Экологический мониторинг и другие источники экологической информации кратко

Обновлено: 05.07.2024

- что такое качество окружающей среды и как его оценить.

- оценивать уровень экологической проблемы, масштаб её последствий для биосферных процессов;

- характеризовать взаимосвязь биосферных процессов, находить проявления глобальных экологических проблем на территории России.

- описывать и приводить примеры глобальных и региональных экологических проблем.

Глоссарий по теме:

Экологический мониторинг по целям разделяют на научно-исследовательский, диагностический, проектировочный. По методам ведения например, на дистанционный и с помощью биоиндикаторов. По объектам наблюдения различают мониторинг окружающей человека среды (атмосферного воздуха, водных объектов, почвы) и биологический (растительного и животного мира). Различают также мониторинг изменений состояния окружающей среды и мониторинг воздействия на окружающую среду. В зависимости от масштаба наблюдений мониторинг принято делить на глобальный, региональный и локальный.

Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении своевременной и достоверной информацией.

Качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Качество и степень воздействия на окружающую среду оценивается исходя из нормативов.

В настоящее время выделяют 3 группы нормативов.

1 группа. Нормативы качества окружающей среды. К ним относятся санитарно-гигиенические нормативы – предельно допустимые концентраций (ПДК) вредных веществ, а также предельно допустимых уровней химического, биологического, физического и радиационного воздействия. Данные нормативы разработаны с целью определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека.

Предельно допустимые концентрации являются определёнными нормами щадящего воздействия загрязняющих веществ на здоровье человека и природную среду.

2 группа. Нормативы допустимого воздействия. К ним относятся производственно-хозяйственные нормативы – нормативы выбросов, сбросов вредных веществ, размещение отходов, которые устанавливаются для конкретного источника воздействия (предприятия), ограничивая его негативное воздействие на окружающую среду пороговой величиной.

3 группа. Комплексные нормативы – нормативы, сочетающие в себе признаки первой и второй групп: предельно допустимая нагрузка на окружающую среду, нормы защитных и санитарных зон и т. д.

Обязательная литература:

1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительные источники:

2. Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.

3. Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).

4. Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Государственный мониторинг атмосферного воздуха осуществляется Росгидрометом на основе данных государственной наблюдательной сети, с учетом данных территориальных систем наблюдений субъектов Российской Федерации и локальных систем наблюдений предприятий, а также получаемых в рамках социально-гигиенического мониторинга данных Роспотребнадзора. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в России проводится в 243 городах, на 678 станциях, из них регулярные наблюдения Росгидромета выполняются в 223 городах на 620 станциях.

Степень загрязнения атмосферного воздуха оценивается при сравнении фактических концентраций с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) загрязняющих веществ для населенных мест, устанавливаемых Главным санитарным врачом Российской Федерации. Средние (суточные, годовые) концентрации загрязняющего вещества сравниваются с ПДК среднесуточными (ПДКс.с.) и среднегодовыми (ПДКгод), максимальные из разовых концентраций – с ПДК максимальными разовыми (ПДКм.р.).

Для оценки качества воздуха используется следующие показатели:

-ИЗА – комплексный индекс загрязнения атмосферы, учитывающий среднегодовые концентрации нескольких примесей;

-СИ – стандартный индекс – наибольшая измеренная разовая концентрация примеси, деленная на ПДКм.р., определяемая из данных наблюдений на станции за одной примесью, или на всех станциях рассматриваемой территории за всеми примесями за месяц или за год;

-НП – наибольшая повторяемость (%) превышения ПДКм.р. по данным наблюдений за одной примесью на всех станциях города за год.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха считается повышенным при ИЗА от 5 до 6, СИ 10, НП > 50%.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

  1. Текст задания: Как вы считаете необходимо ли проводить наблюдение за состоянием окружающей среды. Выберите правильный ответ.

1. Нет необходимости, так как человек не оказывает существенного влияния на окружающую среду;

2. Да необходимо, так как человек оказывает существенное воздействие на окружающую среду, что приводит к нарушению естественных процессов в биосфере;

3. Нет необходимости, так как человек хоть и оказывает воздействие на окружающую среду, но происходит самоочищение биосферы

4. Возможно иногда проводить наблюдения для получения информации общего характера (метеорологической, гидрологической и т.д.)

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2. Да необходимо, так как человек оказывает существенное воздействие на окружающую среду, что приводит к нарушению естественных процессов в биосфере.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

1. Нет необходимости, так как человек не оказывает существенного влияния на окружающую среду;

3. Нет необходимости, так как человек хоть и оказывает воздействие на окружающую среду, но происходит самоочищение биосферы

4. Возможно иногда проводить наблюдения для получения информации общего характера (метеорологической, гидрологической и т.д.)

2. Разгадайте кроссворд.

1. Вид мониторинга, используемый для оценки переноса загрязняющих веществ между различными странами мира.

2. Пост наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, расположенный в черте города на котором замеры осуществляются на постоянной основе.

4. Одна из задач экологического мониторинга …. за источниками и факторами антропогенного воздействия.

5. Один из методов экологического мониторинга, осуществляемый с использованием снимков со спутников Земли.

6. Вид мониторинга, предназначенный для слежения за процессами и явлениями окружающей среды в пределах определенного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы.

Цели и задачи экомониторинга

Что такое экологический мониторинг – это объединение методов наблюдений, организационных структур и способов исследований, преследующих следующие цели.

  • Наблюдение за окружающей средой, особенно в местах концентрации антропогенных объектов.
  • Оценка и прогнозирование изменений экосистем под влиянием природных и антропогенных факторов.
  • Накопление информации об изменениях окружающей среды для передачи данных государственным охранным структурам.

Проводимые исследования дают возможность участвовать России в глобальных международных программах, нацеленных на предотвращение экологических катастроф, уменьшение вредного влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу и здоровье людей, рациональное природопользование.

Объекты экомониторинга

Предметами наблюдения являются как природные, так и антропогенные объекты.

  • Отдельные компоненты естественной среды: тропосфера, грунт, подземные и поверхностные воды, озоновый слой атмосферы.
  • Природные объекты: биотопы, естественные ландшафты, экосистемы.
  • Население, проживающее на территории, находящейся под воздействием определённых факторов окружающей среды (выбросов вредных веществ, радиации).
  • Природно-антропогенные территории, рекреационные объекты.
  • Предприятия, загрязняющие окрестности, другие потенциально опасные для природы антропогенные объекты, находящиеся под усиленным контролем производственного экологического мониторинга.

Повышенное внимание уделяется наблюдению за местами нереста ценных рыб, месторождениями полезных ископаемых, реликтовых, уникальных территорий.

Уровни экомониторинга

Структура экологического мониторинга является многоступенчатой системой, состоящей из 4 уровней.

Этапы экомониторинга

Контроль состояния объекта проводится в несколько этапов:

  • Взятие проб воздуха, воды, почвы.
  • Определение концентрации в образцах вредных, токсичных веществ и их превышения над предельно допустимыми нормами.
  • Выявление районов с повышенным уровнем загрязнения.
  • Проведение работ по очистке заражённой местности и профилактике её дальнейшего загрязнения.

Для профилактики утечек ядовитых компонентов, за всеми предприятиями ведётся постоянный производственный экологический мониторинг.

С целью контроля регулярно берутся пробы воды, воздуха, грунта. На опасных объектах устанавливают очистные сооружения и автоматизированные системы оповещения о вредных выбросах.

Методы проведения работ

Учёные разработали множество методик для осуществления экологического контроля. Наиболее распространённые методы.

  • Инструментальный способ. Берут пробы в заданном районе. Проводят их химический и физический анализ в лабораторных условиях.
  • Расчётный метод. Выявляют степень загрязнения на основании полученной информации об опасных выбросах на заводах.
  • Производственный экологический мониторинг (ПЭМ). Делают забор проб в помещениях предприятий и на прилегающих территориях.

Непрерывный производственный экологический мониторинг позволяет эффективно следить за соблюдением промышленным объектом установленных законом правил, нормативов и стандартов безопасности.

Виды наземного экомониторинга

Наземные исследования необходимы для определения физических и химических показателей почв, растений, приземного слоя воздуха. Это основа экомониторинга. И.П. Герасимов создал классификацию, согласно которой выделяются блоки, в зависимости от задач и масштабов наблюдений.

Биоэкологический экомониторинг

Биоэкологический мониторинг – исходная единица наблюдений и контроля над окружающей средой и её влиянием на здоровье людей. Для получения данных используют следующие виды исследований: изучение питьевой воды, приземных слоёв атмосферы, флоры, фауны, сточных вод, качества сельскохозяйственных культур в пределах заданного ареала.

Геосистемный экомониторинг

Проводятся наблюдения за превращением природных экосистем в природно-антропогенные геосистемы. Экомониторинг позволяет увидеть трансформацию природных комплексов, предвидеть влияние изменений на человека, дать рекомендации по снижению отрицательной нагрузки на ландшафты.

Биосферный мониторинг

Включает наблюдения, контроль и прогнозирование изменений природных комплексов на глобальном уровне. Объекты изучения – атмосфера, биота, гидросфера, литосфера.

Осуществление экологического мониторинга

В 1993 году Россия создала единую систему государственного экомониторинга, координирующую действия всех организаций и ведомств, контролирующую сбор данных об окружающей среде.

Сложность получения полной, достоверной информации заключается в том, что слишком много служб и агентств занимаются экомониторингом. Их действия сложно координировать.

Так, например, за состоянием земель наблюдают Федеральное агентство по сельскому хозяйству, Федеральная служба по гидрометеорологии, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Производственным экологическим мониторингом также занимается сразу несколько государственных органов. В то же время станций экомониторинга не достаточно для сбора необходимого количества проб воздуха, воды и почвы.

Сейчас эти проблемы успешно решаются. Создана специализированная наблюдательная сеть, включающая передвижные пункты, посты и стационарные обсерватории, станции экологического мониторинга. С их помощью оценивают степень загрязнения местности, изучают последствия техногенных аварий, разрабатывают меры по профилактике природных катастроф и дают рекомендации по снижению антропогенного прессинга на экосистемы.

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. [1]

Содержание

Виды мониторинга

В системе управления можно также выделить три подсистемы: принятие решения (специально уполномоченный государственный орган), управление выполнением решения (например, администрация предприятий), выполнение решения с помощью различных технических или иных средств.

Системы мониторинга или его виды различаются по объектам наблюдения. Поскольку компонентами окружающей среды являются воздух, вода, минерально-сырьевые и энергетические ресурсы, биоресурсы, почвы и др., то выделяют соответствующие им подсистемы мониторинга. Однако, подсистемы мониторинга не имеют единой системы показателей, единых подходов для районирования территорий, периодичности отслеживая и др., что делает невозможным принятие адекватных мер при управлении развитием и экологическим состоянием территорий [3]. Поэтому при принятии решений важно ориентироваться не только на данные "частных систем" мониторинга(гидрометеослужбы, мониторинга ресурсов, социально-гигиенического, биоты и др.), а создавать на их основе комплексные системы экологического мониторинга.

Уровни мониторинга

Мониторинг является многоуровневой системой. В хорологическом аспекте обычно выделяют системы (или подсистемы) детального, локального, регионального, национального и глобального уровней [1,2].

Низшим иерархическим уровнем является уровень детального мониторинга реализуемого в пределах небольших территорий (участков) и т.д.

При объединении систем детального мониторинга в более крупную сеть (например, в пределах района и т.п.) образуется система мониторинга локального уровня. Локальный мониторинг предназначен обеспечить оценку изменений системы на большей площади: территории города, района.

Локальные системы могут объединяться в более крупные – системы регионального мониторинга, охватывающие территории регионов в пределах края или области, или в пределах нескольких из них. Подобные системы регионального мониторинга, интегрируя данные сетей наблюдений, различающихся по подходам, параметрам, территориям отслеживания и периодичности, позволяют адекватно формировать комплексные оценки состояния территорий и давать прогнозы их развития.

Системы регионального мониторинга могут объединяться в пределах одного государства в единую национальную (или государственную) сеть мониторинга, образуя, таким образом, национальный уровень ) системы мониторинга. Примером такой системы являлась "Единая государственная система экологического мониторинга Российской Федерации" (ЕГСЭМ) и ее территориальные подсистемы, успешно создаваемые в 90-е годы ХХ века для адекватного решения задач управления территориями. Однако, вслед за Министерством экологии в 2002г ЕГСЭМ была также упразднена и в настоящее время в России имеются лишь ведомственно-разрозненные сети наблюдений, что не позволяет адекватно решать стратегические задачи управления территориями с учетом экологического императива.

Программа мониторинга окружающей среды

Научно обоснованный мониторинг окружающей среды осуществляется в соответствии с Программой. Программа должна включать в себя общие цели организации, конкретные стратегии его проведения и механизмы реализации.

Ключевыми элементами Программ мониторинга окружающей среды являются [3]:

  • перечень объектов, находящихся под контролем с их строгой территориальной привязкой (хорологическая организация мониторинга);
  • перечень показателей контроля и допустимых областей их изменения (параметрическая организация мониторинга);
  • временные масштабы – периодичность отбора проб, частота и время представления данных (хронологическая организация мониторинга).

Кроме того, в приложении в Программе мониторинга должны присутствовать схемы, карты, таблицы с указанием места, даты и метода отбора проб и представления данных.

Системы наземного дистанционного наблюдения

В настоящее время в программах мониторинга помимо традиционного "ручного" пробоотбора сделан упор на сбор данных с использованием электронных измерительных устройств дистанционного наблюдения в режиме реального времени.

Использование электронных измерительных устройств дистанционного наблюдения проводят используя подключения к базовой станции либо через телеметрической сети, либо через наземные линии, сотовые телефонные сети или другие телеметрические системы.

Преимуществом дистанционного наблюдения является то, что в одной базовой станции для хранения и анализа могут использоваться многие каналы данных. Это резко повышает оперативность мониторинга при достижении пороговых уровней контролируемых показателей, например, на отдельных участках контроля. Такой подход позволяет по данным мониторинга предпринять немедленные действия, если пороговый уровень превышен.

Использование систем дистанционного наблюдения требует установки специального оборудования (датчиков мониторинга), которые обычно маскируются для снижения вандализма и воровства, когда мониторинг проводится в легко доступных местах.

Системы дистанционного зондирования

В программах мониторинга широко задействовано дистанционное зондирование окружающей среды с использованием самолетов или спутников, снабженных многоканальными датчиками.

Различают два вида дистанционного зондирования.

Дистанционное зондирование позволяет собирать данные об опасных или труднодоступных районах. Применение дистанционного зондирования включают мониторинг лесов, последствия действия изменения климата на ледники Арктики и Антарктики, исследованиях прибрежных и океанских глубин.

Данные с орбитальных платформ, полученные из различных частей электромагнитного спектра в сочетании с наземными данными, представляет информацию для контроля тенденций проявления долгосрочных и краткосрочных явлений, природных и антропогенных. Другие области применения включают управление природными ресурсами , планирование использования земли, а также различные области наук о Земле.

Интерпретация и представление данных

В новых научно-обоснованных программах мониторинга окружающей среды разработан ряд показателей качества, чтобы интегрировать значительные объемы обрабатываемых данных, классифицировать их и интерпретировать смысл интегральных оценок. Так, например, в Великобритании используется система GQA. Эти общие оценки качества классифицируют реки на шесть групп по химическим критериям и биологическим критериям.

Для принятия решений пользоваться оценкой в системе GQA более удобно, чем множеством частных показателей.

Литература

1. Израэль Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды. - Л.: Гидрометеоиздат, 1979, — 376 с.

2. Израэль Ю.А Глобальная система наблюдений. Прогноз и оценка окружающей природной среды. Основы мониторинга. - Метеорология и гидрология. 1974, № 7. — С.3-8.

3.Сюткин В. М. Экологический мониторинг административного региона (концепция, методы, практика на примере Кировской области). — Киров: ВГПУ, 1999. — 232 с.

Доступ к информации является одним из важных факторов осуществления права граждан на получение информации. Особенно если это касается информации об окружающей среде.

Как эта информация доходит до населения, увы, крайне сложный вопрос. Ведь закона, который бы регулировал такое право, нет. Однако, стоит попытаться выяснить, откуда и как любой заинтересованный гражданин (или же юридическое лицо) может получить доступ к информации об окружающей среде, т.е. доступ к экологической информации.

Виды и источники экологической информации, по мнению М. М. Бринчука , литературе могут быть разделены на четыре группы:

  • нормативная информация об экологическом аудите и охране окружающей природной среды;
  • экологическая информация об объекте аудита;
  • информация о состоянии компонентов окружающей природной среды, находящихся в зоне возможного влияния аудируемого объекта.
  • информация, получаемая с сайтов компетентных на то органов.

Данные о состоянии окружающей природной среды содержат следующие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации:

  • государственные кадастры природных объектов и природных ресурсов:
  1. кадастр земельных ресурсов,
  2. кадастр природных водных объектов,
  3. кадастр лесных ресурсов,
  4. кадастр объектов животного мира,
  5. кадастр особо охраняемых природных территорий,
  6. кадастр полезных подземных ископаемых;
  • Красная книга России и ее субъектов;
  • Государственные программы по охране окружающей среды;
  • Государственные регистры;
  • Бюллетени социально-гигиенического мониторинга;
  • Паспорта безопасности административно-территориальных единиц;
  • Радиационно-гигиенические паспорта территорий. (1)

Самый простой источник-получение информации о состоянии окружающей среды из интернета, с сайтов специализированных органов. Но, к сожалению, эта информация не всегда обновляется.

Вернёмся к Конституции. Как уже говорилось выше, основу эколого-информационных отношений составляет Конституция РФ, в соответствии с которой право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды отнесено к числу основных прав человека и гражданина (ст. 42).

Реализация данного права обеспечивается следующими конституционными нормами. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ст. 11 Закона об охране окружающей среды, граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране.

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан (ст. 12 Закона).

Куда же может обратиться гражданин за получением информации? В экологическое управление.

Муниципальное экологическое управление имеет сложное эколого-информационное содержание. При его осуществлении органы местного самоуправления, которое является формой осуществления народовластия, обеспечивают население экологической информацией при решении вопросов местного значения, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды. Экологическая информация используется ими как для реализации собственных полномочий (например, принятие и организация выполнения муниципальных планов и программ комплексного социально-экономического развития), так и при осуществлении переданных им государственных полномочий.(2)

Наиболее полно информационная составляющая отражена в функциях государственного экологического управления. Это обусловлено значительной ролью информации в сфере государственного управления. Для осуществления управленческих функций в области природопользования и охраны окружающей среды органы исполнительной власти, с одной стороны, должны располагать экологической информацией. При этом важно, чтобы характер и объем экологической информации соответствовали возложенным на них экологическим функциям, что является одним из условий эффективности государственного экологического управления. Для этого необходимо:

- во-первых, упорядочение эколого-информационных потоков, что обеспечивается посредством установления и правового закрепления порядка сбора и предоставления сведений, относящихся к экологической информации, исполнительным органам власти, осуществляющим экологическое управление, другим уполномоченным органам исполнительной власти, например, в области государственной статистики, а также путем правовой регламентации обмена экологической информацией между органами экологического управления. Это позволяет осуществлять информационное обеспечение таких управленческих функций, как экологический государственный учет и отчетность, государственный кадастр природных ресурсов и объектов природы, экологический мониторинг, координационная функция в этой области и др.;

- во-вторых, создание и обеспечение функционирования эколого-информационных систем и банков данных, образование центров информатизации, осуществляющих эколого-информационное сопровождение органов власти при реализации ими всех управленческих экологических функций, а также информационное обслуживание предприятий, организаций и граждан, оказание им услуг по предоставлению экологической информации.

С другой стороны, органы исполнительной власти при реализации возложенных на них управленческих функций обязаны создать условия для обеспечения доступа к экологической информации пользователей-граждан, общественных организаций и объединений, обладающих правами на эту информацию в силу конституционных норм, требований экологического и информационного законодательства. Для этого определяются порядок и условия предоставления такой информации.(3)

Можно выделить статью 14 (пункт 1), согласно которой информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа.

Собранная информация аккумулируется в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Из этого фонда информация на определенных условиях (ст. 17 Закона) может быть предоставлена заинтересованным лицам. Причем бесплатно. И в любом варианте.

Вопрос доступа граждан к экологической информации в любом её виде довольно сложен, так как право на доступ закреплено, но на практике не реализуется.

Читайте также: