Джон локк разделение властей кратко

Обновлено: 04.07.2024

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё.

Теоретическое развитие принцип разделения властей получил в средние века. Прежде всего - в труде "Два трактата о государственном правлении" (1690 г.) английского философа Джона Локка.

До возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. Естественное состояние – состояние, при котором каждый обладает исполнительной властью, вытекающей из закона. В естественном состоянии отсутствуют органы, кот. могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. В целях надежного обеспечения равенства, свободы, прав и защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство.

Целью деятельности государства, по Локку, должны быть охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи государства.

Главная угроза свободы, считает Джон Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточение в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению.

Локк настаивает на верховенстве законодательной власти и подзаконном, подчиненном характере исполнительной и федеративной властей. То, что создает законы для других, должно быть выше их. Законодательная власть верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие. Целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Законодательный орган избран и назначен народом, закон должен получить общественное одобрение, согласие большинства. Власть созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага.

Исполнительную власть может быть разделена с законодательной, но может быть и не разделена. Эта власть по сути включает в себя две – исполнительную, отвечающую за исполнение законов внутри государства, и федеративную, отвечающую за внешнюю безопасность.

Форма правления зависит от того, у кого находиться верховная власть, которая является законодательной. Формой правления будет демократия, если законодат. власть находиться в руках самого общества, если зак. власть находиться в руках нескольких избранных лиц и их наследников или преемников, тогда это будет олигархия, если же в руках одного лица, тогда это монархия, если в руках одного лица и его наследников, то это наследственная монархия, если же власть передана ему пожизненно, а после его смерти право назначить преемника принадлежит большинству, то это выборная монархия. И в соответствии с этим сообщество может устанавливать сложные и смешанные формы правления.

Учение Локка о разделении властей направлено против королевского абсолютизма. Однако Локк говорит о широкой прерогативе короля, в полномочия которого помимо исполнительной власти входят созыв и роспуск парламента, определение продолжительности его сессий, санкционирование законов, законодательная инициатива. Серьезной уступкой абсолютистским представлениям явилось также признание философом дискреционной власти короля. Он определяет ее как власть правителя во имя общественного блага действовать в соответствующих обстоятельствах по своему разумению, не опираясь на предписания закона или даже вопреки ему.

Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей французский философ и просветитель Шарль Луи Монтескье в главном труде своей жизни - "О духе законов", над которым Монтескье работал 20 лет и который был опубликован в 1748 г.

Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно, по замыслу Монтескье, оберегать общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти (захват власти насильственным путём, совершённый с нарушением закона, либо незаконное присвоение властных полномочий) и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму. Основную цель разделения властей Монтескье видел в том, чтобы избежать злоупотребления властью.

Монтескье принадлежит также развитие положения о системе сдержек различных властей, без которой их разделение не было бы действенным. Речь, по существу, идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

Исходя из этого, Монтескье предлагает каждому сословию (классу) предоставить часть верховной власти. Так, законодательную власть необходимо поделить между буржуазией и феодалами, образовав двухпалатный парламент, состоящий из собрания представителей народа и из аристократической знати. Исполнительную власть можно сохранить у дворянства, оставив ее королевскому правительству, которое, однако, должно стать ответственным перед народным представительством, т. е. буржуазией. Судебная власть, которую Монтескье, в отличие от Локка, специально выделил в триаде властей, может быть доверена не какому либо постоянному органу, а выборным лицам из народа привлекаемым к отправлению правосудия на определенное время. Нужно, чтобы судьи были одного общественного положения с подсудимым, равными ему, чтобы ему не показалось, что он попал в руки людей, склонных притеснять его. В случае важных обвинений подсудимому предоставляется право отвода судей. Задача суда состоит в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Благодаря такой ее организации судебная власть становится социально и политически нейтральной и не сможет превратиться в деспотическую.

Он отмечает, что каждая из трех ветвей власти в соответствии со спецификой ее функций должна осуществляться особым самостоятельным органом.

В отличие от Локка, который разделение властей трактовал как их сотрудничество и тесное взаимодействие на основе преобладания законодательной власти над исполнительной, Монтескье подчеркивал необходимость полного равновесия, независимости и даже обособления властей.

Это, однако, не означало их неограниченности. Наоборот, согласно Монтескье, ни одна власть не должна вторгаться в компетенцию другой, но каждая из них, защищая себя от возможного вторжения, вправе контролировать и сдерживать другую власть, предотвращая превышение полномочий, злоупотребления и деспотизм.

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё.

Теоретическое развитие принцип разделения властей получил в средние века. Прежде всего - в труде "Два трактата о государственном правлении" (1690 г.) английского философа Джона Локка.

До возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. Естественное состояние – состояние, при котором каждый обладает исполнительной властью, вытекающей из закона. В естественном состоянии отсутствуют органы, кот. могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. В целях надежного обеспечения равенства, свободы, прав и защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство.

Целью деятельности государства, по Локку, должны быть охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи государства.

Главная угроза свободы, считает Джон Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточение в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению.

Локк настаивает на верховенстве законодательной власти и подзаконном, подчиненном характере исполнительной и федеративной властей. То, что создает законы для других, должно быть выше их. Законодательная власть верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие. Целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Законодательный орган избран и назначен народом, закон должен получить общественное одобрение, согласие большинства. Власть созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага.

Исполнительную власть может быть разделена с законодательной, но может быть и не разделена. Эта власть по сути включает в себя две – исполнительную, отвечающую за исполнение законов внутри государства, и федеративную, отвечающую за внешнюю безопасность.

Форма правления зависит от того, у кого находиться верховная власть, которая является законодательной. Формой правления будет демократия, если законодат. власть находиться в руках самого общества, если зак. власть находиться в руках нескольких избранных лиц и их наследников или преемников, тогда это будет олигархия, если же в руках одного лица, тогда это монархия, если в руках одного лица и его наследников, то это наследственная монархия, если же власть передана ему пожизненно, а после его смерти право назначить преемника принадлежит большинству, то это выборная монархия. И в соответствии с этим сообщество может устанавливать сложные и смешанные формы правления.

Учение Локка о разделении властей направлено против королевского абсолютизма. Однако Локк говорит о широкой прерогативе короля, в полномочия которого помимо исполнительной власти входят созыв и роспуск парламента, определение продолжительности его сессий, санкционирование законов, законодательная инициатива. Серьезной уступкой абсолютистским представлениям явилось также признание философом дискреционной власти короля. Он определяет ее как власть правителя во имя общественного блага действовать в соответствующих обстоятельствах по своему разумению, не опираясь на предписания закона или даже вопреки ему.

Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей французский философ и просветитель Шарль Луи Монтескье в главном труде своей жизни - "О духе законов", над которым Монтескье работал 20 лет и который был опубликован в 1748 г.

Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно, по замыслу Монтескье, оберегать общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти (захват власти насильственным путём, совершённый с нарушением закона, либо незаконное присвоение властных полномочий) и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму. Основную цель разделения властей Монтескье видел в том, чтобы избежать злоупотребления властью.

Монтескье принадлежит также развитие положения о системе сдержек различных властей, без которой их разделение не было бы действенным. Речь, по существу, идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

Исходя из этого, Монтескье предлагает каждому сословию (классу) предоставить часть верховной власти. Так, законодательную власть необходимо поделить между буржуазией и феодалами, образовав двухпалатный парламент, состоящий из собрания представителей народа и из аристократической знати. Исполнительную власть можно сохранить у дворянства, оставив ее королевскому правительству, которое, однако, должно стать ответственным перед народным представительством, т. е. буржуазией. Судебная власть, которую Монтескье, в отличие от Локка, специально выделил в триаде властей, может быть доверена не какому либо постоянному органу, а выборным лицам из народа привлекаемым к отправлению правосудия на определенное время. Нужно, чтобы судьи были одного общественного положения с подсудимым, равными ему, чтобы ему не показалось, что он попал в руки людей, склонных притеснять его. В случае важных обвинений подсудимому предоставляется право отвода судей. Задача суда состоит в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Благодаря такой ее организации судебная власть становится социально и политически нейтральной и не сможет превратиться в деспотическую.

Он отмечает, что каждая из трех ветвей власти в соответствии со спецификой ее функций должна осуществляться особым самостоятельным органом.

В отличие от Локка, который разделение властей трактовал как их сотрудничество и тесное взаимодействие на основе преобладания законодательной власти над исполнительной, Монтескье подчеркивал необходимость полного равновесия, независимости и даже обособления властей.

Это, однако, не означало их неограниченности. Наоборот, согласно Монтескье, ни одна власть не должна вторгаться в компетенцию другой, но каждая из них, защищая себя от возможного вторжения, вправе контролировать и сдерживать другую власть, предотвращая превышение полномочий, злоупотребления и деспотизм.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Идеи о разделении государственной власти на ветви зародились уже достаточно давно и были отражены в трудах Аристотеля, Платона, Эпикура и других античных мыслителей. Однако, становление современной теории разделения властей связано в основном с возникновением политико-правовых теорий в Англии в семнадцатом столетии [1, с. 116].

В отличие от современного известного нам разветвления государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Джон Локк выделял законодательную, исполнительную и федеративную ветви власти. Эквивалент последней в современных реалиях найти достаточно проблематично [2, с. 8].

Законодательная власть, по мнению Джона Локка, занимает в системе лидирующее положение, поскольку именно она указывает, каким образом должна быть использована сила государства, дарованная ему обществом. Происходит это посредством издания постоянно действующих законодательных актов. Законы природы являются неписаными, они существуют лишь в умах людей. И дело законодателя — объективизировать данные законы, которые будут закреплять права подданных, гарантировать их реализацию через осуществление правосудия [3].

Законодательный орган, будучи доверенным лицом народа, не должен и не может передавать право на издание законов в чьи-либо руки. Члены общества сами выбирают того, кому они будут подчиняться, и передоверие своих полномочий законодателем не будет иметь никакой силы, пока люди сами с ним не согласятся [3].

А вот самостоятельность судебной власти, по нашему мнению, Джон Локк, наоборот, недооценил. Он считал её составным элементом исполнительной власти, не нуждающимся в независимости, а суд не отделял от администрации. Предполагаем, что концентрация полномочий по осуществлению правосудия в руках органов исполнительной власти могла бы привести к её узурпации, произволу, и, как следствие, крайне неблагоприятным для общества последствиям.

Деятельность судей Джон Локк относил к законодательной власти. Впоследствии в этом и проявилась характерная черта английского права, которая заключается в наличии в нем судебного прецедента [5, с. 188].

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, законодательная власть, ветвь власти, концепция разделения властей, Локк, верховная власть, государственная власть, законодательный орган, осуществление правосудия, член общества.

Дж. Локк также разрабатывает учение о разделении властей. Нужно различать три ветви власти (по Дж. Локку): исполнительную, законодательную, союзную (федеративную), последней должны быть подведомственны вопросы внешней политики. Дж. Локк не выделял судебную власть из исполнительной, не отделяя т.о. суд от администрации.

Каждая власть должна принадлежать отдельному органу: законодательная – парламенту (представительному учреждению всей нации); исполнительная – монарху или кабинету министров; союзная – специальным органам. С другой стороны, исполнительную и союзную власти может совмещать монарх. Власти не являются равноправными. Верховными полномочиями обладает законодательная власть, хотя и она имеет определенные ограничения. Так, даже парламент не может покушаться на частную собственность граждан. Парламент не должен заседать постоянно, дабы он ненароком не узурпировал власть. Законодательными полномочиями не могут быть наделены монарх или правительство. Исполнительными полномочиями не может быть наделен парламент. Разделение властей не исключает их единства под верховенством законодательной власти. Также единству государственной власти способствует монарх, являющийся главой государства. Монарх имеет право созывать и распускать парламент, имеет право законодательной инициативы, он утверждает законопроекты, имея при этом право veto. Монарх имеет право смягчить силу закона, если он может причинить вред народу. Народ имеет право на восстание против монарха, злоупотребляющего своими прерогативами.

Дж. Локк – главный теоретик и идеолог английской конституционной монархии, естественно-правовой концепции.

Дж. Локк также разрабатывает учение о разделении властей. Нужно различать три ветви власти (по Дж. Локку): исполнительную, законодательную, союзную (федеративную), последней должны быть подведомственны вопросы внешней политики. Дж. Локк не выделял судебную власть из исполнительной, не отделяя т.о. суд от администрации.

Каждая власть должна принадлежать отдельному органу: законодательная – парламенту (представительному учреждению всей нации); исполнительная – монарху или кабинету министров; союзная – специальным органам. С другой стороны, исполнительную и союзную власти может совмещать монарх. Власти не являются равноправными. Верховными полномочиями обладает законодательная власть, хотя и она имеет определенные ограничения. Так, даже парламент не может покушаться на частную собственность граждан. Парламент не должен заседать постоянно, дабы он ненароком не узурпировал власть. Законодательными полномочиями не могут быть наделены монарх или правительство. Исполнительными полномочиями не может быть наделен парламент. Разделение властей не исключает их единства под верховенством законодательной власти. Также единству государственной власти способствует монарх, являющийся главой государства. Монарх имеет право созывать и распускать парламент, имеет право законодательной инициативы, он утверждает законопроекты, имея при этом право veto. Монарх имеет право смягчить силу закона, если он может причинить вред народу. Народ имеет право на восстание против монарха, злоупотребляющего своими прерогативами.

Дж. Локк – главный теоретик и идеолог английской конституционной монархии, естественно-правовой концепции.

Несмотря на череду реставраций и исторических компромиссов в виде конституционных монархий, новая, более эффективная и гибкая форма правления все больше утверждалась на
политическом и теоретическом поле.

Глубочайшая трансформация основ власти, многих общественных институтов, положение которых казалось некогда незыблемым, а содержание определенным, стала причиной рождения
новых подходов к интерпретации государства и роли общества в стремительно меняющемся мире.

Теория разделения властей объединила в себе новый опыт, идеи, а самое главное – впервые со времени появлений государства появилась надежда на сколько-нибудь эффективное ограничение насилия и произвола, появилась надежда на установление пределов власти. Среди множества проектов самой плодотворной идеей стала мысль об ограничении государственной власти за счет самой власти путем ее разделения (распределения) между разными частями государственного механизма.

В этом смысле важно отметить активную гражданскую позицию автора, придавшую дискуссии качественно иной уровень.

В своих рассуждениях Локк наделяет каждого индивида властными полномочиями по контролю за соблюдением закона природы, что обоснованно превращает общество и даже конкретного гражданина в носителя власти, в ее источник и основу.

Любое желание подчинить своей воле может быть истолковано как желание обратить в рабство.
Быть свободным от подобной силы является единственным залогом самосохранения. Тот, кто хочет отнять свободу желает отнять все остальное. Таким образом, кто ограничивает свободу общества, покушается на устои всего общества, на благополучие всех членов этого коллектива, тот автоматически ставит себя вне закона.

В этом случае воля большинства будет волей целого. Второй вывод: договариваясь о безопасном существовании в целом, каждый человек берет на себя обязательство подчиняться воле большинства. Одновременно у каждого должна появиться ответственность за себя, как за представителя общества, а у общества – за каждого соотечественника.

Еще одной новацией, ставшей в последствии классической теорией, стали рассуждения Локка о
праве собственности, которая причислялась им к непременным атрибутам естественного состояния личности, наряду с жизнью и свободой.

Сохранение своей собственности побуждает людей столь охотно отказываться от того индивидуального права на наказание, которым обладает каждый. И вот это-то и является
первоначальным правом и источником как законодательной, так и исполнительной власти, а равно и самих правительств и в конечном счете – государства.

«Хотя каждый человек, вступивший в гражданское общество и ставший членом какого-либо государства, тем самым отказался от своей власти наказывать преступления против закона природы и осуществлять свое собственное частное правосудие, все же вместе с правом судить за
преступления, которое он передал законодательной власти во всех случаях, когда он может обратиться к суду, он дал право государству употреблять силу…: ведь эти приговоры являются его собственными, так как они вынесены им самим или его представителями.

Всего Дж. Локк выделял три ветви власти : законодательную, исполнительную (правительственные и судебные полномочия) и федеративную (полномочия в области внешней
политики). Возможно под влиянием английских политических традиций он подчеркивал, что
федеративная и исполнительная власть могут находиться в одних и тех же руках, тогда как законодательную власть необходимо отделить от исполнительной и федеративной, и, более того, она должна олицетворять верховную власть в стране.

В естественном состоянии человек имеет два вида власти:

  • совершать действия, направленные на самосохранение (над собой);
  • власть наказания за покушение на собственную свободу.

В государственноорганизованном обществе от первого человек отказывается ради безопасности, а
от второго – ради поддержания посреднических усилий и статуса государственной власти. Это справедливо, так как остальные члены общества должны поступить также.

Но, хотя люди, когда они вступают в общество, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага; эта власть должна охранять собственность каждого. И все это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа.

Таковы, по мысли Локка, должны быть пределы каждой из властей, и государственной власти в целом.

Читайте также: