Учреждение военной коллегии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Военная коллегия учреждена Петром I вместо ряда военных учреждений в целях централизации военного управления. Образование Военной коллегии началось с назначением в 1717 г. первого президента генерал-фельдмаршала А.Д. Меншикова и вице-президента А.А. Вейде. 3 июня 1719 г. был объявлен штат Коллегии. Коллегия состояла из присутствия, во главе с президентом (вице-президентом) и Канцелярии, подразделявшейся на повытья, ведавшие кавалерией и инфантерией, гарнизонами, фортификацией и артиллерией, а также ведением журналов входящих и исходящих документов. При Коллегии состояли нотариус, генерал-аудитор и генерал-фискал. Надзор за законностью решений осуществлял прокурор, подчинявшийся генерал-прокурору. К ведению Военной коллегии относилась организация службы сухопутной армии.

Кригскомиссариат и генерал-провиантмейстер, занимавшиеся вещевым и продовольственным обеспечением армии, формально подчинялись Военной коллегии, но обладали значительной самостоятельностью. В отношении артиллерийского и инженерного ведомств, во главе которых стояли Артиллерийская канцелярия и генерал-фе-льдцейхмейстер, Коллегия осуществляла лишь общее руководство.

В 1720-Х-1730-х гг. Военная коллегия подвергалась реорганизации, направленной на подчинение ей всех отраслей военного управления. В 1721 г. во вновь созданное Казачье повытье передано из ведения Коллегии иностранных дел управление донскими, яицкими и гребенскими казаками. В 1736 г. в состав Военной коллегии вошел Комиссариат, существовавший с 1711 г. как самостоятельное учреждение по снабжению армии. Штат 1736 г. закрепил новый состав Коллегии: присутствие, Канцелярия, ведавшая комплектованием, устройством, инспектированием и службой войск, а также делами о беглых, приемом на службу недорослей и некоторыми другими вопросами, и ряд контор (позднее переименованных в экспедиции) по отраслям управления. Во главе контор стояли директора, принимавшие участие в заседаниях Коллегии. Конторы решали дела самостоятельно, вынося на рассмотрение Коллегии лишь сложные и спорные вопросы. В этот период существовали Генерал-кригс-комиссариатская, Обер-цалмей-стерская, Амуничная (Мундирная), Провиантская, Счетная, Фортификационная конторы и Артиллерийская канцелярия. Органом Коллегии в Москве была Военная контора.

С воцарением Елизаветы произошел возврат к децентрализации военного управления. В 1742 г. были восстановлены независимые ведомства-комиссариатское, провиантское, управление артиллерией и фортификацией. Счетная экспедиция была упразднена. После этого значение Военной коллегии как органа управления упало.

Усиление значения Военной коллегии началось с 1763 г., когда ее президент стал личным докладчиком Екатерины II по военным делам; введены новые штаты Коллегии. В 1781 г. в Военной коллегии восстановлена Счетная экспедиция, осуществлявшая контроль над расходами военного ведомства. В 1791 г. Коллегия получила новую организацию. Комиссариатское, провиантское, артиллерийское и инженерное ведомства вошли в состав Военной коллегии в качестве самостоятельных экспедиций (с 1796 г. -департаментов).

В 1798 г. утверждены новые штаты Коллегии. По ним она состояла из Канцелярии, делившейся на экспедиции (Армейскую, Гарнизонную, Приказную, Иностранную, Рекрутскую, По учреждению о школах и По ремонтной части), самостоятельных экспедиций (Воинской, Счетной, Инспекторской, Артиллерийской, Комиссариатской, Провиантской, Военно-сиротских учреждений) и Генерал-аудиториата.

С образованием Министерства военно-сухопутных сил в 1802 г. Военная коллегия вошла в его состав и была окончательно упразднена в 1812 г. Функции ее экспедиций перешли к вновь образованным департаментам Министерства.

Президенты Военной коллегии:

Меншиков А.Д. (1717-1724)

Репнин А.И. (1724-1726)

Голицын М.М. (1730)

Долгоруков В.В. (1730-1731)

Миних Б.-Х.А. (1732-1741)

Долгоруков В.В. (1741-1746)

Трубецкой Н.Ю. (1760-1763)

Чернышев З.Г. (1763-1774)

Потемкин Г.А. (1774-1791)

Салтыков Н.И. (1791-1802)

В 1726-1730 гг. и 1746-1760 гг. пост президента был вакантным.

Ряд документов Коллегии хранится также в составе коллекций бывшего Военно-ученого архива (Ф. 410, 412, 413 и других), в личных фондах Н.И. Салтыкова (Ф. 41), Суворовых (Ф. 43), П.А. Румянцева (Ф. 44), Г.А. Потемкина (Ф. 52) и в фондах Российского государственного архива древних актов: Дела военные (Ф. 20), Канцелярия Правительствующего Сената (Ф. 248).


Учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами.

Военная коллегия учреждена Петром I вместо ряда военных учреждений в целях централизации военного управления. Образование Военной коллегии началось с назначением в 1717 г. первого президента генерал-фельдмаршала А.Д. Меншикова и вице-президента А.А. Вейде. 3 июня 1719 г. был объявлен штат Коллегии. Действовать Коллегия начала с 1.01.1720 г.

Совершенствование организационной структуры армии.

Разделение командования войск по типам, создание отдельных министерств для армии и флота (Военная и Адмиралтейств-коллегии);

Создание подразделений: полков, бригад и дивизий, на флоте – эскадр.

СОЗДАНИЕ РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ.

Регулярная армия заменила народное ополчение и стрелецкое войско.


  • 1691 г.- построен первый корабль.
  • Конец 90-хгг 17в- Азовский флот
  • 1702-1704-строительство Балтийского флота
  • 1722-1723- Каспийский флот.

К весне 1698 г. было спущено на воду 52 корабля.

Это интересно.

Набор на флот осуществлялся из рекрутов.


Фрегат – это трёхмачтовый быстроходный парусный корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек)


Галера – это боевой корабль, для перемещения использующий главным образом вёсла.


  • Указы 1699 и 1705 г.- введение рекрутской повинности для податного сословия.

Служба- бессрочная, армия постоянная и регулярная.

Рекруты – люди, призванные на службу в армию.

Рекрутская система: из 20 крестьянских дворов выставлялся 1 рекрут на пожизненную службу.

  • 130 тыс. человек – регулярная армия.
  • 74 тыс.- несли гарнизонную службу.
  • 6 тыс.- ландмилиция (ополчение).
  • 105 тыс .– иррегулярные части, то есть не входящие в состав регулярной армии ( казаки, отряды татар, калмыков и др.)

Появление единообразной военной формы и унифицированного вооружения.

  • Комплектование офицерских кадров и их обучение: введение для дворян пожизненной службы, создание военных школ, отправка дворянских детей для обучения за границу.
  • Привлечение иностранных специалистов в военные учебные заведения и в армию.
  • Развитие военной школы для подготовки офицеров и новых военных формирований: инженерные, математические, навигационные и другие школы.

Открытие военных учебных заведений.

Создание мощной военно-промышленной базы.

Создание военно-промышленных предприятий.

Основа военного промышленного производства - металлургическая и металлообрабатывающая промышленность.

Произошло увеличение производственной мощности существующих металлургических заводов в районе Тулы, Москвы, Устюжны и Воронежа. Были созданы два мощных района металлургического производства на Урале и в окрестностях Олонца.

В 1699 г. на государственные средства был построен крупный Невьянский завод; за ним последовала постройка Демидовым и другими промышленниками ряда заводов на Урале.

Уральское железо и чугун превосходили по качеству лучшее в Западной Европе шведское железо.

Урал стал основным производителем металла в России.

На Урале была обнаружена медь, которую раньше ввозили из-за границы.

В 1710 г. производство чугуна в стране достигло 6641 тыс. пудов - Россия стала одним из основных производителей металла в мире.

К концу царствования Петра действовало 45 крупных металлургических и металлообрабатывающих заводов, из которых 11 были медеплавильные с производительностью в 7000 пудов чистой меди.

Производство оружия.

Расширены Тульские оружейные заводы.

В Сестрорецке создан завод, производящий орудия, якоря и снаряжение. Количество рабочих на этом заводе доходило до 629 человек.

Увеличивались размеры производства огнестрельного оружия, и осваивать производство оружия новых образцов.

Уже в 1706 - 1709 гг. производство ружей равнялось 15-20 тыс. штук в год и, продолжая увеличиваться, к 1711 г. достигло даже 40 тыс. штук. Это количество ружей полностью удовлетворяло потребности вооруженных сил.

Производство пороха и необходимых для этого материалов - селитры и серы. Производство серы было поставлено на Самарском, Сергиевском, Рузском и других заводах, однако серы не хватало и государство вынуждено было ввозить ее еще и из-за границы. В 1703 г. выработка пороха в России достигла размеров, удовлетворявших возросшую потребность армии.

Вывод.

К концу правления Петра I почти все необходимое для армии и флота изготовлялось на своих, отечественных заводах, причем качество вырабатываемого оружия не только не уступало заграничному, но и превосходило его.

в России, высший центральный орган военного управления, образованный Петром I в 1717—20 вместо ряда военных приказов (См. Приказы) в целях централизации военного управления. В. к. состояла из экспедиций по делам пехоты и кавалерии, артиллерии и фортификации, по гарнизонным делам. Президент В. к. (первый — А. Д. Меншиков) входил в состав Сената. Со 2-й четверти 18 в. В. к. подверглась реорганизации с подчинением ей всех лиц и учреждений высшего военного управления. Исполнительными органами В. к. были: главная канцелярия, ведавшая комплектованием, устройством, инспектированием и службой войск. Остальными вопросами ведали соответствующие конторы, переименованные позже в экспедиции. Те и другие решали дела самостоятельно, в В. к. выносились лишь сложные и спорные вопросы. В Москве органом В. к. была особая Контора. В 1791 В. к. окончательно оформилась и стала включать все военные ведомства. В 1798 новая реорганизация В. к. приблизила её к структуре военного министерства, заменившего В. к. в 1802—1812.

в СССР коллегия Верховного суда. Впервые В. к. была создана в 1924 в составе Верховного суда СССР и союзных республик. В. к. Верховного суда СССР (См. Верховный суд СССР) осуществляет надзор за судебной деятельностью военных трибуналов и непосредственно рассматривает уголовные дела, отнесённые законом к её ведению. Члены В. к., как и другие члены Верховного суда СССР, избираются Верховным Советом СССР. Включение В. к. в состав Верховного суда СССР способствует единству судебной практики и укреплению законности при отправлении правосудия. В. к. подсудны уголовные дела исключительной важности и дела о преступлениях высших офицеров; она также вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное военному трибуналу. Если В. к. рассматривает уголовные дела в качестве суда первой инстанции, она действует в составе председательствующего (председателя В. к., его заместителя и члена В. к.) и двух народных заседателей Верховного суда СССР, состоящих на действительной военной службе. Дела по жалобам и протестам В. к. рассматривает в составе трёх членов коллегии. В кассационном порядке В. к. рассматривает дела по частным жалобам и протестам на приговоры, решения и определения военных трибуналов округов, групп войск, флотов и отдельных армий. В порядке судебного надзора В. к. рассматривает дела по протестам председателя Верховного суда СССР, Генерального прокурора СССР и их заместителей, председателя В. к. и Главного военного прокурора на приговоры, решения и определения военных трибуналов округов, групп войск, флотов и отдельных армий.

В. к. возглавляет председатель, который, помимо руководства работой В. к. и участия в судебном рассмотрении дел, организует проверку деятельности, руководит изучением судебной практики и судебной статистики военных трибуналов и т.д. Судебный надзор за деятельностью В. к. осуществляется Верховным судом СССР. В частности, пленум Верховного суда СССР заслушивает отчёты председателя В. к. и даёт соответствующие указания, рассматривает протесты председателя Верховного суда СССР и Генерального прокурора СССР на приговоры и определения В. к. и др. Деятельность В. к. регулируется Положением о Верховном суде СССР 1957 (с изменениями и дополнениями от 30 сентября 1967) и Положением о военных трибуналах (1958).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Военная коллегия" в других словарях:

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ — см. Военные суды … Юридический словарь

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ — ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ, центральный орган военного управления в России в 18 начале 19 вв. Создана в 1717 указом царя Петра I вместо ряда военных приказов в целях централизации военного управления. В 1802 1812 реорганизована в Военное министерство.… … Русская история

Военная коллегия — центральный орган военного управления России в XVIII начале XIX в. Учреждена указом Петра I от 11.12.1717 г., начала действовать с 1.01.1720 г. Президент В.к. входил в состав Сената. Порядок производства дел определялся генеральным регламентом от … Энциклопедия права

Военная коллегия — У этого термина существуют и другие значения, см. Военная коллегия (значения). Военная коллегия высший орган военного управления в Российской империи в течение XVIII века, одна из коллегий, учрежденных Петром I. Содержание 1 История 2… … Википедия

военная коллегия — в России, высший центральный орган военного управления в XVIII в. Создан в 1717 1720 вместо ряда военных приказов в целях централизации военного управления. В 1802 1812 реорганизована в Военное министерство. * * * ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВОЕННАЯ… … Энциклопедический словарь

Военная коллегия — ВОЕННАЯ КОЛЛЕГІЯ, органъ центр. воен. упр нія, образованный Петромъ В. въ 1 ой пол. XVIII в. наряду съ другими госуд. коллегіями. Образованіе В. колл. началось назначеніемъ въ 1717 г. 1 го президента ген. фельдм. кн. Меншикова и 2 го през та ген … Военная энциклопедия

Военная коллегия — учреждена была в России Петром I в 1719 г. по примеру иностранных держав для высшего управления военно сухопутными силами. В ней присутствовали президент, вице президент и несколько членов из генералитета. При В. коллегии состояла своя канцелярия … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ — центральный орган военного управления в России в XVIII – начале XIX в. Создана указом Петра I от 11 декабря 1717 г., начала действовать с 1 января 1720 г. По указу от 3 июня 1719 г. включала президента, 2 го президента (после 1720 г. – вице… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ — 1 . в России высший центр. орган воен. управления, образованный Петром I в 1717 20 вместо ряда воен. приказов в целях централизации воен. управления; состояла из экспедиций по делам пехоты и кавалерии, артиллерии и фортификации, по гарнизонным… … Советская историческая энциклопедия

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ — одно из основных структурных подразделений Верховного Суда РФ. К ее ведению отнесены, наряду с рассмотрением дел по первой инстанции (см.: Верховный Суд РФ), кассационная проверка приговоров и иных решений военных судов среднего звена, а также… … Энциклопедический словарь конституционного права

С целью улучшения отраслевой координации в Российской империи были сформированы 12 коллегий при Петре 1. Органы управления сменили государственную систему приказов, подрастерявшую значимость в Петровскую эпоху. История отмечает, что коллегии просуществовали в России с 1717 до 1806 года, пока их не заменили отраслевые министерства.

Коллегии при петре 1

Общее понятие

С 1711 года император решил создать центральное координационное правление в соответствии с западноевропейским прототипом. Петр 1 сознательно выбрал шведский коллегиальную систему. Этот же порядок рекомендовал ученый-теоретик Лейбниц.

Государь сделал два шага для достижения цели:

Петр 1 отправил за рубеж людей

  • отправил за рубеж людей для ознакомления с бюрократической практикой управления и канцелярией;
  • из-за границы пригласил специалистов в этой области для развития коллегиального регламента на местах.

Иностранные знатоки при всей значимости никогда не занимали руководящих постов. Высшим назначением для них была должность вице-президента. Правителями объявлялись представители русского народа. За этим император следил лично.

Причины реформ

Создание Сената в 1711 году

В 1717—1719 годах ликвидировались устаревшие государственные органы управления. Вместо них пришли новые организационные структуры, подходящие для петровской обновленной России. Создание Сената в 1711 году стало основой для формирования структуры отраслевого координирования. Устаревшие приказы часто повторялись и выполняли аналогичные функции, что приводило к путанице. Некоторые вопросы хозяйствования совсем не попадали под действие порядка и не охватывались приказной системой.

По мнению царя, такие учреждения должны были служить заменой неповоротливому приказному порядку и усовершенствовать принципы регулирования путем:

  • подразделения ведомств в соответствии с отраслями экономики, обороны и другими направлениями;
  • решения дел в совещательном порядке.

Периодом создания коллегиальной системы управления при Петре 1 считается 1717 год. Смена приказного строя в границах целого государства оказалась кропотливым делом. Приказы постепенно подчинялись коллегиям или поглощались ими.

Эволюция структуры

В первые годы изменений была создана Торговая коллегия при содействии иностранцев. Из Швеции и Германии присылались опытные деятели юриспруденции и чиновники для реформаторской работы.

Коллегии при Петре 1 и их функции:

Военная коллегия

  • Военная коллегия управляла сухопутными войсками, работала в период с 1719—1802 год.
  • Адмиралтейская — координировала деятельность флота (1717−1827).
  • Иностранных (чужестранных) дел — ведала контактами с другими странами (1718−1831).
  • Берг-магистратура была главной в тяжелом производстве (1719−1806).
  • Мануфактурный синод заведовал легкой промышленностью (1719−1806).
  • Юстиц-орган был генеральным регулировщиков в области судопроизводства (1718−1781).
  • Коммерц —управляла торговыми делами (1719−1804).
  • Камер- коллегия соотносила государственные налоги и доходы (1718−1800).
  • Штатс-контора учитывала расходы в масштабах государства (1717−1781).
  • Ревизионное собрание осуществляло контроль состояния финансов (1717−1787).
  • Вотчинная — управляла решением вопросов в области земельного законодательства (1721−1785).
  • Главный магистрат осуществлял регулирование общественного устройства городов (1720−1795).

Работу коллегий контролировал Генеральный регламент, который Петр 1 утвердил 28 февраля 1720 года. Впоследствии формирование утратило свое значение после составления Свода законов России. Генеральный регламент являлся уставом, в соответствии с которым коллегии и все принадлежащие к ним конторы и канцелярии вершили дела. Областью действия считались внутренние земские учреждения империи и организации ближнего и дальнего зарубежья.

Регламент осуществлял системное делопроизводство, которое впоследствии получило определение коллежского в соответствии с наименованием отраслевых подразделений — коллегий. Петр 1 уделял внимание совещательному принятию вопросов на общих собраниях.

Недостатки в системе

Грандиозный замысел императора не был претворен в жизнь в полной мере. Четкого разграничения обязанностей и выдачи плана каждому служащему не произошло. Коллеги подменяли один другого при необходимости, по аналогии с когда-то действующими приказами. Например, Мануфактура, Берг и Коммерц-отделения выполняли похожие обязанности.

Медицинской канцелярия

Коллегиальная система разрабатывалась без учета того, что в структуре осталось неподконтрольным просвещение, почта, медицина, полиция. Постепенно консолидация наполнялась новыми подразделами и стала приобретать законченную структуру. Например, аптекарский приказ, существовавший в Петербурге (новой столице) с 1722 года, реформировался в Медицинскую коллегию. В 1725 году это формирование стало именоваться Медицинской канцелярией.

Для Петра 1 важным в этих реформах было то, что они проводились на западный манер. Правление государя отличалось стремлением реформировать структуру государства именно в этом направлении. Большинство объединений вводились не потому, что они считались необходимыми элементами. Основной причиной нововведений было стремление перекопировать черты управления западных стран.

Примером служит полное соответствие трех денежных структур (Штатс-конторы, Камер и Ревизион-коллегии) шведским аналогичным консолидациям. Большинство объединений просуществовали долго, несмотря на такое положение. Коллегии были упразднены только в результате реформ Екатерины 2 и Александра 1.

Деятельность и значение

Сенат назначал коллегиальных руководителей (вице-президентов). Для выбора президента консолидации требовалось мнение императора.

Помимо упомянутых должностей, в структуру совета входили:

Сенат назначал коллегиальных руководителей

  • советники — 4;
  • заседатели (асессоры) — 4;
  • канцелярский актуариус для составления актов и учета;
  • секретарь;
  • переводчик;
  • регистратор;
  • подьячие.

Президент представлял главную персону в собрании, но не выносил постановлений без согласия коллегиальных членов. Вице-президент выполнял обязанности главы, если тот отсутствовал, в остальное время помогал президенту в повседневной работе. Собрания объединения проходили каждый день с перерывом на праздники и воскресенья. Начиналась работа в 6 или 8 часов утра, в зависимости от сезона, и продолжалась на протяжении 5 часов.

Материалы дела в канцелярии подготавливались к обсуждению. Оттуда поступали в коллегиальное общее присутствие, где подвергались критическим замечаниям или принимались голосованием. Решения, которые отклонялись коллегиальным большинством, поступали на рассмотрение в Сенат. Этот высший орган был единственным, кому подчинялась любая консолидация.

При каждом объединении работал прокурор

При каждом объединении работал прокурор, который координировал правильность решений и сроки вынесения вердиктов по поступающим делам. В его обязанности входил контроль исполнения коллегиальных указов самим управленческим формированием и подчиненными структурами. Не последняя роль отводилась секретарю, который отвечал за делопроизводство, подготовку бумаг к обсуждению. Референт вел учет справочной работы, оформлял решения в положенном виде, вел записи-таблицы об исполнении дел, хранил печать органа.

Полное формирование системы завершило процесс централизации камер государственного аппарата. Новый департамент отличался от старой приказной структуры строгим распределением ведомственного подчинения и общими нормативами деятельности в соответствии с генеральным регламентом. Создание коллегиального управления нанесло сильный удар по мошеннической системе местничества, которая перестала существовать в 1682 году.

Военная и Адмиралтейская коллегия

Приказ о формировании Военной консолидации Петр 1 подписал в 1719 году, но началом ее деятельности считается 1720-й. В общий состав ведомства входили 454 солдата. Всего собрание насчитывало 530 лиц, приписанных к капитулу. Несколько десятков мест (около 80) постоянно были свободными, так как в стране не хватало профессиональных офицерских кадров.

Военная и Адмиралтейская коллегия

Военное ведомство делилось на три подразделения:

  1. Армейское — регулировало существование сухопутных войск.
  2. Артиллерийское — занималось делами огнестрельных орудий и стрелковых военнослужащих.
  3. Гарнизонное — регулировало караульные и гарнизонные части.

Лицами, кто возглавлял коллегию при Петре 1, были Репин А. И. и Меньшиков А. Д. Ведомство перестало существовать после указа государя и передало обязанности соответствующему Министерству.

Адмиралтейство сформировалось для управления гражданским и военным флотом. С начала работы им командовал Апраксин Ф. А. Ведомство контролировало верфи, корабельную артиллерию, решало проблемы военнослужащих. Объединение занималось провиантом, казначейством, вопросами обмундирования, закупкой и поставкой материалов. Впоследствии перешло под управление Морского Министерства.

Иностранное и Вотчинное объединения

Объединение иностранных дел

Объединение иностранных дел преобразовывалось из Посольского приказа. Во все время функционирования им правил Головки Г. И. Коллегия представляла собой прототип Министерства иностранных дел и решала вопросы сотрудничества с другими странами.

Иностранное ведомство переформировалось из Поместного приказа и решало земельные вопросы. Служба регистрировала владения и поместья, движение собственности от одного хозяина к другому, выдавала государственные площади в пользование. Отдел занимался конфискацией наделов и другими спорными вопросами. До 1727 года служба располагалась в Москве, но затем переместилась в Санкт-Петербург.

Берг и Мануфактур-капитул

Мануфактуры при петре 1

Берг-коллегия стала самостоятельной структурой для контроля работы горно-рудной и тяжелой промышленности. Ее рабочие центры находились в Сибирском и Уральском регионе. При Петре 1 ведомством управлял Брюс Я. В. Коллегия совмещала свою деятельность с работой Мануфактур-объединения, поэтому Брюс был назначен руководителем обеих структур. Деятельность направлялась на расширение тяжелой отрасли и увеличение количества заводов.

Мануфактур-объединение создавалось для строительства тканных и текстильных фабрик — основных структурных элементов легкой промышленности. В 1722-м коллегия ликвидировалась, а восстановление произошло только в 1742 году. Аналогичная остановка деятельности случилась в 1779—1796 году. Приказ о ликвидации был подписан в 1806-м.

Коммерц и Камер-собрание

Вначале Коммерц-объединением руководил Апраксин, но затем в руководителях значился Толстой П. А. Следующим был Бутурлин И. Ф. Ведомство решало вопросы, которые возникали в процессе торговых операций. В 1731 году система приняла на себя обязанности Берга, Главного магистрата и Мануфактур-коллегии. Екатерина подписала указ об упразднении службы, но после ее смерти Павел 1 продлил работу объединения до 1804 года.

Камер-служба являлась любимой структурой Петра, так как она решала вопросы, связанные со взиманием налогов. На протяжении всего существования объединение возглавлял Голицин Д. М., затем Кошелев. Последним руководителем был Плещеев А. Л. В 1785 году службу прикрыли, но из-за многочисленных откупов ее вновь открыли в 1797 году.

Штатс и Ревизион служба

Штатс-контора

Штатс-контора выполняла контроль государственных расходов. Структура организации была скопирована со шведской модели и полностью ее повторяла. Она перешла под управление Сената в 1723 году. Самостоятельность организации возвратила Анна Иоановна в 1730 году. Ликвидировала службу Екатерина 2.

Ревизион-ведомство занималось координацией финансовых потоков в государстве. Управлял работой службы Долгоруков Я. Ф. В последующие годы коллегия перешла под руководство Сената (1723−1725). После возвращения самостоятельного статуса руководил отделением Бибиков И. И. Службу ликвидировала Екатерина 2.

Юстиц-контора и Главный магистрат

Главный магистрат формировался в качестве единого объединения для координирования городских управлений отдельных городов. Помимо этого, служба утверждала судебные вердикты гражданского и уголовного характера и контролировала налоговые сборы в населенных пунктах. Президентом ведомства был Трубецкой Ю. Ю., затем служил Долгоруков А. Г. После смерти царя магистрат переименовался в Ратушу. Он прекратил существование в 1795 году.

Читайте также: