Джованни баттиста тьеполо кратко

Обновлено: 03.07.2024

Мы добрались до 9 тома нашего многотомника Большая История Искусства - с нами галантный XVIII век. Но прежде чем мы расскажем об одном из художников этой эпохи, напомним, что..

Новое издание Большой Истории Искусства придет к нам после 15 апреля. До этой даты вы можете сделать предзаказ Библиотеки в 16 томах на нашем сайте по специальной цене 81200 р. - после стоимость составит 119000 р. (вы можете сэкономить 37800 р.!) ОСТАЛОСЬ ВСЕГО 55 ЭКЗЕМПЛЯРОВ!

РОСКОШЬ И ВЕЛИКОЛЕПИЕ ВЕНЕЦИИ

Венето, и в особенности Венеция, переживала в XVIII в. эпоху заката. Вместе с тем ослабление политического и военного влияния сопровождалось расцветом изобразительных искусств, литературы, музыки и театра. В ситуации нестабильности и государственного упадка жители Венеции стремились создать иллюзию богатства и пышной роскоши.

Каналетто, Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем, около 1729. Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина

Каналетто, Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем, около 1729. Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина

Каналетто, Гварди, Беллотто — каждый из них по-своему, в неповторимой индивидуальной манере рассказал о событиях, протекавших на улицах города. Отдавая предпочтение теплым, золотистым тонам, Каналетто пытался передать неповторимое очарование самых известных уголков Венеции. В работах его племянника Бернардо Беллотто Венеция предстает в холодном блеске, ослепительном сиянии своей меркнущей славы. Ведуты Франческо Гварди словно залиты мягко струящимся светом, заполнены мерцанием красок и переливающихся оттенков, плавными переходами цветовой гаммы, что характерно для живописи предромантизма. Венеция присутствует также на портретах Розальбы Каррьеры, выполненных пастелью, которая придает силуэтам объем, легкость и нежную меланхоличность; бытовые сценки Пьетро Лонги представляют собой великолепный материал для изучения моды и нравов того времени.

С конца XVII в. венецианская школа живописи достигла небывалых высот. Себастьяно Риччи удавалось мастерски соединить в своем творчестве достижения венецианских, римских, неаполитанских и генуэзских художников: его картины светлы и жизнерадостны, в них ощущается движение, динамика цвета и контура. Джованни Баттиста Крозато и Джованни Баттиста Питтони были знаменитыми колористами и в совершенстве владели навыками технического мастерства; в их произведениях нашли отражение наиболее значимые эстетические тенденции эпохи. Джованни Баттиста Пьяццетта, яркий представитель венецианской традиции живописи, писал в изысканной, утонченной манере, гладкими и ровными мазками кисти, словно вплетая в краски золотистые лучи света. Пьяццетте близок по стилю Джамбаттиста Тьеполо, который по справедливости считается одним из крупнейших художников XVIII столетия. Тьеполо создавал картины на религиозные и исторические сюжеты. Его полотна отличаются силой творческого воображения, посредством которого автор переносит зрителя внутрь изображаемого мира, залитого ослепительным светом и полного глубоких, насыщенных тонов.

Джова́нни Батти́ста Тье́поло (итал. Giovanni Battista Tiepolo, варианты написания имени: Gianbattista или Giambattista — Джанбаттиста или Джамбаттиста; 5 марта 1696, Венеция — 27 марта 1770, Мадрид) — крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Джанбаттиста Тьеполо родился 5 марта 1696 года в Венеции, в семье многодетного шкипера Доменико Тьеполо, человека простого происхождения. Вскоре отец умер, и мать, Орсетта, воспитывала шестерых детей в условиях бедности.

В юности Тьеполо учился живописи у венецианского художника Грегорио Ладзарини, но искусствоведы отмечают, что наиболее сильное влияние на него оказали Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта.

В 1719 году он женился на Марии Чечилии Гварди, сестре известных художников Гварди — Франческо и Джованни Антонио. От брака с Марией у Тьеполо родилось девять детей.

С 1726 года по 1728 год Тьеполо работал по заказу Дионисио Дельфино, аристократа из Удине, расписывая фресками капеллу и дворец. Это принесло ему известность и новые заказы — Тьеполо сделался модным живописцем. В последующие годы он много писал в Венеции, а также в Милане, Бергамо.

В 1740 Тьеполо получил заказ на роспись потолка на втором этаже Скуолы Кармини. Ещё более воздушными, невесомыми представляются его фрески на тему апофеоза семейства Пизани на вилле в Стра.

К 1750 году к венецианскому живописцу пришла общеевропейская известность, и с 1750 года по 1753 год он создал свою центральную работу — фресковое убранство Вюрцбургской резиденции. Возвратившись в Италию, Тьеполо был избран президентом Падуанской академии.

В 1761 году испанский король Карл III пригласил Тьеполо в Мадрид, где художник оставался до конца своей жизни.

Тьеполо скончался в испанской столице 27 марта 1770 года.

ТВОРЧЕСТВО

Те свобода и лёгкость, с которой строил свои фресковые композиции Тьеполо, до сих пор поражают зрителей и художников.

Это свобода в выборе композиции и в выборе расстановки фигур, свобода в выборе красок и направления динамики развёртывания композиции, свобода в ощущении энергичного, экспрессивного движения кисти, свобода в акцентировке деталей.

Пророк Исайя . 1726—29

Слуги, солдаты, музыканты и другие персонажи заполняют залу столь естественно, что зритель невольно начинает сомневаться: это свита Клеопатры или настоящая прислуга дворца?

Встреча Антония и Клеопатры . 1747—50. Фрагмент Несение креста . 1737—38 Пир Клеопатры . 1747—50. Фрагмент

Свадьба императора Фридриха Барбароссы и Беатрисы Бургундской . 1750—53

В изображениях аллегорий частей света и их многочисленной свиты фантазия живописца поистине беспредельна: персонажи разных рас и национальностей, одетые в причудливые одежды, множество экзотических атрибутов, создающих соответствующий колорит.

Аполлон и континенты . 1750—53. Фрагмент

Эврибат и Талфибий, ведущие Брисеиду к Агамемнону . 1757 Анджелика и Медор у пастухов . 1757 Ринальдо, покидающий Армиду . 1757

Царство Флоры . Около 1743 Мадонна со щеглом . Около 1760 Мученичество св. Агаты . Около 1756

Женщина с попугаем . 1760—61

Слава Испании . 1762—66. Фрагмент

Творчество Тьеполо завершает развитие итальянской монументально-декоративной живописи XVI—XVIII вв.

Фрески и картины Тьеполо с их бездонными головокружительными просторами, безудержной динамикой и живописной свободой, совершенством световоздушных эффектов, лёгкостью и прозрачностью красок, новизной и неожиданностью точек зрения и ракурсов принадлежат к вершинам мирового монументально-декоративного искусства; художник превосходно связывал свои композиции с интерьером, иллюзорно расширяя и углубляя реальное пространство.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Вследствие сырого климата работать над фресками в резиденции Вюрцбурга можно было только весной и летом. Поэтому в осенне-зимний период Тьеполо писал маслом.

Джованни Баттиста Тьеполо, биография и картины

Джованни Батиста Тьеполо – известнейший итальянский художник, представитель венецианской школы живописи. Родился он в Венеции в марте 1696 года в бедной многодетной семье. Всегда любивший рисовать, Джованни в юном возрасте поступил в мастерскую живописца Грегорио Ладзарини, где он получил основы декоративной живописи.

В 1717 году, закончив обучение у Ладзарини, он вливается в местное общество художников. К 1720 году он счастливо и удачно женится на сестре итальянских живописцев Гварди. У Джованни и Марии родилось девять детей, двое из которых в будущем станут художниками и помощниками знаменитому отцу.

В период с 1720 по 1725 годы он пишет прекрасные картины на античные, мифологические темы, а также увлекается фресками, получив заказ от церкви города Венеции. Он уже популярный узнаваемый живописец, соответствующие и заказы. Так, два года с 1726 по 1728, он работает над росписью капеллы богатого итальянского аристократа.

Тьеполо становится известным не только в родном городе, но и в других городах Италии. В 1731 году он выполняет необыкновенной красоты и живости фрески в Миланском Палаццо Аркинто.

Слава об итальянском художнике уже достигла и Европы. Апогеем творчества Тьеполо является заказ от архиепископа на фресковую роспись в его Вюрцбургской резиденции в Германии. Это целый архитектурный комплекс, выстроенный в стиле барокко. Тьеполо оформляет придворную церковь, зал кайзера и главную лестницу, над которой художник рисует самые большие в мире фрески. Они составляют почти 650 квадратных метров площади, на которых изображены части света с соответствующими им персонажами. Сочными, яркими, ликующими представлены на фресках мифологические герои и сказочные существа. Три года с 1750 по 1753 он работает в Вюрцберге, создавая уникальный шедевр росписи на потолке. По окончании работ в резиденции и возвращении в Италию, Тьеполо избирают президентом Академии искусств.

В марте 1770 года великого живописца не стало. До последних дней он работал, оставив десятки эскизов и набросков. На сегодняшний день Джованни Батиста Тьеполо признанный мастер стиля рококо, работы которого занимают заслуженное место в крупнейших музеях мира.

Джованни Баттиста Тьеполо (итал. Giovanni Battista Tiepolo; 5 марта 1696 — 27 марта 1770 гг.) был великим итальянским художником XVIII века, гением фрески, прославившимся на всю Европу, мастером рококо. Творчество Джованни Баттиста Тьеполо вошло в золотой фонд мировой живописи. Его картины и фрески отличает легкость, динамика, виртуозная передача света и тени.

Джованни Баттиста Тьеполо, представитель венецианской школы, был любимцем Фортуны. Он достиг вершин, о которых любой художник может только мечтать: богатства, славы, покровительства церкви и монарших особ. Мастер был счастливо женат, в браке появилось девятеро детей, двое из которых тоже стали живописцами.

Неординарная биография Джованни Баттиста Тьеполо

Джованни Баттиста Тьеполо (или иначе Джанбаттиста) появился на свет в Венеции 5 марта 1696 года в простой, небогатой семье, где кроме него было еще пять детей. Юноша рано заинтересовался живописью. В 1710-м он уже учится ее основам у модного художника Грегорио Ладзарини (Gregorio Lazzarini).

В 1717 г. Джованни покидает мастерскую учителя и становится членом известной венецианской Гильдии живописцев. Спустя два года художник женится на Чечилии Гварди (Cecilia Guardi), которой на тот момент было 17 лет. Рассказывают, что история этой женитьбы весьма романтична — родственники были против, и брак свершился скоропалительно и практически тайно. Тем не менее он способствовал признанию мастера — семейство художников Гварди имело на тот момент серьезное влияние в мире искусства.

Тьеполо стал знаменит еще даже не достигнув 30-летнего возраста. С 1725-го года у мастера нет отбоя от заказчиков. Он создает фрески для дворцов аристократов, украшает ими церковные помещения и пишет светские картины.

Одновременно с ростом популярности художника совершенствуется также и стиль. Ранние работы Джанбаттисты характеризуются неуравновешенными формами и слишком резкими контрастами света и тени. В более зрелых шедеврах стиль экспрессивнее, а колорит нежнее, с большим количеством нюансов.

С 40-го по 50-й годы XVII века Тьеполо очень много работает и его произведения прославляют автора по всей Европе. Благодаря известности он получает заказ, который без преувеличения можно назвать одной из главных работ мастера: епископ Грейфенклау приглашает его украсить Вюрцбургскую резиденцию — архитектурный комплекс в стиле барокко. Резиденция находится в Германии.

Джованни Баттиста Тьеполо. Главная лестница Вюрцбургской резиденции, 1750-1753

Здесь художник расписывает несколько помещений и создает самые большие в мире фрески. Они расположены над главной лестницей и занимают площадь более 600 кв. метров. Работа занимает три года. По ее окончании, в 1753-м мастер вновь переезжает в Италию.

Монаршие особы тоже благотворят живописцу. В 1761-м даже испанский самодержец Карл III становится его клиентом. Тьеполо получает самый крупный свой заказ — роспись мадридского королевского дворца. Через год пожилой мастер отбывает в Мадрид. Он надеется, что пребывание в Испании займет не более двух лет, но надежды не оправдываются. Оставшиеся восемь лет жизни Тьеполо суждено провести на чужбине. Он умирает 27 марта 1770 года и находит успокоение в церкви Св. Мартина в Мадриде.

Самые известные картины Джованни Баттиста Тьеполо, величайшего мастера рококо

Картины Джованни Баттиста Тьеполо украшают коллекции знаменитых мировых музеев и частые собрания. Наследие мастера навсегда стало частью культурной мировой сокровищницы. Самые известные его шедевры:

За годы своей жизни Джованни Баттиста Тьеполо написал множество шедевров. Его новаторская по тем временам техника завораживает, его фантазия удивляет, фрески и холсты производят неизгладимое впечатление.

Удивительное везение не оставило произведения мастера. Сегодня на мировых площадках эстимейты его картин бьют рекорды, а эксперты высоко оценивают инвестиционный потенциал работ живописца.

На аукционах площадки Very Important Lot можно приобрести картины старых мастеров и предметы антиквариата. Также на сайте можно ознакомиться с работами современных художников и недорого купить картины непосредственно у авторов.

Джованни Баттиста Тьеполо: 10 занимательных фактов о художнике

Джованни Баттиста Тьеполо. Жертвоприношение Ифигении

3D - арт в XVIII веке

Джованни Баттиста Тьеполо. Два ангела

Джованни Баттиста Тьеполо. Беллерофонт на Пегасе

Джованни Баттиста Тьеполо. Портрет бородатого мужчины

Два мира на картине

Семейный подряд - королю!

Джованни Доменико Тьеполо. Брак Фридриха Барбароссы

Всемирные фрески - Вюрцбург

Работа , которая принесла международную славу творцу и наиболее известна в наши дни — росписи резиденции князя-епископа в Вюрцбурге ( 1750−1753 годы). Фрески на потолке над лестницей — крупнейшая в мире и посвящена частям света: Европе , Азии и Африке , с соответствующими пейзажами , персонажами и животными. А из офортов Тьеполо самые известные серии — Vari Capricci ( ок. 1740−1742) и Scherzi di Fantasia ( ок. 1743−1757).

Аукционные рекорды

Современные финансовые рекорды таковы: 5 906 500 долл. за работу «Прибытие Генри III на виллу Кантар

Ах, Эрмитаж!

Эрмитаж гордится коллекцией из 10 произведений Тьеполо , среди которых — пять больших декоративных полотен на сюжеты из истории Древнего Рима , составляющие половину картин серии , написанной мастером ок. 1725 года для венецианского дворца Дионисио Дольфин ( остальные хранятся в Художественно-историческом музее Вены и в музее Метрополитен).

Джованни Баттиста Тьеполо: 10 занимательных фактов о художнике

…Надо ли говорить , что образы императора Августа и Мецената схожи с ликами Августа III и графа Брюля? Из собрания этого графа картина и попала в Эрмитаж.

Бесстыжая Флора

Бюст и Берлускони

Джованни Баттиста Тьеполо: 10 занимательных фактов о художнике

Львов: рисунки в темном зале

Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше

Читайте также: