Единство государственной власти и ее разделение на ветви тгп кратко

Обновлено: 05.07.2024

Государственная власть едина и суверенна, объединяют ее, прежде всего, — Конституция и законы, на основании которых она исполняет свои функции. И.А. Ильин писал, что единство государственной власти следует понимать не в смысле единства органов или неразделимости их функций, а в смысле единого организованного воленаправления, выражающегося в единстве осуществляемого права. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли (ветви власти) предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновения тоталитарного государственного правления. Теория разделения властей — итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. Впервые эту идею выразил английский философ Локк. Наиболее последовательно разрабатывал эту теорию Монтескье. Идеи Монтескье были подхвачены и развиты.

Основным принципом организации деятельности государственной власти современного правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной. Каждая из этих властей занимает свое место в системе власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции.

3.Законодательная, исполнительная и судебная власти

Законодательная власть — устанавливает правовые основы (создает законы), а, следовательно, устанавливает основные направление внутренней и внешней политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти. Главенствующее положение законодательных органов обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает им общеобязательный характер. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов

Исполнительная власть — в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность происходит в рамках законов, органы исполнительной власти несут ответственность перед представительной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций.

Судебная власть — призвана охранять право, правовые устои государства, правосудие осуществляются только судебными органами. Независимость и законность правосудия является гарантиями прав и свобод граждан. Никто не может присвоить себе функции правосудия, в своей деятельности суд руководствуется только законом и не зависит от субъективных влияний. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, а с другой осуществляет правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых устоев со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

В ряде стран функцию правового контроля выполняют конституционные суды. Своей деятельностью они гарантируют верховенство конституции. В США эта функция возложена на Верховный суд, в РФ — на Конституционный суд РФ.

Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов, независимость судей и т.д. 4.Способы и формы осуществления государственной власти

Государственная власть — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти. Важнейшими органами являются законодательные, исполнительные и судебные. Государство располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения. Особое место в механизме государства занимают органы, принуждающие и карающие: армия, полиция, тюремные и исправительные учреждения.

Способы и формы осуществления государственной власти определяются, прежде всего, формой самого государства. Серьезное влияние оказывает культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы. Форма государства это форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима.

Единство государственной власти и разделение ее ветвей. Государственная власть в своей основе едина. Ее единство определяется прежде всего тем, что в демократическом обществе и государстве единым и единственным источником такой власти является народ, а сама эта власть как форма народовластия представляет собой ее способность организовать и регулировать общественную жизнь в соответствии с волей и интересами суверенного народа. Единство государственной власти находит свое выражение непосредственно в единстве системы высших государственных органов и общих принципов построения и деятельности их на всех уровнях. Иными словами, единство государственной власти неразрывно связано с единством и нераздельностью государственного суверенитета, исключающему по самому своему существу наличие в одном и том же государстве разных по своей природе, характеру и направленности деятельности самостоятельных властей. Встречающиеся в истории редкие и обычно кратковременные периоды двоевластия в той или иной стране отражают, по сути дела, сосуществование, взаимодействие и/или противоборство различных по своей сущности не государственных, а политических властей, из которых лишь одна может принимать форму государственной власти.

Но единая сущность государственной власти не только не исключает, но и предполагает в демократическом обществе многообразие форм ее выражения. В сущности, когда говорят о разделении властей, имеют в виду разделение, разграничение полномочий различных государственных органов в рамках обеспечения конституционного единства государственной власти. В демократических странах в основу организации, функционирования и деятельности государственной власти был положен еще два столетия назад принцип разделения государственной власти на различные ее ветви — законодательную, исполнительную и судебную.


Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собрание РФ — это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый на основе выборов.

Российский парламент — Федеральное Собрание — состоит из двух палат — Государственной Думы (Нижняя палата) и Совета Федерации (Верхняя палата).

Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны на 5 лет. Все 450 депутатов избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями

В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти.

Порядок формирования Совета Федерации регулируется федеральным законодательством.

· Ежегодное утверждение государственного бюджета, федеральных налогов и сборов

· Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

· Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

· Утверждение указов Президента РФ

· Назначение выборов Президента РФ.

· Отрешение Президента РФ от должности.

· Назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ, Генерального прокурора РФ.

Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ — это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России. Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.

Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

· Общая компетенция — полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

· Специальная компетенция — полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

· Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти — полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Единство власти– единственным источником власти является народ. Только народ как совокупность граждан полноправно осуществляет власть в стране.

Единство власти проявляется в трех различных аспектах: социальное единство (народ), единство принципиальных целей и направлений деятельности государственной власти (согласованное управление обществом всеми органами государства), организационно-правовое единство.

Разделение властейэто фундаментальный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных демократических государствах.

Принцип разделения властей –это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Вся полнота власти не может находится в руках одного человека или одного органа. Если же такое происходит, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека и тому подобные негативные явления. В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти.

1. Законодательная власть.Она необходима для издания законов, в которых содержатся нормы права, призванные регулировать наиболее важные общественные отношения. Вся деятельность иных государственных органов должна носить сугубо подзаконный характер. Законодательная власть должна принадлежать коллегиальному выборному (формируемому непосредственно народом) органу. Собирательное название органа законодательной власти – парламент, а лиц, его составляющих – депутаты.

2. Исполнительная власть.Она предназначена для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Собирательное название органов исполнительной власти – правительство. Главой исполнительной может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления. С учетом этого же обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти. Монарх получает свою должность по наследству; президент избирается непосредственно народом, или коллегией выборщиков (США), или парламентом; члены правительства назначаются монархом, президентом, или избираются парламентом.

3. Судебная власть.Она необходима для осуществления правосудия, для разрешения возникших споров. Судебная власть принадлежит специально созданным для этого органам – судам. И она должна принадлежать только судам, должна осуществляться только судьями, должна быть независимой.

Говоря о характере взаимоотношений между тремя властями, нужно обратить внимание на два основных момента.

1.Необходимо такое распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью.

2.Необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом. Если же различные ветви будут лишь бороться друг с другом, только сдерживать друг друга, это самым негативным образом скажется на качестве деятельности государства, значительно ослабит его.

Система сдержек и противовесов, установленная в конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть президент страны, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, распустить парламент (в предусмотренных законом случаях) и назначить досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать законодательные акты. Законодатель в своих действиях ограничен временными рамками (избирается на определенный срок), самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпция невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.

Таким образом, можно выделить ряд общепризнанных основных положений принципа разделения властей.

1.В демократическом правовом государстве должны раздельно функционировать три независимые, равные и взаимоуравновешенные власти – законодательная, исполнительная и судебная в целях обеспечения наибольшей эффективности народовластия.

2.Разделение властей понимается не как противостояние и конфронтация, а как разумное разграничение полномочий между ветвями власти, которое устанавливается в конституциях и иных основных законах каждого государства в соответствии с господствующим в нем пониманием сущности демократии как народовластия.

4.Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти находятся в тесной связи, во взаимодействии друг с другом, что обусловливает единство государственного механизма.

Вопрос 28. Политическая система общества: понятие, структура. Особенности политической системы в современной России.

Политическая система общества -это обусловленная культурными, социальными, экономическими, идеологическими факторами совокупность политических взаимодействий между государством и негосударственными организациями (институтами), прямо или косвенно участвующих в реализации политической власти или оказывающих влияние на нее.

Цели политической системы.

1.Политическая система обеспечивает согласование целей глобального уровня (национальная идея, глобальные проекты).

2.Политическая система обеспечивает интеграцию различных групп (политических, религиозных, этнических), путем нахождения баланса интересов.

3.Легитимация, т.е. процесс непрерывного обеспечения согласия общества признавать верховенство власти.

Государственный аппарат внутри един – его части подчиняются целому. Каждый государственный орган как часть целого выступает носителем государственной власти. Государственная власть подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную.

Рассмотрим каждую из частных систем государственных органов, составляющих в совокупности государственный аппарат.

Законодательные органы (органы государственной власти) занимают центральное место в структуре госаппарата. Вместе с тем, несмотря на монопольное положение в системе законотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских странах, подвержен довольно эффективному воздействию со стороны правительства. В президентских республиках парламент в формально-юридическом плане более независим. Однако исполнительная власть в лице президента имеет много средств воздействия на парламент.

Система органов государственного управления осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительный характер этой деятельности проявляется в том, что они выступают непосредственно исполнителями требований законодательной власти. Распорядительный характер проявляется в издании собственных актов.

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции (президент, правительство), органы отраслевой компетенции (министерства), органы специальной компетенции (службы и агентства).

Система судебных органов основной социальной функцией имеет осуществление правосудия.

Значительную роль в государственном механизме играет система органов прокуратуры. Она призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов. Но сами органы прокуратуры не должны иметь властных полномочий.

В научной литературе нет единого мнения о том, как должны соотноситься между собой различные ветви государственной власти, а следовательно, и их носители – государственные органы, должны ли они быть абсолютно равными и автономными или должна существовать их определенная субординация. В большинстве стран получила признание концепция, предложенная ещё в XVII в. Дж. Локком, приоритета законодательной власти, источником которой является народ.

Теория разделения властей могла возникнуть лишь на той стадии развития общества, когда созрели все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни, когда появилась потребность ограждения нарождающихся прав и свобод от возможности узурпации всей государственной власти со стороны отдельных лиц или каких-либо государственных органов. Это объективные факторы. Субъективными же факторами являются политико-правовые и философские воззрения Дж. Локка и Ш. Монтескье.

Несмотря на многообразие взглядов в рамках данной теории, можно выделить ряд постулатов, составляющих её основу:

- в каждой стране, именующей себя демократической, законодательная, исполнительная и судебная власти не только тесно связаны между собой единым государственным механизмом, но и относительно самостоятельны;

- между ними должен существовать некий баланс, система сдержек и противовесов;

- они должны действовать на постоянной правовой основе;

- несмотря на равноправный характер всех трех ветвей власти, законодательная власть носит первичный характер.

Классический пример верховенства Конгресса США как законодательного органа власти: при широких полномочиях президента он действует под контролем Конгресса и в рамках устанавливаемых им законов. Отступление от этих основ на современном этапе ведет к формированию в США авторитарного режима.

Все попытки поставить исполнительную власть над другими ветвями власти приводили к нарушению равновесия в обществе и как следствие – к крупным потрясениям.




С принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 г. начался новый этап развития и применения в России положений концепции разделения властей. Конституция не только продекларировала, но и четко закрепила за каждой из ветвей власти круг вопросов и компетенцию.

Однако на практике ветви власти в России далеко не всегда уравновешивают друг друга. В отношениях между ними доминирует президентская, т. е. исполнительная власть.

Обратные средства воздействия законодательной и судебной властей на исполнительную власть практически неприменимы, т. к. нейтрализуются возможностями исполнительной власти принять более действенные контрмеры.

Ещё Дж. Мэдисон на примере США доказывал, что полномочия, принадлежащие одному ведомству, не должны прямо или косвенно осуществляться ни одним из двух других. Однако на практике сферы деятельности различных ветвей государственной власти нередко пересекаются, поэтому может создаться впечатление о дублировании функций.

Так, законодательные органы власти, кроме законотворческой функции, выполняют и ряд других. Наиболее важные из них:

- руководство кредитно-финансовой и налоговой политикой;

- участие в формировании исполнительной и судебной власти;

- контрольные и внешнеполитические функции.

Исполнительная власть, осуществляя исполнительно-распорядитель-ные функции, занимается и правотворческой деятельностью. Несмотря на то, что акты исполнительной власти носят подзаконный характер, они играют большую роль в регулировании общественных отношений.

Судебная власть, выполняя своё главное предназначение в отправлении правосудия, выполняет и ряд других функций:

- контроль за выполнением своих решений;

- правотворчество путем формирования судебных прецедентов;

Такое пересечение функций дает повод утверждать об единстве государственной власти, что абсолютно естественно. Однако единство власти не противоречит принципу её разделения.

Проблема соотношения законодательной, исполнительной и судебной властей, установления пределов вмешательства одной ветви в сферу действия другой является наиболее актуальной в теории государства и права.

Государственный аппарат внутри един – его части подчиняются целому. Каждый государственный орган как часть целого выступает носителем государственной власти. Государственная власть подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную.

Рассмотрим каждую из частных систем государственных органов, составляющих в совокупности государственный аппарат.

Законодательные органы (органы государственной власти) занимают центральное место в структуре госаппарата. Вместе с тем, несмотря на монопольное положение в системе законотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских странах, подвержен довольно эффективному воздействию со стороны правительства. В президентских республиках парламент в формально-юридическом плане более независим. Однако исполнительная власть в лице президента имеет много средств воздействия на парламент.

Система органов государственного управления осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительный характер этой деятельности проявляется в том, что они выступают непосредственно исполнителями требований законодательной власти. Распорядительный характер проявляется в издании собственных актов.

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции (президент, правительство), органы отраслевой компетенции (министерства), органы специальной компетенции (службы и агентства).

Система судебных органов основной социальной функцией имеет осуществление правосудия.

Значительную роль в государственном механизме играет система органов прокуратуры. Она призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов. Но сами органы прокуратуры не должны иметь властных полномочий.

В научной литературе нет единого мнения о том, как должны соотноситься между собой различные ветви государственной власти, а следовательно, и их носители – государственные органы, должны ли они быть абсолютно равными и автономными или должна существовать их определенная субординация. В большинстве стран получила признание концепция, предложенная ещё в XVII в. Дж. Локком, приоритета законодательной власти, источником которой является народ.

Теория разделения властей могла возникнуть лишь на той стадии развития общества, когда созрели все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни, когда появилась потребность ограждения нарождающихся прав и свобод от возможности узурпации всей государственной власти со стороны отдельных лиц или каких-либо государственных органов. Это объективные факторы. Субъективными же факторами являются политико-правовые и философские воззрения Дж. Локка и Ш. Монтескье.

Несмотря на многообразие взглядов в рамках данной теории, можно выделить ряд постулатов, составляющих её основу:

- в каждой стране, именующей себя демократической, законодательная, исполнительная и судебная власти не только тесно связаны между собой единым государственным механизмом, но и относительно самостоятельны;

- между ними должен существовать некий баланс, система сдержек и противовесов;

- они должны действовать на постоянной правовой основе;

- несмотря на равноправный характер всех трех ветвей власти, законодательная власть носит первичный характер.

Классический пример верховенства Конгресса США как законодательного органа власти: при широких полномочиях президента он действует под контролем Конгресса и в рамках устанавливаемых им законов. Отступление от этих основ на современном этапе ведет к формированию в США авторитарного режима.

Все попытки поставить исполнительную власть над другими ветвями власти приводили к нарушению равновесия в обществе и как следствие – к крупным потрясениям.

С принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 г. начался новый этап развития и применения в России положений концепции разделения властей. Конституция не только продекларировала, но и четко закрепила за каждой из ветвей власти круг вопросов и компетенцию.

Однако на практике ветви власти в России далеко не всегда уравновешивают друг друга. В отношениях между ними доминирует президентская, т. е. исполнительная власть.

Обратные средства воздействия законодательной и судебной властей на исполнительную власть практически неприменимы, т. к. нейтрализуются возможностями исполнительной власти принять более действенные контрмеры.

Ещё Дж. Мэдисон на примере США доказывал, что полномочия, принадлежащие одному ведомству, не должны прямо или косвенно осуществляться ни одним из двух других. Однако на практике сферы деятельности различных ветвей государственной власти нередко пересекаются, поэтому может создаться впечатление о дублировании функций.

Так, законодательные органы власти, кроме законотворческой функции, выполняют и ряд других. Наиболее важные из них:

- руководство кредитно-финансовой и налоговой политикой;

- участие в формировании исполнительной и судебной власти;

- контрольные и внешнеполитические функции.

Исполнительная власть, осуществляя исполнительно-распорядитель-ные функции, занимается и правотворческой деятельностью. Несмотря на то, что акты исполнительной власти носят подзаконный характер, они играют большую роль в регулировании общественных отношений.

Судебная власть, выполняя своё главное предназначение в отправлении правосудия, выполняет и ряд других функций:

- контроль за выполнением своих решений;

- правотворчество путем формирования судебных прецедентов;

Такое пересечение функций дает повод утверждать об единстве государственной власти, что абсолютно естественно. Однако единство власти не противоречит принципу её разделения.

Читайте также: