Экологический подход это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Огромное значение в развитии экологического подхода в теории и практике психолого-педагогической деятельности сыграло представление об открытых системах. Под открытой системой В. М. Зеличенко понимает систему, которая обменивается с окружающей средой энергией, веществом и информацией.

Природные материалы, скорее всего, являются самыми древними игровыми пособиями на нашей планете, однако не теряют своей актуальности. Более того, в связи с необходимостью отвлечения детей от экранов различных гаджетов и привлечению их внимания к красоте окружающего мира, играм с природными материалами отводится всё большее внимание.

Мой интерес к играм с природными материалами обусловлен тем, что:

- это исключительно полиморфный игровой комплект, количество игр ограничивается только фантазией;

-каждое создание природы уникально, а значит каждый раз ребенок будет держать в руках новый предмет, отличный от предметов других детей;

- приобретение природных материалов не требует материальных затрат и легко восполняется;

- использование природных материалов на занятиях соответствует требованиям ФГОС.

Природные материалы уникальны тем, что одна и та же игра способствует решению сразу нескольких педагогических задач, один и тот же материал может использоваться в разных играх. В своей работе учитель-логопед может использовать природные материалы для развития неречевых психических процессов, общих речевых навыков, для развития мелкой моторики, в работе над звукослоговой структурой слов, для развития лексико- грамматического строя речи и связной речи а так же при закреплении правильного звукопроизношения. Таким образом,игры с природными материалами прошагали практически по всем направлениям работы логопеда. Остановлюсь подробнее на конкретных примерах игр и приемов.

Опыт работы показал, что использование природных материалов в работе способствует развитию мелкой моторики; созданию положительного эмоционального фона и снятию напряжения; создает условия, мотивирующие ребенка к обучению; поддерживает интерес ребенка к занятиям за счёт огромного разнообразия и взаимодополняемости природных материалов. Игры с природными материалами позволяют одним упражнением решать несколько коррекционных задач.

Понятия и сущность трудной жизненной ситуации ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, КАК ПРИЧИНА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ.

Сущность дидактической игры и её основные направления Дидактическая игра– такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей.

Сущность и содержание семейного воспитания Семья представляет собой социально-педагогическую группу людей, которая предназначена для оптимального удовлетворения потребностей в продолжении.

Сущность метода моделирования и его связь с изобразительной деятельностью Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.

Сущность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно.

Экология. Методы и подходы экологии.

Зкология — это наука о взаимосвязях живых организмов друг с другом и с их неживым, или физическим, окружением. Экологические исследования создают научную основу сельского, лесного и рыбного хозяйства; они позволяют предсказывать, предотвращать и устранять последствия загрязнения окружающей среды; помогают оценить возможные результаты крупномасштабных изменений ландшафта, например при постройке плотин или проведении каналов; наконец, они дают возможность рационально организовать охрану природных объектов.

экология как наука

Уровни организации живого от генов до экосистем. Вен планета Земля представляет собой единую экосистему. Океаны, леса, степи и т. д. представляют собой более мелкие экосистемы, связанные между собой потоком энергии и обменом веществами в общепланетарную биосферу. Популяция — это группа организмов одного вида, обитающих на ограниченной территории и обычно в той или иной степени изолированных от сходных групп. Сообщество — любая группа организмов, принадлежащих к разным видам и сосуществующих в одном местообитании или определенной местности; все эти организмы связаны между собой пищевыми и пространственными взаимодействиями. Экосистема представляет собой взаимодействующие как единое целое сообщество и окружающую его физическую среду.

Подходы в экологии

1. Экосистемный подход в экологии. При таком подходе в центре внимания эколога оказывается обмен энергией и веществами между биотическим и абиотическим компонентами экосистемы. Делается упор на функциональные связи организмов между собой (например, пищевые цепи) и с их физическим окружением. Видовой состав биоты и судьба составляющих ее отдельных таксонов при этом отодвигаются на второй план.

2. Синэкологинеский подходу или изучение сообществ, ставит во главу угла биотический компонент экосистемы. Важными объектами при таком исследовании становятся сукцессия и климаксные сообщества.

4. Экотопный подход в экологии. Экотоп, или местообитание, — объект, ограниченный в пространстве. Под ним понимают ту часть биосферы, с которой тесно взаимодействуют организм, популяция, сообщество или экосистема. Любое местообитание неоднородно и может быть подразделено на микроместообитания с условиями, отличными от усредненных (например, под корой дерева или на его листьях). Этот подход удобен для изучения отдельных факторов среды, тесно связанных с растениями и животными, в частности состава почвы, влажности, освещенности.

5. Эволюционный (исторический) подход в экологии. Изучая изменения экосистем, сообществ, популяций и местообитаний во времени, мы можем понять причины этих изменений, что создает основу для более или менее достоверных прогнозов на будущее. Эволюционная экология занимается изменениями, происходящими в геологических временных масштабах. Ее интересует, скажем, влияние таких событий, как образование горных хребтов, на формирование и распространение видов и таксонов. Она может ответить, например, на вопрос, почему кенгуру водятся только в Австралии или почему в дождевых тропических лесах встречается такое разнообразие видов. Она может ответить, например, на вопрос, почему кенгуру водятся только в Австралии или почему в дождевых тропических лесах встречается такое разнообразие видов. Она помогает понять, какие факторы привели к образованию и вымиранию того или иного вида, а на более детальном уровне — объяснить происхождение тех или иных особенностей морфологии вида или репродуктивной стратегии. Палеоэкология применяет знания, накопленные при изучении современных экосистем, к ископаемым организмам. Она пытается реконструировать экосистемы прошлого и, в частности, понять, как функционировали экосистемы и сообщества до вмешательства человека. Историческая экология занимается антропогенными изменениями в экосистемах, т. е. влиянием на экосистемы развивающихся технологий и культуры людей. Осознание того, что человек — это основной фактор, оказывающий разрушительное воздействие на окружающую среду, жизненно необходимо для ее охраны. При лом. особенно в плане экономического обоснования тех или иных природоохранных стратегий, очень важно различать собственно антропогенные и естественные процессы в биосфере. Например, является ли подкисление вод и почвы чисто природным явлением или это целиком и полностью обусловлено промышленным загрязнением атмосферы и, следовательно, преодолимо путем вмешательства в технологию производства.

Перечисленные экологические подходы взаимосвязаны и не разделены четкими границами. Однако их полезно различать с методологической точки зрения. В этой главе невозможно уделить одинаковое внимание всем подходам. Мы сосредоточимся в основном на трех первых, т. е. на экосистемах, сообществах и популяциях.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

· на формирование благоприятных окружающих сред через различные формы помощи и защиты.

Функциональная индивидуальная работа

В основу функциональной индивидуальной работы положены психологические подходы Отто Ранка. Отталкиваясь от идей З.Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития личности, вызваны родовыми травмами (клиент получает их при рождении). Поэтому встреча индивида и социального работника становится неизбежной независимо от различных социальных условий.

Представители данного направления концентрируют свое внимание на процессе оказания помощи, проявляя значительно меньший интерес к детским переживаниям клиента. Воля и способность к перемене - вот те доминанты, которые лежат в основе практической теории данного подхода. Существенным моментом в деятельности представителей данной школы являются отношения, которые устанавливаются в результате взаимодействия социального работника и клиента и которые определяют процесс помощи.

Кризисно - ориентированный краткосрочный метод

· на формирование благоприятных окружающих сред через различные формы помощи и защиты.

Функциональная индивидуальная работа

В основу функциональной индивидуальной работы положены психологические подходы Отто Ранка. Отталкиваясь от идей З.Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития личности, вызваны родовыми травмами (клиент получает их при рождении). Поэтому встреча индивида и социального работника становится неизбежной независимо от различных социальных условий.

Представители данного направления концентрируют свое внимание на процессе оказания помощи, проявляя значительно меньший интерес к детским переживаниям клиента. Воля и способность к перемене - вот те доминанты, которые лежат в основе практической теории данного подхода. Существенным моментом в деятельности представителей данной школы являются отношения, которые устанавливаются в результате взаимодействия социального работника и клиента и которые определяют процесс помощи.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД применение адекватных экологических концепций и методов в исследованиях различных природных и антропогенных сообществ.

Экологический энциклопедический словарь. — Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии . И.И. Дедю . 1989 .

Направление в психологической науке, основателем которого является Дж. Дж. Гибсон. Согласно представлениям Гиббсона, внешние раздражители (стимулы) несут в себе достаточно информации и для их восприятия не требуется ни научения, ни когнитивных процессов.

ecological approach). Один из подходов в анализе урбанизма, подчеркивающий “естественный” характер расположения городских районов, в том числе и имеющих резко различные характеристики.

Читайте также: