Дюркгейм о разделении общественного труда кратко

Обновлено: 05.07.2024

Универсальной категорией Дюркгеймовской научной системы, в которой отражаются в концентрированной форме основные принципы его социологической теории и методологии, выступает «социологизм.

  1. онтологическую, то есть бытийственную; 2.методологическую, то есть научно-ориентационную.

Относительно первой из выделенных нами сторон можно выделить несколько ключевых теоретических идей, составляющих суть социологизма.

  1. Социальная реальность является частью общего универсального мироустройства.
  2. Общество — это реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. Человек у Дюркгейма — это дуалистичная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят друг другу две сущности: социальная и индивидуальная.

Солидарность и разделение труда

Для Дюркгейма механическая и органическая солидарность – это два основных фазиса общественного развития, следующих один за другим. Общество с механической солидарностью – это архаичное общество, общество с органической солидарностью – это развитое общество.

Солидарность, на которой основаны неразвитые, архаические общества, получила у Дюркгейма наименование механической по аналогии с той связью, которая существует между частицами неорганического вещества (молекулы все одинаковы, связаны чисто механически). Сплоченность в данных общественных организмах детерминирована идентичностью, похожестью составляющих их единиц (индивидов), одномерностью исполняемых этими индивидами социальных функций, деиндивидуализацией. Условием существования механической солидарности является поглощение индивидуального начала коллективным организмом.

Готовые работы на аналогичную тему

Для обществ с механической солидарностью характерно репрессивное право, в котором находит выражение вся сила коллективного сознания. Основное назначение репрессивного права — строго карать тех членов общества, которые нарушили обычай или закон.

В условиях урбанизации, механическую форму солидарности стало обеспечивать все более трудно и в результате стало невозможным. Возникающие в Западной Европе города росли в основном за счет притока мигрантов, молодых людей из разных уголков Европы, которые имели совершенно различный опыт и вышли из-под власти местной традиции, покинув сообщество своих родных и старших авторитетов. В новом социальном образовании – городе, не существовало подкрепляемого ритуалом коллектива, и прежнее требование быть идентичным со всеми остальными не могло быть выполнено, в городах просто отсутствовали условия для механической солидарности. Пришедшая ей на смену органическая солидарность формировалась довольно медленно и была тесно связана с техническим прогрессом и усложнением ремесел и производства.

Своей теории разделения труда Дюркгейм совершил вполне успешную попытку опровержения важнейших социологических концепций факторов общественной солидарности и интеграции. Дюркгейм считал, что солидарность в обществе не может быть основана на свободной игре индивидуальных интересов (Спенсер), на деятельности государства (Конт, Теннис). Важным и единственным фактором, интегрирующим индивидов в единое целое, то есть в общество, и способствующим его сохранению, несмотря на центробежные тенденции, является разделение труда.

Григорий Юдин

Социолог Григорий Юдин рекомендует книгу Дюркгейма об идеале единого человеческого общества, основанного на сотрудничестве

Над материалом работали

Григорий Юдин

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, преподаватель МВШСЭН

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


Многие же описывают действительность с точки зрения идеального, в виде нравственных предписании, что не соответствует моральной действительности. Они лишь конструируют законы общества, правила поведения в нем не считая необходимым наблюдать за происходящим. Именно наблюдение является методом познания у Дюркгейма.

Нравственность, в понимании людей, это совокупность привычек, обладающими ценностью тогда, когда они соответствуют выдвинутой теории, но так как эта теория состоит не из наблюдаемых фактов, то она не всегда соответствует моральной действительности. Научный метод:наблюдение происходящего, выявления законов общества, сравнение фактов т. п. все это для того , чтобы создать науку.

В этом заключается противоречие закона о разделении труда, его антиномия-ситуация, в которой оба высказывания являются верными.

По мнению Дюркгейма существует единственный верный метод исследования разделения труда:

во-первых, изучить функции разделения труда; во-вторых, причины и условия от которых оно зависит; в-третьих, классифицировать главные представляемые им аномальные формы.

Только прибегая к помощи научного исследования мы сможем получить позитивное знание, а не то, которое внушает нам наше внутреннее чувство.

На первый взгляд понятно, что результатом увеличения труда является увеличение производственной силы и умении работника, но даже не помышляя о том, что может существовать другая функция. Оно, действительно дает этот результат, но он далек от морального, ну или имеет весьма косвенное к нему отношение. Конечно, многие возражают, что не доказано, что цивилизация нравственная вещь, но нельзя не заметить, что уровень нравственности изменяется с каждой последующей цивилизацией. Элементы из которых состоит цивилизация, например экономическая деятельность, искусство, наука лишены морального характера. Возникают разногласия относительно нравственного характера цивилизации. Дюркгейм считает, что «цивилизация морально индифферентна, т. е. так же лишена нравственности. Разделение труда если бы не отвечало потребностям, кроме получения моральных благ, то имело бы функцией только смягчение производимых ей самой последствии.

Дюркгейм выдвигает гипотезу, согласно которой разделение труда присутствует не только в экономической сфере жизни общества, но и во всех остальных, общество сможет удержаться в равновесии только благодаря специализации занятии. разделение труда является главным источником социальной солидарности, а непрерывное разделение общественных работ составляет общественную солидарность, становится причиной усложнения общественного организма. Дюркгейм предлагает проверить эту гипотезу таким образом: посмотреть, в самом ли деле социальная солидарность проистекает главным образом из общества, в котором мы живем,и в какой мере она способствует объединению общества, только тогда мы узнаем в какой степени оно влияет и насколько важно для нас. Для этой проверки нужно: сравнить социальную связь с другими и определить сколько места в общественной жизни она занимает; для этого необходимо классифицировать все виды социальной солидарности. Для этого нужно заменить внутренние, едва заметные, факторы на внешние. Таким наглядным символическим выражением солидарности является право. Исследовать непосредственно социальную солидарность невозможно т. к. в данный период времени мы не можем определить производит ли она явления или сама происходит от них, сближаются ли люди от того, что она сильна, либо они находятся в обратной зависимости и т. п.

Дюркгейм изучает разделение труда при помощи изучения его последствии. Так как право воспроизводит основные формы солидарности, нам необходимо классифицировать виды права, а затем исследовать соответствующие им виды социальной солидарности. Потом , чтобы измерить долю социальной солидарности определенного вида, необходимо сравнить число выражающих ее норм правил, с правом в полном объеме.

Уголовное право выражает механическая солидарность. Она возникнув из сходства коллективного и индивидуального сознания прямо связывает индивида и общество. Число общественных отношений пропорционально числу карательных правил. Определив какую часть юридического аппарата

представляет уголовный процесс, мы измерим относительное значение социальной солидарности.

Дюркгейм выделяет два вида санкции: реститутивные и репрессивные.

Реститувивные санкции не имеют искупительного характера, она сводится к «восстановлению порядка вещей. Правила с реститутивной санкцией не составляет коллективного сознания, так как эти предписания не затрагивают наших чувств. Репрессивные санкции составляют чисто моральные правила, которые непосредственно от наших чувств зависят. Если реститувивные санкции стремятся создать более специализированные органы( консульские суды, советы экспертов и т. п.), то репрессивные хотят остаться рассеянными в обществе.

Согласно Дюкргейму, обязательную силу правовым нормам придает общество, которое всегда готово вмешаться, чтобы заставить уважать заключенные обстоятельства, но только в том случае, если эти контакты согласуются с предписаниями права.

Дюркгейм выделяет два типа солидарности: механическая солидарность, и солидарность вызванная разделением труда.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Проблема разделния труда в труде Эмиля Дюркгейма.

В работе “О разделении общественного труда” Эмиль Дюркгейм исследует жизнь в её нравственном видении путем позитивистского мышления. Автор ставит перед собой цель создания науки нравственности. Дюркгейм хочет, чтобы данная работа помогла нам в поиске идеала, к которому мы стремимся, и определить направление наших мыслей.

“Нравственность образуется, преобразуется и сохраняется благодаря основаниям опытного порядка, только эти основания и берётся определить наука нравственности.” [i] Многие считают, что исследование нравственности - это ничто иное, как бессмысленное толкование идеала. Каким же образом Дюркгейм исследует столь абстрактное понятие как идеал? Автор прибегает к методу наблюдения действительности. Он старается произвести настоящие опыты, методические сравнения. Основные моральные принципы сформулированы путем наблюдения моральных факторов. “Нравственность, реально практикуемая людьми, признается только совокупностью привычек, предрассудков, обладающих ценностью только тогда, когда они согласны с выдвигаемой теорией” [ii] .

Что же касается, проблемы разделения труда, которой и посвящена работа Дюркгейма, то к этому вопросу он обращается для того, чтобы разъяснить, какового положение индивида в труде, может ли он быть одновременно личностным и связанным. Эти проблемы, по мнению автора, происходят из-за изменения социальной солидарности, которое происходит вследствие развития роста разделения труда. Такое явление как разделение труда проявляется, не только в экономической сфере общества, но и в политической, судебной, административной.

Начиная свое повествование о разделении труда, Дюркгейм говорит о противоречии, возникающем при специализации труда. Этот процесс происходит не без беспокойства. Оно заключается в том, что наряду с прославлением труда и приоритетном положении разделения труда, существуют правила, говорящие об опасности данного процесса.

Строя свою работу, Дюркгейм придерживается данного плана:

  1. Функции разделения труда.
  2. Причины и условия разделения труда.
  3. Классификация анормальных норм.

Функции разделения труда.

Дюркгейм вводит несколько понятий функции.

  • Функция – “система жизненных движений, отвлечённая от их последствий”.
  • Функция – “отношения соответствия, существующее между этими движениями и какими-то потребностями организма” [iii] .

Эмиль Дюркгейм использует в своей работе второе значение понятия функция. В контексте темы о разделении труда, слово функция надо понимать как исследование, какой потребности разделение труда соответствует. Автор выбирает данный термин, для определения соответствия и его сущности, а не для выяснения причин, откуда оно пришло, зачем и как.

Можно выделить одну главную задачу разделения труда.

Разделение труда – это источник цивилизации, так как оно увеличивает производительную силу и умение работника, что влечёт за собой повышение уровня жизни населения. Однако Дюркгейм говорит о том, что это явление нельзя назвать двигателем цивилизации, так как данный цивилизация напрямую зависит от нравственного развития общества и его моральных ценностей. Но как показывает практика, в наиболее развитых промышленных районах в основном господствует безнравственность.

Разделение труда, по мнению Дюркгейма, не разделяет на различные функции, а приводит к солидарности. Это наиболее заметно на разделении труда по половому признаку. Уже давно женщины не имеют равных прав с мужчиной в труде, в силу их физических способностей, а иногда и умственных, если дело касается работы связанное механикой производства. Если бы не произошло разделение полов, то сейчас не существовало этого эфемерного общества.

Дюркгейм пытается определить, является ли солидарность, порождаемая разделением труда, двигателем интеграции общественных отношений. Для этого он сравнивает социальные связи с целью классификации общественной солидарности. “Но социальная солидарность – чисто моральное явление, не поддающееся само по себе ни точному наблюдению, ни особенно измерению” [iv] . Дюркгейм относит солидарность к социальным фактам, а значит это явление социологии.

Этот тип солидарности “исходит из того, что известное число состояний сознания является общим для всех членов одного и того же общества” [v] . Социальная солидарность главным образом представлена в уголовном праве. Относительное значение данной солидарности зависит от числа общественных связей числу карательных правил, а так же от вступления в юридическую силу данного закона. В нашем праве не существует таких законов, которые не имели ничего общего с нравами. Механическая солидарность требует, чтобы индивиды стали похожи друг на друга и их личности связаны с коллективом.

Предполагает отличие индивидов друг от друга, а так же наличие у каждого своей сферы деятельности. Дюркгейм говорит, что, чем более личностна сфера деятельности, тем более специализирован труд. Общественный организм будет более разнообразны, если в нём будут больше индивидуальностей.

Связь солидарности с правом очень велика, а особенно с уголовным правом, как уже было сказано раньше. Однако Дюркгейм выделяет ещё одну связь солидарности с правом, с кооперативным правом, которой основан на коллективной сознательности.

Условия силы социальных связей:

  1. “Отношения между объектами коллективного и индивидуального сознания.
  2. Средняя интенсивность состояний коллективного сознания.
  3. Большая или меньшая определённость этих самых состояний.” [vi]

Дюркгейм выделяет ещё одну главную функцию разделения труда – это удерживание единообразия социальных агрегатов.

Возрастающее преобладание органической солидарности.

Индивид начинает растворяться в обществе из-за социального типа, не имеющего чёткой централизации. Индивид может не отличаться от группы, только в том случае, если его личное сознание не будет отличаться от коллективного. Что же касается силы авторитарных государств, то свою мощь они берут не из коллективного мышления, а от представителя данного общества, то есть само общество может и не иметь схожих взглядов, просто этот индивид пытается подавить общественную солидарность путём диффузного состояния. То есть принимает вид предшествующего.

Прогресс разделения труда.

Назначение разделения труда, по мнению многих, это стремление к созданию счастья для человека. Так как разделение труда способствует развитию прогресса, а именно науки, промышленности. Человек производит всё больше и больше совершенных продуктов, которые он хочет и может приобрести, таким образом удовлетворяя свои потребности. Однако нельзя утверждать, что прогресс является лишь следствием удовлетворения человеческих потребностей, это сложный, несущий за собой множество страданий процесс.

Причину прогресса разделения труда следует искать в определённых изменениях социальной среды. В таком обществе происходит уплотнение обществ.

Способы уплотнения обществ:

Как и все общественные процессы разделение труда имеет патологии, то есть отклонение от нормы. Если нормальным фактором разделения труда является наличие солидарности, то следовательно отсутствие этой солидарности и будет патологией. Осталось только выяснить из-за чего это происходит.

Существует три типа патологий:

  1. Частичное нарушение органической солидарности.(экономика, промышленность)
  2. Антагонизм труда и капитала.
  3. Разделение интеллектуального труда.

“Разделение труда предполагает, что работник не только занят исключительно своим занятием, но что он не теряет из виду своих непосредственных сотрудников, воздействует на них и испытывает их воздействие” [viii] .

Таким образом, прочитав работу Дюркгейма, я узнала о понятии разделения труда и о солидарности, присутствующей во всех сферах жизни общества.

Читайте также: