Экологические проблемы снг и пути их решения кратко

Обновлено: 05.07.2024

В области охраны окружающей среды у государств — членов СНГ много общих проблем, оставшихся в наследство от СССР.

Советский Союз обладал огромными суммарными природны­ми ресурсами — топливно-энергетическими, земельными, мине­рально-сырьевыми, лесными, водными. Некоторыми из них — в гораздо больших размерах, чем любая другая страна мира. На­личие этих ресурсов в первую очередь обусловило создание крупных производительных сил, позволило СССР во второй по­ловине XX в. выйти на второе место в мире по общему объему производства, а по отдельным видам производимой продукции— и на первое. Однако это первое место было связано с добычей и последующей переработкой природных ресурсов (угля, нефти, металлических руд, леса), производством некоторых видов металлоемкого оборудования и т.п.

Командно-административная система и сложившийся хо­зяйственный механизм не стимулировали бережное, рациональ­ное природопользование. Развитие и размещение производи­тельных сил продолжалось без должной проработки и учета эко­логических факторов. Прогресс ассоциировался с дымящимися трубами, тоннами извлеченного угля, выплавленной стали, миллионами киловатт электроэнергии. Загрязнению подверга­лись все компоненты окружающей среды и все уголки огромно­го государства. Экологический анализ, проведенный Лаборато­рией мониторинга природной среды и климата Госкомгидромета СССР и АН СССР в конце 80-х годов, показал уровень загряз­нения и деградации природной среды в отдельных регионах бывшего СССР (табл. 22.1). Во многом он отражает и современ­ное состояние стран СНГ.

Экономический кризис начала 90-х годов не благоприятство­вал улучшению экологической ситуации в странах СНГ. Пока­затели экономического развития существенно ухудшились: ВВП за 1990—1994 гг. сократился на 40 %, а промышленное производство почти вдвое. В то же время относительно стабиль­ным, особенно в конце 90-х годов, оставался выпуск продукции нефтегазовой, горнодобывающей, химической, металлургичес­кой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, то есть в отраслях, использующих невоспро­изводимые природные богатства, с наибольшими вредными выбросами в окружающую среду. Топливный кризис 90-х годов в Молдове, Армении, Грузии, Таджикистане вызвал массовую вырубку зеленых насаждений.

Место, занимаемое экономическими регионами бывшего СССР по степени загрязнения и деградации природной среды*

Республики и экономи­ческие районы

Выбросы вредных ве­ществ в атмосферу

Загрязне­ние рек, дефицит воды

Загрязне­ние почв, эрозия почв

Совокуп­ность антропогенных воздействий

на единицу общей площади

на единицу урбанизированной площади

Прибалтийский —Литва, Латвия, Эстония

Закавказский —Азербайджан, Армения, Грузия

Окончание табл. 22.1

Среднеазиатский — Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан

* Источник: Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в СССР: Стат. сб. М., 1989. С. 8

Экологическая ситуация по отдельным странам СНГ улуч­шается медленно, за исключением отдельных регионов, где бы­ли остановлены (или существенно сократили свою деятель­ность) экологически вредные производства из-за разрыва эконо­мических связей, военных конфликтов и по другим причинам. В научной терминологии и практике государственного управле­ния вводится новое понятие — зоны экологического бедствия. Согласно Закону Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" зонами экологического бедствия являются участки территории страны, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изме­нения среды, которые ведут к существенному ухудшению здо­ровья населения, нарушению природного равновесия, разрушению естественных экологических систем, деградации почвы, флоры и фауны (ст. 39). Огромные масштабы чернобыльской ка­тастрофы и ее устрашающая угроза здоровью и самой жизни миллионов людей, национальной экономике и культуре послу­жили основанием признать всю территорию Беларуси зоной экологического бедствия.

В природоохранном законодательстве Российской Федера­ции используются такие понятия, как зона повышенного экологического риска и чрезвычайная эколо­гическая ситуация, которые утверждаются на основании заключения экологической экспертизы.

На пространстве СНГ немало регионов с неблагополучной экологической ситуацией, которые близки или тождественны понятию "зоны экологического бедствия". Площадь территорий в СНГ, которые заражены, отравлены или превращаются в пус­тыню в результате хозяйственной деятельности в ядерной, про­мышленной и сельскохозяйственной сферах, составляет, по данным ООН, около 4 млн. км 2 , что соответствует площади Гер­мании, Франции, Испании и Великобритании вместе взятых. Обеспечить разработку и осуществление комплексных мер по решению крупных межрегиональных экологических проблем возможно лишь объединяя усилия многих стран СНГ.

Регионы радиоактивного загрязнения занимают наибольшие площади в Беларуси, Украине, России, Казахста­не. Радиоактивное загрязнение территории Советского Союза в первую очередь связано со строительством в сороковые годы атомных военных заводов на Южном Урале (в Челябинской об­ласти), многолетними ядерными испытаниями в Казахстане под Семипалатинском. Взрыв термоядерного устройства беспреце­дентной мощности на Новой Земле чрезвычайно загрязнил при­полярную тундру, и оленеводы Крайнего Севера получили дозы облучения в 100—1000 раз более высокие, чем остальное населе­ние, через оленину — основной продукт питания, так как глав­ный корм животных (мох ягель) имел очень высокую концен­трацию радиоактивных элементов. Долговременные послед­ствия для окружающей среды связаны с катастрофой на заводах Южного Урала (1957), где производилось советское атомное оружие: радиоактивные продукты деления рассеялись и осели в Челябинской, Свердловской и Тюменской областях; было заг­рязнено свыше 16 тыс. км 2 территории, на которой проживало около 300 000 человек. И только заключение Международного договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сре­дах (Москва, 1963) приостановило радиоактивное загрязнение, обусловленное военными испытаниями.

Распределение основных площадей с высокими уровнями загрязнения после аварии на ЧАЭС, %

Площадь территории с плотностью загрязнения радио­нуклидами

Более 40 Ки/км 2

Наиболее масштабной и сложной по радиационно-экологическим последствиям является зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС. Авария на ЧАЭС по совокупности последствий является самой крупной катастрофой современности, она затро­нула судьбы миллионов людей в Беларуси, Украине и России. Из всех регионов бывшего Советского Союза наибольшее коли­чество радиоактивных пятен с наиболее высокими уровнями загрязнения находится на территории Беларуси (табл. 22.2).

В Украине наибольшее загрязнение радионуклидами наб­людалось в непосредственной близости от места катастрофы. Опасная зона для нахождения людей была определена в радиу­се 30 км, куда попали города Чернобыль и Припять. В зону заг­рязнения, хотя и не такого сильного, попала и столица Украины — г. Киев. Последствия чернобыльской катастрофы сказываются на территории 20 областей Европейской части России.

В бывшем СССР разрабатывалась специальная долгосрочная программа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Стави­лась цель обеспечить оздоровление окружающей среды и усло­вия безопасной жизнедеятельности населения и по мере норма­лизации радиационной обстановки возвращать подвергшиеся радиоактивному загрязнению территории для хозяйственного использования, С образованием новых независимых государств были разработаны национальные программы ликвидации и ми­нимизации последствий аварии на ЧАЭС. Вместе с тем, по от­дельным направлениям Беларусь, Россия и Украина осущес­твляют совместные мероприятия, которые, однако, должны быть более масштабными.

Зона Приаралья. Катастрофические изменения природы Приаралья связаны с высыханием Аральского моря, опустыни­ванием, деградацией окружающих ландшафтов. Безвозвратное использование воды для орошения плантаций хлопчатника привело к резкому сокращению стока рек Амударьи и Сырдарьи в Аральском море (с 1983 г. река Сырдарья перестала впадать в это море). Уровень воды в море упал более чем на 12 м, площадь акватории за 60—90-е годы XX ст. уменьшилась на треть, а объем воды — на 60 % . Катастрофически ухудшилось качество речных вод в нижнем течении Амударьи и Сырдарьи, которые стали малопригодны для питья. Произошло интенсивное иссу­шение и засоление земель в дельтах этих рек, глубокая деграда­ция экологических систем, животного и растительного мира Аральского моря и прилегающих к нему территорий.

Для улучшения экологической обстановки и состояния здо­ровья населения в конце 80-х — начале 90-х годов принимались специальные постановления, предусматривающие проведение комплекса природоохранных мероприятий, однако они не были выполнены. В настоящее время проблема Приаралья, а более широко — проблема водоснабжения стран Центрально-Азиат­ского региона может быть успешно решена лишь совместными усилиями, поскольку главные реки региона протекают по тер­ритории нескольких государств. В целом система водоснабже­ния, очистки и экономии водных ресурсов может быть создана лишь общими усилиями стран СНГ и при эффективной помощи международного сообщества. На первом этапе кооперация стран СНГ призвана решить три главные задачи:

♦ разработать совместный баланс водных ресурсов и техно­логий, обеспечивающих экономию воды в процессе ее потребле­ния;

♦ создать совместные контрольно-измерительные и регули­рующие системы, препятствующие потерям воды;

♦ компенсировать расходы Кыргызстана и Таджикистана по регулированию Нарынского и Кайраккумского водохранилищ в верховьях рек.

Зона Прикаспия. Общая экологическая ситуация бассейна Каспийского моря, сопровождаемая резким ухудшением санитарно-токсикологической и рыбохозяйственной обстановки, в настоящее время оценивается как кризисная. Произошла пол­ная дестабилизация системы самоочищения бассейна и водохра­нилищ. Продолжается деградация экосистем притоков Волги. Особенно острая экологическая обстановка сложилась в Север­ном Прикаспии, которая характеризуется нарушением земель разработками нефти и газа, истощением и загрязнением поверх­ностных и подземных вод суши, загрязнением морской аквато­рии, истощением рыбных ресурсов, нарушением режима особо охраняемых территорий. Прогнозируется дальнейшее ухудше­ние экологической ситуации в связи с резким увеличением до­бычи нефти на месторождениях Каспийского шельфа Азербай­джаном, Туркменией, а также Казахстаном и Россией. Подни­мается, затапливая берега, уровень Каспийского моря, тем са­мым усугубляются проблемы водоснабжения прибрежных тер­риторий. И в данном регионе необходимы совместные усилия стран СНГ и мирового сообщества по спасению окружающей среды. Строительство природоохранных объектов должно вес­тись до ввода в эксплуатацию нефтегазовых комплексов, про­кладки нефте- и газопроводов, введения в действие других хо­зяйственных сооружений.

Региональные экологические проблемы Российской Феде­рации. Огромные размеры территории России, большое разно­образие природных ресурсов, неравномерность в уровне хозяй­ственного освоения обусловливают разнообразие экологических проблем. По некоторым оценкам, зоны повышенного экологи­ческого риска составляют почти 10 % всей территории России, здесь проживает около 70 млн. человек. В этих зонах растет забо­леваемость людей, увеличивается смертность, снижается про­дуктивность природных ресурсов. (Отдельные экологические проблемы России, тесно связанные с сопредельными территори­ями стран СНГ, изложены выше, другие требуют дополнитель­ного анализа.)

Зона Арктики. Высокий уровень загрязнения, низкий по­тенциал самовосстановления окружающей среды и замедлен­ный процесс самоочищения, преобладание ресурсодобывающих отраслей характеризуют эту зону. Наиболее сложная экологи­ческая обстановка сложилась в Мурманской области и г. Но­рильске (загрязнение воздушной среды и сброс сточных вод предприятиями цветной металлургии), на Новой Земле (радиоак­тивное загрязнение) и Ямале. Стратегия рационального приро­допользования в Арктике должна строиться на основе приорите­та традиционных форм природопользования и социально-куль­турного развития коренного населения региона.

Урал. Тяжелая экологическая ситуация сложилась здесь, особенно в старых горнопромышленных центрах: загрязнение атмосферы, истощение водных и нерациональное использова­ние минерально-сырьевых ресурсов, радиоактивное загрязне­ние территории. Для улучшения экологической обстановки принимаются меры по внедрению более совершенных техноло­гических процессов, строительству очистных сооружений в круп­ных промышленных центрах, рекультивации земель, нарушен­ных предприятиями горнодобывающей и металлургической про­мышленности; предусматривается поэтапное сокращение поступ­ления загрязняющих веществ и отходов в природную среду и др.

Бассейн озера Байкал. К специфическим экологическим про­блемам этого района относится сохранение его природного ком­плекса. Уникальное пресноводное озеро занимает первое место в мире по глубине (1620 м) и объему водных масс (23 600 км 3 ), в нем содержится около 20% мировых и свыше 80 % объема пре­сных вод СНГ. Экосистема Байкала отличается удивительным богатством и своеобразием — в озере обитают не менее 2400 ви­дов и разновидностей животных и растений. Особенностью озера является наличие тонкого биологического механизма самоо­чищения вод. Основная роль в этом процессе принадлежит зоо­планктону, имеющему фильтрационный тип питания и пропус­кающему через себя воду озера.

Развитие производительных сил, нерациональное использо­вание природных ресурсов в регионе привело к ухудшению гид­рохимического состояния озера и его притоков, загрязнению ат­мосферного воздуха, развитию эрозионных процессов, деграда­ции живых организмов Байкала. В целях сохранения уникаль­ного природного комплекса было принято постановление прави­тельства по кардинальному решению проблемы Байкала, осу­ществлены крупные природоохранные мероприятия. Вместе с тем проблема охраны озера остается актуальной и потребует для своего решения еще много сил и средств, так как сохраняется опасность возникновения необратимых процессов в экосистеме Байкала.

Украина. Ее региональные экологические проблемы много­образны, но, безусловно, главной являются последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Отметим также, что наиболее напря­женные взаимоотношения между хозяйственным комплексом и окружающей природной средой сложились в Донецко-Приднепровском районе, и прежде всего в Донецко-Макеевском, Днепро­петровском, Запорожском и Криворожском промышленных уз­лах. В бывшем СССР район по уровню загрязнения и деградации природной среды занимал печальное первое место (табл. 22.1), здесь практически отсутствуют территории, не затронутые дея­тельностью человека.

Проблемы взаимодействия хозяйственной деятельности че­ловека и природы Южного района Украины являются характер­ными для регионов с интенсивными формами сельскохозяй­ственного производства и высокой плотностью сельского населе­ния: это усиление процессов водной и ветровой эрозии, ухудше­ние состояния почв и растительности, вредное воздействие на водоемы и воздушный бассейн. Серьезной проблемой юга Укра­ины является осолонение Днепровско-Бугского и Днестровского лиманов и сброс загрязняющих веществ в них, а также в севе­ро-западный район Черного моря.

Необходимо отметить, что никакие локальные очистные или защитные сооружения не смогут решить проблемы охраны ок­ружающей среды в XXI в. Единственный выход — разработка и реализация международных эколого-экономических программ устойчивого развития всех регионов мира, включая СНГ. Лишь на уровне СНГ в целом можно согласовать задачи защиты окру­жающей среды и развития экономики.

изменения природы Приаралья — они проявляются в высыхании Аральского моря, опустынивании и деградации окружающих ландшафтов. Безвозвратное использование воды для орошения хлопчатников привело к резкому сокращению стока рек Амударьи и Сырдарьи в Аральское море (с 1983 г. река Сырдарья перестала в это море впадать).

ухудшение экологической ситуации в бассейне Каспийского моря — характеризуется деградацией экосистем Волги, нарушением земель промышленными разработками, истощением и загрязнением вод суши и морской акватории, истощением рыбных ресурсов. Прогнозируется дальнейшее резкое ухудшение экологической ситуации в связи с увеличением добычи нефти на месторождениях Каспийского шельфа Азербайджаном, Туркменией, Казахстаном и Россией.

В научной терминологии и практике государственного управления введено новое понятие – ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ - УЧАСТКИ ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ, ГДЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ИЛИ ДРУГОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗОШЛИ ГЛУБОКИЕ, НЕОБРАТИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СРЕДЫ, КОТОРЫЕ ВЕДУТ К СУЩЕСТВЕННОМУ УХУДШЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ, НАРУШЕНИЮ ПРИРОДНОГО РАВНОВЕСИЯ, РАЗРУШЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ , ДЕГРАДАЦИИ ПОЧВЫ, ФЛОРЫ И ФАУНЫ. [Закон РБ « об охране ОС, ст. 39]

В природоохранном законодательстве РФ используются такие понятия, как зона повышенного экологического риска и чрезвычайная экологическая ситуация.

В Российской Федерации отмечают следующие зоны экологического риска:

зона Арктики — наиболее сложная ситуация сложилась в Мурманской области и г. Норильске (загрязнение атмосферы и сброс сточных вод предприятиями цветной металлургии), на Новой Земле (радиоактивное загрязнение) и Ямале (добыча нефти и газа);

Урал (загрязнение атмосферы, истощение водных и минерально-сырьевых ресурсов, радиоактивное загрязнение);

бассейн озера Байкал (ухудшение гидрохимического состояния озера, загрязнение атмосферы, развитие эрозии, деградация живых организмов).

В Украине напряженная экологическая ситуация в следующих регионах:

зона Чернобыльской АЭС;

Донецко-Приднепровский район (загрязнение атмосферы, водных и земельных ресурсов, истощение минерально-сырьевой базы, нарушение почвенного покрова и др.);

Южный район (усиление эрозии, осолонение Днепровско-Бугского и Днестровского лиманов, сброс загрязняющих веществ в северо-западный район Черного моря).

Тема 6.3. Экологические проблемы Республики Беларусь.

Наиболее серьезными экологическими проблемами Беларуси являются:

загрязнение 1/5 территории радионуклидами, социально-экономический ущерб от которого составит за 30 лет (1986 — 2015) — 235 млрд. дол. США;

загрязнение воздушного бассейна в крупных городах и промышлен­ных центрах (Могилев, Мозырь, Бобруйск, Гомель, Витебск, Новополоцк);

рост антропогенных нагрузок на водные объекты — большинство рек Беларуси уже сейчас относится к категории умеренно загрязненных;

нарушение экологического равновесия природных систем Беларуси в результате осушительных мелиоративных работ (нарушение водного баланса, изменение водного режима, падение уровня грунтовых вод, сокращение площади болот на 40 %);

ухудшение экологического состояния земель (эродированные и эрозионно-опасные земли составляют 41,5% площади пашни Беларуси).

Тема 6.4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРИРОДООХРАННОЙ СФЕРЕ

Этапы формирования и основные направления
международного экологического сотрудничества

В ходе становления и развития система международного сотрудничества в области охраны окружающей среды претерпела существенные изменения. Выделяют следующие периоды формирования современной системы международного экологического сотрудничества:

1. 1913 – 1948 гг.;

2. 1948 – 1968 гг.;

3. 1968 – 1992 гг.;

С 1992 г. по настоящее время.

Второй этап начался созданием ООН, которой в настоящее время принадлежит ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве. ООН имеет специальную программу, главной задачей которой является исключительно охрана окружающей среды, — ЮНЕП.

Третий этап характеризуется чрезвычайной активизацией многостороннего международного экологического сотрудничества, что было обусловлено негативными последствиями научно-технической революции.

Важнейшим этапом в экологической политике государств и всего международного сообщества принято считать состоявшуюся в Стокгольме (1972) Международную конференцию по окружающей человека среде. В соответствии с ее решением и был учрежден постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды – ЮНЕП. Стокгольмская конференция создала прецедент рассмотрения экологических проблем в контексте человеческого развития. Последующие международные конференции по различным социально-экономическим проблемам, проводимые под эгидой ООН (Конференция по народонаселению в Бухаресте (1974), Всемирная продовольственная конференция в Риме (1974), Конференция ООН по населенным пунктам в Ванкувере (Канада, 1976), Конференция по новым и возобновляемым источникам энергии в Найроби (Кения, 1981) и др.), так или иначе, затрагивали вопросы охраны среды обитания человека.

Современная система международного экологического сотрудничества объединяет следующие основные направления:

1) парламентское сотрудничество, состоящее в координации законодательной деятельности государств и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблем путем разработки модельных (рекомендательных) законов в сфере экологии;

2) взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на разработку и реализацию экологических программ под эгидой ООН;

3) конвенционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных экологических проблем;

4) научно-техническое сотрудничество, направленное на обмен научно-технической информацией, совместную реализацию природоохранных проектов, комплексное использование научных разработок, совместное осуществление экспертиз и т. п.;

5) экологическое сотрудничество общественных организаций, деловых кругов, проведение международных экологических форумов и т. д.

Наиболее распространенной и действенной формой сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды является заключение международных договоров и иных соглашений.

- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979);

- Венская конвенция об охране озонового слоя (1985);

- Конвенция о помощи в случае ядерной войны или радиационной аварийной ситуации (1986);

- Конвенция о перевозке опасных грузов (1989) и др.

Всеобщую заинтересованность представляет и сохранение биологического и ландшафтного разнообразия планеты. С этой целью международным сообществом были подписаны:

- Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц (1971).

- Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972).

- Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979) и др.

- Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием / деградацией земель (1994).

- Конвенция о сохранении биологического разнообразия (1992) – одно из наиболее существенных достижений международного экологического сотрудничества

В области охраны окружающей среды у государств – членов СНГ много общих проблем, оставшихся в наследство от СССР. Административно-командная система и сложившийся хозяйственный механизм не стимулировали бережное, рациональное природопользование. Развитие и размещение производительных сил продолжалось без должной проработки и учета экологических факторов. Загрязнению подвергались все компоненты окружающей среды на всей территории государства.

Катастрофические изменения природы Приаралья связаны с высыханием Аральского моря, опустыниванием, деградацией окружающих ландшафтов. Безвозвратное использование воды для орошения плантаций хлопчатника привело к резкому сокращению стока рек Амударьи и Сырдарьи в Аральском море. Катастрофически ухудшилось качество речных вод в нижнем течении Амударьи и Сырдарьи, которые стали малопригодны для питья. Произошло интенсивное иссушение и засоление земель в дельтах этих рек, глубокая деградация экологических систем, животного и растительного мира Аральского моря и прилегающих к нему территорий.

На пространстве СНГ немало регионов с неблагополучной экологической ситуацией, в первую очередь с радиоактивным загрязнением. Регионы радиоактивного загрязнения занимают наибольшие площади в Беларуси, Украине, России, Казахстане. Радиоактивное загрязнение территории Советского Союза в первую очередь связано со строительством в сороковые годы атомных военных заводов на Южном Урале (в Челябинской области), многолетними ядерными испытаниями в Казахстане под Семипалатинском, аварии на Чернобыльской АЭС (наиболее масштабная и сложная по радиационно-экологическим последствиям)

Тяжелая экологическая ситуация сложилась на Урале, особенно в старых горнопромышленных центрах. Это – загрязнение атмосферы, истощение водных ресурсов, нерациональное использование минерально-сырьевых ресурсов, радиационное загрязнение территории. Для улучшения экологической обстановки принимаются меры по внедрению более совершенных технологических процессов; строительству очистных сооружений в крупных промышленных центрах; рекультивации земель, нарушенных предприятиями горнодобывающей и металлургической промышленности; предусматривается поэтапное сокращение поступления загрязняющих веществ и отходов в природную среду и другие.

Развитие производительных сил, нерациональное использование природных ресурсов в регионе привело к ухудшению гидрохимического состояния озера и его притоков, загрязнению атмосферного воздуха, развитию эрозионных процессов, деградации живых организмов Байкала. В целях сохранения уникального природного комплекса было принято постановление правительства по кардинальному решению проблемы Байкала, осуществлены крупные природоохранные мероприятия.

Проблемы взаимодействия хозяйственной деятельности человека и природы Южного района Украины являются характерными для регионов с интенсивными формами сельскохозяйственного производства и высокой плотности сельского населения: это усиление процессов водной и ветровой эрозии, ухудшение состояния почв и растительности, вредное воздействие на водоемы и воздушный бассейн. Серьезной проблемой юга Украины является осолонение Днепровско-Бугского и Днестровского лиманов и сброс загрязняющих веществ в них, а также в северо-западный район Черного моря.

В бывшем СССР разрабатывалась специальная долгосрочная программа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Ставилась цель обеспечить оздоровление окружающей среды и условия безопасной жизнедеятельности населения и, по мере нормализации радиационной обстановки, возвращать подвергшиеся радиоактивному загрязнению территории для хозяйственного использования. С образованием новых независимых государств были разработаны национальные программы ликвидации и минимизации последствий аварии на ЧАЭС. Так же страны СНГ осуществляют совместные мероприятия: парламентское сотрудничество, взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, конвенционное регулирование природоохранной деятельности, научно-техническое сотрудничество, экологическое сотрудничество общественных организаций, деловых кругов, проведение международных экологических форумов.

В природоохранном законодательстве Российской Федерации используются такие понятия, как зона повышенного экологического риска и чрезвычайная экологическая ситуация, которые утверждаются на основании заключения экологической экспертизы.

Регионы радиоактивного загрязнения. Такие регионы занимают наибольшие площади в Белоруссии, Украине, России, Казахстане. Радиоактивное загрязнение территории Советского Союза в первую очередь связано со строительством в сороковые годы атомных военных заводов на Южном Урале (в Челябинской области), многолетними ядерными испытаниями в Казахстане под Семипалатинском. Взрыв термоядерного устройства беспрецедентной мощности на Новой Земле чрезвычайно загрязнил приполярную тундру, и оленеводы Крайнего Севера получили дозы облучения в 100—1000 раз более высокие, чем остальное население, через оленину — их основной продукт питания, так как главный корм животных (мох ягель) имел очень высокую концентрацию радиоактивных элементов. Долговременные последствия для окружающей среды связаны с катастрофой на заводах Южного Урала (1957 г.), где производилось советское атомное оружие. Радиоактивные продукты деления рассеялись и осели в Челябинской, Свердловской и Тюменской областях; было загрязнено свыше 16 тыс. км2 территории, где проживало около 300000 человек. И только заключение Международного договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (Москва, 1963) приостановило радиоактивное загрязнение, обусловленное военными испытаниями.

Наиболее масштабной и сложной по радиационно-экологическим последствиям является зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС. Авария на ЧАЭС по совокупности последствий является самой крупной катастрофой современности, она затронула судьбы миллионов людей в Белоруссии, Украине и в России. Из всех регионов бывшего Советского Союза наибольшее количество радиоактивных пятен с наиболее высокими уровнями загрязнения находится на территории Белоруссии (см. табл. 21.2).

Регионы России. Огромные размеры территории России, большое разнообразие природных ресурсов, неравномерность в уровне хозяйственного освоения обусловливают разнообразие экологических проблем. По некоторым оценкам зоны повышенного экологического риска составляют почти 10% всей территории России, здесь проживает около 70 млн человек. В этих зонах растет заболеваемость людей, увеличивается смертность, снижается продуктивность природных ресурсов. (Отдельные экологические проблемы России, тесно связанные с сопредельными территориями стран СНГ, изложены выше, другие требуют дополнительного анализа).

Украина. Ее региональные экологические проблемы многообразны, но, безусловно, главной являются последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Отметим также, что наиболее напряженные взаимоотношения между хозяйственным комплексом и окружающей природной средой сложились в Донецко-Приднепровском районе и, прежде всего в Донецко-Макеевском, Днепропетровском, Запорожском и Криворожском промышленных узлах. В бывшем СССР район по уровню загрязнения и деградации природной среды занимал печальное первое место (табл.21.1), здесь практически отсутствуют территории, не затронутые деятельностью человека.

Читайте также: