Литературная критика это кратко
Обновлено: 07.07.2024
Литературная критика – это оценка и истолкование произведения художественной литературы, а также выявление и утверждение принципов какого-либо направления литературы.
Понятие и сущность литературной критики
Литературная критика является одним из видов литературного творчества. Она исходит из общей методологии литературоведения и опирается на историю литературы. Литературная критика отличается от истории литературы тем, что освещает те процессы, которые происходят в первую очередь в современном литературном движении или интерпретирует классику с точки зрения художественных и общественных задач. Литературная критика тесно связана и с общественной жизнью, и с эстетическими и философскими идеями эпохи.
Возникновение критических суждений о литературе произошло практически одновременно с рождением самой литературы и первоначально представляло собой мнение наиболее умудренных, уважаемых читателей. Уже в период античности в Риме и Греции, а также в Китае и древней Индии литературная критика выделилась как особое профессиональное занятие.
Затем еще на протяжении долгого времени она сохраняла следующие функции:
- общая оценка произведения
- осуждение либо поощрение автора
- рекомендации другим читателям.
Критика указывает автору промах и достоинства его труда, тем самым способствует расширению идейного кругозора писателя и совершенствованию его мастерства. Критик в обращении к читателю не только разъясняет ему литературное произведение, но и вовлекает его в процесс совместного осмысления прочитанного. Способность рассматривать литературное произведение как художественное целое, воспринимать его в общем процессе литературного развития является одним из важнейших достоинств критики.
Готовые работы на аналогичную тему
Современная литературная критика имеет различные жанры:
- Рецензия
- Статья
- Эссе
- Обзор
- Полемическая реплика
- Литературный портрет
- Библиографическая заметка.
Критик соединяет в себе социолога, историка и психолога литературы, эстетика и даже политика. При этом он должен иметь талант, родственный таланту художника и ученого. А в связи с ответственной ролью литературной критики в судьбе писателя и произведения, а также в самом литературном процессе, нравственные обязанности приобретают большое значение. натяжки, навешивание ярлыков, произвольное цитирование, голословные выводы несовместимы с сутью литературной критики.
История становления и развития литературной критики
На Западе история литературной критики тесно связана с историей литературных направлений и школ, развитием литературоведческой мысли. Она выражает социальные отношения (прямо или косвенно) и противоречия своего времени. Крупнейшие писатели и критики, например, Г. Лессинг, Д. Дидро, Э. Золя, Г. Гейне, В. Гюго, выдвигали программу развития литературы, а также формулировали ее эстетические общественные принципы.
С начала 19 века литературная критика в Европе стала одной из литературных профессий. Для своего времени наиболее влиятельными критиками были: М. Арнолд, Ш. О. Сент-Бёв, Ф. Брюнетьер, Г. Брандес. Наиболее заметные достижения литературной критики в США относятся к первой половине 20 века (Ван Вик Брукс, В. Л. Паррингтон).
Становление литературной критики в России относится к середине 18 века. выдающимися критиками этого времени являются А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский. Н. М. Карамзин впервые придал литературной критике общественный характер и расширил диапазон и возможности критики.
Критики – декабристы (например, А. А. Бестужев) отстаивали идею народности, самобытности русской литературы с революционно-романтических позиций.
Первые высокие образцы литературной критики сформировались в критической прозе Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина, которые оставили тонкие суждения о сущности и задачах литературной критики, о назначении литературы, о сатире и реализме. В. Г. Белинский выдвинул концепцию критического реализма. В его критике оценка произведения основывается в интерпретации его как художественного целого, в единстве образов и идей. Творчество писателя здесь рассматривается в связи с историей общества и литературы.
Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский, посчитавшие недостаточной оценку произведения только в свете идейного замысла, в качестве главной задачи литературной критики обосновали суждение непосредственно о самой жизни, о ее социальных типах, процессах, которое составлено на основе изображенных художником картин.
Учение К. Маркса и Ф. Энгельса, которое раскрыло главные законы социально-исторического развития, а также их выступления по вопросам литературы и искусства создало новую научную методологическую основу литературной критики. На Западе марксистская критика, возникшая во второй половине 19 века, представлена Ф. Мерингом, П. Лафаргом. эти выдающиеся литераторы впервые дали трактовку искусства с точки зрения исторического материализма.
Марксистская критика стала началом нового этапа в развитии отечественной критической мысли. Для утверждения методологических основ советской литературной критики и литературоведения имели работы В. И. Ленина. После революции 1917 года в российской литературе одним из главных международных направлений становятся марксистская литературная критика и литературоведение. Марксистская критика рассматривает произведения художественной литературы в единстве всех сторон и качеств: с этической, социологической, эстетической точек зрения. Литературная критика является средством познания жизни и воздействия на нее, отсюда возникает высокая ответственность критики как средства эстетического и идеологического воспитания.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .
Смотреть что такое КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ в других словарях:
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ
получила свое начало в древней Греции. Еще до Аристотеля многие греческие философы не только задумывались над вопросами эстетики и литературной критики. смотреть
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ
КРИ́ТИКА ЛИТЕРАТУ́РНАЯ, вид литературного творчества, оценка и истолкование художественного произведения, а также явлений жизни, в нем отраженных. Нередко рассматривается как одна из областей литературоведения. В отличие от истории литературы, К. л. освещает по преимуществу процессы, происходящие в современном литературном движении, рассматривает текущую журнальную и книжную продукцию. Однако не столько материал, сколько сам подход, продиктованный современными общественными задачами и живым восприятием читателя, отличает К. л. даже в тех случаях, когда речь идет о классическом наследии, входящем в культурный обиход современности.
Луначарский А. В., Критика и критики. Сб. ст., М., 1938;
Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 12, Л., 1950 1965;
Сов. литературоведение и критика. Рус. советская литература 1917 1962. Библиографич. указатель, М., 1966;
В отличие от литературоведения, для которого естественной является временнáя дистанция по отношению к анализируемому тексту, позволяющая рассматривать его на фоне уже завершённой литературной эпохи, Литературная критика обращается преимущественно к произведениям современной литературы. Старые тексты могут привлечь внимание Литературной критики, но не в качестве исторически обусловленных феноменов, а как некие культурные символы, анализ которых способствует постановке злободневных проблем и самовыражению критика.
Выявление смысла произведения в Литературной критики всегда сопровождается оценочным суждением, которое основано не на научном анализе (как в литературоведческом исследовании), но на субъективных представлениях критика о нормах художественности, правилах вкуса, эстетических запросах эпохи. Критик высказывает мнение о том, насколько удачно воплощён в тексте авторский замысел, насколько убедительно автор решает ту или иную художественную проблему; сопоставляя рассматриваемый текст и современную писателю действительность, критик оценивает, насколько полно и точно автор воссоздал внехудожественную реальность, передал мироощущение времени (отсюда типичный для литературной критики XIX-XX веков переход от собственно литературных к социально-общественным и даже политическим проблемам).
Исторический очерк
В XX веке Литературная критика, испытавшая сильное воздействие различных филосских учений, лингвистики, антропологии, психоанализа, развивалась усилиями как профиссиональных критиков, так и писателей. Среди наиболее известных её представителей: Ф. Р. Ливис, Т. С. Элиот, У. Эмпсон в Великобритании; П. Валери, Ж. П. Сартр во Франции; Дж. Де Робертис в Италии; Г. Бар в Австрии; В.Беньямин, Т. Манн, Б. Брехт, М. Райх-Раницки в Германии; Н. Фрай в Канаде; Р. П. Уоррен, К. Брукс, С. Льюис, Т. Вулф, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер в США.
В 1890-е годы формированию символизма в русской литературе предшествовали статьи Н. М. Минского и Д.С. Мережковского, в которых критически оценивалась современная словесность и были намечены пути дальнейшего литературного развития. Среди жанров Литературной критики русских символистов - литературный манифест, импрессионистическое эссе, литературно-филосвский трактат, иногда в их сложном соединении. Философски ориентированная Литературно критика характерна для русских религиозных мыслителей рубежа XIX-XX веков: В. С. Соловьёва, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и др. Особое значение в этот период приобретает жанр литературного манифеста, который становится формой утверждения литературных течений акмеизма, футуризма, конструктивизма и др. В 1920-е годы литературоведы, в том числе представители формальной школы, активно участвуют в литературном процессе как критики (В. Б. Шкловский, Р. О. Якобсон, Ю. Н. Тынянов).
Лит.: Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2 т. Л., 1950–1965;
Spingarn J. E. A history of literary criticism in the Renaissance. 2nd ed. N. Y., 1954;
Wellek R. A history of modern criticism, 1750–1950. New Haven, 1955–1992. Vol. 1–8;
История русской критики: В 2 т. М.; Л., 1958;
Очерки римской истории литературной критики. М., 1963;
Wimsatt W.K., Brooks C. Literary criticism: a short history. L., 1970. Vol. 1–2;
Древнегреческая литературная критика. М., 1975;
Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики. Л., 1980;
Проблемы теории литературной критики. М., 1980;
Бурсов Б. И. Избр. работы. М., 1982. Т. 1: Критика как литература;
Ржевская Н. Ф. Литературоведение и критика в современной Франции: Основные направления. Методология и тенденции. М., 1985;
Зарубежная литературная критика: Вопросы теории и истории. Л., 1985;
Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. Л., 1986;
Кулешов В. И. История русской критики XVIII – начала XX вв. 4-е изд. М., 1991;
Grube G.M.A. The Greek and Roman critics. Indianapolis; Camb., 1995;
Russell D. A. Criticism in antiquity. 2nd ed. L., 1995;
Очерки истории русской литературной критики. СПб., 1999. Т. 1;
Гаспаров М. Л. Критика как самоцель // Гаспаров М. Л. Записи и выписки. М., 2000;
Николюкин А. Н. Американские писатели как критики. М., 2000;
Ранчин А. М. Первый век русской литературной критики // Критика XVIII в. М., 2002;
Ford A. The origins of criticism: literary culture and poetic theory in classical Greece. Princeton, 2002;
Сазонова Л. И. Литературная культура России: раннее Новое время. М., 2006;
Недзвецкий В. А., Зыкова Г.В. Русская литературная критика XVIII–XIX вв. М., 2008;
Голубков М. М. История русской литературной критики XX в. (1920–1990-е гг.). М., 2008.
ЛИТЕРАТУ́РНАЯ КРИ́ТИКА, вид словесного творчества, состоящий в оценке и истолковании произведений худож. литературы. В отличие от литературоведения , для которого естественной является временнáя дистанция по отношению к анализируемому тексту, позволяющая рассматривать его на фоне уже завершённой лит. эпохи, Л. к. обращается преим. к произведениям совр. лит-ры. Старые тексты могут привлечь внимание Л. к., но не в качестве исторически обусловленных феноменов, а как некие культурные символы, анализ которых способствует постановке злободневных проблем и самовыражению критика.
Читайте также: