Джокер фильм сюжет кратко

Обновлено: 05.07.2024

Картина, по сути, показывает трагедию столкновения социальных слоёв общества. И на фоне этой разрухи ломается также и Артур. Это две тесно связанных и дополняющих друг друга трагедии в фильме. Они идут, словно два сюжета, рука об руку и по ходу истории мы видим, как всё кругом рушится. Людские судьбы, жизни и сам город. Межсоциальный конфликт, а в конце и война, в картине выступает как главное подталкивающее для Флека. Именно поэтому Артур как персонаж в том виде, в котором он есть в кино, не может существовать раздельно от него. В комиксах может, тут нет. И в этом прелесть этого тяжёлого, гнетущего и местами страшного фильма.

Важно заметить, что сам Артур Флек как будущий символ, не был изначально таковым. Это стечение обстоятельств: в один ужасный день он ехал с работы (он работал аниматором, потому на нём маска клоуна), к нему пристали, он не хотя убил троих работников Уэйна и пошёл слух о клоуне-убийце после. Тут Артур окончательно съехал с катушек. Позже Томас Уэйн в своём выступлении говорит об убийстве и называет низший социальный слой клоунами и неудачниками. И только после этого народ подхватывает символ клоуна. С ним же они идут творить хаос на улицах в конце фильма, превознося своего лидера — сумасшедшего Артура. Последний почти случайно стал тем, кем его видят анархисты на улице. Но вполне доволен собой.

Кстати, важно заметить, что фильм почти никак не связан с комиксами. Его может смотреть человек, не интересующийся историями с картинками. От комиксов в нём только персонаж Джокер, который далёк от оригинала и который показан нам очень реалистичным. Название города — Готэм. Семья в лице Томаса Уэйна и Брюса. Сын Уэйна — это будущий Бэтмен, Брюс Уэйн, но всё это не играет большой роли в основной и главной истории. Тодд Филлипс даёт нам альтернативную историю о том, кто на самом деле Джокер, но лишь намёком, который не раскрывается. В итоге, это не важно для фильма и в самом конце торжествует не хэппи-энд, а хаос.

Исходя из этого, фильм о павшем человеке, о таком же городе и бессмысленном конфликте бедных с богатыми. Картина о самом настоящем хаосе с символом улыбки.


Но финал вызывает множество вопросов, потому что.

Насколько реально то, что происходит с Джокером? Или показанное - всего лишь плод воображения?

И эта двойственность истории прекрасно ложится на образ неоднозначного персонажа.

Зритель никогда не узнает, что сделал Артур на самом деле. Если допустить, что он убил мать, узнав страшную правду о своём прошлом, то возникает вопрос: что он сделал с Софи и её дочерью? Убил обеих или просто тихо и мирно ушёл, изображая прежнего спокойного парня из соседней квартиры? Судя по последующему нервному срыву, вывод напрашивается неутешительный.

Убил ли Артур мать? А бывшего коллегу-клоуна? Получил на самом деле приглашение на шоу Мюррея? И застрелил ли он ведущего в прямом эфире? Единственное, в чём мы можем быть уверены: в финале Джокер действительно заперт в городской психиатрической лечебнице Аркхэм. Хотя и там он промышляет убийствами и сочиняет свои странные шутки.

По версии Тодда Филлипса, Джокер создал Бэтмена и начал восстание


Мать Джокера - Пенни Флек - была одержима Томасом Уэйном. И хотя Уэйн и его сотрудники отрицали всякую связь и указывали на безумие Пенни, вопрос остаётся открытым. Артур Флек действительно является сыном Томаса и сводным братом Брюса Уэйна? Или его правда усыновили, а информация о настоящий родителях отсутствует. В молодости Пенни была красавицей, а Томас благодаря своим связям легко мог запереть её в Аркхэме и подделать документы об усыновлении.

В конце нам показывают, что восстание народных масс, спровоцированное убийством телеведущего Мюррея в прямом эфире, погрузило Готэм в полный хаос. Родителей Брюса Уэйна так же убили в переулке, но сделал это обыкновенный преступник, решивший восстановить справедливость и вывести классовую борьбу на новый уровень.

Собственными руками Артур не убивал Томаса и Марту, но стал причиной. Теперь у Брюса есть мотивация стать Бэтменом и вершить правосудие на улицах по ночам. И неизвестно, насколько суровым и радикальным окажется новый Тёмный рыцарь.

Возможно, убийство родителей Брюса - это и есть та самая шутка, над которой смеётся Артур Флек в Аркхэме, но о которой не хочет рассказывать психиатру на беседе.

Артур Флек - на самом деле сын Томаса Уэйна? Или нет?


Ещё один ключевой вопрос в фильме. Пенни Флек уверена, что Томас Уэйн был её любовником, от которого она родила Артура. Она ежедневно пишет письма бывшему работодателю, но не получает ответа, потому что Уэйн презирает бывшую любовницу. Но затем мы выясняем, что Пенни всегда была сумасшедшей и даже лечилась в Аркхэме. А Артур не имеет никакого отношения к семье Уэйнов - он не брат Брюсу и не сын Томасу.

Далее Артур Флек находит свидетельство об усыновлении. И узнаёт, что в детстве перенёс множество побоев от сожителя матери, голодал и получил травмы головы. В приступе ярости Артур убивает мать в больнице и окончательно разочаровывается в людях.

Артур Флек - единственный настоящий Джокер?

Ещё один вопрос: Артур Флек - тот самый Джокер, который впоследствии будет сражаться с Бэтменом? Или всего лишь прототип для будущего короля преступного мира Готэма? И символ революции, которая вскоре захлебнётся в крови и очередной бесконечной депрессии?

Тодд Филлипс никогда прямо этого не говорил, что можно предположить, что на момент начала фильма Артуру примерно 45 лет. Может, чуть меньше или больше - не суть. Брюсу Уэйну примерно десять лет. Выходит, что к тому времени, когда наследник богатейшего семейства повзрослеет и станет Бэтменом, Джокеру будет за пятьдесят.

Учитывая реалистичность показанного мира, Артур Флек вполне может стать врагом Тёмного рыцаря.


В конце нам показывают белую комнату, подозрительно напоминающую ту, в которой Артур представлял свою мать, изучая отчёты психиатра. Лечащий врач Флека напоминает психотерапевта, к которому он ходил на приёмы в первой половине фильма - напоминает как небрежным отношением к пациенту, так и внешностью.

Скорее всего, главная шутка Артура, которую никто кроме него не поймёт - это осознание того, что вся его несчастливая жизнь всего лишь комедия. Он сам и есть шутка. Флек смирился с тем, что ему до конца жизни придётся сидеть в Аркхэме и, похоже, он вполне доволен открывающимися перспективами. Вдобавок и сам главный герой не понимает, что произошло в реальности, а что он всего лишь выдумал.

Богатые жители Готэма плюют на проблемы бедных и думают только о себе. Бедняки всё глубже погружаются в беспросветную депрессию и теряют надежду на любое будущее, а отдельные представители общества и вовсе игнорируют все нормы морали. И чем сильнее ощущение безысходности в Готэме, тем ближе восстание угнетённых, стральба и взрывы на улицах.

Джокер задаёт вопрос: что будет, если система вдруг позабудет про психически больных людей и станет относиться к ним как к мусору? И отвечает, что тогда система - и порождённое ей общество, - получат по заслугам. Артур Флек подводит зрителей к мысли, что если один плохой день может превратить человека в агрессивного психопата, то беспросветная жизнь сделает из того самого психопата неконтролируемое чудовище.

В то же время Тодд Филлипс вовсе не идеализирует идею революции, как может показаться. Он говорит о том, что спичкой, способной разжечь пламя народного гнева, зачастую оказываются безумцы и психопаты. Живущие в своём воображаемом мире.


Психологические

Джокер (Joker)

Персонаж по кличке Джокер — популярный супер злодей из комиксов DC. Наиболее известен в качестве заклятого противника Бэтмена. Внешне Джокер выглядит как постоянно улыбающийся клоун, как правило с зелеными волосами и в фиолетовом деловом костюме. Хоть Джокер и выглядит полным безумцем, на самом деле он достаточно хитрый и расчетливый маньяк, обожающий черный юмор.

Трейлер

Описание

Сюжет

Сценарий фильма содержит множество мелких деталей и намеков, каждое из которых краткое содержание вместить не может.

Действие картины разворачивается в 80х годах в городе Готэм. Ситуация в городе плачевная: повальная нищета, безработица и как следствие — высокий уровень преступности. В центре сюжета — клоун-неудачник Артур Флек, проживающий со своей матерью Пенни в небольшой квартире. Артур страдает нервным расстройством, из-за которого он может начать смеяться в любое время. Герой мечтает стать известным комиком, но ему удается лишь устроиться в скромное агентство клоунов по вызову.

Однажды банда уличных преступников избивает Артура. Друг по работе Рэндалл дает ему револьвер, чтобы в случае повторного нападения Артур смог припугнуть негодяев.

Во время выступления в детской больнице в роли клоуна из кармана Артура выпадает револьвер. При разборках с начальством Рэндалл отрицает, что имеет какое либо отношение к оружию, и в итоге Артура увольняют.

Отчаявшийся Артур не смывая грим отправляется домой. В метро он становится свидетелем домогательства трех пьяных мужчин к девушке. В этот же момент у него начинается приступ смеха. Пьяницы начинают избивать Артура. В какой-то момент герой достает револьвер и убивает мерзавцев.

Убийства получают широкую огласку в СМИ, поскольку убитые были успешными менеджерами из компании мэра Готэма — Томаса Уэйна. Уэйн заявляет, что все завистники успешных миллионеров и миллиардеров — клоуны. В результате в городе вспыхивают массовые протесты, участники которых носят клоунские маски и открыто одобряют убийство трех менеджеров.

Артуру удается выступить на комедийном шоу, однако выступление оказалось провальным. Героя постоянно одолевал неконтролируемый смех, в результате чего он не смог нормально закончить свое выступление.

Тем временем неудавшееся стенд-ап выступление Артура неожиданно получило положительный отклик от ТВ-зрителей. Героя приглашают на прямую трансляцию комедийного шоу, на которое он приходит в гриме клоуна и с револьвером.

Джокер начинает беседу с ведущим ток-шоу, в которой признается в убийстве трех богачей и заявляет, что сегодняшнее прогнившее общество заслуживает такого отношения. В конце разговора Джокер убивает ведущего и выходит на улицу, где продолжаются массовые протесты. Протестующие признают Артура своим лидером и вдохновителем.

В последней сцене Артур находится в камере психиатрической клиники Аркхем и смеется.

Смысл фильма

  • Многослойный сценарий позволяет по-разному трактовать смысл фильма. Большинство обозревателей сошлись во мнении, что картина отражает современное настроение общества, в особенности американского. Леволиберальное движение значительно окрепло за 2010-е годы в США, что в фильме вылилось в жесткую критику правящих богачей.
  • Концовка фильма так же получила не одно объяснение. Некоторые зрители полагают, что все события фильма происходили в больном разуме Джокера, то есть в реальности их не было никогда. В качестве подтверждения этой теории приводится время на часах, которое во всех сценах фильма одинаковое, включая финальную сцену в Аркхеме.
  • Другая схожа теория — ненадежный рассказчик. Сторонники этой теории полагают, что события происходили в реальности, но были частично перевраны Джокером при пересказе. В качестве аргумента выдвигается появление выдуманной девушки Артура, а также показанное убийство Томаса и Марты Уэйн, свидетелем которого Джокер не был.

Отзывы

Сразу после первых показов фильма мнение общественности изменилось в противоположную сторону. Многие стали называть Феникса лучшим Джокером в истории, а сам фильм — лучшей картиной 2019 года.

В основном фильм получил положительные отзывы. Критики отмечали превосходную актерскую игру и отличный сценарий, поднимающий множество современных остросоциальных тем.

Из недостатков некоторые рецензенты отмечали слишком высокий уровень насилия и не рекомендовали картину к просмотру людям со слабой психикой.


Скажу честно, я не фанат супергероики. Такие фильмы помогают убить время, но за редким исключением мне сложно воспринимать их всерьез. Тут играют роль как мои личные предпочтения (мне нравятся истории, где главные герои — обычные люди, а не полубоги, чудесным образом получившие суперсилы), так и тот факт, что экранизации комиксов в Голливуде давно превратились в отлаженный конвейер и в большинстве своем воспринимаются примерно как один и тот же фильм, просто с разными актерами.

Но то, что кино делается как самодостаточное произведение, никак не связанное с предыдущими фильмами DC, наличие Феникса, обещанный рейтинг R, а также трейлер — все это как минимум выделяет ленту на фоне остальной современной супергероики.

Сценарий предваряется таким вот многообещающим вступительным текстом.

Прежде чем начать разбор полетов, сделаю небольшое отступление. Поскольку я не знаток комиксов, то оцениваю скрипт с позиции обычного зрителя, который знает Джокера исключительно по фильмам. Поэтому не смогу сказать, использовались ли какие-то элементы сценария в выпусках комиксов или сериалах. Также отмечу, что, конечно же, в обзоре будут определенные спойлеры. Так что если вы не хотите знать, что Джокер сойдет с ума, а Брюс Уэйн станет сиротой, — не читайте.

Осторожно, спойлеры!

В версии Филлипса Джокера зовут Артур Флек. Он, как может, пытается свести концы с концами в охваченном экономической депрессией Готэме. После потери предыдущей работы Артур пытается подрабатывать клоуном. Получается не очень удачно. Во-первых, Артур страдает от специфического психического заболевания. Оно в том числе выражается в неконтролируемых приступах смеха. Герой даже носит с собой специальную карточку, объясняющую людям, что это не настоящий смех, а симптом болезни.

А во-вторых, Артур подвергается постоянным издевкам со стороны окружающих. Они как раз показаны в трейлере. Когда я его посмотрел, то подумал, что в ролик просто включили все подобные моменты, чтобы надавить на жалость. Но нет, в сценарии этого добра намного больше. На самом деле, по ходу чтения создается впечатление, что над будущим Джокером издевался чуть ли не весь Готэм.

Судите сами. Группа подростков крадет у Артура табличку, заманивает его в переулок и потом избивает. Непонятно что забывшая в метро компания преуспевающих яппи тоже колошматит героя. Коллега по работе, который позиционирует себя как друга, при первой возможности сдает Артура начальству, из-за чего того увольняют. Дворецкий Альфред открыто насмехается над героем. Ведущий популярного развлекательного телешоу показывает по телевизору видеозапись с чудовищно плохим стэндапом Артура и тоже высмеивает его. Врачи в больнице стебутся над ним. Томас Уэйн при встрече отвешивает герою хук. Ну а к концу выясняется, что даже мама Артура на самом деле никакая не его мама и в раннем детстве истязала мальчика, что стало причиной его расстройства.

К слову, хотите верьте, хотите нет, но эпизод встречи Артура с Томасом Уэйном в сценарии выглядит примерно как этот мем

Скажу честно, поначалу это весьма неплохо работает. Мы видим, как герой тщетно пытается удержать под контролем свою болезнь, но жестокий город постепенно перемалывает его, толкая к неизбежному финалу. И ему действительно сопереживаешь. Но в какой-то момент авторы стали перегибать палку. Унижения героя окружающими пересекают экватор сценария и продолжаются чуть ли не до самого конца истории, что несколько обесценивает этот прием.

Понятное дело, что Готэм не самое приятное место для жизни. Но всему же есть какие-то пределы. За исключением соседки практически все, кого встречает Артур, делают ему какие-то гадости или как минимум неприятно себя ведут. Такое ощущение, словно весь город внезапно возненавидел героя и теперь пытается его унизить. В результате к финалу все это начинает восприниматься как какая-то изощренная пародия. Или, говоря словами самого Джокера, — плохая комедия. Если задуматься, возможно, именно такого эффекта и планировали добиться авторы.

Вероятно, именно поэтому на одну из ролей взяли Роберта Де Ниро. Да и изначальным продюсером проекта был Мартин Скорсезе

Вся эта линия, конечно, содержит ряд определенных политических аллюзий. Так что не удивлюсь, если после выхода фильма в Штатах вспыхнет парочка скандалов. У меня лично она вызвала двойственные ощущения. С одной стороны, авторы используют то, что в финале чуть ли не весь город одет как Джокер, чтобы креативно обыграть один архетипичный сюжет. С другой, в этой версии Артур, по сути, обычный городской сумасшедший, но при этом вокруг него почему-то постоянно происходят важнейшие события, что как минимум странно. Хотя поскольку герой весь фильм постепенно сходит с ума, эти странности в какой-то степени работают на общую атмосферу.

И опять же, следует понимать, что это все равно не тот Джокер, который будет минировать паромы и устраивать парады. Это не тот Джокер, который весело убивает людей направо и налево, сопровождая процесс различными коронными фразами. В первую очередь это одинокий человек со сломанной жизнью, который выбрал насилие как единственный доступный ответ злому миру. Если заменить здешний Готэм на реальный город — это никак не скажется на сюжете.

Смотрите также

История Джокера и его лучшие воплощения 23

История Джокера и его лучшие воплощения

Вся правда о разных версиях одного из величайших суперзлодеев — от первых страниц комиксов до последних фильмов.

Читайте также: