Джон дьюи вклад в педагогику кратко

Обновлено: 05.07.2024

В своей экспериментальной школе Дьюи сумел осуществить свою идею "обучения деланием", когда дети не только приобретали знания, но и учились их использовать, т.е. по-настоящему жили, а не только готовились к взрослой жизни . Так называемый "метой проектов" и "продуктивное обучение", более детально разработанные впоследствии его учениками, способствуют развитию и саморегуляции личности, учат ориентироваться в культуре и взаимодействовать с другими людьми. Чтение произведений Дьюи - нелегкий труд. Но вдумчивый и терпеливый читатель будет вознагражден. Дьюи чрезвычайно подробно рассматривает проблемы демократизации образования, просеивая их через сито своего скрупулезного анализа, вскрывает подводные камни психологии человека , приводящие его к ложному пониманию тех или иных явлений жизни, учит читателей находить рациональные зерна в противоречивых суждениях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Д. Дьюи и его вклад в развитие педагогики как науки.

Дьюи Джон — американский философ-идеалист, один из ведущих представителей прагматизма, автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам. Родился близ Берлингтона (шт. Вермонт) 20 октября

Основные педагогические идеи Джона Дьюи

1. Накопление детьми личного опыта стоит выше овладения систематизированными научными знаниями.

Усвоение знаний – есть стихийный, неуправляемый процесс. Учение в педагогической системе прагматистов имеет дело с выработкой личных идей и понятий. Учение происходит только тогда, когда что-то случается внутри ученика, а это в большинстве случаев вне контроля учителя.

Дьюи считал, что обучение должно происходить путем опытного познания окружающей действительности. Только при исследовании окружающего мира у учащегося появится желание к дальнейшему самообразованию. Через опытное познание действительности у учащегося формируется определенное свойство характера, дающее ему возможность контролировать происходящее вокруг и приспосабливать к своим целям.

2. Истинным и ценным является только то, что дает практический результат.

Воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия.

3. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка.

Интересами ребенка следует пользоваться, направляя их по пути, который может привести к ценным результатам; в противном случае, они будут идти вкривь и вкось.

4. Ориентированность преподавания на будущую деятельность в обществе.

Назначение практической работы состоит не только в приобретении конкретных знаний, но и в соприкосновении школы с социальной деятельностью общества. В процессе практических занятий дети много узнают о разных профессиях, что не только дает им определенные навыки, но способствует их развитию и учит уважать любой труд, который идет на пользу обществу.

5. Метод учебных проектов

Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Положительные стороны метода проектов – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.

Дьюи выдвинул идею универсального, непрерывного образования для всех возрастных категорий. Все общество должно находиться в процессе постоянного обучения и переобучения.

Дьюи считал необходимым систематически включать в учебный процесс игровую деятельность. Игру нельзя отождествлять со всякой внешней деятельностью ребенка. Она, скорее, является указанием на его умственную деятельность во всей ее полноте и единстве.

В школе должно приветствоваться проявление свободной воли, как признака самостоятельного, самоуглубленного анализа, опирающегося на личную заинтересованность. В то же время, по замыслу Дьюи, основным элементом воспитания гражданина демократического государства должно стать формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе и сопричастности жизни общества в целом.

Основной задачей учебного процесса являлось сохранение равновесия между социальными задачами воспитания и индивидуальными потребностями ребенка.

В соответствии с этой задачей Дьюи сформулировал основные принципы организации школы:

— во-первых, приучение детей к сотрудничеству и взаимопониманию,

— во-вторых, развитие у них сознания взаимной зависимости, формирование стремления сохранить этот дух сотрудничества в их будущей общественной деятельности.

Свою дидактическую концепцию Джон Дьюи реализовал в школе-лаборатории при Чикагском университете.

Школа стала исконным местом для проведения всякого рода научных экспериментов, апробирования различных теорий, исследования общественно-политических моделей и идеологий с позиции прагматизма.

Результатом образовательного процесса Дьюи считал:

— активность, инициативность, самостоятельность;

— готовность к планированию собственной познавательной деятельности;

— настойчивость в достижении результатов;

— готовность исправлять свои ошибки;

— осознание процесса познания (метапознание);

— умение находить компромиссные решения.

Значение эксперимента для практики обучения

Большой вклад внес Дьюи в разработку принципов и методов проблемного обучения, которое, по его утверждению, имеет неоспоримые преимущества по сравнению с объяснительно-иллюстративным.

Джон Деви (1859–1952) был американским философом, психологом и педагогом, считавшимся наиболее значимым философом в своей стране в первой половине 20 века. Он был одним из основоположников философии прагматизма и одним из самых ярких представителей прогрессивной педагогики в своей стране.

Философ был одним из персонажей, оказавших наибольшее влияние на развитие педагогического прогрессизма, будучи весьма оригинальным, проницательным и очень влиятельным в Соединенных Штатах. Кроме того, он является одним из величайших педагогов современности.

Она посвятила себя защите равенства женщин и продвижению профсоюзов учителей. Он также поощрял помощь интеллектуалам, которые были изгнаны из своих стран в результате тоталитарных режимов, которые преследовали их.

Дьюи был указан как человек действия, который выступал за объединение мысли и действия, теории и практики. Доказательством этого является то, что он был важным участником реформы образования и пропагандировал различные педагогические методы в разных университетах, где он работал.

биография

Рождение и первые учебы

Дьюи родился в городе Берлингтон, расположенном в США, 20 октября 1859 года, где он родился в семье поселенцев скромного происхождения.

В 1881 году Дьюи решил продолжить учебу в университете. Поэтому он переехал в Балтимор, штат Мичиган, где поступил в Университет Джона Хопкинса. Там он начал обучение на философском факультете.

На Дьюи повлияла гегелевская атмосфера университетского городка. Настолько, что след Гегеля в его жизни отражается в трех его чертах. Во-первых, его склонность к логической схематизации.

Во-вторых, его интерес к социальным и психологическим вопросам. И третье - приписывание общего корня объективному и субъективному, а также человеку и природе. К 1884 году Дьюи получил докторскую степень благодаря диссертации философа Иммануила Канта.

Рабочий стаж

После получения докторской степени Дьюи начал свою карьеру профессором в Мичиганском университете, где он преподавал между 1884 и 1888 годами, а также был директором философского факультета.

Дьюи встретил свою первую жену, еще живя в Мичигане. Ее звали Элис Чипман, и она была одной из его учениц, которые поступили в колледж после многих лет преподавания в различных школах Мичигана. Алиса оказала большое влияние на ориентацию Дьюи на формирование педагогических идей.

Женившись на Алисе, Дьюи заинтересовался государственным образованием. Фактически, он был одним из основателей Мичиганского Клуба врачей, а также выполнял функции его администратора. С этой позиции он отвечал за развитие сотрудничества между учителями средней школы и учителями государственных высших учебных заведений.

Впоследствии Дьюи работал профессором Миннесотского и Чикагского университетов. Эта возможность представилась, когда Уильям Рейни Харпер, президент указанного университета, пригласил его стать частью нового учебного заведения. Дьюи согласился, но настоял на том, чтобы ему было поручено возглавить новую кафедру педагогики.

Когда Дьюи покинул Чикагский университет, он поступил в Колумбийский университет, где он работал профессором с 1904 по 1931 год, когда в 1931 году он вышел на пенсию с должности почетного профессора.

Между 1900 и 1904 годами Дьюи также руководил преподаванием курса педагогики в Нью-Йоркском университете. В университете открылась школа педагогики, поэтому Дьюи был одним из первых преподавателей этой школы.

Он умер в Нью-Йорке 1 июня 1952 года.

Педагогический подход Дьюи

Дьюи заинтересовался теорией и практикой образования еще в Чикаго. Именно в экспериментальной школе, которую он создал в том же университете, он начал противопоставлять образовательные принципы.

Педагог задумывал школу как пространство для производства и отражения актуального опыта социальной жизни. Именно это, по его словам, позволило развить полноправное гражданство.

Джон Дьюи считал, что того, что предлагалось в образовательной системе его времени, было недостаточно для обеспечения адекватной подготовки, адаптированной к жизни в демократическом обществе.

Все это в ущерб приобретению научных знаний. Фактически, его видение образования оказало большое влияние на изменения, которые претерпела американская педагогика в начале 20 века.

Подход между учебной программой и студентом

Многие ученые помещают педагогический подход Дьюи где-то посередине между консервативной педагогикой, ориентированной на учебный план, и педагогикой, ориентированной на ученика. И хотя Дьюи сосредоточил педагогику на ребенке и его интересах, он также подчеркнул необходимость соотнести эти интересы с социальным содержанием, определенным в школьной программе.

Это означает, что, хотя необходимо ценить индивидуальные навыки, эти характеристики не являются самоцелью, а должны служить стимулами для действий и опыта. И в этом случае роль учителя будет заключаться в использовании таких способностей.

Чтобы понять педагогические идеи Дьюи, необходимо принять во внимание инструменталистскую позицию, на которой была основана его философская мысль. Согласно его подходу, мысль - это, по сути, инструмент, который позволяет людям действовать в соответствии с реальностью, питаясь ею.

Это означает, что знания - не что иное, как результат опыта людей с миром. Короче говоря, знание - это просто мысль, которая сначала проходит через действие.

Идеи об обучении и преподавании

Дьюи утверждал, что обучение, как детей, так и взрослых, достигается за счет противостояния проблемным ситуациям. И эти ситуации возникли как следствие собственных интересов человека. Отсюда делается вывод, что для того, чтобы учиться, необходимо иметь опыт в мире.

Что касается роли учителя, Дьюи заявил, что именно он должен отвечать за создание стимулирующей среды для ученика. Поступая таким образом, учитель мог развивать и направлять способности учеников действовать. Так должно быть, потому что для Дьюи ученики - активные предметы.

Хотя он защищал педагогику, ориентированную на учащихся, он понимал, что именно учитель должен выполнять работу по увязке содержания учебной программы с интересами каждого из учащихся.

Для Дьюи знание не могло быть передано повторно или навязано извне. Он сказал, что это слепое навязывание содержания лишило ученика возможности понять процессы, которые были выполнены для достижения конструирования этого знания.

Роль и импульсы ученика

Одним из наиболее важных постулатов Дьюи об образовании была именно роль студентов в обучении. Педагог утверждал, что детей нельзя рассматривать как чистые пассивные доски, на которых учителя могут писать уроки. Так не могло быть, потому что к моменту поступления в класс ребенок уже был социально активен. В этом случае целью обучения должно быть руководство.

Дьюи отмечал, что, идя в школу, ребенок несет четыре врожденных импульса:

- Четвертое - выразить себя.

С другой стороны, он также говорил о том, что дети приносят с собой интересы и занятия из своего дома, а также среды, в которой они живут. Задача учителя состоит в том, чтобы использовать эти ресурсы, чтобы направлять деятельность ребенка к положительным результатам.

Демократия и образование, Самый сложный трактат Дьюи

Книга Демократия и образование, опубликованная Дьюи в 1976 году, стала одним из самых актуальных педагогических произведений ХХ века. Автор затронул в этой книге политические и моральные вопросы, которые неявно присутствовали в образовательных дискурсах того времени.

Дьюи утверждает, что образовательная система демократического государства должна характеризоваться существующими обязательствами между образовательными центрами и продвижением культурного контента, а также организационными модальностями.

Система образования способствует формированию людей, приверженных как ценностям, так и демократическим моделям общества. По этой причине Дьюи утверждает в этой работе, что образование также является формой политического действия, поскольку оно заставляет людей размышлять и ценить различные социальные, экономические, политические, культурные и моральные аспекты общества, в котором они живут.

Значение этой книги в мире педагогики заключается во всех вопросах, которые автор в ней решает. Дьюи размышляет не только о вопросах, связанных с целью образования или социальной функции, но и о вопросах, связанных с методами обучения, важностью культурного содержания, образовательными ценностями, социальными аспектами и многими другими.

В этой работе североамериканский автор также выдвигает на первый план важный вопрос об уровне обучения ребенка в школе. Дьюи твердо верил, что люди достигают самореализации, используя свои таланты с целью делать добро в обществе.

Школы в Америке

В этой индивидуалистической системе каждому ребенку нет возможности выражать свои собственные социальные импульсы, и все вынуждены повторять практически одни и те же уроки хором.

Дьюи считал, что этот метод атрофирует эти импульсы мальчика, поэтому учитель не имел возможности воспользоваться истинными способностями ученика. Вместо того, чтобы стимулировать их, этот социальный дух заменяется возвышением индивидуалистического поведения, которое усиливает страх, соперничество, соперничество и, прежде всего, суждения о превосходстве и неполноценности.

Последнее особенно вредно для ребенка, так как заставляет самых слабых постепенно терять дееспособность. Более того, ситуация вынуждает их принять позицию неполноценности.

Известные работы

В добавление к Демократия и образованиеНа протяжении своей долгой профессиональной карьеры Дьюи выпускал и другие публикации. Некоторые из наиболее известных:

- Психология (1886)

- Исследования по логической теории (1903)

- Опыт и объективный идеализм (1907)

- Опыт и природа (1925)

- Логика: теория расследования (1938)

- Проблемы мужчин (1946)

Признания

Работы Дьюи были высоко оценены при жизни и получили множество наград и отличий. Некоторые из них можно выделить:

- Он был доктором "honoris causa" в университетах Осло (1946), Пенсильвании (1946), Йельского университета (1951) и Рима (1951).

- Он был альма-матер Университета Вермонта и Университета Джона Хопкинса.

- Его именем названы многочисленные школы или академии. Среди прочих в Нью-Йорке, Висконсине, Денвере, Огайо, Мичигане или Массачусетсе.

Наследие

Наследие работы Дьюи заключалось в том, чтобы оставить открытым подход для критического осмысления образовательных моделей. Кроме того, его постулаты необходимо прочитать тем, кто хочет заниматься социальными проблемами, присутствующими в школьных учреждениях.

Для многих ученых проблема образования сегодня по-прежнему коренится в словах Дьюи о том, что проблема большинства школ состоит в том, что они не нацелены на преобразование общества, а только на его воспроизведение.

Джон Дьюи американский философ и педагог, представлявший направление прагматизм, родился 20 октября 1859 года близ Берлингтона. Воспитывался Дьюи в семье торговца и образование получил в школе Берлингтона. Окончил университет Вермонта и в последствии работал учителем в школе в штате Пенсильвания в течении двух лет. В 1882 году Дьюи поступает в университет в Балтиморе и уже в 1884 году получает степень доктора философии, защитив диссертацию по психологической теории Канта.

В период с 1884 по 1894 годы преподает философию в Мичиганском университете. Далее Дьюи получает предложение занять пост профессора и декана факультета философии, психологии и педагогики Чикагского университета. Именно здесь Дьюи переключился на более практические и специальные проблемы педагогики и философии. Основанные Дьюи школы-лаборатории на базе Чикагского университета стали оказывать заметное влияние на формирование практической педагогики в США. В период с 1904 по 1930 годы Дьюи преподавал в Колумбийском университете и впоследствии занял пост почетного профессора университета. Этот период характеризуется плодотворным писательским творчеством Дьюи. Будучи известным философом и педагогом, Дьюи был приглашен в Китай, Японию, Турцию, Мексику, СССР. На протяжении всей жизни Джон Дьюи занимал активную общественную позицию и принимал участие в многочисленных комитетах и движениях. Умер Джон Дьюи 1 июня 1952 года.

Философия Дьюи

В своих педагогических трудах Дьюи затрагивает не только вопросы воспитания, но и философские вопросы, которые относятся к теории познания. Он высказал мнение о том, что цель образования это есть повышение эффективности социальной деятельности. Познание, согласно теории Дьюи, это не что иное, как средство приспособленности к окружающей среде.

Наша повседневная жизнь строится исключительно на знаниях. Особая роль отводится знаниям философского характера.

Дьюи отмечает, что философия является своеобразной формой мышления, которая строится на неуверенности в предметном содержании опыта и стремится эту неуверенность опровергнуть путем проверкой действиями. Образование есть процесс , который подвергается реформации, а не только чувственному поиску, следовательно мы можем сделать вывод, что философия — теория образования как целенаправленно осуществляемая педагогическая практика.

Готовые работы на аналогичную тему

Для упорядочивания мышления необходимо соединить в нем здравый смысл и достижения науки. Идеи есть инструмент для практических действий. Воплощая идеи во что то реальное, необходимо помнить о том, что любая идея нуждается в корректировке и усовершенствовании по мере образования новых проблемных ситуаций. Только в этом случае идеи могут выступать в качестве средства разрешения проблематичных ситуаций. Это и есть суть инструментализма Дьюи.

Согласно теории Дьюи для того, чтобы определиться в мире целей и методов их достижения, необходимо разработать теорию ценностей. Теория ценностей должна быть в состоянии помочь социуму в правильном выборе.

Дьюи был нетерпим к тоталитаризму и утопизму.

Таким образом американский прагматизм сыграл немаловажную роль в рождении практической философии в США.

Читайте также: