Двойники печорина в романе герой нашего времени кратко

Обновлено: 01.05.2024

Первый двойник — юнкер Грушницкий. Внешне они похожи: оба держатся отстранённо, производя на окружающих впечатление глубоко страдающих и печальных людей. Однако Печорин, в отличии от окружающих, способен чувствовать истинную природу человека и понимает, что в основе поведения юнкера лежат не искренние переживания, но только лишь желание выделиться. И это вызывает у главного героя невероятное раздражение, ведь все те внутренние размышления, душевные страдания и моральная опустошённость, от которых действительно страдает Печорин, могут быть без труда имитированы и обесценены ничтожным Грушницким и приняты за чистую монету наивным обществом. Пожалуй, самым болезненным для главного героя является тот факт, что окружение может начать относиться у нему так же благодушно, как и к позёру-юнкеру, в то время как для Григория жизненно необходимо ощущать по отношению к себе отчуждённость или ненависть. Печорин задействует весь свой арсенал искушённого светского льва, чтобы уничтожить столь раздражающее его кривое зеркало. И в итоге униженный Грушницкий обнажает свою мстительную натуру и погибает от руки главного героя. С помощью молодого юнкера Лермонтов показал неспособность главного героя побороть свою зависимость от мнения окружающих. Он уничтожил свою копию, лишь бы общество не переменилось по отношению к нему.

Совершенно иначе дело обстоит с доктором Вернером. Тщедушный, не выделяющийся внешней красотой, которой наделён Печорин, врач очень схож с героем по образу мыслей. Как и Григорий, Вернер — скептик и материалист, считающий человека слабым и глупым созданием. Он также не имеет перед собой ясной жизненной цели и презирает окружающее его лицемерное общество. Однако между персонажами существует два отличия, которые показывают, что герои находятся на разных уровнях развития личности. Во-первых, если Печорин не испытывает к людям ничего, кроме презрения, то доктор оказывается способным заплакать над умирающим солдатом и искренне пожалеть убитого Грушницкого. Во-вторых, если главному герою необходимо испытывать чувство антагонизма по отношению к другим людям, Вернер гармонично сосуществует с теми, кого презирает, и боится открытого столкновения с обществом. Доктор являет собой смягчённую, примирившуюся с самим собой и окружающим миром версию главного героя. Скорее всего, именно таким стал бы Печорин, если бы смог найти своё место в жизни.

Два этих отражения Печорина помогают нам понять, что именно выделяет его из огромного числа потерянной для жизни молодёжи, о которой писал Лермонтов. Прежде всего, они раскрывают перед нами проблему потребности Григория к борьбе со всем миром, которая не позволяет ему в итоге обрести покой, обрекая его на бесцельное существование и раннюю смерть.

Многомудрый Литрекон лелеет надежду, что это краткое сочинение-рассуждение пригодится Вам, но если это не так, объясните, в чем причина его бесполезности, в комментариях.

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 25.07.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 30.03.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 27.12.2018

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

Оказывается, в романе у Печорина есть двойники. Кто они? И зачем Лермонтов вводит их в роман? Чтобы глубже проникнуть во внутренний мир Печорина, понять его поступки. Чтобы читателю стал понятен образ Печорина.

Один из них – юнкер Грушницкий. Они даже чем-то схожи внешне – оба молодые, красивые. Оба намерено играют роли задумчивых страдальцев, не понятых обществом. Офицеры, дворяне. Грушницкий играет роль отвергнутого и непонятого, его задача таким образом привлекать к своей персоне внимание окружающих и производить на них впечатление.

Он как бы отзеркаливает Печорина, он его зеркальное отображение. Психологи используют этот приём отзеркаливания для установления контакта между людьми. Зачем Грушницкий отзеркаливает Печорина? Он же не хочет завести с ним искренних отношений. Его цель – задеть его самолюбие и настроить против себя. Какое-то кривое отзеркаливание получается.

Печорин умный молодой человек. Он разгадал Грушницкого, это его задело его самолюбие. И чтобы его позлить, влюбляет в себя княжну Мери, с которой тот хотел завести отношения. И всё, Грушницкий перестаёт претворяться, и зеркалить Печорина. Он просто-напросто завистливый, наглый, злой, да к тому же ещё и подлец. Естественно, Печорин убивает его на дуэли.

Зачем ему нужен перед глазами его двойник? Чтобы он постоянно напоминал ему о том, как он зависит от чужого мнения. И о том, что его взгляды несостоятельны. А Печорин очень зависим от мнения людей.

Второй двойник – доктор Вернер. Они мало, чем похожи с Печориным внешне. Зато сильно похожи внутренним мировоззрением. Он также скептически относится к жизни. Его невозможно ничем удивить – он всё видел, всё обо всём знает. Всё ему приелось и надоело. Он не видит цели, к чему надо идти и стремиться.

С Печориным его роднит образ мыслей. Они презирают общество. Окружающих людей они считают ниже себя, все они слабаки и глупцы.

Но, в отличие от Печорина, в нём ещё остались чувство жалости и умение сопереживать. Ему жаль убитого на дуэли Грушницкого, жаль убитого солдата. Различны и их жизненные позиции. Печорин пытается хоть как-то изменить свою жизнь. А Вернер просто наблюдатель и созерцатель. Да и трусоватым оказался.

После дуэли Печорина и Грушницкого, порвал все отношения с Печориным, чтобы его не посчитали его сообщником. Но Вернер умеет приспосабливаться к жизни с ненавистным ему обществом. А Печорин его откровенно презирает.

Вернер тоже отзеркаливает Печорина. Он показывает ему и нам каким бы он мог стать, если бы нашёл своё предназначение.

2 вариант

Роман "Герой нашего времени" написан так, чтобы полностью раскрыть образ офицера Печорина. Способ написания и другие герои построены так, чтобы показать насколько глубокий внутренний мир героя. Произведение разделено на 6 частей, а хронология его нарушена.

Первый двойник, с которым встречается главный герой — это юнкер Грушницкий. С первого взгляда персонажи похожи друг на друга, но стоит узнать Грушницкого получше сразу становятся видны их различия. Их внутренний мир абсолютно разный. Грушницкий любитель напыщенных фраз. Любит внимание толпы и пытается любым путем получить его, даже путем подлости и предательства. Его мечты и амбиции довольно мелочны, он мечтает стать героем какого-нибудь романа. Внутри Грушницкий заполнен завистью. Печорин же в свою очередь знает чего хочет от жизни. Он умен и обладает тончайшей интуицией, способен чувствовать людей, ему не нужно надевать маску, чтобы его принимали люди. Печорин убивает Грушницкого на дуэли показав тем самым свое превосходство над ним.

Вторым двойником является доктор Вернер, с ним ситуация обстоит наоборот. Внешне персонажи не похожи друг на друга, Вернер абсолютно противоположен красоте Печорина, доктор уже довольно стар и смотрит на жизнь лишь со стороны, не пытаясь ничего поменять в ней. Но их взгляды на мир совпадают, их духовная и интеллектуальная составляющая одинакова. Они оба скрывают свои чувства любви и сострадания, учатся быть более эгоистичными, чем есть на самом деле, бояться проявления человеческих чувств, но в то же время доктор остался более человечным нежели Печорин. После смерти Грушницкого, Вернер отдаляется от Печорина, не желая, чтобы люди думали, что доктор за одно с убийцей.

Ни для кого не секрет, что именно Печорина Лермонтов считал "героем нашего времени". В своем произведении автор уделил большое внимание личности Печорина, и для того чтобы его лучше понять Лермонтов ввел двойников Печорина.Юнкер Грушницкий и доктор Вернер помогают читателям лучше раскрыть главного героя — Печорина. Они помогают понять его мотивы и взгляды, проникнуться его внутренним миром и сравнить с другими людьми. Лермонтов раскрывает главного героя и показывает насколько тот на самом деле одинок и не хочет мириться со своей судьбой, он решает, что сам способен управлять ею. Печорин один борется против всего общества, поэтому и лишен покоя, он не может найти свое место в жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Двойники Печорина в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Русская литература XIX века известна множеством выдающихся творческих личностей. Н.А.Некрасов – не исключение. Ведь именно этот великий поэт напоминает нам о заветном клапане души, открывающийся только поэзией.

28 августа 1828 года появился на свет известный писатель Лев Николаевич Толстой в имении Ясная поляна в Тульской губернии. Писатель происходил из дворянского рода, графской ветви и владели усадьбе Ясная Поляна

Наконец-то пришло лето. Однако, для главного героя по имени Тема началась череда неудач. Всё началось с неаккуратных действий, которые привели к тому, что цветок отца оказался сломанным.

Но есть в этом загадочном времени года прекрасная пора, которую мы называем золотой осенью, когда деревья наряжаются в разноцветные платья: рыжие, золотистые, ярко-оранжевые, коричневые

В этом произведении автор описывает большое количество разных образов людей со своими определенными жизненными позициями и свойственными разными каждому характерами

Сходства и различия Печорина и Вернера

Оба персонажа не поняты обществом, они имеют сходство в необычной внешности, в отношении к женщинам и другим проявлениям жизни. И Печорин, и Вернер имеют эгоистичный характер. Печорин признается, что им нет дела ни до кого другого, кроме себя самих. Именно это мешает героям стать настоящими друзьями. Отношение к дружбе у Печорина и Вернера одинаково: они не способны дружить по-настоящему. Для главного героя взаимоотношения с Вернером – приятельство, которое не способно перерасти в дружбу, потому что дружба предполагает то, что один человек становится рабом другого. А у Печорина не было сил управлять кем-то, помимо себя.

Равнодушное отношение к себе и к собственной жизни, самовлюбленность и эгоизм – вот основные черты и Печорина, и Вернера, доказывающие мысль о том, что Вернер является двойником Печорина и раскрывает характер главного героя в полной мере.

Сходства Печорина и Грушницкого

Если похожие черты характера делают Печорина и Вернера приятелями, то сходства Печорина и Грушницкого способствуют конфликту персонажей. Главный герой видит все недостатки своего знакомого, но он отчасти понимает, что они присущи и ему самому.

Грушницкий пытается привлечь внимание всего общества к своей личности, все его действия направлены на достижение этой цели. Герой хочет добиться расположения княжны Мери не потому, что безумно влюблен в нее, а потому что этого требует общество, так бы он занял высокое положение. Печорин также делает акцент на чувства других людей, желая полностью ими управлять и манипулировать.

Значение образов Вернера и Грушницкого

В той же главе появляется и второй двойник — доктор Вернер. Тут ситуация строго противоположная. Сорокалетний, тщедушный врач, мало походя на молодого Печорина внешне, схож с ним своими взглядами на мир. Скептик и материалист так же охладел к жизни и не видит перед собой никакой цели. Не зря только его Печорин выделил из общей массы и считал равным себе. Но, в отличие от Печорина, доктор всё-таки остался человеком, способным на жалость и сопереживание. Так, он плачет над умирающим солдатом и искренне жалеет о смерти Грушницкого. Отличаются и их жизненные позиции. Печорин — деятельный и независимый человек, активно создающий как свою судьбу, так и судьбу окружающих, тогда как Вернер может лишь бессильно наблюдать. Характерно так же то, что после убийства Грушницкого, доктор сразу же отдаляется от главного героя, опасаясь быть уличённым в связях с убийцей.

Столкнув Печорина лицом к лицу со своими отражениями, Лермонтов сумел подчеркнуть одиночество героя в этом мире и ещё глубже раскрыть его трагедию.

Оказывается, в романе у Печорина есть двойники. Кто они? И зачем Лермонтов вводит их в роман? Чтобы глубже проникнуть во внутренний мир Печорина, понять его поступки. Чтобы читателю стал понятен образ Печорина.

Один из них – юнкер Грушницкий. Они даже чем-то схожи внешне – оба молодые, красивые. Оба намерено играют роли задумчивых страдальцев, не понятых обществом. Офицеры, дворяне. Грушницкий играет роль отвергнутого и непонятого, его задача таким образом привлекать к своей персоне внимание окружающих и производить на них впечатление.

Он как бы отзеркаливает Печорина, он его зеркальное отображение. Психологи используют этот приём отзеркаливания для установления контакта между людьми. Зачем Грушницкий отзеркаливает Печорина? Он же не хочет завести с ним искренних отношений. Его цель – задеть его самолюбие и настроить против себя. Какое-то кривое отзеркаливание получается.

Печорин умный молодой человек. Он разгадал Грушницкого, это его задело его самолюбие. И чтобы его позлить, влюбляет в себя княжну Мери, с которой тот хотел завести отношения. И всё, Грушницкий перестаёт претворяться, и зеркалить Печорина. Он просто-напросто завистливый, наглый, злой, да к тому же ещё и подлец. Естественно, Печорин убивает его на дуэли.

Зачем ему нужен перед глазами его двойник? Чтобы он постоянно напоминал ему о том, как он зависит от чужого мнения. И о том, что его взгляды несостоятельны. А Печорин очень зависим от мнения людей.

Второй двойник – доктор Вернер. Они мало, чем похожи с Печориным внешне. Зато сильно похожи внутренним мировоззрением. Он также скептически относится к жизни. Его невозможно ничем удивить – он всё видел, всё обо всём знает. Всё ему приелось и надоело. Он не видит цели, к чему надо идти и стремиться.

С Печориным его роднит образ мыслей. Они презирают общество. Окружающих людей они считают ниже себя, все они слабаки и глупцы.

Но, в отличие от Печорина, в нём ещё остались чувство жалости и умение сопереживать. Ему жаль убитого на дуэли Грушницкого, жаль убитого солдата. Различны и их жизненные позиции. Печорин пытается хоть как-то изменить свою жизнь. А Вернер просто наблюдатель и созерцатель. Да и трусоватым оказался.

После дуэли Печорина и Грушницкого, порвал все отношения с Печориным, чтобы его не посчитали его сообщником. Но Вернер умеет приспосабливаться к жизни с ненавистным ему обществом. А Печорин его откровенно презирает.

Вернер тоже отзеркаливает Печорина. Он показывает ему и нам каким бы он мог стать, если бы нашёл своё предназначение.

В центре системы художественных образов находится Печорин. Все остальные персонажи

Сразу же акцентируется внимание на страсти Грушницкого производить впечатление:

Таким образом, наличие двойников в романе — это еще один способ как можно богаче и ярче раскрыть образ главного героя произведения, создать наиболее полный портрет человека той эпохи

Двойники Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Русская литература 1-й половины XIX века

Двойники Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Образы персонажей М. Ю. Лермонтова, как и вся художественная структура романа “Герой нашего времени”, направлены в первую очередь на раскрытие образа главного героя. На протяжении всего произведения автор как можно ярче стремится показать внутренний мир Григория Александровича Печорина. Более полную картину, описывающую характер героя, можно получить благодаря тому, что автор вводит в роман второстепенныхперсонажей, так называемых “двойников” Печорина. И именно с помощью их сопоставления и сравнения открываются в полной мере все – положительные и отрицательные – черты главного героя. Наиболее глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в главе “Княжна Мери”. Очень важными для понимания личности главного героя являются образы Вернера и Грушницкого, так как именно они помогают осознать главные черты центрального персонажа. Являясь одновременно и противоположностями, и подобиями Печорина, они отражают его характер. Доктор Вернер и Печорин случайно встречаются в Пятигорске. “Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и матерьялист, как все медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизни не написал двух стихов”. Оба героя – романтики, хотя друг другу в этом и не признаются. Они “скоро сделались приятелями”. Но, по убеждению Печорина, в дружбе один всегда является рабом другого; сам Печорин рабом быть не привык, а повелевать – “труд утомительный”. Одно из сходств героев состоит в том, что в Печорине присутствуют “два лица” Вернера – цинизм и чувствительность. Доктор Вернер – натура двойственная (насмехался над больными, но при этом истинное горе поражало его в самое сердце; не случайно Печорин упоминает, что видел, как Вернер плакал над умирающим солдатом). Ни Печорин, ни Вернер особо не дорожат собственной жизнью, к которой они достаточно равнодушны. Разница лишь в том, что Печорин более деятелен, нежели доктор. Последний, в свою очередь, лишь наблюдатель и во многом идет на поводу у Печорина. Как пример можно рассмотреть дуэль с Грушницким. Вернер нисколько не противится замыслам приятеля и лишь задает перед дуэлью Печорину вопросы о завещании и о женщинах, которым он, возможно, хотел оставить что-то на память. Но Вернер, в отличие от Печорина, раскаивается в содеянном: возможно, после дуэли ему искренне жаль Грушницкого. И в записке, присланной им, проявляются эмоции доктора: “…вы можете спать спокойно, если можете”. Но все же Вернер лишь созерцатель. Сопоставление двух образов показывает, что между Вернером и Печориным есть много общего, но в то же время эти люди принципиально отличаются друг от друга. Именно Печорин, а не Вернер назван в тексте “героем времени”. Другим героем, которого можно назвать “двойником” Печорина, является Грушницкий, который оказывается своеобразным “кривым зеркалом” для главного героя. Обоим персонажам присущи черты демонизма: у Печорина – истинный, у Грушницкого – наносной. Вот что пишет Ю. М. Лотман по этому поводу: “То, что в Печорине трагично, – в Грушницком смешно”. Грушницкий изображает демона, но того, о котором он узнал из романтических повестей: “У Грушницкого есть все отрицательные качества Печорина (крайний эгоцентризм, нездоровое честолюбие), но нет ни одного положительного (искренность, глубина натуры)”. Поведение обоих героев по отношению к княжне Мери не вызывает одобрения. Печорин начинает мстить Грушницкому за их похожесть. Будучи крайним индивидуалистом, Печорин не может смириться с появлением человека, во многом повторяющего его черты. Отношения героев “упираются” в дуэль. В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, и простить этого он не может. Грушницкий же, напротив, очень нервничает. Безусловно, он вел себя недостойно в последнее время. Но для Печорина нет никаких способов решить конфликт по-другому. Ему просто-напросто неинтересно что-то выяснять и доказывать. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Ему важно было не только наказать Грушницкого и показать последнему его место, но и дать герою почувствовать свою никчемность. Убив Грушницкого, Печорин убивает что-то в себе, он проходит испытание смертью. Третьим, и последним героем, во многом повторяющим Печорина, выступает Вулич в новелле “Фаталист”. Последний, как и главный герой, ощущает свою исключительность, что дает ему право в полной мере полагаться на случай и быть уверенным: тот его не подведет. Вулич слишком уверен в своем везении, потому-то и погибает из-за бессмысленных игр с судьбой. И Печорин кажется фаталистом, недаром он тоже решает “испытать судьбу”. Однако если Вулич, как истинный фаталист, действительно полностью вверяется року, безо всяких приготовлений спуская курок пистолета, то Печорин поступает совсем иначе. Он бросается в окно к казаку-убийце, заранее продумав план действий. Используя прием гиперболы в раскрытии характеров героев-“двойников”, Лермонтов доводит до крайности личностные черты каждого из них, для того чтобы образ самого Печорина представал для читателя более объемно.

Таким образом, наличие двойников в романе – это еще один способ как можно богаче и ярче раскрыть образ главного героя произведения, создать наиболее полный портрет человека той эпохи

Читайте также: