Дзайбацу это в истории кратко

Обновлено: 04.07.2024

Смотреть что такое ДЗАЙБАЦУ в других словарях:

ДЗАЙБАЦУ

(япон. — финансовая клика) монополии и финансовая олигархия современной Японии. До окончания 2-й мировой войны 1939—45 Д. выступали в форме конц. смотреть

ДЗАЙБАЦУ

дзайбацу сущ., кол-во синонимов: 2 • бизнес-группа (5) • олигархия (4) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: олигархия

ДЗАЙБАЦУ

ДЗАЙБАЦУ (япон.- финансовая клика), монополии и финансовая олигархия совр. Японии. До окончания 2-й мировой войны 1939-45 Д. выступали в форме концер. смотреть

ДЗАЙБАЦУ

дзайба́цу (яп.) крупнейшие концерны, финансово-монополистические группы Японии. Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, ,2009. дзайбацу нескл., . смотреть

ДЗАЙБАЦУ

Дзайбацу (zaibatsu), объединения предпринимателей в Японии. Д. (дословно "финансовая клика") представляли собой крупные концерны, возникшие в ходе инду-стриализации Японии в кон. 19 в. и принадлежавшие одной семье. Д. ведут свое происхождение от сейсо ("политических коммерсантов"), наживших состояния за счет использования деловых связей с вновь созданным пр-вом Мэйдзи. После отказа пр-ва от непосредственного участия в эконом, жизни такие Д., как "Ми-цуи" и "Мицубиси", расширили свое влияние путем приобретения связанных между собой концернов в горнодобывающей пром-ти, торговле, финансах, обеспечив себе почти полное господство в сфере бизнеса, что не имело аналогов в др. промышленно развитых странах. Несмотря на попытки подорвать их могущество после 2-й мировой войны, Д. продолжали существовать в несколько измененном виде и служили образцом для крупных яп. пром. объединений вплоть до 80-х гг. В наст, время более известны в Японии под назв. "кейрецу". смотреть

ДЗАЙБАЦУ

1) Орфографическая запись слова: дзайбацу2) Ударение в слове: дзайб`ацу3) Деление слова на слоги (перенос слова): дзайбацу4) Фонетическая транскрипция . смотреть

ДЗАЙБАЦУ

ДЗАЙБАЦУ название монополий в Японии. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-. смотреть

ДЗАЙБАЦУ

Zaibatsu), монополии и финанс. олигархии Японии. До 2-й мировой войны пять крупнейших Д. (Мицубиси, Мицуи, Окура, Сумитомо, Ясуда) контролировали большую часть пром-ти и торговли страны. В 1948 г. спец. указом было ограничено влияние традиц. верхушки Д., ее представители лишились права занимать офиц. посты в компаниях, что подорвало величие Д. . смотреть

ДЗАЙБАЦУ

Группа крупнейших монополистических объединений (концернов) в Японии, а также финансовых магнатов, владеющих этими объединениями. Д. занимает господствующее положение в банковском деле и промышленности, контролирует почти всю экономику и политику страны. смотреть

ДЗАЙБАЦУ

дзайб'ацу, нескл., мн. ч. Синонимы: олигархия

ДЗАЙБАЦУ

Ударение в слове: дзайб`ацуУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: дзайб`ацу

ДЗАЙБАЦУ

название, употребляемое, главным образом, для обозначения монополии и финансовой олигархии Японии.Синонимы: олигархия

ДЗАЙБАЦУ

ДЗАЙБАЦУ (япон . - финансовая клика), название, употребляемое главным образом для обозначения монополий и финансовой олигархии Японии до ее поражения во 2-й мировой войне.

ДЗАЙБАЦУ

невідм., ж. Назва монополій в Японії.

ДЗАЙБАЦУ

ДЗАЙБАЦУ (япон. - финансовая клика) - название, употребляемое главным образом для обозначения монополий и финансовой олигархии Японии до ее поражения во 2-й мировой войне.
. смотреть

ДЗАЙБАЦУ

дзайба́цу, нескл., мн.Синонимы: олигархия

ДЗАЙБАЦУ

Начальная форма - Дзайбацу, неизменяемое, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, женский род, неодушевленное

ДЗАЙБАЦУ

нескл., мн. Синонимы: олигархия

ДЗАЙБАЦУ

Зуд Зуй Уаз Дуб Дзайбацу Уза Буй Байз Бай База Азу Ада Абзац Абаз Аба Узда Узба Буза Уда Даба Дубай Зад Уба Зуб

ДЗАЙБАЦУ

дзайба́цу (япон. – фінансова кліка) монополії і фінансова олігархія Японії, що панують в економіці країни.

ДЗАЙБАЦУ

термин для обозначения монополий и финансовой олигархии Японии до ее поражения во II мировой войне.

ДЗАЙБАЦУ

название, употребляемое главным образом для обозначения монополии и финансовой олигархии Японии.

ДЗАЙБАЦУ

(яп., фінансова кліка) монополії і фінансова олігархія Японії, що панують в економіці країни.

ДЗАЙБАЦУ

дзайбацу [яп.] - крупнейшие концерны, финансово-монополистические группы японии.

ДЗАЙБАЦУ

яп.) Крупнейшие монополии и финансовые олигархии Японии.

ДЗАЙБАЦУ

невідм. , ж. Назва монополій в Японії.

ДЗАЙБАЦУ

дзайбацу дзайб`ацу, нескл., мн.

ДЗАЙБАЦУ

название монополий в Японии.

ДЗАЙБАЦУ

ДЗАЙБАЦУ (ЯПОН . ФИНАНСОВАЯ КЛИКА)

ДЗАЙБАЦУ (япон . - финансовая клика), название, употребляемое главным образом для обозначения монополий и финансовой олигархии Японии до ее поражения во 2-й мировой войне. смотреть

ДЗАЙБАЦУ (ЯПОН. ФИНАНСОВАЯ КЛИКА)

ДЗАЙБАЦУ (япон. - финансовая клика), название, употребляемое главным образом для обозначения монополий и финансовой олигархии Японии до ее поражения во 2-й мировой войне. смотреть

Многие японские историки склонны считать, что основной целью уничтожения дзайбацу было ослабление Японии для дальнейшей её полной оккупации силами США. Руководство белого дома прекрасно понимало, что если не будет дзайбацу, то не будет и силу способной противостоять оккупации. Поэтому белый дом просто мечтал, о полном уничтожении японской экономической элиты.

Если говорить кратко, то план по уничтожению дзайбацу был выполнен на половину, т. к. простой народ и правительство воспротивилось полному упразднению, и дзайбацу по факту были реформированы в кэйрэцу. Которые по своей сути являются более мелкими дзайбацу.


Если кратко, то Дзайбацу – форма организации японского бизнеса, заключающаяся в консолидировании предприятий вокруг банков и компаний-держателей, управляемых семейными кланами.

Дзайбацу – сугубо японский экономический феномен, сыгравший в истории страны довольно значительную роль. История дзайбацу имеет ряд принципиальных различий от истории становления и развития европейских и американских финансово-промышленных групп.

Сам по себе феномен дзайбацу – уникален. Представьте себе, что торговые дома Медичи, Дандоло, Контарини и иже с ними, смогли дожить до эпохи Муссолини (ну или хотя бы Гарибальди) и занять лидирующее положение в итальянской экономике. Звучит более чем фантастично, однако нечто подобное стало возможно в Японии.

Дзайбацу выросли из старых купеческих семей, существовавших еще в XVII веке, и после Реставрации Мэйдзи превратились в гигантские корпорации, консолидированные вокруг банков, принадлежащих потомкам тех самых торговцев.

С дзайбацу будет связана не только экономика Японии, но и ее внешняя политика, в частности, агрессивная колониальная экспансия, завоевание Кореи, подчинение Манчжурии и так далее.

И самое интересное, – дзайбацу, несмотря на все свое влияние и могущество, всегда находились в “подчиненном” положении по отношению к японскому государству. Однако, обо всем по порядку.

С какой эпохой у нас обычно ассоциируются дзайбацу? Разумеется, с XX веком, и эта ассоциация более чем оправдана – ведь именно тогда они и расцвели пышным цветом.

Но все мы родом из прошлого. Дзайбацу не исключение. А посему же отложи, читатель, свою арисаку и знамя Японской Империи – у нас тут пока еще семнадцатый век, между прочим!

Да, именно тогда зародился клан Мицуи и их семейное дело. Именно на их примере я и буду рассматривать историю роста дзайбацу. Почему же именно Мицуи в итоге оказались на коне, а не кто-либо другой?

Ответ банален: считается, что заслуга принадлежит личным качествам основателя дома Мицуи Такатоси Хатиробэя и его потомков.

Например, Хатиробэй понимал неустойчивость положения торговца и озаботился поисками влиятельного покровителя. Поиски увенчались успехом – Хатиробэй начал поставлять ткани и украшения к сёгунскому двору, а затем и вовсе стал банкиром сёгуна.

Сёгуны Токугава отвечали взаимностью и поддерживали торговцев на своих землях, поскольку это давало ощутимую прибавку к доходам в виде налоговых поступлений.

Со временем бизнес Мицуи и его спектр услуг рос – они начали заниматься финансированием даймё и сбытом их продукции, а также кредитными и валютообменными операциями (даймё, как и в свое время европейские феодалы, чеканили свои монеты).

Занять господствующее положение на экономическом олимпе Японии (что случилось, конечно, не сразу) помогли налаженные политические связи, выстраиваемые давно и очень долго, а также четкая и отлаженная структура самого клана.

Многогранному и разрастающемуся делу семьи Мицуи уже в XVIII веке был необходим руководящий центр, в ведении которого находился бы контроль за всеми видами деятельности клана.

В начале XVIII столетия сыновья Хатиробэя смогли создать систему управления бизнесом, получившую название омотоката и включавшую в себя подобный центр. Эта система представляла собой “мозговой центр” семьи Мицуи, ответственный и за правовые взаимоотношения, и за взаимоотношения между семьями, и за проведение всех финансовых операций и так далее.

Фактически уже тогда между структурными элементами Мицуи зародились отношения подобные взаимоотношениям между холдинговой компанией и дочерними предприятиям. И тогда же был заложен фундамент будущей организационной структуры дзайбацу.

Во время же борьбы между императором и сёгунатом, Мицуи поддержали императора, что, вкупе с давними политическими связями, сослужило им хорошую службу в будущем.

Уже в это время бывшие торговцы начинают формировать первые дзайбацу, сосредоточенные вокруг семейных банков и представленных в огромном спектре отраслей – то есть дзайбацу в известном нам виде.

Мицуи стали финансировать сторонников императора, начали снабжать припасами императорские войска, помогли взойти на политический олимп Иноуэ Каору – будущему Гэнро (гэнро в Японии эпохи Мэйдзи — ОЧЕНЬ влиятельные государственные мужи, пользующиеся особым доверием и расположением Императора). В общем, сделали множество шагов, которые не только помогли клану выстроить очень хорошие отношения с правительством, но и приумножить свое богатство.

В это же время правительство Мэйдзи начало программу модернизации страны, направленную на создание современной промышленности, современной армии, современного флота… короче говоря, на построение современной и сильной страны.

К помощи в модернизации промышленности были привлечены зарождающиеся дзайбацу, так как правительство столкнулось с двумя проблемами в этой области – недостаток инвестиций и недостаток опыта у руководителей предприятий. Дзайбацу же могли предоставить и то, и другое – уже к тому времени они оформились, как крупные, хорошо диверсифицированные компании, консолидированные вокруг банков.

Тогда же и выделилась та самая “Большая Четверка” дзайбацу – Мицуи, Мицубиси, Сумитомо и Ясуда.

Вследствие этого, государство начало передавать в собственность дзайбацу (путем приватизации) некоторые гос. предприятия, а также привлекать управляющих из дзайбацу к управлению гос. компаниями, как правило, несколькими одновременно (хотя стоит признать, что до этого японское правительство пыталось организовывать бизнес руками государства, на чем набило немало шишек). Эта схема будет действовать еще очень долго – практически до ликвидации самих дзайбацу – и станет основным способом их роста и расширения, в отличие от европейских и американских корпораций, расширявшихся за счет слияний и поглощений более мелких компаний.

Так, например, Сумитомо стала крупным производителем меди, Мицубиси смогла подмять под себя кораблестроение и судоходство, Мицуи же, хотя поначалу и предпочитая фокусироваться на банковской отрасли, также стала крупным производителем угля и стала заниматься внешней торговлей – например, импортировать в Японию хлопок для нужд бурно развивавшейся японской текстильной промышленности.

Но дзайбацу вовсе не ограничиваются “Большой Четверкой”. Более того – множество дзайбацу сложились уже на рубеже эпох Мэйдзи и Тайсё – в 1910-е годы… И они разительно отличались друг от друга!

Рецепт успеха дзайбацу “старой школы” состоял из консолидирования бизнеса вокруг банка, наращивания присутствия компании во многих секторах экономики (это делалось в целях диверсификации: если один сектор начнет тонуть – в арсенале еще есть много других), и политического фаворитизма, выражавшегося как в хороших отношениях руководства дзайбацу с влиятельными политическими фигурами, так и в специфической форме экономических взаимоотношений государства и дзайбацу, описанной выше.

Модель управления же “старых” дзайбацу представляла собой довольно-таки жесткую вертикальную структуру управления, завязанную на одной семье, владеющей дзайбацу и оставлявшей последнее слово в принятии ключевых решений строго за членами семьи.

Чем же отличались новые дзайбацу от дзайбацу “Большой Четверки”? Новые дзайбацу разительно отличались от ветеранов эпохи Мэйдзи как по своей структуре, так и в стратегии развития.

Во-первых, об этом говорит тот факт, что новые дзайбацу создавались группами предпринимателей и ученых, имея более гибкую, “горизонтальную” систему управления, так как оно не было завязано на одной семье, а акции компании были в руках более широкого круга лиц.

Во-вторых, еще одним отличием новых дзайбацу являлась более узкая специализация и наукоёмкость. Если старые дзайбацу придерживались тактики, назовем его так, “широкого” роста (то есть, как было сказано выше, стремились обозначить себя в широком спектре отраслей экономики), то новые дзайбацу росли за счет фокусирования усилий на более узких областях, создавая конгломераты и с прямой, и с обратной производственной интеграцией (т.е. конгломераты с полным циклом производства), активно применяя и внедряя в производство технологические новинки и инновации. Именно новые дзайбацу стали капитанами развития наукоемкого производства и проводниками экономической экспансии Японии в ее колониях.

Правительство, разумеется, не обошло вниманием и этих игроков рынка, но их взаимоотношения, опять-таки, несколько отличались – основной мерой поддержки со стороны государства стала не приватизация госпредприятий, а размещение военных заказов.

Таким образом, мы можем сравнить старые и новые дзайбацу. Еще раз, коротко:

Стратегия старых дзайбацу – рост “вширь” (экстенсивное развитие), стратегия новых – сосредоточение усилий на узких областях (интенсификация развития);

Основа роста старых дзайбацу – приватизация госпредприятий, основа роста новых – участие в размещении военных заказов;

Старые дзайбацу были сосредоточены вокруг семей и семейных банков, имевших жесткую “вертикальную” систему управления, новые же представляли собой промышленные группы с более гибким “горизонтальным” управлением, имевших преимущество за счет новых технологий и экспансии в колонии.

Сельское хозяйство финансировалось в значительной мере местными кредитными ассоциациями, известными с феодальных времен, но узаконенными в 1900 г. Ростовщики, ссужавшие деньги под залог, были банкирами бедняков, число их учреждений в двадцать раз превосходило количество обычных банков. Здесь, как во всей Азии, работник мог заложить посуду и даже одежду для получения наличных денег.[313]

Хризантемы и дзайбацу

Хризантемы и дзайбацу Искру туши до пожара, беду отводи до удара. Русская народная пословица …Мы своей деятельностью стремились отвести возможность войны между Японией и СССР. Р. Зорге В "восточной столице"6 сентября 1933 года Рихард Зорге сошел на японскую землю с

КОНЦЕНТРАЦИЯ КАПИТАЛА ДЗАЙБАЦУ

КОНЦЕНТРАЦИЯ КАПИТАЛА ДЗАЙБАЦУ Денежный капитал аккумулировался среди рисовых брокеров до 1868 г., и на Осаку с ее зерновой биржей приходилось 70 % национального богатства. Небольшие капиталисты стремились инвестировать только в землю, но среди верхних слоев тёнин

Читайте также: