Факторы влияющие на подростковую преступность кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основные факторы, определяющие преступность несовершеннолетних

В последние годы наблюдается тревожная тенденция снижения родительского авторитета, обусловленная неправильным поведением, как но отношению к своим детям, так и к окружающим, неумением родителей (по мнению подростков) жить и т.д.

В семьях правонарушителей чаще всего присутствуют несогласованность и непоследовательность в действиях родителей по воспитанию своих детей. Отмечено, что в этих семьях случайные связи родителей (измена) встречаются в 10 раз чаще, чем в семьях, где подростки не нарушают закона (а в неполных — растет процент таких, где отец остается с детьми).

Особую опасность несет дух стяжательства, присущий многим семьям. В результате из них чаще выходят люди нравственно ущербные, сами уже не различающие, что преступно, а что нет.

Изучение психических отклонений у подростков-правонарушителей показало, что неблагополучная семья служила основным источником антиобщественного воздействия в 58,6% случаев.

Многочисленные исследования подтверждают также особую пагубность семейных скандалов и сцен, которые калечат душу ребенка с первых лет его жизни.

Выявлено, что в условиях двойственности, лицемерия старших особенно интенсивно работает механизм отчуждения и негативизма ребенка и подростка, быстрее прививаются стереотипы их аморального и противоправного поведения.

В настоящее время разработан ряд типологий семей, согласно которым существуют семьи:

а) не умеющие (в силу различных обстоятельств) воспитывать своих детей;

б) не желающие воспитывать своих детей;

в) не умеющие и не желающие их воспитывать.

В теории и практике выделяются три основных типа семьи (хотя любое жесткое деление условно, так как в реальной действительности все явления переплетены и тесно взаимосвязаны).

Семья отвергает ребенка, что порождает: страх смерти (степень отверженности может быть различных уровней)
Вариант 1. Уход в группу, члены которой преимущественно совершают насильные преступления
Состояние неуверенности ощущение тревоги, страха небытия
Вариант 2. Уход в группу, члены которой преимущественно совершают корыстные преступления

При этом следует учитывать, что:

  • большинство преступников были нежелательными детьми в своей семье;
  • в подобных семьях отсутствует главное — эмоциональный контакт ребенка с одним, но чаще всего с обоими родителями;
  • особенно острое состояние неопределенности своего положения (бытия) и ближайшего будущего отмечается у тех детей, которые отца совсем не знали или не имеют о нем никакой информации;
  • важным сигналом того, что ребенок не чувствует защиты (при отрыве от матери), является боязнь, неприятие чужих, особенно это относится к раннему детству — до 5 лет, но может наблюдаться и в более старшем возрасте;
  • во многом жестокость (особенно немотивированная) детей и подростков объединяется страхом (как правило, лишь в подсознании) смерти, небытия;
  • группы, в которые уходит подросток или ребенок, играют в основном роль, эквивалентную семье, а старший в группе (лидер, вожак, главарь) как бы заменяет отца или, в крайнем случае, старшего брата.

Семья не отвергает ребенка, но сама антиобщественна (пьет, тунеядствует, совершает правонарушения)
Наиболее частый вариант. Из нее выйдут будущие лидеры и актив преступной среды и групп (в том числе и в местах лишения свободы)

Из подобных семей чаще всего выходят лица, хорошо адаптированные к преступной среде, так как антиобщественный образ жизни — родная стихия, они плохо приспосабливаются к нормальной законопослушной жизни во всех основных ее проявлениях.

Следует отметить, что неблагополучие в данном типе семей не носит скрытого характера, легко выявляется, и подавляющее число семей, состоящих на учете в органах внутренних дел — неблагополучные, относится именно к этому типу.

Семья внешне благополучная (в первую очередь с точки зрения нравственно-психологического климата)
Вариант 1. Возможен переход к типу 1 (чаще всего — вариант 2)
Вариант 2. Законопослушное поведение

Во-вторых, даже по-настоящему благополучная в целом семья не всегда может обеспечить законопослушание своих членов (хотя это скорее исключение из правил типологии семей) 1 Данная типология предложена профессором Ю.М. Антоняном на базе имеющихся зарубежных аналогов. .

Еще один фактор — безотцовщина. Однако это не просто отсутствие отца, а определенное психологическое состояние матери и других членов семьи.

Выборочные исследования свидетельствуют о том, что число несовершеннолетних преступников (как правило, насильственного типа), воспитывающихся в семьях, где культивируются жестокость и насилие, в 9-10 раз выше, чем в благополучных семьях.

Недостатки семейного воспитания частично (а иногда и в значительной степени) могут компенсироваться усилиями дошкольных учреждений, школ, лицеев, гимназий, школ-интернатов, спецшкол, колледжей, трудовых коллективов.

Первичную корректировку поведения детей призваны осуществлять дошкольные учреждения, однако они не всегда выполняют свою задачу из-за недостатка квалификационного персонала, перегрузок и т.д.

Для многих несовершеннолетних преступников характерны отсутствие интереса к учебе, отрыв от коллектива, нежелание заниматься общественной работой. Однако в каждом конкретном случае следует с особой внимательностью подходить к вопросу о том, что в данном случае является причиной, а что — следствием, так как нередко именно педагогические ошибки, неправильное отношение одноклассников и т.д. толкают подростка на путь аутсайдерства и правонарушений, а не наоборот.

Учебные заведения не стали центром внешкольной работы, организаторами досуга несовершеннолетних. Не достигнут необходимый уровень контакта между ними и родителями и учениками, что также негативно сказывается на формировании и воспитании подростков. В силу инерции и ряда объективных факторов учебные заведения не всегда эффективно взаимодействуют с комиссиями по делам несовершеннолетних.

Трудовые коллективы. Число преступлений, совершаемых работающими подростками, еще достаточно велико и пока не наблюдаются тенденции к их снижению. Причин этому много. Во-первых, в коллективах, в которых работают несовершеннолетние, зачастую имеют место негативные явления, в частности приписки, круговая порука, беспринципность, хищения и иные злоупотребления. Во-вторых, подросткам редко доверяют новую технику, интересную работу, не всегда учитывают свойственные этому возрасту особенности характера, темперамента. В-третьих, между трудовыми коллективами, бытовым окружением и общественными формированиями по месту жительства не всегда устанавливается необходимый контакт. В результате — отсутствие единства воспитательно-предупредительного и трудового воздействия на подростка.

К условиям, способствующим преступности несовершеннолетних, можно отнести следующие факторы.

При этом следует также учитывать, что:

Небезынтересно рассмотреть и подходы российских ученых начала века к данному вопросу:

Так, А. Коротнев называл следующие главные причины антиобщественного поведения малолетних и несовершеннолетних:

  • пренебрежение нравственным и умственным воспитанием детей;
  • нищета и неудовлетворение самых насущных жизненных потребностей;
  • развращенность родителей;
  • невежество в широком смысле этого слова;
  • тюремное заключение, которое для ребенка делается великолепной школой разврата и преступлений.

Далее следует основной вывод автора о том, что для детей, выросших в обстановке нищеты и беспризорности, невозможна нравственная оценка поступка.

Мощным фактором преступлений несовершеннолетних являются неустойчивое экономическое положение и окружающая житейская обстановка. Не трудно выявить удивительное сходство в оценке факторов, определяющих преступность несовершеннолетних на столь ранних, казалось бы, но по сути очень сходных периодах истории России.

Преступность несовершеннолетних: причины и проблемы

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Преступность несовершеннолетних:
причины и проблемы

Алексеева Елена Александровна,
учитель МОУ Приморская СОШ

Преступность несовершеннолетних – одна из важных проблем современного общества. Подростки все чаще совершают преступления ради корысти, развлечений, экономических трудностей. Современные методы и средства не всегда являются эффективными, поэтому необходимо переосмысление мер предупреждения преступности несовершеннолетних.

Сегодня одной из значимых проблем нашего государства стала проблема преступности молодежи, что во многом связано с реформированием самой политической и экономической жизни общества, рыночным характером отношений. Все это заставляет задуматься о перспективах развития государства на всех сферах жизни: педагогики, социологии, права и т.д.

Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи также черты вандализма, чрезмерной жестокости. Большое количество этих преступлений совершаются в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства), особенно в группе (около половины), что также отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно со взрослыми [2, c. 21].

Предупреждение преступности зависит и от региона. У каждого региона свое экономическое, социальное развитие. Условия жизни в регионе напрямую отражают динамику преступности. Поэтому для изучения предупреждения преступности несовершеннолетних важно проанализировать и региональные особенности.

Понятие преступности несовершеннолетних неоднозначно. Исследователи не пришли к единому мнению данного понятия, поэтому
в криминологии существуют разные точки зрения. Множество значений возникает вследствие того, что преступность несовершеннолетних стоит особняков и в законодательстве. В УК РФ выделен отдельно раздел V, посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних охватывает определенный возраст (14 – 18 лет), конкретную территорию и промежуток времени. Именно эти критерии и отличают преступность несовершеннолетних от взрослых преступлений.

Многие ученые-юристы посвящают свои труды изучению причин и условий совершения несовершеннолетними преступлений. Среди исследователей нет единого мнения о причинах и условиях преступности несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних имеет свои причины. Причины – это негативные социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания, порождающие преступность как следствие.

Сложилось устойчивое мнение о том, что главными причинами преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста являются резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе.

Проанализировав работы исследователей (Ю.Н. Антоняна, А.А. Бакина, Ж.Ю. Вологина, Д.В. Замышляева, С.А. Корягиной и др.), были обобщены причины преступности несовершеннолетних. Данные представлены
в таблице 1.

Таблица 1 – Причины преступности несовершеннолетних

1.Отсутсвие нормальных условий существования
у подростков (бродяжничество, беспризорники и др.). Нужда самостоятельно искать и добывать средства существования.

2. Корысть. Желание завладеть чужим имуществом для удовлетворения личных потребностей.

1. Неблагополучная семья (алкоголики, наркоманы, истязатели и др.). В таких семьях несовершеннолетние представлены сами себе, не осуществляется контроль над ними, нередко родители избивают несовершеннолетних, принуждают заниматься кражами, проституцией и т.п.

3. Попустительские семьи, в которых несовершеннолет-ний живет сам по себе, но при этом внешне семья выглядит благополучно. Несовершеннолетний соверша-ет преступления из-за того, что ему не объяснили, что это не допустимо, за это наказывают, и никто не проконтролирует занятия несовершеннолетних.

4. Семьи, в которых сами родители, родственники поощряют совершение преступлений и совершают их.

1. Клептомания (навязчивое, болезненное влечение к совершению кражи, воровству, расценивается как психическое нарушение). Несовершеннолетние не способны контролировать себя в таких случаях, не осознают, что это болезнь.

2. Отсутствие волевых качеств при давлении посторонних. Нередко несовершеннолетние совершают преступления под влиянием взрослых или тех, кто оказывается эмоциональнее сильней.

3. Отчуждение несовершеннолетних от общества может приводить к формированию у нее устойчивой антисоциальной установки, проявляемой в негативном или даже враждебном отношении к среде, что по механизму проекции способно провоцировать у таких лиц агрессивное поведение.

4. Психологическая склонность несовершеннолетних к совершению преступлений.

5. Психологическое унижение. Несовершеннолетний подвергается насмешкам со стороны сверстников, не имеет таких возможностей как другие в материальном плане.

Отсутствие организованного
досуга

1.Бесцельное времяпрепровождение. Несовершеннолет-ние, которые не имеют увлечений, хобби, не посещают секции, а большую часть времени проводят на улице в компании друзей, в большей степени склоны к совершению преступлений.

2.Бесконтрольное проведение досуга. Отсутствие контроля со стороны родителей, опекунов провоцирует несовершеннолетних на совершение преступлений.

Таким образом, причины преступности несовершеннолетних могут быть разными, однако общее между ними то, что в большинстве случаев подростки совершают преступления, находясь вне контроля. Важно отметить, что преступления совершаются не только подростками из неблагополучных семей или сиротами, но и несовершеннолетними, которые имеют благополучные семьи.

Подростки из благополучных семей совершают преступления ради развлечения, спора, у них присутствует ощущения вседозволенности, чувство безнаказанности, нередки случаи, когда так подростки привлекают к себе внимание родителей.

Таким образом, социальный статус не всегда играет главенствующую роль. Подростки из благополучных семей также совершают преступления, которые не менее жестоки и опасны для общества.

Как видно из таблицы, на первом месте причина преступлений – семья. Семья неотъемлемо влияет на несовершеннолетних: отсутствие контроля, асоциальный тип поведения и др.

Ежегодно выявляется свыше 100 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, то есть брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка [4, c. 38].

Руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты РФ Елена Николаева на одной из секций ВРНС озвучила цифры, согласно которым ежегодно родительских прав лишаются до 60 тысяч родителей, то есть социальными сиротами становятся 200–220 детей ежедневно. Уполномоченный по правам ребенка России Павел Астахов говорит, что почти 700 тысяч детей в настоящее время находятся в интернатах, приютах, детских домах и т.д.

На Пятом съезде детских омбудсменов прозвучала статистика – начального общего образования не имеют в России порядка 37 тысяч детей, а более 22,5 тысяч детей неграмотные. Госкомстат констатирует: каждый пятый российский ребенок – детдомовец [5, c. 21].

После выхода из детдома 30% становятся бомжами, 20% – преступниками. По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч юных россиян. 10% заканчивают жизнь самоубийством, около тысячи детей в месяц исчезают бесследно [11, c. 3].

Дети из асоциальных семей, лишенные средств существования, нередко вовлекаются в нерегламентированные и криминальные сферы деятельности (работа на улице в неудовлетворительных условиях, занятие проституцией, занятость в порнографическом бизнесе, торговля табачной, алкогольной продукцией и т.д.), связанные с риском для здоровья, психологического и социального развития [14, c.19 – 20].

На втором месте причины социально-экономические. Возможно, это объясняется тем, во-первых, что подростков, нуждающихся в деньгах, пропитании, с каждым годом увеличивается. Во-вторых, экономическая ситуация в России не стабильна, многие не могут найти работу. Возможность брать кредиты привела к тому, что некоторые только на него и работают, а на потребности не хватает ресурсов.

В.В. Кухарук отмечает, что одно из негативных проявлений экономического кризиса – сокращение рабочих мест, что привело
к уменьшению возможностей для трудоустройства подростков, в первую очередь отбывших наказание в воспитательных учреждениях [12, c. 97].

Наименьшее количество преступлений совершенно по причинам неорганизованного досуга. Это связано с тем, что сегодня в школах подростки проводят достаточно долгое время, занимаясь дополнительно, посещая различные пришкольные секции и кружки. Также подросткам компьютерные игры замещают друзей, прогулки и т.п.

Исходя из вышесказанного, причины преступности несовершеннолетних можно разделить на четыре группы. Эти причины взаимосвязаны между собой и имеют неравные границы. На преступность несовершеннолетних влияют как внешние факторы, так и внутренние.

Для организации предупреждения преступности важно знать условия, которые провоцируют несовершеннолетних на совершение преступлений.

А.В. Селянин указывает, что к условиям, способствующим преступности несовершеннолетних, можно отнести: безнадзорность, безнаказанность, недостатки и упущения в работе правоохранительных органов по организации предупреждения и пресечения правонарушений среди подростков, серьезные проблемы в правовом воспитании несовершеннолетних, высокую латентность преступлений, совершаемых этими лицами [13, c. 125].

Выше указано, к чему приводит безнадзорность. Родители, стремясь обеспечить достойной существование, игнорируют процесс воспитания детей, считая несовершеннолетних вполне взрослыми, которые уже могут отдавать отчет своим поступкам. Однако не все подростки и юноши могут реально оценить свои действия. Родители, которые ведут асоциальный образ жизни, также не заботит времяпрепровождения детей, поэтому, когда несовершеннолетний уже втянут в преступления, поздно понимают, что упущено время и воспитание.

Следовательно, безнадзорность провоцирует несовершеннолетних на преступления, считая, что им многое дозволено, их не найдут или в силу возраста не привлекут к ответственности. Такое поведение обусловлено тем, что подростки не знают своих обязанностей. Поэтому вторым условием преступности несовершеннолетних является безнаказанность. Большинство подростков, зная, что уголовная ответственность несовершеннолетних начинается с 16 лет, в исключительных случаях с 14 лет (ст. 20 УК РФ), безнаказанно совершают преступления.

Обсуждался вопрос о снижении возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних. В Государственной Думе Российской Федерации работали над законопроектом, идея которого появилась у комитета Государственной Думы Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Депутатами Государственной Думы Российской Федерации предлагалось снизить возраст для привлечения к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений до 12 лет. По словам члена комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству В.А. Поневежского, эта мера вызвана тем, что поражает жестокость несовершеннолетних, которых привлечь сегодня к ответственности по закону нельзя. Парламентарий уверен, что страх перед наказанием будет останавливать малолетних преступников [1, c. 28].

Кроме того, предлагалось поднять и верхнюю возрастную планку для преступников, которым не исполнилось еще 18 лет. Сейчас максимальный срок лишения свободы для них составляет 10 лет. Новый документ будет предусматривать для несовершеннолетних пожизненное заключение по некоторым составам преступлений.

Несмотря на то что у современных подростков психологами отмечается акселерация, не все несовершеннолетние способны реально и адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, не попасть под влияние старших. Поэтому, на наш взгляд, стоит не ужесточать меры, а искоренять причины преступности, организовывать бесплатный досуг подросткам, больше внимания контролировать детские дома, из которых несовершеннолетние бегут и т.п.

В истории России уголовная ответственность несовершеннолетних наступала с 7, 10, 12 лет, и подростки содержались вместе со взрослыми, к ним применяли те же меры. Однако это не помогало бороться с преступностью. Следовательно, жестокость – это не выход [6, c. 52].

А.А. Беженцев к основным проблемам преступности несовершеннолетних относит российское законодательство, отличающееся несбалансированностью, отсутствием последовательности и не обеспечивающее в должной мере надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых в семье, в воспитательных и образовательных учреждениях. Несовершенны и нуждаются в большей конкретизации также административно-правовые меры предупреждения и противодействия детской безнадзорности, проституции, токсикомании, алкоголизму и наркомании [3, c. 12].

Российское законодательство, как и другое, неидеально и несовершенно, в нем есть пробелы, коллизии, не учтены некоторые особенности. Однако уголовное право должно быть безупречным, так как оно касается судьбы человека. Судимость – это не украшение, поэтому необходимо избегать судебных ошибок, особенно в отношении подростков. В юридической практике нередко встречаются случаи, когда за аналогичные преступления подсудимые получают существенно отличающиеся сроки. Мало кто может объяснить, почему это происходит. Поэтому закон должен быть единым для всех.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты


В процессе работы над детским исследовательским проектом по обществознанию на тему "Подростковая преступность" автором была поставлена цель, определить основные причины подростковой преступности в современном обществе и найти более эффективные способы их профилактики.

Подробнее о работе:


В ученическом проекте по обществознанию "Подростковая преступность" автором была исследована литература по данной теме и изучены психологические характеристики подросткового периода, проанализированы статистические данные правонарушений несовершеннолетних по Свердловской области, на основе которых были определены основные причины совершаемых подростками преступлений.

Готовая исследовательская работа по психологии и обществознанию на тему "Подростковая преступность" содержит теоретические сведения о мерах профилактики правонарушений среди подростков, а также в работе обоснованы виды юридической ответственности для несовершеннолетних преступников. В рамках своей проектной деятельности ученица 9 класса исследовала уровень подростковой преступности в Республике Марий Эл.

Оглавление

Введение
1. Подростковая преступность – основная проблема современного общества.
1.1. Факторы, влияющие на становление подростков.
1.2 Профилактика подростковой преступности.
2. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
3. Исследование подростковой преступности в Республике Марий Эл.
Заключение
Список литературы

Введение


Преступность несовершеннолетних – совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет. На сегодняшний день это одна из самых актуальных проблем, стоящих перед обществом и государством. Многие ученые и сотрудники органов внутренних дел заняты изучением и поиском решения данной проблемы, но уровень преступности среди подростков неуклонно растет. Это означает, что ныне известные методы профилактики правонарушений не действуют.

Подростковый возраст считается переломным моментом в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский

максимализм толкает подростка на необдуманные поступки, которые в свою очередь влекут за собой последствия различного характера.

Конечно, прежде чем искать способы профилактики, необходимо выяснить первопричины, источники, обуславливающие рост правонарушений. Опираясь на исследования, построить систему методов профилактики по сокращению преступности среди лиц, не достигших возраста 18 лет.

Актуальность. Криминальная ситуация в России по-прежнему остается сложной. Преступность подростков продолжает быть дестабилизирующим фактором общественной жизни. Причем, в сравнении с другими явлениями, она характеризуется наивысшей общественной опасностью с точки зрения государства, а потому не может не интересовать социолога, ориентированного, прежде всего, на изучение социальных недугов и аномалий.

Преступность представляет собой крайнюю форму антиобщественных явлений, она впитывает в себя всю совокупность социальных, экономических, политических и культурных противоречий. Этим обусловлена необходимость ее социологического осмысления. Более глубокое изучение этих факторов даст возможность понять специфику совершаемых преступлений, и их закономерности.

Объектом исследования данной работы является - проблема подростковой преступности в современном обществе.

Предметом исследования данного проекта является - способы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Цель: определить основные причины подростковой преступности в современном обществе и найти более эффективные способы их профилактики.

Задачи:

  • найти и проанализировать литературу по данной теме;
  • изучить психологическое содержание подросткового периода;
  • проанализировать статистические данные правонарушений несовершеннолетних по Свердловской области;
  • на основе статистических данных выделить основные причины совершаемых подростками преступлений;
  • рассмотреть меры профилактики правонарушений среди подростков;
  • провести анкетирование по данной теме;
  • обобщить полученную информацию.

Гипотеза: низкий уровень правосознания подростков связан с недостаточностью профилактических мероприятий в образовательном учреждении.

Подростковая преступность – проблема современного общества


Преступность несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой населения подросткового возраста. Есть такая закономерность, когда рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подросткового возраста. подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Это по данным нашей несовершенной и щадящей статистики. Сегодня в среднем по стране каждое десятое преступление совершается подростком или юношей.

Факторы, влияющие на становление подростков

Подавляющее большинство семей трудных подростков живут в неблагополучных семьях. Есть также семьи, где родители избирают неправильные методы воспитания или равнодушны к внутреннему миру детей: с детства все делают за ребенка, удовлетворяют все его желания и капризы, что является своеобразной формой ущемления самолюбия, достоинства ребенка.


Анализ причинных факторов преступного поведения несовершеннолетних на протяжении многих десятилетий неизменно остается в фокусе интересов отечественных и зарубежных исследователей в различных областях научного знания: юриспруденции, психиатрии, социальных науках, медицины, педагогике и т. д. Современные знания о расстройствах поведения позволяют сделать вывод, что они являются сложными формами социального поведения личности, детерминированными системой взаимосвязанных факторов. Эти факторы можно разделить на биологические и социальные. [1, с. 148]

Явление преступности можно более полно объяснить при рассмотрении социальных факторов, влияющих на ее формирование.

Социальные факторы можно разделить на две группы: макросоциальные и микросоциальные. К числу первых относят общество, в котором живет человек, включая его историю, культурные традиции, мораль и нравственные ценности, политические и экономические проблемы и др. Вторая группа — это непосредственное окружение человека, прежде всего семья, друзья, коллеги по учебе и работе и др. Рассмотрим каждую группу.

Низкий уровень жизни большой части населения, сильный контраст распределения доходов в обществе. Среди малообеспеченных слоев наиболее ярко выражен уровень наркотизации и алкоголизации, которые во многом являются причинами преступности. Но так же часто подросткам из бедных семей приходится совершать преступления, чтобы просто выжить.

Недостатки в развитии досуговой системы: слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Нередко эти учреждения являются платными, а значит недоступными для подростков из бедных семей.

Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, отказ от индивидуального подхода и т. д.), в результате чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением, нередко обучающиеся отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняются за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к ослаблению и потере социальных связей, что облегчает контакт с источниками отрицательных влияний. [2, с. 172]

Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями. Это пропаганда наркотиков, культивирование половой распущенности, насилия и жестокости. Большую роль здесь играет СМИ: фильмы, сериалы, телепередачи, газетные и журнальные статьи, а так же Интернет. [3, с. 112]

Отрицательное влияние в семье. Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности подростка. Но не всегда семьи являются благоприятным фоном, для развития ребенка. Вклад неблагоприятных семей в преступность несовершеннолетних по некоторым подсчетам составляет 30–35 %. Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают, прежде всего, аморальный образ жизни родителей, их низкий общеобразовательный уровень, эмоционально-конфликтные отношения в семье, неполная семья, плохое материальное положение. В разные годы по различным регионам страны у несовершеннолетних преступников отсутствие одного из родителей фиксировалось значительно чаще, чем у подростков, преступлений не совершавших. Из числа подростков, совершивших повторное преступление, 46 % воспитывались в неполной семье. Спиртные напитки несовершеннолетние правонарушители начинают употреблять с 13–16 лет. О питейных традициях они узнают в гораздо более раннем возрасте и, как правило, в семье. Среди несовершеннолетних, совершивших преступления, свыше 42 % уже ранее употребляли алкоголь и преступление совершили в нетрезвом состоянии. Опросы воспитанников колоний показывают, что каждый седьмой начал курить в первом или втором классе, употреблять спиртное — чуть позже, через два-три года, причем в 67 % случаев — дома, в кругу семьи, родственников.10 36 % несовершеннолетних правонарушителей воспитывались в семьях, в которых родители и родственники были лицами ранее судимыми. [4, с. 137] Аморально вели себя матери почти каждого пятого подростка. Обращается внимание на жестокость и насилие в таких семьях. Изучение дел об убийствах, совершенных несовершеннолетними, свидетельствует о том, что именно по данной категории дел преступлению предшествовали длительные конфликтные отношения между будущей жертвой (чаще всего это отцы или отчимы и другие взрослые родственники; иные лица по месту жительства несовершеннолетнего) и осужденным. В каждой четвертой семье указанные лица систематически терроризировали несовершеннолетнего и других близких, пьянствовали и сами спровоцировали преступление. В этих семьях утвердились аморальность, культ насилия в межличностных отношениях как способ общения. [5, с. 24]

По способу общения и воспитания выделяют так же ситуации гипер- и гипоопеки в семье: Гиперопека — это ситуация, когда родители хотят быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения), доходящая до семейной тирании. Гипоопека — это отсутствие должного контроля за ребенком, нередко переходящая в безнадзорность. Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей, может возникнуть так же и в силу объективной невозможности, состояния здоровья родителей, неполной семьи и т. д. [6, с. 17]

Преступное поведение подростков — неизбежный эпифеномен общества. Понятие это весьма относительно. С одной стороны, оно задает динамику развития общества (требуя немедленного решения данной проблемы), с другой стороны, тормозит его развитие. Проблему преступности несовершеннолетних нельзя оставлять без внимания. Профилактические мероприятия в этой сфере являются неотъемлемым атрибутом современного общества.

Профилактика правонарушений также рассматривается как особый вид социальной практики, обеспечивающий преобразование общественных отношений, в результате которого устраняются либо нейтрализуются условия (причины, факторы), способствующие отклоняющемуся поведению. [7, с. 48]

1. Игошев К. Е. Правонарушения и ответственность несовершеннолетнего. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 2013. — 183с.

2. Бабаев М. М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. — М.: Юридическая литература, 2008. — 382с.

3. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Государственный доклад /Под ред. В. А. Лукова, В. А. Родионова, Б. А. Ручкина. — М.: Социум, 2010. — 328с.

4. Емельянова Л. В. Статистика преступности несовершеннолетних в России. — М.: Судебно-правовая реформа, 2013.- 211 с.

5. Бондарева П. Ю. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних //Уголовное право. 2012. № 4. — С. 23–28.

6. Боровиков В. О совершенствовании института уголовной ответственности несовершеннолетних //Уголовное право. 2003. № 4. — С. 15–18.

7. Волгарева И. В., Шилов Н. К. Уголовная ответственность несовершеннолетних. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. — 291с.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, неполная семья, отсутствие заботы, преступление, способ общения.

Читайте также: