Двойничество в творчестве достоевского кратко

Обновлено: 02.07.2024

История создания

Писатель, до этого считавший, что повесть ему удалась, разочаровался в ней.

Жанр, направление

Смысл названия

Психический двойник Голядкина – это проекция его внутренней расщеплённости.

Композиция

  • Кольцевая композиция: в начале повести Голядкин выезжает из дома в карете, в конце его в карете увозят в его новый дом, дом скорби. Кольцо замкнулось.
  • Зеркальная композиция: в первой главе герой делает визит доктору Крестьяну Ивановичу. Голядкин хочет завязать с ним приятельские отношения. В последней главе он снова встречает доктора, но Крестьян Иванович видится ему зловещим, пугающим, едва ли не дьяволом. Он увозит несчастного сумасшедшего в психиатрическую. клинику. События повторились с точностью до наоборот.

Структура повести такова, что герой существует одновременно в двух плоскостях: в реальном мире и в его расстроенном сознании.

Суть: о чем повесть?

Герой занимает место скромного чиновника. Он беден, одинок, незначителен, у него нет друзей и невесты. Повесть начинается с того, что он сидит на приеме у доктора и рассказывает о себе противоречивые вещи. После он уходит, но убеждает доктора в том, что пациент не готов к самостоятельной жизни. Из-за этого впечатления Голядкина вскоре заберут в сумасшедший дом, а пока он находит своего двойника — Голядкина-младшего. Тот ведет себя фривольно и оскорбительно: всячески унижает своего брата-близнеца, хотя сначала втирался в доверие и заискивал. Он присваивает себе все достижения Голядкина-старшего и выставляет его на посмешище. С каждым днем сослуживцы героя и другое его окружение все внимательнее следят за героем. Он удивляет их своим поведением. Но и он удивлен не меньше: когда он разыскивает адрес своего мучителя, он убеждается, что мучитель живет в его квартире! В итоге двойник вытесняет Голядкина-старшего, и тот попадает в больницу.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон для удобства создал таблицу, в которой представлены главные герои повести и их характеристики.

Обладает чувством собственного достоинства, которое всячески пытается отстоять. Болезненно мнителен и обидчив.

Голядкин – собирательный образ, который соединяет в себе два литературных типа чиновников: забитый, жалкий, но честный служака (кем он является) и ловкий плут-карьерист (кем он хочет быть).

Проблемы

Основная идея

Чему учит?

Достоевский учит нас тому, что человек не может ограничиться набором служебных функций и физиологическим описанием. Он должен анализировать себя, стремиться к подавлению своих темных сторон и развитию светлых. Личность должна уделять внимание своему внутреннему миру и духовно обогащаться. Если же мы ограничим нашу натуру карьерными интересами и бытовыми заботами, то все нездоровое, мрачное, злое, что дремлет в тени, может вырваться наружу.

Критика

Автор: Самый Зелёный · Published 22.10.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 16.07.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 25.10.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Двойничество — в узком смысле: художественный прием, основанный на создании системы двойников в произведении с целью раскрытия образа главного героя; в широком смысле: запечатление с помощью художественных средств диалектической природы жизни и двойственной структуры всех ее элементов.

Загидуллина М.В.

Прим.: Все цитаты из произведений достоевского и ссылки на его тесты даны по изданию: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. При ссылке на письма Достоевского, кроме номера тома, отмечен еще номер книги, например, 281; 63 означает: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 28. Кн. 1. С. 63.

Двойничество в литературе занимает особое место. Каждый герой романа имеет звучную фамилию, которая будет говорить нам не только о характере персонажа, но и связывать его с другими людьми.
В романе "Преступление и наказание" Достоевского, мы можем увидеть зеркальное отражение главного героя во второстепенных персонажах. Так фамилия "Раскольников" показывает читателю не просто раскол человеческой души, а разделение личностей, которые встречаются нам на протяжении всего романа.
Первым "зеркалом" можно считать друга Родиона - Разумихина. Дмитрий также молод, умён и мечтает о великом будущем, правда пути достижение этой цели у Разумихина и Раскольникова разные. Первый трудоголик, пытается избавиться от нищеты. Второй же наоборот считает, что он достоин большего, а потому нечего такому, как Родиону Романовичу Раскольникову подчиняться кому-то, если тот имеет теорию, которая способна покорить мир. Различия этих двух людей показаны также и в их видении мира. Если Разумихин общителен и пытается бороться со всеми проблемами, то Раскольников видит лишь мрак.
Вторым "зеркалом" оказался жених сестры Раскольникова - Петр Петрович Лужин. Главная черта, котора отображается и в главном герое и во втором "отражении" - это то, что ради благой цели можно пойти на все. Эгоистичная натура Лужина представляется читателю в виде желание иметь и властвовать не только вещами, но и людьми, чьё положение слишком шатко и не устойчиво в этом мире.
Третьим и самым главным "зеркалом" является Соня Мармеладова. В ней содержатся всё то, что когда-то было и в самом Родионе - доброта, честность, порядочность и уважение. Но даже если Софья Семёновна и имеет черты, данные аж для самого ангела, то также, как и Раскольников девушка совершила преступление, пусть оно было не нравственное, но в жизни, где людей от безысходности толкают в самый низ общества по-другому и не может быть. Хотя, несмотря на то, что Соня и Родион совершили преступление и стали отверженными обществом, один из них признает свой грех и пытается искупить его, но в тоже время другой не чувствует вину и даже муки совести не способны почти до конца опровергнуть свою правоту.
Достоевский показывает читателю все аспекты характера главного героя. Через двойников ярко видны все пороки и добродетели самого Раскольникова. Мы понимаем не только мотивы его поступков, а также мысли и чувства видны нам в самые кульминационные моменты. Двойники не заканчиваются на страницах романа, а лишь набирают оборот, предоставляя читателю, увидеть что-то ещё в характере Родиона Романовича Раскольникова.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Marcin Borowski at University of Wroclaw

Discover the world's research

  • 20+ million members
  • 135+ million publications
  • 700k+ research projects

(М. Боровски, Мотив двойничества в твор честве Ф. М. Достоевского , [w:] Ре ализация компе тентностного подхода

в системе профессионального образ ования педагога:сборник материалов научно-практиче ской конференции, 12-13

апреля 2018 г., г. Евпатория , red. Н. А. Г лузман, Я. А. Ивлева, И. Б. К аменская, Ю. К. Картавая, В. Н. Раскалинос,

произведениях читатель встречает большое разнообразие двойник ов. Присутствуют здесь фантомы, появляющиеся в

галлюцинациях героев, или возникающие в резу льтате психической болезни; а также двойники, к оторые не являюсь

призраками. Раздвоение героя мож ет не порождать двойников, а проявляться лишь во внутренних поисках героя.

Однако все двойники исполняют одну и ту же ф ункцию: являются важным факторо м, сопровождающим развитие

Двойник – это не тольк о литературный прием, но специфическая ху дожественная область для философских

идентичности, с душевными муками обретения само сознания. Пос ему можно утверждать, что мотив двойничества

по своей природе оказывается естественным для диалектической х удож ественной системы Ф. М. Достоевского.

The motif of the double appears in the entire work of Dostoevsky. In his works the reader meets a wide variety of

doubles. There are here phantoms appearing in heroes’ hallucinations as a result of mental illness; as well as non-ghost

double. Split personality sometimes does not “give birth to doubles,” but only manifests itself in the inner search for a hero.

However, all doubles fulfill the same function: they are an important factor accompanying the development of the hero’s self-

The double is not only a literary stunt, but it also is a pretext for philosophical considerations. It involves the problem of

searching for personality, the spiritual suffering of self-discovery . Therefore, the motif of the double is in obvious way typical

for Dostoyevsky’s work which is filled with the problems of faith and atheism, heart and mind, science and religion, good

добром и злом, загадочности и сло жности проце ссов, происх одящих в нашей психике, всегда находились

Мот ив двой ничества имел важ ное зна чение в мирово й литер атур е, к отора я пов лияла на изображ ение

персонаж а-двойник а в русск ом литерату рном процессе эпо хи ро мантизм а. Прежде всег о, тем а раз двоения

Г офмана , в лирике Генрих а Г ейне и поэзии Аннетте фон Дросте-Хю льсх офф. Тема двойничества активно

развив ается такж е анг ло-сак сонскими и америк анскими писателями литерат уры жанра ужасов, например,

очев идного фантастическ ого элемента (если гер ой был, наприме р, г олемо м, монстр ом, и скусств енно

звуч ащий в г олове г ероя . Так ил и инач е, его появл ение, ка к правило, приво дило ге роя к гиб ели.

раздв оения испо льзова ли также др угие рус ские писа тели данно й эпохи: Владимир Дал ь («Савелий Г раб,

пишет Вида Гу донене , воплощался в качестве го лоса, звучащег о в созн ании героя, или как фактически

присутс твующ ий в произведе нии ге рой-прот ивник [1 2, с. 202]. Т ему двойничеств а ху до жестве нно

действит ельностью и мечт ой, трагическим стрем лением к эфемерно му и недостижимо му; а также Ник олай

реальности и поиски чего-либо необычного, что позволит забыть о суете мира, создало почву , на которой

кот орые не являются призраками: Лужин и Свидригайлов у Раск ольников а; Петр В ерх овенский, Ш а тов,

реалистическое обоснование и происх одят в сознании г лавного героя. Как замечает Михаил Бахтин: «все

личностной и социальной п ол ноценности. Он ве дет себя так, как будто чувству ет , что человек живет

на свой прото тип. Персонаж воплощает в с ебе не всю психику Г олядкина, а только один звучащий в ней

обманутого им человека, без всяк ого стыда, без чувств, без сострадания и совести, вдруг с нестерпимым

этот момент герой еще не понимает , что рассма тривает себя в своем визави , как в кривом зеркале. Не

Наконец, не сог лашаясь на сосуществование с собственной карикатурой, герой пытается бороться с ней и

мире. Г оворя о романах Достоевского, исследов атель замечает , что их конструкция в целом направ лена на

Существование в мире, как уж е было сказано, возможно то лько через диалог , и герои Достоевского все

процессе переосм ысления идеи . Это прои схо дит тог да, к огд а герой одер жим идеей, но не до к онца уб ежден

в ее вер ности. Он стра стно пытае тся ее испыта ть, уб едить в ее истинности самого себя. Поэтому мо жет

неув еренность и стр адание перех одят в жа р про возг лашенног о слова, видимая уверенность к оторог о

не сказали, и в слух на это отвечают . Так, например, Алеша реагирует на невысказанные слова Ивана, а

апеллируют к самому глубок о спрят анному внутреннему г олосу геро я, с тем изгнанным из сознания его

самоубийство. Что он пробовал соблазн ить Екатерину Николаевну Ахмакову , а пото м оклеветал ее перед

наветами, но часть п рошлог о (прежде всего мотивы и побу ждения Версилова) остает ся тайной. Аркадий,

решить, кто же он – безбожник или святой. Версилов, впрочем, тайна не только для своего сына, но и для

сильно душевно раздвоен, что и ног да теряет сознание, а вместо него появляется, как признается он сам,

двойник. Это проис ходит и в тот момент , ког да Версилов пытается застрелить женщину , которую любит,

хочет сдела т ь подле в ас какую-нибу дь бессмысли цу , и иногда превеселую вещь, и вдруг вы замечаете, что

и сам верит , что ху же других. Мо жн о было бы подум ать, что герой испытывает злость из-за того, что он

Макара имеет большое значение и для су дьбы В ерсилов а – это одна из причин его борьбы с двойнико м. В

развитие неко торых ид ей. На первый взг ляд, вид ны аналог ии между Макаром и Зосимой. Опре деленные

Карам азове. Прит ом Достоевс кий в своем последне м романе соз дает пох ожую сис тему: св ятой старец –

Мережк овског о, которы й пишет , что нравстве нные уроки Ма кара не пов лияли силь но на Аркад ия, но имели

большое знач ение для Алеш и, которы й как бы за нег о по ст упил в монас тырь [8, с. 261]. Казалось бы, что

хоро ший Алеша не тронут прокл ятием дво йничества , однак о, эта мука ка сается и ег о. Он – воплощение

время разг овора с Лизой: «У вас душа веселее, чем у меня; вы, главное , невиннее меня, а уж я до мног ого,

до много го прик оснулс я. Ах, вы не знаете, ведь и я Карам азов! Брат ья губят себ я , отец тож е. И

необде ланная. Даже носится ли дух божий вверху этой силы – и тог о не знаю. Знаю только , чт о и сам я

своей среды, сч итает Ивана своим учителем, хотя в г лубине души п резирает того за трусость обагрить

внутренний голос. Он не х очет его слышать, пытается избежать его, пока, наконец, Смердяков прямо ему

старика Карамазова [9, с. 356]. Т акое поведение – карикатурное, гротескное – подчеркивает искаженные

показывает мысли и черты психики Ивана, которые тот прятал от других и от себя самого. Однак о черт ,

как подчеркивает , н а пример, Владимир Этов, не говорит своему прототипу ничего нового [11, с. 357].

Иван подсознательно все это знал. Он подозрев ал существование мрачного голоса и предчувствов ал, чем

приема предостав ляло писателю возможн ость пок азать человек а с друго й сто роны, лишало героя плоской

одноз начнос ти и позво ляло увиде ть его в новь. Б лаго даря это му не то лько читат ель смотр ел на геро я свежим

взг лядом, н о таким спосо бом присм атрив ался к само му себе и г ерой. Раздвоение было особым шаго м на его

дороге к самоо пределени ю. В сознании героя зв учит множ ество голосов. Г олоса разг оваривают , ссорятся ,

сопернич ают , а герой вместе с ним и веде т посто янные дух овные поиски. Каждый из голосов – это час ть

внутренне го мира героя , а двойни к олицетв оряет сам ую глу бокую бездну по дсознания. Встре ча с ним мог ла

ко торый можно использо вать для самопринятия и достиж ения внутрен ней гармонии 2 . Однако в ав торском

замысле , в случае большинс тва героев, гармония оказал ась невозмож ной, потому что, как говорит Бахти н:

необ ход имо сло мить и заглуши ть сво и фиктив ные го лоса, пере бивающие и передра знивающи е истинны й

внимание не на жизнь и выбор самого писателя, а прежде всего, на то, что Достоевский од ним из первых

привидением, созданным больным сознанием Го лядкина-старшего. Например, Владимир Захаров доказывает, что

этой интерпретации двойник – это самоценный персонаж, лицо, функционирующее в изображенном мире так же

становится осознание т ого, что все, что ему казалось страшным сном, происходит реально. Ученый н е считает

появление двойника непосредственным последствием внутреннег о раздвоения героя, а его источники ищет в

сложной судьбе личности в русск ой действительности сороковых годов XIX века [cм.: 5, с. 76-78]. С предложенным

(например, Ив ана Ермакова, Олега Осмоловского, Дануты Кулак овской, и другие), ко торые объясняют появление

универсумом читатель знакомится сквозь призму сознания героя. Он узнает о мире столько, скольк о ему показывает

сам Го лядкин и не знает, что происх одит за пределами сознания титулярного советник а. Очень категорично по этому

вопросу высказался Михаил Бахтин в полеми ке с Виссарионом Белинским, на работу к оторого ссылается Захаров. По

мнению Бахтина, в повести мы не сталкиваемся с окружающей геро я реальностью, но тольк о со значением этой

2. Следует отметить, что здесь важную роль играет также христианская идея. Те герои, к оторым у далось

преодолеть внутреннее раздвоение: Раскольник ов, Версилов, Аркадий, – все в какой-то степени смирились перед

1. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики До стоевск ого / М. М. Бахтин. – Москва : Ху дожественная литература, 1972. –

2. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы [в:] Полное собр. соч. в 30 т . Тт. 14-15 / Ф. М. Достоевский ; под. ред. В.

3. Достоевский, Ф. М. Двойник [в:] Полное собр. соч. в 30 т. Т . 1 / под ред. В. Базанова. – Ленинград : Наука, 1972. –

4. Достоевский, Ф. М. Подросток [в:] Полное собрание сочинений в тридцати то мах. Т. 13 / Ф. М . Достоевский ; по д

5. Захар ов, В. Н. С истема жа нров Достое вско го : типо логия и поэтика / В. Н. Захаро в. − Ленин град : Изд-в о ЛГУ , 1985 . −

Три века русск ой литературы. Актуальные аспект ы изучения : Межвузовский с б. науч. трудов ; ред. Ю. Минералов,

8. Мережковский, Д. С. Л. Т олстой и Достоевский : моногр. / Д. С. Мережковский. – Москва : Наук а, 2000. – 624 с.

10. Осмоловский, О. Достоевский и р усский пси хологический роман / О. Н. Осмоловский ; о тв. ре д. Л . А.

V. Gudonien e // M otywy demonolog iczne w literatur ze rosyjskiej XIX – XX wieku / ред. W . Kowalczyk, A. Orłowski. –

13. Kułakowska, D. Dostojewski. Antynomie humanizmu według „Braci Karamazowów” / D. Kułakowska. – Wrocław ,

15. Wysoczańska-Pająk, K. Postać sobowtóra w prozie rosyjskiej lat dwudziestych XX wieku / К. Wysoczańska-Pająk. –

Recommended publications

Motyw „podwójnego ojcostwa” w „Młodziku” i „Braciach Karamazow” Fiodora Dostojewskiego

Marcin Borowski

Marcin Borowski

Читайте также: