Экологический кодекс рт кратко

Обновлено: 02.07.2024

Экологический кодекс РТ от 15.11.2009 г. Состоит из 17 разделов и 173 статей. По своему содержанию является комплексным НПА регулирующим природоохранные и природоресурсные отношения, а именно регламентирует охрану окружающей среды рт в целом и иохрану и использоваиние отдельный природных ресурсов и и объектов например животногоь, растителдьного мира, особо охраняемых природных территорий и др. С момента вступления в силу ЭК РТ практические все природоохранные и приролдоресурсные законы в РТ утратили силу.

КоАП Рт от 19.12.2006г.

Ст. 3,1 уничтожение редких и нах под угрох исчез животных и растен занесенных в красне книгу РТ

Земельный Кодекс РТ от 10 июня 1998 г. в редакции от 18 января 2005 г

Водный Кодекс РТ от 16 июня 1999 г. – утратил силу.

Закон Республики Татарстан от 21 октября 1998 г. N 1816
"Об энергосбережении"

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.10.2009г. № 715 "Об утверждении Порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения (в том числе участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) в Республике Татарстан" (19.10.2009 г.)

Приказ министра экологии и природных ресурсов РТ от 24.06.2009 № 664 Об утверждении "Положения о порядке подготовки и проведения аукционов на право пользования участками недр, содержащими месторождения общерас-пространенных полезных ископаемых на территории Республики Татарстан" (07.08.2009 г.)


10. Подзаконные нормативные правовые акты (кроме законов) как источники экологического права.

a. Подзаконные НПА

iv. Приказы президента РФ

1. Значение указов президента РФ заключается в установлении системы и структуры федер органов гос власти в области экол отнош:

a. Указ президента от 9 марта 2004г. № 314 о системе и структуре государственных органов исполнительной власти

Номротворчесую функцию выполняте министерства (природных ресурсов и и экологии РФ)

Оказание государственных услуг осуществляют соответствующие агенстваа (водных ресурсов, по недропользщованию)

Надзорная функция осуществляется федеральными слубами (по надзору в сфере природопользования)

v. Постановления правительства РФ

1. Реализует указы президента и конкретизирует положения законов. Например, все положения о вышеныазваных органах испол власти утверждены в постановлении правительства РФ

2. Пост прав утвержедны различные процедурные положения. Например О гос экол контроле о гос земельном контроле о монитоинге земель

vi. Постановления ведомственных нормативных актах

1. Направлены на реализзацию положений закона касающихся компетенции соответствующего ведомства. Например, в соответствии с ФЗ об озхране окр среды методики и таксы исчисления размера вреда уствержадются ведомственными НПА

11. Государственное управление в области охраны окружающей среды.
Управление в сфере регулирования экологических отношений — это совокупность предпринимаемых компетентными органами и уполномоченными лицами действий, направленных на обеспечение исполнения требований экологического законодательства о распоряжении природными ресурсами, обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения и восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также защиты экологических прав юридических и физических лиц.

В административном праве под управлением понимаются дача обязательных для исполнения предписаний и применение соответствующих санкций на их неисполнение. При этом предписания дают одни органы, а контролируют их исполнение — другие (в узком смысле). В широком смысле этого слова под управлением понимается многогранная деятельность различных органов государственного и муниципального управления, а также общественных объединений, предприятий и учреждений, выражающаяся применительно к данному вопросу в реализации следующих функций, то есть основных направлений деятельности.

Функции государственного управления:

создание системы органов управления и координация их деятельности;

нормотворчество (установление правовых основ регулирования природопользования и охраны окружающей среды для обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов);

управление природными ресурсами;

планирование исполнения охраны и улучшения окружающей среды;

оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);

экологическое воспитание и образование и др.

Методы государственного управления в области охраны окружающей среды:

административный (прямой) метод (например, приказ);

экономический (косвенный) метод (создание условий экономической заинтересованности);

моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).

Принципы государственного экологического управления:

административно-территориальный принцип организации управления;

бассейновый (применительно к территории бассейна морей, рек, озер, рыбному промыслу и др. без учета административно-территориального деления);

принцип организации управления смешанный (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);

разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций.

12. Понятие и особенности права собственности на природные объекты.
Право собственности на природные ресурсы является комплексным институтом. С одной стороны, гражданское право определяет понятие, содержание формы, виды, основания возникновения и прекращения (ч. 3 ст. 129 ГК РФ). Экологическое же право устанавливает в рамках природоресурсного законодательства особенности реализации гражданско-правовых положений.

Право собственности на природные ресурсы также, как и в гражданском праве, понимается в двух аспектах - это объективное и субъективное право собственности на природные ресурсы.

Под объективным правом собственности на природные ресурсы понимается система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользования и распоряжению природными ресурсами. Форма проявления – нормативно-правовые акты, например, ГК РФ, ЗК РФ, ЛК РФ и т.п.

Субъективное право собственности на природные ресурсы – это совокупность правомочий собственника владеть, пользоваться и распоряжаться, принадлежащими ему ресурсами. В основе субъективного права собственности находится воля собственника, которая ограничена природоохранными и природоресурсными требованиями. Например, гл. 6 ЗК РФ предусматривает не только права, но и обязанности для собственников земельных участков. Более того, в отношении собственника могут быть применены меры административной и уголовной ответственности. Например, за порчу земель.

Содержание права собственности – это владение (фактическое обладание природным ресурсом), пользование (что означает возможность извлечения полезных свойств; например, добывать полезные ископаемые из недр) и распоряжение (означает возможность определять юридическую судьбу природного ресурса).

Природные ресурсы хотя и являются и объектами права собственности, но в имущественных отношениях выступают в двух качествах – либо как недвижимое имущество, либо как движимое имущество.

Перечень природных ресурсов, являющихся недвижимостью, установлен ст. 130 ГК РФ. Это земельные участки и участки недр. Другие природные ресурсы с 2007 года недвижимостью быть перестали (это лесные насаждения и замкнутые водоемы).

В рамках движимого имущества можно выделить:

1. Объекты животного мира;

2. Лесные насаждения (например, по договору купли-продажи лесных насаждений);

3. Добытые из недр полезные ископаемые;

Отличие недвижимого имущества от движимого в рамках природоресурсного законодательства заключается, прежде всего, в оформлении. А именно, для предоставления недвижимости необходима процедура индивидуализации и установления границ этого природного ресурса на местности. А в итоге необходима государственная регистрация. Например, для индивидуализации земельного участка, как объекта права собственности, необходима процедура межевания этого участка, т.е. установления границ, процедура кадастрового учета этого земельного участка для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении, площади, кадастровой стоимости и других данных, а также процедура государственной регистрации для возникновения права собственности.

Что касается движимого имущества, то процедура проще. Как правило, на основе разрешительных документов (договора, решения, лицензии) правообладатель при изъятии этого природного ресурса из окружающей среды становится собственником на основании вышеуказанных разрешительных документов.

Действующее законодательство частную собственности определяет как собственность граждан и юридических лиц. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ в частной собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. Однако, полноценными объектами частной собственности являются только земельные участки. Другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности только при наличии неразрывной связи, а именно это пруды, обводненные карьеры и леса. Так, например, со ст. 8 ВК РФ пруды и обводненные карьеры отдельно без земельных участков отчуждению не подлежат. В соответствии со ст. 8 ЛК РФ леса на землях лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на леса в пределах земель иных категорий определяются земельным законодательством.

Содержание прав собственников земельных участков определяются ст. 260 ГК РФ, а именно лица, имеющие в собственности земельные участки вправе продавать их, дарить, отдавать в залог, сдавать в аренду и распоряжаться иным образом, поскольку соответствующие земли не ограничены в обороте. Действующее законодательство устанавливает 2 вида ограничений права частной собственности на земельные участки: общие и специальные. Общие ограничения распространяются на российских граждан и юридических лиц, а также на иностранных граждан/юр. лиц и лиц без гражданства. Специальные ограничения касаются только иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства. (предусмотрено ст. 27 ЗК РФ)

Эта статья предусматривает перечень земельных участков, изъятых и ограниченных в обороте.

Под ЗУ изъятыми из оборота понимаются участки,Ю котроые не предоставляются в частную собственность, а также не могут быть объектами сделок (уч. Занятые заповедниками и национальными парками.).

Под Зем. Уч. Орг в оборте понимаются участки, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных ФЗ ( УЧ. Занятые гидротехническими сооружениями, объектами траспорта, связи и т.д.)

Специальные ограничения касаются только иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства:

1. Данные лица не могут обладать на праве собственности ЗУ на приграничных территориях РФ

2. Они не могут обладать на праве собственности ЗУ на особых территориях РФ установленных ФЗ (закрытые административно-территориальные образования (AP о закрытм адм терр обьразовании))

3. Не могут обладать на праве собственности ЗУ сельско хоз назнач (для них только аренда)

4 вопрос – муниципальная собственность

Мун собст на природ ресурс определяется как собственность как городских, сельских нас пунктов и друг мун образ.

От имени муниципальных образований права собствненника осуществляют органы МСУ. Как правило в системе мун орг выделяются специализированный орган, осуществляющи управление и распоряжение земельными участками (в казани Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома мун образ г. Казани)

В соответсвии с ФЗ об общих принципах организации МСУ в РФ в собственности муниципальных образований могут находится:

1. Земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями муниципального значения, автомобильными дорогами, местами общего пользования (площадями, скверами, улицами).

2. В Муниципальной собсвтенности могут назодиться пруды и обводненные карьеры

3. Леса, лесные насаждения, находящиеся на территории муниципального образования.

Земельные участки составляют экономическую основу деятельности муниципальных образований. Земельный налог и арендная плата поступаю в местный муниципальный бюджет. Также туда поступают средства полученные от продажи муниципальных земельных участков, либо продажи права аренды на муниципальный земельный участок.

от 15 января 2009 года N 5-ЗРТ

(с изменениями на 11 декабря 2021 года)

Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
15 декабря 2008 года

Настоящий Кодекс регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (экологической сфере).

Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Экологическое законодательство Республики Татарстан

1. Экологическое законодательство Республики Татарстан основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законах и состоит из настоящего Кодекса, законов Республики Татарстан и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Республики Татарстан.

2. Экологическое законодательство Республики Татарстан регулирует отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Статья 2. Основные понятия

1. В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;

антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;

водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;

водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте;

вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

абзац утратил силу. - Закон РТ от 27.12.2019 N 119-ЗРТ.

государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) - комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды;

абзац утратил силу. - Закон РТ от 27.12.2019 N 119-ЗРТ.

геологическое изучение недр - получение информации о геологическом строении недр, включающее как одну, так и несколько стадий, или этапов, процесса геологического изучения недр (региональное геологическое изучение, поиски и оценка, разведка);

добыча полезных ископаемых (эксплуатация месторождения, разработка недр) - процессы извлечения твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых из недр земли с помощью технических средств;

деградация почв - совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель;

естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией;

заказчик документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу (далее - заказчик), - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее подготовку документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу для реализации объекта государственной экологической экспертизы;

загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека;

абзац утратил силу. - Закон РТ от 11.04.2015 N 23-ЗРТ;

загрязнение почв - содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения;

запасы - объем и количество скоплений полезного ископаемого, учтенного и подсчитанного непосредственно по результатам геологоразведочных (горных, буровых, опробовательских) работ;

земельные ресурсы - земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам;

использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;

качество атмосферного воздуха - совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха;

контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды;

качество почв - совокупность свойств почв, определяющих характер и эффективность участия почв в обеспечении благоприятной среды обитания человека, растений и животных;

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

абзац утратил силу. - Закон РТ от 12.01.2013 N 6-ЗРТ;

месторождение - пространственно ограниченное скопление или совокупность скоплений полезного ископаемого на поверхности или в недрах земли;

минеральное сырье - извлеченное из недр полезное ископаемое для непосредственного использования или последующей переработки;

негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде, несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;

нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - экологические нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды, при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

действующий от 21 июля 2020 года № 44-ЗРТ

Перечень судебных решений в отношении Закона Республики Татарстан

Перечень актов прокурорского реагирования в отношении Закона Республики Татарстан

Перечень актов органов юстиции в отношении Закона Республики Татарстан

Антикоррупционная экспертиза в отношении Закона Республики Татарстан

Перечень нормативных правовых актов Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, Президиума Государственного Совета Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан, принятых в развитие Закона Республики Татарстан

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 марта 2017 года № 181 «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Татарстан

  • Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
    • Статья 1. Экологическое законодательство Республики Татарстан
    • Статья 2. Основные понятия
    • Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
    • Статья 4. Объекты охраны окружающей среды
    • Статья 5. Разграничение полномочий в экологической сфере между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан
    • Статья 6. Полномочия Государственного Совета Республики Татарстан в экологической сфере
    • Статья 7. Полномочия Президента Республики Татарстан в экологической сфере
    • Статья 8. Полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан в экологической сфере
    • Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в экологической сфере
    • Статья 10. Права и обязанности граждан в экологической сфере
    • Статья 11. Права и обязанности общественных объединений и некоммерческих организаций в экологической сфере
    • Статья 12. Обеспечение прав на благоприятную окружающую среду
    • Статья 13. Стратегический план экологического устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности Республики Татарстан
    • Статья 14. Стратегические планы экологического устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности муниципальных образований
    • Статья 15. Основы нормирования
    • Статья 16. Требования к разработке экологических нормативов
    • Статья 17. Нормативы качества окружающей среды
    • Статья 18. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
    • Статья 19. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов
    • Статья 20. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты
    • Статья 21. Нормирование в области обращения с отходами производства и потребления
    • Статья 22. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду
    • Статья 23. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду
    • Статья 24. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды
    • Статья 25. Нормативы охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон
    • Статья 26. Целевые показатели качества окружающей среды
    • Статья 27. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды
    • Статья 28. Нормативные документы, федеральные нормы и правила в области охраны окружающей среды
    • Статья 29. Экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности
    • Статья 30. Разработка, утверждение и введение в действие республиканских нормативных документов в экологической сфере
    • Статья 31. Проведение оценки воздействия на окружающую среду
    • Статья 32. Проведение экологической экспертизы
    • Статья 33. Виды экологической экспертизы
    • Статья 34. Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня
    • Статья 35. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня
    • Статья 36. Эксперт государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня
    • Статья 37. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня
    • Статья 38. Заключение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня
    • Статья 39. Права заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе объектов регионального уровня
    • Статья 40. Обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе объектов регионального уровня
    • Статья 41. Общественная экологическая экспертиза
    • Статья 42. Финансовое обеспечение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня
    • Статья 43. Финансовое обеспечение общественной экологической экспертизы
    • Статья 44 (утратила силу)
    • Статья 45. Региональный государственный экологический надзор
    • Статья 46. Права должностных лиц органов государственного надзора
    • Статья 47. Производственный экологический контроль
    • Статья 48. Общественный экологический контроль
    • Статья 49. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 50. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
    • Статья 51 (утратила силу)
    • Статья 52 (утратила силу)
    • Статья 53 (утратила силу)
    • Статья 54 (утратила силу)
    • Статья 55 (утратила силу)
    • Статья 56 (утратила силу)
    • Статья 57 (утратила силу)
    • Статья 58 (утратила силу)
    • Статья 59 (утратила силу)
    • Статья 60 (утратила силу)
    • Статья 61. Целевые программы Республики Татарстан в области охраны окружающей среды
    • Статья 62. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды
    • Статья 63. Финансирование республиканских экологических программ и мероприятий в области охраны окружающей среды
    • Статья 64. Финансирование природоохранной деятельности
    • Статья 65. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды
    • Статья 66. Проведение экономической оценки воздействия на окружающую среду
    • Статья 67. Научные исследования в сфере экологии и обеспечения гарантий экологической безопасности
    • Статья 68. Основные принципы экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры
    • Статья 69. Система экологического образования
    • Статья 70. Экологическое образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
    • Статья 71. Обеспечение экологического воспитания и образования в образовательных учреждениях (утратила силу)
    • Статья 72. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
    • Статья 73. Экологическое просвещение населения
    • Статья 74. Республиканская целевая программа в области экологического образования, воспитания и просвещения
    • Статья 75. Экологическая информация
    • Статья 76. Состав экологической информации
    • Статья 77. Источники экологической информации
    • Статья 78. Государственный фонд экологической информации Республики Татарстан
    • Статья 79. Виды ответственности за нарушение законодательства в экологической сфере
    • Статья 80. Разрешение споров в экологической сфере
    • Статья 81. Возмещение вреда, причиненного в результате нарушения законодательства в экологической сфере
    • Статья 82. Требования об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в экологической сфере
    • Глава 1. Охрана атмосферного воздуха (ст.ст. 83 - 90)
      • Статья 83. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности
      • Статья 84. Охрана атмосферного воздуха при проектировании и застройке городов и других населенных пунктов
      • Статья 85. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств
      • Статья 86. Охрана атмосферного воздуха при использовании химических веществ
      • Статья 87. Охрана атмосферного воздуха от вредных физических воздействий
      • Статья 88. Основные требования к эксплуатации установок очистки газа
      • Статья 89. Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей
      • Статья 90. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ при хранении, захоронении, обезвреживании и сжигании отходов производства и потребления
      • Статья 91. Основные требования к охране водных объектов
      • Статья 92. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения
      • Статья 93. Охрана болот от загрязнения и засорения
      • Статья 94. Охрана подземных водных объектов
      • Статья 95. Охрана водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы
      • Статья 96. Охрана водных объектов при проведении работ
      • Статья 97. Охрана водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии
      • Статья 98. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
      • Статья 99. Особо охраняемые водные объекты
      • Статья 100. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий
      • Статья 101. Земельные ресурсы и почвы как объекты охраны
      • Статья 102. Цели и содержание охраны земельных ресурсов и почв
      • Статья 103. Оценка состояния почв
      • Статья 104. Плодородный слой почвы
      • Статья 105. Восстановление и улучшение состояния нарушенных и деградированных земель сельскохозяйственного назначения
      • Статья 106. Восстановление загрязненных почв
      • Статья 107. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению
      • Статья 108. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв
      • Статья 109. Красная книга почв Республики Татарстан
      • Статья 110. Учет объектов растительного мира
      • Статья 111. Охрана среды обитания объектов растительного мира
      • Статья 112. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов растительного мира
      • Статья 113. Акклиматизация объектов растительного мира
      • Статья 114. Предотвращение массового распространения вредителей и заболеваний объектов растительного мира при осуществлении производственных процессов
      • Статья 115. Регулирование численности и распространения объектов растительного мира
      • Статья 116. Ботанические коллекции
      • Статья 117. Условия пользования растительным миром
      • Статья 118. Права пользователей растительным миром
      • Статья 119. Общие положения об охране и о защите лесов
      • Статья 120. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана)
      • Статья 121. Муниципальный лесной контроль
      • Статья 122. Государственное управление в области охраны животного мира
      • Статья 123. Государственный учет и государственный кадастр объектов животного мира
      • Статья 124. Организация охраны и воспроизводства объектов животного мира
      • Статья 125. Установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира
      • Статья 126. Сохранение среды обитания объектов животного мира
      • Статья 127. Охрана животного мира и среды его обитания в особо охраняемых природных территориях
      • Статья 128. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира
      • Статья 129. Переселение, акклиматизация и гибридизация объектов животного мира
      • Статья 130. Предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, эксплуатации транспортных средств, линий связи и электропередачи
      • Статья 131. Регулирование численности объектов животного мира
      • Статья 132. Зоологические коллекции
      • Статья 133. Виды пользования животным миром
      • Статья 134. Права и обязанности пользователей животным миром
      • Статья 135. Охота
      • Статья 135.1. Охотничьи угодья
      • Статья 135.2. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания
      • Статья 135.3. Ведение государственного охотхозяйственного реестра на территории Республики Татарстан
      • Статья 135.4. Нормирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов
      • Статья 135.5. Порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях
      • Статья 135.6. Федеральный государственный охотничий надзор
      • Статья 135.7. Производственный охотничий контроль
      • Статья 136. Рыболовство
      • Статья 137. Добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства
      • Статья 138. Использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира
      • Статья 139. Использование объектов животного мира в целях получения продуктов их жизнедеятельности
      • Статья 140. Экологические условия недропользования
      • Статья 141. Основные экологические требования к промышленной эксплуатации месторождений общераспространенных полезных ископаемых и переработке минерального сырья, а также строительству и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых
      • Статья 142. Категории особо охраняемых природных территорий
      • Статья 143 (утратила силу)
      • Статья 144 (утратила силу)
      • Статья 145. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
      • Статья 146. Природные парки
      • Статья 147. Порядок создания природных парков
      • Статья 148 (утратила силу)
      • Статья 149. Режим особой охраны территорий природных парков
      • Статья 150. Государственные природные заказники
      • Статья 151. Порядок создания государственных природных заказников республиканского значения
      • Статья 152. Режим особой охраны территорий государственных природных заказников
      • Статья 153. Памятники природы
      • Статья 154. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями
      • Статья 155. Режим особой охраны территорий памятников природы
      • Статья 156. Дендрологические парки и ботанические сады
      • Статья 156.1. Порядок создания дендрологических парков и ботанических садов
      • Статья 157. Режим особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов
      • Статья 157.1. Рекреационные местности
      • Статья 157.2. Природные микрозаказники
      • Статья 158 (утратила силу)
      • Статья 159 (утратила силу)
      • Статья 160. Зеленые зоны
      • Статья 161. Государственный учет отходов производства и потребления
      • Статья 162. Ведение регионального кадастра отходов производства и потребления
      • Статья 163. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение
      • Статья 164. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности
      • Статья 165. Общие требования при размещении, проектировании строительства, реконструкции и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов, связанных с управлением и транспортированием отходов производства и потребления
      • Статья 166. Требования к транспортированию отходов производства и потребления
      • Статья 167. Государственный надзор в области обращения с отходами
      • Статья 168 (утратила силу)
      • Статья 169. Защита населения и территорий от неблагополучной экологической ситуации
      • Статья 170. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от неблагополучной экологической ситуации
      • Статья 171. Возмещение вреда лицам, пострадавшим вследствие неблагополучной экологической ситуации
      • Статья 172. Вступление в силу настоящего Кодекса
      • Статья 173. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Татарстан

      Экологический кодекс Республики Татарстан
      от 15 января 2009 г. N 5-ЗРТ

      С изменениями и дополнениями от:

      16 мая 2010 г., 30 июня, 10 октября 2011 г., 13 января 2012 г., 12 января 2013 г., 14 мая, 12 июня, 23 июля 2014 г., 11 апреля 2015 г., 12 января, 7 мая, 19 ноября, 12 декабря 2016 г., 5 апреля 2017 г.

      Принят Государственным Советом РТ 15 декабря 2008 года

      Настоящий Кодекс регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (экологической сфере).

      Читайте также: