Две ветви стадиального подхода к истории общее и различия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Историческое развитие человечества - поиски социальной макротеории 10 класс, профильный уровень." — Транскрипт:

1 Историческое развитие человечества - поиски социальной макротеории 10 класс, профильный уровень

3 Локально-стадиальный подход типология цивилизаций по типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому Н.Я. Данилевскому типология культур по типология культур по О. Шпенглеру О. Шпенглеру типология цивилизаций типология цивилизаций по А. Тойнби А. Тойнби типология цивилизацийА. Тойнби Слабости теории: преувеличение момента взаимной изоляции; определённая биологизация фаз развития цивилизации.

6 Типология культур по О. Шпенглеру Цивилизация переживает стадии: упадка; упадка; умирания культуры; умирания культуры; окостенения; окостенения; потери творческих сил. потери творческих сил. Цивилизации (их 8) Изолированы Самостоятельны

7 Теория общественно-экономических формаций Представители: Представители: К. Маркс, Ф. ЭнгельсК. Маркс, Ф. Энгельс Исторический процесс - процесс смены общественно- экономических формаций коммунистическая капиталистическая феодализм рабовладельческая первобытная ступень Переход - противоречие в способе производства классовая борьба. Простота и универсальность в объяснении процесса развития. НО: фатализм, безальтернативность, принижает роль человека.

8 Теория постиндустриального общества Представители: Д. Белл Д. БеллД. Беллобществообщество доиндустриальноедоиндустриальноеиндустриальноеиндустриальное Постиндустриальное: выросла роль науки; выросла роль науки; услуги на первом месте; услуги на первом месте; выросла роль государственного прогноза выросла роль государственного прогнозаПостиндустриальное: выросла роль науки; выросла роль науки; услуги на первом месте; услуги на первом месте; выросла роль государственного прогноза выросла роль государственного прогноза

12 Общее: выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человечества; выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человечества; обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере; обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере; эти переходы носят характер революционных изменений. эти переходы носят характер революционных изменений.Различия: главные фазы, которые проходят в своем развитии люди; главные фазы, которые проходят в своем развитии люди; роль духовных факторов. роль духовных факторов.

13 Николай Яковлевич Данилевский ( гг.) Русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.

16 Карл Генрих Маркс (1818 – 1883 гг.) Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.) (1820 – 1895 гг.)

19 Уолт Уитмен Ростоу (1916 – 2003) Родился в семье еврейских иммигрантов из России. Учился в Йельском университете; стипендиант Родса в Оксфорде; доктор философии (1940). Преподавал в Колумбийском, Оксфордском, Кембриджском и Техасском университетах, Массачусетском технологическом институте. Кавалер ордена Британской империи (1945). Награжден Президентской медалью свободы (1969).

21 Ресурсы 1.Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, Википедия -

Сроки на выполнение урока 26.01.15. - 26.01.15

Целями урока является знакомство с подходами к изучению истории, смыслом и направленностью общественного развития, типологией цивилизаций. Обратите внимание на следующие понятия:

  • цивилизация
  • общественно-экономическая формация
  • стадиальный подход к истории
  • культурно-исторический тип
  • творческое меньшинство
  • базис
  • надстройка

Человеческое общество прошло в своем развитии несколько этапов. Для характеристики истории общества на сегодняшний день используется два основных подхода: формационный и цивилизационный.

Основное понятие - цивилизация. Определений цивилизации около 200, причём число их растет. Происходит понятие от лат. civilis - гражданский.

• отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро);

• этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс);

• совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других (А. Тойнби);

• заключительную стадию эволюции любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращением народов в безликие массы (О. Шпенглер).

Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определённом этапе их развития.

Определённые закономерности в развитии различных цивилизаций могут, как считают исследователи, прослеживаться, но основополагающая роль принадлежит субъективным факторам общественного развития. Человек - творец истории, он стоит в центре прошлого и настоящего. Общественное историческое познание человека осуществляется через формы и продукты его труда. Сторонники цивилизационного подхода к истории концентрируют своё внимание на локально-региональном, особенном, своеобразном, неповторимом в её течении.

Ценностные установки играют в развитии человека и общества, согласно этому подходу, не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев и большую. Главный жизненный принцип, обеспечивающий единство цивилизации, базируется на определённой философии, общественно значимых ценностях, обобщённом образе мира, специфическом образе жизни.

Исторический процесс - смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время.

Каждая цивилизация неповторима и вносит свой оттенок в общее многообразие. При изучении современности исследователи обращают самое пристальное внимание на национальную специфику государств.

Были созданы и приобрели своих последователей разнообразные классификации (типологии) цивилизаций. В основание типологии кладутся разные подходы:

• локальный (египетская, китайская, европейская, древнегреческая и т. п.). В современном обществознании все локальные цивилизации делят на две большие группы: цивилизации Запада и Востока. Переход от первобытности к цивилизации, т. е. к обществу, характеризующемуся производящим хозяйством, имущественной дифференциацией населения и зарождением государственности, происходил у разных народов далеко не одновременно. У некоторых он начался около семи тысяч лет назад, у большинства - позже. На Земле и сегодня живут ещё родоплеменным строем сообщества, незнающие ни металлообработки, ни земледелия, ни письменности.

В социальной сфере шёл процесс имущественной, а потом и социальной дифференциации. Свою важную роль здесь играли войны, а также обмен и торговля. При условии имущественного и социального неравенства выделялись социальные группы. На стадии разложения первобытности сложились три основных класса: знать, масса свободного населения (непосредственные производители) и рабы.

В духовной сфере изменения были не менее значимыми. Зародились научные знания, появилась письменность (древнейшие формы письменности - клинопись, иероглифы), сформировались религиозные системы.

Для характеристики цивилизаций на линейно-стадиальной основе пользуются следующей периодизацией всеобщей истории:

Подумайте, обсудите, сделайте

Соотношение материальных и духовных факторов в развитии общества

Направленность исторического развития

Видение современного мира

Поработайте с источником

§ 14. Исторический процесс

как решают философы вопрос о смысле и направленности общественного развития? В чем состоят различия формационного и цивилизационного подходов к проблеме развития общества?

Есть еще одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс, — философия истории. Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИУМА

РОЛЬ НАРОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Впечатляющие образы исторических деятелей давал в своих лекциях В. О. Ключевский. И хотя он вел речь о людях сравнительно далеких веков, выявленные им качества этих личностей и поныне представляют значительный интерес, ибо, как он писал, в трудные минуты пример добрых людей не только ободряет, но и учит, как действовать. Историческим личностям, по мнению В. О. Ключевского, свойственны стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения; стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий, отрешенность от национальной замкнутости и исключительности; совестливость во всех делах, в том числе в дипломатии; стремление сообщать преобразовательным порывам и помыслам вид таких простых, отчетливых и убедительных планов, в разумность и исполнимость которых хотелось верить, польза которых была очевидна всем.
Основные понятия: исторический процесс, типы социальной динамики, факторы социальных изменений, субъекты исторического процесса.
Термины: философия истории, эволюция, революция, реформа, народные массы, историческая личность.

2 ветви стадиального подхода к истории: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ. Сходства(общее): Во-первых, в рамках обеих теорий выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человеческого общества. Во-вторых, обе теории базируются на признании источником общественного прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере (переход от присваивающего хозяйства к производящему и т. п.). В-третьих, и классики марксизма, и создатели теории постиндустриального общества отмечали, что сами эти переходы от одних состояний общества к другим носят характер революционных изменений .

Похожие презентации

Читайте также: