенсивным развитием промышленности и сельского хозяйства, во 2-й пол. 20 в. возникли обширные зоны экологического неблагополучия. Они охватывают ок. 15% территории страны, где сосредоточены основные производственные мощности и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья и где проживает более 60% населения.


Такими мерами могут являться:

  • Ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической обстановки.
  • Создание заповедников, заказников и национальных парков с целью сохранения природных комплексов.
  • Ограничение лова рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов.
  • Ограничение несанкционированного выброса мусора. Использование методов экологической логистики для тотальной очистки от несанкционированного мусора территории региона.

На сегодняшний день эта проблема обостряется с каждым днем все сильнее.

Содержание

Охрана земель и меры по защите почв

  1. разведение червей данных подвидов;
  2. высадка зелёных насаждений.

Поскольку эти черви не способны жить в чистых почвах, их также можно использовать для оценки токсичности почв [2] .

Охрана лесов

Сплошные концентрированные рубки, пожары, болезни, ветровал, загрязнение окружающей среды и индивидуальный отбор, очень широко применяемый в селекции, приводят к тому, что сокращается эффективная численность особей в популяциях древесных растений. А за этим следует постоянное снижение генетического разнообразия лесов. Это опасно тем, что новые поколения леса, появившиеся от численно ограниченной группы, будут менее разнообразны с точки зрения генетики, а значит, снизится их продуктивность и устойчивость к неблагоприятным условиям [3] .

Устранить эту проблему в отношении каждого конкретного вида можно только в том случае, если будет достаточно хорошо изучена его популяционно-хорологическая структура. Эксплуатация и последующее восстановление численности популяции должны осуществляться на основе максимально возможного сохранения принципа естественного воспроизведения этой популяции. Например, для сосны обыкновенной в таёжной зоне, где под пологом взрослых деревьев имеется много подроста, восстановление леса должно проходить естественным путём. Суть метода здесь - в выборе оптимальных схем разработки лесосек для максимального сохранения подроста. В типах лесов, где сосна не сменяется менее ценными древесными видами, но подроста мало, возобновление сосны также должно быть естественным, а постепенные рубки сопровождаться мерами, способствующими этому. Восстановление вырубок путём посадок возможно только в тех типах лесов, где сосна заменяется другими, хозяйственно малоценными видами. Здесь важно соблюдение принципа: где были заготовлены семена, там они и должны быть высеяны [3] .

Должны быть также оптимизированы программы селекции [3] .

Охрана окружающей среды в религии

Буддизм

Согласно современному мастеру чань Син Юню, Будда Шакьямуни был основателем движения по охране окружающей среды [4] , которое воплощает в себе буддизм [5] . Будда утверждал, что все вещи являются взаимозависимыми друг от друга и не могут существовать обособленно [4] . Тем самым, причиняя вред окружающей среде, человек причиняет вред себе. То же верно и в обратном направлении. Например, согласно буддийскому учению, ложь приводит к повышению загрязнения и вони в окружающей среде [6] .

Охране окружающей среды в учении всегда уделялось большое внимание [7] . Будда указывал своим последователям, что те должны защищать от уничтожения животных и отдельные виды деревьев [8] . Буддисты часто производили посадку деревьев и углубляли реки. Они также призывали людей к вегетарианству, экономному использованию природных ресурсов и любви к природе [7] .

Читайте также: