Эдмунд берк консерватизм кратко

Обновлено: 07.07.2024

О первых годах пребывания Бёрка в Англии известно мало. Мы знаем, что он потерял интерес к юриспруденции, решил не возвращаться в Ирландию и посвятил себя литературному труду. Первое его сочинение, В защиту естественного общества (A Vindication of Natural Society, 1756), было пародией на произведения виконта Болингброка, однако выдавалась за посмертно опубликованное эссе последнего. Бёрк хотел показать, что мысли Болингброка о естественной религии носят поверхностный характер и при их применении к политическим вопросам приводят к абсурдным следствиям. Эссе является важной вехой в развитии Бёрка как писателя и мыслителя, но само по себе малоинтересно.

Философское исследование происхождения наших идей о высоком и прекрасном (A Philosophical Enquiry into the Origin of Our Ideas of the Sublime and Beautiful, 1757) – более серьезная работа, до сих пор привлекающая внимание эстетиков. В свое время она произвела впечатление на Д.Дидро, И.Канта и Г.Э.Лессинга и создала автору репутацию среди литераторов, а также сыграла важную роль в его политической карьере.

Занявшись политикой, Бёрк не сразу отказался от литературных амбиций. Но его сочинения почти не приносили дохода; кроме того, в 1757 Бёрк женился на Джейн Мэри Наджент и вскоре стал отцом двоих сыновей. Поэтому в 1759 он поступил на службу личным секретарем к Уильяму Джерарду Гамильтону. Когда Гамильтон стал главным секретарем лорда-наместника Ирландии, Бёрку пришлось провести зимы 1761 и 1763 в Дублине, где он приобрел первый политический опыт. В 1765 последовала жестокая ссора с Гамильтоном. В тридцать семь лет Бёрк оказался не у дел, и доходы его упали до 100 фунтов в год, которые он получал, работая над Годовым регистром. Тем не менее он воспринял без энтузиазма предложение стать личным секретарем молодого маркиза Рокингема, который в июле 1765 стал первым лордом казначейства (по сути дела, премьер-министром). С этого времени началась политическая карьера Бёрка. В конце 1765 с помощью графа Вернея он стал членом палаты общин от округа Уэндовер. Первые его речи в начале 1766 имели необычайный успех. За несколько недель Бёрк завоевал репутацию одного из ведущих парламентских политиков.

Активность Бёрка в парламенте, его интерес к коммерции и несогласие с правительственной политикой в отношении колоний произвели впечатление на купцов из Бристоля, которые в 1774 избрали его своим представителем в палате общин. Бёрку было лестно быть членом парламента от второго по значению английского города, и он стремился в меру сил выполнять наказы избирателей-коммерсантов. Впрочем, его рвение перестало нравиться бристольцам, когда он начал высказывать идеи о необходимости послаблений в правилах торговли с Ирландией, о реформе законов о несостоятельности и о терпимости к католикам. Бёрк потерял место в парламенте от Бристоля в 1780 и в дальнейшем представлял округ Малтон, находившийся под контролем лорда Рокингема и графа Фицуильяма.

Испортившиеся отношения с Бристолем не повредили репутации Бёрка, достигшей небывалых высот в последние годы Американской революции. То были годы теснейшего сотрудничества с Чарлзом Джеймсом Фоксом – вместе они вели непрестанную словесную войну с премьер-министром лордом Нортом. Бёрк также играл важную роль в организации графских петиций 1779 и 1780 и в движении за экономическую реформу, направленную главным образом на то, чтобы ограничить власть короля и степень его влияния на парламент. Оппозиция, редко достигавшая успеха, тем не менее отличалась активностью и умела заставить себя слушать.

Частную жизнь Бёрка в эти годы также нельзя назвать неудачной. Он продолжает общаться с Сэмюэлем Джонсоном, Оливером Голдсмитом, Дейвидом Гарриком и Джошуа Рейнолдсом, дружит с учеными и художниками, поддерживает Фанни Бёрни и открывает Джорджа Крабба. Его семейная жизнь сложилась необычайно счастливо. Усадьба в Биконсфилде была для него источником радости. Он любил гостей и отдыхал от политики, занимаясь сельскохозяйственным трудом.

После 16 лет в оппозиции группировка Рокингема в марте 1782 пришла к власти. Бёрк был назначен не членом кабинета, а главным военным казначеем. Эта должность была гораздо менее доходной, чем до реформ, которым Бёрк сам же способствовал. Но даже то немногое, что давал этот пост, было потеряно со смертью Рокингема в июле 1782. Положение Бёрка в партии пошатнулось. Он поддержал Фокса в его шагах, направленных на отставку правительства лорда Шелбурна, и вступил в неудачный союз с лордом Нортом, что, впрочем, позволило ему на короткое время вернуть себе должность военного казначея.

Размышления выполнили свою непосредственную задачу и привлекли общественный интерес к идеям и событиям Французской революции. Книга вызвала многочисленные споры и отклики, среди которых наиболее известен памфлет Томаса Пейна Права человека (1791–1792). Однако значение книги Бёрка этим не ограничивается. Несмотря на шероховатости стиля и фактические ошибки, Размышления являются наиболее важным сочинением Бёрка. В нем с наибольшей полнотой выражена философия консерватизма, которая является вкладом Бёрка в мировую политическую мысль. Размышления также – главная победа, одержанная его красноречием.

Книга вызвала на редкость широкий отклик. Во времена, когда не было угрозы войны и вторжения, она породила ощущение кризиса, которое возникает обычно только в периоды катастроф. Книга посвящена конкретным событиям, однако отличается широтой и глубиной, присущей выдающемуся произведению литературы. Уильям Хэзлитт, Мэтью Арнолд и Лесли Стивен в один голос называют Бёрка мастером английской прозы. Размышления являются наиболее ярким проявлением его таланта.

Последние годы жизни Бёрка были наполнены тревогой и разочарованиями. Спустя шесть месяцев после опубликования Размышлений, в мае 1791, он окончательно и публично порвал с Фоксом из-за расхождений в оценке Французской революции. На какое-то время этот разрыв привел к изоляции Бёрка в партии вигов; он опубликовал Обращение новых вигов к старым (An Appeal from the New to the Old Whigs) в августе 1791, чтобы доказать, что его позиция вытекает из традиционных принципов партии. Дальнейшие события подтвердили правоту Бёрка, во всяком случае, привлекли на его сторону партийную верхушку и общественное мнение. Но даже война с Францией, начавшаяся в январе 1793, не была крестовым походом против якобинцев, к которому призывал Бёрк. Он не переставал напоминать правительству и общественности о необходимости более решительных, согласованных с другими европейскими державами действий, которые могли бы устранить опасность распространения революции.

Отставка Бёрка в июне 1794 не привела к покою в его душе. Личная трагедия – смерть единственного сына Ричарда в августе 1794 – повергла Бёрка в отчаяние, его горе было усугублено ощущением надвигающейся национальной и мировой катастрофы. Он болезненно воспринял решение об оправдании Уоррена Гастингса в 1795. Бёрка тревожило развитие событий в Ирландии, и он считал, что предотвратить революцию в этой стране могут только значительные уступки католическому большинству. Бёрк поддерживал соответствующие меры графа Фицуильяма как лорда-наместника и чувствовал себя ответственным за срыв этого процесса, когда Питт, в качестве премьер-министра, дезавуировал действия Фицуильяма. Ошибки, совершенные европейской коалицией в отношении Франции, привели его в отчаяние.

Третье письмо так и не было закончено. Умер Бёрк в Биконсфилде (графство Бакингемшир) 9 июля 1797.

В своей работеБерк вступил в полемику с лондонскими радикалами, бывшими идейными сородичами парижских якобинцев и отстаивавшими необходимость революционных преобразований.

Берк вошел в историю европейской политико-правовой мысли, поло­жив начало формированию консерватизма как вторичной идеологии по отношению к первичным идеологиям — либерализму и социализму.

Первичные идеологии имеют собственное устойчивое смысловое ядро, в основе которого у либералов лежит индивид, а у социалистов — коллек­тив. Консерватизм же не имеет собственного смыслового ядра и выполня­ет функцию критики и коррекции результатов претворения в жизнь либе­ральных или социалистических теорий.

Соответственно,Берк крайне негативно оценил как теоретическую ос­нову, так и первые результаты начавшейся Великой Французской револю­ции. Он определил базовые концепции Французского Просвещения (ес­тественное право, общественный договор и т. д.) как рациональную мета­физику, которая не имеет никаких связей с реальной социальной действи­тельностью. Мыслитель определил эту метафизику как набор абстрактных схем, с помощью которых революционеры пытаются подчинить себе кон­кретных людей, захватив государственную власть и навязав обществу свой путь развития.

Берк полагает, что любое общество и государство возникают как часть божественного миропорядка. Они являются не механическими, а органи­ческими объединениями людей, т. е. естественным результатом самопро­извольной эволюции, в которой происходит стихийный отбор лучшего социального опыта. Так возникают государственные институты, экономи­ческие и социальные организации, социокультурные и моральные нормы как основа поведенческих моделей. Если они повторяются у ряда поколе­ний, то они доказывают свою общественную полезность и превращаются в традиции как совокупность накопленного социального опыта.

Берк видит главную ошибку революционеров в разрушении традиций, т. е. в отказе от векового опыта, в разрыве исторической преемственности общественного развития. Он считает, что одно поколение не в состоянии заменить разрушенные традиции новыми, проделав работу, которую до него выполнили сотни предшествующих поколений.

Берк считает главным недостатком якобинской диктатуры то, что она дала абсолютную власть невеждам и посредственностям. Рассудочное мыш­ление революционеров разрушило традиционную целостность убеждений и привело к разрыву разума и морали. Конфискации национальных иму- ществ привели к отрыву собственности от ее естественных носителей — церкви, семей и гильдий, перевели общественное богатство в абстрактную денежную форму, которая дала индивидам полную свободу в использова­нии этого богатства, привела к спекуляциям, обогащению кучки нувори­шей при обнищании большинства народа.

На основании абстрактного равенства людей революционеры отстаи­вают необходимость всеобщего избирательного права и выборов государ­ственных органов. ОднакоБерк доказывает, что количественный подсчет голосов и механическое определение победившего большинства не в со­стоянии определить сущность народной воли как качественного явления.

По мнениюБерка, народная воля выражается элитой как представите­лями народа. Он в противоположность просветителям считает, что в чело­веке доминирует не разумное и добродетельное, а инстинктивное и греш­ное начало. Поэтому человеку не следует предоставлять чрезмерную сво­боду, а, напротив, ее следует ограничить внешней опекой и контролем.

В то же время главным недостатком концепцииБерка и других консер­ваторов является неспособность создать институциональный механизм выдвижения такой элиты, которая обеспечила бы необходимый уровень опеки и контроля. Они критикуют парламентские выборы за избрание некомпетентных и безответственных депутатов, за их коррупцию, но ни­чего не могут предложить взамен.

Начиная сБерка, консерваторы критиковали недостатки социализма и либерализма. При этом они иногда находили точки соприкосновения с убеждениях от общепринятых стандартов с либералам,но не могли найти их с консерваторами.Берк вводит базовуюу характеристику уонсерватизма-патерналистический характер заботы элиты о массе как о ее материальном благополучии так и о моральном здоровье опекаемых.

Морализм Берка заключается в понимании блага как морального, а не физического показателя.


Консервативное направление в политике по сей день является одним из самых влиятельных в мире. Среди видных политических деятелей консерваторами считаются президент России В. Путин и президент США Д. Трамп. Консерватизм означает приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. Это течение возникло как реакция на либеральные и революционные движения в мире; его основателями являются Эдмунд Бёрк, английский политический деятель, родоначальник консервативной идеологии, и Жозеф де Местр, франко-итальянский политик и дипломат, основоположник политического консерватизма. В книге, которую вы держите в своих руках, собраны лучшие произведения Э. Бёрка и Ж. де Местра, наиболее отчетливо показывающие принципы консерватизма. В качестве предисловия дана статья о Бёрке и его учении известного современного приверженца политического консерватизма Г. Киссинджера. Кроме того, в книге содержатся рассуждения Ж. де Местра о России, где он долго жил, об особенностях русского пути развития и русской жизни.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Консерваторы. Без либералов и революций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Перевод с английского Е. Гельфанд, перевод с французского Г. Абрамова, Т. Шмачкова, 2017

Вместо предисловия

Пытаясь постигнуть сложные проблемы современности, полезно обратиться к консерватизму Эдмунда Берка. Его эпоха сравнима с нынешней: французская революция смела сложившееся общественное устройство и монархию. Американская революция перевернула господствующий международный порядок.

Берк столкнулся с парадоксом консерватизма: ценности универсальны, но, как правило, должны воплощаться в жизнь как процесс, то есть постепенно. Если ценности вводятся без оглядки на историю и обстоятельства, они лишают законных оснований все традиционные ограничения. Берк сочувствовал американской революции, поскольку рассматривал ее как естественное развитие и распространение английских свобод. И не принял французскую, поскольку, по его мнению, она разрушила то, что создавалось поколениями, а заодно и перспективу органичного роста.

В этом уточнении — суть разногласий между консерватизмом и либерализмом в нашем обществе, между взглядом на историю как на органичный процесс или как на цепь эпизодов, произошедших по чьей-то воле. В некоторой степени это и объясняет разницу, которая существует между консерватизмом Берка, как я его понимаю, и некоторыми аспектами неоконсерватизма.

Эти расхождения чем-то сродни семейной ссоре. Многие неоконсерваторы — мои близкие друзья, я часто соглашаюсь с их анализом какой-либо конкретной ситуации и уважаю их убеждения. Я также довольно близко их узнал, поскольку время от времени становился объектом нападок с обеих сторон идеологической линии. Различие наших взглядов главным образом касается вопроса о роли истории в достижении общих целей.

Позиция неоконсерваторов построена на том, что всеобщего мира можно достигнуть через инженерию системы демократических институтов, а если история развивается недостаточно быстро, ее можно подтолкнуть военной силой. На практике эта конечная цель настолько удалена, а способ ее достижения настолько неясен, что все сводится к интервенционизму, который истощает наше общество, а в конечном счете ведет к отказу от принципов, как это было во Вьетнаме, Ираке и Афганистане. Различие не столько в конечных целях, сколько в темпах их осуществления. Дело не в том, что существующий порядок нельзя изменить, а в том, что необходимые для этого усилия будут более обстоятельными при умелом сочетании нацеленности на перспективу с признанием разнообразия и сложности обстоятельств.

Попытки опираться в своих действиях только на принципы силы окажутся несостоятельными. Но и продвижение ценностей без учета культуры и всех нюансов — включая такие неосязаемые факторы, как обстоятельства и шансы, — закончится разочарованием и отступлением от принципов.

Расхождения между идеализмом и реализмом противоречат историческому опыту. У идеалистов нет монополии на моральные ценности; реалисты же должны признать, что идеалы — тоже часть действительности. Разочарования будут не столь частыми, если мы сделаем выбор в пользу внешнеполитического курса, нацеленного на то, чтобы зачислять в свой актив не столько яркие события на грани апокалипсиса, сколько оттенки и полутона; и наши ценности выиграют в долгосрочной перспективе.


Некоторые факты из жизни

Эдмунд Берк

Политические взгляды

Его парламентская карьера началась с того, что он стал секретарем главы правительства, который принадлежал к партии вигов. Вскоре он занял ведущее место во фракции, что и определило его политические взгляды. Эдмунд Берк, основоположник консерватизма, тем не менее по некоторым пунктам придерживался либеральных взглядов. Так, он был сторонником реформ и считал, что власть короля должна опираться на суверенитет народа. Он выступал против абсолютной монархии, полагая, что для полноценной политической жизни в стране должны существовать партии с возможность прямо и ясно высказывать свое мнение.

Эдмунд Берк афоризмы

Основные положения

Но по другим вопросам Эдмунд Берк, основные идеи которого являются консервативными, придерживался иных позиций. Так, будучи, в принципе, сторонником реформ, он все же полагал, что эти изменения должны быть постепенными и очень осторожными, чтобы не нарушить существующего баланса сил и не повредить веками формировавшуюся систему. Он выступал против резких и решительных преобразований, полагая, что такие действия приведут к хаосу и анархии.

Эдмунд Берк идеи

Об обществе

Эдмунд Берк, политические взгляды которого с некоторыми оговорками можно назвать консервативными, выступил против действий английского правительства в отношении североамериканских колоний. Он призывал предоставить им экономическую свободу и ослабить налоговый гнет, говорил о необходимости отмены гербового сбора. Он также критиковал деятельность Ост-Индской компании в Индии и добился громкого судебного разбирательства над наместником страны У. Гастингсом (1785 год). Процесс был довольно громким и вскрыл многие злоупотребления британской системы управления в этой стране. Эдмунд Берк, консерватизм которого особенно проявился в споре с Гастингсом, доказывал, что в Индии должны действовать западноевропейские нормы и законы, а его противник, напротив, утверждал, что в восточных странах они неприемлемы.

Эдмунд Берк основные идеи

Французская революция

Она началась в 1789 году и потрясла все европейские страны не только общественно-политическим переворотом, но также и своими идеями. Против последних резко выступил Эдмунд Берк, утверждавший, что взгляды и теории революционеров умозрительны, абстрактны, не имеют под собой реальной исторической почвы и потому никогда не приживутся в обществе, так как не имеют ни корней, ни истории. Он противопоставлял реальные права естественным. Последние, по его мнению, являются лишь теорией, тогда как на самом деле существуют лишь те из них, которые выработаны самим ходом исторического развития предыдущих поколений.

Эдмунд Берк основные труды

Об обществе и государстве

Эдмунд Берк, идеи которого относятся к консервативному направлению, отрицал, не принимал и критиковал теорию общественного договора Ж.-Ж. Руссо, суть которой состоит в том, что народ сам добровольно отказывается от части своих свобод и передает государству обязанности по управлению и защите безопасности. По мнению же Берка, все политические, социальные, экономические институты основаны на жизненной практике, на том, что выработано веками и проверено временем. Поэтому нет смысла, по его словам, пытаться изменить сложившийся порядок, его можно только осторожно улучшить без каких-либо коренных перемен. В противном же случае наступят хаос и анархия, что и произошло в революционной Франции.

Эдмунд Берк основные труды

Что он говорил о свободе

Автор полагал, что общественное неравенство и социальная иерархия существовали всегда, поэтому считал проекты революционеров о построении справедливого общества на основе всеобщего равенства утопией. Эдмунд Берк, афоризмы которого в сжатой форме выражают суть его философии, утверждал, что невозможно достичь общего равенства и всеобщей независимости.

Мысли об эстетике

Мировоззрение

Эдмунд Берк философия

Традиционность взглядов

Значение

В трудах и выступлениях Берка впервые получили окончательное идеологическое оформление консервативные идеи. Поэтому его принято считать основоположником классического консерватизма. Его философские взгляды занимают видное место в истории развития общественно-политической мысли, а яркие политические выступления за свободу североамериканских колоний, против злоупотреблений английской власти в Индии, за свободу католического вероисповедания в Ирландии сделали его одним из видных представителей своего времени. Его взгляды, впрочем, нельзя назвать однозначно консервативными, поскольку он часто придерживался либеральных идей.

Читайте также: