Одиннадцатая пятилетка в ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пятилетки СССР — фундаментальная программа партии на ближайшие пять лет по дальнейшему развитию всех отраслей народного хозяйства, повышению благосостояния трудящихся, качества жизни, культурного уровня.

Почему именно пять лет?

Идеолог плановой экономики Г. Б. Кржижановский обосновывал такой промежуток сроками строительства наиболее крупных предприятий, учетом урожайности и перераспределением профессиональных кадров между субъектами народного хозяйства. Кроме того, такой, казалось бы, немалый срок давал возможность составления более точного прогноза роста экономики. Но для этого необходимо было каждому советскому человеку действительно работать на совесть, напрягая все свои силы.

Новому поколению сегодня сложно понять, как полуголодные, жившие очень и очень скромно рабочие и крестьяне могли так самоотверженно трудиться, строя своё светлое будущее. Они верили в идеалы этого будущего и не напрасно.

Уже к 1930-м годам отсталая аграрная советская страна могла на равных конкурировать с ведущими развитыми державами.

Сколько всего было пятилеток в истории СССР

Пятилетние планы развития страны утверждались на очередных съездах Компартии СССР:

  • первая пятилетка (1928 год) — на 5 съезде Советов. Главными были вопросы индустриализации. За эти годы была построена Днепропетровская ГЭС, проложена магистраль Турксиб, начали выпускать продукцию заводы ГАЗ и ЗИС , построено 1500 предприятий промышленности.
  • вторая пятилетка (1933 год) — на 17 съезде Компартии. Именно тогда прозвучали слова И. В. Сталина о необходимости догнать за 10 лет более чем полувековое отставание СССР от передовых стран. Было введено в эксплуатацию 4500 различных предприятий, построены Беломорско-Балтийский канал, канал Москва-Волга.
  • третья пятилетка (1938 год) — на 18 съезде Компартии. Уже просматривалась явная угроза молодому государству, и основное внимание было уделено повышению обороноспособности . До начала войны было введено в строй еще более 3000 предприятий, таких как Балхашский и Среднеуральский медеплавильные заводы.
  • четвертая пятилетка была принята уже после Великой Отечественной войны в 1946 году и утверждена Верховным Советом СССР. Все внимание было направлено на восстановление довоенного уровня народного хозяйства.
  • пятая пятилетка (1952 год) — на 19 съезде КПСС. Цель: дальнейший подъем промышленности, производительности труда, благосостояния трудящихся.
  • шестая пятилетка (1956 год) — на 20 съезде КПСС. Здесь впервые появился лозунг о создании материально-технической базы коммунизма.
  • седьмая стала семилеткой по настоянию Н. С. Хрущева (1959 год) — на 21 съезде КПСС. Основной упор делался на развитие науки и рост национального дохода.
  • восьмая пятилетка (1966 год) — на 23 съезде КПСС. Цель — обеспечение прорывного роста уровня жизни.
  • девятая пятилетка (1971 год) — на 24 съезде КПСС. Её главной целью было повышение эффективности труда.
  • десятая пятилетка (1976 год) — на 25 съезде КПСС. Основная цель — повышение уровня жизни народа, его благосостояния.
  • одиннадцатая пятилетка (1981 год) — на 26 съезде КПСС. Упор делался на повышение эффективности всех звеньев народного хозяйства, освоение новых технологий.
  • двенадцатая пятилетка (1986 год) на 27 съезде КПСС. Цель —проведение экономических реформ.
  • тринадцатая пятилетка (1990 год) на 1-ом Съезде народных депутатов. Основным вопросом стал "куда рулить всей страной", но поскольку никто этого толком не знал, то и реализовать было нечего, и ничтоже сумняшеся "рулевой" просто развалил Советский Союз.

Кто составлял и рассчитывал планы пятилеток

Планированием пятилеток в СССР занимался Госплан совместно Госпланами всех советских республик, принимая во внимание данные ЦСУ (Центрального статистического управления) и балансы налоговых органов.

Для детальной проработки программы пятилетки собирались всесоюзные съезды плановиков, очередные и внеочередные, с участием экспертного совета ЦСУ. Таким образом, достигалось единство проектов всех ведомств Советского Союза.

"Тяжелое" было время. То ли дело сегодня — каждый знает, как обустроить страну, как раздать каждому гражданину по причитающемуся ему ведерку нефти и розовому шарику с газом, у кого "отнять и с кем поделить", но некогда им. Их ждут улицы, ждут новых бунтарей бессмысленных и беспощадных.

На рубеже 70 — 80-х гг. условия народнохозяйственного развития еще более ухудшились. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась и на мировом рынке. Резко упали цены на нефть — важнейший предмет советского экспорта. Задания одиннадцатой пятилетки (1981 — 1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю. Резко сократились капиталовложения в социальную сферу.

В 1971 — 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 41 %, в девятой — 28 %, в десятой — 21 %, в одиннадцатой — 17 %. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был равен 37 %, в девятой — 25 %, в десятой — 17 %.

В 60-е гг. — первой половине 80-х возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.

Социально-экономические деформации в сфере управления были прямо связаны с прогрессирующей бюрократизацией. Управленческий аппарат разросся почти до сотни союзных и восьмисот республиканских министерств и ведомств и практически стал диктовать свою волю и хозяйству, и политике.

Руководители высшего и среднего звеньев заняли особое привилегированное положение в системе распределения социальных благ. Номенклатура стала опорой проводимого политического курса.

В 1977 г. была принята Конституция СССР, принятая в 1977 г., в основу которой была положена концепция “развитого социализма”. По Конституции политическую основу государства составляли советы народных депутатов. Ядром политической системы общества “развитого социализма” называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества.

Однако в реальной жизни авторитет Коммунистической партии падал, в стране росло недовольство, а Генеральный секретарь коллекционировал награды и титулы, получал знаки Маршала Советского Союза и — в мирное время — четыре золотые звезды Героя Советского Союза и высший военный орден “Победы”. Абсолютная власть Генерального секретаря ЦК КПСС лишила его способности к критической самооценке.

Смерть Л.И. Брежнева в 1982 г. привела к власти Ю.В. Андропова, который был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Годы его правления (1982 — 1984 гг.) вошли в историю как кампания по наведению порядка и дисциплины. После его кончины в 1984 г. преемником стал К.У. Черненко. Год его пребывания у власти (1984 — 1985 гг.) не принес никаких ощутимых событий ни во внутренней, ни во внешней политике. В 1985 г. Генеральным секретарем после смерти К.У. Черненко стал самый молодой член Политбюро 54-летний М.С. Горбачев.

С приходом к власти М.С. Горбачева закончилась целая эпоха в развитии Советского государства. “Брежневский” период строительства “развитого социализма” ассоциируется с понятием “застоя”. Именно этот термин появился в период перестройки для характеристики предшествующих полутора десятилетий. Однако время “застоя” было в реальности весьма противоречивым, полным контрастов. Говоря о нем нельзя не видеть, с одной стороны, добросовестного труда миллионов советских людей, позволившего создать целые отрасли промышленности, возводить новые предприятия, делать научные открытия, а с другой — снижения темпов экономического роста, стагнации, “остаточного принципа” в социальной сфере, сложной международной обстановки.

В 60 — 80-е г. резко усилилась роль партийно-административной бюрократии, серьезный кризис поразил Коммунистическую партию. Советское государство нуждалось в создании качественно новой политики, в кардинальных экономических, социальных и культурно-идеологических реформах.

На рубеже 70 — 80-х гг. условия народнохозяйственного развития еще более ухудшились. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась и на мировом рынке. Резко упали цены на нефть — важнейший предмет советского экспорта. Задания одиннадцатой пятилетки (1981 — 1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю. Резко сократились капиталовложения в социальную сферу.




В 1971 — 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 41 %, в девятой — 28 %, в десятой — 21 %, в одиннадцатой — 17 %. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был равен 37 %, в девятой — 25 %, в десятой — 17 %.

В 60-е гг. — первой половине 80-х возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.

Социально-экономические деформации в сфере управления были прямо связаны с прогрессирующей бюрократизацией. Управленческий аппарат разросся почти до сотни союзных и восьмисот республиканских министерств и ведомств и практически стал диктовать свою волю и хозяйству, и политике.

Руководители высшего и среднего звеньев заняли особое привилегированное положение в системе распределения социальных благ. Номенклатура стала опорой проводимого политического курса.

В 1977 г. была принята Конституция СССР, принятая в 1977 г., в основу которой была положена концепция “развитого социализма”. По Конституции политическую основу государства составляли советы народных депутатов. Ядром политической системы общества “развитого социализма” называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества.

Однако в реальной жизни авторитет Коммунистической партии падал, в стране росло недовольство, а Генеральный секретарь коллекционировал награды и титулы, получал знаки Маршала Советского Союза и — в мирное время — четыре золотые звезды Героя Советского Союза и высший военный орден “Победы”. Абсолютная власть Генерального секретаря ЦК КПСС лишила его способности к критической самооценке.

Смерть Л.И. Брежнева в 1982 г. привела к власти Ю.В. Андропова, который был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Годы его правления (1982 — 1984 гг.) вошли в историю как кампания по наведению порядка и дисциплины. После его кончины в 1984 г. преемником стал К.У. Черненко. Год его пребывания у власти (1984 — 1985 гг.) не принес никаких ощутимых событий ни во внутренней, ни во внешней политике. В 1985 г. Генеральным секретарем после смерти К.У. Черненко стал самый молодой член Политбюро 54-летний М.С. Горбачев.

С приходом к власти М.С. Горбачева закончилась целая эпоха в развитии Советского государства. “Брежневский” период строительства “развитого социализма” ассоциируется с понятием “застоя”. Именно этот термин появился в период перестройки для характеристики предшествующих полутора десятилетий. Однако время “застоя” было в реальности весьма противоречивым, полным контрастов. Говоря о нем нельзя не видеть, с одной стороны, добросовестного труда миллионов советских людей, позволившего создать целые отрасли промышленности, возводить новые предприятия, делать научные открытия, а с другой — снижения темпов экономического роста, стагнации, “остаточного принципа” в социальной сфере, сложной международной обстановки.

В 60 — 80-е г. резко усилилась роль партийно-административной бюрократии, серьезный кризис поразил Коммунистическую партию. Советское государство нуждалось в создании качественно новой политики, в кардинальных экономических, социальных и культурно-идеологических реформах.

На 11-ю пятилетку общегосударственной была задача придать развитию страны еще больший динамизм за счет более эффективного использования производственных фондов, их дальнейшего развития и обновления, внедрения передовых технологий и достижений научно-технического прогресса, особенно в тяжелой промышленности. В легкой, пищевой промышленности, наряду с созданием новых мощностей, активно велось расширение, техническое перевооружение действующих предприятий. Общая протяженность магистральных нефте– и газопроводов и отводов от них достигла соответственно 54 тысяч и 112 тысяч километров. В целом за пятилетку, национальный доход и общественный валовой продукт приросли еще на 19 процентов. Реальные доходы на душу населения, выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления увеличились соответственно на 11 и 25 процентов.

11-я ПЯТИЛЕТКА (1981–1985 гг.)

Глава государства – Л. И. Брежнев (до 10.11.1982 г.), Ю. В. Андропов (до 13.02.1984 г.), К. У. Черненко (до 10.03.1985 г.).

Национальный доход вырос на 16,5 %.

Объем валовой продукции промышленности вырос на 20 %.

Объем валовой продукции сельского хозяйства вырос на 11 %.

Общая протяженность магистральных нефтепроводов и газопроводов и отводов от них достигла соответственно 54 тыс. км и 112 тыс. км.

Строительство БАМ (1974–1984): ЛЭП, 1400 мостов, 2260 км железнодорожных путей.


Проведение форсированной индустриализации в СССР в конце 1920-х годов совпало с созданием системы государственного планирования. Власти создали Госплан. Его задачей стало планирование развития народного хозяйства в общенациональном масштабе. Плановая экономика просуществовала до коллапса СССР на рубеже 1980–1990-х годов.

Довоенные пятилетки

С 1921 по 1927 год в СССР проводилась Новая экономическая политика. Её результатом стало не только восстановление народного хозяйства после Гражданской войны, но и хлебозаготовительный кризис.

Первые пятилетки

Рис. 1. Первые пятилетки.

С 1928 года началось осуществление пятилетнего плана. Официально его датами стали 1 октября 1928 года — 1 октября 1933 года, но выполнение завершилось раньше, за четыре года и три месяца. Достижением этого периода следует считать полное сворачивание НЭПа к началу 1931 года, а также ликвидацию в стране безработицы. Первый пятилетний план совпал с Великой депрессией — тяжёлым кризисом в США и других капиталистических странах.

К стройкам первой пятилетки на территории СССР относится свыше 1500 объектов, в том числе:

  • Турксиб;
  • ДнепроГЭС;
  • металлургические заводы в Магнитогорске и других городах;
  • автомобильные и тракторные заводы в Москве, Нижнем Новгороде, Сталинграде и Харькове.

Пятилетка совпала с ликвидацией неграмотности, электрификацией и урбанизацией, то есть ростом городского населения. С 1930 года в городах страны было введено всеобщее семилетнее образование.

Итогом пятилетки стал рост производства относительно уровня 1928 года в среднем в два раза, а по ряду показателей и больше, например, выпуск автомобилей вырос в 30 раз.

Вторая пятилетка началась в 1933 году и продолжалась до 1937 года. В эти годы также отмечался значительный рост производства в тяжёлой промышленности и военно-промышленном комплексе. За первой и второй пятилетками последовала третья, которая почти была завершена к началу ВОВ.

За эти годы численность городского населения выросла до 33 %. Значительно повысился уровень образования населения. В армию было поставлено большое количество современного оружия — танков, самолетов, средств ПВО. Всего за 1928–1941 годы было введено в строй около 9 тыс. заводов. Страна стала менее зависима от импорта и даже начала в небольших количествах экспортировать автомобили и танки.

Минусом первой пятилетки стала форсированная коллективизация, которая повлекла за собой голод 1932–1933 годов. Больше всего от него пострадали Украинская ССР и Казахстан. Основным источником поступления средств для форсированной индустриализации стала деревня.

Послевоенная пятилетка

Рис. 2. Послевоенная пятилетка.

Послевоенные пятилетки

Результатом Великой Отечественной войны стало почти полное исчезновение промышленности в ряде регионов европейской части страны, которые пострадали от боевых действий. С другой стороны, около 2500 предприятий в 1941–1942 годах было эвакуировано в тыл и налажена их успешная работа. Также строились железные дороги, например, в Воркуту и между Астраханью и Кизляром.

Народное хозяйство было восстановлено в ходе послевоенной или четвёртой пятилетки 1946–1950 годов. С ней связано появление в СССР атомной бомбы, денежная реформа 1947 года, начало строительства Трансполярной магистрали, развитие автопрома (например, автозавод в Минске) и гражданской авиации.

Читайте также: