Екатерининский дворец во время войны кратко

Обновлено: 05.07.2024


Роскошные царские резиденции и обширные парки были захвачены немцами и почти полностью уничтожены. Теперь мы вновь можем восхищаться их красотой.

1. Петергоф

Загородная царская резиденция Петергоф - пожалуй, самая шикарная в окрестностях Петербурга. Петр I начал строить ее в 1715 году и планировал превзойти в красоте и роскоши сам Версаль. Однако, во время войны от Петергофа мало что осталось. 23 сентября 1941 Петергоф оккупировали немцы. Советская армия в течение двух месяцев тщетно пыталась его отбить. Вплоть до снятия блокады Ленинграда в январе 1944 Петергоф был под постоянным обстрелом.

Вид на верхний парк, Большой дворец и фонтан Большой каскад в 1944 и сейчас

Вид на верхний парк, Большой дворец и фонтан Большой каскад в 1944 и сейчас

Государственный музей-заповедник "Петергоф"; Reuters

Больше всего пострадал Большой дворец - в него попало множество бомб, и он фактически превратился в руины. Огромный ущерб был нанесен и прекрасному парку и фонтанам - скульптуры, которые не успели эвакуировать или спрятать были утрачены от взрывов. Немцы также сожгли огромное количество деревьев. Кроме того, уходя, они заминировали всю территорию.

Фонтан Большой каскад в 1946 и сейчас

Фонтан Большой каскад в 1946 и сейчас

Парки начали восстанавливать уже весной после снятия блокады - и к лету 1945 года открыли для посетителей. Однако полностью наладить и запустить фонтаны удалось лишь к концу 1950-х. А один из них - Львиный каскад - вновь заработал лишь в 2000 году.

Церковный корпус

Государственный музей-заповедник "Петергоф"; Legion media

2. Царское село

Дворцово-парковым ансамбль южнее от Петербурга был летней резиденцией царей. Строительство началось при Екатерине I, жене Петра I, а свой финальный барочный облик дворец приобрел при правлении дочери императора, Елизавете.

Усадьба пострадала не меньше Петергофа. Сотрудница музея Вера Лемус вспоминала, что сотрудники еще продолжали консервировать дворец и прятать ценности, но уже слышали выстрелы - немцы были на подходе к Царскому Селу.

Екатерининский дворец после войны и сейчас

Екатерининский дворец после войны и сейчас

В сентябре немцы оккупировали резиденцию. Главный Екатерининский дворец сильно пострадал и стал мишенью для обстрела. Нижний этаж немцы использовали как гараж. Оставшиеся во дворце предметы искусства они изуродовали, а часть уникальной коллекции вывезли.

Большой зал Екатерининского дворца

Большой зал Екатерининского дворца

Большой зал Екатерининского дворца

Большой зал Екатерининского дворца

Николай Баранов/Лениздат, 1948; Legion media

Арабесковый зал

Архивное фото; Legion Media

Парадная лестница

Edgar El (CC BY 3.0)

Одна из самых больших культурологических потерь Второй мировой войны - бесследно пропавшая Янтарная комната из Екатерининского дворца. Лишь в 2000-х в Россию вернулись ее небольшие фрагменты, но основную часть пришлось полностью воссоздавать - работы завершились в 2003 году.

Янтарная комната - до войны и в 1980-е

Янтарная комната - до войны и в 1980-е

Андрей Зеест; Николай Науменков/ТАСС

Первые залы Екатерининского дворца были открыты для посещения в 1959 году. Но реставрация царскосельских дворцов и флигелей продолжается до сих пор.

Территорию перед Александровским дворцом Царского села немцы превратили в кладбище

Территорию перед Александровским дворцом Царского села немцы превратили в кладбище

3. Павловск

Павловск был построен в конце 18 века как летняя резиденция императора Павла I. Он находится вблизи Царского Села и также был захвачен немцами, серьезно пострадал прекрасный английский парк и дворец Павла I - уходя, немцы подожгли его.

Павловский дворец в 1944 и сейчас

Павловский дворец в 1944 и сейчас

Всеволод Тарасевич/Sputnik; Legion media

Павловский дворец в 1944 и сейчас

Павловский дворец в 1944 и сейчас

Н.Бобров/Sputnik; Legion media

Настоящим героем была директор комплекса Анна Зеленова. В свои 28 лет она не только организовала эвакуацию и захоронение ценностей, но до последнего оставалась за работой, спасая экспонаты. Она покинула дворец за день до немецкого захвата - ей пришлось уйти в Ленинград пешком, а это около 30 км.

Тронный зал

Государственный музей-заповедник “Павловск”; Legion media

Уже через неделю после освобождения Зеленова вернулась на руины Павловска. И хотя городские власти не верили, что почти полностью утраченный дворец можно восстановить, она тут же организовала реставрационные работы.

Греческий зал

ЦГА СПб; Legion media

Египетский вестибюль

ЦГА СПб; Государственный музей-заповедник “Павловск”

В итоге Павловск стал первым из дворцово-парковых ансамблей, который был полностью отреставрирован уже в 1977 году.

4. Гатчина

Северный фасад замка после войны и сейчас

Северный фасад замка после войны и сейчас

Российский государственный архив кинофотодокументов; Артём Топчий(CC BY-SA 3.0)

Эта резиденция на юге от Петербурга был построен в сер. 18 века для фаворита Екатерины II Григория Орлова, но после его смерти императрица выкупила имение и подарила своему сыну - Павлу I. Этот и без того мрачный замок после нашествия нацистов стал производить и вовсе ужасающее впечатление.

Мраморная столовая

ЦГА СПб; Serko (CC BY-SA 3.0)

Советские власти посчитали, что реставрировать огромную Гатчину будет делом слишком дорогостоящим - и коллекцию резиденции распределили по другим музеям. В самом же дворце произвели лишь ремонт, восстановили лестницы и перекрытия. Барельефы и пострадавшую лепнину закрыли щитами.

Камин в Белом зале

Камин в Белом зале

Государственный музей-заповедник “Гатчина”; Damien (CC BY-SA 2.0)

Во дворце организовали военное училище, а затем научно-исследовательский институт. Его уже хотели вычеркнуть из историко-культурного наследия, но в 1976 году хранитель музея Аделаида Елкина добилась, чтобы здание освободили под музей и начала восстановление. Через 10 лет первые залы приобрели тот вид, в котором они были в конце 18 века.

Чесменская галерея (слева - Акварель 1877 года, справа - состояние на 2008 год).

Чесменская галерея (слева - Акварель 1877 года, справа - состояние на 2008 год).

Эдуард Гау; Steven Pavlov (CC BY-SA 4.0)

Галерею решили полностью не восстанавливать, но открыть зал памяти, законсервировав состояние после разрушений. На фото 2019 год.

Галерею решили полностью не восстанавливать, но открыть зал памяти, законсервировав состояние после разрушений. На фото 2019 год.

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры

Однако, реставрационные работы двигаются очень медленно и продолжаются до сих пор - не все интерьеры даже главного замка восстановлены.

Кто во время войны разрушил Екатерининский дворец - по-прежнему тайна

21/11/2014

Кто во время войны разрушил Екатерининский дворец - по-прежнему тайна

П ри кажущемся обилии сведений многие существенные аспекты остались обойденными в литературе. Вопросы я задавал заместителю директора ГМЗ, главному хранителю, искусствоведу Ларисе БАРДОВСКОЙ.

Куда исчезли вещи из дворца

– Начать я хотел не с войны, а с неизученного периода в истории Екатерининского дворца и других дворцов Царского Села – с 1930-х годов. Отсюда были продажи за границу музейных предметов?
– Да, конечно. Продаж было много, начало им положил Алексей Максимович Горький. И потом это шло по нарастающей. Достаточно долго сотрудники, как могли, защищали экспонаты, намеченные к продаже. Некоторые вещи хранители пытались спасти, меняя этикетку и снижая ценность картины. Скажем, вместо итальянской школы – испанская. Некоторые ребусы мы до сих пор пытаемся разгадать…

– Какие ребусы?
– Скажем, на аукционах попадаются вещи, и нам не совсем ясно, когда они ушли из музея. В Эрмитаже проще: у них сохранились архивы, Ленинград не был оккупирован и подвержен такому разорению, как мы. У нас пропало всё. И про многие вещи мы думали, что они ушли с немцами во время оккупации, а на самом деле они ушли в 1920-е и особенно в 1930-е годы.

– А кто был тогда директором дворцов-музеев и парков?
– Всеволод Иванович Яковлев. Он не был человеком власти, сопротивлялся продажам музейных ценностей. На посту директора он сменил Георгия Лукомского. В 1918 году под руководством Лукомского стали составлять первые описи, а в 1920-е годы эти описи пришлось переписывать, потому что пошла распродажа. Инвентаризация 1939–1940 годов, на которую мы все время ссылаемся, уже не содержит того, что было продано. У нас очень большой экспроприации подвергся Александровский дворец. Из него покупали вещи, которые были достаточно интересны людям Запада. Причем комиссия, которая отбирала вещи для продажи, явно работала под заказ. Был такой господин Вейс, который, например, покупал в большом количестве антикварные вещи, опустошая находившийся в Пушкине дворец Палей, который находился в ведении дирекции нашего музея. Вейс делал очень большие покупки. Был очень большой скандал, многие вещи пытались вернуть, но это оспорила владелица.

– Это в какие годы был скандал?
– В 1930-е годы. Причем вещами, которые забирали у нас, закрывал свои пробоины Эрмитаж. И когда из Эрмитажа уходили очень серьезные вещи, для компенсации брали от нас. Просто приходили и забирали.

– Так можно было?
– Никого не спрашивали! Эрмитаж есть Эрмитаж, это святое. Уходила живопись, скульптура, прикладное искусство – очень много. Бытовые предметы. Кроме того, мы лишились детских игрушек. В царской семье они были первоклассные. Вот, скажем, комплекс детских игрушек на половине царевича. Детские учебники, диапозитивы, гербарии, карандаши, тетради. Это все было отдано в детские колонии, потому что голодных детей Петрограда, лишившихся родителей, всех привозили сюда. И здесь создавали колонии детей. Особняк Юсупова занимали голодные дети из Петрограда. А рядом стояла великокняжеская дача – ее занимали дети, больные туберкулезом. И бытовые предметы детского комплекса были утрачены полностью!

– На улице?
– У Медного всадника есть спуск к Неве, пристань, и прямо там проводили торги, сразу грузили – и все. Еще покупали там, где сейчас Морской регистр, дом Ратькова-Рожнова. Туда привозили на продажу вещи, там происходили аукционы. Картина Френца оказалась невостребованной. И ее отправили в гостиницу, и она там висела, потому что рассчитывали, что, может быть, кто-то из постояльцев посмотрит и купит. Но никто не купил. А мы выяснили, где она находилась в Александровском дворце, изучили всю ее историю и стали приставать к дирекции отеля, чтобы нам позволили сделать копию. Сначала нам сказали: забудьте. Мы стали писать… А через три года администрация отеля прислала нам письмо: можете картину забрать. Мы получили картину назад, привели ее в относительный порядок. Это единственный счастливый случай.

– Иными словами, вещи из дворца-музея расходились черт знает куда.
– Да, и самое главное – не оставалось следов. Я считаю, что все документы делались с копиями, и может быть, мы не очень тщательно искали, и где-то эти списки есть…

– А в Эрмитаже ничего не припрятано? Произведения какие-то?
– Про это мы знаем. В 1925 году Эрмитаж делал выставку итальянского искусства и попросил у нас на эту выставку вещи. И к нам они не вернулись.

– Вопрос возврата не обсуждается?
– Мы решили, что внутреннюю реституцию мы форсировать не будем.

По чьей вине горел дворец

– Ополченец Лифшиц не сомневался, что вернемся и статую откопаем. И это в январе 1942 года. Но вот что меня интересует – это история разрушений дворца. Когда это произошло, кто разрушил – фашисты или это результат обстрела Красной армией. Недавно была опубликована трофейная фотография 1942 года – какой-то немец стоит на фоне фасада Екатерининского дворца, и видны следы разрушений и пожара. Мы знаем, что пострадал Большой зал, видимо, уже в 1942 году он был разрушен.
– Мы стали заниматься судьбой дворца в военный период после огромной работы по реставрации. Пока шла реставрация, мы не изучали вопрос о разрушениях дворца.

– Но кто произвел разрушения: немцы или наши?
– Этого я не могу сказать. До сих пор мы этого не знаем. Приведу в качестве примера документ. Вера Владимировна Лемус, которую я знала как заместителя директора по научной работе, в мемуарах засвидетельствовала, что к моменту захвата немцами города 17 сентября все музейные дворцовые здания находились в полной сохранности, за исключением пострадавшего от обстрела Китайского театра в Александровском парке и стен рабочего кабинета Александра I и малой столовой Екатерининского дворца, куда попал снаряд, и они были разрушены.

– А чья авиабомба?
– Экспертизу никто не проводил и осколки не исследовал. Возможно, и с советской стороны. Но здесь проходила линия фронта. Их разделяла улица Пушкинская. По ночам с советской стороны производились вылазки, обстрелы, закидывали гранаты. Шла перестрелка.

– Но точно сказать, чья бомба 29 сентября 1941 года разрушила центральную часть Екатерининского дворца, в частности, Большой зал, нельзя?
– Нельзя.

– В 1944 году никто следствие не проводил?
– Нет.

«В Пушкине большевики заранее, чувствуя неминуемое падение города, постарались вовсю. Дворцовые парки изрыты окопами и бомбоубежищами, завалены спиленными деревьями и уничтоженным военным имуществом. Памятника Пушкину – поэта, сидящего в раздумьи на парковой скамейке, нет, только один пьедестал.

Екатерининский дворец, один из лучших дворцов в мире и лучший в России, сожжен и разграблен. По уцелевшей лестнице, со стороны дворцовой церкви, мы поднимаемся в анфиладу бельэтажа. Дворцовая церковь уцелела, дверь ее заперта и она охраняется. Но дальше… китайская, малая зеленая гостиные: мебели нет, мозаичные, орнаментированные розовым, черным, красным, палисандровым и другими ценнейшими породами деревьев полы замазаны и исцарапаны так, что мозаику почти нельзя рассмотреть, она исчезла в общем сером, изборожденном царапинами фоне, жалко выглядят изломанные двери и оконные рамы, украшенные золоченой резьбой, нелепы разбитые барельефы на стенках… Картин нет. Очевидно, они были вывезены, об этом говорят оставшиеся висеть на стенах клочья от вырезанных впопыхах и просто содранных драгоценных французских гобеленов. Чудом среди этого разгрома уцелели 2-3 трюмо с рассыпавшимися, когда-то роскошными рамами. Это все, что осталось.

Описание любопытно. Как видим, здесь сказано о том, что Красная армия перед отступлением дворец заминировала. В принципе, могли бросить авиабомбу. Наверное, могли ее и заложить заранее, а потом взорвать. Но если 17 сентября немцы заняли Пушкин, то вряд ли они сами кинули бомбу на дворец 29 сентября.

При этом как бы между прочим в статье проведена мысль о том, что и Янтарная комната не была украдена фашистами еще 14 октября 1941 г., чему есть документальные подтверждения, а тоже погибла во время взрыва авиабомбы. Тут уже видна цель: зафиксировать в газетном материале ложь о судьбе Янтарной комнаты.
– Откровенно говоря, я не занималась историей пожаров дворца, поэтому сказать не могу. Не понимаю также, почему сразу после войны все эти вопросы не изучили по горячим следам, когда были живы свидетели, тот же граф Сольмс, например. Кстати, немцами было заложено 11 авиабомб во дворце перед их отступлением. Есть воспоминания двух военных, в числе первых вошедших во дворец, – Иванова и Прохорова. Иванов увидел в парке провода, ведущие к этим бомбам, и перерезал их.

– Янтарная комната могла теоретически сгореть от бомбы, взорвавшейся в Большом зале?
– Нет, это разные помещения дворца, между которыми находятся шесть комнат анфилады и лестница.

– А в 1944 году при наступлении Красной армии ничего она не разрушила? Или немцы?
– Раньше было ясно: если что и разрушили, то немцы. Сейчас я не знаю. С документами, которые проливали бы на это свет, я не сталкивалась. Кстати, у нас есть свидетельство одного немецкого офицера, который получил приказ взорвать церковь во дворце. И он не выполнил приказ. Не так давно он приезжал к нам, лет пять тому назад, и рассказывал об этом факте.

– Наверное, если здесь было гестапо, то горел при наступлении Советской армии в 1944 году. А кто и когда разрушил Малую анфиладу Екатерининского дворца, так называемую половину Марии Федоровны, которая так до сих пор не восстановлена?
– Вот это тоже вопрос. Есть фотографии, я их видела в Интернете: стоят гитлеровцы, из окон дворца идет дым. Горит Малая анфилада. Это 1942 год. Какое-то время оккупанты находились во дворце, жили здесь, а потом они перебрались в Софию, в дома на Кадетском бульваре, а там военные городки, казармы, у которых стены по метру толщиной. Я предполагаю, что когда фашисты оставили дворец, здесь могло что-то произойти. Но пока это догадки. Надо искать материалы.

Янтарная комната и могила Распутина

– А что нового вы можете сказать про Янтарную комнату?
– Я считаю, что к ее похищению имели отношение германские аристократы, тот же доктор Альфред Роде, директор Кёнигсбергского музея, крупнейший специалист по янтарю. Который считал, что Фридрих Вильгельм I совершил колоссальную ошибку, подарив Янтарную комнату Петру I. «Поэтому мы, немцы, – говорил он, – должны ее вернуть в Германию.

– То есть это для них, как чаша Грааля.
– Хорошее сравнение. И думаю, что она где-то все еще хранится.

– Распутин сейчас – модный персонаж, поэтому обязан спросить про могилу Распутина в Александровском парке.
– Могилы не было. Стоял гроб с телом Распутина. Там была часовня Серафима Саровского. Это земли, которые императорская семья подарила Вырубовой после того как она получила жуткое увечье в железнодорожной катастрофе. Она выжила, причем считается, что ее спас Распутин. Она была его почитательницей, и он ее вылечил. Когда началась Первая мировая война, Вырубова, как и императрица, стала сестрой милосердия. И на своем куске земли рядом с Александровским парком Вырубова построила свой лазарет и чуть дальше – часовню Серафима Саровского. И лазарет и часовня были сделаны из дерева. Временные постройки, быстро сооруженные во время войны. И тут происходит вот эта жуть с Распутиным. Тело действительно привозят в Царское Село и гроб устанавливают в часовне. И он стоит там какое-то время. Как говорили, в гробу было маленькое окошечко, иллюминатор.

В Зубовском флигеле Екатерининского дворца, в подвале которого во время войны размещалось гестапо, в бывших комнатах Александра II сейчас размещена выставка вееров, которой Лариса Бардовская очень гордится:

– Дама, нами очень любимая, Елизавета Петровна, дочь Петра, имела огромную коллекцию вееров…
– У нее же и платьев было аномальное количество…
Да, она поздно начала, что называется, ей было за 30 уже, поэтому быстро надо было все сделать. Вещи при ней были очень красивые, в частности, вот этот веер с видами дворца. Веер очень дорогой, с эмалью, золотом, серебром. Вееров в фондах немного: они же хрупкие, когда была эвакуация, их плохо упаковали, многие пришли в состояние совершенно не экспозиционное. Мы выиграли грант и приступили к реставрации вееров. Искусство навевать прохладу – это и есть веер. Большая часть вееров – французские, в России их тоже делали. У нас были и детские веера, и кукольные веера, для детских кукол, но они утрачены .

Екатерининский дворец в Пушкине

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе – одна из самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга и объект культурного наследия России. Расположен он в городе Пушкин, в 25 километрах от Дворцовой площади.

История Екатерининского дворца в Пушкине

Строительство

Когда-то на месте Екатерининского дворца находилась усадьба зажиточного шведа. Но, в результате Северной войны эти места перешли во владение Российского государства. Через некоторое время Петр Великий, подарил эту усадьбу Марте Скавронской, которая впоследствии приняла православие и стала Екатериной Алексеевной. Затем она стала женой Петра I.

Большой Царскосельский дворец (Екатерининский дворец) 1755-1761. Гравюра по рисунку М.Махаева

Чтобы усадьба соответствовала императорскому статусу, Екатерина I велела возвести дворец с 16 комнатами. В 1717 году к строительству приступил Иоганн Фридрих Браунштейн – немецкий архитектор, который также работал над возведением Кронштадта и Большого Меншиковского дворца. Но он не единственный, кто построил Екатерининский дворец в Царском Селе – дворец неоднократно перестраивался, пока не обрел нынешний внешний вид.

Первый дворец был открыт в 1724 году. Он сочетал в себе красоту и уют, однако, был довольно скромным.

Перестройка

Когда Елизавета Петровна взошла на престол, она приказала сделать дворец просторнее и роскошнее, и поручила это русским архитекторам. За работу взялись Михаил Земцов, Андрей Квасов и Савва Чевакинский. Именно они расширили дворец до современных масштабов, достроили некоторые корпуса, изменили интерьеры церкви и Тронного зала. Именно в это время внешний и внутренний облик дворца приобрел привычный вид.

Но на этом перестройка не остановилась. В 1752 году Елизавета Петровна поручила Бартоломею Франческо Растрелли вновь изменить дворец. Строительные работы длились 4 года, и появился дворец в стиле Русское барокко. На позолоту деталей интерьера и экстерьера ушло более 100 килограммов золота, а перед дворцом появился парк.

История Екатерининского дворца при Екатерине Великой

Елизавета Петровна перед смертью велела позолотить все статуи в парке. Екатерина Великая, став владелицей дворца, велела соблюсти волю покойной императрицы. Однако, уже после того, как несколько статуй были позолочены, она узнала стоимость такой работы, и тут же велела прекратить их.

Во время своего правления императрица переделывала стиль и особенности планировки Екатерининского дворца так, чтобы он стали более удобными для жизни и скромными, конечно, насколько это было под стать императрице. В этом ей помогал Чарльз Камерон, который создал Арабесковую и Лионскую гостиные, Китайский зал, Купольную столовую, Серебряный кабинет, Синий кабинет и Опочивальню.

Екатерининский дворец во время Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война – самая скорбная страница в истории дворца. Хотя, на самом деле, еще до начала войны императорская резиденция требовала реставрации, поскольку он пострадал во время революции 1917 года и Гражданской войны. Она как раз только началась в 1940 году: расчищали фасады, чтобы узнать оригинальный цвет краски, укрепляли лепнину, делали замеры. Вместе с этим к реконструкции готовили Янтарную комнату, поскольку окаменевшая смола пересохла и потемнела в некоторых местах, как и связывающая камни мастика. Жизнь шла своим чередом, пока не объявили о войне.

Обстрелы города начались в 1941 году, в Пушкине начали возводить оборонительные сооружения, оборонительные окопы. Однако работница музея, Вера Владимировна Лемус, которая оставила дворец одна из последних, вспоминала, что ни один из объектов дворца не пострадал при первых обстрелах. В ночь с 16 на 17 сентября фашисты вошли в город, и дворец был обстрелян. В него попал снаряд, большая часть дворца была разрушена, некоторые – пострадали от огня.

В войну не удалось сохранить ни один зал, авиабомбы были в каждом помещении дворца, он неоднократно горел. К 1945 году это были руины. Эвакуация ценностей в Новосибирск началась в июле, как только стало известно о нападении, она продолжалась до сентября – предметы искусства вывозили под огнем, рискуя своей жизнью ради наследия. Многое спасти не удалось. Когда работники не могли вывезти ценности, они прятали их в подвал, надеясь осуществить план при первой возможности. Скульптуры закапывали в парке. К сожалению, все, что не успели эвакуировать до сентября – безвозвратно утеряно.

Многое вывезти было просто невозможно: обивку стен, резьбу, паркеты – то, что было частью дворца. К тому же, появлялись и мародеры – иконы были вырезаны, а паркетными досками топили печи.

Реконструкция началась сразу после войны – летом 1945. Продолжается она до сих пор – мастера кропотливо восстанавливают каждую деталь. Работы начались там, где сохранилось хоть что-то, это были залы, построенные Чарльзом Камероном. Все остальное было воссоздано.

Внешнее убранство и двор

Архитектура Екатерининского дворца в Царском Селе

Величественное здание Екатерининского дворца сейчас поражает роскошью и богатством убранства фасадов. Поражает, сколько сил в работу вложили реставраторы, чтобы добиться таких результатов. Площадь Екатерининского дворца в Пушкине – почти 60 000 квадратных метров, и каждый из них кропотливо восстанавливается.

Дворец построен в стиле барокко, а его фасад облицован накладными портиками так, что их симметричная осевая система гармонирует с пространственным планом парка. Фасад дворца украшен классической позолоченной колоннадой и изысканной лепниной, а также изящными античными статуями. Внешний вид императорской резиденции соответствует архитектурной моде XVIII века, но в нем можно разглядеть и личный вклад каждой правительницы.

Неподалеку от дворца располагается Эрмитаж. Это небольшое, но красивое здание, где организовывались встречи лишь для самых приближенных к императрице. Он интересен не только своими великолепными интерьерами, но и инженерными решениями: здесь есть тайные проходы и подъемные устройства. От дворца к Эрмитажу ведет аллея, вдоль которой установлены статуи античных героев.

Внутреннее убранство и интерьер

До Великой Отечественной войны во дворце насчитывалось 57 залов. На сегодняшний момент восстановлено больше половины – 32 зала. Но помимо залов реставраторы работают над мостами, парками, скульптурами, отдельных зданий.

Янтарная комната

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Комната, отделанная янтарем – жемчужина Екатерининского дворца. Немецкие мастера создали ее за 10 лет, специально для первого короля Пруссии – Фридриха I. Спустя некоторое время его сын, будучи новым королем, преподнес Янтарную комнату Петру Великому. Она была перевезена в Северную столицу в 1717 году. В 1743 году, по указу Елизаветы Петровны, комната была дополнена золоченой деревянной резьбой, мозаиками из агата и яшмы, зеркалами.

Однако сохранить комнату было трудно из-за сурового климата, печного отопления и сквозняков. 4 раза проводилась реконструкция, 5 из них планировалась в 1941 году. Когда фашисты оккупировали дворец, Янтарная комната была вывезена, так как эвакуировать ее в начале войны не удалось, по официальной версии, из-за ее хрупкости. Но современные документы указывают, что она попросту не значилась в эвакуационном списке, составленном в 1936 году, а более поздний документ попросту исчез. Работники не имели права вывозить Янтарную комнату без разрешения, да и физически не могли это сделать – ведь в июле 1941 года в музее работали всего 5 человек, и почти все они были женщинами.

Фашисты похитили комнату, чтобы передать ее в музей Гитлера. Известно, что в течение нескольких лет панели Янтарной комнаты находились в Кенигсберге, а Королевском замке, который сгорел из-за авианалета. До сих пор доподлинно неизвестна судьба остальных частей, их поиски продолжаются.

Один немецкий офицер оставил себе при похищении Янтарной комнаты флорентийскую мозаику, в качестве сувенира. На время войны он передал ее на хранение нотариусу, который попытался продать ее в 1997 году. Власти конфисковали шедевр, а его самого осудили. Право на владение мозаикой передали его дочери. Она передала ее городу Бремену, власти которого впоследствии передали часть оригинальной Янтарной комнаты музея-заповеднику в Царском Селе.

Янтарная комната, которую можно увидеть во дворце сейчас – воссозданная копия. Работы над ней велись в течение 24 лет, использовали Калининградский янтарь, а немецкая энергетическая компания софинансировала проект. Ее открытие приурочили к 300-летию Петербурга.

Дворцовая церковь

Дворцовая церковь Екатерининского дворца

Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца была заложена при личном присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Об этом напоминает надпись на медной доске, которую обнаружили в алтаре при восстановлении интерьера храма после пожара в начале XIX века. День рождения дворца отмечается в день освящения придворной церкви – 30 июля.

Во время Великой Отечественной войны все ценности храма были утрачены. Сохранились лишь 3 образа из 114. В настоящее время реставрация храма окончена, и гости могут его посетить.

Лионский зал

Лионский зал был создан Чарльзом Камероном по просьбе Екатерины II, которая в 1781 году увлеклась новым архитектурным стилем. В отделке помещения был использован лазурит. Отдельным предметом искусства являлся паркет Лионского зала, он был сделан из амаранта, палисандра, пальмы, черного и розового деревьев, а также инкрустирован перламутром.

Из 32 предметов лазуритовой меблировки зала в период ВОВ были утрачены 5 – зеркала и жардиньерка для растений. 27 предметов удалось сохранить – все они выставлены там, где и находились несколько веков назад. Реставрация зала продолжается до сих пор. Мастера ведут работы над паркетом, каминами, зеркалами и дверьми.

Светлая галерея

Большой зал в XVIII веке называли Светлой галереей. Это самая просторная комната во дворце – ее площадь превышает 800 квадратных метров. Здесь проводились приемы и торжества, балы, званые обеды. Для освещения использовались ровно 696 свечей, а узор на стенах выполняли 130 резчиков. Большая часть интерьера пострадала в войну, однако сейчас зал полностью восстановлен. Реставрация Большого зала Екатерининского дворца стала самой сложной и масштабной во всем мире.

Арабесковый зал

Арабесковый зал был также выполнен Чарльзом Камероном, он стал один из самых ярких и парадных помещений дворца, это было один из самых любимых залов Екатерины II. Он был украшен фресками с изображением античных сюжетов.

Великая Отечественная война полностью разрушила зал. В послевоенное время здесь размещались учебные классы. Интерьер был восстановлен в 2010 году, однако, некоторые работы все еще ведутся.

Кавалерская столовая

Столовая расположена по соседству с Большим залом. Она небольшого размера, но с роскошным позолоченным убранством в стиле барокко. Главная жемчужина столовой – многоярусная изразцовая печь с кобальтовой росписью и колоннами. На столах выставлены сервизы, изготовленные в XVIII веке.

Картинный зал

Картинный зал в Екатерининском дворце

Картинный зал получил свое название благодаря необычному оформлению – все его стены украшены живописными полотнами. Большая часть картин были приобретены Елизаветой Петровной, а некоторые были написаны по указу Петра Великого в память о победах Северной войны. Однако сам император их так и не увидел – полотна были доставлены в Россию уже после его смерти.

Зал сильно пострадал в пожаре во время ВОВ, однако почти все картины были эвакуированы, утрачены было 16 произведений из 130. Их заменяют другие произведения искусства, которые были перевезены из Эрмитажа и других музеев.

Парадная лестница

Первоначальная парадная лестница Екатерининского дворца была уничтожена по указу Екатерины II, на ее месте Чарльз Камерон спроектировал новую. Для ее постройки было использовано красное дерево, однако и эта лестница была перестроена в мраморе, но уже во второй половине XIX века. Она была украшена лепниной, вазой, скульптурами – большая часть декора было уничтожено в годы Великой Отечественной войны.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Екатерининский дворец



3. Сейчас сбоку от здания установлен памятник знаменитому зодчему.


4. Фасад дворца представлен в виде широкой лазоревой ленты с белоснежными колоннами и золочёным орнаментом, придающим зданию особый шик.


5. В северо-восточной части здания расположена Дворцовая Воскресенская церковь.


6. Рядом стоит корпус Императорского лицея, соединённый с дворцом аркой.


7. Парадный двор резиденции ограничен двумя циркумференциями, в нём расположен плац. По краям стоят два жёлтых служебных (кухонных) корпуса.


8. Чтобы летом попасть внутрь дворца, нужно отстоять на пекле сорокаминутную очередь.


9. В ожидании разглядывать детали здания.


10. Последняя масштабная реставрация здания была больше десяти лет назад, сейчас фасады нуждаются в косметическом ремонте.


12. Колонны дворца поддерживают скульптуры атлантов, их лица можно разглядеть только подойдя вплотную к зданию.


14. Лестница была создана при Екатерине II Чарлзом Камероном на месте Китайского зала. В память об этом интерьер украшают вазы и блюда из китайского фарфора.


16. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проёмы кариатиды были восстановлены по обнаруженным деталям и довоенным изображениям.


17. Также были воссозданы большие часы.


20. Малая Белая столовая в личных покоях Елизаветы, Екатерины II и Александра I. Её интерьер сформировался после пожара 1820 года.


22. По соседству расположена Китайская гостиная Александра I.


23. Её интерьер выделяется шёлковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.


24. На стенах - портреты, в том числе императора Петра II кисти И.-П. Людена.


25. Дальше - Буфетная, до 1761 года составлявшая часть Уборной на половине Елизаветы Петровны.


27. Кавалерская столовая - небольшой по площади зал, визуально увеличенный зеркалами и ложными зеркальными окнами.


29. Живописный плафон в центре потолка украшен картиной неизвестного русского мастера середины XVIII века на сюжет античного мифа о боге солнца Гелиосе и богине утренней зари Эос, полученный из фондов Русского музея.


31. Зеленая Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор. Здесь расположена одна из многоярусных изразцовых печей с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.


32.


33. В Портретном зале демонстрировались парадные изображения царственных особ. Ныне здесь кроме портретов можно увидеть одно из платьев императрицы.


35. Первый в череде наиболее впечатляющих залов Царскосельского дворца - Картинный зал площадью 180 м².


38. Большой зал, или Светлая галерея - самое значительно парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах.


39. Его площадь более 800 м².


40. Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала.


41. Скульптурная и орнаментальная резьба, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Растрелли и моделям скульптора-декоратора Дункера 130 русскими резчиками.


47. В неприметном коридоре дворца висит картина, изображающая дворец в ужасающем состоянии 1944 года. Она напоминает нам, какой огромный урон могут нанести истории и культуре военные действия.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


Питер-2013 // Часть 27


3. Сейчас сбоку от здания установлен памятник знаменитому зодчему.


4. Фасад дворца представлен в виде широкой лазоревой ленты с белоснежными колоннами и золочёным орнаментом, придающим зданию особый шик.


5. В северо-восточной части здания расположена Дворцовая Воскресенская церковь.


6. Рядом стоит корпус Императорского лицея, соединённый с дворцом аркой.


7. Парадный двор резиденции ограничен двумя циркумференциями, в нём расположен плац. По краям стоят два жёлтых служебных (кухонных) корпуса.


8. Чтобы летом попасть внутрь дворца, нужно отстоять на пекле сорокаминутную очередь.


9. В ожидании разглядывать детали здания.


10. Последняя масштабная реставрация здания была больше десяти лет назад, сейчас фасады нуждаются в косметическом ремонте.


12. Колонны дворца поддерживают скульптуры атлантов, их лица можно разглядеть только подойдя вплотную к зданию.


14. Лестница была создана при Екатерине II Чарлзом Камероном на месте Китайского зала. В память об этом интерьер украшают вазы и блюда из китайского фарфора.


16. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проёмы кариатиды были восстановлены по обнаруженным деталям и довоенным изображениям.


17. Также были воссозданы большие часы.


20. Малая Белая столовая в личных покоях Елизаветы, Екатерины II и Александра I. Её интерьер сформировался после пожара 1820 года.


22. По соседству расположена Китайская гостиная Александра I.


23. Её интерьер выделяется шёлковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.


24. На стенах - портреты, в том числе императора Петра II кисти И.-П. Людена.


25. Дальше - Буфетная, до 1761 года составлявшая часть Уборной на половине Елизаветы Петровны.


27. Кавалерская столовая - небольшой по площади зал, визуально увеличенный зеркалами и ложными зеркальными окнами.


29. Живописный плафон в центре потолка украшен картиной неизвестного русского мастера середины XVIII века на сюжет античного мифа о боге солнца Гелиосе и богине утренней зари Эос, полученный из фондов Русского музея.


31. Зеленая Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор. Здесь расположена одна из многоярусных изразцовых печей с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.


32.


33. В Портретном зале демонстрировались парадные изображения царственных особ. Ныне здесь кроме портретов можно увидеть одно из платьев императрицы.


35. Первый в череде наиболее впечатляющих залов Царскосельского дворца - Картинный зал площадью 180 м².


38. Большой зал, или Светлая галерея - самое значительно парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах.


39. Его площадь более 800 м².


40. Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала.


41. Скульптурная и орнаментальная резьба, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Растрелли и моделям скульптора-декоратора Дункера 130 русскими резчиками.


47. В неприметном коридоре дворца висит картина, изображающая дворец в ужасающем состоянии 1944 года. Она напоминает нам, какой огромный урон могут нанести истории и культуре военные действия.

Читайте также: