Единство христианского и светского в искусстве кратко

Обновлено: 02.07.2024

Византийская культура имела огромное значение в становле­нии европейской цивилизации. Ее роль выходила далеко за пре­делы тысячелетних хронологических рамок существования самой империи. Почти половина христиан всего мира в духовном отно­шении являются и поныне прямыми наследниками восточно-христианской, византийской культуры.

Общие особенности византийской культуры. Византийской куль­туре в целом присущ ряд ярко выраженных особенностей сравни­тельно с культурой других европейских стран в средние века. 1) В IV- ХП вв. ее отличал значительно более высокий уровень. 2) Античное наследие в византийской культуре, хотя и в адапти­рованной и переработанной форме, находило проявление во всех областях, начиная с философии и кончая прикладным искусст­вом и бытовым распорядком. 3) В органическом сплаве собствен­но греко-латинской культуры с традициями местных культур (еги­петской, сирийской, армянской, грузинской и др.) преобладал творческий гений греческого народа, особенно в ее языке — с VII в. она окончательно стала грекоязычной. 4) Ее специфика состояла и в ее открытости влиянию культур народов, живших не только в пределах империи, но и вне их — отсюда ее отчетливый восточ­ный колорит. 5) Яркая черта культуры Византии — ее традицион­ность, приверженность канону, скрывающая под издревле при­нятыми формами борьбу идей, критериев, стилей. 6) Отличалась, наконец, византийская культура и большей типологической одно­родностью по сравнению с западноевропейской.

В культуре Византии, как в никакой иной в средневековой Ев­ропе, слились развитые культурные традиции весьма разных древ­них народов. Это объяснялось многовековым воздействием таких факторов, как: сильная централизованная власть, единство систе­мы управления, принципов налогообложения и комплектования армии, права и судопроизводства, религии и организации церкви, государственного (греческого) языка; континуитет городской жиз­ни с прямой культурной преемственностью между поколениями; сравнительная интенсивность общения и обмена информацией между центром и провинциями, благодаря государственной поч­те и обширной сети морских коммуникаций; наконец, чрезвы­чайная роль гигантского очага культуры — Константинополя, глав­ного для всей империи источника новых идей, критериев и прин­ципов, законодателя мод и вкусов.

Ранневизантийская культура. С IV до середины VII в. (т.е. в ранневизантийский период) совершалось формирование основ ви­зантийской культуры как целостной системы проявлений духов­ной жизни общества. Рождалась принципиально новая культура, пронизанная христианским миросозерцанием. В острой идейной борьбе христианский монотеизм приходил на смену языческому политеизму. Приверженность христианству стала идеологическим императивом — необходимым условием самого существования индивида как полноправного члена общества и подданного империи.

Вопреки принципиальному недоверию к познаниям древних о материи, нужды сельского хозяйства, ремесла, ирригации, судо­строения, зодчества, фортификации, медицины и т.д. диктовали необходимость хранить и развивать знания, добытые путем опы­та. Византийцы не только изучали труды Галена и Гиппократа -они совершенствовали диагностику, хирургию, антисептику, рас­ширяли набор лекарств растительного происхождения. Подобным было положение дел в производстве стекла, мозаичной смальты, красок, керамики, эмалей, в металлургии, ювелирном деле — во всем этом мастерство византийцев нашло международное при­знание. Но подобные знания не считались научными, ибо отно­сились к сфере приземленных забот человека не о духовном, а о материальном.

Христианское мировоззрение постепенно овладевало и другими жанрами византийской культуры, которые можно определить как собственно художественные, но до конца VI в. и в этой сфере преобладали античные традиции. Они пронизывали и любовную лирику, и эпиграммы, и речи по поводу тех или иных событий общественной и частной жизни, и эротические повествования, и всегда распространенную в империи эпистолографию как особый вид литературного творчества, выходившего далеко за рамки об­мена письменной информацией. Новым, религиозным жанром, сложившимся в то же время, была церковная поэзия, или гимно-графия. Огромную роль в становлении высокого искусства вос-точнохристианского церковного сладкогласия (хорового песнопе­ния) сыграл в первой половине VI в. Роман Сладкопевец — поэт, певец, музыкант. Его гимны (он создал их около 1000) отличали совершенная форма, высокий накал чувств, покоряющая мелоди­ка, близкая по ритму к народной песне.

Яркий колорит поздней античности характерен в IV—VI вв. и для важнейших областей византийского искусства (живописи, архитектуры, мелкой пластики). Новое, христианское идейное содержание облекалось на первых порах еще в старые формы. Наиболее наглядно это проявлялось в мозаичных, как правило - масштабных, изображениях. Мозаики Большого императорского дворца представляют с большим мастерством и реализмом сцены из сельской жизни, выполненные в многоцветной гамме мозаики храма-ротонды в Фессалонике — галерею ликов святых с ясно вы­раженными индивидуальными характеристиками, как и мозаики церкви Сан-Витале в Равенне со знаменитыми изображениями Юстиниана и Феодоры. Однако в других мозаиках того же храма и того же времени уже четко отражена христианская эстетика: изо­бражение воспроизводило не облик конкретного человека, а за­ключенную в нем религиозную идею. Такая же эволюция свойст­венна и другим жанрам византийской живописи: настенной рос­писи (фреске) и книжной миниатюре. Однако особенно полно и выразительно духовная символика воплощена в специально создан­ном в ранней Византии для этой цели жанре живописи — иконе. Она стала наиболее характерным и оригинальным видом восточ-нохристианского изобразительного искусства. Иконописцы владели и отточенной техникой мастеров древности, и искусством переда­чи глубокого психологизма, присущего позднеантичному портре­ту, но они переосмыслили его с позиций новой функциональной роли изображения и новых эстетических принципов, утверждав­ших примат духа над материей: икона запечатлевала не столько облик того или иного святого, сколько присущие ему добродетели.

Византийские архитекторы также в совершенстве усвоили опыт своих древних предшественников. В крупных городах сохрани­лись от античности и водопроводы, и термы, и стадионы, хотя в планировке постепенно восторжествовал средневековый принцип: на центральной площади располагались главный храм и здания администрации, а жилые кварталы разбегались от центра к пери­ферии, возведенные обычно без всякого плана, с использованием особенностей ландшафта. Сохранившиеся доныне шедевры стро­ительной техники, созданные в ранней Византии, свидетельству­ют о глубоких познаниях зодчих в математике и геометрии, в физических и химических свойствах материалов, в законах гар­монии и акустики. Самым выдающимся архитектурным памят­ником ранней эпохи является храм Божественной Премудрости (Св. Софии) в Константинополе. Он был построен в 532—537 гг. Исидором из Милета и Анфимием из Тралл. Грандиозные разме­ры храма, залитого светом из сорока окон у основания гигантско­го купола, как небосвод венчавшего здание, мрамор многочис­ленных колонн, золото мозаик, краски фресок — все было при­звано символизировать могущество и единство богоизбранной христианской империи.

Культура ранней Византии находилась на перепутье: она изжи­вала старый, позднеантичный облик, утрачивая немало былых вы­соких ценностей. Она проникалась новыми духовными идеала­ми, используя старые и обретая новые формы. Но процесс был далек от завершения — синтез местных разноэтнических и разно­ликих традиций еще не привел к рождению единой, гомогенной системы.

Восхождением к высокой степени совершенства отмечено и изо­бразительное искусство IX—XII вв. Образцов икон VII — первой половины в. сохранилось немного: они были уничтожены ико­ноборцами. Мастерство иконописцев X—XII вв. по-прежнему под­чинялось требованиям религиозной эстетики: именно в этой сфере искусства контроль церкви был особенно строгим. Канон, трафа­рет, образец, глубокий спиритуализм и стилизация стали нормой, включая набор сюжетов, галереи образов, расположение фигур, сочетание цветов и светотеней. Все это соединялось, однако, с предельной выразительностью воплощаемой в иконе религиоз­ной идеи. На те же принципы были ориентированы и книжная миниатюра, и фресковая роспись, широко представленная в цер­квах, которые в это время обрели новую форму: на смену базилике пришел крестово-купольный храм с богатым внешним и внутрен­ним декором. Живописный канон господствовал и в комниновскую эпоху, но существенно возросло число сюжетов, улучшилась тех­ника, возросло внимание к индивидуальности характеристик. Одной из особенностей творчества византийских живописцев яв­лялась повышенная эмоциональность при восприятии ими обра­за и при воплощении замысла: иконописец выступал в роли не­коего ходатая за слабого человека перед Богом, умоляя его о смяг­чении кары за людские грехи.

В конце XI—XII в., несмотря на углубляющиеся расхождения между константинопольской и римской церквами и все более час­тые столкновения с военными силами Запада, его культурный обмен с империей стал более интенсивным. Стало более актив­ным санкционированное и несанкционированное властями и цер­ковью заимствование неидеологизированных форм западной куль­туры и искусства, особенно в сфере прикладного искусства, в му­зыке, одежде, повседневном жизненном распорядке. Эти влияния ничуть не меняли, однако, сущности культуры империи. Наряду со свойственными ей высокими ценностями общечеловеческого значения, ей по-прежнему были присущи такие черты, как не­приятие нового, традиционализм, внешняя помпезность, приверженность к строгой обрядности, надменность и дидактика, по­рождаемые сознанием своего превосходства над культурой наро­дов всего остального мира.

Богатая историография ХШ-ХУ вв. развивала традиции жанра историописания комниновского времени. Среди историков позд­ней эпохи выделяется Иоанн Кантакузин, писавший свой труд после отречения от престола как изворотливую, умную апологию деяний своей персоны, повинной в гражданской войне (он был узурпатором) и в появлении первых орд османов на земле им­перии (они были его союзниками в борьбе с законными импера­торами). Историк XV в. Дука описал трагические дни осады, штурма и падения Константинополя в мае 1453 г. Своеобразен историко-этнографический труд Лаоника Халкокондила. Его сочинение представляет собой серию новелл; в поле зрения ав­тора не только турки, но почти все страны и народы Европы. По характеру изложения материала труд Халкокондила, хотя и отли­чается архаизацией стиля, приближается порой к художествен­ной прозе, которая в эту эпоху отличалась большим разнообра­зием жанров.

Османское завоевание поразило византийскую культуру на не­бывалом взлете. Но закат империи не означал исчезновения ее культуры. Во-первых, она осталась фундаментом дальнейшего развития культуры греков, питая сознание их собственной иден­тичности и этнокультурного своеобразия. Во-вторых, ее тради­ции сохранялись во всех православных странах (Руси, Болгарии, Сербии, Грузии), при всех превратностях их судеб. В-третьих, наследие этой культуры продолжало развиваться в единственной православной стране, остававшейся вне власти мусульман, — в Московской Руси. В-четвертых, наконец, духовные ценности куль­туры Византии составили неотъемлемую часть мировой культуры, обогатив как культуру Ренессанса, так и культуру Европы в це­лом в последующие периоды ее истории.

На бывшей территории Древнего Рима появились разные государства, в том числе Византия, которая смогла просуществовать 10 столетий, став одной из самых значимых стран того времени. Располагалась она в Турции, Греции и на Балканах. Столицей государства был Константинополь (современный Стамбул). Особого внимания заслуживает культура Византии, поскольку она оказала существенное влияние на европейскую цивилизацию.

  • Основные периоды
  • Формирование основы культуры
  • Развитие музыки
  • Древняя архитектура
  • Особенности живописи
  • Влияние Византии на Древнюю Русь

Достижения культуры Византии

Основные периоды

История Византии имеет свои периоды упадка и расцвета. Это государство было основано в 395 году нашей эры и просуществовало до 1453 года. На месте небольшого древнегреческого поселения во времена владычества Рима основали Константинополь, который в последующем стал одним из крупнейших городов Европы.

После разделения империи на западную и восточную Византия долгое время была изолированным государством со своей жесткой иерархией. Здесь практически не наблюдалось феодальной раздробленности, что позволило на долгое время сохранить свою независимость. Основные периоды византийской культуры:

Борьба христианского богословия с античным наследием

  1. IV—VII вв. — формирование собственной идентичности, борьба христианского богословия с античным наследием.
  2. Начало VII—IX вв. — время культурного и экономического спада, который вызван междоусобными конфликтами.
  3. Конец IX—X вв. — подъём всего царства и становление государственности.
  4. XI—XII вв. — величайший расцвет культуры Византии.
  5. XIV—XV вв. — кризис и завоевание Византии османами.

Ученые для упрощения периодизации и построения таблиц по культуре Византии выделяют два основных этапа: ранний, к которому относятся V—IX вв. , и поздний — IX—XV вв.

Первоначально на традиции существенное влияние оказывали Древний Рим и античность, но затем главенствующая роль перешла к христианству, которое проявлялось в духовной сфере, быту и политике. Византийское государство смогло сформировать самобытную культуру.

Формирование основы культуры

Культура Византии унаследовала многие черты от Рима. Отмечается влияние распавшейся империи на архитектуру, музыку и изобразительное искусство. Из-за своего географического расположения это государство было открыто для миграции народов, поэтому со временем в нем стало усиливаться влияние Востока. Здесь отмечался симбиоз античного исторического прошлого и варварского окружения, что и создало многообразие и оригинальность искусства.

Византийская мозаика

Византия стала первым образцом христианской классической культуры. Именно в этой стране доктрина и философия зарождающейся молодой религии получили свою законченную форму. В поздний период отмечается существенное влияние церкви и духовенства в политической жизни, происходит обожествление власти, что нашло своё отражение в живописи, архитектуре и элементах зодчества. К особенностям искусства Византии кратко относят:

  • сакральность и культовость;
  • эклектизм направлений и стилей;
  • спиритуализм и зрелищность.

Развитие культуры в стране связано с заимствованиями из Древнего Рима и восточных стран. При этом в политической и общественной жизни Византия представляла собой закрытое государство, что и стало одним из факторов ее экономического благополучия.

В последующем византийское искусство повлияло на развитие Европы и Руси. Последняя переняла от Константинополя православную религию.

Развитие музыки

Развитие музыки в Византии

Отсутствие хорошо сохранившихся нотных памятников музицирования не позволяет учёным в полной мере оценить наследие Византии. Многие музыковеды придерживаются распространённой теории о смысловом и ритмическом влиянии античной музыки на культуру страны. Происходило существенное смешение форм и стилей персидской, еврейской, сирийской и армянской песенности. Искусствоведы в своих работах о культуре Византии кратко отмечают, что музыка здесь находилась под влиянием стран Древнего Востока.

При этом прекрасно сохранились церковные произведения, позволяющие оценить светскую и религиозную музыку в Византии раннего и позднего периода. Первоначально в ней наблюдалось влияние римско-католической церкви, был распространён григорианский хорал, однако уже в XIII—XIV вв. отмечается серьёзное влияние восточной культуры. Во времена поздней Византии службы в церкви стали более пышными, поменялось исполнение многоголосных хоровых песен и их структура.

Древняя архитектура

Античное зодчество и строительство оккультных сооружений, которое было популярно в этих местах в прошлом, с развитием христианства постепенно уступило место новому стилю. В Древнем Риме специфика храма заключалась в алтарной части, поэтому церкви строили для почитания конкретного бога, а все церемониальные мероприятия проводились у входа в культовое сооружение. В христианстве возводили массивные и устремленные ввысь храмы, которые подчеркивали величие Господа. Все службы шли внутри церкви, поэтому такие сооружения имеют огромные размеры.

Также развивалась дворцовая архитектура, строились многочисленные особняки и роскошные дворцы как в Константинополе, так и в других крупных городах Византии. Это были массивные сооружения, которые возводились из камня. Из-за частых набегов врагов и опасности длительной осады дворцы окружались прочными неприступными стенами, вокруг которых вырастали сначала поселки, а затем и крупные города.

Особенности живописи

Первоначально живопись в Византии была представлена церковными работами, а написанием икон занимались монахи-отшельники. В поздний период появились художники, которые специализировались на написании картин разных жанров. Византийские иконы — одно из важнейших достижений мировой ортодоксальной восточнохристианской цивилизации. В их написании заметно влияние Венеции и всей Италии.

Живопись в Византии

Также развитие получила мозаика, в которой просматривалось заметное влияние религии. Мастера усовершенствовали свои навыки, что позволяло им работать в различных стилях и техниках. Мозаикой расписывали храмы, дворцы и жилища богатых аристократов. В XI—XII вв. появляется смальга — уникальный стиль мозаики Византии. Он представлял собой рисунок на стекле, покрытом сусальным золотом.

Влияние Византии на Древнюю Русь

Культура государства оказала существенное влияние на Древнюю Русь и другие страны Европы. Ученые до сих пор спорят о том, каков вклад Византии в их развитие. Отношения крупной цивилизации с соседями начинались с военного противостояния и вражды. Однако после крещения Руси появились тесные связи, в том числе в культурной сфере. Под влиянием Византии в Киевском княжестве сформировались церковные традиции, появились мозаика и иконопись, по восточному константинопольскому образцу строились каменные храмы.

Влияние Византии на Древнюю Русь

Византия оказала определяющее значение на развитие культуры Древней Руси. Отношения между двумя этими государствами прервались в XIII—XIV вв. в связи с монголо-татарским игом. После этого Московия на много столетий погрузилась в темные времена.

Прекрасные примеры живописи и архитектуры по византийскому образцу на Руси сохранились до наших дней в Новгороде, Владимире и Суздале. Сам же Константинополь был захвачен османами и в последующем переименован в Стамбул, потеряв большую часть своих традиций.

Раннехристианское искусство
Вплоть до правления Константина Великого мало что можно с уверенностью сказать о христианском искусстве. Единственным достаточно полным источником соответствующих сведений служат росписи римских катакомб, где находятся захоронения ранних христиан. Но это, по-видимому, лишь одна из существовавших в то время разновидностей христианского искусства.

Катакомбы.
Погребальный ритуал и обеспечение безопасности захоронений имели для первых христиан большое значение, поскольку их вера основывалась на ожидании вечной жизни в раю.

Церковь Сан-Апполинаре-ин-Классе, Равенна

Архитектура
Здания представляли собой новый тип сооружения — раннехристианскую базилику — послуживший основой развития церковной архитектуры в Западной Европе. Раннехристианская базилика, как это видно на примере церкви Сан-Аполлинаре-ин-Классе поблизости от Равенны, представляет собой результат слияния архитектурных форм, характерных для зала собраний, храма и частного жилища. Для этого типа зданий характерно также присущее истинным произведениям искусства своеобразие, и свойственные им черты не могут быть объяснены только исходя из соответствующих архитектурных прототипов. Освещение посредством верхнего ряда окон с двумя боковыми нефами, апсида и деревянная крыша напоминают о языческих базиликах времен империи. На иллюстрации показан вид церкви с запада. Расположенное при входе помещение,— нартекс, заменило атриум,—окруженный колоннадой двор, снесенный еще в давние времена. Круглая коло-кольня-кампанилла была пристроена в средние века. (Многие церкви, выстроенные по типу базилики, имеют также трансепт — поперечный неф — пересекающий главный под прямым углом, благодаря чему здание имеет в плане форму креста. Этот элемент часто отсутствует, как, например в церкви Сан-Аполлинаре.) Такой тип зданий как базилика, ставший уже традиционным для римской архитектуры, прекрасно подходил для церквей времен императора Константина: он обеспечивал наличие большого внутреннего пространства, требующегося для христианского богослужения, и вызывал в то же время необходимые ассоциации, связанные с традиционным использованием таких построек, что имело важное значение, поскольку христианству был официально присвоен привелегированный статус. Но здание церкви есть нечто большее, чем просто место, где собираются верующие.

Для того, чтобы максимально приспособить базилику для этой новой функции, были внесены некоторые изменения, и ее планировка получила новый ориентир. Им стал алтарь, размещенный перед апсидой в восточном конце главного нефа. В отличие от языческих базилик, обычно имевших боковые входы, вход в церковь был перемещен к западному торцу. Таким образом, в христианской базилике главной стала ориентация вдоль продольной оси, напоминающая, как это ни странно, храмы древнего Египта.

Мозаики
Стремительное развитие христианской архитектуры должно было неизбежно сказаться на раннехристианской живописи и привести к масштабным переменам поистине революционного характера. Внезапно возникла потребность покрывать огромные площади стен изображениями, достойными их монументального обрамления. Понадобилось не только усвоить существовавшее художественное наследие, но и преобразовать его традиции так, чтобы добиться максимального соответствия новой архитектурной и духовной среде. В ходе этого процесса возник новый замечательный вид изобразительного искусства — раннехристианская настенная мозаика, в значительной степени потеснившая существовавшие до того методы выполнения настенных росписей.

Раннехристианская мозаика как бы отрицает то, что поверхность стены — сплошная и плоская. Для того, чтобы создать за ней иллюзию нереального мира, светящееся мерцающим светом царство, населенное бесплотными существами или символами. В произведениях сюжетного характера мы так же видим, как новое содержание преображает идущую от времен римской античности традицию иллюзионизма в живописи, и стены нефов раннехристианских базилик заполняются длинной чередой мозаик, воспроизводящих сцены, взятые из Ветхого или Нового завета

Саркофаг Юния Басса. Ок. 359 г.. Мрамор, 1,18 х 2,44 м; музей Петриано, собор Св. Петра, Рим

Наиболее выдающейся постройкой того времени является церковь Сан-Витале, построенная в 526— 547 гг., имеющая в плане форму восьмиугольника и увенчанная центральным куполом, что наводит на мысль о древнеримских термах, как о возможном архитектурном предшественнике такого рода постройки. Церковь Сан-Витале примечательна богатством интерьера, впечатляющего своей объемностью. Под верхним рядом окон в стене главного нефа расположена серия полукруглых ниш, захватывающих территорию боковых нефов; они как бы объединяются, создавая новое, необычное пространственное решение. Боковые нефы сделаны двухэтажными — верхние галереи (хоры) предназначались для женщин. Новая, более рациональная конструкция сводов позволила разместить по всему фасаду здания большие окна, заполняющие светом его внутренние объемы. Неординарность внешних архитектурных форм соответствует богатому внутреннему декору очень просторного интерьера. При сравнении Сан-Витале с церковью Сан-Аполлинаре-ин-Классе, Другой равеннской постройкой того же времени, нас поражает, насколько они различны. От продольной оси, типичной для раннехристианской базилики, почти ничего не осталось. Начиная с правления Юстиниана, храмы с центральным расположением купола становятся преобладающими в странах, исповедующих православие, настолько же, насколько прочно базилика укоренится в архитектуре средневекового Запада.

Файл:Hagia-Sophia-Grundriss.jpg

Храм Св. Софии в Стамбуле. Среди дошедших до нас константинопольских памятников эпохи правления Юстиниана выдающееся место занимает построенная в 532—537 гг. церковь Св. Софии, т. е. Божественной Мудрости (Айя-София, как ее называют на Востоке). Это уникальный шедевр архитектуры того времени и одно из величайших проявлений созидающего гения человечества (илл. 113, 114). Храм пользовался такой славой, что в памяти людей даже сохранились имена его создателей — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. В архитектурном отношении это постройка переходного типа между сооружениями раннехристианского зодчества и новыми византийскими храмами. От первых сохранилась в плане продольная ось, но центральным элементом главного нефа служит огромный купол. С подкупольным пространством соединяются, превращая неф в овал, две огромные ниши с полусферическим верхом, к которым примыкают, как в церкви Сан-Витале, меньшие полукруглые ниши. Таким образом, купол размещен как бы между двумя симметричными половинами здания. Посредством четырех арок он опирается на громадные колонны, образующие в плане квадрат. Так что расположенные под этими арками стены лишены несущей функции. Переход от образуемого основаниями арок квадрата к нижнему краю купола осуществляется с помощью сферических треугольников — так называемых парусов. Этот архитектурный прием обеспечивает сооружение более высокого и легкого купола, причем с применением метода строительства более экономичного по сравнению с применявшимися прежде (в частности, при сооружении Пантеона и Сан-Ви-тале), когда купол опирался на барабан — круглый либо многогранный. Сам план здания, использование главных несущих столбов-опор, масштабность постройки — все это вызывает в памяти базилику Константина (см. илл. 89), самое грандиозное сооружение со сводчатыми перекрытиями в архитектуре Римской империи и величайший памятник времен правления императора, которым Юстиниан не мог не восхищаться. Таким образом, храм Св. Софии как бы объединяет Восток и Запад, прошлое и будущее в единое могучее целое.

Император Юстиниан со свитой

Распятие. Мозаика церкви монастыря в
Дафни. Вторая половина 11 в.


Богородица с младенцем на резном троне

Искусство Византии — важная региональная часть средневекового искусства, основанная на культурных традициях христианства и Римской Империи. Искусство Византии включает в себя огромное количество художественных произведений, созданных на протяжении более 1000 лет на территории Восточного Средиземноморья. Оно в течение многих веков оказывало огромное влияние на культурную жизнь не только всей Европы, но и значительной части Северной Африки и Ближнего Востока.

Искусство Византии. Внутренний вид сводов Софийского собора в Константинополе, начало VI века

Искусство Византии имело ярко выраженную имперскую и религиозную направленности, за свою тысячелетнюю историю неоднократно переживало периоды подъема и упадка. Оно развивалось на фоне непрекращающейся борьбы между Константинополем и Римом за верховенство в христианском мире, результатом которой стал раскол единой церкви на католическую и православную.

Искусство Византии. Византийская шкатулка из слоновой кости, X-XI века

Основные периоды византийского искусства

Искусство Византии традиционно принято разделять на следующие основные периоды:

  • Раннехристианский или предвизантийский (III-VI века).
  • Ранневизантийский (VI-VIII века).
  • Иконоборческий (VIII — начало IX века).
  • Македонское возрождение (начало IX — середина XI века).
  • Комниновское возрождение (середина XI века — конец XII века).
  • Палеологовское возрождение (конец XII века — середина XV века).

Искусство Византии. Диптих Флавия Ареобинда, 506 год

Начало формированию византийского искусства в раннехристианском периоде положили два важнейших исторических события: публичное признание христианского богослужения в Римской империи в 313 году и перенос столицы государства в Константинополь в 330 году. Это стало мощным толчком для образования нового центра культурной и политической жизни в Средиземноморье. В течение последующих двух столетий под натиском захватчиков пали Рим, Александрия и Антиохия, которые были основными соперниками Константинополя в борьбе за культурное господство в регионе. С этого времени византийское искусство надолго стало играть важнейшую роль в культурной жизни Европы.

Искусство Византии. Церковь Святой Ирины в Константинополе, IV век

Иконоборческий период, длившийся более столетия, стал причиной серьезного кризиса в иконописи. В это время фигуральное искусство подвергалось серьезным притеснениям со стороны церкви, а многие иконы, фрески и мозаики были безжалостно уничтожены. Антропоморфные образы в отделке храмов уступили место орнаментальному искусству с элементами растительно-анималистической тематики.

Искусство Византии. Миниатюра из Евангелия Рабулы, VI век

Темные времена иконоборчества в начале IX века в византийском искусстве сменились эпохой Македонского возрождения. Были стандартизированы архитектурные формы, возродилась фигуральная живопись и скульптура, а также древняя античная техника резьбы по слоновой кости.

Искусство Византии. Мозаика из церкви Святого Димитрия в Салониках, конец VII — начало VIII века

Период Комниновского возрождения также оказал благотворное влияние на искусство Византии. В пределах империи после серьезных потрясений ненадолго наступила эра стабильности, а художники ощущали мощную поддержку со стороны власти. Это было время возврата к идеалам античного искусства, написания картин и икон в реалистическом классическом стиле.

Палеологовское возрождение было уникальным периодом в истории византийского искусства. С одной стороны, когда-то могущественная империя превратилась в небольшое государство, постоянно атакуемое агрессивными соседями. С другой, — наступило время недолгого расцвета всех видов искусства, которое в 1453 году завершилось падением Константинополя и всей империи.

Многие византийские художники были вынуждены бежать от османов в страны Западной и Восточной Европы. Там они продолжали развивать культурные традиции своей Родины, но уже очень скоро в европейском искусстве наступила эпоха Возрождения, навсегда изменившая историю человеческой цивилизации.

Основные особенности искусства Византии

Византийские художники внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры, а их творческое наследие представляет собой огромное поле для исследований специалистов. Искусство Византии, в первую очередь, включает в себя художественные произведения, созданные в сферах:

Искусство Византии. Неф базилики Святой Софии в столице Болгарии, начало VI века

Важнейшей отличительной чертой византийской архитектуры стало изменение концепции строительства зданий религиозного культа. Если в античную эпоху храм был земной обителью одного из многочисленных богов, то в христианском мире он превратился в место для вознесения молитв и единения с Богом. Соответственно изменились правила внутренней отделки храмов, их интерьер стал более разнообразным и величественным, зато облицовке фасадов архитекторы уделяли меньше внимания. Самым известным образцом архитектуры той эпохи является Софийской собор в Константинополе, который после захвата города турки превратили в Большую мечеть Айя-София.

Искусство Византии. Рельеф из слоновой кости с изображением архангела, VI век

В скульптуре достижения византийцев оказались достаточно скромными. Более того, согласно философии христианства, статуи считались в то время элементами идолопоклонства и уже в IX веке их перестали устанавливать в храмах. Рельефные изображения были распространены только в качестве деталей наружного убранства фасадов, а классические скульптурные композиции практически полностью исчезли из культурной жизни.

Зато мозаика в Византийской империи долгое время была основной техникой художественной отделки храмов. До сих пор масштабные мозаичные панно, сохранившиеся в разных уголках Европы, впечатляют наших современников великолепием цветов и форм.

Искусство Византии. Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Софийского собора в Константинополе, начало VI века

Искусство сохранившейся живописи времен Византии в основном представлено уникальными фресковыми росписями, которые постепенно вытеснили мозаику из храмов во втором тысячелетии нашей эры. Но лишь ничтожное количество фресок сохранилось до наших дней в хорошем состоянии, большинство из них безвозвратно потеряны для потомков.

Искусство Византии. Фрески в Нерези вблизи Скопье, XI век

Иконопись на протяжении большей части истории Византийской империи безоговорочно считалась важнейшим видом искусства. За неукоснительным соблюдением канонов написания священных изображений строго следила церковь, нещадно карая мастеров за малейшие признаки свободомыслия. Под влиянием византийских мастеров оригинальные школы иконописи сформировались во многих уголках Восточной Европы, а шедевры, созданные древними художниками, сегодня стоят огромных денег.

Искусство Византии. Икона Пресвятой Богородицы с Младенцем со святыми и ангелами в монастыре Святой Екатерины на Синае, VI век

Иллюминированные рукописи также составляют важную часть византийского культурного наследия. Рукописные книги на религиозную тематику, украшенные искусными миниатюрами и орнаментами, создавали монахи в течение многих лет по всей империи. Искусство изготовления манускриптов бережно передавалось из поколения в поколения вплоть до падения империи и начала эры книгопечатания в Европе в середине XV века.

Искусство Византии. Свиток Иисуса Навина, XI век

Искусство Византии — это не только уникальные шедевры древних мастеров, но и грандиозная часть духовной жизни европейской цивилизации. Его тысячелетняя история хранит множество интересных фактов для дальнейшего изучения благодарными потомками.

Читайте также: