Движение воздуха 6 класс география кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Открытый урок по географии.

Учителя географии : Сукасян Н.С.

Цель: сформировать представление об образование ветра, ознакомится с видами ветров.

1. Рассказать об образовании ветра

2. Выявить главную причину образования ветра и направление движение ветра.

3. Сформировать представление о видах ветров, силе ветра и приборах, которыми определяют силу ветра и направление ветра.

4. Развивать умение работать в группах , формировать навыки самооценки.

5. Воспитывать любовь к предмету на основе понимания и объяснения происходящего в природе.

I. Организационный момент

II. Опрос домашнего задания

1. Тесты

1. Самый нижний слой атмосферы…

А) тропосфера В) экзосфера С) стратосфера .

2. Содержание кислорода в воздухе составляет:

3. Атмосферное давление с высотой …

А) понижается В) повышается С) не изменяется.

4. Самый мощный слой тропосферы находится …

А) над тропиками В) над полюсами С)над экватором.

5. Э. Торричелли изобрел…

А) барометр В) термометр С) нивелир.

Проверка( составляем схему на доске один ученик проговаривая)

Возд обол земли.В тропосфере.Барометр.Термометр.

• критерии самооценки (на доске вывесить из приложения)

III. Проблемное задание

В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолёт, но безуспешно. Самолёта не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик по имени Саша, очень захотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что он придумал, как можно распространять листовки. Партизаны дали добро! И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. А она имела высоту 30 метров.


Вопрос почему же листовки вылетали из трубы?(ответы детей)

Предлагаю вам разобраться

Вопрос. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько?

Ответ детей. 757 мм. рт. ст.

( С высотой АД понижается на каждые 10,5 м на 1 мм.)

Ответ детей: Движение воздуха.

Итак, теме нашегоурока?

Сегодня мы продолжим изучать атмосферу и поговорим о другом явлении природы, что же произошло?.

Ответ детей: Движение воздуха

Что бы вам хотелось узнать по теме сегодняшнего урока?( пишу на доску цели : причина образования, куда дует ветер, значение, чем измеряют)

II. Операционально – исполнительский.

Ветер – великий невидимка. Ветер уникальное, удивительное явление природы, которое всегда вызывало у людей интерес. Люди давно заметили, что ветер управляет погодой. Во многих пословицах, поговорках, народных песнях, сказаниях упоминается о ветре. В них ветер называют теплым, ласковым, нежным, игривым, озорным, буйным, отчаянным, злым…

Учитель: Разные участки земной поверхности нагреваются по-разному. (Как?) Суша нагревается быстрее, а водная поверхность медленнее. Воздух, нагревшийся над земной поверхностью, поднимается вверх и давление над сушей падает. Над водной поверхностью атмосферное давление высокое. Воздух перетекает из области с высоким давлением в область с низким атмосферным давлением. Так образуется ветер. И чем больше разность в атмосферном давлении, тем сильнее ветер

3адание №1-попробуйте самостоятельно записать определение в тетрадь.
Деятельность учащихся : работают в тетрадях.

Проверка слайд №3.

Учитель: А какие бывают ветра?

Деятельность учащихся : работают в тетрадях.

Проверка слайд №4.

Учитель: Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного
атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления. Поэтому на берегах крупных рек и морей, ветер меняет своё направление несколько раз в сутки. Давайте посмотрим, как это происходит. На берегах морей, крупных озер в течение суток ветер меняет свое направление два раза. Днем он дует с моря на сушу, а ночью – с суши на море. Такой прибрежный ветер называется бризом. Бриз образуется потому, что над морем и сушей создается разница в атмосферном давлении. Днем над морем давление больше, чем над сушей, поэтому у поверхности земли воздух перемещается в сторону суши. Бриз (фр. brise – легкий ветер) - местный ветер, обычно небольшой силы, до 4 баллов по шкале Бофорта. Бризы захватывают лишь узкую полосу побережья – до нескольких километров.

Учитель: Давайте рассмотрим причину образования ветра в дневное время.

Деятельность учащихся : работают в тетрадях.

Задание №2: Составьте похожую схему только для ночного времени. Рассуждая, как и раньше, правильно поставьте стрелки движения ветра). Внимательно рассмотрите обе схемы и выясните, что является главной причиной образования ветра. Продолжите фразу, записав ее в тетрадь:

Проверка слайд №7.

Итак главная причина образования ветра- это ____________________________________( для тех кому сложно самостоятельно сделать вывод найдите это в тексте на с.117).

Проверка( главная причина образования ветра-это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности)

Ветры, которые меняют направление дважды в год, называются муссонами. Муссоны (от араб.маусим - сезон) – устойчивые ветры над определенными областями Земли, охватывают нижнюю часть тропосферы. Летом материк нагревается быстрее, чем океан, поэтому холодный воздух с океана, над которым атмосферное давление выше, поступает на сушу. Дует летний муссон. Зимой океан еще сохраняет тепло, следовательно, атмосферное давление над ним ниже, чем над сушей. Зимний муссон дует с материка на океан. Летний муссон несет влажную дождливую погоду, а зимний – малооблачную сухую погоду. Муссоны наблюдаются и на территории нашей страны - на Дальнем Востоке.

- Ребята давайте немного отдохнем. Встаньте , поднимите руки вверх .Ветер подул листики зашевелились. Ветер подул сильнее ,ветки закачались. Еще сильнее деревья стали гнуться. Ветер начил успокаивается ветки закачались. Еще тише листики зашевелились. Ветер успокоился: опустили руки вниз. Сели на места.

Задание 3 . Внимательно рассмотрите рисунок 74 с.117 в учебнике

Что показано красными стрелками? Что синими? Куда дует ветер летом? Куда дует зимой? Нарисуйте схему образования муссона летом и зимой в тетради(по аналогии с бризом ) сделайте вывод почему ветер меняет своё направление и сколько раз?

Учитель: Посмотрите за окно какой сегодня ветер. Какие характеристики вы ему можете дать.

Учитель: Ветер дует с разной силой. Сила ветра определяется по 12 – бальной шкале Бофорта. Давайте проанализируем её. Чем больше разность атмосферного давления, тем сильнее ветер.

Задание 4. Определить в каком направлении будет дуть ветер?
В каком случае он будет сильнее? Объясните почему. Вывод запишите в тетрадь

А 752 мм - Б 761 мм

А 767 мм – Б 755 мм

ставит стрелочки и делает выводы

Проверка слайд №14

Учитель: Как можно узнать направление ветра? Расскажите.( ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует).

Учитель: Прибор, которым определяют направление ветра называется – флюгер.

Учитель: Прибор, который измеряет силу ветра- анемометр ( слайд№17.

Значение ветра. Прочитайте пункт в учебнике на стр. 119 . Запишите не менее трех аргументов того, что ветер это важное явление в природе. Дополните сами о значении ветра.

( на доске некоторые пункты:

Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака)

Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов)

Переносит семена растений и споры грибов)

Проверка слайд №18,19,20.

Учитель: График – роза ветров июль (слайд№21, январь слайд №22.

II. . Рефлексивно- оценочный

1. Групповое, громкоречевое проговаривание всего усвоенного (внешняя рефлексия). Вспомните какие задачи были поставлены . Посмотрите на доску и еще раз в группе проговорите то, о чем мы сегодня на уроке говорили.

2. Проговаривание усвоенного во внутренней речи (внутренняя рефлексия).

Тест слайды№23 по 31.

1. Вы узнали что-то новое? А что?

2. Как вы считаете, мы достигли цели урока?

3. А для чего мы изучали эту тему?

Итог. Объясните мне почему же листовки летели из трубы?

• “5” – рефлексивный уровень усвоения материала (“проговаривание” его в уме);

• “4” – вербальный уровень (только пересказ вслух соседу);

• “3” – предметный уровень (проговаривание вслух с опорой на справочник).

Цель урока: рассмотреть вопросы, связанные с новым понятием “ветер”.

  • сформировать представление учащихся о природе ветра,
  • о причинах его возникновения,
  • о связи силы ветра с величинами атмосферного давления;
  • учить связывать научные представления с реальной жизнью,
  • сформировать понятия “ветер”, “бриз”.
  • продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность);
  • формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации.

1. Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой.

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовительная работа (актуализация знаний).

А проведу я на вас интеллектуальную атаку. Перед вами опорные понятия на доске (воздух, атмосфера, атмосферное давление, температура воздуха) (слайд 1). Они помогут нам сегодня на уроке. Давайте вспомним, что мы о них знаем.

Вопрос. Какую оболочку вы сейчас изучаете? (Атмосферу.)

Вопрос. Что такое атмосфера? (Воздушная оболочка.)

Вопрос. Каковы свойства воздуха? (Температура, вес.)

Вопрос. От чего зависит температура воздуха? (От нагревания земной поверхности.)

Вопрос. Что такое атмосферное давление, от чего оно зависит? (Разница в температуре воздуха, от высоты.)

3. Переход к изучению новой темы

Объяснение начинается с проблемного вопроса.

- Представьте, что вас пригласили к друзьям на дачу, покататься на лыжах. День прошёл незаметно, вы получили огромное удовольствие от такого отдыха. Нужно возвращаться. Пришли домой. Нужно согреться. Принесли дров. Затопили печь. Вы сидите и слушаете, как потрескивают дрова, в доме становится тепло (слайд 2-3). Ребята, вы никогда не задумывались, куда девается дым? (Дым выходит в трубу.)

- Почему дым не заходит в комнату? (Дым вытягивается в трубу.)

- Почему дым вытягивается в трубу? (Ученики затрудняются.) Учитель наводит на мысль о разности давления воздуха на уровне топки и вершине трубы.

- Так почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки amмосферное давление больше, а на середине трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.)

Учитель отмечает, что такое явление - движения воздуха от области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении.

- Приведите пример такого явления. (Ветер.) (Cлайд 4)

Объявление темы и определение целей урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о ветре. А что бы вы хотели узнать?

  • Узнать что такое ветер.
  • Выяснить причины возникновения ветра.
  • Познакомиться с различными типами ветров.
  • Узнать о направлении, силе, скорости ветра и его измерении.
  • Определить значение ветра в природе и в жизни человека.

4. Изучение нового материала

Вопрос. Итак, какое самое главное условие необходимо для того, чтобы возникло движение воздуха – ветер?

Ответ детей. Разница в атмосферном давлении.

- Главная причина возникновения ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками поверхности. (Слайд 6) Давайте рассмотрим образование ветра, который возникает на берегу моря и называется бризом. Этот ветер дважды меняет своё направление в течение суток. Представьте, что вы находитесь на берегу моря в жаркий летний день. (щелчок мыши) Воздух на суше нагревается быстрее, чем вода, а мы знаем, что чем выше его температура, тем он легче, и тем самым он устремляется вверх. (щелчок мыши) У поверхности Земли создаётся область низкого давления. Почему? Известно также, что для нагревания 1 см 3 воды требуется в 3 раза больше тепла, чем для нагревания того же количества песка. Следовательно, вода будет нагреваться медленнее. И над поверхностью воды воздух будет тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Здесь образуется область низкого давления. Более холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу. Из области более высокого давления в область более низкого давления (щелчок мыши). Образуется ветер, который носит название бриз.

Ночью наоборот (слайд 7). Может кто-то попробует сам нам объяснить?

Суша остывает быстрее, чем вода (щелчок мыши). Холодный воздух над ней уплотняется. Здесь образуется область высокого давления.

А над морем наоборот (щелчок мыши). Нагретая за день поверхность воды отдаёт своё тепло гораздо медленнее. Воздух остывает не так быстро, как над сушей. Здесь образуется область низкого давления.

- Как вы думаете, что будет происходить с воздухом? (Ответы детей) (щелчок мыши)

Правильно, воздух будет устремляться из области высокого давления в область низкого давления, т.е. с суши на воду. Возникает ночной бриз (слайд 8).

- Кто может дать определение понятия ветер? (слайд 9)

- Кто сформулирует определение понятия “бриз”? (После ответа щелчок мыши)

В тетрадях записываются определения понятий.

В) Характеристики ветра.

Вы ежедневно наблюдаете за погодой, в т.ч. и за ветром. В дневнике наблюдения мы пользуемся условными обозначениями. Давайте их вспомним (слайд 10). Направление-это, то, откуда дует ветер. И своё название ветер получает от направления (стороны горизонта) Вспомним стороны горизонта по компасу. Давайте выполним задание со слайда, а потом проведём взаимопроверку. (Слайд 11)

Кто не сделал ни одной ошибки? 1?2?

Направление ветра определяют с помощью флюгера, шаров – пилотов, а так же по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб, но более точно это можно сделать с помощью флюгера.

Устройство флюгера. (Слайд 12)

Стрелка флюгера (она называется флюгарка) свободно вращается на стержне и острым концом всегда направлена против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно 8 указателей основных и промежуточных сторон горизонта. Таким образом, стрелка всегда показывает то направление, откуда дует ветер.

Давайте поиграем в игру “Флюгер”. (Физкультминутка).

Я буду называть, какой ветер сейчас будет дуть, а вы поворачиваетесь, как флюгер.

2 “Роза ветров”. Откройте с.138 учебника, прочитайте пункт 3. Попытайтесь выяснить что такое роза ветров и как она строится.

Затем повторяем с использованием анимации. (Слайд 13)

3. Сила и скорость ветра.

Даны три пары цифр (слайд 14). Определите, куда будет дуть ветер, и в каком случае он будет дуть сильнее? Почему?

769 мм рт/ст – 758 мм рт/ст

762 мм рт/ст – 762 мм рт/ст

758 мм рт/ст – 761 мм рт/ст

Учащиеся: В первой паре цифр ветер будет дуть сильнее, т. к. разница в атмосферном давлении составляет 11 мм рт/ст.

Учитель: Подвожу итог.

Правило: Чем больше разность давления между двумя соседними участками, тем быстрее передвигается воздух, а значит, сильнее дует ветер. Запишите вывод в тетрадь.

Посмотрите в окно и скажите, есть ли сегодня ветер? Сильный он или нет?

Как мы на первый взгляд можем определить силу ветра?

О скорости ветра можно судить по местным признакам: по отклонению деревьев, дыма из труб.

Ученые силу и скорость ветра определяют с помощью прибора АНЕМОМЕТРА. Её определяют по числу оборотов вращающейся вертушки. (Слайд 15)

Но ещё используется шкала Бофорта. (Слайд 16)

Фрэнсис Бофорт в 1806 году впервые предложил оценивать скорость (силу) ветра в баллах.

Возьмите таблицу, которая лежит у вас на парте. Назовите ветры, в зависимости от их скорости силы. Сколько баллов вы бы поставили сегодняшнему ветру?

  • Штиль (слайд 17)
  • Сильный (слайд 18)
  • Шторм (слайд 19)
  • Ураган (слайд 20)

А эту картину (слайд 21) написал известный русский художник- маринист. Море бушует. Человек испытывает страх перед такой стихией. Кто знает, как называется картина и кто её автор? (И.Айвазовский “Девятый вал”). Но, самое ветряное место на Земле – в Антарктиде. На большой высоте ледяного щита скорость ветра постоянная – 20 – 25 м/с (слайд 22). Видите, ветер такой силы может быть очень опасным для человека.

5. Итог урока. (Слайд 33)

  1. Ветер.
  2. Бриз.
  3. Флюгер.
  4. Анемометр.
  5. Атмосферное давление.
  6. Штиль.
  7. Ураган.
  1. Ветер, дующий днём с моря на сушу, а ночью с суши на море.
  2. Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления.
  3. Прибор для определения скорости ветра.
  4. Простейший прибор, определяющий направление ветра.
  5. Сила, с которой воздух давит на поверхность.
  6. Полное безветрие или очень слабый ветер со скоростью не более 0,5 м/сек.
  7. Ветер разрушительной силы и большой продолжительности.

6. Рефлексия. (Слайд 34)

Ребята, давайте вернёмся к целям, которые мы ставили перед собой в начале урока. Если вы достигли цели - ставим “+”, если затрудняетесь – ставим “?” - надо внимательно поработать дома. Что нового вы сегодня узнали? Попутного вам ветра! (Слайд 35).

Воздух находится в постоянном движении. Движение воздуха связано с разницей атмосферного давления между разными воздушными областями.

320px-Brockhaus_and_Efron_Encyclopedic_Dictionary_b14_683-0.jpg

Чем больше разница между давлением этих областей, те выше скорость ветра и больше его сила. Единицей измерения скорости ветра является метр в секунду ( м/с ). Для точного измерения скорости используют прибор анемометр .

Анемометр.jpg

Сила ветра оценивается в баллах по шкале Бофорта . В ней учитывается скорость ветра и его воздействие на земные объекты.

Атмосферный воздух находится в постоянном и непрерывном движении. Движение воздуха может бытьь восходящим, при котором он поднимается вверх и нисходящим – воздух опускается вниз. Существует еще одно движение – горизонтальное.

Горизонтальное движение воздуха получило название ветер.

Движение воздуха зависит от атмосферного давления и температуры. Кроме этих основных причин на движение оказывает влияние трение о поверхность Земли, встреча с каким-либо препятствием, отклоняющая сила Кориолиса. В Северном полушарии, в связи с этой силой Кориолиса, воздушные потоки отклоняются вправо, в Южном полушарии – влево.

Воздушный поток при этом всегда движется из области высокого давления в область низкого давления.

Любой ветер имеет своё направление, силу и скорость, которая зависит от давления. Если разность давления двух соседних территорий большая – скорость ветра будет возрастать. В среднем у поверхности Земли многолетняя скорость ветра достигает,$ 4-9$ м/с, иногда бывает, $15$ м/с. Штормовые ветры дуют со скоростью, до $30$ м/с, с порывами до $60$ м/с. Тропические ураганы доходят до $65$ м/с, а в порывах достигают – $120$ м/с.

Помимо метров в секунду, километров в час скорость ветра измеряют ещё в баллах по шкале Бофорта от $0-13$. От скорости ветра зависит его сила, которая показывает динамическое давление воздушного потока на какую-либо поверхность. Измеряется сила ветра в килограммах на квадратный метр.

Сторона горизонта, с которой дует ветер, определяет его направление. Для обозначения его направления используется восемь основных румбов, т.е. четыре основных стороны горизонта и четыре промежуточных. Направление ветра будет связано с давлением и отклоняющей силой Кориолиса. По своему происхождению, значению и характеру ветры очень разнообразны.

Готовые работы на аналогичную тему

Для умеренных широт характерны ветры западных направлений, потому что там господствует западный перенос воздушных масс – это северо-западные, западные и юго-западные ветры. В Северном и Южном полушариях данная область занимает обширные пространства. Ветры полярных областей дуют от полюсов на умеренные широты, т.е. к областям низкого давления. В Арктике северо-восточные ветры дуют по ходу часовой стрелки, а в Антарктике дуют юго-восточные ветры против хода часовой стрелки. Антарктические ветры отличаются большей скоростью и устойчивостью. В тропических широтах господствуют пассаты.

Постоянные ветры

Постоянные ветры дуют в течение года в одном направлении из областей высокого в области низкого атмосферного давления. К ним относятся – пассаты, западные ветры, Арктические и Антарктические ветры.

Пассаты – это постоянные ветры тропических широт, дующие от 30 параллелей в сторону экватора.

Западные ветры – это постоянные ветры умеренных широт, дующие от тропиков на 60-е параллели.

Тропический воздух нормализует температуру умеренных широт и делает её благоприятной для жизни людей. Умеренные широты являются местом встречи теплых и холодных воздушных масс. Теплые воздушные массы идут из тропиков, а холодные поступают из полярных областей. В результате их контакта образуются циклоны и антициклоны. Сам умеренный пояс является областью пониженного давления, поэтому сюда приходят довольно сильные воздушные массы. Здесь господствует западный перенос воздушных масс, половина их образуется на севере, а другая половина образуется на востоке и все они дуют в одном западном направлении. В целом западные ветры смягчают погоду – лето будет прохладное с возможным дождем. Зима будет сопровождаться оттепелями и сильными снегопадами. Северный ветер принесет холод, а с южным ветром придет тепло. Менее предсказуем восточный ветер – он может быть как теплым, так и холодным, но большого количества осадков ни летом, ни зимой не будет.

Полярный тип климата образует два пояса – арктический и антарктический. Полярные воздушные массы будут для этой области планеты постоянными в течение круглого года. Арктический полярный ветер достаточно сильный дует на умеренные широты по ходу часовой стрелки. Дует он только в южном направлении и приходит на северное побережье Евразии, Северной Америки. Вместе с этим ветром приходит резкое похолодание. В Южном полушарии полярный ветер называется Антарктическим и дует только на север против хода часовой стрелки, продвигаясь к умеренным широтам. Ветер очень сильный и холодный.

Сезонные ветры

Сезонными называются периодические ветры, направление которых изменяется по полугодиям.

Одним из таких ветров являются муссоны.

Муссоны – это ветры, меняющие свое направление в зависимости от времени года.

Муссоны устойчивы и охватывают огромные площади. Их устойчивость связана с распределением атмосферного давления в течение каждого сезона. Причиной возникновения муссонов является различное нагревание суши и воды в течение года, а это означает, что есть зимний муссон и летний. Когда весной и осенью происходит смена муссонов, устойчивость режима ветра нарушается. Зимний муссон дует с суши на море, потому что в этот период материк холодный, значит, давление над ним будет высокое. Летом, когда суша прогревается, давление становится ниже и влажный воздух с океана перемещается на сушу - это летний муссон. Сухая малооблачная зимняя погода меняется летом на дождливую погоду.

В разных районах планеты характер циркуляции атмосферы будет разный. Это определяет различия в причинах и характере муссонов, поэтому различают внетропические и тропические муссоны.

Внетропические муссоны характерны для умеренных и полярных широт. Результатом их образования является разное давление над сушей и морем по сезонам года. Как правило, внетропические муссоны образуются на Дальнем Востоке, Северо-Восточном Китае, Корее.

Муссоны тропических широт обусловлены тем, что по сезонам года Северное и Южное полушария нагреваются и охлаждаются по-разному. Это приводит к тому, что по сезонам года зоны атмосферного давления относительно экватора смещаются в то полушарие, в котором в данное время лето и пассаты проникают именно туда. Режим пассатов заменяется для тропиков зимним муссоном. Подобной смене способствует западное течение воздуха в зоне низкого атмосферного давления на экваторе, которая смещается вместе с другими зонами. Тропические муссоны устойчивы в северной части Индийского океана.

На побережьях морей и океанов образуются ветры, получившие название бризы. Эти ветры имеют местное значение и днем дуют с моря на сушу, а ночью меняют свое направление на противоположное – с суши на море. В результате различают дневной и ночной бриз. Суша в дневное время нагревается быстрее, чем вода и над ней устанавливается низкое атмосферное давление. Над водой в этот же период давление будет выше, потому что она нагревается значительно медленнее. В результате воздух с моря начинает перемещаться на сушу. Ночью пониженное давление отмечается над водой, потому что она не успела еще охладиться, и воздух будет перемещаться с суши на море.

Береговой бриз незадолго до полудня сменится на морской, а вечером морской бриз станет береговым. Бризы могут образоваться по берегам больших озер, крупных водохранилищ, рек. От береговой линии они проникают на сушу на десятки километров и особенно часты в летний период при ясной и тихой погоде.

Вопрос 2. Какие существуют закономерности в распределении температуры по поверхности Земли?

Температура увеличивается от полюсов к экватору, т. к. уменьшается угол падения солнечных лучей. Понижается с высотой – чем дальше от поверхности земли, тем холоднее.

Вопрос 3. Что такое атмосферное давление?

Атмосферное давление — это давление, оказываемое земной атмосферой на единицу площади.

Вопрос 4. Почему ветер почти всегда несёт с собой прохладу?

Воздух всегда движется из областей с высоким атмосферным давлением в области с низким атмосферным давлением. И чем больше разность этих давлений, тем быстрее будет двигаться воздух.

Вопрос 5. Что такое ветер?

Ветер — это движение воздуха из областей с высоким атмосферным давлением в области с низким атмосферным давлением.

Вопрос 6. Что такое бриз?

Бриз — это ветер, который два раза в сутки меняет направление на противоположное. Дневной бриз дует с водоёма на сушу, а ночной — с суши на водоём.

Вопрос 7. Куда дует северный ветер?

Направление ветра — это направление, откуда он дует. Следовательно, северный ветер дует с севера на юг.

Вопрос 8. В каком направлении дует юго-западный ветер?

В северо-восточном направлении.

Вопрос 9. В чём разница между флюгером и флюгаркой?

Флюгер — прибор для определения направления ветра. Флюгарка – вращающаяся часть флюгера.

Вопрос 10. Что является причиной образования ветра?

Воздух всегда движется из областей с высоким атмосферным давлением в области с низким атмосферным давлением. И чем больше разность этих давлений, тем быстрее будет двигаться воздух. Движение воздуха приводит к образованию ветра.

Вопрос 11. От чего зависит сила и скорость ветра?

От разницы атмосферных давлений. Чем больше разность этих давлений, тем быстрее будет двигаться воздух.

Вопрос 12. Чем отличается дневной бриз от ночного?

Вода нагревается и остывает медленнее, чем суша. Поэтому на берегу водоёмов возникает бриз — ветер, который два раза в сутки меняет направление на противоположное. Дневной бриз дует с водоёма на сушу, а ночной — с суши на водоём.

Вопрос 13. Как с помощью розы ветров определить преобладающее направление ветра?

Результаты наблюдений за направлением ветра можно изобразить с помощью особого графика, который называется роза ветров. Нужно начертить линии, показывающие основные и промежуточные румбы. Получается такая восьмилучевая звезда. На каждой линии, начиная от центра, наносятся деления по 1 см или по 0,5 см. Затем, считая, что одно деление — это один день, отмечаем на каждой линии такое количество делений, сколько дней в месяце ветер имел именно это направление. Когда по всем румбам отложено число соответствующих дней, можно соединить концы отрезков. Получившаяся фигура — роза ветров для данного места за необходимый промежуток времени.

Читайте также: