Два лика россии в лирике тютчева кратко

Обновлено: 08.07.2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Фёдор Иванович Тютчев – поэт, в чьём творчестве общественно – политические, гражданские мотивы занимают не меньшее место, чем пейзажная и любовная лирика, а глубина философского осмысления каждой темы поистине уникальна.

К сожалению, не всё лирическое наследие Тютчева дошло до нас, но прав был Д. Фет, утверждая:

Но муза, правду соблюдая,
Глядит, - а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.

Каждая новая эпоха, каждое поколение сталкивается с необходимостью по-своему осмыслить поэтическое наследие этого уникального в русской литературе поэта.

В 10 классе мы работаем по программе под ред. В. Я. Коровиной (базовый уровень), которая предусматривает 102 часа в год (3 часа в неделю) на изучение литературы. Из этого количества времени на изучение творчества Ф. И. Тютчева мы выделяем 4 часа. Этого, конечно, недостаточно, чтобы дать максимально полное представление о личности и творчестве этого поэта, поэтому уже традиционно перед циклом уроков мы с десятиклассниками проводим литературный вечер, посвящённый Ф. И. Тютчеву. Это даёт возможность заинтересовать учащихся личностью поэта, наиболее широко представить его творчество, сформировать интерес к изучению лирики Тютчева. (Сценарий прилагается). После проведения внеклассного мероприятия проводим уроки по следующим темам:

1. Очерк жизни и творчества Ф. И. Тютчева. Основные темы творчества. Гражданская и патриотическая лирика поэта.

2-3. Человек и природа в творчестве Тютчева. Философская лирика поэта.

4. Любовная лирика Ф. И. Тютчева.

Произведения, изучаемые на уроках:

СИСТЕМА УРОКОВ

Очерк жизни и творчества Ф. И. Тютчева. Основные темы творчества. Гражданская и патриотическая лирика поэта.

…Тютчев был не только самобытный,
глубокий мыслитель, не только своеобразный,
истинный художник – поэт, но и один из малого
числа носителей, даже двигателей нашего
русского, народного самосознания.

Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта, представить основные темы поэзии Тютчева, обозначить особенности мировосприятия поэта – гражданина, поэта – патриота, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, дать понятие о стихотворной миниатюре.

I. Слово учителя.

Лекция учителя, запись учащимися основных положений лекции в тетради.

(Запись в тетрадях может быть оформлена так:

1. Родился 23 ноября (5 декабря) 1803 г. в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье.

3. В 1819-1821 гг. учится на словесном отделении Московского университета, который оканчивает со степенью кандидата словесных наук. Овладевает французским и немецким языками.

4. В 1821 г. начинает службу в Коллегии иностранных дел. С 1822 по 1839гг. находится за границей на дипломатической службе в Мюнхене и в Турине. Многолетнее пребывание за границей упрочило патриотические взгляды поэта. Тютчев был в приятельских отношениях с Гейне, знал Шеллинга. В 1826 г. женится на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон.

6. В 1838 г. после смерти Элеоноры Тютчев вновь женится – на Эрнестине Дернберг, урождённой баронессе Пфеффель. Тютчев так торопился на венчание со своей возлюбленной, что по дороге потерял документы и шифры, за что быо уволен со службы и лишён звания камергера.

7. В 1844 г. продолжает службу в России, в ведомстве иностранных дел. Возвращение звания.

9. В 1854 г. в свет выходит первый поэтический сборник Тютчева. Книга публикуется по инициативе И. С. Тургенева.

10. В 1858 г. назначен председателем комитета иностранной цензуры.

11. 4 августа 1864 г. умирает от чахотки Е. А. Денисьева.

12. В 1868 г. опубликован второй поэтический сборник Тютчева.

13. Скончался 15(27) июня 1873 г. в Царском Селе. Похоронен в Петербурге.

Своеобразие художественного мира Ф. И. Тютчева.

1. Художественный мир Тютчева представляет собой не целостную картину восприятия мира, а раздвоенную: противоречивость окружающего приводит к дисгармонии всего сущего между мятежным духом человека и действительностью.

2. Поэтические образы обладают космической масштабностью: это космос и хаос, жизнь и смерть и др.

3. Поэт проводит параллели между состояниями души лирического героя и явлениями природы. Тютчевской лирике присущи идеи пантеизма (природа отождествляется с Богом).

4. В стихотворениях позднего периода творчества усиливается интерес поэта к психологической конкретности.

II . Слово учителя.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить .

Перед вами стихотворная миниатюра – небольшое произведение строго законченной формы, отличающееся глубиной содержания и афористичностью выражения авторской мысли. (Запись определения в тетрадь)

Как вы понимаете содержание этого произведения? О чём оно?

(Россия для поэта такая же загадка (сфинкс), как и природа. И эта миниатюра – афоризм поэта посвящена трудным судьбам его великой Родины).

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймёт и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

1). Прочитайте стихотворение выразительно.

2). Назовите ключевое слово первой строфы.

3). Какую картину рисует поэт? Какие художественные средства для этого использует?

4). Перечитаем вторую строфу. Как вы её понимаете?

5). Почему это огонёк веры?

6).Чьи традиции продолжает этим стихотворением Тютчев?

Ф.И.Тютчев – поэт патриот и гражданин. Общественно – политические мотивы занимают в его творчестве не меньшее место, чем пейзажная и любовная лирика. События российской и мировой истории, общественная жизнь страны – всё это проникало в душу поэта и находило воплощение в его стихах, выражающих мировоззрение поэта.

Человек и природа в творчестве Тютчева. Философская лирика поэта.

Стихи Тютчева о природе – почти
всегда страстные признания в любви.
Тютчеву представляется высшим
блаженством, доступным человеку,
- любоваться многообразными
проявлениями жизни природы.

Так проникнуться самоощущением,
чтобы почувствовать себя неотделимою
частью природы, - вот что удалось
Тютчеву более, чем кому-либо…

Цели уроков: познакомить учащихся с особенностями изображения природы в лирике Тютчева, обозначить натурфилософский характер лирики поэта, совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

1. Слово учителя.

Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

(Повторение: стихотворная миниатюра)

1). Подготовить выразительное чтение стихотворения, подумав о том, какую мысль важно передать при выразительном чтении.

Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…
Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты.
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега.
Или то женская любовь.

(Ответ: старое ещё живо, но появляется новое.)

2). Давайте разберёмся в особенностях композиции. Сколько частей можно выделить в стихотворении?

3). Чему посвящена первая часть?

4). В чём своеобразие изображения пробуждающейся природы?

5). Какой литературный приём завершает первую часть стихотворения?

6). Какова тема второй части?

(Во второй части говорится о пробуждении души).

7). А в чём особенности изображения этого пробуждения? Давайте найдём образы, которые являются центральными в строфе.

8). Какие приёмы использует Тютчев, показывая пробуждение природы?

(Он использует олицетворения, проводит параллели между явлениями природы и состоянием души человека).

9). Назовите стихотворения, в которых поэт тоже использует приём образного параллелизма.

1) Прочитайте стихотворение выразительно.

2) Какой предстаёт природа в стихотворении?

(Она несёт в себе тайны, в глубине её открывается хаос, грозящий всеобщей гибелью).

3). Какой приём использует поэт для выражения главной идеи в этом стихотворении?

4. Слово учителя.

5. Задание на дом: прочитать эти стихи и выбрать одно из них для самостоятельного анализа дома.

6. Слово учителя.

Д. Мережковский так объяснил трагедию человека в художественном мире Тютчева:

Вера и неверие – между ними бьётся человеческий разум, неспособный как примкнуть к истинному берегу веры, так и успокоиться в безверии.

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно – волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью – и молчи.

1) Сравните различные точки зрения об этом стихотворении . Почему так по-разному отзываются о нём? Чья точка зрения вам ближе? Как по-вашему, о чём это стихотворение?

(Для Толстого это стихотворение о благодатности человеческого одиночества перед лицом божественного мироздания. Для Бальмонта – о сущности творческого процесса. Для Вяч. Иванова – о невозможности высказать словом духовные помыслы).

2) Проследите, как развивается лирическая мысль поэта в стихотворении.

3) Перечитайте первую строфу. Что в интонации этой строфы обращает на себя внимание читателя?

4) Почему эта строфа построена как одно предложение?

(Так она произносится на одном дыхании, что придаёт ей энергию убеждения. Использование мужских рифм также придаёт твёрдости и убедительности звучанию).

(Чувства и мечты таить можно, а вот мысль – нет. Сам убеждающий не таит свою мысль, а энергично её высказывает, почти навязывая собеседнику – читателю).

7). Перечитайте вторую строфу. Как вы понимаете её смысл?

8) Какой художественный приём использует поэт?

(Опять, как в первой строфе, используется сравнение: жизнь души сравнивается с незамутнёнными ключами, чистейшей водой. (В первой строфе – чувства и мечты со звёздами). Кроме того в этой строфе появляется не только мир души, но и человеческий мир, который может нарушить мир внутренний, дешевный. Так возникает конфликт, который развивается в третьей строфе).

9). Перечитаем третью строфу. О каких двух мирах говорит поэт? Как они взаимодействуют? Каким предстаёт внешний мир?

10). Каким словом начинается и заканчивается стихотворение? Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?

11). Слова какого стиля доминируют в стихотворении?

12). Каким стихотворным размером написано стихотворение? Каковы особенности ритмики?

Таким образом созданию музыкальной гармонии служит такой приём, как ассонанс.

13). Стихотворение Тютчева касается внутреннего мира поэта, но имеет и общечеловеческое значение. Обращение к риторическому собеседнику усиливает это впечатление.

8. Общий вывод. Какие ключевые понятия лирики Тютчева вы могли бы выделить?

(Космос и хаос, день и ночь, свет и мрак, радость и скорбь, гармония и бездна).

9. Слово учителя.

10. Проверочная работа.

(Работа взята из книги

Лебедев Ю.В. Литература. Практикум. !0 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. – М.: Просвещение,2010.

Стр.49-50 – задания с кратким ответом)

11. Задание на дом: самостоятельный анализ стихотворения (см выше), выполнить одно из заданий с развёрнутым ответом ограниченного объёма; прочитать стихотворения, относящиеся к любовной лирике поэта; на основе материалов литературной композиции и самостоятельно прочитанных материалов подготовить рассказ о любви в жизни Ф.И.Тютчева.

Любовная лирика Ф. И. Тютчева.

Жизни блаженство в одной лишь любви…

Цели урока: показать своеобразие изображения любовных переживаний человека в лирике Ф. И. Тютчева, совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

1. Слово учителя.

Жизни блаженство в одной лишь любви…

2. Проверка домашнего задания: рассказ о любви в жизни Ф. И. Тютчева.

Выразительное чтение подготовленных учащимися стихотворений.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошёл – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слёзы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Её волшебный взор и речи,
И смех младенчески – живой?

И что ж теперь? И где всё это?
И долговечен был ли сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолётным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь её она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В её душевной глубине
Ей оставались вспоминанья,
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло..
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе её цвело.

И что ж, от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья ,
Боль без отрады и без слёз!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

1). Кому посвящено это стихотворение? Историю какой любви раскрывает?

(Это стихотворение о любви Ф. И. Тютчева и Е. А. Денисьевой).

2). Проследите по тексту стихотворения развитие этой любви.

3). Что вы можете сказать о лирических героях этого стихотворения?

4) Прочитайте стихотворение выразительно.

Я встретил вас - и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенётся в нас,-

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты.
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.

1). Расскажите историю этого стихотворения.

2). О чём это стихотворение?

(Поэт пишет не о любимой, а о себе, о том, какие радостные, молодые воспоминания породила эта встреча в его измученной, уставшей душе. Это стихотворение о памяти сердца, которая всего сильнее).

3). Давайте проследим движение поэтической мысли.

4). Какие художественные средства и приёмы использует поэт?

(В основе стихотворения – образный параллелизм. Звукопись стиха волшебна, превращает его в тихую певучую мелодию. Тютчев написал слова великолепного русского романса о неожиданно вернувшейся весне любви).

5). Выразительное чтение (или исполнение) стихотворения.

Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всём,
Созвучье полное в природе,-
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаём.

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поёт, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

1). Расскажите историю этого стихотворения.

(Это стихотворение написано в тяжёлый, полный трагизма и тягостных воспоминаний период жизни: умерла Денисьева. Оно написано во время петербургской поездки Тютчева с сестрой Елены Денисьевой на острова, во время которой они, конечно со скорбью и слезами вспоминали о покойной).

2). О чём это стихотворение? Какой приём использует автор, раскрывая основную идею произведения?

3). Против чего или кого направлен этот протест?

(Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить обстоятельства, при которых написано это стихотворение. Вспомнить о том, как посреди гармоничной равнодушной природы немолодой одинокий человек в бессильном отчаянии великогогоря, вопреки всякой логике и догмам православной веры протестует против безвременной смерти самого дорого ему человека. Это бунт любви против смерти. И этот ропот скрыт в лирической глубине философской мысли, как бы сжат в трёх четверостишиях, и именно поэтому эта мысль так поэтична, точна и красива).

7. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворения Тютчева (по выбору из предложенного списка), проанализировать стихотворение из любовной лирики поэта (или провести сравнительный анализ стихотворений:

Литература, используемая при подготовке уроков .

1. Тютчев Ф. И. Стихотворения. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во,1980.

2. Коровин В. И. и др. Литература. 10 кл.: Учеб.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.

3. Лебедев Ю. В. Литература. 10 кл.: Учеб.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.

4. Беляева Н. В. и др. Литература: 10 кл.: Метод. советы – М.: Просвещение, 2008.

5. Лебедев Ю. В. Литература. Практикум. 10 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Ю. В. Лебедев, А. Н. Романова. – М.: Просвещение, 2010.

6. Тодоров Л. В. Новая педагогия изящной словесности для грядущего. – М., 2003.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Да, стенка есть – стена большая
Ужасно та стена упруга,
Хоть и гранитная скала, –
Шестую часть земного круга
Она давно уж обошла…

Ее не раз и штурмовали –
Кой-где сорвали камня три,
Но напоследок отступали
С разбитым лбом богатыри.

Именно в судьбе и облике России Тютчев видел воплощение истинно-христианского идеала. В стихотворении, написанном в годы Крымской войны, обнаружившей скрытую вражду к России европейских держав и окончившейся для России позорным поражением, Тютчев и написал стихотворение, которое выразило задушевные мысли и других русских писателей – Л. Толстого и Ф.М. Достоевского:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

Вопросы о творчестве Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев

О том, что одно лицо - земного происхождения, то самое, что можно видеть в зеркале, лицо, что проявляется в мыслях и поступках. Второе лицо , а лучше сказать лик, - небесного происхождения, лицо, которое невозможно увидеть в зеркале, поскольку глубоко запрятано в натуру и характер человека и является отображением в человеке звёздного неба в момент рождения(его микрокосмос).

Надземный лицо человека, безусловно, оставляет отпечаток на лице земном и оба лица - родные братья. Но зачастую такие разные! И если земной образ является окружающим ежедневно, то образ небесный - гораздо реже, а всё же, нет-нет, да и проглянет из глубин характера на свет Божий…

Постараемся с помощью эзотерики соотнести обнаруженный небесный лик выдающегося поэта, философа и политика с ликом земным, по праву почитаемым нашими современниками.

Ф.И.Тютчев родился 5 декабря 1803 года в Овсуге Орловской губернии, и символический гороскоп рождения отмечен координатой Солнца в 12 градусов Стрельца, координатой восходящего градуса (АСЦ) в 21 Водолея и координатой зенита (МС) в 15 градусов Стрельца.

Обнаружив для целей исследования особенности рождения Ф.И.Тютчева, обратимся к значению Сабианских символов Дейна Радьяра.*

Как же именно нашёл выражение тайный лик «одухотворения и распространения символов новой эры поэта и дипломата Ф.И.Тютчева ?

Теперь обратимся к символическому восходящему градусу рождения - 21 Водолея, за которым стоит особенность натуры и характера. Здесь открывается невесёлая и вполне понятная русскому сердцу картина:

Что же, Ф.И.Тютчев символически принимает образ женщины? Так оно и есть.О чём идет речь?

Чего, например стоит письмо Ф.И.Тютчева, написанное из Москвы 9 сентября 1855 года жене Элеоноре, письмо в котором предвидятся грозные события России начала ХХ века.

И тут меня вновь охватило чувство сна. Мне пригрезилось, что настоящая минута давно миновала, что протекло полвека и более, что начинающаяся теперь великая борьба, пройдя сквозь целый цикл безмерных превратностей, захватив и раздробив в своём изменчивом движении государства и поколения, наконец закончена. Что новый мир возник из неё, что будущность народов определилась на многие столетия, что всякая неуверенность исчезла, что суд Божий совершился.

Великая империя основана. Она начинала своё бесконечное существование там, в иных краях, под солнцем более ярким, ближе к дуновениям юга, и Средиземного моря. Новые поколения совсем иными воззрениями и убеждениями господствовали над миром и, уверенные в достигнутых успехах, едва помнили о тех печалях, о той тоске и тёмной ограниченности, в которых мы живём теперь. И тогда вся эта сцена в Кремле, при которой я присутствовал, эта толпа, столь мало сознававшая, что должно свершиться в будущем, и теснившаяся, чтобы видеть Государя, который так долго просуществует и жизнь которого будет так подорвана и поглощена при первых же испытаниях великой борьбы, вся эта картина показалась мне видением прошлого.

*Дэйн Радьяр (1895-1985) - псевдоним известного франко-американского астролога Даниэля Шенневьера, теолога, философа, музыканта и писателя, основателя психологического направления в астрологии.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

Постижение учащимися философского звучания темы России в лирике ф.И.Тютчева. Разбор известных стихотворений поэта с использованием лингвопоэтического и контекстного анализа.

ВложениеРазмер
urok_tyutchev_i_rossiya.docx 27.8 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ТЮТЧЕВ И РОССИЯ

Идея: Понять? Верить? …Любить!

Концепция: Что же нам дорого в родной стране?

- постижение учащимися философского звучания стихотворений Ф.И.Тютчева о России;

- анализ стихотворений, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.

- развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение делать выводы.

Способы деятельности на уроке:

  1. Актуализация знаний. Виды лирики. Соотнесение их с пушкинскими стихотворениями.

Начиная урок, вспомним вместе с учащимися, какие виды лирики им уже известны:

Вспоминаем звучавшие на предыдущих уроках пушкинские послание "К Чаадаеву", оду "Вольность", "Анчар" и "К***" ("Я помню чудное мгновенье…") и просим десятиклассников соотнести эти произведения с названными видами лирических стихотворений. Влияние жанровых систем классицизма, сентиментализма и особенно романтизма на поэзию первой трети ХIХ века, когда творил Пушкин, ощутимо проявлялось в том, что жанровые и тематические границы между текстами были достаточно отчетливыми. Учащиеся безошибочно определят стихотворение "К***" ("Я помню чудное мгновенье…") как пример любовной лирики, послание "К Чаадаеву" - лирики дружеской (иногда одновременно и вольнолюбивой), "Анчар" - философской, оду "Вольность" - вольнолюбивой. Также попросим восьмиклассников самостоятельно привести пример поэтического текста, относящегося к лирике пейзажного характера.
Только после обсуждения этих проблем и записи в тетрадях темы урока можно приступать к разговору непосредственно о творчестве Тютчева - поэта, который родился всего лишь четырьмя годами позже Пушкина, но в литературу вошел в принципиально иную эпоху.

Анализ стихотворений с использованием элементов лингвопоэтического и контекстного анализа.

Работа с первой группой.

Словесный ряд может быть таким: бедные, скудная, родной, русского , иноплеменный, смиренной, крестной, родная, в рабском, небесный . Все прилагательные данного ряда легко распределяются по трем семантическим группам. Подобрав обобщающее слово к эпитетам первой группы (бедный, скудный, смиренный, рабский), учащиеся обнаружат, что поэт рисует образ "земли родной" как страны несчастной , страдающей, подневольной. Эпитеты второй группы (родной, русский, иноплеменный) несут иную художественную нагрузку: противопоставление "своего" и "чужого", "родного" и "инородного", сострадательного взгляда изнутри и равнодушного - со стороны. Третья группа художественных определений (крестный, небесный, смиренный) окрашена религиозной символикой .


Подспудно в строках стихотворения отразилось многое: позор злополучной Крымской войны, разочарование Тютчева в Николае I, в направлении внутренней и внешней политики России. В этом произведении впервые в тютчевском творчестве (пусть и в контексте традиционной религиозной символики) прозвучало слово "рабство". Попробуйте прокомментировать строфу, где звучит это слово:

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный


"В рабском виде" - в облике крепостного крестьянина, раба. По мнению
Ю. Айхенвальда [1] , поэт "как бы считал Христа русским, он приписывал России, которую "в рабском виде царь небесный // Исходил, благословляя", не временную, не историческую, а мировую роль …" Христос у Тютчева словно бы становится свидетелем народного "долготерпения", народного страдания. Он - единственный, на кого можно уповать. В чем, с вашей точки зрения, близость ("бывают странные сближенья") стихотворений "Эти бедные селенья…" и "Слезы людские, о слезы люд ские…"?

Работа со второй группой.

  1. Какие ассоциации рождает стихотворение? Каково впечатление от услышанного? О чем это стихотворение?
  2. Есть ли в стихотворении указания на конкретную страну?
  3. Выделите ключевые слова. Какова роль анафоры и повторов?
  4. Прокомментируйте две последние строчки:

Льетесь, как льются струи дождевые,
В осень глухую, порою ночной.

В этом стихотворении уже нет указаний на конкретную страну, нет конкретного образа России николаевской эпохи, восприятие родины поэтом скорее эмоциональное .

Об истории создания этого лирического шедевра оставил свидетельство
И.С. Аксаков, зять Тютчева: "…однажды, в осенний дождливый вечер, возвратясь домой на извозчичьих дрожках, почти весь промокший, он сказал встретившей его дочери: "J'ai fait guelgues rimes" ("Я сочинил несколько стихов") и, пока его раздевали, продиктовал ей следующее прелестное стихотворение: "Слезы людские, о слезы людские…"". Как, с вашей точки зрения, конкретная бытовая ситуация "переплавляется" здесь в поэтический образ?

Обращаем внимание учащихся на особую роль анафоры в этом стихотворении. "Четыре раза в шести строках повторенное слово "льетесь", а в пятый раз "льются" - усилены фонетическими, а так же смысловыми нагнетаниями: "неистощимые, неисчислимые", "безвестные… незримые". Сама музыка стиха тоскливо-протяжная, с однотонностью замирающих окончаний погружает безысходность людского горя, неудержимость человеческих слез в тоскливое рыдание самой природы" "в осень глухую, порою ночной" (Горелов А.Е. Вещая душа // Горелов А.Е. Три судьбы. М., 1980). Слово "льетесь" связывая, соединяя все мотивы стихотворения - незримости и неслышности людских страданий, их бесконечной неисчислимости, подобия их осеннему тоскливому дождю - становится ключом к пониманию произведения: конкретное впечатление отразилось и осталось только в сравнении "как льются струи дождевые", все остальное - эмоциональное ощущение состояния мира, увиденного поэтом.

Осень в последней строчке - метафора николаевской эпохи . Контекстуальными синонимами к слову "осень" в стихотворении оказываются слова "закат", "ночь", "холод", "мгла".

Работа с третьей группой.

  1. Каково отношение Тютчева-политика к современной ему российской действительности и как это отношение выразил Тютчев-поэт?

Звучат фрагменты из писем поэта, посвященных общественно-политической ситуации в России того исторического периода.

17 сентября 1855 года - Э.Ф. Тютчевой:

"Известия, полученные с тех пор, раскрыли все значение севастопольской катастрофы. Никогда еще, быть может, не происходило ничего подобного в истории мира: империя, великая, как мир, имеющая так мало средств защиты и лишенная всякой надежды, всяких видов на более благоприятный исход . Для того чтобы создать такое безвыходное положение, нужна была чудовищная тупость этого злосчастного человека, который в течение своего тридцатилетнего царствования, находясь постоянно в самых выгодных условиях, ничем не воспользовался и все упустил, умудрившись завязать борьбу при самых невозможных обстоятельствах. Если бы кто-нибудь, желая войти в дом, сначала заделал бы двери и окна, а затем стал пробивать стену головой, он поступил бы не более безрассудно, чем это сделал два года тому назад незабвенный покойник. Это безрассудство так велико и предполагает такое ослепление, что невозможно видеть в нем заблуждение и помрачение ума одного человека . Что же касается конечного исхода борьбы в пользу России, то, мне кажется, он сомнителен менее, чем когда-либо".

28 сентября 1857 года - А. Д. Блудовой:

"Только намеренно закрывая глаза на очевидность, можно не замечать того, что власть в России - такая, какою ее образовало ее собственное прошедшее своим полным разрывом со страной и ее историческим прошлым, что эта власть не признает, не допускает иного права, кроме своего, что это право исходит не от Бога, а от материальной силы самой власти . Одним словом, власть в России на деле безбожна . Вот почему мне кажется неизбежным, что истинное значение задуманной реформы сведется к тому, что произвол в действительности более деспотический, ибо он будет облечен во внешние формы законности, заменит собою произвол отвратительный, конечно, но гораздо более простодушный и, в конце концов, быть может, менее растлевающий. И вот почему слово ваших крестьян есть, может, последний крик всей исторической России: мы не хотим быть казенными. И тем не менее никто лучше меня не сознает того, что мы пройдем через эту фазу, - мы обязаны через нее пройти, чтобы понести в пути все наказания, столь нами заслуженные".

Использование ИКТ. Работа с презентацией.

  1. Рефлексия деятельности.
  1. Что в стихотворениях Ф.И.Тютчева показалось необычным, новым для вас?
  2. Кто из поэтов вспомнился, пока звучали тютчевские строки?
  3. Какие темы затронуты в прочитанных произведениях? Можно ли однозначно определить, к какому виду лирики относится то или иное тютчевское стихотворение?
  4. Какой образ "земли родной" рисует поэт в этих стихотворениях? Какие события истории России и биографические вехи в жизни Тютчева отразились в этих произведениях?

Одна из важнейших тем творчества поэта - Россия. В стихотворениях Тютчева перед нами предстают уже знакомые образы: и пушкинские картины "Деревни", и лермонтовская "нищая Россия, страна рабов", и некрасовская "матушка-Русь". Тема судьбы России в стихотворениях Ф.И.Тютчева приобретает философское звучание. В своих произведениях поэт, как правило, выходит за рамки единичного случая, конкретного описания – мысль поэта всегда устремлена к обобщению, охвату явления во всей его многомерности, будь то картины родного края, изображение наступления ночи или передача любовной коллизии.

Читайте также: