Джузеппе арчимбольдо биография кратко

Обновлено: 14.05.2024

Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo, 1526 или 1527, Милан, Италия – 11 июля 1593, Милан, Италия) – итальянский художник и декоратор, считается одним из самых ярких представителей маньеризма. Детство и молодость провел в Милане, затем в 1562 году был приглашен ко двору императора Священной Римской империи. Арчимбольдо служил Габсбургам на протяжении 26 лет, сначала в Вене, а затем – в Праге. После чего вернулся в Милан, продолжая при этом выполнять заказы императора Рудольфа II до самой смерти.

Одной из главных жизненных ценностей для Джузеппе Арчимбольдо была природа. И свою любовь к ее многообразию и многоликости он воплощал в фантасмагорических портретах. Согласно легенде, во время жизни в Праге художник ранним утром приходил на рынок и скупал свежие цветы, фрукты и овощи, чтобы получить как можно больше материала для своих работ.

Точная дата рождения Джузеппе Арчимбольдо неизвестна. Он появился на свет, по разным данным, в 1526 или 1527 году в Милане – одном из крупнейших итальянских центров торговли, науки и искусства. О детстве будущего живописца тоже почти не сохранилось сведений. Однако известно, что с малых лет Джузеппе стал помогать в работе своему отцу – художнику Бьяджо Арчимбольдо, который в числе прочих занимался украшением Миланского собора. В соборных мастерских Джузеппе не только учился живописи, но и постигал азы ремесел. Вместе с отцом он готовил картоны для витражей и благодаря своему таланту и фантазии стал набирать популярность.

Любовь императора ко всему мистическому и таинственному не ограничивалась одним лишь собирательством вещей. Можно сказать, что Рудольф II коллекционировал ещё и необычных людей. В годы его правления в Праге собирались со всего мира разномастные колдуны и алхимики, астрологи, предсказатели и каббалисты. С возрастом император становился все более нелюдимым (поговаривали, что он страдает от наследственной душевной болезни) и все чаще проводил время либо в одиночестве, либо в компании всех этих мудрецов, которых сегодня назвали бы сборищем шарлатанов. Все они – а среди них и Арчимбольдо – жили на одной улице, которую местные жители старались обходить десятой дорогой.

Согласно одной из легенд, это сомнительное соседство в конце концов вышло художнику боком. После того, как юная девушка утопилась в реке, горожане вспомнили, что незадолго до этого Арчимбольдо писал ее портрет. По городу поползли слухи, что его странные картины – порождение дьявола, и изображенные на них люди умирают. Местные жители начали сторониться художника и креститься, завидев его на улице.

Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo; родился в 1526 или 1527 году — умер 11 июля 1593 года) — известный итальянский живописец и декоратор XVI века, яркий представитель портретного жанра. Особое место в творчестве Джузеппе Арчимбольдо занимают курьезные картины-аллегории. Оригинальную манеру исполнения художника по достоинству оценили не только современники, но и многие ценители искусства последующих эпох.

Джузеппе Арчимбольдо был неординарным художником-маньеристом. В его фантастических аллегориях экспрессивность и экстравагантность доведены до крайности, а метафорические образы вызывают бурю эмоций у зрителя. Поэтому творчество итальянского мастера оказало огромное влияние на сюрреалистов, в том числе на их самого знаменитого представителя — Сальвадора Дали (Salvador Dali).

Биография Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо появился на свет в Милане на севере Италии в семье художника в 1526 или 1527 году. К сожалению, более точных сведений о дате рождения мастера до наших дней не сохранилось. Далекие предки Джузеппе по отцовской линии жили в южной Германии, но в начале IX века перебрались в Италию, где весьма преуспели. В частности, прапрадед художника долгое время был архиепископом Милана.

Джузеппе Арчимбольдо. Деталь витража Миланского собора, 1550-е

Любовь к живописи Джузеппе привил отец, он же обучал сына основам изобразительного искусства и настойчиво привлекал к работам по росписи стен храмов, созданию витражей и гобеленов.

В 1551 году молодой живописец мастерски исполнил заказ короля Богемии Фердинанда I по росписи 5 гербов, чем завоевал глубокое расположение монарха. В последующие 11 лет Джузеппе настойчиво приглашали в столицу Священной Римской империи, сначала сам Фердинанд, а после его смерти — новый император Максимилиан II.

Поддавшись уговорам, в 1562 году Арчимбольдо покинул родной Милан и перебрался в Вену, где занял почетную должность придворного художника. В круг его обязанностей также входила организация торжественных празднеств и увеселительных представлений. Джузеппе не только делал декорации, но и собственноручно проектировал специальные машины для придворных турниров.

В это же время Арчимбольдо начал писать знаменитые аллегории, которые имели грандиозный успех и очень понравились наследнику Максимилиана II — будущему императору Рудольфу II. Художник по-настоящему подружился с молодым кронпринцем и в 1570 году переехал в Прагу, где тот постоянно проживал.

После коронации Рудольфа II в 1575 году положение Джузеппе Арчимбольдо при дворе императора значительно улучшилось. Монарх периодически выплачивал художнику солидные премии и даже пожаловал ему с сыном гербовое дворянство. Живописец продолжал творить в своей оригинальной манере и выполнял поручения короля по наполнению новыми образцами Венской Кунсткамеры.

В 1588 году постаревший мастер решил вернуться в Италию, несмотря на уговоры императора. Художник провел за границей 26 лет и страстно жаждал провести остаток дней на Родине.

Поселившись в Милане, Арчимбольдо возобновил старые знакомства и обзавелся новыми друзьями. Художник жил в достатке и периодически отправлял Рудольфу II выполненные заказы. Император высоко ценил творчество живописца и даже присвоил ему почетный титул пфальцграфа в 1592 году.

Но жизнь Джузеппе Арчимбольдо неумолимо приближалась к печальному концу. Художник на протяжении многих лет страдал от острой мочекаменной болезни, которая и стала причиной его смерти. 11 июля 1593 года живописец умер в кругу родных в возрасте около 66 лет.

Самые известные картины Джузеппе Арчимбольдо

Среди самых известных картин Джузеппе Арчимбольдо много оригинальных шедевров. И все же, особого внимания заслуживают эти произведения мастера:

На портале Very Important Lot каждый почитатель искусства может принять участие в аукционах и пополнить свою коллекцию уникальными предметами антиквариата. На сайте можно купить сюрреалистические картины напрямую у талантливых мастеров.

Джузеппе Арчимбольдо (1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.

Содержание

Биография Джузеппе Арчимбольдо

Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Его отец был художником, работал над украшением Миланского собора; дядя — архиепископом, умным и образованным человеком. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.

Наравне с отцом он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам, философии.

Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Арчимбольдо, видимо, имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.

Творчество Арчимбольдо

В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор.

Вскоре ему представилась возможность раскрасить пять гербовых щитов для князя Фердинанда из Богемии — будущего императора Фердинанда I, придворным художником которого он станет спустя несколько лет.

В начале 1550-х гг. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). К сожалению, из его росписей в Миланском соборе сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо.

Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа, наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.

Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле.

Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах.

Адвокат Повар Зима

Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.

Интересные факты из жизни художника

В 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника.

Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе. После смерти Фердинанда I, продолжил службу при его сыне Максимилиане, а затем при Рудольфе II.

Сидящий-образ-лета

Джузеппе Арчимбольдо, биография и картины

Арчимбольдо, Джузеппе – итальянский художник, живописец и декоратор XVI века. Его творчество принято относить к направлению маньеризма, но многочисленные современные исследователи видят в работах мастера черты, характерные для более современного стиля в искусстве – сюрреализма. Это дает основание утверждать, что этот художник значительно опередил свое время и заслуживает того, чтобы о нем знали не только специалисты, но и широкие круги общества.

Родился художник в Милане, в 1526 году. Его отец был художником, поэтому неудивительно, что мальчик с детского возраста учился живописи и участвовал в работах. Вместе с отцом он расписывал церкви и проявил отличные способности в создании эскизов для модных тогда элементов декора дворцов и религиозных зданий – витражей и гобеленов.

Со временем помощник отца стал самостоятельным известным мастером, у которого были постоянные заказчики и замечательные произведения. Благодаря своим талантам он был приглашен ко двору Максимилиана II, бывшего императором Священной Римской империи. Это была высокая честь для мастера. Впоследствии из Вены он переехал в Прагу, где служил придворным живописцем при преемнике императора, Рудольфе II, известном как безумный король-алхимик и германский Гермес Трисмегист. При его дворе состояли такие известные люди, как астрономы Тихо Браге и Иоганн Кеплер, алхимики и астрологи Джон Ди и Эдвард Келли и другие знаменитые личности.

Именно при дворе Рудольфа художник написал картину, которая и позволила говорить о нем как о мастере с уникальным, сюрреалистичным видением. Неудивительно, что сам император был в восторге от экспериментов и уникального видения Арчимбольдо, отметив его достижения дворянством, а затем и титулом пфальцграфа.

При дворах Габсбургов художник провел почти четверть века. В 1587 году он вернулся в родной Милан, но продолжал работать в своей излюбленной манере. Готовые полотна отправлялись императору в Прагу.

О жизни художника сохранилось мало достоверных документальных сведений, особенно о последнем периоде. Скончался мастер в возрасте 66 лет предположительно от мочекаменной болезни, так как такие сведения сохранились в документах. Но в это время свирепствовала чума, так что причиной гибели могло быть и другое заболевание.

Как это часто случается, наследие мастера было забыто на века, и только в период расцвета сюрреализма интерес к ним разгорелся с новой силой.

Джузеппе Арчимбольдо-гений эпохи Возрождения., фото № 1

Джузеппе Арчимбольдо ( 1526 -1593 гг.) -итальянский живописец, декоратор. Согласно сведениям биографа художника, иезуита Паоло Мориджиа, род художника восходит к временам Карла Великого, в то время представители семьи перебрались в Италию. Прапрадед художника- Гвидо Антонио Арчимбольдо - овдовев, стал в 1489г. архиепископом Милана. Далее кафедра переходила к прочим представителям рода. Джузеппе был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо . Записей о рождении и крещении Джузеппе не сохранилось . Имеются сведения, что отец Джузеппе дружил с учеником Леонардо да Винчи- Бернардино Луини, скончавшимся в 1532 г. Сын Луини общался с Джузеппе и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье.

Впервые имя художника вместе с именем отца упоминается в 1549г. Они разрабатывали эскизы витражей для Миланского собора. Этим заказом они были связаны до 1557 г. Первый датируемый рисунок художника относится к 1556 г. После 1559г. имя художника не упоминается в документах о строительстве собора. В расходной книге собора в Комо Сохранился счет 1558г. на 119 лир, выданных Джузеппе за эскиз гобелена. Рисунок его сохранился. На нем роскошные цветы, фрукты, растительные орнаменты. Руке художника приписывается роспись алтарной части собора Сан-Джорджо в Монце.

Согласно биографу художника, в 1562г. Арчимбольдо откликнулся на просьбу императора Максимилиана || и покинул Милан на долгие 25 лет. Именно с этого времени он числится придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того получал награды от монарха за особо понравившиеся работы. В первые два года работы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также написал первую из прославивших его серий " Времена года". Авторская концепция цикла " Времена года" уникальна и явилась основой успеха художника при дворе. Эти картины сильно увлекли монарха . Стиль этих работ не характерен для 16 столетия. По заказу Максимилиана второго Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл "Четыре элемента", ещё одну серию "Времена года",а также создал картины "Повар" и"Виночерпий", которые утрачены.

Другой стороной деятельности художника была организация праздников, увеселений и театральных представлений, изготовление театральных машин. По документам Арчимбольдо был режиссером-постановщиком и декоратором двух турниров на свадебных торжествах 1571г. и на восшествии Рудольфа второго на венгерский престол в 1572г. Ещё в 1570г. Максимилиан второй определил художника в Прагу- ко двору своего наследника Рудольфа, с которым у Арчимбольдо сложились хорошие личные отношения. После восшествия на престол нового императора в 1575г. его положение при дворе изменилось мало. Однако в 1581г. его жалованье было увеличено до 30 флоринов в месяц. А 1586г. он был удостоен 1500 флоринами, что составило его четырёхкратный годовой оклад.

Рудольф второй по натуре был эксцентриком , обладал слабым, склонным к депрессиям характером и стремился избегать проблем. Он хотел примерить своих протестантских и католических подданых, но при этом был мистиком. Он имел вкус к искусству, особенно живописи, интересовался науками. В качестве придворных астрологов он содержал выдающихся ученых-Тихо Браге и Иоганна Кеплера. Благодаря Рудольфу в Праге была основана кунсткамера. В 1582г. император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и животных и птиц Нового Света. Существует версия, что художник профессионально занимался естествознанием. В 1580г. император пожаловал Арчимбольдо и его сыну дворянство с правом иметь собственный герб.

В 1587г. художник подал в отставку и вернулся в Милан, однако продолжал создавать новые произведения в избранном им стиле, которые отсылал в Прагу. За портрет Рудольфа второго в образе "Вертумна" художник был пожалован титулом пфальцграфа в 1592г. Этого титула в 16 веке удостоились всего три художника: Содома, Тициан и Арчимбольдо . В это время был написан один из самых известных портретов - " Флора".

Скончался художник 11 июля 1593г. в возрасте приблизительно 66 лет от заболевания почек. Он не оставил письменных свидетельств ни о себе , ни о своих картинах. После смерти его покровителя Рудольфа второго , наследие Арчимбольдо было забыто, многие картины утрачены. В литературе 17-18 веков он не упоминается вовсе. Только в 1885г. впервые была написана монография о его творчестве. Самая крупная выставка наследия художника ( более 150 картин ) прошла в Вене в 2008г. Классификация Арчимбольдо ,как маньериста , тоже принадлежит 20 веку. Его метафорически- фантастические картины продолжают привлекать с себе внимание до сих пор.

Читайте также: