Джеймс уистлер биография кратко на английском

Обновлено: 07.07.2024

Джеймс Эббот Макнейл Уистлер родился в России в 1844 году. То есть, конечно, найдутся зануды-биографы, которые поправят: не в России, а в американском городе Лоуэлл (штат Массачусетс) и не в 44-м, а на десять лет раньше. Но сам Уистлер (в те времена еще не Джеймс Эббот Макнейл, а просто Джимми) часто говорил, что родился - как художник и личность - когда приехал к отцу, военному инженеру, проектировавшему в Петербурге Николаевскую железную дорогу.

В 11 лет он начал брать уроки рисования у Александра Корицкого – папиного подчиненного, студента Императорской академии художеств. Корицкий водил мальчика в музеи, возил его в Петергоф, знакомил с петербургской архитектурой. В доме Уистлеров часто бывал наставник Корицкого – Карл Брюллов, за ужином взрослые много и с удовольствием спорили об искусстве. Плотность прекрасного вокруг была столь высока, что дальнейшая судьба Джеймса Уистлера была предопределена – у него было другого выбора, кроме как стать великим художником.

В 12 лет Джеймс, подававший большие надежды, был зачислен в Академию художеств – сразу на второй курс и за казенный счет. Увы, на его пути вскоре возникло неожиданное препятствие. Опасаясь, что эпидемия холеры (свирепствовавшая в те годы в России) доберется до столицы, Джордж Уистлер отослал сына в Штаты.
Опасения не были напрасными: Джордж умер от осложнений холеры в 1849 году. По настоянию матери, рассчитывавшей, что Джеймс продолжит дело отца, юноша поступил в военную академию Вест-Пойнт.

В конце концов, Уистлер завалил экзамен по химии, и был отчислен из Вест-Пойнта – к немалому своему облегчению.

Едва дождавшись совершеннолетия, Джеймс Уистлер отправляется в Париж – город, в котором (как ему кажется) никто не станет наказывать его за детей, мирно удящих рыбу с моста.

В Париже Уистлер учится у Шарля Глейра – преподавателя, в чьей мастерской в разные времена занимались Сислей, Ренуар, Моне. Он вращается в богемных кругах, живет на широкую ногу, никогда не отказывает себе в удовольствии украсить интерьер дорогим веером или ориентальной ширмой (увлечение Уистлера японской культурой приобретает в те годы характер одержимости). Равно как и в каких-либо других удовольствиях.

В 1857 году Уистлер едет в Англию, которая производит на него могучее впечатление. По возвращению в Париж, он работает над циклом офортов, изображающих Темзу, а в 62-м участвует в выставке в Лондонской королевской академии. В декабре 62-го Джеймс Уистлер в компании своей подруги Джоанны Хифферман покидает Париж, чтобы навсегда поселиться в Лондоне. И, возможно, совершает одну из главных своих ошибок.

Сейчас в это трудно поверить, но не менее эпатирующими современники находили и его картины. После переезда в Лондон, Уистлер часто бывал в Париже, можно сказать, что он жил на две столицы. И в обеих успевал получить свою порцию тумаков от критиков и публики.

Через 10 лет после парижского Салона отверженных в Лондоне состоялась первая персональная выставка Уистлера. И обернулась для него финансовым крахом.

Вопреки неудачам Уистлер продолжал сражаться с реальностью по обе стороны холста.

Разумеется, дело было в творческом мировоззрении. Однако, описывая войну, которую Уистлер вел с реализмом, нельзя не упомянуть один вполне житейский нюанс.

В конце концов, Уистлера признали. Признали коллеги, критики, публика. Признали – что важно - при жизни. Его картины удостаивались высоких наград по обе стороны Атлантики. В 1884-м его избрали почетным членом Академии художеств в Мюнхене. В 92-м наградили Орденом Почетного Легиона в Париже. И все же признание оказалось запоздалым – в письмах друзьям Уистлер все чаще жаловался на душевный износ и физическое истощение.

В 1903 году Уистлер – уже тяжело больной - готовил большую ретроспективную выставку своих картин, по обыкновению работая над каждой мелочью. До открытия он не дожил – ретроспектива состоялась лишь через два года после его смерти.

Можно спорить о том, какая из его картин имеет больший вес для истории живописи. Но главное наследие Уистлера – пожалуй, его приверженность идее, что мир можно сделать красивее и лучше, двигаясь от малого к большому. От рамы – к картине. От картины – к стене, на которой она висит. От стены – к фасаду, улице, кварталу, городу, стране, планете, мирозданию. Судя по нынешнему облику мироздания, Уистлер многое не успел. Но он, по крайней мере, пытался.

Джеймс Эббот Макнил Уистлер (англ. James Abbot McNeill Whistler, 1834—1903) — англо-американский художник, мастер живописного портрета в полный рост, а также офорта и литографии. Один из ключевых тоналистов — предшественников импрессионизма и символизма.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился 10 июля 1834 в Лоуэлле (шт. Массачусетс).

В 1850-е годы Уистлер начал делать офорты, первая серия которых была опубликована в 1858.

В 1855 он уехал в Париж, где учился живописи у Шарля Глейра. Среди живописных произведений раннего периода творчества Уистлера – У фортепиано; Побережье Бретани; Голубая волна. В 1860 он закончил вторую серию офортов – Темза, за которую получил премию Бодлера.

С конца 1850-х годов Уистлер жил главным образом в Англии; принимал участие в революционных событиях в Чили (в период Тихоокеанской войны 1864–1866 против Испании) и в 1866 в Вальпараисо написал свое первое произведение Ноктюрн. После этого в жизни художника наступило самое продуктивное время (1862–1878), он исполнил несколько прекрасных портретов, включая знаменитый Портрет матери (1872, Париж, Музей Д’Орсе), а также портреты Томаса Карлейля (1872–1873, Глазго, Городской музей и картинная галерея) и Розы Кордер (1872–1877).

Лишившись средств после судебного процесса против критика Джона Рёскина, Уистлер отправился в Венецию, где сделал серию изысканных и тонких офортов.

Отчасти поправив материальное положение и утвердив свою репутацию, он стал в 1886 президентом Общества английских художников, но постоянное стремление к полемике и новациям привело к тому, что он был вынужден уйти с этого поста.

Картины, выполненные маслом, которые Уистлер начал писать с конца 1870-х годов, не принесли ему признания. Он разводил краску до очень жидкой консистенции, пытаясь следовать рецептам японских живописцев, и его полотна темнели.

В офортах Голландской серии, выполненной в 1890-х годах, Уистлер вновь продемонстрировал свое поэтическое видение мира. Он совершил несколько путешествий за границу, а также преподавал в академии Кармен в Париже.

ТВОРЧЕСТВО

At the Piano 1859 Harmony in Green and Rose: The Music Room 1861 Symphony in White no 1 (The White Girl) 1862

Nocturne in Grey and Gold: Chelsea Snow 1876 Nocturne Grey and Gold — Canal 1884 Nocturne Trafalgar Square Chelsea Snow 1877

МАТЬ УИСТЛЕРА

Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника, 1871

Для картины позировала мать художника Анна Макнейл Уистлер (Anna McNeill Whistler), жившая в Лондоне с сыном. Есть несколько версий создания картины, по одной из них Анна Уистлер послужила в качестве замены для другой модели, в последний момент. По другой версии предполагалось, что первоначально модель Уистлера должна была позировать стоя, но, для пожилой матери долгое позирование стоя было очень обременительно. Впервые картина была представлена на 104-й выставке Королевской академии искусств в Лондоне (1872), но была отклонена Академией.

Этот эпизод усугубил разрыв между Уистлером и британским миром искусства, это была последняя картина представленная художником на утверждение академии.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

Родился 10 июля 1834 в Лоуэлле (шт. Массачусетс). В 1850-е годы Уистлер начал делать офорты, первая серия которых была опубликована в 1858.

В 1855 он уехал в Париж, где учился живописи у Шарля Глейра. Среди живописных произведений раннего периода творчества Уистлера – У фортепиано; Побережье Бретани; Голубая волна.

В 1860 он закончил вторую серию офортов – Темза, за которую получил премию Бодлера.

С конца 1850-х годов Уистлер жил главным образом в Англии; принимал участие в революционных событиях в Чили (в период Тихоокеанской войны 1864-1866 против Испании) и в 1866 в Вальпараисо написал свое первое произведение Ноктюрн.

После этого в жизни художника наступило самое продуктивное время (1862-1878), он исполнил несколько прекрасных портретов, включая знаменитый “Портрет матери” (1872, Париж, Музей Д`Орсе), а также портреты Томаса Карлейля (1872-1873, Глазго, Городской музей и картинная галерея) и Розы Кордер (1872-1877).

В 1878 Уистлер предъявил иск в 1000 фунтов стерлингов знаменитому критику Джону Рёскину, допустившему оскорбительное высказывание о его творчестве. Судебный процесс разорил художника, в качестве компенсации он получил всего лишь один фартинг. Этот случай Уистлер описал в своей книге “Изящное искусство создавать себе врагов” (The Gentle Art of Making Enemies, 1890).

Лишившись средств, Уистлер отправился в Венецию, где сделал серию изысканных и тонких офортов.

Отчасти поправив материальное положение и утвердив свою репутацию, он стал в 1886 президентом Общества английских художников, но постоянное стремление к полемике и новациям привело к тому, что он был вынужден уйти с этого поста.

Картины, выполненные маслом, которые Уистлер начал писать с конца 1870-х годов, не принесли ему признания. Он разводил краску до очень жидкой консистенции, пытаясь следовать рецептам японских живописцев, и его полотна темнели.

В офортах Голландской серии, выполненной в 1890-х годах, Уистлер вновь продемонстрировал свое поэтическое видение мира.

Он совершил несколько путешествий за границу, а также преподавал в академии Кармен в Париже.

Близкая тема:
Афоризмы и цитаты Джеймса Уистлера

Джеймс Эбот Мак-Нейл Уистлер, (1834-1903), американский художник В молодости Уистлер хотел поступить в военную академию, но провалился на вступительном экзамене по химии. Позже он заметил по этому поводу: «Если бы кремний был газом, я был Читать дальше…










Он полной мере соответствовал распространенному представлению о том, как должен выглядеть настоящий художник. Переехав из тихой Америки в богемную Европу, он не только не затерялся здесь, но даже приобрел широкую известность .

Личность одиозная и скандальная,в своей книге с эффектным названием "Изящное искусство создавать себе врагов"("The gentle art of making enemies"), он описал чувства "тех редких людей, которые уже смолоду отказались от дружбы многих ". В ней были собраны самые нелепые отзывы о его произведениях и весьма остроумные ответы на них самого автора. Действительно, художнику не раз доводилось быть предметом нападок невежественных критиков, абсолютно ничего не понимавших в его творчестве.

Nocturne Blue and Silver Chelsea

"Природа содержит - в цвете и формах - элементы всех картин, подобно тому, как клавиатура содержит звуки всякой музыки.

Но художник рождён для того, чтобы выбрать, отобрать и сгруппировать со знанием дела эти элементы так, чтобы достичь прекрасного результата, так же как музыкант выбирает свои звуки и образует аккорды, пока не добудет из хаоса великолепную гармонию.

Сказать художнику, что природу следует брать такой, как она есть - всё равно что предложить пианисту сесть на рояль. "


Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер родился 9 ноября 1834 года в Лоуэлле, штат Массачусетс. Отец Джеймса, Джордж Вашингтон Уистлер, долгое время был армейским офицером. Демобилизовавшись из армии в 1833 году, он стал гражданским инженером-железнодорожником. Его вторая жена, Анна Мак-Нейл, происходила из семьи шотландских переселенцев. Джеймс был ее старшим сыном, любимцем и баловнем. Уистлер был известен своим пристрастием к театральным эффектам, что хорошо заметно по этой его фотографии. Работа Уистлера-старшего предполагала частые переезды. В 1843 году семейство совершило почти непредставимое по тем временам путешествие: Уистлеры перебрались в Россию, в Санкт-Петербург, где глава семьи должен был принять участие в постройке железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом.

В апреле 1849 года отец будущего художника скончался от холеры. Осиротевшая семья возвратилась в Америку. Здесь Уистлеры поселились в городке Помфрете, штат Коннектикут. В 1851 году Джеймс поступил в знаменитую военную академию в Вест-Пойнте. Достаточно скоро выяснилось, что у юноши нет никаких данных для военной карьеры. Уистлер не успевал по многим предметам, регулярно проваливал экзамены, имел многочисленные дисциплинарные взыскания. В июне 1854 года он был исключен из академии. Узнав об этом, будущий художник со свойственным ему сарказмом заметил: "Как камню не дано превратиться в газ, так и мне не суждено стать генерал-майором". Единственным предметом, по которому Уистлер давал фору своим соученикам, было рисование. Освоив азы рисунка, он некоторое время трудился в Геодезической службе США в Вашингтоне, но вскоре ему прискучило составлять карты, и через три месяца молодой человек оставил эту работу.

Начинался один из самых плодотворных периодов в жизни художника. Правда, уже следующая его картина, "Симфония в белом №Г. Девушка в белом" не снискала одобрения маститых критиков. Комиссии Королевской академии и парижского Салона забраковали ее.

Художник изобразил на ней прелестную рыжеволосую девушку, стоящую на медвежьей шкуре с цветком жасмина в руке. Чем не Чеховская героиня?:-)Ее вопрошающий взгляд психологически сложен, не случайно Гюстав Курбе назвал картину видением с духовным содержанием. Художнику удалось создать удивительно одухотворенный и тонкий образ, а главное — решить поставленную перед собой сложную задачу: изобразить белое на белом — одетую в белое платье девушку на белом фоне.Однако именно этот колорит, а также отсутствие сюжета, какого-либо аллегорического подтекста и не понравилось критикам.

Кстати, художнику позировала Joanna Hiffernan, ирландка, которая с 1861 по 1868 служила моделью Джеймсу Уистлеру. Джоанна Хиффернан (коротко - Джо)была его возлюбленной и моделью одновременно. Причем, Курбе она пзировала тоже. -)

Image Hosted by PiXS.ru

"Я переживаю ужасную депрессию, - говорил он. - Каждый день одно и то же - работа, работа. При этом я все делаю так медленно. Наверное, это потому, что я больше стираю, чем пишу".

Возможно, одной из причин депрессии было чувство вины, мучившее художника. Ведь именно в эти годы (1861-1865) в Америке шла ожесточенная Гражданская война. Однокашники Уистлера по академии в Вест-Пойнте проливали свою кровь на полях сражений, а он вел разговоры об искусстве в артистических гостиных. В 1865 году Уистлера навестил его брат, Уильям, служивший полевым хирургом в армии конфедератов. Он-то, скорее всего, и убедил его в необходимости "заняться делом". В 1866 году художник отправился в Вальпараисо, намереваясь примкнуть к повстанцам, боровшимся за освобождение от испанского владычества. Этот донкихотский поступок Уистлера обернулся фарсом. Художник явился к шапочному разбору - война к моменту его прибытия в Вальпараисо закончилась. Написав в Чили несколько картин, Уистлер возвратился в Англию.

File:James Abbot McNeill Whistler 007.jpg

В последующие несколько лет манера Уистлера приобрела черты зрелости и самобытности. В 1870-х годах он написал серию "Ноктюрнов", которые считаются вершиной его творчества. В те же годы к художнику стали обращаться влиятельные и богатые лица с просьбой написать их портреты. Одним из постоянных его заказчиков был ливерпульский судовладелец Фредерик Лиланд (1831-1892).

Уистлер написал ряд портретов семьи Лиландов, создавал росписи для многочисленных особняков, принадлежавших этому семейству. Правда, его отношения с Лиландом постоянно омрачались ссорами (художник "прославился" своим тяжелым характером). История с оформлением так называемой "Комнаты павлинов", столовой в лондонском доме Лиландов, положила конец этому знакомству. Летом 1876 года, пользуясь отсутствием хозяина, Уистлер, которому было поручено реставрировать столовую, полностью переделал ее. Лиланду новый (весьма экстравагантный) облик столовой пришелся не по вкусу. Он уплатил художнику лишь часть полагавшегося ему вознаграждения и навсегда запретил ему переступать порог своего дома.

Последней каплей в чаше терпения судовладельца стало то, что Уистлер показал свою работу друзьям (то есть - позвал в дом толпу незнакомых людей, не дождавшись разрешения хозяина). В следующем году Уистлер ввязался в новую, еще более скандальную, историю, когда подал в суд на знаменитого искусствоведа Джона Рескина, неодобрительно отозвавшегося о его произведениях. В результате художник выиграл процесс, однако затянувшееся судебное разбирательство совершенно его разорило. В мае 1879 года Уистлера объявили банкротом. С молотка пошли его дом, богатейшая коллекция фарфора и некоторые картины. Художник уехал в Венецию. Несколько работ маслом и офорты, созданные Уистлером в Венеции, вернули ему признание публики и несколько поправили его финансовое положение.

В 1888 году Уистлер женился на некоей Беатрисе Гудвин. Прожили вместе они очень недолго - через четыре года Беатриса умерла. В 1891 году Торговая корпорация Глазго приобрела за 1000 гиней уистлеровский "Портрет Томаса Карлейля". В том же году Люксембургский музей в Париже купил у Уистлера картину "Портрет матери художника", а спустя еще несколько месяцев художник был удостоен ордена Почетного легиона. Он продолжал писать, путешествовать (и даже судиться), но здоровье его постоянно ухудшалась. Жизнь клонилась к закату. Развязка наступила 17 июля 1903 года - в этот день Уистлер скончался в своем лондонском доме от сердечного приступа. Спустя два дня его похоронили на кладбище Чизвик, на западной окраине английской столицы.

Читайте также: