Эфиопия в 19 веке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Известно, что царская Россия не участвовала в европейской схватке за Африку в конце XIX века. Менее известно, что у Российской империи в то время завязались особые отношения с Эфиопией, едва ли не единственной в Африке страной, не захваченной какой-либо иноземной империей. Сохранить независимость Эфиопии удалось не без некоторой помощи из Санкт-Петербурга. Эфиопия привлекала внимание российских политиков и части русского православного духовенства. Ее близость к Красному морю и Ближнему Востоку, ее положение между Северной и Юго-Восточной Африкой являлись стратегическим активом в геополитической игре против Британской империи. К тому же многие верующие испытывали чувство солидарности с теми, кого воспринимали в качестве православных братьев на далеком Африканском Роге.

Россия и Эфиопия – год 1900-й

История миссионерской деятельности Русской православной церкви за границей значительно короче аналогичной истории римско-католической или протестантской церквей. Тем не менее русская церковь активно поддерживала российскую экспансию в Средней Азии и колонизацию некоторых территорий в Северной Америке. В XIX веке Священный синод интересовался событиями на Святой земле и Афоне. Православная церковь – вместе с имперской властью – выступала ярой защитницей находившихся под властью Османской империи православных христиан на Балканах, в Сирии и Египте. Это панправославие можно считать первой в современной истории попыткой противодействия западноевропейскому универсализму. Некоторые православные священнослужители и мыслители пытались даже представить эту новую всеобъемлющую восточную православную культуру в качестве противовеса материалистической романо-германской Европе[2].

Эфиопская церковь, автокефальная только с 1950-х годов, является одной из древних восточных православных церквей, отколовшейся от европейского христианства за полтысячелетия до основания русской церкви. Сходство в обряде и одеянии русских и эфиопских священников помогло скрыть значительные доктринальные различия, а геополитические интересы позволили еще более сократить этот разрыв. В 1850-х годах монах Порфирий Успенский был послан Священным синодом в Иерусалим в рамках секретной миссии с целью укрепления российского влияния на Ближнем Востоке. Изначально его рекомендация наладить сотрудничество с православной Эфиопией нашла больший отклик среди российских военных, чем среди богословов. Идеи Успенского заложили основу для российского увлечения Эфиопией в последние годы существования Российской империи, но на тот момент и высшая бюрократия, и церковные иерархи считали их нереалистичными. Письма к царю эфиопского императора Йоханнысa IV, взывавшего к православным узам и просившего российской помощи в борьбе против османского Египта, в 1870-е годы остались без ответа[4].

Другие российские авантюристы, а также ученые и благочестивые православные христиане отправились в Эфиопию около 1900 года. Страна была привлекательной не только как экзотическая, но и как близкая по духу: в ней видели важное стратегическое значение. Такое переплетение разных интересов отразилось на биографиях нескольких людей. Так, например, русский офицер Евгений Сенигов остался в Эфиопии в качестве художника, рисовавшего африканские пейзажи. В русской миссии Красного Креста состоял Александр Булатович, высокопоставленный офицер, который позже стал монахом и под именем иеросхимонаха Антония основал еретическое движение имяславие. Он пытался создать русский православный монастырь на острове в озере Хорошал, но ему не удалось обеспечить концессию на земельный участок. Еще один персонаж русско-эфиопского сюжета, казак Алексей Сучков, был отправлен в Эфиопию, где находился с 1903-го по 1907 год, после чего вернулся в Россию, прихватив с собой диких животных для московского зоопарка. Эти и другие путешественники привезли в Россию большую коллекцию эфиопских артефактов, по сей день хранящуюся в петербургской Кунсткамере. Эфиопия становилась все более популярна в России. Для поддержки Эфиопии в ее противостоянии западному колониализму собирали деньги. Николай Гумилев побывал в Эфиопии дважды и написал стихи об Африке. Именно в этом контексте сложился миф об эфиопских корнях Пушкина. На самом деле его прадед Ганнибал был молодым рабом с южных берегов озера Чад, подаренным царю османским султаном[5].

Вместе с тем, судя по тому, что показывают скудные эфиопские источники, Менелик II к русским относился не столь романтически. Чтобы сохранить независимость Эфиопии, ему был необходим импорт новых военных и гражданских технологий и помощь их носителей. Эфиопский император видел в России, во-первых, источник поставок современного оружия, во-вторых, державу, не заинтересованную в колониальном захвате африканских территорий. Еще один немаловажный фактор: и Россия, и Эфиопия были абсолютными монархиями – в отличие от прочих европейских стран, так что Россия казалась для Менелика более подходящим местом для отправки на учебу молодых эфиопов, чем республиканская Франция. Первая партия эфиопских студентов приехала в Санкт-Петербург накануне 1900 года. Среди них был Такла Наварят, который после многих лет изучения в России военного дела и техники стал министром финансов Эфиопии. Такла Наварят написал первую конституцию страны, и он же от имени Эфиопии выступал в Лиге Наций после того, как Италия снова вторглась в страну в 1935 году[6].

Советский Союз и Эфиопия при Хайле Селассие

Как известно, во время войны Московскому патриархату разрешили возобновить контакты с христианами за рубежом, что должно было помочь выполнению дипломатических задач советского государства. Церковные сановники были отправлены на территорию Болгарии, Ирана, в Палестину, Египет и Антиохию. Эти поездки также возобновили связи между православными церквями. Для Сталина роль СССР как защитника православных христиан была важным геополитическим ресурсом. После войны автокефальная церковь в Польше и украинская униатская церковь были насильственно включены в состав русской церкви. Советское государство и РПЦ имели здесь общие интересы. Кремлю была нужна церковь для укрепления своего режима на территории Восточной Европы. РПЦ выиграла от присоединения православных церквей и переориентации греко-католической (униатской) церкви с Рима на Москву[7].

Зеркало России: Эфиопская православная церковь и коммунистический режим Дерг

Хайле Селассие, Рас Тафари, царя царей Эфиопии, Льва-Завоевателя от колена Иудейского, избранника Бога, свергло народное восстание в 1974 году. Возмущение, в частности, вызвало то, что власти ничего не сделали, когда в стране начался голод, унесший жизни 200 тысяч человек. Образованные горожане, а также студенты, многие из которых принесли марксистские идеи из университетов Европы и США, вышли на улицы. Постепенно военные взяли власть. В сентябре был создан временный военно-административный совет, Дерг, во главе которого оказался Тафари Бенти (он был православным). Подобно тому, что происходило в России после свержения царя в феврале 1917 года, новые правители – коалиция либералов, консерваторов и революционных коммунистов – объявили о проведении широкой земельной реформы и об отделении церкви от государства. Патриарх Теофилос протестовал против назначения новых священников, многие из которых настаивали на более активном участии церкви в социальных вопросах, в то время как другие, получившие образование в соцстранах, активно участвовали в реформировании церкви после революции. Так эфиопская церковь оказалась втянутой в конфликт между старыми элитами и реформаторами, аналогичный борьбе между Тихоном и обновленцами, развернувшейся в России за полвека до этого.

В то время, как СССР пытался возродить старую идею всеправославной антизападной солидарности с Эфиопией, новые коммунистические правители в Аддис-Абебе черпали вдохновение в советской религиозной политике. Площадь Мескаль (Площадь Креста) стала площадью Революции, а государственные школы заменили уроки морали (их обычно вели православные священники) марксизмом-ленинизмом. Вскоре книжные магазины во всей Эфиопии начали продавать переводы антирелигиозных сочинений Георгия Плеханова. Преследование верующих не достигло уровня советских 1920-х, но многие эфиопские монастыри и храмы стали музеями, а религиозная литература и церковные владения были конфискованы. Верующим могли отказать в продовольственных карточках, их могли уволить с работы и даже убить.

Патриарх Теофилос был арестован в феврале 1976 года, уличен в растрате и заменен Аббой Мелаку (под именем Абуна Такла Хайманот), необразованным, но ориентированным на социальные реформы, популярным монахом из сельской местности. Во внутреннем документе Дерга говорилось:

Война за Огаден (1977–1978) – смена курса

В последующие годы соцстраны немало помогали Эфиопии. Спецслужбы ГДР и северокорейские военные отправляли туда консультантов. Официальные советско-эфиопские договоры были подписаны в 1978 году; крупные проекты в области промышленности, образования и сельского хозяйства реализованы при содействии СССР. В Мелка Вакена была построена крупнейшая ГЭС в Эфиопии. В СССР приехали учиться более двадцати тысяч эфиопов, так что теперь наступили времена, когда эфиопским студентам-богословам уже пришлось терпеть еженедельные политучения[18].

[1] Большинство академических исследований истории и настоящего состояния Русской православной церкви рассматривают ее деятельность исключительно в пределах России: Wessel M.S. (Ed.). Nationalisierung der Religion und Sakralisierung der Nation im östlichen Europa. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2006; Chumachenko T. Church and State in Soviet Russia. Russian Orthodoxy from World War II to the Khrushchev Years. London: Routledge, 2002; Pospielovsky D. The Orthodox Church in the History of Russia. New York: St. Vladimir’s Seminary Press, 1998. Некоторые из этих авторов описывают отношения с другими православными церквями, но не с эфиопской. Единственная работа, в которой делаются некоторые параллели между советским и эфиопским опытом, принадлежит православным богословам: Persoon J. Spirituality, Power and Revolution. Contemporary Monasticism in Communist Ethiopia. With an Overview of the Orthodox Church during Communism by Vásclav Ježek. Volos Academy for Theological Studies, 2014.

[2] Бурнакин А. О судьбах славянофильства. Петроград, 1916. С. 11–14.

[3] Bayly C. The Birth of the Modern World 1780–1914. Global Connections and Comparisons. Oxford: Blackwell, 2004. P. 349.

[4] Wilson E. Russia and Black Africa before World War II. New York: Homes and Meier, 1974. P. 10–12; Успенский К. (Порфирий). Восток христианский. Богослужение абиссинцев. Киев: Издательство Киевской духовной академии, 1869; Он же. Абиссинцы, их церковь и религиозные обряды. Киев: Издательство Киевской духовной академии, 1866.

[5] Nepomnyashchy T.C., Svobodny N., Trigos L. Under the Sky of My Africa. Alexander Pushkin and Blackness. Evanston: Northwestern UP, 2006; Matusevich M. No Easy Row for a Russian Hoe. Ideology and Pragmatism in Nigerian-Soviet Relations. 1960–1991. Trenton: Africa World Press, 2003. P. 16–18.

[6] Итальянские оккупанты уничтожили большинство эфиопских политических архивов в 1930-е годы. Соответственно, источники более ранних периодов довольно скудны и неточно датированы: Хренков А. Российско-эфиопские отношения в XIX – начале XX в. Москва, 1998; Rollins P.J. Russia’s Ethiopian Adventure 1888–1905. Syracuse: Syracuse University, 1967; Jésman C. The Russians in Ethiopia. An Essay in Futility. London: Chatto and Windus, 1958; Zaghi C. I Russi in Etiopia. Napoli, 1972–1973; Краснов П. Казаки в Абиссинии. Дневник начальника конвоя Российской Императорской Миссии в Абиссинии. Санкт-Петербург, 1898; Елец Ю. Император Менелик и война его с Италией. По документам и походным дневникам Н.С. Леонтьева. Санкт-Петербург, 1898; Волгин А. В стране черных христиан. Санкт-Петербург, 1895; Ascinoff N. La Spedizone Ascinoff nel Mare Rosso. Roma, 1887; Болотов В. Несколько страниц из церковной истории Эфиопии. К вопросу о соединении абиссин с православной церковью // Христианское чтение. 1888. № 3-4. P. 450–469.

[7] Stricker G. Religion in Russland. Darstellung und Daten zu Geschichte und Gegenwart. Gütersloh: Gütersloher Verlagshaus, 1993; Anderson P. The Orthodox Church in Soviet Russia // Foreign Affairs. 1961. № 2. P. 299–311.

[8] Metodiev M. Between Faith and Compromise. The Bulgarian Orthodox Church and the Communist State (1944–1989). Sofia: Institute for Studies of the Recent Past, 2010; Stricker G. Op. cit. S. 97.

[9] Reform Breeze Stirs in Ethiopia. Swirls about Selassie’s Palace // New York Times. 1961. August 11.

[10] Eide O. Revolution and Religion in Ethiopia. A Study of Church and Politics with Special Reference to the Ethiopian Evangelical Church Mekane Yesus 1974–1985. Stavanger: Misjonshogskolens forlag, 1996. S. 33; Известия. 1974. 26 января.

[11] Интервью с Абуна Тимотиосом, деканом Богословского колледжа Святой Троицы, студентом богословия в Советском Союзе с 1966-го по 1974 год. Аддис-Абеба, 11 июля 2014 года.

[12] Лукницкая В. Пусть будет земля. Повесть о путешественнике А.В. Елисееве. М., 1985; Артамонов Л. Через Эфиопию к берегам Белого Нила. М., 1979; Кацнельсон И., Терехова Г.И. По неизведанным землям Эфиопии. М.: Наука, 1975.

[13] Ghebresillasie G. Kalter Krieg am Horn von Afrika. Regional-Konflikte. Äthiopien und Somalia im Spannungsfeld der Supermächte 1945–1991. Baden Baden: Nomos, 1999. S. 156–186; Raiser K. Report on a Visit to Ethiopia. October 13–20, 1974. World Council of Churches (WCC) Archives. P. 848. General Secretariat. Dr. K. Raiser. Ethiopia.

[14] Provisional Military Government of Socialist Ethiopia, Ministry of Information & National Guidance: The Anti-Revolutionary Nature of Religion [перевод директивы правительства в амхарском языке для всех политических кадров]. WCC-archives. 42.4.023. General Secretariat. Были некоторые споры о подлинности этого документа, который контрабандным путем привез из страны и переводил Абуна Матевос, архиепископ Эфиопской православной церкви в Иерусалиме (и патриарх Эфиопской православной церкви с 2013 года).

[15] Festnahmen im Gottesdienst. Christenverfolgung in Äthiopien. Mengistu setzt weiter auf Terror. Auch Piloten erschossen // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 1979. 20 januar; Letter by Philipp Potter to Fidel Castro (13.10.1978). WCC-archives. 42.3.003. General Secretariat.

[16] Ghebresillasie G. Op. cit. S. 156–186.

[18] Интервью с эфиопским православным богословом, учившимся в Загорске в 1981–1986 годах (Аддис-Абеба, 10 июля 2014 года).

[19] Donham D. Marxist Modern. An Ethnographic History of the Ethiopian Revolution. Oakland: University of California Press, 1999. P. 130, 143.

[20] Kaplan S. The Ethiopian Orthodox Tawahedo Church // Leustean L. (Ed.). Eastern Christianity and the Cold War, 1945–1991. New York: Routledge 2010. P. 306; World Council of Churches Memorandum, W. Schmidt to K. Raiser. Brief Account of My Visit to Ethiopia. 08.12.1978. WCC-archive. P. 848. General Secretariat, Dr. K. Raiser, Ethiopia.

[21] Larebo H. The Ethiopian Orthodox Church // Ramet P. (Ed.). Eastern Christianity and Politics in the Twentieth Century. Durham: Duke University Press, 1988. P. 396.

[22] Eide O. Revolution and Religion in Ethiopia. A Study of Church and Politics with Special Reference to the Ethiopian Evangelical Church Mekane Yesus 1974–1985. Stavanger: Misjonshogskolens forlag, 1996. Р. 206.

В наше непростое время, когда новая холодная война не то что виднеется на горизонте, а развивается прямо на наших глазах, самое время вспомнить передовой исторический опыт. А отыскать этот опыт удаётся, подчас, в самых неожиданных местах.

В школьных учебниках истории говорится, что в конце XIX века европейские державы произвели раздел Африки, в короткое время захватив большую часть континента, а единственной страной, отбившейся от колонизаторов, была Эфиопия (она же Абиссиния). Этот факт упоминается кратко, и легко не заметить его истинного значения.

Во второй половине XIX века Европа совершила резкий прорыв в военных технологиях. За короткое время были изобретены нарезное оружие, бездымный порох, пароходы, пулемёт. Получив огромное преимущество перед остальными народами и цивилизациями, европейские страны и их бывшие колонии в Новом свете стремительно захватили практически все мало-мальски привлекательные территории. Количество стран, не попавших под контроль Запада, можно пересчитать по пальцам рук, что хорошо видно на карте ниже:

Территории, находившиеся на 1914 год под прямым управлением (включая протектораты и доминионы) десяти крупнейших европейских держав: Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Нидерландов, Австро-Венгрии и России.

Территории, находившиеся на 1914 год под прямым управлением (включая протектораты и доминионы) десяти крупнейших европейских держав: Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Нидерландов, Австро-Венгрии и России.

Причём даже эта иллюстрация чересчур оптимистична. Обе Америки претерпели европейскую колонизацию ранее – в XVI-XVIII веках, а крупнейшая переселенческая держава – США – к началу XX столетия сама встала на путь колониальной экспансии, аннексировав Гавайи, Гуам, Филиппины, Пуэрто-Рико и ряд других территорий. Такие страны, как Китай или Персия, были независимы на бумаге, но де-факто оказались поделены на сферы влияния колониальными державами. Другие – например, Непал и Неджд (ядро будущей Саудовской Аравии) – не представляли интереса для Европы.

Не так обстояли дела с Эфиопией. Она прошла через войну с европейской державой – Италией, вышла из неё победительницей и осталась (до времени) непроницаемой для внешнего влияния. Более того, в той же второй половине XIX века территория Эфиопии выросла более, чем втрое. Если вы увидите в интернете фото явных негроидов, которые носят тарелки в губах или клыки в ушах, а ниже подпись "племя, живущее в Эфиопии", помните, что в Эфиопии они живут чуть больше ста лет, а предыдущие две с лишним тысячи лет своей истории эта страна лежала существенно севернее.

История противостояния Эфиопии и европейских держав выглядит так, словно серьёзные люди собрались отужинать, накрыли стол, а молочный поросёнок вдруг сбежал прямо посреди банкета, прихватив по дороге гуся в яблоках.

Что интересно, к середине XIX века Эфиопия отнюдь не выглядела сильнейшим государством Африки. После тяжелейшего по своим последствиям нашествия мусульман под предводительством Ахмеда Граня в XVI столетии страна потеряла восточную часть Эфиопского нагорья и оказалась ввергнута в многовековой кризис. Власть императора ослабла, удельные князья вели себя как практически независимые правители, а власть от лица марионеточных монархов осуществляли правители столичного города Гондэр. С трёх сторон страна была окружена провинциями и сателлитами Османской империи: порт Массауа и Данакильский архипелаг на севере находились под непосредственным управлением Стамбула, протянувшийся вдоль западной границы Судан был частью полунезависимого Египта, а в восточной части Эфиопского нагорья лежал султанат Харэр. И, несмотря на это, именно Эфиопия смогла отстоять независимость, тогда как более сильные, казалось бы, державы пали под натиском европейцев.

В работах Сергея Переслегина употребляется термин "фазовое доминирование". Он обозначает ситуацию, когда одно общество, качественно опережая другие в развитии, побеждает их в войне вне зависимости от соотношения сил. Раздел мира между колониальными империями в конце XIX века представляет замечательный пример принципа фазового доминирования, а пример Эфиопии – редкое и вопиющее исключение из него. Тем интереснее понять его причины.

В последние десятилетия XIX века по соседству с Эфиопией находилось другое государство, ставшее головной болью европейцев – махдистский Судан. Но в 1898 году экспедиция Герберта Китченера покорила его, полностью уничтожив армию махдистов при минимальных потерях со своей стороны. А в 1896 году Эфиопская империя нанесла катастрофическое поражение Италии, чем обеспечила себе международное признание. Десятью годами ранее между Эфиопией и Суданом случилась война, окончившаяся вничью. Столь разная судьба этих государств позволяет провести почти лабораторное сравнение, что для истории редкость.

Я в своё время заинтересовался этим вопросом и, почитав немного литературы, составил о нём собственное мнение, которым хочу поделиться с вами. Это будет захватывающая история про элиту, которая почувствовала смертельную угрозу для себя и подведомственной страны и стала делать всё возможное и невозможное, чтобы её избежать.

История Эфиопии насчитывает две с половиной тысячи лет. Многие века территория государства "дышала": во время расцвета занимая побережье Красного моря и южный Йемен, а в трудные годы сжимаясь до Эфиопского нагорья, изрезанного речными долинами и труднопроходимого для больших армий. В XVI веке страна оказалась на грани гибели и только напряжением всех сил и с помощью португальцев смогла отбиться от мусульманских завоевателей. Но те сумели закрепиться в восточной части нагорья, основав султанат Харэр, за которым стояла могучая Османская империя. К началу XIX века Эфиопия пришла в состоянии крайней раздробленности: князья воевали между собой, а императоры были марионетками в руках правителей столицы страны – Гондэра. Только к середине века положение изменилось.

Возрождение Эфиопии связано с именем одного мелкого феодала – Касы из Куары. Совершив ряд удачных кампаний против других эфиопских князей и египтян, он к 1855 году объединил под своей властью север страны и короновался как император под именем Теодроса II. На следующий год Теодрос покорил крупнейшее царство юга – Шоа и тем воссоединил эфиопские земли.

В победе над шоанцами значительную роль сыграл тот факт, что владетель этой земли – Хайле Мелекот – умер при невыясненных обстоятельствах накануне решающего сражения. Теодрос разбил его армию, а сына и наследника Сахле Мариама забрал в свою столицу – крепость Мэкдэлу, – где держал в качестве почётного заложника. Он даже женил его на своей дочери, но в 1865 году Сахле Мариам бежит из Мэкдэлы в родное Шоа. Так начиналась политическая карьера будущего царя Шоя и императора Абиссинии, вошедшего в историю как Менелик II.

Эфиопии 19 в. господствовали феодальные отношения. Наряду с ними сохранились домашнее рабство и пережитки родоплеменного строя. В 50-х гг. 19 века на исторической аене Эфиопии появился Касса- сын мелкопоместного феодала. В 1855 г. Касса провозгласил себя императором под именем Федора II. Начался новый период в истории страны.

Федору II удалось

· объединить эфиопские земли и покончить с междоусобицами

· создать многочисленную и дисциплинированную армию

· реорганизовать налоговую систему : а)уменьшены подборы с сельского населения и объединены в руках правителя все государственные доходы. б) ослаблено имущество церкви.

Целый ряд реформ, проведенных в области хозяйственной жизни, способствовал развитию торговли. В ходе не значимой войны Эфиопии с Англией войска Федора II были разбиты, сам предводитель не желая сдаваться в плен застрелился.

Гнет-Насильственное ограничение в правах или в действиях; притеснение, угнетение, подчинение своей воле, власти.

Восстание гегеро и готтентотов.

Традиционные общества африканского континента были плохо организованы и не обладали той силой,которую можно было бы противостоять европейским колонизаторам. Это облегчило раздел Африки индустриальными странами. Процесс колонизации все активнее втягивал Африку в мировой рынок. Для экспорта сырья на континенте строились железные дороги, гавани и создавалось все это руками местного населения. Колонизаторы не щадили ни людских,ни природных ресурсов. В тоже время христианские миссионеры основывали церковные общины,открывали школы,где населению старались привить западные ценности. Тем не менее народы Африки стремились отстоять свою независимость и традиционный образ жизни. Интересно то, что Военная История Африкиявляется одним из старейших военных историй в мире. .Африка является континентом многих регионах с население разговаривает на сотнях различных языков и практика массив культуры и религии. Эти различия были также источником многих конфликтов, так как тысячелетий. Военной истории современной Африки можно разделить на три большие периоды времени: до колониальной, колониальной и постколониальной.

В 20 веке началось, большинство из Африки, за исключением Эфиопии и Либерии, находился под колониальным господством. К 1980 году большинство стран были независимы. Военные системы отражают эту эволюцию можно несколькими способами:

·Рост коренных знаний и навыков в обращении с современным вооружением

·Основанная колониальной армии в основном коренные войск офицерами европейцев

·Восстания, сопротивления и "зачистить" операций

·Ослабление европейской колониальной державы в связи с Первой мировой войны и Второй мировой войны

·Деколонизации и перехода к военным новых африканских государств

·Национально-освободительных войн на континенте особенно северных и южных регионов

·Частые племени или гражданских войн на континенте

·Продолжение силу региональные державы, как Египет и Южная Африка

·Рост асимметричных сил и недееспособных государств

·Рост международных сил и бюрократии

·Продолжение проблем и эволюции в 21 веке

7. (Всеобщая история. История нового времени 1800-1913.8 класс.

8. А.Я. Юдовская,П.А Баранов,Л.М. Ванюшкина)

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

За 10 столетий до начала новой эры в Африку прибыли аравийские племена и основали там царство, которое впоследствии стало Эфиопией. Племена обосновались в северной части нагорья и постепенно стали двигаться на юг. В 4 веке Эфиопия приняла христианство. Огромную роль в этом сыграл монах Фрументий. Приобретя большую популярность, монах получил от патриарха Коптской церкви сан епископа. Таким образом, эфиопская церковь стала зависимой от египетской. В 6 веке в страну начал проникать иудаизм, что во многом привело к изменениям в церковных обрядах.

Считается, что эфиопская царская семья берет свое начало от царя Соломона и царицы Савской. В 13 веке, взойдя на престол, царь Эфиопии Шоа доказал эту принадлежность. После этого в стране начался период возрождения культуры и религии. В это время было создано множество работ, носивших духовный характер. Самой известной из них стала работа Слава царей, в которой рассказывается о путешествии царицы Савской в Иерусалим.

В конце 15 века Эфиопия несла большие потери как человеческие, так и территориальные в борьбе с мусульманами. Поэтому император принял решение обратиться за помощью к Португалии. В 1541 году португальцы прибыли в Эфиопию. Однако большая их часть погибла, сражаясь с противником. Оставшиеся в живых португальцы создали новую эфиопскую армию и выиграли сражение, в ходе которого был убит лидер мусульман А. Грань.

2. Иностранные вторжения в Эфиопию.

Португальцы и иезуиты всячески пытались распространять в Эфиопии католическую веру. Это привело к многочисленным столкновениям. В итоге в 1633 году все иезуиты были изгнаны из страны. После этого Эфиопия более 150 лет была изолирована от Европы. В это время в стране была построена столица с несколькими замками из камня. В 18 веке в связи с ослаблением власти императора в стране начались междоусобные войны. В это же время в Эфиопию прибыл английский путешественник Д. Брюс, а в 1805 году Англия приобрела торговый порт на Красном море. В 1855 году военачальник Теодрос захватил престол, восстановил власть в стране и провел ряд реформ по объединению Эфиопии.

Взойдя на престол, император Теодрос приказал заключить в тюрьму нескольких представителей Англии. Дипломатические методы освобождения не имели успехов, и в 1868 году английский военный отряд прибыл в Эфиопию. Император Теодрос вызывал сильное недовольство у местного населения. Поэтому англичанам в стране была оказана всяческая помощь продовольствием. В середине апреля 1868 года англичане одержали победу и вскоре покинули страну. А император, не желая попасть в плен к врагам, застрелился.

Новым правителем Эфиопии стал Йоханныс 4. Правил он около двадцати лет. За это время ему пришлось подавить множество внутренних попыток захватить престол. Также император боролся и с внешними угрозами, исходящими от Италии и Египта. Итальянцы, захватив Массауа (порт на Красном море), закрыли туда доступ Эфиопии. Император собрал войска и нанес итальянцам удар, заставив их покинуть страну. Затем последовали сражения с махистами. В одном из боев в 1889 году император был ранен и вскоре скончался. Его место на троне занял Менелик 2.

Взойдя на престол, Менелик 2 заключил с Италией мирный договор, который впоследствии стал причиной военных действий. Итальянцы считали, что согласно этому договору они имеют право установить свой протекторат в Эфиопии. Страны Европы (кроме России и Франции) поддержали Италию, и в 1881 году был подписан протокол, по которому влияние итальянцев распространялось на Эфиопию. Однако император Менелик 2, получив оружие от французов и русских, быстро собрал большую армию и атаковал итальянцев. И уже в марте 1896 года ему удалось полностью разгромить противника.

В конце октября 1896 года был подписан договор, по которому Эфиопия становилась независимой.

Здоровье Менелика 2 резко ухудшалось, в 1907 году его парализовало. Зимой 1913 года император умер, его смерть некоторое время удавалось хранить в тайне. Новым правителем стала дочь Менелика Зоудиту, а регентом при ней был назначен рас Тэфэри, который в 1930 году стал императором Селассие 1.

3. Итальянская оккупация.

Муссолини был одержим идеей восстановить былое величие Римской империи, поэтому в декабре 1934 года между Эфиопией и Италией начались вооруженные столкновения. Для решения спора стороны обратились в Лигу наций. В результате совещаний были вынесены предложения, призванные урегулировать ситуацию. Однако Италия продолжала собирать армию в Сомали. И в октябре 1935 года итальянцы вторглись в Эфиопию без предупреждения. На первых порах плохо подготовленной эфиопской армии удавалось сдерживать противника. Но уже в мае 1936 года Италия объявила Эфиопию своей колонией. Начался период итальянской оккупации, который продлился почти пять лет.
В июле 1940 года Эфиопия и Англия стали союзниками, вступили в сражение с итальянцами и в конце мая 1941 года последние итальянские военные покинули страну.

В ходе второй мировой войны Англия и Эфиопия заключили договор о сотрудничестве. Англия направила в Эфиопию своих советников и оказала финансовую помощь для восстановления страны.

4. Эфиопия после второй мировой войны.

В 1945 году Эфиопия вступила в ООН. Власть императора была восстановлена. В 1962 году правительство страны лишило Эритрею автономии. Началась борьба за независимость.

Полиции не раз приходилось разгонять различные демонстрации, а после голода, унесшего около 200 тысяч человек, беспорядки только усиливались.

В 1974 году взбунтовались армейские части. Император пошел им на уступки, однако это не спасло положения. Ему пришлось сложить свои полномочия. Военное правительство отменило все гражданские права и ввело цензуру. Началась гражданская война в ходе, которой было убито более 100 тысяч человек. В 1975 году в Эритрее началась настоящая война, которая сильно подорвала экономику страны. А вслед за этим начался сильный голод, который погубил более миллиона человек. Лишь весной 1993 года была признана независимость Эритреи.

Летом 1991 года на конференции было принято решение создать в Эфиопии Государственный совет, в который входили представители от 20 групп. Совет был создан сроком на два года, его главой назначен М. Зенави. Страна была поделена на 14 районов, полномочия администрации были сильно ограничены.

Летом 1998 года обострились отношения между Эритреей и Эфиопией. Спор разгорелся из-за провинции Тыграй, Эритрея предъявила на него права. В результате разгорелась война. Обе стороны понесли огромные человеческие потери. Гражданам Эритреи, которые жили в Эфиопии, было приказано уехать из страны. Попытки союзников решить проблему мирным путем ни к чему не привели.

Начиная с лета 1998 года, военные действия на границах двух стран шли с переменным успехом – то прекращались, то разжигались с новой силой. Зимой 1999 года эфиопским военным удалось в результате крупного наступления отбить у Эритрее район Бадме.

Читайте также: