Движение искусств и ремесел кратко

Обновлено: 07.07.2024

Долгий период правления королевы Виктории в Англии прославился не только жесткими корсетами, пятичасовыми чаепитиями, мягким отношением к адюльтеру и первой Всемирной выставкой, но и совершенно новым подходом к дизайну бытовых вещей. В эпоху бурного развития промышленности горстка людей осмелилась противопоставить свое мнение неумолимому прогрессу.

Говорят, самые прекрасные и удивительные цветы растут в самых сложных условиях. Для Уильяма Морриса (William Morris), которого нередко называют родоначальником английского дизайна, это высказывание может стать наиболее емкой характеристикой: ему приходилось противостоять самому духу своей эпохи.

Чтобы понять, почему и за что так яростно боролся Уильям, необходимо учитывать, какое на самом деле это было сложное и неоднозначное время.

Исторический экскурс:
Викторианская эпоха, которую мы обычно представляем, далека от исторических реалий. Английские леса в это время безжалостно вырубались, освобождая места для заводов и мануфактур, реки и воздух загрязнялись, старые ремесла умирали, задавленные мощью промышленности. В Лондоне появились знаменитые цветные (и довольно обильные) туманы, укрывающие, как покрывалом, город.

Технический прогресс даровал человечеству фотографию, паровозы, железные дороги.

Медицина вплоть до 1840 годов не знала анестезии, людей нередко хоронили заживо. Ядовито было абсолютно все ‒ даже ткани, обработанные новыми красителями, для выявления цвета которых использовался мышьяк. Газовые горелки сжигали кислород в помещениях, дуговые лампы, использовавшиеся в общественных местах, имели свойство взрываться.

Труд рабочих был ничтожен и оплачивался плохо. Только в 1847 году появилсяся закон, запрещавший женщинам и детям до восемнадцати работать больше 10 часов в сутки. Наглядным примером о положении трудовых классов являлось производство спичек, для которых использовался фосфор. Туда шли только самые отчаянные, поскольку после некоторого времени работы фосфор накапливался в организме; это приносило несчастным дикие боли, а их кости и зубы начинали светиться.

Главным двигателем эпохи стали деньги, что отразилось на всех слоях общества.

Уильям рос впечатлительным ребенком. Точно так же, как на нас сейчас не могут не влиять события, происходящие в мире, на нем сказывалось то, что он наблюдал. Молодой Моррис был сыном биржевого маклера и таким образом принадлежал к среднему классу, который ненавидел всю жизнь. В школьные годы он увлекся романтической литературой и историей, с большим интересом изучал древние постройки в своей местности. Именно это стало определяющим для его интересов на всю оставшуюся жизнь. Повзрослев, он атрибутировал древние рукописи Оксфорда, ездил во Францию. Его увлечения свели его с Данте Габриэлем Россетти и кругом прерафаэлитов.

Моррис был романтиком, придерживался идей социализма и считал, что технический прогресс приводит человечество к деградации и в первую очередь обвинял в этом высшие слои общества. Даже его женитьба на Джейн Бёрден была своего рода протестом: девушка, обладая исключительной внешностью, была натурщицей и идеалом красоты прерафаэлитов, но по происхождению являлась дочерью конюха из Оксфорда. Не было в те времена человека, который бы сильнее верил, что прекрасное и труд способны преобразить общество. Идеалом Уильяма стали цеховые объединения Средневековья, в которых ремесленник, художник и конструктор являлись одним человеком.

И каждый раз отвечал себе – нет, искусству рано умирать, а людям рано отказываться от радости труда.

Уже стоя на пороге старости, Моррис был вынужден прибегнуть к лекциям и общественной работе: всех тех прекрасных произведений, созданных трудолюбием и фантазией его фирмы, оказалось мало, чтобы разом изменить современность. Сделанные вручную, они стоили слишком дорого, что бы их могли позволить себе люди, за которых Моррис радел больше всего. И тем не менее его работы, так же, как его слова, проронили семя, которое дает свои плоды и по сей день.


В Европе начало XIX века ознаменовалось обретением промышленной революцией всеобъемлющих масштабов. Произошёл переход от ручного труда к машинному, трансформация общества в индустриальное, быстрый процесс урбанизации. Все эти явления сопровождались стремительным экономическим ростом и увеличением уровня жизни.

Опорой для художественного течения служат традиции средневекового ремесленничества, самобытное творчество мастеров того периода. Движение получает отражение в предметах всех областей декоративно-прикладного искусства. Его участники-художники создают уникальные обои и мебель, авторские изделия в сфере ткачества и гобеленоплетения, витражного и керамического декора. Предпочтение отдаётся природным мотивам, лаконичным формам и чистоте цветов.

Зал с изразцовым камином в особняке Уайтуик Мэнор по проекту Уильяма Морриса

Дубовый зал с изразцовым камином по проекту Уильяма Морриса, особняк Уайтуик Мэнор, Англия

Керамическая плитка ручной работы в интерьере зала в Красного дома Уильяма Морриса, Лондон

Интерьер зала в Красном доме с мебелью, обоями и керамической плиткой ручной работы, Лондон

Витражное стекло в доме Уильяма Морриса, Лондон

Витражное стекло в Красном доме, Лондон

Творческое развитие Морриса-мастера начинается с обучения архитектуре у Джорджа Эдмунда Стрита, имевшего весьма громкое имя в этой области в этот период. Но живопись поглощает художника и вскоре становится основным проявлением его творческого потенциала. На путь к искусству Уильяма Морриса направило знакомство с работами прерафаэлитов. Восхищение направлением, отрицавшим условности и академизм английской поэзии и живописи, зародило особый взгляд Уильяма Морриса на эстетику и художественность.

Керамическая плитка с росписью по эскизам Уильяма Морриса 19 века

Керамическая плитка с росписью по эскизам Уильяма Морриса, 1875 г.

Уильям Моррис возводил в высокий ранг творца совокупный образ технолога, конструктора и художника, коим сам на самом деле и являлся. Уильям Моррис становится первым в современном понятии дизайнером в Англии. Мастер прорисовывает эскизы принтов, черпая вдохновение в природе, переносит орнаменты на обои, гобелены, мебель, керамическую плитку, витражи и даже книги, объединяя всё в целостные интерьеры. Для создания своих творений Уильям Моррис тесно сотрудничает с Филиппом Спикменом Уэббом, Данте Габриэлем Россетти, Элизабет Элеонор Сиддал, Эдвардом Бёрн-Джонсом и другими художниками и архитекторами того времени.

Гостиная работы Уильяма Морриса в доме Томаса Карлайла

Гостиная работы Уильяма Морриса, дом Томаса Карлайла, Лондон

К этому времени керамика в Европе испытывает упадничество. Взошедший на пьедестал фарфор практически полностью поглотил древнейшие технологии создания изделий из глины. Декоративная керамическая облицовка уходит в небытие, а уникальные предмета быта ручной работы сменяются безликой штамповкой фарфора и фаянса. На один лад изделия получают красочный декор, расставшись с высоко ценимой ранее белизной и хрупкостью. Теряется глубокая связь и гармония материала и формы, сущности и художественного образа.

Керамический декор и вазы в интерьере комнаты работы Уильяма Морриса

Керамический декор и вазы в интерьере работы Уильяма Морриса

Эмоций в корзине: 0

ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА

Движение иод названием - "Искусства и ремесла" было социально-художественным творением, которое возникло н Британии во второй половине девятнадцатого века и продолжалось существовать в двадцатом, распространившись на страны континентальной Европы и США. Его приверженцы, среди которых были художники, архитекторы, дизайнеры. писатели, ремесленники и меценаты, стремились восстановить важную роль художественного проектирования и ручного ремесла во всех сферах искусства в условиях усиливающейся индустриализации, когда, как им представлялось, качество приносилось в жертву количеству. Сторонников и участников движения объединяли не столько сгиль. сколько общая цель — сломить иерархию искусств с живописью и скульптурой во главе. Дабы возродить традиционные ремесла, вернуть им былое достоинство и создать искусство, доступное всем.


Вышивка из мастерской У. Морриса

Ведущей фигурой в движении "ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА" был рисовальщик, живописец, поэт и общественный деятель Уильям Моррис (1834— 1896). Горячий приверженец идей социализма. Моррис заявлял: "Я не хочу искусства для немногих, гак же как я не хочу образования для немногих или свободы для немногих". Увлеченный идеями архитектора Огастеса Уэлби Пьюджина (1812—1852), доказывавшего моральное превосходство искусства Средневековья, и художественного критика, писателя Джона Рсскина (1819— 1900), обличавшего алчность и своекорыстие современного капиталистического общества. Моррис отстаивал ту точку зрения. Что искусство должно быть одновременно и красивым, и функциональным. Он укреплялся в своем идеальной и непритязательной красоте средневекового ремесленничества - благодаря помощи друзей, художников-прерафаэлитов Эдварда Бёри-Джонса и Данте Габриэля Росеетти (1828—1882), которые также искали в Средневековье (отсюда и название — прерафаэлиты) эстетического вдохновения и нравственного руководства.

Обои по рисункам У. Морриса







Красный дом (1859) в Вексди Хит в графстве Кент ознаменовал начало движения.






Этот проект, родившийся в кругу друзей, вскоре осуществился в коммерческом предприятии, В 1861 Роду Моррис, Уабб Россеттп. Берп-Джонс. Целью проекта было создание красивых, практичных, доступных по цене предметов быта, чтобы искусство присутствовало в жизни всех людей, а не только богачей. Компания занималась дизайном и изготовлением предметов домашней обстановки, мебели, витражей, отделочных тканей, шпалер и напольных ковров, керамической плитки и обоев.


Бёрн-Джонс. Витражное окно Красного дома У. Морриса

Сам Моррис получил наибольшую известность своими плоскостными стилизованными узорами обоев и керамических плиток, которые отличаю цветовое богатство и графическая усложненноеть.

Архитектура была наиболее радикальной составляющей движении "ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА". Такие архитекторы, как Уэбб Войси, Маккей Хью Бейли, Скотт Норман Шоу (1881—1912) и Чарлз Рении Макинтош развили принципы, которые позднее стали краеугольным камнем архитектуры двадцатого века. В числе этих принципов — подчинение дизайна функции объекта, внимание к местным архитектурным стилям и материалам, органичное включение новых сооружений в окружающий ландшафт и независимость от исторических сталей. В результате возникли сооружения — прежде всего дома для среднего класса, — которые историк архитектуры Николаус Псвзнср назвал превосходными по своей свежести и эстетической смелости все, что было создано в то же время за рубежом.

Архитектурные принципы "ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА" — использование местных традиций, промыслов, материалов дали богатые плоды и в Америке, способствуя разнообразию региональной жилищной архитектуры. Дома в Пасадене и Лос-Анджелесе, изысканно отделанные и меблированные по дизайну братьев Грин: Чарлза (1868—1957) и Генри (1870-11154), стали отличительной чертой утонченной тихоокеанской версии "ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА" в американской архитектуре. Но главной фигурой в архитектуре жилых зданий начала двадцатого века все же стал Фрэнк Ллойд Pain (1867—1959). Его "дома прерий" в окрестностях Чикаго, с их горизонтальной протяженностью, свисающей крышей и свободной планировкой внутренних пространств вокруг центрального камина, обнаруживают сильное влияние эстететики "Искусств и ремесе". Ранг, как и многие другие архитекторы этого направлении, принимал концепцию "тотального дизайна" и часто создавал встроенную мебель, не позволяя своеволии во внутреннем убранстве. К числу других известных архитекторов школы прерий относится Уильям Грен Пёрселл (1880—1965) и Джордж Грант Элмслп (1871-1952).


Дом братьев Грин в Пасадене, США (1908)

Мебель

Мебель лаконичная, строго конструктивная, без излишних украшений. Немногочисленные примитивные узоры выполнялись из деревянных шпонок и колышков. Набор мебели был сокращен до необходимого: письменный стол, встроенная кровать, стулья, табуретки, комод, платяной шкаф, круглый обеденный стол, иногда трюмо с зеркалом и тумба. Массивные книжные шкафы часто заменялись более легкими и мобильными книжными полками. Формы мебели для сидения простые: прямые ножки, обычные подлокотники и спинки.

Огастес Уэлби Нортмор Пьюджин (1812-1851) – английский архитектор, конструктор, выдающийся представитель неоготики.

Огастес Уэлби Нортмор Пьюджин (1812-1851) – английский архитектор, конструктор, выдающийся представитель неоготики.

Основными участниками движения были художники, архитекторы, писатели, дизайнеры и ремесленники, которых объединяла вера в превосходство предметов ручного труда перед изделиями фабричного производства. Их произведения отличались простотой, лаконичностью исполнения, а также стремлением к органичному соединению формы, функциональности и декора.

 Дом О. Пьюджина в Рамсгейте

Дом О. Пьюджина в Рамсгейте

Одним из первых, кто заметил взаимосвязь между моральным состоянием нации и упадком ремесел, был архитектор и художник-декоратор Огастес Пьюджин. Он считал, что общество можно реформировать при помощи дизайна, и отражавшая христианские ценности готика подходила в этом случае как нельзя лучше. Пьюджин разработал проект новых палат Парламента (1835—1837 гг.), а созданные им предметы и архитектурные объекты вдохновляли многих деятелей искусства, включая Уильяма Берджесса, Джона Рескина и Уильяма Морриса.

Некоторые включали в дизайн элементы движения, другие – мифологические мотивы. Керамика Уильяма де Моргана, фарфор Уолтера Крейна, металлические изделия с разноцветной эмалью архитектора и дизайнера Чарльза Эшби относились уже ко второму этапу.

В начале 1860-х гг. Моррис был увлечен строительством и оформлением Красного дома в Бексли-Хис (графство Кент) для своей семьи. Этот дом стал воплощением идеи о соединении высокого искусства с повседневной жизнью. Построен по проекту Филиппа Вебба с участием самого Норриса. Здание имело нетрадиционный для того времени внешний вид: наружные кирпичные стены дома не оштукатурены. Над оформлением интерьеров работали Бёрн-Джонс, Россетти, Элизабет Сиддал и сам Моррис с женой. Джон Рёскин (1819-1900) — английский теоретик искусство, художественный критик, поборник социальных реформ.

Моррис с детства внимательно наблюдал за природой и умело применял в работе принцип непрерывного роста кривой линии и методы построения композиции с помощью ромбической сетки и диагональной ветви. Он создавал растительные орнаменты для тканей, ковров, фонов и бордюров шпалер, кажущиеся естественными, но на самом деле продуманные до мелочей.

Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше

Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.

Дизайн жизни Уильяма Морриса: искусства, ремесла и увлечения

Уильям Моррис пронес свою любовь к Средневековью и его эстетике через всю жизнь , умножил ее на невероятное трудолюбие и любознательность , и приправил своим уникальным чувством стиля. Он был неутомим , гениален и изобретателен , этот живой и нервный человек , любящий красоту и ремесла , желающий попробовать все на собственном опыте.

…Теперь, когда я состарился и понял, что ничего нельзя сделать, я почти жалею, что появился на свет

…Теперь , когда я состарился и понял , что ничего нельзя сделать , я почти жалею , что появился на свет с чувством романтики и красоты в этот проклятый век…

Уильям Моррис. Цветочный дизайн с розовыми маками

Промышленность - враг красоты и романтики

Уильям Белл Скотт, Джон Раскин и Данте Габриель Россетти. 29 июня 1863 года. Фото: W & D Downey

Данте Габриэль Россетти. Синее шелковое платье. Портрет Джейн Моррис, миссис Уильям Моррис

Уильям Моррис. Прекрасная Изольда (Портрет жены художника Джейн Моррис)

Семьи Морриса и Берн-Джонса: Эдвард Берн-Джонс (отец художника), Маргарет Берн-Джонс, Эдвард Коли Бе

Семьи Морриса и Берн-Джонса: Эдвард Берн-Джонс ( отец художника), Маргарет Берн-Джонс , Эдвард Коли Берн-Джонс , Филипп Берн-Джонс , Джорджиана Берн-Джонс , Мэри ( Мэй) Моррис , Уильям Моррис , Джейн Моррис ( Берден) и Дженни Моррис ( фотограф Frederick Hollyer)

- Человек умный , исполненный восхищения по отношению к священным , прекрасным и подлинным вещам , для которых у него всегда найдётся оригинальное суждение. Если бы не его странности и вспышки ярости , разрушающие исходящее от него обаяние , в моих глазах он был бы совершенным героем…

Читайте также: