Двухканальная модель речевой коммуникации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Двухканальная модель речевой коммуникации.

Двухканальная модель речевой коммуникации. Отечественный психолог В.П. Морозов предложил оригинальную модель, в которой коммуникация представлена как двухканальная система, но не в технологическом, а в психологическом смысле. В целом он придерживается получившей широкое распространение схемы Шеннона, в которой любая система коммуникации представляет собой взаимодействие следующих основных частей: 1.) источника информации (в данном случае говорящего человека); 2.) сигнала, несущего информацию в закодированном виде (в данном случае в виде акустических особенностей речи и голоса); 3.) приемника, обладающего свойством декодировать указанную информацию (в данном случае слуховой системы, мозга и психики субъекта восприятия – слушателя). Однако имея в виду сложную вербально-невербальную природу системы речевой коммуникации и ряд принципиальных отличий невербальной коммуникации от собственно речевой, Морозов представляет коммуникацию как двухканальный процесс, состоящий из вербального, собственно речевого лингвистического и невербального экстралингвистического каналов. Особенность данной модели состоит в учете роли функциональной асимметрии мозга человека, являющейся физиологической основой независимости невербальной функции речи от вербальной. Исследованиями асимметрии, начатыми еще в XIX в. и продолженными в наше время Р. Сперри, удостоенным за эти работы Нобелевской премии в 1981 г., доказали ведущую роль левого полушария мозга в обеспечении вербальной функции психики. Вместе с тем, ряд современных зарубежных и отечественных работ, в том числе и Морозова, свидетельствует о ведущей роли правого полушария в переработке невербальной информации. Это обстоятельство нашло отражение в теоретической модели в виде разделения вербального и невербального каналов во всех звеньях системы коммуникации: в начальном (источник речи, говорящий), в среднем (акустический сигнал) и в конечном (приемник, слушатель). Таким образом, вербальный (собственно лингвистический) и невербальный (экстралингвистический) каналы оказываются обособленными во всех звеньях цепи речевой коммуникации. Но между вербальным и невербальным каналами наблюдается теснейшее взаимодействие и взаимовлияние.

Модель Романа Якобсона

Модель Юрия Лотмана

Модель Умберто Эко.

Вербальная коммуникация.

Коммуникация – это обмен информацией, чувствами, эмоциями между отдельными личностями, группами людей, одного человека с определенным сообществом. Современные психологи подразделяют межкультурную коммуникацию на три основных типа – вербальный, невербальный и паравербальный. Каждый из видов определяется сочетанием различных способов, приемов и стилей.

Двухканальная модель речевой коммуникации В.П. Морозова — модель, учитывающая не технические и технологические особенности социальной коммуникации, а её психологическую сторону и позволяющая учитывать как вербальные, так и не вербальные сигналы. Система признает не только особенности лингвистической и паралингвистической информации, но и берет во внимание связанную с этим специфику левого и правого полушарий мозга человека .

Правое полушарие играет ведущую роль в оперировании целостными зрительными образами, в ориентации в пространстве, в различии музыкальных звуков и тонов, в продуцировании сновидений. В то время как левое полушарие мозга отвечает за абстрактное мышление, оперирование знаковой информацией, счётом в обеспечении речевой коммуникации .

Более того, В. П. Морозов подчеркивает два вида обратной связи. ОС-1 – обратная связь, которая контролирует процесс создания речи говорящего. ОС-2 – обратная связь, которая контролирует результаты воздействия этой речи на слушателя .

Структура модели

В соответствии с получившей обширное продвижение схемы К Шеннона, каждая концепция коммуникации, а конкретно взятая нами невербальная экстралингвистическая, предполагает собой связь трёх ключевых элементов: 1) источника данных — сообщающего лица, производящего и передающего эти данные, 2) сигнала, несущего данные в закодированной конкретным способом форме (в форме отличительных звуковых характеристик речи и голоса) и 3) приемника, имеющее свойство расшифровывать эти данные, в данном случае — слуховой системы, мозга и психики субъекта восприятия (слушателя). Если рассматривать концепцию в системном подходе, ни один из трёх сложных элементов, взятый в изолированном виде, не способен быть понятым и разъяснен даже при самом кропотливом исследовании. Кроме этого, любой из трёх сложных элементов в отделенном варианте утрачивает свое значение, ровно как, к примеру, ключ без замка, либо замок без ключа. Любой элемент цепочки коммуникации (источник—сигнал — приемник) в силу системности характеризуется не только своими собственными качествами, но и отображает качества иных элементов и системы в целом. По этой причине необходим анализ специфических и единых качеств не только выделенных трёх элементов невербальной экстралингвистической коммуникационной системы, но и их взаимодействия.

В целом установление данных связей дает возможность осознать, как тот или другой тип невербальных данных, отображающий то или другое психофизическое состояние человека, через акустику его речи и голоса передается субъекту восприятия и у последнего формируется довольно точный образ психофизического состояния говорящего, его отношения к теме беседы, слушателю, лично для себя и, в конечном результате, значительно скорректированное и исправленное представление о сути его высказывания .

Тем не менее, имея в виду непростое вербально-невербальное естество концепции речевой коммуникации и целую группу вышеприведенных принципиальных различий невербальной коммуникации и непосредственно речевой — вербальной, единую структуру концепции речевой коммуникации необходимо представить как двухканальную (безусловно, не в научно-техническом, а в психологическом значении), т.е. равно как состоящую из вербального, непосредственно речевого лингвистического, и невербального экстралингвистического каналов (рис. Б) (Восприятие речи, Морозов).

Рассмотренная ранее значимость высоко функциональной асимметрии мозга человека в переработке вербальных и невербальных данных, выражается как в действиях восприятия речи и иных звуков (у слушателей), так и в механизмах её развития (создания) у говорящего. Данный факт находит отображение в теоретической модификации (см. рис. позиция Б) в виде распределения вербального и невербального каналов не только в среднем звене системы коммуникации (звуковой знак), но и в первом (говорящий) и последнем (слушатель) звеньях. Так, вербальный (непосредственно лингвистический) и невербальный (экстралингвистический) каналы становятся изолированными в абсолютно всех звеньях цепочки речевой коммуникации.

Вместе с этим среди вербальных и невербальных каналов большую роль играют теснейшая связь и взаимовлияние, что в схеме указано вертикальными стрелками. К примеру, приятные фразы, сказанные ехидным тоном, утрачивают приветливое значение. Две группы противоположных взаимосвязей (ОС) в схеме означают: ОС-1 — концепцию собственно сенсорного самоконтроля говорящим действий создания его речи, и ОС-2 — контролирования говорящим итогов влияния его выступления на слушателя.

В рамках невербального канала, работающего в системе речевого общения, звуковым путем слушателю доходит десять ключевых категорий данных о говорящем вне зависимости от того, что сообщает индивид (индивидуально-личностная, эстетическая, чувственная, психологическая, общественно-иерархическая, возрастная, половая, медицинская), в том числе сотня видов данных категорий .

Отечественный психолог В.П. Морозов предложил оригинальную модель, в которой коммуникация представлена как двухканальная система, но не в технологическом, а в психологическом смысле. В целом он придерживается получившей широкое распространение схемы Шеннона, в которой любая система коммуникации представляет собой взаимодействие следующих основных частей: •у- источника информации (в данном случае говорящего человека, передающего информацию);

• сигнала, несущего информацию в закодированном определенным образом виде (в данном случае в форме акустических особенностей речи и голоса);

• приемника, обладающего свойством декодировать указанную информацию (в данном случае слуховой системы, мозга и психики субъекта восприятия — слушателя).

Однако, имея в виду сложную вербально-невербальную природу системы речевой коммуникации и ряд принципиальных отличий Невербальной коммуникации от собственно речевой, Морозов представляет коммуникацию как двухканальный процесс, состоящий из вербального, собственно речевого лингвистического и невербального экстралингвистического каналов.

Особенность данной модели состоит в учете роли функциональной асимметрии мозга человека, являющейся физиологической основой независимости невербальной функции речи от вербальной.Исследованиями асимметрии, начатыми еще в XIX в. и продолженными в наше время Р. Сперри, удостоенным за эти работы Нобелевской премии в 1981 г., доказали ведущую роль левого полушария мозга в обеспечении вербальной функции психики. Вместе с тем ряд современных зарубежных и отечественных работ, в том числе и Морозова, свидетельствует о ведущей роли правого полушария впереработке невербальной информации.

Это обстоятельство нашло отражение в теоретической модели в виде разделения вербального и невербального каналов во’я всех звеньях системы коммуникации: в начальном (источник реч говорящий), в среднем (акустический сигнал) и в конечном (приемник, слушатель). Таким образом, вербальный (собственно лингвистический) и невербальный (экстралингвистический) каналы оказываются обособленными во всех звеньях цепи речевой коммуникации.

Например, приветливые слова, произнесенные язвительным тоном, теряют приветливый смысл. Две категории обратных связей обозначают: ОС— систему контроля говорящим процессов образования его собственной речи;

Согласно получившей широкое распространение схемы К Шеннона (1983) (см. рис. 7, позиция А), любая система коммуникации, в том числе и рассматриваемая нами невербальная экстралингвистическая, представляет собой взаимодействие трех основных частей: 1) источника информации, в данном случае — говорящего человека, генерирующего и передающего эту информацию, 2) сигнала, несущего информацию в закодированной определенным образом форме (в данном случае в форме акустических особенностей речи и голоса) и 3) приемника, обладающего свойством декодировать указанную информацию, в данном случае — слуховой системы, мозга и психики субъекта восприятия (слушателя). В свете системного подхода ни одна из этих трех составных частей, взятая в изолированном виде, не может быть понята и объяснена даже при самом тщательном изучении. Более того, каждая из трех составных частей в изолированном виде теряет всякий смысл, как бессмыслен, например, ключ без замка, или замок без ключа. Каждое звено цепи коммуникации (источник—сигнал — приемник) в силу той же системности характеризуется не только своими собственными свойствами, но и отражает свойства других частей и системы в целом. Поэтому необходимо рассмотрение специфических и общих свойств не только каждой из указанных трех частей невербальной экстралингвистической коммуникационной системы, но и их взаимодействия.

В целом определение этих взаимосвязей дает возможность понять, как тот или иной вид невербальной информации, отражающий то или иное психофизическое состояние человека, через акустику его речи и голоса передается субь-

Искусство и наука общения невербальная коммуникация

екту восприятия и у последнего создается достаточно адекватный образ психофизического состояния говорящего, его отношения к предмету разговора, слушателю, самому себе и, в конечном итоге, существенно скорректированное и уточненное представление о сущности его высказывания.


Система обратных связей

Рис. 7. Традиционная схема коммуникации (А), представляемая одним каналом (по Шеннону, 1983), и схема речевого общения (Б), подчеркивающая его двухканальную природу (по Морозову, 1989).

Приведенная схема Шеннона представляет систему коммуникации как одноканальную (рис. 7 А). Однако, имея в виду сложную вербально-невербальную природу системы речевой коммуникации и целый ряд вышеприведенных принципиальных отличий невербальной коммуникации от

собственно речевой — вербальной, общую структуру системы речевой коммуникации следует представить как двухканальную (разумеется, не в технологическом, а в психологическом смысле), т.е. как состоящую из вербального, собственно речевого лингвистического, и невербального экстралингвистического каналов (рис. 7 Б) (Восприятие речи, 1988; Морозов, 1989).

Рассмотренная выше (см. § 2.3) роль функциональной асимметрии мозга человека в переработке вербальной и невербальной информации, проявляется как в процессах восприятия речи и других звуков (у слушателей), так и в механизмах ее формирования (порождения) у говорящего (поющего, музицирующего). Это обстоятельство находи отражение в теоретической модели (см. рис. 7 позиция Б) в виде разделения вербального и невербального каналов не только в среднем звене системы коммуникации (акустический сигнал), но и в начальном (говорящий) и конечном (слушатель) звеньях Таким образом, вербальный (собственно лингвистический) и невербальный (экстралингвистический) каналы оказываются обособленными во всех звеньях цепи речевой коммуникации.

Вместе с тем между вербальным и невербальными каналами имеет место теснейшее взаимодействие и взаимовлияние, что на схеме отмечено вертикальными стрелками. Например, радушные слова, произнесенные язвительным тоном, теряют радушный смысл. Две категории обратных связей (ОС) на схеме обозначают: ОС-1 — систему собственно сенсорного самоконтроля говорящим процессов образования его речи, и ОС-2 — контроля говорящим результатов воздействия его речи на слушателя.

В рамках невербального канала, функционирующего в системе речевого общения, слушателю передается акустическим путем до десяти основных категорий информации о говорящем вне зависимости от того, что говорит человек

Искусство и наука общения невербальная коммуникация 41

(индивидуально-личностная, эстетическая, эмоциональная, психологическая, социально-иерархическая, возрастная, половая, медицинская, пространственная и др.), включая сотни разновидностей этих категорий. Краткие характеристики указанных видов невербальной информации и связанные с ними аспекты исследований НК представлены в следующем разделе.

Читайте также: