Дж беркли гносеология кратко

Обновлено: 02.07.2024

Беркли Джордж (1685-1753) — важнейший представитель английского эмпиризма.
Родился в Ирландии в английской дворянской семье, философ, епископ.

Он посвящает всю свою жизнь защите религии.

Беркли начинает обоснование своих философских взглядов с анализа и критики сенсуалистической доктрины Локка. В своей основе системы Юма и Беркли схожи, то есть обе основаны на самых общих эмпирических предположениях, но выводы противоположны. В то время как система Локка была по сути реалистической, философия Беркли была идеалистической. Локк разделил все свойства предметов на первичные и вторичные, к первым он приписал протяженность, вес и т.д., ко вторым — те свойства, которые зависят от первых. Беркли считает все качества вторичными и полагает, что первичные качества имеют ту же природу, что и вторичные, поскольку такие качества, как протяженность, не являются объективными, а зависят от нашего восприятия, сознания. Таким образом, он говорит, что размер объектов не является чем-то объективным, а определяется тем, что иногда объект кажется нам большим, а иногда маленьким. То есть, размер объектов — это результат нашего эмпирического умозаключения на основе органов чувств. Таким образом, существование вторичных и первичных качеств определяется нашим восприятием.

Беркли рассуждает таким же образом, когда рассматривает понятие материи. Согласно Локку, к понятию материи как таковой мы приходим путем абстракции, то есть абстрагируясь от общих свойств и атрибутов объектов. Таким же образом мы приходим к понятию пространства. Беркли пытается доказать, что мы не можем прийти к понятию материи таким образом, аргументируя это так же, как и в отношении первичных и вторичных качеств. Он считает, что существование абстрактных общих идей невозможно, поскольку при восприятии в нашем сознании возникает конкретное впечатление, конкретный образ, но не может быть общей идеи. То есть, когда мы воспринимаем треугольник, это конкретный треугольник, а не абстрактный треугольник без конкретных характеристик. Точно так же, согласно Беркли, невозможно сформировать абстрактные общие представления о человеке, движении и т.д. Абстрактные идеи Беркли считает ошибкой слов.

Джордж Беркли - Философия Беркли

Бытие как философская категория. Основные формы бытия

Категория бытия является исходной категорией в философии. Эта категория охватывает веру человека в существование окружающего его мира, а также самого человека с его сознанием. Вещи конечны, явления исчезают, а мир в целом бесконечен и сохраняется. Утверждение бытия является исходной предпосылкой дальнейшего осмысления мира. Она конкретизируется в сравнении с другими категориями философии, которые образуют учение о бытии — онтологию.

В мировой философской традиции принято выделять три характерных аспекта проблемы бытия: 1) Вопросы и ответы о существовании мира и его природе. 2) Вопросы и ответы о единстве мира. 3) Вопросы и ответы о мире как совокупной реальности, имеющей внутреннюю логику существования и развития.

Понятие материи. Философское и естественнонаучное представление о материи

Философское понимание материи. Материя — ключевое понятие любой формы материализма. Ее также обсуждали идеалисты (Джордж Беркли, Дэвид Юм и др.). Понятие материи они считали ненужным, непрактичным, потому что в мире нет вещи, которая обозначалась бы этим термином. Позитивисты считали, что понятие материи не может быть проверено опытом и поэтому является нефункциональным. Объективные идеалисты (Платон, Гегель) отводят материи роль пассивного начала. Для Гегеля материя разворачивается в пространстве, но не развивается во времени. В XIX веке материалисты настаивали на том, что материальное тело состоит из неделимых атомов, а телесность и протяженность являются неотъемлемыми атрибутами материи. В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков естественные науки улучшились: были сделаны фундаментальные открытия в химии, физике. В частности, рентгеновские лучи опровергли прежние представления о непроницаемости материи. Были открыты электрон, спонтанное испускание урана, радиоактивный распад атомов. Картина мира усложнилась, точнее, наука и особенно материалистическая философия вступили в кризис. Материя стала трактоваться как любая объективная реальность, данная человеку в ощущениях. Понятие материи было субъективным отражением объективного мира.

Естественно-научная концепция материи. Атрибутами материи являются: Структурализм, системность, взаимодействие, движение, самоорганизация, пространство, длительность и рефлексия. Все объекты материального мира, как и психического, можно рассматривать как системы. Материальная система — это система объектов, вещей. Духовная система — это система ценностей, идеалов. Структурированность — внутреннее разделение реального мира. Материальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая природа и общество.

Джорж Беркли: гносеология номинализма в роли обновленной

Джордж Беркли (1685-1753) достиг известности в философии благодаря своему отрицанию существования материи — отрицанию, которое он подкрепил рядом остроумных аргументов. Он утверждал, что материальные объекты существуют только в силу того, что их воспринимают. На возражение, что в таком случае дерево, например, перестанет существовать, если на него не смотреть, он ответил, что Бог всегда все воспринимает; если бы Бога не было, то вещи, которые мы считаем материальными объектами, имели бы непостоянную жизнь, внезапно появляясь в тот момент, когда мы на них смотрим; но именно благодаря восприятию Бога деревья, так же как скалы и камни, существуют постоянно, как и полагает здравый смысл. Это, по его мнению, является сильным аргументом в пользу существования Бога. В лимерике Рональда Нокса теория Беркли о материальных объектах изложена таким образом:

Однажды один молодой человек сказал:

Бог, должно быть, находит это очень забавным,

Когда он обнаруживает, что это дерево

Ваше удивление странно:

Я всегда нахожусь во дворе,

И поэтому дерево

Ваш покорный слуга

Его аргументы против этого вопроса наиболее убедительно представлены в беседах между Гиласом и Филонусом. Из этих бесед я рассмотрю только первую и начало второй, так как все, что было сказано после, кажется мне менее важным. В той части статьи, которую я буду рассматривать, Беркли излагает эффективные аргументы в пользу какого-то важного вывода, хотя и не совсем в пользу того вывода, который, как он думает, он доказывает. Он думает, что доказывает утверждение о реальности духовности, но на самом деле он доказывает, что мы воспринимаем качества, а не вещи, и что качества относительны к воспринимающему субъекту.

Субъективный идеализм Дж. Беркли

Дж. Беркли (1685 — 1753) — английский философ. Он учился в одной школе с известным сатириком Джонатаном Свифтом, который впоследствии стал его другом.

Идеи номинализма, одной из философских доктрин Средневековья. Номинализм утверждал, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия или универсалии не имеют реального существования.

Принципы сенсуализма, разработанные Локком: источником человеческого знания о мире является чувственный опыт.

Пытаясь выполнить свою главную задачу — разгромить материализм и атеизм, Беркли предлагает следующее учение о вещах. Что такое вещь?

1) В мире нет одной единицы восприятия, есть множество людей. Поэтому вещь, которую один субъект больше не воспринимает, может быть воспринята другими.

2) Если представить, что все предметы исчезли, то вещи все равно не исчезнут. Они будут продолжать существовать, потому что есть один предмет, который никогда не исчезнет. Это Бог. Следовательно, весь мир, который Он создал, тоже не может исчезнуть. Этот вывод приближает Беркли к объективному идеализму.

Философия Беркли была ярким примером того, как даже самые лучшие намерения могут привести к абсурду. Идеи Беркли сыграли значительную роль в последующем развитии философии. Из них развились взгляды позитивистов и неопозитивистов.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Джордж Беркли — англо-ирландский философ, известный своей системой идеалистической философии, в которой отрицалось реальное существование материального мира.

Парадоксы теории Беркли

Джордж Беркли

Среди философов — предшественников Беркли преобладали материалисты и реалисты, отрицавшие первенство духа по отношению к материи. Беркли, человек глубоко верующий, развивал свои теории во многом в противовес материалистам. Он утверждал, что дух не только первичен, но и является единственной реальностью, а материи не существует вовсе.

Как же философ обосновывал свою парадоксальную точку зрения? Беркли говорил, что мы не можем воспринимать материю как нечто отвлеченное, отдельное от каждого конкретного предмета. Мы видим предмет: дерево, дом, человека. Но материю как нечто существующее само по себе мы не видим. Так где же находится материя? Беркли утверждал, что материи попросту не существует. А все вещи, как и весь мир в целом, существуют только в нашем восприятии. Предмет есть только потому, что мы на него смотрим.

У теории Беркли было множество противников, которые вступали с ним в дискуссии. Одно из распространенных возражений звучало так: если предмет существует только в восприятии, значит, когда мы перестаем на него смотреть, он исчезает? На это Беркли говорил, что предмет продолжают воспринимать другие люди или живые существа, и поэтому он продолжает существовать. Ну а главным его аргументом было постоянное восприятие мира Богом. Бог смотрит на наш мир и воспринимает его непрерывно. Поэтому мир существует всегда, хотя на самом деле его материальной составляющей нет, а есть только дух, его создающий.

Принципы познания и теория восприятия

Зрение человека тоже нельзя считать точным инструментом, утверждал Беркли. Глаз воспринимает только цвета и фигуры, все остальное додумывает мозг. Линии и углы в природе не существуют, мы их не видим, но нам кажется, что видим, потому что понятие об этом есть в нашем уме. То же самое относится к другим органам чувств, никаким из них нельзя доверять.

Философ и священник

Идеи Беркли не нашли большого отклика при жизни философа, его считали чудаковатым ученым, который довел идеи субъективного идеализма до последней крайности. Его труды часто были предметом насмешек и в лучшем случае вызывали удивление. Но после того как произведения Беркли были переизданы в конце XIX века, многие философы проявили к ним интерес. Некоторые идеалистические философские течения того времени стали считать его своим предшественником. Таким образом, историки философии признали воззрения Беркли важным этапом в развитии этой науки. Многие из них утверждали, что без идеализма Беркли не было бы учений Канта и Юма.

Познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, так как связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Считается, что объем научной информации удваивается примерно каждые 15 лет. В развитии научного познания чередуются революционные его периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды эволюционного развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются.

В настоящее время помимо общественных, технических и естественных наук различают также науку фундаментальную и прикладную, теоретическую и экспериментальную. Наука сегодня представлена широким многообразием дисциплин и развивается с учетом глубокой специализации, а также на стыках различных междисциплинарных областей. Научное знание как форма сознательного поиска истины многообразно: оно бывает фактуальным и гипотетическим, экспериментальным и теоретическим, классификационным и концептуальным, гуманитарным, математическим и естественнонаучным. При этом все научные знания должны отвечать определенным стандартам и иметь определенные основания.

Естественно, что к проблемам познания обращаются и обращались не только современные исследователи, но и мыслители прошлого. Одним из таких людей был Дж.Беркли.

Джорж Беркли - наиболее значительный английский мыслитель первой половины XVIII в. Он посвятил себя защите религии и идеалистической философии от материализма, атеизма и свободомыслия. Беркли разрабатывает теорию познания на основе номинализма и феноменализма, богатую остроумной аргументацией и предчувствиями тех открытий, которые, уже после его смерти, еще долгое время будут волновать и интересовать многих философов (6, с. 343).

В 1716 г. Беркли предпринял второе длительное путешествие. Осенью 1720 г. Беркли вернулся в Лондон; уже в 1721 г. он защитил диссертацию и получил докторскую степень, а после нескольких лет преподавания теологии, греческого и древнееврейского языков в Тринити-колледже был назначен на должность декана Собора в Дерри. В 1728 г. он отплыл из Англии в Америку. Три года он провел на Род-Айленде, ожидая обещанной ему денежной помощи, но, поскольку субсидии так и не прибыли, в 1731 г. вернулся в Англию. В 1734 г. Беркли назначен епископом небольшой епархии в Клойне, в Ирландии. Здесь, в Клойне, полностью посвятив себя филантропической деятельности и проповеди религиозной морали, Беркли прожил почти до самой смерти, случившейся в 1753 г.

Эпидемия 1739 - 1740 гг. заставила Беркли написать (и опубликовать в 1744 г.) свое последнее произведение "Сейрис" - цепь философских размышлений и исследований, касающихся достоинств дегтярной настойки и разных других предметов, связанных друг с другом и возникающих один из другого. Летом 1752 г. Беркли переехал в Оксфорд, где спустя несколько месяцев, 14 января 1753 г., скончался. Уже после смерти, в 1871 г., были опубликованы его дневниковые записки в виде отчета о путешествии по Италии.

Итак, как было сказано во введении к данной контрольной работе, в 1710 году. выходит из печати "Трактат о принципах человеческого знания", самая известная работа Беркли.

Первая часть работы (единственная, оказавшаяся изданной) озаглавлена следующим образом: "Часть первая, в которой исследуются основные причины заблуждений и затруднений в науках, а также основания скептицизма, атеизма и безверия" (1, с. 9).

По мнению Беркли основная ошибка науки - субстанциально-материалистический образ вселенной. По мнению Беркли, главная причина этой ошибки - в уверенности относительно значения и ценности абстрактных идей и связанной с нею последующей убежденности в том, что наряду со вторичными качествами существуют также первичные. Основными противниками Беркли и его "Трактата о принципах человеческого знания" были Ньютон и Локк.

По мнению философа, "человек" - это только слово: наши ощущения, воспоминания или впечатления, т. е. наши идеи, касаются обычно одного конкретного человека. Абстрактные идеи - иллюзии, к тому же опасные иллюзии, ибо побуждают "создавать" субстанции или субстраты, находящиеся за пределами наших ощущений. Они толкают на измышление фантастических миров сущностей ("человек", "цвет", "материальные тела" и т. п.), заставляя предполагать, что они реально существуют (4).

Итак, причина устойчивости, упорядоченности и связности восприятий - Бог; это Бог по неизмененным, постоянным правилам вызывает в нас идеи. Он дает нам определенную способность предвидения, благодаря которой мы в состоянии направлять свои действия в зависимости от потребностей, диктуемых жизнью. Без такой способности мы постоянно будем попадать в безвыходные ситуации, наша жизнь превратится в ад. Значит, наши идеи не накапливаются случайно нашим разумом. Они демонстрируют "последовательное и равномерное функционирование", направленное на сохранение жизни. Наше познание является инструментом сохранения жизни.

По мнению Беркли, мы познаем только идеи; они совпадают с впечатлениями, получаемыми посредством органов чувств; эти чувственные впечатления всегда единичны, т. е. индивидуальны и конкретны; вследствие этого локковская теория абстракции ошибочна. И только когда мы берем частную идею и используем ее для того, чтобы дать представление обо всех подобных ей идеях, только тогда мы называем такую частную идею общей. Однако общая идея — отнюдь не абстрактная идея, оставляющая в стороне все отличительные признаки, воспринимаемые нашими органами чувств. Мы не знакомы с "человеком" вообще, но всегда знакомы с тем или этим (конкретным, частным) человеком; нам не известно, что такое "протяженность", но всегда известны те или иные протяженные вещи; мы не знаем "дома" вообще, но всегда знаем этот или другой дом и т. д.

Естественно, что реализация идей Беркли в настоящее время невозможна, но данная работа все-таки вошла в сокровищницу мировой мысли. Для изучения становления какой-либо идеи, материализма, например, необходимо знать мнение и противников данной концепции. Хотя с другой стороны все зависит от позиции, на которой стоит человек, для верующего, например, Бог действительно является гарантией всего сущего на земле, в том числе и идей.

4. Список используемой литературы

1. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого познания / В кн.: Беркли Дж. Сочинения. – М.: Просвещение, 1988.

2. Введение в философию. Ч.I. – М.: Политиздат, 1989.

3. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Волкова. – М.: ПРИОР, 1997.

4. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1991.

5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: Центр, 1996.

6. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. - СПб.: Петрополис, 1997.

7. Соколов В. В. Европейская философия XV – XVII веков. – М.: Просвещение, 1973.

8. Философия: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 1997.

9. Философия: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

5. Словарь использованных терминов

АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ— философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от А. к К. А. (лат. abstractio — отвлечение, удаление) — мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления (понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.).

БОГ - сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого бога свойственна для зрелых форм такого религиозного направления, как теизм, и формирование ее является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания.

ВОСПРИЯТИЕ - процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные зоны органов чувств. Восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире, формируется в процессе активной практической деятельности на основе ощущений. Восприятие как целостный образ вещи включает в сферу своего осознания такие стороны чувственного явления, которые оставались скрытыми в ощущениях, прежде всего - предметность, целостность, пространственные и временные характеристики.

ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme от гр. idea - идея) - термин, введенный в 18 в. для интегрального обозначения философских концепций, ориентированных в интерпретации мироустройства и миропознания на семантическое и аксиологическое доминирование духовного.

ИДЕАЛЬНОЕ - философское понятие, содержание которого оформляется в оппозиции "идеальное - материальное"; категория для фиксации специфической субстанции - субстанции духа. В такой традиции, как идеализм, мыслится как самодостаточная реальность, конституируемая вне пространственно-временного континуума. В рамках традиции материализма трактуется как способ бытия объекта, в качестве отражения в психическом мире и жизнедеятельности субъекта; конкретно-научное понятие в психологии.

ЛОКК (Locke) Джон (1632-1704) - английский философ-просветитель, политический деятель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. Работы Локка относятся к эпохе Реставрации в Англии. Он стал непосредственным участником политической жизни и борьбы против феодального абсолютизма, занимал некоторое время высокие административные должности.

МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis - вещественный) - философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия - материальное начало, материю.

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) - философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития.

ТЕОРИЯ (греч. teoria - рассмотрение, исследование) - (1) - в широком смысле: развернутое учение; комплекс взглядов, представлений, идей, связанных с попытками объяснения или интерпретации определенной предметной области (проблемного поля); (2) - в более строгом и специальном смысле, форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности.

ТЕРМИН (лат. terminus - предел, граница) - слово или словосочетание, обозначающее эмпирические или абстрактные объекты, значение которого уточняется в рамках научной теории. В зависимости от наличия или отсутствия денотата (референта) термина в определяемой области, от степени формализации теории различают эмпирические, теоретические, специально-научные и другие термины.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Джон Локк

В философии есть два противоборствующих направления теории познания — сенсуализм и рационализм. Если сенсуализм признаёт основным источником познания органы чувств, то рационализм отдаёт предпочтение разуму. В этой статье мы сосредоточим внимание на сенсуализме — рассмотрим ключевые идеи данного направления, познакомимся с его основными представителями.

Что такое сенсуализм?

Помимо того, что сенсуализм – это направление в теории познания, сам он также подразделяется на два направления:

  • Крайний сенсуализм. Сторонники данного направления исходят из того, что все знания без исключения являются следствием чувственного опыта, и никакого познания не может быть без взаимодействия с внешним миром.
  • Умеренный сенсуализм. В данном направлении признаётся влияние разума на процесс познания. Разуму отдаётся систематизирующая роль, кроме того, допускается, что не всякий чувственный опыт даёт достоверные знания, и критическое осмысление разумом помогает установить его истинность.

Когда говорят о сенсуализме вообще, чаще всего подразумевают крайнюю его форму. В ней принято отталкиваться от следующих постулатов:

Основные идеи сенсуализма

Основные идеи сенсуализма были сформулированы тремя британскими философами: Джоном Локком (1632-1704), Джорджем Беркли (1685-1753) и Дэвидом Юмом (1711-1776). Чтобы лучше понять, что такое сенсуализм и в чём заключаются его основные идеи, давайте подробно ознакомимся со взглядами каждого из этих трёх мыслителей.

Сенсуализм Джона Локка

Джон Локк

Согласно теории познания Джона Локка, любая простая идея, возникающая в нашей голове, является продуктом чувственного опыта. При этом чувственный опыт может быть внешним (при восприятии внешнего мира) или внутренним (при исследовании собственной души). Примером внутреннего опыта является рефлексия, которая также может порождать новые простые идеи, несмотря на то, что человек при этом никак не взаимодействует с внешним миром (точнее, взаимодействует с ним в своём воображении).

Сложные идеи формируются на основе размышления – процесса, представляющего собой всевозможные взаимодействия простых идей. В результате их объединения возникают сложные идеи, которые не могут быть получены посредством чувственного опыта. К примеру, представление об определенном объекте является сложной идеей, которая формируется на основании простых знаний о его свойствах.

Важным аспектом в теории познания Джона Локка является разделение качеств на первичные и вторичные. К первичным относятся объективно существующие качества: форма, масса, размер. Вторичные качества связаны со спецификой наших органов чувств (цвет, вкус, запах и прочие свойства, зависящие от восприятия). К примеру, глядя на головку камамбера (популярный сорт сыра с плесенью), люди могут по-разному воспринимать её вид и запах. Одни будут находить её аппетитной, другие – не очень. Но оспаривать её форму и размер никто не станет.

Сенсуализм Джорджа Беркли

Джордж Беркли

Если сенсуализм Локка тяготеет к материализму, то Джордж Беркли был сторонником идеализма. В частности, Локк признаёт объективность первичных качеств, Беркли же исходит из утверждения, что все качества являются вторичными. Свою точку зрения он аргументирует тем, что качества, первичные по Локку, не всегда являются объективными.

К примеру, предмет, кажущийся тяжёлым одному, будет лёгким для другого. А нечто большое на расстоянии выглядит гораздо меньшим. Более того, для ребёнка большим выглядит предмет, кажущийся небольшим взрослому человеку (то есть, дело именно в субъективности восприятия, а не только в расстоянии или ракурсе). А значит, и здесь присутствует зависимость от органов чувств. Основываясь на этих аргументах, Беркли приходит к выводу, что все качества вторичны.

Сенсуализм Дэвида Юма

Дэвид Юм

Как и Джордж Беркли, Дэвид Юм придерживался идей субъективно-идеалистического сенсуализма. Однако если Беркли считал, что материального мира не существует вообще, то позиция Юма была менее категоричной. Он пришёл к выводу, что мы не можем однозначно судить по одним только ощущениям как о том, что материальный мир существует, так и о том, что его не существует.

То есть, имея в своём распоряжении только ощущения, мы не можем установить реальные факты. Кроме того, Юм отрицает религиозные и мистические концепции, утверждая, что мы никак не можем установить достоверно, существует ли Бог (и другие божественные и мистические существа и явления) или нет. В связи с этим многие современные исследователи называют Юма агностиком.

Сенсуализм в философии Новейшего времени

Ещё одним известным сторонником был австрийский физик и философ-позитивист Эрнст Мах. Изучая, как работают слух, зрение и другие чувства, он пришёл к выводу, что наши представления об окружающем мире не особо точно отражают его природу, многие из них являются вымышленными или несущественными, в то же время существенные свойства мы часто никак не воспринимаем. Позже на основе исследований Маха возникли такие учения как неореализм, бихевиоризм и нейтральный монизм.

Чем отличаются эмпиризм и сенсуализм?

В 17-18 веке философы осознали, что пришло время переосмыслить критерии истины. В связи с этим бурно развивались рационализм, эмпиризм и сенсуализм. При этом эмпиризм и сенсуализм во многом похожи между собой. Они базируются на общих положениях, в каждом из них за источник всех знаний принимается чувственное познание.

Ключевые отличия между эмпиризмом и сенсуализмом сформулировал английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

Фрэнсис Бэкон

Он привёл следующие тезисы:

  • В эмпиризме принимается, что чувства являются источником знаний, но и разум также важен.
  • В эмпиризме для извлечения знаний из чувственного опыта необходимо взаимодействие чувств и разума.
  • Сенсуализм ориентирован на пассивное созерцание. В эмпиризме поощряется вмешательство в изучаемые процессы.

Также, разницу между сенсуализмом, рационализмом и эмпиризмом можно объяснить тремя метафорами:

Заключение

Сенсуализм – это концепция, рассматривающая чувственное познание в качестве единственного источника знаний. При этом разум считается лишь продуктом чувственного опыта. В умеренном сенсуализме ему приписывают функцию систематизации и анализа достоверности. В крайнем сенсуализме роль разума вторична, и единственным источником истины считаются чувства. Так или иначе, сенсуалисты считают, что ощущения формируют разум, а не наоборот.

Читайте также: