Екатерининский классицизм в архитектуре кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вложенные файлы: 1 файл

классицизм Екатерины Великой.docx

Два русских императора – Петр I и Екатерина II – укрепляли и развивали Российское государство, создавали новую культуру поведения. Но если Петр хотел сделать все наскоком и сразу, то Екатерина действовала постепенно и продуманно: собственным примером и похвалой. За 34 года ее правления строились по плану города, возводились каменные здания, мостились улицы. В стране открывались новые учебные заведения, отрабатывались учебные программы.

В царствование Екатерины в России утвердился новый художественный стиль – классицизм. Он вырос из ренессанса и сложился в европейском искусстве еще в XVII в. В середине XVIII столетия классицизм пережил новый мощный подъем.

В основе классицизма было обращение к античности изучение неоклассики стран Западной Европы эпохи Ренессанса и Просвещения. В аристократических кругах находили поддержку идеи гражданственности, характерные для западного классицизма.

В России классицизм получил распространение в 1760-е гг. Практически все русское искусство этого периода развивалось под знаком классицизма.

Особенности классицизма.

Стиль в искусстве отражает характер мировосприятия человеком окружающего мира. Классицизм видел мир как разумно устроенное целое, воплощение гармонии и чувства меры, вселял веру в неограниченные возможности человеческого разума, как уверяли философы Просвещения.

Классицизм утверждал превосходство разума и порядка над хаосом. С проблемой разума в классицизме тесно связан выбор художественной формы – ясной и простой. Произведения классицизма выглядят ясными, легкими для зрительного восприятия.

Главным источником вдохновения для классицизма была природа. Однако его идеологи считали, что творец не должен слепо копировать окружающий мир, его следует преобразить в соответствии с существующими понятиями о прекрасном. Поэтому классицизм всегда идеализирует натуру. Считалось, что изображать следует лишь то, что вечно, непреходяще в своей красоте. Сторонники классицизма полагали, что существуют некие каноны красоты, открытые античным искусством. Образцом для них была культура Древних Греции и Рима.

Классицизм всегда признавал особую важность просветительской функции искусства. Многие произведения искусства эпохи классицизма, особенно в литературе, живописи, скульптуре, носят назидательный, нравоучительный характер.

Искусство классицизма сформировало новый тип героя – гражданина, патриота, человека, стойко переносящего все испытания судьбы. Он всегда подчиняет личные интересы общественному благу. Классицистический герой всегда верен своему долгу служения государству и обществу. В этом искусство классицизма продолжило традицию античности.

Классицизм в России.

Возникновение и развитие стиля классицизм в России пришлись на правление Екатерины Второй, поэтому в русском искусстве его стали называть екатерининским.

Во второй половине XVIII в. Россия активно сотрудничала со странами Западной Европы, происходил культурный обмен. Роль церкви в жизни общества снизилась, поэтому культовых зданий строили меньше, зато резко увеличилось гражданское строительство. Композиции культовых и гражданских сооружений стали более упорядоченными. В архитектуре воцарилась симметрия и размеренность.

Архитектура второй половины XVIII в. прошла в своем развитии два этапа: ранний классицизм (1760-е – начало 1780-х) и строгий классицизм (середина 1780-х – 1790-е). На первом этапе тон задают общественные здания, на втором – городские частные дворцы и усадьбы. В раннем классицизме основой планировочных схем чаще всего служат одна-две правильные геометрические фигуры. В строгом классицизме господствуют усадебные схемы (центральный корпус, соединенный галереями с боковыми павильонами). В этот период дворяне получили освобождение от обязательной государевой службы, что способствовало массовому строительству загородных усадеб с пейзажными парками. В центрах городов создавались ансамбли общественных и дворцовых построек. Ансамбль – отличительная черта классицистической архитектуры.

В екатерининское время продолжалось строительство Петербурга и загородных резиденций царской семьи. Получает развитие монументальная роспись плафонов и настенное панно. Во дворцах появляются новые помещения: танцевальные залы, кабинеты и пр. Каждое из них требовало своего убранства.

Развитие русской культуры во второй половине XVIII в. обусловило появление значительных живописных и скульптурных произведений, непосредственно и многосторонне воплощающих передовые общественные идеи. Эту работу возглавила Академия художеств, основанная в 1757 г. в Петербурге. Она опиралась на классицистические взгляды римской и греческой классики.

Архитектура.

В XVIII в. проекты новых зданий увязывались с общим планом, поэтому повышается роль архитектора и меняются методы его работы. Необходимой стадией, предшествующей строительству, стал точный чертеж, утверждаемый заказчиком. В Москве, Петербурге и других крупных городах создавались специальные комиссии и комитеты по разработке генеральных планов и проектов.

Для зданий русского классицизма характерны строгий композиционный строй и ясная тектоника. По высоте дома делились на рустованную цокольную часть и основную верхнюю. Фасады освобождались от сложной пластики и живописного декора барокко. Их основу составляла ордерная композиция.

В архитектуру конца XVIII в. вошли центрические композиции. Зодчие классицизма стремились воскресить дух античности в русских дворцовых зданиях, культовых и парковых постройках.

Российская архитектура XVIII в. вышла на передовые рубежи мирового зодчества.

Баженов Василий Иванович. Один из основоположников русского классицизма, профессор Римской национальной академии искусств Св. Луки, член Флорентийской и Болонской академий художеств, академик, а затем вице-президент Петербургской академии художеств.

Его исключительное дарование как зодчего не было востребовано в полной мере. Большинство его проектов остались нереализованными. Среди них – проект Кремлевского дворца в Москве, усадьба Царицына.

Замечательным творением Баженова является дом П.Е. Пашкова в Москве – сооружение дворцово-усадебного типа с трехчастной композицией. Основной архитектурный массив составляет центральный трехэтажный корпус. По обеим сторонам здания рассоложены двухэтажные корпуса. Центральный корпус украшен колоннадой коринфского ордера, объединяющей второй и третий этажи. Боковые колонны заменены статуями, что придает зданию дополнительную выразительность и легкость. Тонкая продуманность общей композиции и всех деталей сообщает этому сооружению изящность и вместе с тем монументальность в духе античной классики.

Матвей Федорович Казаков. Один из основателей русского классицизма. Его проекты определяли характер застройки Москвы конца XVIII – начала XIX вв. Казаков сыграл важную роль в утверждении принципов строгого классицизма в русском зодчестве.

Казакову принадлежи проект здания Сената в Кремле – одно из самых значительных произведений русского классицизма. Ощущение торжественности создает использование дорического ордера в колоннах портика главного фасада и в пилястрах боковых ризалитов (выступов). Ключевая форма композиции здания – купольная ротонда, в которой находится знаменитый Екатерининский зал. Этот купол играет большую роль во всем ансамбле Красной площади. Ротонда вообще является излюбленной темой Казакова.

Здания Казакова отличает художественная образность. Так, Московский университет своей архитектурой напоминал городскую усадьбу, что ассоциировалось с образом обители наук. К сожалению, университет, как и многие постройки Казакова, сгорел в 1812 г.

Джакомо Кваренги. Один из крупнейших российских архитекторов русского классицизма. Автор проектов зданий Академии наук на Васильевском острове, Эрмитажного театра, копий Лоджий Рафаэля, Смольного института благородных девиц, Конногвардейского манежа, Александровского дворца в Царском Селе и т.д.

Эрмитажный театр удачно сочетался с ритмом фасадов соседних зданий – Зимнего дворца и Эрмитажа. Своеобразна компоновка интерьеров, особенно зрительного зала. Зодчий отказался от традиционной схемы дворцовых театров XVIII в. с ярусами лож и расположил места амфитеатром.

Смольный институт расположен рядом с ансамблем Растрелли. Протяженный главный фасад Смольного торжествен и монументален. Центр отмечен величавым восьмиколонным портиком, а выступающие вперед крылья и ограда обрамляют обширный парадный двор. Интерьеры просты по отделке, выделяется только парадный актовый зал – он украшен коринфскими колоннами. Смольный институт – пример четкой планировки, отвечающей требованиям удобства.

Классицизм Кваренги благороден, его постройки достойно украсили Петербург.

Чарльз Камерон. Один из самых тонких архитекторов-классицистов, автор камерных дворцово-парковых ансамблей и утонченно-нарядных интерьеров. Его излюбленный прием – сопоставление массивных и хрупких архитектурных форм.

Из работ Камерона в Царском Селе наиболее значительна группа сооружений, примыкающих к Большому дворцу, корпус так называемых Агатовых комнат, Висячий сад и большая открытая галерея, названная его именем.

Наиболее сдержанно выполнен фасад двухэтажного здания Агатовых комнат, выходящих к дворцу. Первый этаж облицован массивными неотесанными камнями, второй украшен только нишами со скульптурой. Фасад, выходящий в противоположную сторону, на террасу Висячего сада, совершенно иной – с колоннами и легкой открытой ротондой в центре. Его колоннады образуют переход к открытым колоннадам Камероновой галереи. Она помещена на арочном цокольном этаже, возвышающемся над склоном холма. К торцу галереи со стороны озера ведет монументальная лестница.

Камероном возведены также дворец и несколько павильонов в парке Павловска.

Дворцово-парковый ансамбль Павловска ведет свое летоисчисление с 1777 г, когда Екатерина II подарила сыну, великому князю Павлу Петровичу, придворные охотничьи угодья на берегу речки Славянки. По проекту Камерона там были возведены дворец, несколько павильонов и мостков.

Архитектурный центр Павловского ансамбля – Большой дворец, построенный в стиле русского классицизма. Он состоит из центрального, увенчанного куполом корпуса и двух небольших флигелей, связанных с ним открытыми колоннадами-переходами. Главное здание, центр которого образует обширный Итальянский зал, имеет три этажа.

Отделка парадных залов роскошна и великолепна. Одновременно со строительством дворца формировались коллекции произведений русской и западноевропейской живописи, предметов декоративно- прикладного искусства.

От парадного двора начинается широкая липовая аллея, соединяющая дворец с парком.

Созданный в эпоху расцвета русского классицизма, ансамбль Павловска с дворцом-музеем и парком является выдающимся памятником русской культуры конца XVIII – начала XIX вв.

В поисках идеально-прекрасного, героического начала отечественные скульпторы не прибегают к отвлеченной абстракции. Их образы остаются жизненными. Не случайно в станковой живописи второй половины XVIII в. развивается портрет.

Русский классицизм стал величайшим стимулом для развития гражданских идей в скульптуре. Мастера скульптуры были яркими творческими индивидуальностями, но их всех объединяли общие принципы, усвоенные в Академии.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Екатерина Вторая — создательница Российской Академии художеств. Академия была учреждена в Москве в 1757 г. графом И. Шуваловым еще в царствование Елизаветы Петровны, но ее превращение в подлинно учебное и научное учреждение связано с екатерининским временем. Дабы исторически утвердить этот факт, в 1764 г. состоялось официальное открытие Академии художеств в Петербурге.

Одним из первых зданий в стиле раннего классицизма являлся дворец графа К. Г. Разумовского), построенный в 1762-1766 годах А. Ф. Кокориновым и Ж. Б. Валлен-Деламотом. В архитектуре дворца использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы, хотя в отделке фасада ещё заметно влияние барокко. Торжественность дворца подчеркивал парадный двор с высокой оградой и монументальными воротами, выходящими на набережную. Творчеством двух замечательных мастеров раннего классицизма отмечены также здание Императорской академии художеств (1764-1788 годы); Валлен-Деламот возводит Северный павильон и Висячий сад Малого Эрмитажа (1764-1775 годы, Дворцовая наб., 36), откуда берёт своё начало знаменитый музей.

Ярким примером строгого классицизма служит величественный Таврический дворец (И. Е. Старов, 1783—1789 гг.). Барочные Анфиладные залы заменены центральными парадными залами. Параллельно фасаду вытянута Большая галерея, дополнительную чёткость которой подчёркивают парные колонны ионического ордера.


  • Гостиный двор в Санкт-Петербурге (1761–1785).
  • Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге (1764–1788).
  • Малый Эрмитаж. 1764-1775.
  • Большой Гатчинский дворец (1766–1781).
  • Мраморный дворец в Санкт-Петербурге (1768–1785)
  • Старый Эрмитаж. 1771-1787.
  • Решётка Летнего сада. 1773-1784.
  • Петровский путевой дворец в Москве (1776–1780)
  • Троицкий собор в Александро-Невской лавре. 1776-1790.
  • Сенатский дворец в Москве (1776–1787).
  • Чесменская церковь в Санкт-Петербурге (1777–1780)
  • Холодная баня с Агатовыми комнатами. Царское Село. 1780-е годы.
  • Камеронова галерея. Царское Село.1780-1794.
  • Казаковский корпус Московского университета (1782–1786)
  • Здание Главного почтамта в Санкт-Петербурге. 1782-1789.
  • Эрмитажный театр. 1783-1787.
  • Таврический дворец в Санкт-Петербурге (1783–1789).
  • Здание Академии наук в Санкт-Петербурге (1783–1789).
  • Пашков дом в Москве (1784–1786).
  • Здание Благородного собрания. 1784.
  • Большой Царицынский дворец в Москве (1786–1796)
  • Владимирская церковь в селе Быково (1789)
  • Здание Царскосельского лицея. 1789-1792.
  • Александровский дворец в Царском Селе (1792–1796)


Гостиный двор в Санкт-Петербурге (1761–1785).

Архитектор – Жан Батист Валлен-Деламот.

Архитектурный стиль – классицизм.

Гостиный двор — это старейшее торговое предприятие Санкт-Петербурга.



Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге (1764–1788). Архитекторы – Жан-Батист Валлен-Деламот, Александр Кокорин, Юрий Матвеевич Фельтен.

Архитектурный стиль – классицизм.

Торжественная церемония закладки здания состоялась 7 июля 1764 года — в годовщину вступления на престол Екатерины II.

В настоящее время в здании расположена Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина.


Малый Эрмитаж. Санкт-Петербург.1764-1775.

Архитекторы – Ж.Б. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен.

Архитектурный стиль – классицизм.

Здание является связующим звеном между барочным Зимним дворцом и памятниками классицизма — Большим и Новым Эрмитажем.

Своё название Малый Эрмитаж получил благодаря привычке Екатерины II устраивать здесь спектакли и увеселительные вечера — малые эрмитажи.

Эрмитаж - от фр. hermitage — парковый павильон, место уединения, малый сельский дворец:

Информация.

  • Зимний дворец (1754-1762),
  • Малый Эрмитаж (1764-1775),
  • Большой (Старый) Эрмитаж (1771-1787),
  • Новый Эрмитаж (1842).


Большой Гатчинский дворец (1766–1781).

Архитектор – итальянец Антонио Ринальди.

Архитектурный стиль – классицизм.

Построен для фаворита Екатерины II графа Григория Григорьевича Орлова. Дворец сочетает в себе темы средневекового замка и загородной резиденции. Дворец был одним из любимых мест отдыха царской семьи.



Мраморный дворец в Санкт-Петербурге (1768–1785).

Архитектор – Антонио Ринальди.

Архитектурный стиль – классицизм.

Дворец построен по приказу Екатерины II в качестве подарка фавориту Григорию Григорьевичу Орлову за помощь в возведении Екатерины на трон.

Григорий Орлов умер в 1783 году, так и не дождавшись окончания строительства. В том же году Екатерина II выкупила здание в казну у наследников графа, а в 1796 году пожаловала его своему внуку великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания.

В настоящее время с 1992 года – это филиал Государственного Русского музея.


Старый Эрмитаж. Санкт-Петербург. 1771-1787.

Архитектор – Ю. Фельтен.

Архитектурный стиль – классицизм.



Адмиралтейство. Царское Село (Пушкин),1773-1777.

Архитектор – И.В. Неелов.

Архитектурный стиль – классицизм.

Адмиралтейство — группа зданий из неоштукатуренного кирпича с белыми карнизами и стрельчатыми окнами, увенчанные готическими ступенчатыми башнями и шпицами.

Симметричный ансамбль из трёх садово-парковых павильонов в голландском стиле, расположенный на берегу Большого пруда в пейзажной части Екатерининского парка.


Решётка Летнего сада. 1773-1784.

Архитекторы – Ю. Фельтен, П.Е. Егоров.

Архитектурный стиль – классицизм.

На высоком гранитной цоколе установлены 36 гранитных колонн, между которыми закреплены кованые звенья решётки. Колонны венчают вазы, высеченные из красного гранита. Главное достоинство- безупречная пропорция и простота рисунка.


Петровский путевой дворец в Москве (1776–1780).

Архитектор – Матвей Казаков.

Архитектурный стиль –неоготика.

В настоящее время – это элитная гостиница.


Троицкий собор в Александро-Невской лавре. 1776-1790.

Архитектор – И.Е. Старов.

Архитектурный стиль – классицизм.

Ныне действующий собр.


Сенатский дворец в Москве (1776–1787).

Архитектор – Матвей Казаков.

Архитектурный стиль – классицизм.

Здание расположено на территории Московского Кремля.

Дворец выполнен по заказу императрицы Екатерины Великой.

По первоначальному замыслу здание должно было служить резиденцией высшего органа государственной власти Российской империи – Правительствующего сената, откуда и получило своё название.

При советской власти во дворце располагался кабинет В.И. Ленина, позднее он стал зданием Совета министров СССР.

В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией Президента РФ.


Чесменская церковь в Санкт-Петербурге (1777–1780).

Архитектор – Ю.М. Фельтен.

Архитектурный стиль –псевдоготика.

Здание церкви было построено в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 году.

В настоящее время – действующий православный храм.


Холодная баня с Агатовыми комнатами. Царское Село (Пушкин).1780-е годы.

Архитектор – Чарльз Камерон.

Архитектурный стиль – классицизм.

На нижнем этаже находилось несколько купальных бассейнов для водных процедур, а верхний этаж, где находятся Агатовые комнаты, служил для отдыха после купания — здесь императрица проводила ранние утренние часы, занимаясь просмотром государственных документов и отвечая на письма.


Камеронова галерея. Царское Село.1780-1794.

Архитектор – Ч. Камерон.

Архитектурный стиль – неоклассицизм.

Летняя резиденция Екатерины Великой.

В настоящее время залы предназначены для временных экспозиций.



Казаковский корпус Московского университета (1782–1786).

Архитектор – Матвей Казаков, реконструирован – Доменико Жилярди.

Архитектурный стиль –псевдоготика, после реконструкции в 1817 году – стиль ампир.

Старое здание Московского университета (Московский университет на Мохово́й, Казаковский корпус.

Строение сильно пострадало при пожаре 1812 года, и пять лет спустя было реконструировано по проекту архитектора Доменико Жилярди в стиле ампир.

В настоящее время комплекс занимают фонды библиотеки, Антропологический музей и Музей истории университета, Институт Азии и Африки, основанный в 1956 г.


Здание Главного почтамта в Санкт-Петербурге. 1782-1789.

Архитектор – Н.А. Львов.

Архитектурный стиль – классицизм.

Здание было построено как вспомогательное служебное помещение почтового управления, а с 1801 года ставшее основным местом размещения Санкт-Петербургского почтамта.


Эрмитажный театр. 1783-1787.

Архитектор – Джакомо Кваренги.

Архитектурный стиль – классицизм.

Здание придворного Императорского театра построено по указу императрицы Екатерины II.

Эрмитажный театр сыграл значительную роль в развитии русской театрально-музыкальной культуры конца XVIIII века. На сцене театра шли многие оперные, балетные и драматические постановки, в том числе пьесы, написанные императрицей. В этом здании устраивали маскарады и балы, разыгрывали любительские спектакли.


Таврический дворец в Санкт-Петербурге (1783–1789).

Архитектор – И.Е. Старов.

Архитектурный стиль – классицизм.

Петербургская резиденция князя Григория Потёмкина -Таврического. Шикарный дворец Екатерина II подарила всесильному фавориту за взятие турецкой крепости Исмаил.

Свое современное название Таврический дворец получил после смерти Потемкина по распоряжению Екатерины II, желавшей увековечить память о присоединении Тавриды к России.

  • В 1906—1910 годах – в здании размещалась Государственная дума.
  • С началом Февральской революции в Таврическом дворце разместились Временный комитет Государственной думы, а затем и Временное правительство (до июля 1917), здесь же возник Петроградский совет рабочих депутатов.
  • В Таврическом дворце проходил I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 3—24 июня 1917 года.
  • 5 (18) января 1918 года в Таврическом дворце собралось Всероссийское учредительное собрание.
  • Сегодня дворец – штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи стран-участниц СНГ.
  • В наши дни здесь открыты временные и постоянные экспозиции. Проводятся экскурсии, научные конференции. Регулярно проходят концерты органной и оркестровой музыки.



Здание Академии наук в Санкт-Петербурге (1783–1789).

Архитектор – Джакомо Кваренги.

Архитектурный стиль – классицизм.

Санкт-Петербургская академия наук – первое высшее научное учреждения Российской империи, основанная по указу Петра I в 1724 году.

В настоящее время – Российская академия наук (с 1991 года).


Пашков дом в Москве (1784–1786).

Архитектор – Василий Баженов.

Архитектурный стиль – классицизм.

Пашков дом был построен по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I.

В настоящее время – Российская государственная библиотека.


Здание Благородного собрания. Москва. 1784.

Архитекторы – Матвей Казаков, Алексей Никитич, Александр Мейснер.

Архитектурный стиль – классицизм.

Изначально — усадьба князя Василия Долгорукова-Крымского. Было выкуплено Благородным собранием в 1784 году и перестроено Матвеем Казаковым.

После революции в доме находился Центральный совет московских профессиональных союзов, а здание было переименовано в Дом Союзов.

В настоящее время В Колонном зале Дома Союзов проходят концерты, праздничные мероприятия, конференции и семинары.


Большой Царицынский дворец в Москве (1786–1796).

Архитектор – Матвей Казаков.

Архитектурный стиль – псевдоготика с чертами классицизма.

Дворец был главной постройкой для несостоявшейся подмосковной резиденции Екатерины II.


Владимирская церковь в селе Быково (1789).

Архитектор – Василий Баженов.

Архитектурный стиль – русская готика.

В настоящее время – действующая церковь.



Здание Царскосельского Лицея. Царское Село (Пушкин). 1789-1792.

Архитектор – И.В. Неелов, перестроил в 1811 – В. Стасов.

Архитектурный стиль – классицизм.

Первоначально здание Лицея предназначалось для детей цесаревича Павла и называлось Великокняжеским корпусом.

В 1811 году, когда было принято решение о создании Царскосельского лицея, архитектор В. Стасов перестроил здание сообразно нуждам учебного заведения

В 1843 году Лицей был переименован в Александровский.

В настоящее время – музей. Открытие музея-Лицея в г. Пушкине в 1974 году.


Александровский дворец в Царском Селе (1792–1796).

Архитектор – Джакомо Кваренги.

Архитектурный стиль – классицизм.

Дворец по распоряжению императрицы Екатерины II

в подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича.

В начале XX века при императоре Николае II Александровский дворец стал основной резиденцией императорской фамилии и средоточием придворной жизни: здесь принимались послы, праздновались 300-летие Дома Романовых и 200-летие Царского Села.

Екатерининский классицизм. Эпоха строгого классицизма (1780 – 1800)

Екатерининский классицизм. Пик русского классицизма в архитектуре характеризует изысканная простота форм и имперское величие. На примере успешных работ великих итальянцев и французов в России сформировалась своя школа великих архитекторов.

Россия стала не только Империей, но и вполне европейской державой с собственной архитектурой. Настало время, когда за новым в архитектурной практике ехали не из России, а в Россию. Обустраивались не только столицы, но и вся страна. Это было время самого массового качественного строительства, оставившего после себя великие памятники архитектуры. Россия не просто строилась, она полностью перестраивалась и меняла стиль.

Последняя четверть восемнадцатого столетия ознаменовалась крупными социально-историческими событиями (закреплены за Россией Крым и северное побережье Черного моря). Быстро развивалась экономика государсва. Формировался всероссийский рынок, ярмарки и торговые центры. Значительно развивалась металлургическая промышленность. Расширялась торговля со средней Азией и Китаем. Активизация экономической жизни способствовали количественному и качественному росту городов и помещичьих усадьб. Все эти явления нашли заметное отражение в градостроительстве и архитектуре. Архитектура русской провинции характеризовалась двумя особенностями: большинство городов получило новые генеральные планы. Архитектура городов, особенно городских центров, формировалась на основе приемов строгого классицизма. Наряду с типами зданий, известными ранее, в городах стали строить новые сооружения. В городах еще сохранивших следы оборонительных сооружений, они в результате осуществления новых планов все больше исчезали, и эти города приобретали градостроительные черты, свойственные большинству русских городов.

Расширилось усадебное строительство, особенно на юге России и в Поволжье. При этом вырабатывалась система размещения различных хозяйственных строений в зависимости от природных условий. В провинциальных усадьбах знатных владельцев господские дома представляли собой каменные сооружения дворцового типа. Парадная архитектура классицизма с портиками стала олицетворением социального и экономического престижа. В рассматриваемый период выдающимися зодчими России были созданы архитектурные творения, являющиеся достоянием не только России, но и всего мира. Некоторые из них, а именно: Баженов Василий Иванович (1737-1799) – строительство Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского Кремля. Несмотря на то, что выдающийся замысел осуществлен не был, его значение для судьбы русской архитектуры было велико, прежде всего, для окончательного утверждения классицизма как основного стилистического направления в развитии отечественного зодчества. Создание в подмосковном селе Царицыно загородной царской дворцово-парковой резиденции. Все строения ансамбля расположены на пересеченной местности, части которой соединены двумя фигурными мостами, благодаря чему сложилась единая, необыкновенно красивая панорама, не имеющая аналогов в истории архитектуры. Дом Пашкова (1784-1786 гг.), ныне старое здание Библиотеки В.И.Ленина. Состоящая из трех различных частей, силуэтная композиция дома, венчающего озелененный пригорок, является и до сих пор одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца XVIII века. Завершением творчества Баженова был проект Михайловского замка в Петербурге (1797-1800 гг.). Замок был выстроен без участия зодчего управляющим строителем был В.Ф.Бренна, который внес существенные изменения в трактовку главного фасада.

Казаков М.Ф.: Петровский дворец – облику дворца он придал ярко выраженный национальный характер, ансамбль Петровского дворца – выдающийся образец гармонического архитектурного синтеза классических принципов и русской национальной живописи. Здание Сената в Московском Кремле – ротонда Сената признана в архитектуре русского классицизма лучшим парадным круглым залом и является первым в России примером композиции подобного типа. Этот зал – важное звено в развитии русского классицизма. Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788 гг.). Была использована классическая русская композиция применительно к православному храму. Во второй половине 18 века ротонда стала воплощаться в зодчестве русского классицизма при создании культовых зданий, она же была использована при постройке мавзолея Барышникова под Смоленском (1784-1802 гг.). Голицынская больница (ныне первая городская больница Пирогова). Здание Московского Университета (1786-1793 гг.). Здание Университета пострадало в 1812 году и было воссоздано с изменениями в 1817-1819 гг.

Архитектор Волков Ф.И. (1755-1803 гг.) к 1790 году разработал образцовые проекты казарменных зданий, подчинив их облик принципам классицизма. Самыми крупными произведениями являются здание Морского Кадетского корпуса (1796-1798 гг.) на набережной Невы. Ансамбль Главного Почтамта в Петербурге(1782-1789 гг.).

Архитектор Кваренги (Quarenghi) Джакомо (1744-1817 гг.). В творениях Кваренги ярко воплощены черты строгого классицизма. Некоторые из них: дача А.А.Безбородко (1783-1788 гг.), Здание Академии Наук (1783-1789 гг.), Эрмитажный театр (1783-1787 гг.), здание Ассигнационного банка (1783-1790 гг.), Александровский дворец (1792-1796 гг.) в Царском селе, Триумфальная арка в 1814 году – Нарвские ворота.

Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, имеющими огромное значение для практики поздней архитектуры, являются ансамблевость и градостроительное искусство. Если стремление к формированию архитектурных ансамблей первоначально носило интуитивный характер, то в дальнейшем времени оно стало осознанным.

Архитектура преобразовывалась во времени, но некоторые особенности русского зодчества существовали и развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века.

Екатерина II: архитектура просвещенного абсолютизма

При Екатерине II государство развивает интеллектуальные и духовные качества человека, а архитектура ему в этом помогает. Рассмотрим, как Петербург стал инструментом просвещения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.








Санкт-Петербург при Екатерине II — это новый этап Просвещения, новая концепция государства и человека — и, следовательно, новая архитектура.

Давайте выясним, чем эпоха Екатерины отличалась от предыдущей 👇

📚 Начинается эпоха просвещенного абсолютизма. Это не только просвещенный, то есть образованный монарх на троне, но и просвещение как основная цель власти. Предпочтительный метод правления — убеждение, развитие, образование, а не насилие. Все в государстве, включая архитектуру, нужно для того, чтобы люди становились лучше, разумнее, благороднее.

✍️ Идея государства, которое развивает интеллектуальные и духовные качества человека, наполняется конкретным содержанием. Это справедливый суд, образование, воспитание, искусство, долг, справедливость, милосердие — и другие ценности, которые должны утверждаться. Все искусства, в том числе архитектура, доносят и развивают эти ценности, воспитывают их в людях.

🏫 В чем роль архитектуры? Это уже не инструмент для решения конкретных задач, как при Петре, и не декорация для сцены, как при Елизавете. Просвещенный монарх строит учреждения для просвещения людей и заботе об их нравственном облике. Предпочтительным стилем архитектуры становится рациональный классицизм — сначала французский, а потом английский. А уже благодаря этим учреждениям и стилю возвышенные люди будут законопослушны и предприимчивы.

🛀 На этом фоне совершенно по-новому осознается роль частной жизни. Благодаря философам Просвещения, особенно Жан-Жаку Руссо, формируется концепция индивидуальности: у человека, в том числе у монарха, есть частная жизнь — и она тоже интересна, наполнена смыслом, важными интеллектуальными и духовными событиями. Екатерина как частное лицо была интеллектуалом, писала басни, пьесы, либретто к операм, переписывалась с европейскими философами.








1. План Санкт-Петербурга, 1776
2. Старо-Калинкин мост, Санкт-Петербург, 1786–1788
3. Дом Сафонова (Невский проспект, 8)
4. Дом Веймара (Невский проспект, 10)
5. Фрагмент Панорамы Невского проспекта (дома 8 и 10). Литография И. А. Иванова с рис. В. С. Садовникова, 1830–е годы
6. Новая Голландия — два рукотворных острова в дельте Невы, застроенных Жаном-Батистом Валлен-Деламотом
7. Арка Новой Голландии, арх. Жан-Батист Валлен-Деламот, 1779–1787

При Екатерине II продолжилось развитие Санкт-Петербурга. Давайте посмотрим, как изменился подход к градостроительству.

💼 Создается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Екатерина как бы говорит, что Санкт-Петербург — хоть и важный город, но не единственный. Позже эта же комиссия разработает больше 200 планов для губернских и уездных городов — мы об этом еще поговорим. Архитектор Андрей Квасов разрабатывает генеральный план Петербурга. Этот план города 1769 года — последний в 18 веке. Таким образом, признается, что город сформирован и больше расти не должен, а должен меняться в качестве.

📏 Систематизируется то, что уже сделано. Появляется больше постоянных мостов, активно используются типовые проекты, оформляются площади. Возникают регламенты застройки — ширины улиц, высота застройки. Например, главные здания в центре должны были быть не ниже 10 саженей (21 метра). Образцовые чертежи для строительства зданий обновляют ближе к классицизму.

🏛 Классицизм не только транслирует ценности рационального мышления и ясной, осознанной жизни. Из-за его строгости внутри классицизма возможно больше регистров и интонаций (как ни странно). В елизаветинском барокко трудно сделать обычный дом, а не дворец, а в классицизме — пожалуйста. Можно даже промышленное здание (такое, как Новая Голландия). Город постепенно получает уже не только отдельные яркие акценты, но и ровный фон для них.

🌲 Снова о частной жизни. Ее ценности особенно хорошо проявляются в парке. От регулярной французской планировки переходят к английской, ландшафтной: холмы, речки, деревья, редкие павильоны живописно стоят на опушках. Это совершенно искусственный ландшафт, он только имитирует природу. Парк — культурный антипод классицистического города, как будуар — антипод парадной залы. Они и разные, и при этом тесно связанные.






1. Академия Художеств, Санкт-Петербург, арх. Александр Кокоринов и Жан-Батист Валлен-Деламот, 1764–1788
2. Академия художеств, план здания
3. Мраморный дворец, Санкт-Петербург, арх. Антонио Ринальди, 1768–1785
4. Московский императорский воспитательный дом, Москва, 1764–1781
5. Сенат, Москва, арх. Матвей Казаков, 1776–1787

Теперь обратимся к архитектурному стилю при Екатерине II. Императрица, восхищенная французской культурой мысли, приветствует появление в России французской версии классицизма.

🎨 Хороший пример — Академия художеств. Спроектирована Александром Кокориновым и французским архитектором Жан-Батистом Валлен-Деламотом. Кокоринов стал первым ректором Академии художеств. А Валлен-Деламот был родственником и учеником Жака-Франсуа Блонделя, одного из крупнейших архитекторов французского классицизма. В Академии сложный план из двух простых фигур, которые дают интересные внутренние дворы. В классах много солнца, особенно в круглом классе-коридоре. Фасады — ясный и простой ордер, и только в центральном ризолите акцент, там овальный зал.

🧩 Мраморный дворец. Антонио Ринальди спроектировал здание строгих форм. По сравнению с барочными дворцами фасад практически плоский, боковые и центральная части только немного выдаются вперед. Крупный ордер объединяет два верхних этажа, превращая их в единую сущность. Сравните с дворцами Растрелли, который четко выделял каждый горизонтальный слой. Самый главный эффект — не цвет, как в барокко, а материал — несколько видов мрамора.

👥 Здания с отчетливой функцией просвещения: Сенат в Московском Кремле Матвея Казакова (тоже сложный план, совмещающий рабочие кабинеты чиновников и зал заседаний, символически важная часть здания) и Воспитательный дом, интернат для сирот и брошенных детей.






Чтобы лучше понимать, как идеи Просвещения изменили архитектуру, давайте посмотрим, как они влияли на цивилизацию не в политическом, а в общекультурном смысле.

Для этого отметим несколько важных тенденций 👇

🌳 Один из способов раскрыть в себе лучшие природные качества, посчитало цивилизованное общество, гулять в английском парке. В отличие от французских парков с ровными аллеями и подстриженными деревьями, они имитируют реальную природу. Весь пейзаж придуман, деревья, холмы, реки созданы искусственно, но это искусственное пространство создает среду для естественного человека. А парковая архитектура напоминает о присутствии человека среди природы.

🗿 Меняется отношение к истории. В 18 веке открываются Помпеи и Геркуланум, Пальмира и другие восточные эллинистические памятники. Европейцы получили возможность попасть в Афины и своими глазами увидеть Парфенон. Оказалось, что представление о древнегреческой культуре, полученное по римским копиям, было весьма неточным. Разгорается целый спор о том, кто лучше — греки или римляне. Люди начинают больше размышлять об истории, давать новые оценки событиям прошлого. В 1755 году страшное землетрясение почти полностью уничтожает Лиссабон — событие, которое заставляет многих разочароваться в возможностях разума.











1. Китайский дворец, арх. Антонио Ринальди, Санкт-Петербург, 1762–1768
2. Китайская деревня, арх. Антонио Ринальди и Чарльз Камерон, Царское Село, конец 18 века
3. Китайская деревня, план
4. Александровский дворец, арх. Джакомо Кваренги, Царское Село, 1792–1796
5. Александровский дворец в разное время года
6. Генеральный план Гатчинского парка
7. Гатчинский дворец в 1944 году
8. Карпин мост в Гатчинском парке
9. Петровский путевой дворец, арх. Матвей Казаков, Москва, 1776–1780
10. Руина Большого Царицынского дворца. Открытка начала 20 века

Чем больше классицизм через стиль и функциональность определяет жизнь человека, тем больше хочется чего-то другого. Интерес к частному, индивидуальному расширяет культурный диапазон — и пространство архитектуры.

Растет интерес к архитектурной экзотике 👇

🧧 Китайская деревня в Александровском парке. Ринальди и Камерон создали более близкую к классицизму архитектуру. Китайские элементы реализуются более тщательно, чем в Китайском дворце — но это все еще воображаемый Китай. В целом Китайская деревня показывает интерес не только к экзотическому стилю, но и к образу жизни, культуре.

🏛 Александровский дворец. Вариация на тему виллы Палладио с центральным домом и крыльями. Обратите внимание, что часть этого дома — двор за торжественной колоннадой коринфского ордера. Несмотря на крупный размер (еще бы, это ведь императорский дворец, а не усадьба), здание не кажется слишком крупным для своего окружения и прекрасно смотрится в любое время года.

🌳 Гатчинский парк и Гатчинский дворец. Дворец напоминает то ли английский средневековый замок, то ли итальянскую виллу эпохи маньеризма, а привычные черты классической архитектуры (колонны, пилястры) найти уже трудно. План Гатчинского парка (как и Александровского) выражает идею английского ландшафтного парка. Редкие архитектурные объекты — мост, ротонда, грот — призваны подчеркнуть контраст, конфликт истории и природы. Это была одна из любимых тем позднего классицизма и романтизма.

🔷 Местный вариант экзотики и переплетения культур — псевдоготика. В ней сочетаются готические элементы — стрельчатые окна, арки — и элементы древнерусской архитектуры, узорочья, нарышкинского барокко. Этот стиль развивали в Москве Матвей Казаков и Василий Баженов. Но приглядитесь к Петровскому путевому дворцу или к Царицыно — и увидите классицистическую структуру фасада с четкими горизонталями карнизов и вертикальными осями окон и колонн.










Постепенно Екатерина II охладевала к французской культуре, а случившаяся Великая французская революция поставила последнюю точку. Одновременно Англия с ее экономическими успехами все больше нравилась императрице и многим дворянам, и интеллектуалам тоже.

Вот к чему это привело 👇

🏛 Растет интерес к английскому классицизму — палладианству. Палладио — архитектор эпохи Ренессанса, который выработал гибкую и строгую систему, основанную на античном наследии. Он отработал эту систему на виллах, но постепенно она выросла в целую программу для разных типов зданий — во многом благодаря англичанам. Архитектура в стиле палладианства появляется в России.

✨ Камеронова галерея. Проект англичанина Чарльза Камерона в Екатерининском парке Царского Села. Здание состоит из двух частей. Нижняя, тяжелая и грузная, представляет историю. Верхняя, легкая, с очень легким ордером, как бы напоминающим греческую архитектуру в ярком солнце — это современная цивилизация.

☦️ Софийский собор. Постройка Камерона и Ивана Старова в городке София, рядом с Царским Селом. Здание сочетает сразу три программы. Ее прообраз — вилла Ротонда. В плане она напоминает пятиглавый православный храм. А плоские купола отсылают к Собору Св. Софии в Константинополе. Собор иллюстрирует греческий проект Екатерины: Россия должна освободить Константинополь от Турции и вернуть туда православие — а также упрочить свое положение на Черном море.

🏦 Ассигнационный банк, Джакомо Кваренги. В России по примеру Англии вводятся бумажные деньги. Банк — важнейшая для развития экономики, торговли, производства институция, для которой нужна сложная архитектура. Поэтому получается очень крупное здание. Кваренги решает сложную задачу: фасады по-разному выходят на Садовую улицу и на канал Грибоедова. На узкую улицу — воротами, красивой оградой, завершениями полукруга. А на канал — обратной стороной полукруга, масштабной композицией, хорошо видной издалека.

👤 Главный российский палладианец — Николай Львов. Это один из интереснейших людей своего времени, достойный отдельного разговора. Он дворянин, который занимается архитектурой, потому что ему это интересно, а не ради денег. Львов изобретал новые строительные технологии, переводил Палладио — а еще много путешествовал, писал стихи, рисовал. При этом был настоящим англоманом и аристократом — и много строил в родном Торжке. В духе Просвещения он считал, что забота о родных землях — его долг. Увы, многие его постройки там — в ужасном состоянии.

Читайте также: