Эффект матфея в науке ii накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эффект Матфея (Matthew effect) — феномен неравномерного распределения преимуществ, в котором сторона, уже ими обладающая, продолжает их накапливать и приумножать, в то время как другая, изначально ограниченная, оказывается обделена ещё сильнее и, следовательно, имеет меньшие шансы на дальнейший успех. Сам термин был впервые предложен американским социологом Робертом Мёртоном, который дал явлению такое название по цитате из Притчи о талантах в Евангелии от Матфея:

Содержание

Происхождение понятия

Роберт Мёртон впервые ввёл термин в употребление в своей статье 1968 года [1] для журнала Science, где рассмотрел проблему накапливания преимуществ и неравномерности распределения статусов прежде всего в научных сообществах. Впоследствии он развил эту тему в своей второй работе, которая увидела свет спустя 20 лет [2] .

До Мёртона похожую проблему изучали и другие исследователи. В начале 60-х Харриетт Цукерман провела с Нобелевскими лауреатами серию многочасовых интервью, темой которых стала склонность научного сообщества приписывать все заслуги уже состоявшимся учёным и не обращать внимания на достижения менее известных специалистов [3] . Более того, Уоррен Хагстром исследовал данные, полученные от молодых учёных, и установил, что они в своей научной деятельности также сталкиваются с тем, что их работа не получает должного признания [4] .

Согласно Мёртону, тот, кто обладает исходными сравнительными преимуществами в научной сфере (среди которых потенциал, местонахождение в структуре науки и доступ к ресурсам), получит не только больше возможностей для дальнейшего успешного ведения работы, но и большее моральное и материальное вознаграждение. Так, на труды именитого учёного обратят гораздо больше внимания, чем на аналогичные по качеству и значению исследования его малоизвестного коллеги.

Свидетельства неравномерного распределения

  • Разница в количестве публикаций: некоторые учёные за всю жизнь издали лишь одну работу или вообще не имеют печатных трудов, тогда как другие могли накопить сотни или тысячи статей
  • Перекос в соотношении между количеством учёных и их публикаций: на 5-6 % исследователей может приходиться больше половины всех работ
  • Дисбаланс в цитируемости публикаций: за последние два десятилетия около 2/3 всех работ упоминались лишь раз или не упоминались другими учёными вовсе

Проблема

Абсолютный и относительный эффект

  1. богатые богатеют, а бедные беднеют, что является классической иллюстрацией абсолютного эффекта Матфея
  2. богатые богатеют, а бедные тоже, но гораздо медленнее первых, что создаёт относительный эффект Матфея
  3. богатые беднеют, а бедные беднеют ещё быстрее
  1. богатые беднеют, а бедные беднеют, но гораздо медленнее первых
  2. богатые богатеют, а бедные богатеют ещё быстрее
  3. богатые беднеют, а бедные богатеют, что является феноменом, противоположным абсолютному эффекту Матфея.

Ригни разбирает один из сценариев действия относительного эффекта Матфея на примере капитализации процентов: у Х и Y есть вклады в банке под 10 % годовых. При этом вклад Х составляет 1000$, а вклад Y — 100$. На момент открытия вклада разрыв между X и Y был равен 900$, но спустя год возрос до 990$. По прошествии 10 лет на счету Х будет лежать 2594$, тогда как у Y — 259$. Следовательно, разница во вкладах составит уже не 900, а 2335$. Хоть процентная ставка и сохранялась на одном и том же уровне все 10 лет, разрыв между X и Y со временем увеличивался всё сильнее. Несмотря на то, что обе стороны увеличивали свой доход, у Х это происходило быстрее и в больших масштабах, а разница между суммой вкладов становилась всё значительнее [7] .

Противодействующие силы

Проявления

Эффект Матфея в научных кругах

Мёртон выделяет и частные аспекты организационного неравенства в научном сообществе. Во-первых, он рассматривает накопление преимуществ среди одарённых молодых учёных. Поскольку их рано проявившийся талант воспринимается как гарантия выдающейся работы в перспективе, они получают больше привилегий, нежели их сверстники, чьи работы посчитали посредственными [9] . По мнению Мёртона, это может привести к исполнению так называемого самосбывающегося пророчества. Так, многообещающие юные дарования, получившие материальную и моральную поддержку в самом начале, впоследствии приумножат свои достижения, в то время как те, чей талант развился не сразу и в итоге остался незамеченным, лишаются возможности реализовать свой потенциал.

Иными словами, система вознаграждает раннее развитие, которое может быть, а может и не быть предвестником появления способностей в будущем [10] .

Во-вторых, Мёртон касается проблемы неравенства не только среди учёных, но и научных учреждений. Заведения, имеющие на своём счету множество научных достижений, чаще становятся объектами финансирования и привлекают несравнимо больше талантливых сотрудников.

Цитирование

Образование

Социальные сети и Интернет

Критика термина

См. также

Напишите отзыв о статье "Эффект Матфея"

Примечания

Дополнительно

Отрывок, характеризующий Эффект Матфея


Он продолжал свой дневник, и вот что он писал в нем за это время:
«24 ro ноября.
«Встал в восемь часов, читал Св. Писание, потом пошел к должности (Пьер по совету благодетеля поступил на службу в один из комитетов), возвратился к обеду, обедал один (у графини много гостей, мне неприятных), ел и пил умеренно и после обеда списывал пиесы для братьев. Ввечеру сошел к графине и рассказал смешную историю о Б., и только тогда вспомнил, что этого не должно было делать, когда все уже громко смеялись.

Эффект Матфея (Matthew effect) — феномен неравномерного распределения преимуществ, в котором сторона, уже ими обладающая, продолжает их накапливать и приумножать, в то время как другая, изначально ограниченная, оказывается обделена ещё сильнее и, следовательно, имеет меньшие шансы на дальнейший успех. Сам термин был впервые предложен американским социологом Робертом Мёртоном, который дал явлению такое название по цитате из Притчи о талантах в Евангелии от Матфея:

Роберт Мёртон впервые ввёл термин в употребление в своей статье 1968 года для журнала Science, где рассмотрел проблему накапливания преимуществ и неравномерности распределения статусов прежде всего в научных сообществах. Впоследствии он развил эту тему в своей второй работе, которая увидела свет спустя 20 лет.

До Мёртона похожую проблему изучали и другие исследователи. В начале 60-х Харриетт Цукерман провела с Нобелевскими лауреатами серию многочасовых интервью, темой которых стала склонность научного сообщества приписывать все заслуги уже состоявшимся учёным и не обращать внимания на достижения менее известных специалистов. Более того, Уоррен Хагстром исследовал данные, полученные от молодых учёных, и установил, что они в своей научной деятельности также сталкиваются с тем, что их работа не получает должного признания.

Согласно Мёртону, тот, кто обладает исходными сравнительными преимуществами в научной сфере (среди которых потенциал, местонахождение в структуре науки и доступ к ресурсам), получит не только больше возможностей для дальнейшего успешного ведения работы, но и большее моральное и материальное вознаграждение. Так, на труды именитого учёного обратят гораздо больше внимания, чем на аналогичные по качеству и значению исследования его малоизвестного коллеги.

Свидетельства неравномерного распределения

Разница в количестве публикаций: некоторые учёные за всю жизнь издали лишь одну работу или вообще не имеют печатных трудов, тогда как другие могли накопить сотни или тысячи статей

Перекос в соотношении между количеством учёных и их публикаций: на 5-6 % исследователей может приходиться больше половины всех работ

Дисбаланс в цитируемости публикаций: за последние два десятилетия около 2/3 всех работ упоминались лишь раз или не упоминались другими учёными вовсе.

Хоторнский эффект имеет двоякую трактовку:

позитивные изменения в поведении людей, вызванные оказанным им вниманием, которое сами люди истолковывают как благожелательное участие;

в экспериментальной психологии — изменения в наблюдаемом явлении, происходящие вследствие самого факта наблюдения.

Дэниэл Ригни, изучавший этот феномен и написавший о нём несколько книг, выделяет 6 различных комбинаций, в которых может проявляться эффект Матфея.

богатые богатеют, а бедные беднеют, что является классической иллюстрацией абсолютного эффекта Матфея

богатые богатеют, а бедные тоже, но гораздо медленнее первых, что создаёт относительный эффект Матфея

богатые беднеют, а бедные беднеют ещё быстрее

богатые беднеют, а бедные беднеют, но гораздо медленнее первых

богатые богатеют, а бедные богатеют ещё быстрее

богатые беднеют, а бедные богатеют, что является феноменом, противоположным абсолютному эффекту Матфея.

Ригни разбирает один из сценариев действия относительного эффекта Матфея на примере капитализации процентов: у Х и Y есть вклады в банке под 10 % годовых. При этом вклад Х составляет 1000$, а вклад Y — 100$. На момент открытия вклада разрыв между X и Y был равен 900$, но спустя год возрос до 990$. По прошествии 10 лет на счету Х будет лежать 2594$, тогда как у Y — 259$. Следовательно, разница во вкладах составит уже не 900, а 2335$. Хоть процентная ставка и сохранялась на одном и том же уровне все 10 лет, разрыв между X и Y со временем увеличивался всё сильнее. Несмотря на то, что обе стороны увеличивали свой доход, у Х это происходило быстрее и в больших масштабах, а разница между суммой вкладов становилась всё значительнее.

Более того, существуют и внешние силы: преодолеть эффект Матфея можно, когда в конъюнктуре рынка происходят кардинальные изменения, в обществе наблюдается рост (или, наоборот, сокращение) популярности и значимости эгалитаристских движений или же государство решает вмешаться в ситуацию.

Эффект Матфея в научных кругах

Мёртон выделяет и частные аспекты организационного неравенства в научном сообществе. Во-первых, он рассматривает накопление преимуществ среди одарённых молодых учёных. Поскольку их рано проявившийся талант воспринимается как гарантия выдающейся работы в перспективе, они получают больше привилегий, нежели их сверстники, чьи работы посчитали посредственными. По мнению Мёртона, это может привести к исполнению так называемого самосбывающегося пророчества. Так, многообещающие юные дарования, получившие материальную и моральную поддержку в самом начале, впоследствии приумножат свои достижения, в то время как те, чей талант развился не сразу и в итоге остался незамеченным, лишаются возможности реализовать свой потенциал.

Иными словами, система вознаграждает раннее развитие, которое может быть, а может и не быть предвестником появления способностей в будущем.

Во-вторых, Мёртон касается проблемы неравенства не только среди учёных, но и научных учреждений. Заведения, имеющие на своём счету множество научных достижений, чаще становятся объектами финансирования и привлекают несравнимо больше талантливых сотрудников.

Ученики, не успевшие должным образом освоить чтение, с этого момента начинают отставать, и со временем это отставание будет только увеличиваться. Так, трудности с чтением порождают проблемы с пониманием самого предмета и мотивацией. Станович установил, что школьник, испытывающий трудности в чтении, начинает чувствовать отвращение к самому процессу и в результате читает меньше своих способных одноклассников. Как следствие, он не пополняет свой словарный запас, не усваивает базовые знания и не понимает, как устроен текст.

Социальные сети и Интернет

вопрос о приоритете: те же слова можно встретить в Евангелии от Марка (4:25) и в Евангелии от Луки (8:18 и 19:26)

проблема авторства: Матфею его приписывает древняя церковная легенда, хотя все Евангелия были анонимными текстами

проблема атрибуции: саму фразу произнес не составитель текста, а Иисус

Воистину никогда не знаешь, как могут быть использованы хорошо всем известные слова, вырванные из своего контекста. Эта участь постигла и следующий фрагмент:

Выводы Мертона подтверждают и исследования других ученых. Так, Стефен Коул, проведя исследование выборки американских физиков, обнаружил, что чем выше научная репутация автора, тем более вероятно, что среди других статей примерно одинакового качества (оцениваемого по числу позднейших ссылок на эти статьи) его статьи получат быстрое признание в научных кругах (измеряемое по количеству ссылок на эти статьи в течение первого года после публикации). Прежние заслуги авторов в определенной мере ускоряют распространение их последующих результатов ( Cole S . Professional Standing and the Reception of Scientific Discoveries // American Journal of Sociology , 1970, v .76, p .291–292. ).

Источник : Robert K. Merton. The Matthew Effect in Science, II: Cumulative Advantage and the Symbolism of Intellectual Property // ISIS , 1988, v.79, p.606–623.

В 60-70 гг. она проделала серию интересных и к тому же весьма эффектных социологических исследований; прежде всего она провела социологические интервью, объектами которых стали американские нобелевские лауреаты и другие представители научной топ-элиты . Проблематика работ этой замечательной исследовательницы (в том числе выполненных совместно с Р. Мертоном) достаточно однородна, компактна, но теоретическое содержание столь разносторонне, что их подробный анализ здесь невозможен.

В многочисленных ссылках к статье Мертон, в подтверждение всего им сказанного, отзывается на работы членов своего невидимого колледжа и на исследования ученых других направлений — лучшего перечисле-ния авторов по данной проблематике просто не придумаешь. И вот этот факт, заметим кстати, делает эффект Матфея не таким уж всесильным.

Читайте также: