Джон дьюи прагматизм кратко

Обновлено: 17.05.2024

Дьюи выступал как теоретик гражданской школы, который отрицал всякую классовую изоляцию и был открыт для всех на всех уровнях. Его предложения по перестройке системы образования отражали требования буржуазной эпохи империализма, когда аграрная Америка превратилась в мощную индустриальную державу, вступила в борьбу за колонии, за мировое господство во всех сферах экономической жизни. «Индустриальный мир с его усовершенствованной техникой нуждался в более образованных работниках, способных приспосабливаться к меняющимся условиям производства, обладающих большими знаниями и трудовыми навыками. В Америке, как и в других странах, возникла проблема подготовки рабочей силы. Ручной труд был включен в учебные программы средних и начальных школ, появились первые практические пособия по трудовому воспитанию. В то же время одним из требований растущего рабочего движения было всеобщее образование, улучшение материальной базы школ для детей рабочего класса и включение научных знаний в учебную программу. В этих условиях Дьюи выступал за школу, которая укрепляла бы буржуазную демократию и классовый мир. Он сформулировал новые принципы и правила образовательного процесса, которые реабилитировали политику буржуазии в области народного образования. В центре педагогических взглядов Дьюи находилась субъективно-идеалистическая философия прагматизма, теория врожденных инстинктов и неизменности биологической природы человека.

Джон Дьюи, американский философ, один из ведущих представителей прагматизма - Прагматическая педагогика Джона Дьюи

Философские основания педагогики

Одновременно сосуществуют различные философские доктрины (направления), выступающие в качестве методологии различных гуманитарных наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и так далее.

Субъект — это человек, который воспринимает внешний мир (объект) и воздействует на него, подчиняя своим интересам.

Отрицая объективное знание, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний зависит от того, насколько они важны для конкретного человека, учитель должен предоставить ученику полную свободу в их приобретении. Студент сам определяет значение вещей и явлений. Не разум, а чувство, мечта и вера играют главную роль. Экзистенциализм служит философской основой для индивидуализации обучения.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. Их работы (Ж.Маритен, В.Каннингем, М.Адлер, М.Казотти и др.) содержат острую критику разложения моральных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости и наркомании, которые ведут к разрушению общества. Человек, утверждает Маритен, представляет собой двойственный мир, в котором встречаются два мира: физический и духовный. Последний богаче, благороднее и имеет более высокую ценность. Это мир Божий, созданный для вечной жизни.

Джон Дьюи (1859-1952) – разработал инструментализм

Проблемная ситуация трактуется (в инструментализме) как внутренняя неопределенность, субъективное состояние человека, которое не зависит от объективных обстоятельств. Концепции и теории — это не интеллектуальные средства, выполняющие познавательные функции, а инструменты, орудия, служащие лишь для выхода из проблемной ситуации.

Основные направления философии XX века

В двадцатом веке философия марксизма пользовалась большим влиянием, как в политике, так и в интеллектуальной сфере. Классический марксизм был разработан немецким мыслителем Карлом Марксом (1818 — 1883) в тесном сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом (1820 — 1895).

Прежде чем люди займутся наукой, искусством, политикой и философией, они должны есть, пить, одеваться и иметь дом (основные потребности). В процессе производства материальных благ для удовлетворения первичных потребностей люди вступают в производственные отношения, которые не зависят от их воли и сознания. Эти материальные отношения образуют экономическую структуру общества — базис, над которым возводится надстройка — надстройка в виде политических, правовых, идеологических (духовных) отношений. Совокупность общественных отношений образует способ производства. Этот путь специфичен для каждой эпохи и характеризует каждую эпоху как социально-экономическую формацию. Социально-экономические формации (их 5) сменяют друг друга под влиянием изменений в экономических (материальных) и идеологических отношениях. Эти изменения подчинены строгой необходимости, то есть основному закону развития общества, закону неравномерного развития или диспропорции между уровнем развития производительных сил и характером и уровнем производственных отношений.

Функционализм. Значение функционализма для становления прикладной психологии.

Функционализм (конец 19 века — 1920-е годы, вытеснен бихевиоризмом).

Джон Дьюи — психолог, философ, педагог.

Социальной основой функционализма является прагматизм, который пронизал всю американскую идеологию, ее философию и науку. Практическая польза идей рассматривалась как главное свойство идей. В этих рамках возник протест против удаленного от практики анализа творчества, представленного структурализмом Титченера.

Функционализм, вместо анализа сознания со стороны его содержания в терминах составляющих его элементов, требовал исследования сознания со стороны его функции в поведении.

Объектом изучения является функция, т.е. работа.

Изучить функцию — значит раскрыть ее координацию, с одной стороны, с организмом, с состоянием потребности, которую она удовлетворяет, и с внешней средой, на которую эта функция направлена.

Основными постулатами функционалистской школы являются:

психология должна исследовать не что, а как (как функционирует сознание, а не из чего оно состоит).

задача состоит в изучении полезности сознания в новых ситуациях, адаптации к новым условиям.

поведение включает в себя целостный организм — душу и тело в неразрывном единстве.

Функционализм послужил толчком для серьезного сдвига в психологии: от теоретических к прикладным формам психологии: психология разделилась на две — теоретическую и прикладную.

Чикагская школа: Дьюи, Энджелл и Карр.

Дьюи критиковал психологический молекуляризм, элементаризм и редукционизм теории рефлекторной дуги, в которой стимул и ответ рассматриваются как отдельные части. Круг, а не дуга! Реакция изменяет восприятие, стимул и реакция должны рассматриваться как единое целое, а не как ряд отдельных ощущений и реакций. Нельзя изучать сознание, рассматривая только его отдельные элементы. Объектом психологии должно быть изучение человеческого организма в процессе его жизнедеятельности. Поведение как форма адаптации к окружающей среде.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Джон Дьюи (1859—1952 гг.) родился в небольшом американском городке Берлингтон в штате Вермонт. Окончил университет в родном городе и непродолжительное время работал учителем. Этот педагогический опыт впоследствии сказался весьма положительно на научной и практической деятельности Дьюи. Степень доктора философии он получил в 1882 году в университете Дж. Гопкинса.

В этом университете он изучал труды Г. В.Ф. Гегеля, Г. Ф. Лейбница, Ч. Дарвина, Ч. Пирса. В 1894 году получил кафедру в Чикагском университете. Читал курс философии и курс педагогики, который был введен в университете по его инициативе. При университете по его предложению и под его руководством была создана школа, в которой обучение велось по весьма прогрессивным для того времени методикам.

Дж. Дьюи разработал концепцию инструментализма в рамках американской позитивистской философии — прагматизма. Он считал, что человеческое познание — это инструмент приспособления человека к окружающей среде. Истинность полученного знания может проверяться только его эффективностью в конкретной практической ситуации. При этом речь не идет о том, чтобы добиваться единичных целей, а о том, чтобы с помощью философии преобразовывать сам опыт человеческой деятельности. Этот опыт, как считал Дж. Дьюи, может быть усовершенствован путем применения к нему новейших научных методов. Но что такое метод? Мы привыкли определять метод как способ, путь достижения какой-либо цели. Согласно Дьюи, метод — это порядок (процесс, последовательность) приобретения знания и дальнейшего использования его в ходе человеческого опыта. Основная задача науки и научного метода — обеспечить человеку оптимальный путь в достижении своих целей. Именно от того, насколько метод обеспечивает достижение целей, зависит его истинность. Следовательно, истинность метода носит вероятностный характер: чем эффективнее метод обеспечивает человеку достижение целей, тем выше вероятность его истинности. Если использованный метод приводит человека к поставленной цели, то вероятность его истинности равна единице; метод, который не ведет к цели или усложняет ее достижение, имеет нулевую вероятность истинности или близкую к нулевой, а следовательно, этот метод ложный.

Из этих рассуждений Дж. Дьюи делает вывод, что научный метод — это инструмент успешной человеческой деятельности по достижению поставленных целей. Такой подход к методам исследования как к средствам достижения целей получил название инструментализма.

Развивая свою теорию, Дьюи подчеркивает, что не существует метода вообще, пригодного на все случаи и все обстоятельства жизни, а существуют конкретные методы для достижения конкретных целей. Этот вывод поставил перед самим Дьюи задачу разработать конкретный механизм действия метода. Данную задачу он решает на основе учения проблематической (проблемной) ситуации и путях ее решения. Суть этого учения сводится к следующему:

  • потребность в методе возникает при наличии сомнения, которое препятствует дальнейшим действиям человека:
  • это сомнение порождает проблемную ситуацию, которую можно решить с помощью конкретных шагов (процедур);
  • решение проблемной ситуации чаще всего связано с выбором альтернативных шагов и поведения;
  • цель научного метода — превратить проблемную ситуацию в решенную.

Теперь можно определить, что является по Дьюи научным методом. Научный метод — это совокупность конкретных шагов по превращению проблемной ситуации в решенную. Дж. Дьюи анализирует и структурирует этот процесс:

  • на первом этапе возникает ощущение затруднения, препятствия, необъяснимая тревога в способности достижения цели. Здесь нужно определить источник такого состояния, осознать и четко сформулировать возникшую проблему;
  • после того, как проблема стала ясной и четко сформулированной, ранее неопределенная проблема становится определенной. На этом этапе нужно сформулировать четко конечную цель и предусмотреть возможные трудности в ее достижении;
  • следующий этап — это формулировка гипотезы о том, в какой последовательности и какие нужно предпринять действия, чтобы прийти к решению проблемы и устранить тем самым проблемную ситуацию;
  • затем необходимо критически проанализировать сформулированную гипотезу; создать мысленную, идеальную, теоретическую модель (предвидение) действия этой гипотезы на каждом этапе движения к намеченной цели;
  • следующий этап — реализация смоделированной гипотезы и решение поставленной проблемной ситуации;
  • далее необходимо полученный результат проверить в эксперименте, т. е. проверить гипотезу на истинность (если результат получен) или на ложность (если результата нет).

Дж. Дьюи формулирует также признаки, которые необходимы для того, чтобы метод считался научным:

  • во-первых, это его способность к самоисправлению, коррекции в соответствии со вновь приобретенным опытом (как положительным, так и отрицательным);
  • во-вторых, его реализуемость, т. е. способность к действию (метод должен не только отражать и объяснять окружающую действительность, но и быть действенным в любой ситуации);
  • в-третьих, он должен отвечать критерию истинности (только те методы, которые привели к достижению поставленной цели, могут считаться научными, истинными и заслуживают быть использованными в будущем).

В теории познания Дж. Дьюи выделяет два вида познания:

  • первый — непосредственное, чувственное знание, оно присуще и доступно всем людям, однако это знание поверхностное и недостоверное, т. к. окружающий мир неустойчив, подвижен и постоянно меняется;
  • второй — созерцание чистых идей, которое доступно избранным.

Первый вид знания присущ преимущественно людям с невысоким уровнем образования, занятым физическим трудом. Второй вид знания присущ людям специально подготовленным, с высшим образованием, занимающимся преимущественно умственным трудом.

Эти два вида знания обусловливают и соответствующие им типы мировоззрения: материалистическое и идеалистическое. Дискуссия между материализмом и идеализмом была актуальна тогда, когда было разделение труда на умственный и физический. По мере стирания граней между ними будет уменьшаться и конфликт между материализмом и идеализмом, вплоть до его полного исчезновения в будущем. Идеализм одержит уверенную победу над материализмом и станет единственным мировоззрением и единственной теорией познания, считал Дж. Дьюи.

Дж. Дьюи меньше внимания уделил социальной философии, однако некоторые его мысли представляют определенный интерес. Так, по его мнению, в обществе не существует высшего блага, которое может удовлетворить все человечество и к которому нужно стремиться; общественные блага конкретны, такими же конкретными являются и цели людей; существует и плюрализм в оценке благ и целей. К таким конкретным благам Дьюи относит дружбу, честь, достоинство, богатство, доброе имя, образованность, высокую оценку человека в обществе, умеренность, сдержанность, справедливость. У каждого человека существует свой масштаб этих благ, к которому он стремится. Это стремление к благам для человека является ростом, и сопровождается обогащением его личностного опыта.

Десять религиозных заповедей слишком абстрактны, они, по мнению Дж. Дьюи, не абсолютны, об их ценности и справедливости необходимо судить в каждом конкретном случае. Оптимальной формой человеческого общежития является демократия, и поэтому следует отказаться от войн, насилия, стремиться к сглаживанию социальных конфликтов и противоречий.

Дж. Дьюи разработал специальный метод совершенствования жизни общества и определил этот метод как метод социальной реконструкции.

Социальная реконструкция предусматривает следующие изменения:

  • в области экономической: совершенствование форм собственности и наделение частной собственностью как можно большего числа людей. Однако для эффективного ведения экономической жизни Дьюи рекомендует объединение собственников и собственности в форме акционерных обществ. Эти экономические изменения повлекут за собой изменения социальных отношений;
  • в области социальной: преодоление отчуждения человека от средств производства и результатов своего труда; сокращение паразитирующей на чужом труде прослойки общества; более справедливое распределение результатов труда. Эти преобразования обеспечат борьбу с бедностью, повышение благосостояния народа, гарантию социального порядка, соблюдения прав человека и гражданина, сглаживание конфликта как внутри страны, так и между различными странами.


Опыт тесно связан с выполнением действий, а не с изучением объектов. Мышление становится инструментом для решения умственных проблем. Его появление способствует умственной активности, обращённой на поиск результативного решения проблем, препятствующих нормальному функционированию организма. Дьюи полагал, что обучение должно происходить с помощью опытного познания. Только при изучении окружающего мира у ребёнка проявится желание к дальнейшему познанию. Через познание действительности у ребёнка формируется такое свойство характера, при котором появляется возможность контролировать происходящее вокруг, адаптировать действительность к своим интересам. Он указывал, что все предшествующие общеобразовательные системы были рассчитаны на передачу учащимся огромного количества общей информации без применения их на практике. Образно говоря, учащихся обучают опытом прошлого, но не готовят к проблемам в будущем. На смену традиционной системе образования Дьюи представил концепцию, цель которой – обучение решению проблем. По его убеждению, человек, владеющий умением принимать решения, будет лучше подготовлен к жизни с её многочисленными трудностями.

Согласно теории Дьюи, воспитание и обучение осуществляются не посредством усвоения теории, а в процессе выполнения практических задач, в которых учащиеся не только изучают мир, но и учатся работать в коллективе. Тогда школа воспитает детей, отлично адаптированных к жизненным условиям. В школах, созданных на основе инструментальной педагогики, не существовало определённой программы с системой изучаемых предметов, а подбирались только те знания, какие могли бы найти практическое применение в жизни. Наиболее важными научными дисциплинами Дьюи считал историю и географию, поскольку они тесно связны с природой и социальной жизнью общества.


Суть практической работы заключается не только в приобретении конкретных знаний, но и в участии школы в социальной деятельности, в жизни общества. В процессе практики ученики много узнают о профессиях, и видах практической деятельности, которые помогут в развитии у них определённых навыков, учатся уважать чужой труд, идущий на пользу обществу.


Метод проектов – система обучения, при которой дети получают знания в процессе планирования и выполнения своевременно усложняющихся практических заданий-проектов. Плюсы метода – развитие у детей предприимчивости, умения оценивать любую ситуацию. Этот метод приучает их к настойчивости, самостоятельности, однако следует помнить, что в любом случае им необходима помощь учителя, которая обеспечивала бы эффективный процесс обучения.

Джон Дьюи предложил концепцию непрерывного образования для всех возрастов. Общество должно быть в процессе непрерывного обучения и переобучения. Жизнь постоянно развивается, поэтому образование должно мгновенно реагировать на изменения, происходящие в мире. Если эта задача не будет выполнена, то общество столкнётся с проблемами, не будучи готовым к их решению.


По мнению Дьюи, существует необходимость включать в учебный процесс игровую деятельность. Материалы, применяемые в игре, должны быть наиболее близко приближены к реальным условиям, прямыми и естественными, насколько это позволяют жизненные условия. Игра должна использоваться школой и привносить в учебную деятельность разнообразие. Для всех возрастов важную роль играют ролевые игры: они способствуют самовыражению и развитию фантазии.


Джон Дьюи говорил о том, что основная задача преподавателя заключается в хорошем, разностороннем знании своего предмета. Это даёт ему возможность построить своё обучение так, чтобы его профессиональная деятельность обладала наибольшей эффективностью. Дьюи рекомендовал педагогам уделять максимальное внимание потребностям ребёнка и строить школьное обучение исходя только из интересов ребёнка. Однако при этом был неизбежен отказ от систематического обучения, что вело к снижению роли научных знаний, а потому применение этой теории в учебном процессе оказалось не столь эффективным, как рассчитывал её автор. Вместе с тем, элементы инструментальной педагогики с успехом были включены в процесс систематического обучения, наиболее широкое распространение в современных школах получил метод проектов.

Главная идея педагогики Джона Дьюи – ребёнка в школе необходимо не только обучать основам, но и готовить его к самостоятельной жизни в обществе, давать возможность применять полученные знания в социальной деятельности. Эта идея не утратила актуальности в наши дни, поскольку в современном постоянно меняющемся мире человек должен уметь приспособиться к нововведениям, применять приобретённые знаний и умения в новых для себя ситуациях.

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

В педагогике особое значение приобретают историко-педагогические исследования, вскрывающие преемственность научных традиций и инноваций, определяющие научный потенциал педагогических теорий и концепций прошлого, их эвристическую и прогностическую функции. Педагогические идеи ученого Дж. Дьюи во многом созвучны задачам, стоящим перед школой, как в прошлом, так и в настоящее время, и поэтому требуют современного осмысления в связи с развитием проблемного обучения. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи , а также применение ее в различных странах, рассмотрена в данной презентации.

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (Дьюи) Прагматическая теория воспитания (Дьюи) • Джон Дьюи ( Джон Дьюи (1859—1952) — американский философ, психолог и педагог, видный представитель прагматизма (от греческого pragma— дело, действие; философия действия), ведущего направления в философии и педагогике в Соединенных Штатах Америки. Дьюи родился в Берлингтоне, образование получил в Вермонтском университете. С 1884 по 1930 г. он был профессором философии и педагогики в ряде университетов Америки, написал более 30 книг и массу статей.

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Основные положения прагматической Основные положения прагматической педагогической теории. . педагогической теории  Ценным является то, что приносит практический Ценным является то, что приносит практический результат. результат Согласно теории Дж. Дьюи воспитание и обучение осуществляются не посредством усвоения теории, а в процессе выполнения практических задач, в которых обучающиеся не только изучают мир, но и учатся работать в коллективе. Тогда школа воспитает детей, отлично адаптированных к жизненным условиям. В школах, созданных на основе инструментальной педагогики, не существовало определенной программы с системой изучаемых предметов, а подбирались только те знания, какие могли бы найти практическое применение в жизни. Наиболее важными научными дисциплинами Дьюи считал историю и географию, поскольку они тесно связны с природой и социальной жизнью общества.

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Основные положения прагматической Основные положения прагматической педагогической теории. . педагогической теории Система учебных проектов. Система учебных проектов  Метод проектов – система обучения, при которой дети получают знания в процессе планирования и выполнения своевременно усложняющихся практических заданий­проектов. Плюсы метода проектов – развитие предприимчивость детей, умения оценивать любую ситуацию. Этот метод приучает их к настойчивости, самостоятельности, однако следует помнить, что в любом случае им необходима помощь учителя, которая обеспечивала бы эффективный процесс обучения.  Непрерывность образования Непрерывность образования. Джон Дьюи предложил концепцию непрерывного образования для всех возрастов. Общество должно быть в процессе непрерывного обучения и переобучения. Жизнь постоянно развивается, поэтому образование должно мгновенно реагировать на изменения, происходящие в мире. Если эта задача не будет выполнена, то общество столкнется с проблемами, не будучи готовым к их решению.

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Основные положения прагматической Основные положения прагматической педагогической теории. . педагогической теории Игровая деятельность. Игровая деятельность.  По мнению Дж Дьюи, существует необходимость включать в учебный процесс игровую деятельность. Материалы, применяемые в игре, должны быть наиболее близко приближены к реальным условиям, прямыми и естественными, насколько это позволяют жизненные условия. Игра должна использоваться школой и привносить в учебную деятельность разнообразие. Для всех возрастов важную роль играют ролевые игры: они способствуют самовыражению и развитию фантазии. Деятельность педагога. Деятельность педагога.  Джон Дьюи говорил о том, что основная задача педагога заключается в хорошем, разностороннем знании своего предмета. Это дает ему возможность построить свое обучение так, чтобы его профессиональная деятельность обладала наибольшей эффективностью. От учителя полностью зависит, в какой последовательности он будет знакомить учеников с тем или иным объектом изучения

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания в школах Великобритании • В Великобритании в основном применялись педагогические идеи о личности обучающегося, которая находится в центре учебного о вовлечении в практический труд; о ценности опыта, который неразрывен с образованием; о новой роли учителя консультанта. Данные были востребованы до 1949 года процесса; обучающихся как идеи

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания в школах Германии • • • В Германии восприятие идей прагматизма Дж. Дьюи стало тем дразнящим моментом, который стимулировал дискуссию в рамках немецкого педагогического диспута. Немецкие реформаторы обращали внимание на связь школы и жизни. Они обсуждали новую роль учителя, делали акцент на трудовую деятельность и опыт, социализацию. С.И. Гессен утверждал, что Дж. Дьюи рассматривает образование как практическую сторону динамичной философии, ориентированную на реальности, единстве личности, умственного роста через непрерывную реконструкцию опыта и далее к логике как инструменту экспериментальной абстракции. Гессен отметил отрицательную сторону педагогики Дж. Дьюи в том, что ученый не заявляет о практической ценности прагматической педагогики в средних школах. Он также подверг сомнению идею связи педагогики с философией. В отношении трудовой школы С.И. Гессен был близок к идеям Дж. Дьюи. Трудовая школа – образование и труд, которые не противопоставляются друг другу. В центре стоят интересы личности, реализуемые через практическую деятельность, в ней познается культурная и ценностная жизнь человечества. В период 1945–1965 годы идеи, связанные с Дж. Дьюи, были в центре внимания немецких педагогов, но интерпретировались они по­разному. В 1947 году развернулась критика против реформаторской педагогики. Подняли голову консерваторы, противники новой школы и с 1948 года опираться на идеи Дж. Дьюи стало невозможно.. В 70–80­е гг. вновь обратятся к идеям Дж. Дьюи о новой школе, деятельности и учении. Повышается интерес к общей и школьной педагогики, проектным междисциплинарным урокам, к проблемному обучению. С 1980­х годов активизируется проектная методика. Дж. Дьюи.

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания в Прагматическая теория воспитания в школах России школах России • В ХХ–ХХI вв. в России происходит модернизация образовательного пространства в связи с этим меняются профессиональные установки, смена системы ценностей, поиск новых подходов к отбору содержания обучения и воспитания, формирование новых педагогических установок и ориентиров. Отечественные педагоги обращались к анализу педагогических систем зарубежных ученых, в том числе и к американскому философу и педагогу Дж. Дьюи в поиске новых форм и методов содержания образования, которая как в 20–30­х годах, так и в настоящее время является одной из самых актуальных.

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания в школах России • Четвертый этап с 1980 г. по 2010 г. В 1980­е гг. отечественная педагогика вновь обратилась к наследию ученого Дж. Дьюи на волне педагогики сотрудничества. В последующем интерес к нему усилился в логике осмысления процессов демократизации школы, новой рефлексивной модели образования, интерактивной методики. С 1991 году практика Дьюи – это современная практика во многих школах, особенно в рамках начальной средней школы, а теория Дьюи – современная теория в образовательном пространстве нашей страны. • Метод проектов получил новую жизнь в отечественном образовании в трех сферах. • Во­первых, в рамках предметной области, связанной с различными технологиями, как в основном среднем, так и в начальном профессиональном образовании. Во­вторых, в ходе компьютеризации образования появились проекты, выполняемые группами детей с педагогами или без них. В­третьих, метод проектов активно используется в отечественных школах, которые вошли в международную систему бакалавриата, а также в гимназиях и лицеях. В настоящее время, в связи с реформированием образования России и развитием идей прогрессивного обучения, интерпретация идей Дж. Дьюи в отечественной педагогике актуальна. Благодаря развитию демократического общества личность в нашей стране приобретает востребованность, перед ней открываются широкие возможности. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий особое место заняли развивающие личностно­ориентированные технологии воплотившие идеи и конкретные разработки.

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Коротко суть своей методики Коротко суть своей методики Дьюи выразил следующими Дьюи выразил следующими словами: “Воспитание. должно словами: “Воспитание. должно опираться. на первоначальное опираться. на первоначальное и независимое существование и независимое существование прирожденных способностей; прирожденных способностей; дело идет о их направлении, а дело идет о их направлении, а не о их создании” не о их создании”

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

Прагматическая теория воспитания (ДЖ. Дьюи)

обучающегося, обучающегося, В современное время применяют В современное время применяют разработанные этапы проблемного разработанные этапы проблемного обучения Дж. Дьюи, которые которые обучения Дж. Дьюи, активизируют его активизируют его интересы, способности и возможности интересы, способности и возможности скорее, чем урок, задание или задание или скорее, чем урок, отдельные предметы. Они ставят отдельные предметы. Они ставят задачи гибкого, задачи гибкого, креативного, думающего и готового к креативного, думающего и готового к сотрудничеству не сотрудничеству не пассивной личности. пассивной личности. воспитания воспитания ученика, ученика, а а

Читайте также: