Экологический механизм охраны окружающей среды кратко

Обновлено: 05.07.2024

Механизм охраны окружающей среды можно определить как находящиеся в тесном взаимодействии организационные, правовые и экономические меры, направленные на охрану природы и обеспечение благоприятных условий жизни человека.

Механизм охраны окружающей среды состоит из шести элементов, которые, в свою очередь, являются самостоятельными механизмами охраны окружающей среды.

Организационно-правовой (управленческий) механизм, включающий в себя:

1) институциональные инструменты — система государственных органов управления в сфере охраны окружающей среды (см. глава 3);

2) функциональные инструменты: экологическая сертификация, лицензирование, контроль и др.

Экономико-правовой механизм — система экономически стимулирующих инструментов (способы воздействия, меры) охраны окружающей среды (планирование, прогнозирование, финансирование, страхование, экономомическое стимулирование).

Правовой механизм — механизм, который образуют основные правовые институты: юридическая ответственность за экологические правонарушения; возмещение вреда, причиненного загрязнением окружающей среде (детально будут рассмотрены далее).

Механизм особой охраны, включающий в себя систему специальных, установленных государством мероприятий по защите:

1) особо охраняемых природных территорий и объектов;

2) особо опасных зон — экологически неблагоприятных территорий.

Идеологический механизм: экологическое воспитание, образование и культура.

Международно-правовой механизм в зависимости от участия в нем государств делится на универсальный и региональный, и включает в себя следующие механизмы:

1) конвенционные инструменты (многосторонние и двусторонние соглашения);

2) институциональные инструменты (международные организации и их органы);

3) ситуационные инструменты (переговоры, конференции и т.п.).

Плата за использование природных ресурсов и за загрязнение окружающей среды

Цель платежей — стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и к повышению эффективности их природоохранной деятельности.

Существует два вида платежей:

1) за природные ресурсы;

2) за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

Плата за использование природных ресурсов (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей среды является экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями на окружающую среду, сами (добровольно) предпринимали меры по уменьшению ее загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ.

При этом внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

До сих пор действует Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 (ред. от 01.07.2005 г.) установлены Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливают коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Мерой стимулирования природоохранной деятельности являются налоговые льготы. Законодательством предусмотрено, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

Экологическое страхование

В РФ может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование: Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте (ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов)

Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.(в соотв. с Типовым положением О порядке добровольного экологического страхования в РФ на основании Договора страхования)

экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера

37. Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. Проводится в соответствии с ФЗ Об охране окружающей среды, Об охране атмосферного воздуха:вносить Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности.

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Экологический контроль — одно из проявлений экологической функции государства и представляет собой совокупность мероприятий по наблюдению за состоянием ОПС и ее изменениями, а также проверке выполнения экологических требований всеми предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Объектом экологического контроля является, с одной стороны, окружающая среда (ее компоненты), с другой — деятельность органов государственной власти, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению экологических правил и нормативов.

Задачами экологического контроля являются обеспечение органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

Система экологического контроля состоит из государственного экологического мониторинга, государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.

Он осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Его порядок организации и осуществления устанавливается Правительством РФ.

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, исключительной экономической зоны РФ, внутренних морских вод и территориального моря РФ.

Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;

Федеральное агентство по рыболовству и другие органы исполнительной власти.

Механизм охраны окружающей среды можно определить как находящиеся в тесном взаимодействии организационные, правовые и экономические меры, направленные на охрану природы и обеспечение благоприятных условий жизни человека.

Механизм охраны окружающей среды состоит из шести элементов, которые, в свою очередь, являются самостоятельными механизмами охраны окружающей среды.

Организационно-правовой (управленческий) механизм, включающий в себя:

1) институциональные инструменты — система государственных органов управления в сфере охраны окружающей среды (см. глава 3);

2) функциональные инструменты: экологическая сертификация, лицензирование, контроль и др.

Экономико-правовой механизм — система экономически стимулирующих инструментов (способы воздействия, меры) охраны окружающей среды (планирование, прогнозирование, финансирование, страхование, экономомическое стимулирование).

Правовой механизм — механизм, который образуют основные правовые институты: юридическая ответственность за экологические правонарушения; возмещение вреда, причиненного загрязнением окружающей среде (детально будут рассмотрены далее).

Механизм особой охраны, включающий в себя систему специальных, установленных государством мероприятий по защите:

1) особо охраняемых природных территорий и объектов;

2) особо опасных зон — экологически неблагоприятных территорий.

Идеологический механизм: экологическое воспитание, образование и культура.

Международно-правовой механизм в зависимости от участия в нем государств делится на универсальный и региональный, и включает в себя следующие механизмы:

1) конвенционные инструменты (многосторонние и двусторонние соглашения);

2) институциональные инструменты (международные организации и их органы);

3) ситуационные инструменты (переговоры, конференции и т.п.).

Плата за использование природных ресурсов и за загрязнение окружающей среды

Цель платежей — стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и к повышению эффективности их природоохранной деятельности.

Существует два вида платежей:

1) за природные ресурсы;

2) за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

Плата за использование природных ресурсов (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей среды является экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями на окружающую среду, сами (добровольно) предпринимали меры по уменьшению ее загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ.

При этом внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

До сих пор действует Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 (ред. от 01.07.2005 г.) установлены Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливают коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Мерой стимулирования природоохранной деятельности являются налоговые льготы. Законодательством предусмотрено, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

Экологическое страхование

В РФ может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование: Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте (ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов)

Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.(в соотв. с Типовым положением О порядке добровольного экологического страхования в РФ на основании Договора страхования)

экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера

37. Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. Проводится в соответствии с ФЗ Об охране окружающей среды, Об охране атмосферного воздуха:вносить Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности.

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Экологический контроль — одно из проявлений экологической функции государства и представляет собой совокупность мероприятий по наблюдению за состоянием ОПС и ее изменениями, а также проверке выполнения экологических требований всеми предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Объектом экологического контроля является, с одной стороны, окружающая среда (ее компоненты), с другой — деятельность органов государственной власти, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению экологических правил и нормативов.

Задачами экологического контроля являются обеспечение органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

Система экологического контроля состоит из государственного экологического мониторинга, государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.

Он осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Его порядок организации и осуществления устанавливается Правительством РФ.

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, исключительной экономической зоны РФ, внутренних морских вод и территориального моря РФ.

Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;

Федеральное агентство по рыболовству и другие органы исполнительной власти.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механизм охраны окружающей природной среды – комплекс организационных, правовых и экономических мер, направленных на восстановление разрушенной природной среды и снижения уровня вредного воздействия человеческой деятельности на неё.

Элементы механизма охраны окружающей природной среды:

1) организационно-правовой (управленческий), включает в себя две группы инструментов: а) институциональные – система государственных органов управления в сфере охраны окружающей среды, б) функциональные меры охраны – экологическая сертификация, контроль, лицензирование.

2) экономико-правовой механизм – система экономически стимулирующих инструментов охраны окружающей среды (планирование, прогнозирование, финансирование, страхование, экономическое стимулирование),

3) правовой механизм – система юридических институтов охраны окружающей среды (юридическая ответственность за экологические правонарушения, возмещение вреда, причиненного загрязнением окружающей среды),

4) механизм особой охраны – включает в себя систему специальных, установленных государством мероприятий: по защите особо охраняемых природных территорий и объектов, особо опасных зон или экологически неблагоприятных территорий,

5) идеологический механизм – система мер охраны окружающей природной среды, включающая в себя экологическое воспитание, образование и культуру.

6) международно-правовой механизм – система мер охраны окружающей природной среды, включающая в себя конвенционные механизмы (многосторонние и двусторонние соглашения), институциональные механизмы (образование международных организаций и их органов), ситуационные механизмы (ведение переговоров, конференций).

Международно-правовой механизм охраны окружающей среды.

Международное право в области охраны окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений.

Субъектами механизма охраны окружающей среды являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, а также в определенных случаях юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах.

Объектом международно-правового регулирования охраны окружающей среды является вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство, а также отдельные объекты природной среды: мировой океан, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы.

К основным механизмам международно-правового регулирования охраны окружающей среды можно отнести: 1) комплекс конвенционных механизмов (международные договоры, декларации, соглашения, конвенции), 2) комплекс институциональных механизмов (создание международных, правительственных, неправительственных организаций), 3) комплекс ситуационных механизмов (ведение международных переговоров и конференций для оперативного решения глобальных экологических проблем).

Правовая охрана окружающей среды в зарубежных странах.

Правовая охрана окружающей среды в большинстве стран СНГ является зеркальной по отношению к российскому законодательству, так как в России и в этих странах основной проблемой на пути решения экологических проблем является отсутствие достаточных средств для реализации серьёзных природоохранных программ.

Кроме того стоит также упомянуть, что у стран-государств бывшего СССР общие экологические проблемы (Чернобыльская АЭС для Украины и Белоруссии, экологическая катастрофа на Аральском море для Казахстана).

Правовая охрана окружающей среды также в этих государствах первоначально закрепляется на конституционном уровне в Конституциях данных государств.

В странах Восточной и Центральной Европы (Болгарии, Венгрии, Польше) законодательство по охране окружающей среды было принято более оперативно ежели в странах СНГ и бывшего СССР, так, например, базовые законодательные акты об охране окружающей среды были приняты ещё в 1980-ые годы. С входом данных стран в Совет Европы и НАТО появилась тенденция ужесточения данного законодательства.

В Японии данная экологическая проблема решается путем отсыпки искусственных островов, что с одной стороны решает проблему свалок, а с другой увеличивает территорию Японии, которую можно использовать.

Государство предусматривает ряд мер организационно-правового обеспечения управления природопользованием и охраны природной среды, включая систему разнообразных государственных органов как общего управления (Президент, Государственная Дума, Правительство, самоуправление и администрация субъектов Федерации), так и специально уполномоченные органы комплексного управления (Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов РФ, Госкомитет по чрезвычайным ситуациям, Россанэпидемнадзор),

Кроме того, государство через систему специализированных кадастров производит количественный и качественный учет (оценку) природных ресурсов и вторсырья, т.е. создает систему достоверных сведений о реальном состоянии земли (почвы), лесов, вод, полезных ископаемых. Сюда же входят реестры рыбных запасов, диких животных, лечебно-оздоровительных ресурсов, водный, Фонд заповедных объектов, Федеральный регистр потенциально опасных веществ, международная, российская региональные) Красная книга - совокупность сведений о состоянии и распространении редких исчезающих (находящихся под угрозой исчезновения) видов флоры и фауны.

Система государственных органов использования и охраны природных компонентов в настоящее время весьма разнообразна, многопрофильна и динамична в своем развитии.

Основное место в механизме охраны природной среды занимает нормирование качества окружающей среды и экологический контроль.

Нормирование качества - это установление показателей (нормативов) предельно-допустимого воздействия (ПДВ) человека на окружающую природную среду, т.е. стандартизация хозяйственной и иной деятельности человека. Норма ПДВ - это такая мера воздействия на окружающую природную среду, при которой стабильно обеспечивается процесс обмена веществ и энергии во всех экологических подсистемах единой экосистемы Земли.

Законодательство устанавливает следующие нормативы качества:
а) санитарно-гигиенические - предельно допустимые объемы концентрации (ПДК) вредных химических, физических, биологических веществ и воздействий, радиации естественного фона и приборов любого рода и направленности, вредных веществ в продуктах питания, о чем нам ранее просто не сообщали. К ПДК относят также нормативы санитарных, защитных и запретных зон;
б) производственно-технические - предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов (ПДВ) шума, тепла, вибрации, промышленной радиации магнитных полей, любых вредных веществ и воздействий в народном хозяйстве и быту. Сюда же относят строительные, промышленные нормы и правила, включая градостроительные (СНИПы, ПНИПы и т.п., технико-экономические нормативы, определяемые отраслевыми органами охраны природы);
в) комплексные - наименее разработанные и наиболее важные нормативы, которые как бы суммируют все виды нормативов качества, поскольку определяют уровень предельно допустимой нагрузки на всю природную среду (ПДН). С другой стороны, они определяют уровень предельно допустимой нагрузки (влияния) на организм человека всех факторов среды его обитания как искусственного, так и естественного происхождения.

Управление охраной (защитой) окружающей природной среды включает экологический контроль, построенный на методах обязательности предписаний и рекомендацийуправомоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуправления) и разрешения (полного делегирования полномочий).




Задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мер предусмотренного законодательством по охране (защите) и рациональном использовании природных ресурсов.

Государственный экологический мониторинг - это служба государственного наблюдения за состоянием окружающей природной среды. Его организационную основу составляют Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и его подразделения на местах.

Государственный экологический мониторинг - это процесс сбора и преобразования информации о состоянии естественных и антропогенных изменений окружающей среды. КромеРоскомгидромета его осуществляют Россанэпидемнадзор, Комитет РФ по земельной реформе и землеустройству и другие органы.

Экономический механизм охраны природной среды включает следующие части: лицензии на природопользование - разрешение с указанием видов, объемов, лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, лимиты - экологические ограничения (предельные нормы) по территориям с указанием объема предельного использования (изъятия) природных ресурсов, а также выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов, экологические фонды для восстановления (в пределах реальной возможности) потерь окружающей природной среды, компенсации причиненного вреда и других неотложных природоохранительных задач.

Вред окружающей природной среде
Формы ответственности за совершение экологических правонарушений

Существуют следующие способы причинения вреда окружающей человека среде:

повреждение - частичное приведение в негодность по качеству и количеству природного объекта, ресурса, комплекса;
истощение - уменьшение полезных природных свойств (потеря потенциала, его функций);
уничтожение - полное качественное и количественное приведение в негодность;
загрязнение - любое изменение физико-химического состав любым способом и в любой степени сверх установленной нормы.

Экологический ущерб - это отрицательное изменение полезности окружающей природной среды, которое определяется нормами экологического права. Экономические убыткиопределяются еще и нормами других отраслей права (гражданским, трудовым и т.д.). В целом экологический ущерб и экономические убытки - это вред природной среде, неминуемые затраты человеческого общества на современном этапе его развития.

В экологическом праве существуют различные виды ответственности:
эколого-правовая, наступающая за причинение неправомерного экологического вреда;
эколого-экономическая, наступающая за причинение вреда в результате правомерной, разрешенной государством деятельности, связанная с выплатой определенной компенсации, направляемой на восстановление объектов природы.

Эколого-правовая ответственность обеспечивает реализацию охранительной (превентивной) функции - угрозы применения мер государственного (общественного) воздействия, компенсационной - восстановление потерь в природе, стимулирующей - наличие экономических и экологических стимулов рационально сберегательного природопользования. Эколого-правовая ответственность наступает за антропогенный вред (вред окружающей природной среде, включая человечество в целом), за физиологический - вред здоровью человека, за генетический - вред будущим поколениям человечества.

Основанием эколого-правовой ответственности является эколого-правовое (экологическое) правонарушение - взятые во взаимосвязи: вина (в любой форме, противоправность деяния (как действие, так и бездействие), вред (угроза вреда, всегда носящая форму экологического характера) окружающей природной среде (первичный вред) и через нее - здоровью человека (производный вред) и его имуществу (ущемление имущественных интересов законного пользователя, арендатора, собственника).

Субъектами ответственности являются физические и юридические лица независимо от форм собственности и форм хозяйствования.
Главное в составе экологического правонарушения - это причинение экологического вреда, от характера и объема которого зависит наступление юридической ответственности.

Уголовно-правовая ответственность применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления, т.е. посягательство на экологический правопорядок и его составную часть - экологическую безопасность населения.

Административная ответственность применяется к физическим и юридическим лицам за совершение экологического проступка при отсутствии состава преступления. Наиболее распространенная мера административного взыскания - штраф, а наиболее типичная мера - изъятие орудий и средств совершения правонарушения вплоть до конфискации средств передвижения. Размеры штрафа исходят из минимального размера оплаты труда на момент совершения правонарушения в кратном исчислении, если иное не указано в законе. Следует подчеркнуть, что наложение штрафа не освобождает виновных от возмещения причиненного вреда.

Наиболее эффективна гражданско-правовая ответственность, применяемая к субъектам за причинение вреда природной среде, здоровью человека, имуществу граждан и хозяйствующих субъектов в полном объеме в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Гражданско-правовая экологическая ответственность предусматривает возмещение нанесенного экологического ущерба в объеме, включая реальный вред, упущенную выгоду и неполученный доход. Важно усвоить, что возмещение вреда - это восстановление потерь в природной среде (компенсация) независимо от источника их появления. Хозяйственная деятельность человека на данном этапе его развития - неизбежный спутник потерь природной среды.

Дисциплинарная ответственность применяется только к физическим лицам и предусмотрена за совершение экологического проступка в связи с невыполнением служебных обязанностей, в результате чего причиняется экологический вред.

Закон об охране окружающей природной среды в ст. 81, 83 устанавливает материальную ответственность должностных лиц, виновных в причинении вреда экологическим правонарушением по своей вине на основе трудового законодательства.

Государство предусматривает ряд мер организационно-правового обеспечения управления природопользованием и охраны природной среды, включая систему разнообразных государственных органов как общего управления (Президент, Государственная Дума, Правительство, самоуправление и администрация субъектов Федерации), так и специально уполномоченные органы комплексного управления (Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов РФ, Госкомитет по чрезвычайным ситуациям, Россанэпидемнадзор),

Кроме того, государство через систему специализированных кадастров производит количественный и качественный учет (оценку) природных ресурсов и вторсырья, т.е. создает систему достоверных сведений о реальном состоянии земли (почвы), лесов, вод, полезных ископаемых. Сюда же входят реестры рыбных запасов, диких животных, лечебно-оздоровительных ресурсов, водный, Фонд заповедных объектов, Федеральный регистр потенциально опасных веществ, международная, российская региональные) Красная книга - совокупность сведений о состоянии и распространении редких исчезающих (находящихся под угрозой исчезновения) видов флоры и фауны.

Система государственных органов использования и охраны природных компонентов в настоящее время весьма разнообразна, многопрофильна и динамична в своем развитии.

Основное место в механизме охраны природной среды занимает нормирование качества окружающей среды и экологический контроль.

Нормирование качества - это установление показателей (нормативов) предельно-допустимого воздействия (ПДВ) человека на окружающую природную среду, т.е. стандартизация хозяйственной и иной деятельности человека. Норма ПДВ - это такая мера воздействия на окружающую природную среду, при которой стабильно обеспечивается процесс обмена веществ и энергии во всех экологических подсистемах единой экосистемы Земли.

Законодательство устанавливает следующие нормативы качества:
а) санитарно-гигиенические - предельно допустимые объемы концентрации (ПДК) вредных химических, физических, биологических веществ и воздействий, радиации естественного фона и приборов любого рода и направленности, вредных веществ в продуктах питания, о чем нам ранее просто не сообщали. К ПДК относят также нормативы санитарных, защитных и запретных зон;
б) производственно-технические - предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов (ПДВ) шума, тепла, вибрации, промышленной радиации магнитных полей, любых вредных веществ и воздействий в народном хозяйстве и быту. Сюда же относят строительные, промышленные нормы и правила, включая градостроительные (СНИПы, ПНИПы и т.п., технико-экономические нормативы, определяемые отраслевыми органами охраны природы);
в) комплексные - наименее разработанные и наиболее важные нормативы, которые как бы суммируют все виды нормативов качества, поскольку определяют уровень предельно допустимой нагрузки на всю природную среду (ПДН). С другой стороны, они определяют уровень предельно допустимой нагрузки (влияния) на организм человека всех факторов среды его обитания как искусственного, так и естественного происхождения.

Управление охраной (защитой) окружающей природной среды включает экологический контроль, построенный на методах обязательности предписаний и рекомендацийуправомоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуправления) и разрешения (полного делегирования полномочий).

Задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мер предусмотренного законодательством по охране (защите) и рациональном использовании природных ресурсов.

Государственный экологический мониторинг - это служба государственного наблюдения за состоянием окружающей природной среды. Его организационную основу составляют Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и его подразделения на местах.

Государственный экологический мониторинг - это процесс сбора и преобразования информации о состоянии естественных и антропогенных изменений окружающей среды. КромеРоскомгидромета его осуществляют Россанэпидемнадзор, Комитет РФ по земельной реформе и землеустройству и другие органы.

Экономический механизм охраны природной среды включает следующие части: лицензии на природопользование - разрешение с указанием видов, объемов, лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, лимиты - экологические ограничения (предельные нормы) по территориям с указанием объема предельного использования (изъятия) природных ресурсов, а также выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов, экологические фонды для восстановления (в пределах реальной возможности) потерь окружающей природной среды, компенсации причиненного вреда и других неотложных природоохранительных задач.

Вред окружающей природной среде
Формы ответственности за совершение экологических правонарушений

Существуют следующие способы причинения вреда окружающей человека среде:

повреждение - частичное приведение в негодность по качеству и количеству природного объекта, ресурса, комплекса;
истощение - уменьшение полезных природных свойств (потеря потенциала, его функций);
уничтожение - полное качественное и количественное приведение в негодность;
загрязнение - любое изменение физико-химического состав любым способом и в любой степени сверх установленной нормы.

Экологический ущерб - это отрицательное изменение полезности окружающей природной среды, которое определяется нормами экологического права. Экономические убыткиопределяются еще и нормами других отраслей права (гражданским, трудовым и т.д.). В целом экологический ущерб и экономические убытки - это вред природной среде, неминуемые затраты человеческого общества на современном этапе его развития.

В экологическом праве существуют различные виды ответственности:
эколого-правовая, наступающая за причинение неправомерного экологического вреда;
эколого-экономическая, наступающая за причинение вреда в результате правомерной, разрешенной государством деятельности, связанная с выплатой определенной компенсации, направляемой на восстановление объектов природы.

Эколого-правовая ответственность обеспечивает реализацию охранительной (превентивной) функции - угрозы применения мер государственного (общественного) воздействия, компенсационной - восстановление потерь в природе, стимулирующей - наличие экономических и экологических стимулов рационально сберегательного природопользования. Эколого-правовая ответственность наступает за антропогенный вред (вред окружающей природной среде, включая человечество в целом), за физиологический - вред здоровью человека, за генетический - вред будущим поколениям человечества.

Основанием эколого-правовой ответственности является эколого-правовое (экологическое) правонарушение - взятые во взаимосвязи: вина (в любой форме, противоправность деяния (как действие, так и бездействие), вред (угроза вреда, всегда носящая форму экологического характера) окружающей природной среде (первичный вред) и через нее - здоровью человека (производный вред) и его имуществу (ущемление имущественных интересов законного пользователя, арендатора, собственника).

Субъектами ответственности являются физические и юридические лица независимо от форм собственности и форм хозяйствования.
Главное в составе экологического правонарушения - это причинение экологического вреда, от характера и объема которого зависит наступление юридической ответственности.

Уголовно-правовая ответственность применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления, т.е. посягательство на экологический правопорядок и его составную часть - экологическую безопасность населения.

Административная ответственность применяется к физическим и юридическим лицам за совершение экологического проступка при отсутствии состава преступления. Наиболее распространенная мера административного взыскания - штраф, а наиболее типичная мера - изъятие орудий и средств совершения правонарушения вплоть до конфискации средств передвижения. Размеры штрафа исходят из минимального размера оплаты труда на момент совершения правонарушения в кратном исчислении, если иное не указано в законе. Следует подчеркнуть, что наложение штрафа не освобождает виновных от возмещения причиненного вреда.

Наиболее эффективна гражданско-правовая ответственность, применяемая к субъектам за причинение вреда природной среде, здоровью человека, имуществу граждан и хозяйствующих субъектов в полном объеме в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Гражданско-правовая экологическая ответственность предусматривает возмещение нанесенного экологического ущерба в объеме, включая реальный вред, упущенную выгоду и неполученный доход. Важно усвоить, что возмещение вреда - это восстановление потерь в природной среде (компенсация) независимо от источника их появления. Хозяйственная деятельность человека на данном этапе его развития - неизбежный спутник потерь природной среды.

Дисциплинарная ответственность применяется только к физическим лицам и предусмотрена за совершение экологического проступка в связи с невыполнением служебных обязанностей, в результате чего причиняется экологический вред.

Закон об охране окружающей природной среды в ст. 81, 83 устанавливает материальную ответственность должностных лиц, виновных в причинении вреда экологическим правонарушением по своей вине на основе трудового законодательства.

Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды

Под экономическим механизмом охраны природной среды принято понимать совокупность разработанных законодательством мер по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Экономико-правовой механизм охраны окружающей природной среды- это планирование и финансирование природоохранных мероприятий, правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, за сбросы и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение предприятий и объектов и отходов от их производственной деятельности.

Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды состоит из предоставления налоговых, кредитных и других видов льгот субъектам природопользования для наиболее эффективной охраны окружающей среды.

Основные элементы и методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды

Основными элементами экономико-правового механизма являются:

  1. планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
  2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
  3. установление тарифов за использование природных ресурсов, выбросов в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
  4. предоставление предприятиям и гражданам кредитных льгот, а также осуществление других эффективных мер по охране окружающей среды;
  5. возмещение в соответствии с законодательством вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Экономическое регулирование охраны окружающей среды проводят с целью соблюдения экологических требований российского законодательства.

В области охраны окружающей природной среды существуют следующие методы экономического регулирования:

  • разработка государственных прогнозов социально-экономического развития (в соответствии с экологическими прогнозами по отраслям промышленности и регионам);
  • разработка федеральной программы в сфере экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее ;
  • разработка мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей природной среде;
  • плата за загрязнение окружающей среды и негативное на нее воздействие;
  • лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и на размещение отходов производства;
  • экономическая оценка воздействия хозяйственной либо другой деятельности на окружающую среду;
  • налоговые льготы при внедрении новых технологий и использовании вторичных ресурсов;
  • поддержка предпринимательской и инновационной деятельности, а также экологическое страхование;
  • возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде.

Планирование и финансирование охраны окружающей среды

Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение являются основополагающими в деле охраны окружающей природной среды.

Финансирование является составной частью программы и производится за счет федерального бюджета РФ, бюджетов республик в составе РФ, а также за счет областей, краев и местных органов власти.

Также финансирование может осуществляться за счет средств предприятий и организаций, экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов граждан.

Особое место в организации и решении неотложных природоохранительных мероприятий и задач отводится федеральному экологическому фонду. Вместе с этим, фондом создана система внебюджетных экономических фондов, общественных фондов и фондов экологического страхования. Средства из этих фондов идут на программы по охране окружающей среды, на воспроизводство природных ресурсов, научные исследования и внедрение экологически чистых технологий.

Также средства из этих фондов могут быть использованы на строительство очистных сооружений или выплату гражданам компенсаций за причиненный загрязнением или неблагоприятными воздействиями вред здоровью.

Контроль за расходованием бюджетных финансовых средств на охрану окружающей природной среды возложен на Министерство природных ресурсов РФ совместно с налоговыми и финансовыми государственными органами, а также учреждения банков и аудиторские фирмы. Получив право на осуществление проекта строительства или при осуществлении иной хозяйственной деятельности заказчик обязан получить лицензию на природопользование, в которой должно быть отражено право пользования отдельными видами природных ресурсов, нормативы выбросов и сбросов в окружающую среду, а также заключения экологической экспертизы.

В лицензии на комплексное природопользование должны быть определены экологические условия реализации предстоящей деятельности, объемы изъятия природных ресурсов, предельно допустимые величины загрязняющих веществ, а также требования к состоянию окружающей природной среды и природных объектов в ходе эксплуатации хозяйственного объекта.

Читайте также: